визионерская лекция что это
Визионер — профессия будущего
Кто сможет быть визионером?
Сегодня есть распространенная классификация, которая делит всех людей на две большие категории: digital natives и digital immigrants. Первые родились в цифровом мире и с детства привычны к гаджетам и цифровым технологиям, вторые — выросли до глобального проникновения интернета в нашу жизнь и осваивали digital уже в зрелом возрасте. Рубеж между этими поколениями проходит примерно по 2000-ным годам.
Однако, не все так просто. Самые последние исследования говорят, что digital natives и digital immigrants — это всего лишь термины, не отражающие степень адаптации к цифровому миру. Главное, чтобы человек владел цифровыми инструментами и научился грамотно ими пользоваться — это называется цифровой мудростью (digital wisdom). Неважно научился он этому с младенчества или уже в очень зрелом возрасте.
Правда у digital natives все-таки есть одно преимущество — им легче ориентироваться в быстро меняющемся цифровом мире и предугадывать тренды. Им проще будет стать визионерами в цифровом мире. Эти умения будут очень важны в ближайшем будущем, так как хаос будет органично вписан в картину нового мира: вокруг постоянно будет происходить множество изменений одновременно, которые нельзя будет описать единой закономерностью. Неопределенность станет нормой жизни, а приспособленными к ней лучше всех окажутся digital natives.
Одной из главных задач образования станет обучение тому, как выживать в этом цифровом хаосе. Все мы будем жить в бесконечной эпохе перемен. И вот здесь выходят на сцену визионеры. Их умение ориентироваться в нескончаемом потоке нового и даже возможного, выстраивать связи между разными сущностями и определять векторы развития окажется бесценным. Остается только понять где брать таких визионеров и можно ли их выращивать в университетах.
Кто такие digital humans?
В своей статье Digital Natives, Digital Immigrants известный американский популяризатор технологий обучения Марка Пренски пишет, что чем дольше мы живем в цифровую эпоху, тем менее актуальным становится разделение на digital natives и digital immigrants. Чтобы создать новое, лучшее будущее, нам необходимо мыслить в новых терминах, таких как, например, digital wisdom, цифровая мудрость. Причем слово «мудрость» имеет здесь двойной смысл. Это не только сами знания, но и умение их использовать. Приоритетным становится способность выбирать из огромного информационного потока главное и быстро оценивать достоверность этих данных.
В двух словах digital humans — это люди, максимально владеющие актуальными диджитал инструментами. Digital natives осваивают их с детства, но на самом деле это преимущество незначительное. Главное, это живость ума, нестандартное мышление и аналитические способности. Хорошо адаптирующиеся digital immigrants вполне могут адаптироваться к таким реалиям цифровой эпохи.
Особенности цифровых людей:
Цифровые люди мыслят по-другому, находятся под прессингом огромного количества информации и должны быть готовы к очень быстрым изменениям. Подсказать же в каком направлении надо меняться и какой вектор выбрать для развития смогут визионеры. Они будут синтезировать смыслы и доносить до остальных вижн наиболее оптимального развития.
Зачем поколению Digital Human визионеры?
Потребность в умении ориентироваться в хаосе, чувствовать значимые тренды и доносить эти знания до широких масс будет возрастать. Весьма вероятно, что визионерство сможет стать одной из важных профессий будущего, а на визионеров будут учить в университетах.
Скоро мир станет настолько сложным, что обществу потребуются специальные люди — визионеры, которые будут способны ориентироваться в гигантских потоках информации и буквально «прозревать хаос». Они будут предсказывать еще не родившиеся тренды, синтезировать смыслы и доносить их до широких масс.
Как можно стать визионером?
Визионером можно стать уже и сегодня. К сожалению, пока на визионеров нигде не учат, но можно самостоятельно прокачивать необходимые скиллы. Отличный материал, как это сделать вышел недавно на T& P.
Можно тренироваться на практике и для этого участвовать в визионерских конкурсах. К сожалению, большинство из них проходит за рубежом. Rocket Group — одна из первых российских компаний, которая решила провести такой конкурс на создание лучшего концепта технополиса будущего. Его результатами станут не просто фантазии, оторванные от жизни, а реально полезные для общества проекты и мысли, которые обязательно будут учтены при дальнейшей работе с концепциями технополиса будущего.
Какие-то идеи войдут в предложения для профильных органов госвласти, а предложенная участниками модель технополиса может стать основой для всей инновационной инфраструктуры страны. Участие в конкурсе — отличная возможность прокачать скиллы визионера, сделать общественно полезный проект и внести свой вклад в развитие инноваций в стране.
Наблюдать в режиме реального времени как идеи визионеров превращаются в реальность, можно в соцсетях конкурса. Для подведения итогов работы участников поедут по главным смотрам урбанистов, архитекторов и дизайнеров пространства. После этого организаторы подготовили сюрприз для всех участников конкурса и просто желающих визионерствовать. Что же это будет? Можно будет узнать после завершения конкурса.
Кто такой визионер. Объясняем простыми словами
Визионер — это стратег с сильными лидерскими качествами, который может предчувствовать развитие определённых тенденций и изменений на рынке.
Проще говоря, это лидеры, которые ориентируются на рынке, могут чувствовать и предвидеть тренды, вдохновлять и мотивировать команду на развитие, объединять вокруг общей цели, чётко представляют себе будущее не только компании, но и рынка. Они уверены в себе и своих решениях и готовы идти на риск, даже когда есть понимание, что в большинстве случаев может не получиться.
Например, визионером можно назвать Стива Джобса. Сооснователь Apple с точностью мог предсказать будущие запросы рынка, многие его высказывания 30-летней давности сбылись и продолжают сбываться до сих пор. Например, за 20 лет до появления айфона Джобс заговорил о некоем «посреднике», который живёт в «коробочке», и человек может носить его с собой. Выступая на Международной конференции дизайна, Стив Джобс упомянул «очень умный компьютер внутри книги, который можно носить с собой и овладеть им за пять минут». Это был прототип первого в мире айпада, который Джобс презентовал спустя целых 27 лет.
Другим известным визионером считают японского гейм-дизайнера и руководителя студии Kojima Productions Хидео Кодзиму. Актёр Норман Ридус, который участвовал в проекте Кодзимы Death Stranding, как-то сказал «Хидео Кодзима — гений. Мы сидели на «Комик-коне», и у него был материал на iPad, который он хотел мне показать. Я просто не верил в то, что видел. И я сказал ему: «Что бы ты ни придумал, я готов в этом участвовать. Я даже не понимаю, о чём ты говоришь». Люди готовы делать всё, что он ни скажет, потому что он визионер».
На российском рынке яркий пример визионера — Герман Греф. Он смог предсказать тренд на новый формат и подход к финансовым сервисам и продуктам, создание экосистем вокруг финансовых институтов. В итоге трансформация одной компании привела к изменению на всём рынке.
Пример употребления на «Секрете»
(Основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков — о том, почему Илон Маск и Стив Джобс — «говнюки».)
Слово «визионер» — это русское произношение французского visionnaire (от лат. visio, «видение»), которое переводится как «провидец». Термин появился на рубеже XIX и XX веков, когда на пике популярности были мистика, спиритизм и оккультизм. В те времена так называли людей, которые страдали галлюцинациями, и им приписывали способность видеть будущее.
Критика
Исследователи из Международного института управленческого развития в Швейцарии (International Institute for Management Development, IMD) отмечают, что руководители-визионеры могут ставить слишком нереалистичные цели и не объяснять, как эти цели достичь команде. В этом кроется главный недостаток визионерского подхода к управлению.
Эксперты считают, что эффективный руководитель должен балансировать между традиционными способами управления и новыми. Нужно одновременно быть экспертом в своей области и продолжать учиться новому, самостоятельно принимать решения, но всегда вовлекать в процесс команду.
Чем опасны руководители-визионеры
Руководитель-визионер не просто задает стратегическое направление, а рассказывает, почему изменения необходимы, и вдохновляет людей принять их. Визионерство считается необходимой лидерской компетенцией.
Но наше исследование показывает, что визионерский подход к управлению неэффективен, если менеджеры среднего звена не разделяют стратегического видения топ-менеджмента. В результате внедрение стратегических изменений замедляется или даже оканчивается неудачей.
Визионерство важно не только для высшего руководства, но и для менеджеров среднего и низшего звена. Их способность вдохновлять подчиненных и обеспечивать согласованную работу команды (т. е. общее понимание и стремление реализовать стратегию компании) – ключевая предпосылка успешного осуществления стратегических планов.
Вот почему компании обычно включают визионерство в список главных лидерских компетенций менеджеров. Однако в основе такого отношения лежит необоснованное предположение, что менеджеры, не входящие в высшее руководство, всегда согласны со стратегией компании. А что, если нет?
Мы изучили визионерское лидерство и стратегическую согласованность в двух организациях Западной Европы (одна работает в энергетике, другая – на транспорте). Обе компании претерпевали стратегические преобразования. Мы опросили 136 менеджеров и их подчиненных, чтобы оценить уровень визионерства в компании (по мнению сотрудников) и стратегическую согласованность в командах (насколько согласованно члены команд оценивали важность разных стратегических задач) и между менеджерами среднего и высшего звена (насколько согласованно менеджеры и гендиректора оценивали важность разных стратегических задач).
Результаты исследования показали, что визионерский подход – палка о двух концах. Когда менеджеры среднего звена разделяли стратегическое видение высшего руководства, ситуация разворачивалась в соответствии с принятыми представлениями о визионерском лидерстве: чем больше эти менеджеры проявляли себя как руководители-визионеры (излагали свое видение будущего и объясняли, чего хотят добиться от своих команд в ближайшие пять лет), тем более единым в командах было понимание стратегии и тем больше сотрудники были заинтересованы в ее реализации.
Однако, когда менеджеры не разделяли взгляды руководства на стратегию, становились очевидными недостатки визионерства. Чем больше менеджеры визионерствовали, тем меньше согласованности и заинтересованности было в их командах. Сотрудники менеджеров-визионеров, не согласных с руководством компании, отмечали, что их менеджеры создавали путаницу в вопросах реализации стратегии. В результате работники теряли к ней всякий интерес. Как объяснил один сотрудник: «Мы много говорим о стратегии с нашим менеджером. Но я не могу понять, в чем она заключается. Я предпочитаю выполнять свои повседневные обязанности и не задумываться о ней».
Многие компании активно инвестируют в развитие лидерства, и почти неизменно в этих программах визионерство рассматривается как важнейшая лидерская компетенция. А в обеспечение стратегической согласованности между менеджерами компании вкладывают значительно меньше. Часто менеджерам поручают добиться поддержки стратегии в организации, а их собственное согласие с ней само собой разумеется – в силу занимаемой должности. Однако по ряду причин менеджеры могут не разделять стратегию компании (например, они могут быть слишком сосредоточены на интересах собственного отдела и не видеть более широкой картины). Понимание и поддержку стратегии компании со стороны менеджеров нельзя считать данностью.
Наш опыт подсказывает, что заручиться поддержкой менеджеров среднего звена нужно еще до реализации стратегии. Это должна быть не разовая беседа, а диалог. Люди поддержат стратегические изменения, только если они убеждены в их ценности. Это позволит компании воспользоваться преимуществами визионерского подхода у своих менеджеров и не столкнуться с его недостатками.
Об авторах: Нуфер Ясин Атес – доцент кафедры делового администрирования Университета Билькент; Мурат Таракчи – профессор Роттердамской школы менеджмента; Джанин Порк – доцент в бизнес-школе Спирс при Университете штата Оклахома; Даан ван Книппенберг – научный руководитель Института стратегического лидерства при Дрексельском университете; Патрик Гроенен – профессор статистики и директор Института эконометрики Роттердамского университета Эразма
Визионеры и визионерские цели
Вы никогда не задумывались, какие именно цели вы ставите себе? Реалистичные? Идеалистичные? Или еще какие?
Визионерские цели – это по сути своей цели мечтателей. Людей их ставящих, не так сильно волнует, что у них есть сейчас, какие условия для выполнения задачи, что для них реально, а что нет. Они ставят цель такую, какую хотят в своих идеалистичных мечтах. Ну, или не то чтобы идеалистичных, скорее их цели с точки зрения большинства людей явно заоблачные.
Например, когда человек, зарабатывая 30 000 рублей в месяц, ставит себе цель в следующем месяце заработать 300 000 рублей, то это довольно амбициозно. А точнее говоря, с точки зрения большинства людей – полная хрень. Но ведь есть люди, которые совершают такой рывок. Хотя, откровенно говоря, еще больше тех, кто ставит визионерскую цель и успешно ее проваливает 🙂
Но все же, имеют ли право на жизнь визионерские цели? Стоит ли ставить себе цели, которые столь амбициозны? Моя практика показывает, что да. Давайте разберемся подробнее.
Суть в том, что поставив себе амбициозную цель, например, увеличить свой доход в 10 раз за месяц, с 30 до 300 тысяч рублей, мы тем самым даем своему мозгу команду – все действия, которые к такой цели не ведут отбросить! И в этом главный козырь визионерского подхода к постановке цели! Как говорит один из моих учителей – «Цель выдает вам ТЗ на ваши действия».
Следующий вопрос, который сразу приходит на ум – так насколько часто визионеры добиваются своих целей. Ответ довольно странный на первый взгляд – почти никогда не добиваются. Но! Тут вся соль. Человек, запланировавший себе рост с 30 до 300 тысяч за месяц, скорее всего не выполнит свою цель. Пусть он вырастет всего лишь с 30 до 150 или 180 тысяч! Вот так провал, правда? Да ничего страшного, следующую цель он поставит на 500 тысяч и успешно ее провалит, зафиналив результат на отметке 350 в месяц!
Вот так это работает. Так что мечтайте, господа, ставьте себе зажигающие цели!
Кстати о том, какие именно цели дают энергию и как правильно их ставить мы поговорим в следующих статьях.
Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
🙂 Если вы оставите комментарий ниже – что вам понравилось, что не понравилось, какие вопросы есть? Мне будет приятно почитать
🙂 Если захотите поделиться ссылкой на эту заметку у себя в соц. сетях, то ниже есть кнопки, при помощи которых можно легко это сделать
Лекции визионеров. Трансляции 12 июля
Цикл визионерских лекций для «островитян» продолжится 12 июля. Лекции начнутся в 19.30, на нашем портале можно будет посмотреть параллельные трансляции всех выступлений спикеров.
Президент Университета Уэстерн Говернорс (Western Governors University, США) Cкотт Палсифер (Scott Pulsipher) прочитает лекцию на тему «Редизайн высшего образования для работы будущего». Скотт Палсифер вовлечет слушателей в процесс переосмысления традиционного высшего образования. В своей лекции он акцентирует внимание на действиях, которые высшее образование должно предпринять, чтобы остаться основным катализатором всеобщего благополучия.
Лекция состоится в аудитории B2.
Президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад»» Петр Щедровицкий продолжит рассказ о промышленных революциях. В лекциях будет представлена модель, описывающая динамику больших циклов экономического развития и ее концептуальные основания.
Лекция «Вверх и вниз по волнам промышленных революций. Часть 2» пройдет в аудитории G1.
Доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института вычислительной математики РАН, руководитель группы научных вычислений «Сколтеха» Иван Оселедец прочитает лекцию «Миф о власти искусственного интеллекта: Перспективы VS проблемы. Математика и физика нейронных сетей».
Доктор математических наук, занимается разработкой численных методов для решения современных задач анализа данных, выполняет проекты для индустрии, например, для Schlumberger и РусАгро, имеет обширный преподавательский опыт в академических университетах (МФТИ, ИВМ РАН, Сколтех и др.). Автор более 40 опубликованных/принятых работ в высокопрофильных математических журналах математической и вычислительной физики
Лекция пройдет в аудитории B1.
Профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт Сколковского центра развития образования (SEDEC), основатель Global Education Futures Павел Лукша прочитает лекцию «Сад сходящихся тропок: человечество в поисках нового мифа».
Аудитория F8 и F9
Заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН Валерий Подорога выступит с лекцией на тему «Общее чувство. Естественные границы искусственного».
Валерий Подорога — доктор философских наук, автор более 200 научных трудов по философии и культурологии. Лауреат литературной премии Андрея Белого, лауреат премии Кандинского, выдаваемой в области современного искусства.
Слушателям предстоит разобраться в особенностях взаимодействии между чувством возвышенного и чувством различия (вкуса) в искусстве и философии, в том как с течением времени менялась традиционная эстетика.
Лекция состоится в аудитории G3
Трансляции всех лекций будут доступны с 19.30.