визионерство что это бизнес
Чем опасны руководители-визионеры
Руководитель-визионер не просто задает стратегическое направление, а рассказывает, почему изменения необходимы, и вдохновляет людей принять их. Визионерство считается необходимой лидерской компетенцией.
Но наше исследование показывает, что визионерский подход к управлению неэффективен, если менеджеры среднего звена не разделяют стратегического видения топ-менеджмента. В результате внедрение стратегических изменений замедляется или даже оканчивается неудачей.
Визионерство важно не только для высшего руководства, но и для менеджеров среднего и низшего звена. Их способность вдохновлять подчиненных и обеспечивать согласованную работу команды (т. е. общее понимание и стремление реализовать стратегию компании) – ключевая предпосылка успешного осуществления стратегических планов.
Вот почему компании обычно включают визионерство в список главных лидерских компетенций менеджеров. Однако в основе такого отношения лежит необоснованное предположение, что менеджеры, не входящие в высшее руководство, всегда согласны со стратегией компании. А что, если нет?
Мы изучили визионерское лидерство и стратегическую согласованность в двух организациях Западной Европы (одна работает в энергетике, другая – на транспорте). Обе компании претерпевали стратегические преобразования. Мы опросили 136 менеджеров и их подчиненных, чтобы оценить уровень визионерства в компании (по мнению сотрудников) и стратегическую согласованность в командах (насколько согласованно члены команд оценивали важность разных стратегических задач) и между менеджерами среднего и высшего звена (насколько согласованно менеджеры и гендиректора оценивали важность разных стратегических задач).
Результаты исследования показали, что визионерский подход – палка о двух концах. Когда менеджеры среднего звена разделяли стратегическое видение высшего руководства, ситуация разворачивалась в соответствии с принятыми представлениями о визионерском лидерстве: чем больше эти менеджеры проявляли себя как руководители-визионеры (излагали свое видение будущего и объясняли, чего хотят добиться от своих команд в ближайшие пять лет), тем более единым в командах было понимание стратегии и тем больше сотрудники были заинтересованы в ее реализации.
Однако, когда менеджеры не разделяли взгляды руководства на стратегию, становились очевидными недостатки визионерства. Чем больше менеджеры визионерствовали, тем меньше согласованности и заинтересованности было в их командах. Сотрудники менеджеров-визионеров, не согласных с руководством компании, отмечали, что их менеджеры создавали путаницу в вопросах реализации стратегии. В результате работники теряли к ней всякий интерес. Как объяснил один сотрудник: «Мы много говорим о стратегии с нашим менеджером. Но я не могу понять, в чем она заключается. Я предпочитаю выполнять свои повседневные обязанности и не задумываться о ней».
Многие компании активно инвестируют в развитие лидерства, и почти неизменно в этих программах визионерство рассматривается как важнейшая лидерская компетенция. А в обеспечение стратегической согласованности между менеджерами компании вкладывают значительно меньше. Часто менеджерам поручают добиться поддержки стратегии в организации, а их собственное согласие с ней само собой разумеется – в силу занимаемой должности. Однако по ряду причин менеджеры могут не разделять стратегию компании (например, они могут быть слишком сосредоточены на интересах собственного отдела и не видеть более широкой картины). Понимание и поддержку стратегии компании со стороны менеджеров нельзя считать данностью.
Наш опыт подсказывает, что заручиться поддержкой менеджеров среднего звена нужно еще до реализации стратегии. Это должна быть не разовая беседа, а диалог. Люди поддержат стратегические изменения, только если они убеждены в их ценности. Это позволит компании воспользоваться преимуществами визионерского подхода у своих менеджеров и не столкнуться с его недостатками.
Об авторах: Нуфер Ясин Атес – доцент кафедры делового администрирования Университета Билькент; Мурат Таракчи – профессор Роттердамской школы менеджмента; Джанин Порк – доцент в бизнес-школе Спирс при Университете штата Оклахома; Даан ван Книппенберг – научный руководитель Института стратегического лидерства при Дрексельском университете; Патрик Гроенен – профессор статистики и директор Института эконометрики Роттердамского университета Эразма
Зачем предпринимателю быть визионером
Сохранить креативность во время кризиса тяжело. Но компании и предприниматели, которым это удастся, могут приобрести значительную выгоду. По статистике, во время кризисов и рецессий 14% компаний опережают как собственные исторические показатели, так и своих конкурентов, потому что инвестируют в новые направления развития. Вот несколько шагов, которые помогут сделать вашу компанию креативной:
1. Выделяйте время на размышления. Во время кризиса на руководителей и предпринимателей ложится огромная нагрузка, размышлять им некогда, но мы не сможем увидеть общую картину, а тем более подумать о будущем, пока не отступим на шаг назад.
Многие действуют на основе своих инстинктов (тех, что принято называть системой «бей – беги»). Эта система призвана помогать нам в сложных ситуациях – например, когда мы убегаем от хищника. Инстинкты сужают наше поле зрения. Но многие забывают о парасимпатической системе (системе «отдыхай и переваривай»), которая управляет нашим телом и умом, когда мы отдыхаем.
Вам тоже нужно создать такой ритм и найти баланс между действием и размышлением. Для этого глубоко и медленно дышите, не торопитесь во время еды, слушайте музыку и гуляйте без телефона.
2. Задавайте активные, открытые вопросы. Во время кризиса мы, скорее всего, не сможем быстро получить ответы на наши вопросы, поэтому особенно важно правильно их ставить. Сейчас на ум сами собой приходят пассивные вопросы, например: «Что с нами будет?». Но чтобы изменить события в свою пользу, нужно задавать активные вопросы: «Как нам создать новые возможности»?
Воображение позволяет нам выйти за пределы известного и поставить вопросы, которые помогут вам найти свежие идеи и подходы. Спросите себя, какие потребности клиентов и продукты сейчас выходят на первый план, чего вы еще не делаете для своих клиентов и почему они продолжают пользоваться вашими услугами.
Как спасти свой бизнес от копирования
3. Разрешите себе играть. Во время кризиса нужно быть серьезным и помнить о целях. Но когда нам тяжело, мы легко забываем, что люди умеют отвлекаться, играть и импровизировать. Вы можете найти новые необычные связи между идеями, если позволите себе отдохнуть и перестанете думать только о целях и эффективности.
Не всегда игра будет сразу приводить к полезным результатам, но во время игры можно потренировать воображение, импровизацию и открытость. Эти навыки очень важны, когда сталкиваешься с неизвестным.
4. Создайте систему для обмена идеями. Вам наверняка приходится экспериментировать с новыми подходами и придумывать что-то новое. Воображение бывает не только индивидуальным, но и коллективным. Разрешите вашим работникам обмениваться новыми, непродуманными идеями. Создайте площадки, где они смогут общаться на равных – без иерархии, отчетов, разрешений или экономических обоснований.
5. Ищите аномалии и неожиданности. Неожиданные факты подстегивают воображение. Наш ум везде ищет закономерности – и когда что-то не вписывается в наши представления, мы их меняем, а потом начинаем менять стратегию и тактику.
Чтобы решить новые сложные проблемы, изучите вашу компанию или стартап изнутри. Рассмотрите все случайности, аномалии и частности. Спросите себя: «Что из этого не вписывается в мои представления?» Погрузитесь в данные – и вам будет легче переосмыслить ситуацию и найти новые возможности.
6. Поощряйте эксперименты. Во время кризиса ресурсы ограничены, но все равно важно поощрять эксперименты, хотя бы и с минимальным бюджетом. Новые идеи бесполезны, пока они не испытаны в реальности.
Например, Оле Кирк Кристиансен, основатель компании Lego, сначала занимался строительством домов и производством товаров для дома: деревянных стремянок и гладильных досок. Но в 1930-е гг. началась Великая депрессия, люди перестали строить, и Кристиансену пришлось экспериментировать. Он попробовал заняться игрушками – и этот шаг оказался успешным. Но Кристиансен пошел на еще один эксперимент и начал выпускать игрушки из нового, революционного материала – пластика.
7. Не теряйте надежду. Топливом для воображения служат наши желания и стремление изменить мир к лучшему. В статистике есть термин «байесовское обучение»: нужно взять идею о статистическом распределении («априорную вероятность») и изменять его в свете новой полученной информации. Результат этого изменения будет зависеть от первоначальной идеи. По этой причине, если вы ждете худшего, ваш пессимизм может стать сбывшимся пророчеством. Поэтому постарайтесь избегать пессимизма и фатализма, которые могут погубить творческий дух компании.
В каждом кризисе есть семена новых возможностей. Многие компании, которым сейчас тяжело, обретут во время кризиса и после него вторую жизнь – если смогут выстоять и использовать свое воображение. Воображение может показаться ненужным излишеством, но это фундамент будущих успехов.
Об авторах: Мартин Ривз – старший партнер и управляющий директор офиса BCG в Сан-Франциско и председатель BCG Henderson Institute, аналитической группы BCG по маркетингу и стратегии; Джек Фуллер – менеджер проектов в BCG Henderson Institute, стипендиат Родса, изучал нейронауки и философскую теологию
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь
Статья 1. Бизнес визионерство, что это?
Информационно-аналитический портал GR NEWS совместно с экспертами начинает серию статей на тему Визионерства. Статьи будут выходить с периодичностью 1 раз в неделю.
Бизнес визионерство, что это?
Современный мир может похвастаться беспрецедентными за всю историю человечества скоростями. Речь идет не только и не столько о перемещении в пространстве, тем более что в этой области особого прогресса за последние 15-20 лет почти не наблюдается, сколько о развитии технологий. Скорость и частота появления нового в этой сфере нарастает с каждым годом и чуть ли не удваивается – по аналогии с законом Мура – каждые 5 лет[1].
Что все это означает? Безусловно, количественный и качественный рост информации приведет к еще большей специализации в любой профессиональной сфере и одновременной утрате феномена энциклопедических знаний. Даже не обращаясь к вопросу о положительном или отрицательном характере таких изменений, очевидно, что такая ситуация напрямую влияет на характер работы любого связанного с технологиями бизнеса.
Компании, с одной стороны, по мере возникновения новых специализаций должны будут нанимать все большее количество профессионалов-аналитиков, чтобы оставаться «в тренде». Однако с увеличением числа аналитиков связи между ними будет поддерживать все сложнее, все сложнее будет создавать интегральное заключение на основании их отчетов. С другой стороны, такая ситуация требует наличия профессионала обладающего широчайшим кругозором и глубоким знанием каждого из бизнес направлений, которыми занимается компания, а также обладающего четким видением того, как и куда компания должна двигаться в будущем. Этот профессионал должен обладать базовыми компетенциями каждого из ключевых менеджеров компании (Chief Executive Officer (CEO), Chief Financial Officer (CFO), Chief Information Officer (CIO), Chief Technology Officer (CTO)) и одновременно обладать ясным видением путей развития бизнеса. Именно он обладает ключевыми навыками для определения стратегии и плана развития корпорации.
Для Западных корпораций наличие такого рода специалиста сегодня уже не считается чем-то принципиально новым. Например, в известнейшей IT-компания Cisco Systems работает Дейв Эванс (Dave Evans), который еще в 2011 году выделил 10 наиболее перспективных трендов развития IT[2]. В больших корпорациях появляются новые менеджерские должности: Chief Visionary Officer (CVO). Их история начинается еще в 1990-х годах и связана с именами Эйнара Стефферуда (разработчик почтового протокола MIME, стандартов безопасности онлайновых платежных систем) и Тима Робертса (Tim Roberts), создателя компании Broadband Investment Group. В Российских компаниях таких должностей, да и просто упоминаний о таких профессионалах пока нет или ничтожно мало.
Одно из затруднений – это название: таких людей называют визионерами или футурологами. Обе термина для русского языка имеют устоявшиеся и закрепленные значения, причем оба навскидку никак не связаны с бизнесом и оба же имеют скорее негативные коннотации.
Тем не менее, очевидно, что глобальные тенденции глобального IT бизнеса необходимо учитывать и в России, и начать нужно хотя бы с термина, чтобы подобные профессионалы у нас в стране не воспринимались как шарлатаны или впадающие в транс не стабильные личности[3]. Примечательно, что в современном русском языке уже появилось, но еще не закрепилось еще одно значение понятию «визионер»: «Аналитик и стратег, способный предвидеть будущее развитие рынка или повлиять на него»[4]. В связи с чем предлагается использовать термин «бизнес визионерство» как одновременно указывающий на связь с бизнесом и указывающий на особое, внутренне, сущностное понимание его механизмов.
Реальность визионерства или Особенности российских реалий.
Стремительно меняющийся мир требует от всех сфер жизни меняться вслед за ним или исчезнуть. От этого почти закона современной жизни не может скрыться ни одна сфера деятельности, ни один общественный институт. Бизнес в данном случае совсем не исключение, однако в разговор об этой сфере неизбежно вольется дополнительная тема: неравномерность запросов и ожиданий в разных странах.
Примером такой неравномерности может служить недавно вышедший материал «Бизнес визионерство, что это?». Сам по себе материал, как это очевидно из названия, затрагивает достаточно распространенную на Западе концепцию. Распространенную настолько, что в её исполнение большие транснациональные компании открывают новые рабочие места для бизнес-«мыслителей».
Тем не менее, с существованием подобной должности в российской контексте могут возникнуть немалые сложности. К сожалению, масштабный российский бизнес не очень обращает внимание на такие инициативы. Более того, для нашей страны вполне возможна ситуация, когда рабочее место будет создано, но никто не будет и обращаться, ни слушать такого специалиста как раз по причине того, что он «мечтатель». По большому счету, можно с достаточно большой долей уверенности говорить, что наёмные специалисты такого типа в современной российской модели ведения бизнеса вряд ли приживутся.
Основных причин здесь две. Во-первых, такой человек должен обладать огромным числом профессиональных навыков, которых должно хватать на целую группу топ-менеджеров. Здесь и аналитическое мышление, и владение математическим анализом, и навыки по выработке стратегии, и креативность… мало кто согласится нанять на работу такого специалиста, хотя бы исходя из вопросов стоимости. С другой стороны, именно по этой причине описанный профессионал вполне вероятно не согласится быть наёмным рабочим, поскольку он должен будет играть в компании ключевую (подчеркиваю, не одну из, а именно ключевую роль).
В наших условиях такому профессионалу по большому счету только одна дорога – это иметь свой собственный бизнес и заниматься инвестиционными проектами. Именно в инвестиционном бизнесе все перечисленные качества оказываются задействованными, хотя и их будет не совсем достаточно.
Бизнес-визионеру в инвестициях понадобится еще два редких, но абсолютно необходимых качества: интуиция и четкое видение будущего. Здесь, конечно, не имеется ввиду мистическое или религиозное «видение». Речь идет строго о бизнесе, в котором есть внутренние закономерности, и визионер просто обязан безошибочно их идентифицировать. Каким еще образом можно браться за проект с отдачей в 20-25 лет, если четко не представлять, что через четверть века он все еще будет актуален, и в чем конкретно он будет актуален?
Парадокс в том, что на первый взгляд описанный идеальный специалист поход на сказочного героя в том смысле, что таковых в природе не бывает. Тем не менее, история бизнеса время от времени выводит на первый план таких специалистов, однако – это уже совсем другая история.
[3] Понятие «футуролог» в современном русском языке имеет прямое негативное значение: человек, занимающийся беспочвенными предсказаниями будущего. Что касается термина «визионер», то словарь Даля дает следующее определение: «Человек, страдающий галлюцинациями, которые при мистической настроенности нередко истолковываются, как способность видеть сверхъестественные явления».
Кто такой визионер. Объясняем простыми словами
Визионер — это стратег с сильными лидерскими качествами, который может предчувствовать развитие определённых тенденций и изменений на рынке.
Проще говоря, это лидеры, которые ориентируются на рынке, могут чувствовать и предвидеть тренды, вдохновлять и мотивировать команду на развитие, объединять вокруг общей цели, чётко представляют себе будущее не только компании, но и рынка. Они уверены в себе и своих решениях и готовы идти на риск, даже когда есть понимание, что в большинстве случаев может не получиться.
Например, визионером можно назвать Стива Джобса. Сооснователь Apple с точностью мог предсказать будущие запросы рынка, многие его высказывания 30-летней давности сбылись и продолжают сбываться до сих пор. Например, за 20 лет до появления айфона Джобс заговорил о некоем «посреднике», который живёт в «коробочке», и человек может носить его с собой. Выступая на Международной конференции дизайна, Стив Джобс упомянул «очень умный компьютер внутри книги, который можно носить с собой и овладеть им за пять минут». Это был прототип первого в мире айпада, который Джобс презентовал спустя целых 27 лет.
Другим известным визионером считают японского гейм-дизайнера и руководителя студии Kojima Productions Хидео Кодзиму. Актёр Норман Ридус, который участвовал в проекте Кодзимы Death Stranding, как-то сказал «Хидео Кодзима — гений. Мы сидели на «Комик-коне», и у него был материал на iPad, который он хотел мне показать. Я просто не верил в то, что видел. И я сказал ему: «Что бы ты ни придумал, я готов в этом участвовать. Я даже не понимаю, о чём ты говоришь». Люди готовы делать всё, что он ни скажет, потому что он визионер».
На российском рынке яркий пример визионера — Герман Греф. Он смог предсказать тренд на новый формат и подход к финансовым сервисам и продуктам, создание экосистем вокруг финансовых институтов. В итоге трансформация одной компании привела к изменению на всём рынке.
Пример употребления на «Секрете»
(Основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков — о том, почему Илон Маск и Стив Джобс — «говнюки».)
Слово «визионер» — это русское произношение французского visionnaire (от лат. visio, «видение»), которое переводится как «провидец». Термин появился на рубеже XIX и XX веков, когда на пике популярности были мистика, спиритизм и оккультизм. В те времена так называли людей, которые страдали галлюцинациями, и им приписывали способность видеть будущее.
Критика
Исследователи из Международного института управленческого развития в Швейцарии (International Institute for Management Development, IMD) отмечают, что руководители-визионеры могут ставить слишком нереалистичные цели и не объяснять, как эти цели достичь команде. В этом кроется главный недостаток визионерского подхода к управлению.
Эксперты считают, что эффективный руководитель должен балансировать между традиционными способами управления и новыми. Нужно одновременно быть экспертом в своей области и продолжать учиться новому, самостоятельно принимать решения, но всегда вовлекать в процесс команду.
Визионер — профессия будущего
Кто сможет быть визионером?
Сегодня есть распространенная классификация, которая делит всех людей на две большие категории: digital natives и digital immigrants. Первые родились в цифровом мире и с детства привычны к гаджетам и цифровым технологиям, вторые — выросли до глобального проникновения интернета в нашу жизнь и осваивали digital уже в зрелом возрасте. Рубеж между этими поколениями проходит примерно по 2000-ным годам.
Однако, не все так просто. Самые последние исследования говорят, что digital natives и digital immigrants — это всего лишь термины, не отражающие степень адаптации к цифровому миру. Главное, чтобы человек владел цифровыми инструментами и научился грамотно ими пользоваться — это называется цифровой мудростью (digital wisdom). Неважно научился он этому с младенчества или уже в очень зрелом возрасте.
Правда у digital natives все-таки есть одно преимущество — им легче ориентироваться в быстро меняющемся цифровом мире и предугадывать тренды. Им проще будет стать визионерами в цифровом мире. Эти умения будут очень важны в ближайшем будущем, так как хаос будет органично вписан в картину нового мира: вокруг постоянно будет происходить множество изменений одновременно, которые нельзя будет описать единой закономерностью. Неопределенность станет нормой жизни, а приспособленными к ней лучше всех окажутся digital natives.
Одной из главных задач образования станет обучение тому, как выживать в этом цифровом хаосе. Все мы будем жить в бесконечной эпохе перемен. И вот здесь выходят на сцену визионеры. Их умение ориентироваться в нескончаемом потоке нового и даже возможного, выстраивать связи между разными сущностями и определять векторы развития окажется бесценным. Остается только понять где брать таких визионеров и можно ли их выращивать в университетах.
Кто такие digital humans?
В своей статье Digital Natives, Digital Immigrants известный американский популяризатор технологий обучения Марка Пренски пишет, что чем дольше мы живем в цифровую эпоху, тем менее актуальным становится разделение на digital natives и digital immigrants. Чтобы создать новое, лучшее будущее, нам необходимо мыслить в новых терминах, таких как, например, digital wisdom, цифровая мудрость. Причем слово «мудрость» имеет здесь двойной смысл. Это не только сами знания, но и умение их использовать. Приоритетным становится способность выбирать из огромного информационного потока главное и быстро оценивать достоверность этих данных.
В двух словах digital humans — это люди, максимально владеющие актуальными диджитал инструментами. Digital natives осваивают их с детства, но на самом деле это преимущество незначительное. Главное, это живость ума, нестандартное мышление и аналитические способности. Хорошо адаптирующиеся digital immigrants вполне могут адаптироваться к таким реалиям цифровой эпохи.
Особенности цифровых людей:
Цифровые люди мыслят по-другому, находятся под прессингом огромного количества информации и должны быть готовы к очень быстрым изменениям. Подсказать же в каком направлении надо меняться и какой вектор выбрать для развития смогут визионеры. Они будут синтезировать смыслы и доносить до остальных вижн наиболее оптимального развития.
Зачем поколению Digital Human визионеры?
Потребность в умении ориентироваться в хаосе, чувствовать значимые тренды и доносить эти знания до широких масс будет возрастать. Весьма вероятно, что визионерство сможет стать одной из важных профессий будущего, а на визионеров будут учить в университетах.
Скоро мир станет настолько сложным, что обществу потребуются специальные люди — визионеры, которые будут способны ориентироваться в гигантских потоках информации и буквально «прозревать хаос». Они будут предсказывать еще не родившиеся тренды, синтезировать смыслы и доносить их до широких масс.
Как можно стать визионером?
Визионером можно стать уже и сегодня. К сожалению, пока на визионеров нигде не учат, но можно самостоятельно прокачивать необходимые скиллы. Отличный материал, как это сделать вышел недавно на T& P.
Можно тренироваться на практике и для этого участвовать в визионерских конкурсах. К сожалению, большинство из них проходит за рубежом. Rocket Group — одна из первых российских компаний, которая решила провести такой конкурс на создание лучшего концепта технополиса будущего. Его результатами станут не просто фантазии, оторванные от жизни, а реально полезные для общества проекты и мысли, которые обязательно будут учтены при дальнейшей работе с концепциями технополиса будущего.
Какие-то идеи войдут в предложения для профильных органов госвласти, а предложенная участниками модель технополиса может стать основой для всей инновационной инфраструктуры страны. Участие в конкурсе — отличная возможность прокачать скиллы визионера, сделать общественно полезный проект и внести свой вклад в развитие инноваций в стране.
Наблюдать в режиме реального времени как идеи визионеров превращаются в реальность, можно в соцсетях конкурса. Для подведения итогов работы участников поедут по главным смотрам урбанистов, архитекторов и дизайнеров пространства. После этого организаторы подготовили сюрприз для всех участников конкурса и просто желающих визионерствовать. Что же это будет? Можно будет узнать после завершения конкурса.