вижу лица в облаках к чему это
Парейдолия — почему мы видим лица там, где их быть не может?
Как работает парейдолия?
Вы отдыхаете, расслабились, о чем-то думаете и смотрите в одну точку. Фокусируете внимание на причудливых узорах обоев, которые неожиданно предстают в виде лица. Перемещаете взгляд на шторы — там тот же лик.
Отчетливые зрительные образы каждый из нас способен увидеть в любом окружающем предмете. Все зависит от того, чем в данный момент заняты ваши мысли и какое у вас настроение. Иногда даже складывается впечатление, что окружающие предметы словно оживают.
Слово парейдолия образовано от сочетания — para (около или отклонение от чего-либо) и eidolon (изображение). Речь идет о способности различать одушевленные и неодушевленные предметы в различных зрительных образах.
И такая способность характерна не только для современного человека. Американский космолог Карл Саган, к примеру, считает, что во многом благодаря парейдолии и удалось выжить древнему человеку. Нашим предкам, как и нам сегодня, достаточно было бросить мимолетный взгляд, чтобы «считать» информацию в окружающем пространстве и судить о приближении друга или врага.
В современной жизни парейдолия играет не менее важную роль и достаточно часто становится темой обсуждения в различных блогах. Интересно поделиться с другими привычными вещами, в которых неожиданно видны черты, присущие живому существу.
В некоторых случаях феномен парейдолии связывают с ложными наблюдениями неопознанных летающих объектов или призраками. Безусловно, каждый конкретный случай требует отдельного и тщательного изучения. Не все можно списать на парейдолию, но, согласитесь, как легко даже в пламени огня увидеть мятущихся призраков.
«Живые» образы в кулинарных шедеврах
Крепкий сон ночью и бодрое пробуждение утром задают позитивный тон новому дню. Тогда даже утренний кофе в чашке вам «улыбнется».
За завтраком рассмотреть странноватую рожицу инопланетного происхождения можно и в таком привычном блюде, как яичница.
В процессе приготовления пищи феномен парейдолии встречается особенно часто. Идеи для фантазий порой подает сама природа, создавая фрукты, овощи и другие продукты необычной и напоминающей живые существа формы.
Исследования показывают, что гораздо чаще такое явление, как парейдолия имеет религиозный подтекст. Этой теме свое исследование посвятили ученые из Финляндии. Выяснилось, что верующим людям проще рассмотреть в окружающей обстановке «лики святых» или другие связанные с их религией образы.
К примеру, Диана Дьюсер из Майами не только разглядела в подгоревшем сырном тосте образ Девы Марии, но и выставила ценный лот на продажу на интернет-площадке eBay.
Армия оживших механизмов
Где имеется широкий простор для фантазии, так это — бытовая техника и другие окружающие нас предметы. Перед вами целая серия фотографий, в которых вы наверняка сможете разглядеть признаки живого существа. Некоторые из них словно улыбаются, другие замирают от ужаса. Одним словом, выражают ту богатую гамму эмоций, которые обычно испытывают сами люди.
Иллюзии парейдолии в творчестве
Явление парейдолии с древних времен получило широкое распространение в работах известных живописцев. Сам Леонардо да Винчи описывал это явление в качестве одного из художественных приемов. Часто и умело его использует и венгерский мастер Иштван Орос в своей серии гравюр, в каждой из которых можно рассмотреть мистический череп.
Современные специалисты в области анимации подтвердят, что не только на мебели и электрических приборах люди склонны видеть некое подобие лиц. Придать элементы одушевленности можно практически любой геометрической фигуре. Достаточно поставить в ее области точку.
Этим объясняется популярность используемых в интернете смайликов. Самый простой вариант — поставить две точки и нарисовать короткую линию под ними. У любого, кто посмотрит на это абстрактное изображение, тут же возникнут ассоциации с человеческим лицом: точки — два глаза, линия — рот.
Явление парейдолии сегодня способны имитировать даже электронные системы и цифровые фотоаппараты. Интересный эксперимент, связанный с явлением парейдолии, провела группа корейских фотохудожников. В рамках проекта специалисты создали целую серию фотографий неба. На ряде снимков облака меняют форму, часто напоминающую человеческие лица.
Фотокамеру подключили к компьютерной системе, одна из программ которой способна распознавать лица. В результате камера фиксировала в облачном небе образы, которые, фантазируя, может увидеть человек. Чаще всего, это, конечно, лица.
Тонкая грань между любовью и ненавистью
Исследования показывают, что одни и те же изображения разные люди могут воспринимать совершенно иначе. И чем больше абстракции, тем меньше вероятность возникновения негативных эмоций, а еще точнее эффекта «зловещей долины», описанный японцем Масахиро Мори в 1978 году.
Ученый изучал, какие эмоции испытывают люди, когда видят роботов, внешне похожих на них самих. Выяснилось, что если антропоморфный объект лишком натуралистичный, у человека резко возникает неприязнь.
Когда роботы в целом напоминали людей, но не копировали их — эмоции были исключительно позитивными. Максимально реалистичные роботы переставали быть «милыми» и вызывали страх, поскольку казались настоящими людьми, но в то же время ненормальными.
«Человеческие черты» автомобилей
Явление парейдолии достаточно часто наблюдается в автомобилестроении. Замечено, что передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. Антропоморфизм отлично работает, когда образ и форма выполняют похожие функции. К примеру, фары автомобиля имеют сходство с человеческими глазами. В некоторых моделях авто это особенно заметно, хотя, целенаправленно к такой схожести никто и не стремится.
Такой эффект наглядно продемонстрировала студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки», в котором удачно «очеловечили» автомобили.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.
Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para — рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon — изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое — например, фигуры людей и животных в облаках.
Давайте узнаем об этом подробнее
Фото 2.
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОСОБЕННОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики.
Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу — друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.
Фото 3.
ЭКСПЕРТЫ ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПАРЕЙДОЛИЯ ПОРОЖДАЕТ МНОГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЯМИ НЛО, ОЖИВШЕГО ЭЛВИСА ИЛИ ЛОХНЕССКОГО ЧУДОВИЩА. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.
Фото 4.
Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, — венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.
Фото 5.
ИЛЛЮСТРАТОР СКОТТ МАККЛАУД СДЕЛАЛ СВОЁ ЛЮБОПЫТНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПАРЕЙДОЛИИ. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.
Фото 6.
ЯВЛЕНИЕ ПАРЕЙДОЛИИ НАУЧИЛИСЬ ИМИТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.
Фото 7.
Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном — это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов — одним из них может стать приём с антропоморфизацией.
Фото 8.
Фото 9.
Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».
«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ НЕ ПРОСТО ЗАДУМЫВАЮТСЯ НАД ЭТИМ, НО СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО ПРИДАЮТ «ЛИЦУ» АВТОМОБИЛЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЗАВИСЯЩИЙ НАПРЯМУЮ ОТ АУДИТОРИИ, НА КОТОРУЮ АВТОМОБИЛЬ РАССЧИТАН. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя — это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили — нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса — характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный — копия владельца.
Фото 10.
э
Кстати, одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса — Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.
Фото 11.
Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.
Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.
Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.
А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.
Фото 12.
На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.
Фото 13.
В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.
А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.
Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.
Фото 14.
Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят «настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить», добавляет он.
Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?
Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди «запрограммированы» распознавать лица с рождения, говорит она.
Фото 15.
Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.
Фото 16.
Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.
Фото 17.
Сам объект также может приобрести особое значение, говорит Френч. Люди верят в его божественное происхождение, в то, что он несет на себе «божью печать» и является «счастливым», говорит он.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Ученые разгадали эволюционные секреты парейдолии
Увидеть черты человеческого лица в облаке, на капоте автобуса, в только что приготовленном тосте или кофейной гуще – всем людям иногда приходится сталкиваться с эффектом, который носит научное название парейдолия.
Парейдолия — зрительная иллюзия, при которой люди видят лица, человеческие фигуры и животных там, где их нет — в предметах, облаках, звездном небе, узоре на обоях. Один из известнейших примеров парейдолии — знаменитое «лицо» на Марсе.
Понять эволюционные корни этого феномена и объяснить, зачем человеку нужно видеть забавные и не очень лица там, где их нет, взялись ученые из университета Сиднея (Австралия). Они пришли к выводу, что парейдолия – часть давно формировавшихся в мозгу человека механизмов выживания, помогавших нам на заре цивилизации быстро определять, враг перед нами или друг, вне зависимости от того, реален он или нет.
«С точки зрения эволюции, похоже, способность не пропустить ни одного лица куда важнее ошибки, при которой недвижимые объекты воспринимаются, как лица», — пояснил профессор Давид Алэ, автор исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the Royal Society B. — В способности быстро выделять лица есть огромная польза. Однако система работает ненадежно, тупо применяя шаблон из двух глаз над носом и губами. Этому шаблону могут соответствовать множество предметов, вызывая таким образом срабатывание на лица».
По словам ученых, подобное срабатывание в мозге происходит за несколько сотых миллисекунды.
Задачей исследования было понять, как работает мозг человека, когда сталкивается с эффектом парейдолии – пытается определить его «эмоции» или сразу отбрасывает, поняв, что оно нереальное. Оказалось, что как только в мозгу отпечатывается увиденное лицо, он тут же начинает анализировать его выражение таким же образом, как он делает это с реальными лицами.
В исследовании принимали участие 17 добровольцев – студентов университета. Каждому из них демонстрировались вперемешку на компьютере цветные фотографии реальных лиц и предметов, напоминающих лица.
Каждая картинка демонстрировалась очень быстро (250 миллисекунд), и участнику надо было оценить выражение лица по шкале радость/злость, сопоставив его одной из четырех категорий.
Выяснилось, что процессы ранжирования реальных и воображаемых лиц мало чем отличаются друг от друга и люди с легкостью сопоставляют их с тем или иным уровнем радости или агрессии.
«Мы обнаружили, что в действительности эти изображения парейдолии обрабатываются тем же механизмом, что обычно запускается при восприятии эмоций реального лица, — пояснил Алэ. – Почему-то мы не способны полностью отключить восприятие лиц и эмоций и воспринимать их, как предмет. Для нас это остается одновременно и лицом, и предметом».
В ходе исследования ученые пришли к выводу, что способность видеть лица в предметах обстановки связана с тем, что люди – глубоко социальные существа, и нам недостаточно просто увидеть лицо, нам важно понять его эмоциональный настрой.
«Нам необходимо прочесть выражение лица и выделить его настрой. Друг это или враг? Радостное оно, грустное, злое или выражает боль?» — сказал Алэ.
Психически здоровые люди, как правило, понимают, что столкнулись с игрой воображения, при расстройствах психики же больные часто принимают парейдолии за реальность. По словам ученых, исследование в будущем поможет при лечении пропагнозии — расстройства восприятия лица, при котором утрачивается способность узнавать лица.
В ходе предыдущего исследования Алэ показал, что в процессе последовательного восприятия человеческих лиц на оценку добровольцем эмоций влияет оценка эмоций предыдущей картинки. «Если прошлая картинка была привлекательной, они оценивают текущую более привлекательной», — уточнил он.
В 2014 году канадские ученые, использовав метод функциональной магнитно-резонансной томографии, выяснили нейрофизиологическую природу парейдолии. В ее основе лежит одновременная активация лобной коры, которая отвечает за ожидания, и части зрительной коры, которая специализируется на узнавания лиц. Это доказывает, что лобная кора в большой степени контролирует зрительную кору. Сознание контролирует зрение: люди ожидают увидеть что-то знакомое и видят это.
Что такое парейдолия, почему мы видим лица там, где их нет
Если для некоторых подгоревший сырный тост на картинке ниже выглядит довольно заурядно, то для миссис Дианы Дьюсер из Майами, которая выставила его на продажу на eBay, и тех, кто захотел его приобрести, на нём отчётливо виднелся лик Девы Марии.
Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.
Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para — рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon — изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое — например, фигуры людей и животных в облаках.
Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством.
В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу — друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет.
Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.
Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища.
Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.
Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, — венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.
Гравюра Иштвана Ороса
Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии.
Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.
Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы.
По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.
Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры.
Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном — это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов — одним из них может стать приём с антропоморфизацией.
Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.
Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному.
Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000.
Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в статье ресурса The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример — кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.
Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму.
Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой хвост, — смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.
Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».
Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки
Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили.
Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».
«Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.
Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры — это нормально, но смартфон в виде женской фигуры — это плохо.
Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.
Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».
«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему.
Это скорее ассоциация на подсознании — то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица — это всё-таки не есть хорошо, автомобиль — это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, — фантазии зрителей».
«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению.
Там много аспектов, но главное — мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры — Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.
В каком-то смысле эта особенность стала поводом и основой фирменного почерка многих марок и позволила более качественно выражать себя на рынке.
Не все марки возводят это в культ, но это в любом случае используется широко. Естественно, в каждой марке своя философия, поэтому, например, возьмём BMW. Это хищник, кошка, которая может быть то милее, то агрессивнее, в зависимости от целевой аудитории. Модели подешевле (1 серия) будут больше «как котята» — с большой оптикой, немного «милые».
Средние, повзрослевшие (3, 5 серия) — злые, агрессивные, бодрые (X5, X6). Самые люксовые не должны ничего доказывать. Они спокойные и уверенные, как львы (7 серия). Есть ещё Z-серия, которая, как гепард, образно говоря. Она вроде кошка, но сама по себе и плевала на остальное семейство, поэтому быстрее и экзотичнее. Таким же образом можно проанализировать остальные марки. Как правило, то, что дешевле, вызывает азарт и улыбки. То, что дороже, — уже уверенный, сильный и спокойный взгляд. Тут есть некая параллель с возрастом.
Как правило, антропоморфный дизайн применим к динамическим объектам, перемещающимся в пространстве, но его вполне можно использовать и в статических, но очень осторожно. Существуют, например, здания, намекающие окнами на лица или домашние предметы, и, к сожалению, это в 99 % случаев дурновкусие, как бы выразительно не смотрелось».
«Автомобильные дизайнеры не просто задумываются над этим, но совершенно сознательно придают «лицу» автомобиля тот или иной характер, зависящий напрямую от аудитории, на которую автомобиль рассчитан.
Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели.
Для молодого покупателя — это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили — нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса — характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный — копия владельца.
Ferrari 458 Italia
В спортивных автомобилях задействованы все поверхности, не только передняя часть, которая может быть как уверенно нейтральной, так и агрессивной.
К примеру, боковые поверхности от передней арки к задней, переходящие на покатую крышу, обладают в известной доле сексуальными мотивами, вдохновлёнными женскими бёдрами (Ferrari 458 Italia яркий тому пример, на виде 3/4 сзади-сверху очень хорошо видно) — эдакая страстная рыжеволосая фурия.
Одним из моих любимых «автомобильных лиц» является, пожалуй, добродушная мордашка итальянского простака Fiat 500 — луч позитива среди подавляющего большинства агрессивных задир. Ну и, конечно, особого внимания заслуживает концептуальная BMW Gina, чьи поверхности способны изменяться и придавать разные черты «лицу» — это, собственно, было одной из целей эксперимента, потому как обычный автомобиль с одним «выражением» живёт, от момента выхода с конвейера до пресса.
Что касается промышленного дизайна, то навскидку ничего не приходит, ведь часто это просто производные куба со скругленными гранями, которым для коммерческого успеха необязательно обладать „очаровательной улыбкой фальшрадиаторной решётки“, действует другая „связка ключей“ к сердцу клиента».
Извините, простите ради бога, я не удержался, можете минусить.
Читать не стал, но уверен, что тут тупо все в кучу собрали и никакой информативности в посте нет.
Мы видим лица (не только лица, но и морды) в разных предметах потому что так эволюционно сложилось. Те кто видел «лицо» и убегал или готовился к нападению выживал, в отличии от того, кто не видел. Лучше увидеть и ошибиться, чем не увидеть вовсе.
На пикабу другая болячка прогрессирует, везде первичные половые признаки находить. Вне зависимости от пола, и отрицания половой ориентации. Как это называется?!
Маркетинг со вкусом испанского стыда
@logotipper, маэстро, можете оценить? Кажется, вдохновлялись вашими работами.
У заведений есть шанс оказаться на улицах Брендовска-на-Грани?
Ну, допустим кря.
Гениальные дизайнерские решения рекламщиков
Интересные дизайнерские решения, при виде которых возникает вопрос «Как они до этого додумались. «
Хотел бы я иметь такие очки, чтобы защититься от рекламы
Фильм Чужие среди нас, про то как простой мужик нашёл очки которые позволяют увидеть мир таким какой он есть, и понять что каждая надпись в современном мире несёт в себе подсознанию только одну информацию
Гоп-психология
Информация взята здесь Я у мамы маркетолог
Дорогие друзья, как вы думаете, манера речи должна соответствовать теме? Чтобы стиль играл на стороне текста – увлекал, интриговал, дразнил. Так ведь лучше, правда?
Мы будем выражаться довольно фривольно, абы подогреть вас, ой, точнее ваш интерес к предмету статьи. А тема сегодня вкусная: манипуляции, хитрости, уловки в интернет маркетинге вообще и в кликбейте, в частности.
Вы попадали на Темные Паттерны поведения в пользовательском дизайне сайта или иного сервиса? Отвечу вместо вас и ваших комментариев – конечно, да! Вас вынуждали пройти регистрацию в один клик, оставить e-mail или посмотреть баннер; вас кидали на левые страницы и сайты; ваше внимание вязло в тизерах сомнительного содержания.
Все это происходило сотни, а то и тысячи раз, если вы после 40-ка и ветеран интернет баталий. А молодежь сегодня – как мальки в пруду подобных технологий, не завидую им.
У нас сегодня короткий обзор грязных рекламных делишек мира корпораций монстров.
Чтобы не плодить известных личностей и не участвовать в вакханалии репост-модерна, имя одного британского UX-дизайнера, автора термина Dark Patterns, оставим позади фрейма этого поста. Заинтересовавшись, вы и так способны найти его просто погуглив это.
Итак, Темные Паттерны – блуждания пользователя по интерфейсу, где он вероятно увидит замаскированную рекламу, с десяток раз на нее кликнет, потеряет из виду выход из аккаунта, добавит в корзину покупки экспресс-доставку, скачает антивирус, антишпион и какой-то “уж очень нужный” ему браузер.
Короче, сразу выгружаю перечень таких техник, в порядке нумерации для вас, но в порядке случайности при написании для меня:
1. Невозможность удалить аккаунт легко и быстро. Сложно найти ту заветную кнопочку удаления среди лабиринта настроек, а может быть, она вовсе не там и спрятана в километровом манускрипте текста пользовательского соглашения.
2. Bait & Switch (Заманить и Подменить) – обещать одно, а подсунуть другое. Пример: захотели прочитать статью на сайте – вам предложат пройти бесплатную регистрацию. Окей, вы сделали это! А платную подписку оформить еще не желаете? Такая себе воронка продаж!
3. Native advertising (Нативная реклама). Реклама маскированная под целевую для вас часть контента или повторяющая стиль навигации сайта, чтобы вы ее по ошибке кликнули.
4. Teaser Ads – реклама, дразнящая своей непристойностью, как артистка бурлеска. Броское объявление это уже классика жанра и мастерство написания цепляющих заголовков.
Пример: вы отписываетесь от новостной рассылки на вашу почту на сайте агентства. Вам предстоит подтвердить целевое действие, где будет маячить примерно такой текст: “Вы отписались от нашей рассылки. Мы огорчены и подавлены этим, вы не увидите больше наших лучших статей”.
Если гость не примет решение купить товар сейчас же, он упустит выгоду.
7. Roach Motel, дословный перевод – мотель для тараканов, но более подходящая идиома в русском языке – ловушка для мышей. Суть в том, чтобы дать посетителю удобный способ быстро попасть в нужную ситуацию.
Пример: покупка “в один клик” или “оставьте телефон – мы вам перезвоним в течении пяти минут”, все это освобождает человека от якобы лишней работы. Лень, в данном случае, не стимул прогресса.
На этом все. Будьте внимательны и удачи!
Случаи из практики 82
— Буду рада, если вы поделитесь подробностями.
— Честно говоря, я не знаю, как это называется – в интернете ничего интересного не нашла. В общем, у меня крайняя степень рассеянности и довольно часто меняется настроение, причем резко. А учитывая мою работу, это, как бы выразится помягче – нежелательно.
— А кто вы по профессии?
— Я – продюсер. Работаю на телевидении, организовываю съемки сериалов, участвую в различных светских мероприятиях и все в том же духе.
— Насколько понимаю, указанная проблема с вами не с рождения?
— Что же с вами начало происходить?
— Все началось довольно буднично – я стала забывать вещи. Сначала ключи от машины, потом смартфон, затем ключи от сейфа и так далее. Я же весьма занятой человек – все время в работе, нет времени даже кофе попить, так что это неудивительно.
— Люди вроде вас даже спят с телефоном, разве нет? Как же вы могли его потерять?
— Это как раз и начало меня беспокоить, особенно после вынужденной покупки очередной недешевой трубки. В тот день я серьезно нагрубила продавцу в салоне связи, когда он предложил мне совсем не ту модель, что я хотела изначально. Причем не просто вспылила или погорячилась – я буквально уничтожила паренька своими криками, оскорблениями, вызовами старшего менеджера и прочим отвратительным поведением. Отпустило меня только в машине – я даже не успела включить мотор, когда это началось.
— Я упала на руль и принялась рыдать, как последняя школьница. Если и есть что-то, чем мне можно гордится – так это выдержкой и стойкостью в любой ситуации. А тут на тебе – сорвалась на ровном месте.
— Вы хотите сказать, что дальше стало только хуже?
— И решили обратиться ко мне?