вий что это значит
Вий — бог-мудрец, стоящий во главе нечисти
Благодаря Н.В.Гоголю об ужасном Вие, появляющемся со свитой всевозможной нечисти, мы узнаём ещё со школьных лет. Когда я впервые прочла об этом чудовище, приказывавшем поднять огромные веки, невольно провела ассоциацию с типичным демоном из мифологии любого народа мира.
Однако у славян Вий был не просто представителем нечистой силы, а тёмным божеством, наделённым особыми полномочиями, сыном одного из самых могущественных тёмных богов иного мира. Почему его называли хранителем душ? Так ли страшна была встреча человека с Вием? Отчего исследователи ищут объяснение имени Вия у древних иранцев и индусов?
Вий – сын Чернобога или Рода?
Мифы о Вие порой так же неоднозначны, как и сам этот бог. В одних его называют одним из сыновей Чернобога, который вскармливал своих детей Тьмой. А вот другие предания рассказывают, будто Вий приходился сыном самому Роду, великому создателю всего живого.
Если верить второй версии, то вместе с Вием на свет появился его брат Дый, что значительно отличается по характеру от тёмного божества. Вий оказался правителем мира Нави, где присматривает за душами умерших, однако порой проявляет себя как почитатель закона Вселенной, стараясь не нарушать гармонии мира живых – Прави.
Знаменитые веки Вия
Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?
Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.
Убивающий взгляд Вия
Среди легенд и преданий о Вие самым известным является поверье о встрече с ним. Считалось, что никакой человек не выдержит убивающего взгляда Вия, которому слуги вилами поднимали тяжёлые веки. Более того, глаза Вия были настолько всевидящими, что от них не могло укрыться ничто в мире.
Я думаю, что это и объясняет наличие вечно закрытых век: разве можно было допустить, чтобы тёмный бог постоянно контролировал всё и всех? С закрытыми глазами Вий был относительно безобидным.
Вий — мудрец с пламенным взором
Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.
Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.
Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.
Вечный образ Вия
Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.
Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.
Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.
Вий что это значит
Основное имя
Происхождение
Места обитания
Сторона
Содержание
Происхождение названия
Существует предположение о происхождении имени Вия от укр. вія, війка, белор. вейка — ресница.
Мифология
В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами.
Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен.
Николай Гоголь
Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя.
По данным Елены Левкиевской, в славянском фольклоре вообще не встречается персонаж со всеми признаками присущими гоголевскому Вию (при наличии персонажей с отдельными аналогичными чертами), поэтому образ Вия можно считать созданным непосредственно Гоголем.
«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.» — Примечание Н. В. Гоголя
Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко, а также, возможно, укр. вий — вой.
В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.
Е. ДМИТРИЕВА, историк
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.
И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:
«Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали». Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.
«Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». Так заканчивает свою повесть «Вий» Николай Васильевич Гоголь.
Вий- кто он?
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.
Итак, кто же такой Вий?
Так называемый Збручский идол. Он отражает устройство Вселенной по представлениям древних славян.
Изображение Велеса в Дмитровском соборе XII века (консоль колонны) во Владимире.
Хоровод не просто народный танец, а языческий обряд-заклинание. Народное гуляние. Литография мастерской Ивана Голышева. Мстера. 1871 год.
Святой Власий со стадами скота и святой Спиридоний. Новгородская икона ХVI века.
Следы языческих верований, в частности культа Велеса, прослеживались в народной культуре и фольклоре вплоть до начала XX века. Так, например, трава, кусты, деревья и прочая растительность назывались в народе «волосами земли».
И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:
«Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали». Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.
«Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». Так заканчивает свою повесть «Вий» Николай Васильевич Гоголь.
Вий: кто был прототипом персонажа мистической повести Николая Гоголя
Один из самых загадочных и мистических персонажей в русской литературе — Вий из одноименной повести писателя Николая Васильевича Гоголя. Демон подземного царства, который управляет всей нечистой силой, откуда он взялся? Это персонаж славянской мифологии? Но почему о нем практически ничего не известно помимо того, что мы знаем из повести?
Гоголь уверял, что Вий — это воплощение простонародного воображения. В Малороссии это имя дали начальнику гномов и других подземных фантастических жителей. Гоголь якобы просто перенес народные суеверия на бумагу, даже особо не придумывая описание «демона».
Вий пришел из Ирана или из Ирландии
Главная загадка заключается в том, что ни в каких гномов и фантастических жителей подземелья на территории Украины даже в самые древние времена никогда не веровали. Да и слова «вiй» в языке, как и имени, никогда не было. К такому выводу пришли фольклористы, заинтересовавшиеся темой происхождения персонажей произведения.
При этом близкие по своему описанию и характеристикам существа все же присутствуют в мифологии индоевропейцев. В частности, прототипом Вия может быть скифский бог Вей, владыка смерти и ураганов, которого у славян звали Велесом.
Корни Вия могут уходить и в ирландскую мифологию. По мнению этнографа Николая Сумцова, персонаж произведения наиболее всего схож с Балором — предводителем демонов, состоящим из целого набора нечистой силы. Прозвали демона «дурным глазом», так как он испепелял все вокруг одним только взглядом.
Что касается век, которых Вий не мог поднять без посторонней помощи, то подобная особенность была у великана Испададена Пенкавра из мифов Уэльса.
При этом иранское происхождение Вия все же остается наиболее весомой версией этнографов, ведь именно этот народ соседствовал со славянами на юге, а значит верования могли распространиться далеко по Европейскому континенту.
Славянские корни Вия
Нельзя сказать о том, что именно заграничные мифы и легенды рассказывают нам о похожих на Вия божествах и демонах. Подобные персонажи встретить можно и в славянских легендах. Например, в сказке об Иване Быковиче мужу ведьмы, который обладал огромной силой, глаза открыть могли только вилами. А в сказании о Святом Касьяне точно указано, что глаза открыть герой может только в високосный год 29 февраля, то есть раз в четыре года. Ресницы Касьяна отросли до колен, а живет он в темном подземелье. Глаза герой открывать самостоятельно не спешит, ведь знает, что под его взглядом все погибает.
Обладал особой силой, схожей с Вием, и хан половцев Буняк, присутствующий в сказаниях украинской Волыни. Ему также поднимают веки вилами или лопатами, а взглядом он может испепелить все вокруг себя в прямом смысле этого слова.
Города взглядом мог уничтожить и Солодивый Буньо, персонаж сказаний центральной и западной Украины. Поднять веки самостоятельно этот герой также не мог.
Название же «Вий» взять Гоголь мог от украинского слова «вія», что в переводе означает «ресница». Женщину с огромными веками и длинными ресницами, к слову, в Полесье считали настоящим ликом смерти. Таким образом, солянка знаний о персонажах сказок и былин действительно могла помочь Гоголю придумать единого персонажа, символизирующего сбор всей существующей нечисти.
Проклятье гения
Несмотря на достаточно весомые доводы и примеры, многие этнографы склонны считать, что своего персонажа Гоголь все же придумал, не обладая глубокими знаниями о славянской или тем более иранской мифологии. До Гоголя о Вие в том виде, в котором мы сейчас себе его представляем, в обществе никогда не говорили и не думали. Зато с конца XIX века он вошел в русскую мифологию практически наравне с суевериями древности.
Популярность персонажу обеспечила его точная суть, отвечающая всем характеристикам существа, вызывающего у человека подсознательный ужас и суеверный страх. Наличие ноты древности также сделало свое дело — Вия стали считать по-настоящему мифическим, хотя придумал его непосредственно Гоголь, не имеющий к мифам никакого отношения.
Сам писатель, как говорят историки, до последнего жалел о выходе повести. Только впоследствии стало понятно, что общество восприняло ее совсем не так, как рассчитывал автор. Главный смысл — обратить внимание на падение духовности в обществе и на оскудение православия. Натолкнуть на мысли о греховности суеверий и языческих обрядов. Люди же благодаря Гоголю с новой силой стали верить в существование демонов, ведьм, чертей и прочей нечисти…
..переписанная история не влезает в открытые факты..