витте с ю что сделал для россии
Витте Сергей Юльевич
Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.
Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.
Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.
В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.
В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.
Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.
В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.
Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».
С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.
Реформы Витте
Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.
Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:
Краткая таблица реформ
Подготовка реформ
До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.
Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
Денежная реформа и инвестиции
Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.
Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.
Приток иностранного капитала
Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:
В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.
Оценка реформ
В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.
Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.
40-градусная водка, металлические подстаканники и другие проекты, которыми запомнился в России министр-максималист Витте
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где родился, какое получил образование и как строил карьеру в Управлении Одесской ЖД Сергей Юльевич Витте
Витте родился в Тифлисе, где его отец служил начальником департамента государственных имуществ кавказского наместничества. Детство Сергей провёл в этом городе, в его гимназическом аттестате стоит единица за поведение – шаловливый, энергичный мальчик не отличался смирным нравом. Серёжа получил тройку на экзамене по французскому языку, а после экзамена дождался своих экзаменаторов и закидал их грязью. Отец отправил старших сыновей – Александра и Сергея, для дальнейшей учёбы в кишинёвскую школу-пансион, по окончании которой Александр поступил в кадетский корпус, а Сергей стал студентом физико-математического факультета новороссийского университета в Одессе.
У Сергея оказались недюжинные способности к математике, он стал успешным студентом, и по окончании ВУЗа ему даже предлагали остаться на кафедре в качестве преподавателя, стать учёным. Но Витте был практиком по своей сути. К тому же, его отец неудачно вложил все деньги семьи в предприятие, которое прогорело, после смерти отца остались одни долги, и молодому Витте срочно было нужно искать высокодоходное место, чтобы помочь семье.
Благодаря семейным связям и покровительству министра путей сообщения графу Бобринскому, знавшему отца, Сергей Витте устраивается на работу в Управление Одесской железной дороги. Он целенаправленно осваивает рабочие профессии, связанные с обеспечением функционирования железных дорог, быстро вникает во все тонкости железнодорожной службы и делает выводы о недостатках в этой сфере. Одесская ЖД пользовалась у публики дурной репутацией: поезда часто сходили с рельс, в вагонах укачивало, машинисты в рабочее время часто поднимали себе настроение спиртным, и Витте горел энтузиазмом в корне изменить ситуацию. За время стажировки он вырос до должности начальника станции, а после – был назначен управляющим конторы движения Одесской ЖД. Он быстро завоевал уважение среди коллег – на его участке всегда были порядок и дисциплина.
Во время русско-турецкой войны Витте удаётся наладить бесперебойное хождение поездов на балканском направлении – ввёл бригадный метод работы машинистов, и был замечен. Его направили служить в столицу в правление акционерного общества Юго-Западных железных дорог. Кроме того, Витте, как опытного практика, включили в состав специальной комиссии по подготовке единого устава железных дорог. В Петербурге Витте было неуютно, его недолюбливали за прямолинейность, резкость, жестковатость. Его считали провинциалом и выскочкой. Многих раздражала его демократическая манера общения с подчинёнными. Поэтому вскоре Витте переехал в Киев и занял должность управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. К работе Витте подходил творчески – ему, к примеру, принадлежит идея использования в поездах металлических железных подстаканников. Именно он разработал железнодорожные тарифы, которые способствовали модернизации и развитию железных дорог. Витте ввёл в практику выдачу ссуд под хлебные грузы. Благодаря этим новшествам железные дороги стали невероятно прибыльными.
Как Витте заслужил доверие самого императора Александра III и получил должность министра путей сообщения
Осенью 1888 года с летнего отдыха в Крыму возвращалась семья Александра III. Царский поезд был большим по своей длине, а сам государь предпочитал перемещаться на высоких скоростях. Произошла серьёзная авария, поезд слетел с рельс. Железную дорогу в те времена строили, как правило, не профессионалы, а солдаты и арестанты – самая дешёвая рабочая сила. Поэтому рельсы и насыпи были слабо укреплёнными. Учитывая эти факторы, Витте за два месяца до этого происшествия выражал беспокойство по поводу безопасности царского поезда, о чём написал доклад в министерство путей сообщения.
Теперь Александр III вспомнил об этом и настоял на том, чтобы Витте включили в комиссию по расследованию, а затем и вовсе предложил ему должность директора департамента железнодорожных дел при министерстве финансов. Быстрый ум и практическая хватка обеспечили Витте стремительный рост карьеры. Через год он был назначен министром путей сообщения, а ещё через год занял место министра финансов. В его руках оказалась большая реальная власть, ведь финансы – кровь экономики. От него теперь зависело, куда они будут направляться.
Госмонополия на водку – Витте спаивал народ?
В 1894 году Витте ввёл в России винную монополию, в результате чего успешно пополнил государственную казну. Владельцы винокурен должны были продавать спирт-сырец только государственным предприятиям. Была установлена эталонная 49-градусная крепость «хлебного вина» – так называли тогда водку, в этом принимал участие известный российский химик – Дмитрий Менделеев.
Но министр подвергся нападкам в прессе, его обвиняли в спаивании народа. Но это скорее были заказные материалы: реформа Витте затронула интересы частных производителей, которые до этого успешно спаивали население, но деньги шли не в казну, а им в карман.
В чём состояла суть финансовой реформы Витте?
За одиннадцать лет на посту министра финансов Витте сделал невероятно много для Российской экономики. Была построена транссибирская магистраль, соединившая Москву с Дальним Востоком, при этом по договорённости Витте с китайским руководством, южная ветка магистрали Китайской ЖД проходила через Маньчжу́рию, что сильно сокращало путь и укрепляло влияние России на восточных рубежах. Были модернизированы уже имеющиеся и построены новые линии ЖД по всей стране, что способствовало развитию торговли и промышленности. Витте начал подготовку к аграрной реформе, по которой предусматривались ссуды для покупки земли крестьянами, развитие хуторов, поощрение переселенцев в Сибирь. Эти меры позволили бы преодолеть стремительное обнищание крестьянства. Но противники такой реформы – консерваторы и сторонники «охранительной» политики в аграрном вопросе во главе с министром внутренних дел Плеве победили – проект не был допущен к реализации (эту реформу позже воплотит в жизнь Столыпин).
Но самое главное – Витте из-за неустойчивой цены на серебро отменил бивалютную систему обеспечения рубля и ввёл золотой стандарт. Повысилась конвертируемость рубля, но даже не это было главным. Важнее было то, что благодаря этому вложения в российскую экономику зарубежных инвесторов стало делом перспективным. А денег для индустриального рывка требовалось много. Результат реформы – бурными темпами начали развиваться добывающая, промышленная и торговая отрасли экономики страны.
За что Николай II наградил Витте орденом Андрея Первозванного и подарил ему титул графа
При Александре III Витте чувствовал колоссальную поддержку и уверенно проводил в жизнь свои идеи. В начале своего правления Николай II тоже прислушивался к нему – так ему завещал отец, слушаться во всем этого человека. Но со временем напористость, энергичность министра и его покровительственный тон стали раздражать императора. Он сместил Витте с поста министра финансов и назначил на высокую, но декоративную должность председателя кабинета министров.
Но через два года после этого о нём вспомнили. Россия потерпела унизительное поражение в войне с Японией, нужно было кого-то отправить на двусторонние переговоры, которые должны были состояться в Америке. Витте соглашается выполнить это поручение. В Портсмуте Витте понял, что его главной задача – расположить к России общественное мнение. И он сделал для этого все возможное. Витте удалось добиться мира на более выгодных для России условиях, чем этого можно было ожидать. Пришлось уступить половину Сахалина, зато не нужно было выплачивать контрибуцию. За успешно проведённые переговоры ему вручили орден Александра Первозванного и пожаловали графский титул.
Как сложилась судьба министра-максималиста после революции 1905 года
В октябре 1905 года по России прокатилась волна забастовок. Витте, с мнением которого было теперь невозможно не считаться, предложил императору провести либеральные реформы. Николай II колебался – он не был готов расстаться с абсолютной властью. Но ситуация накалялась, забастовки грозили перерасти в революционное движение, поэтому император поручил Витте разработку нового законодательного акта России. Манифест был обнародован 17 октября 1905 года. В нём государь даровал своим подданным свободу совести и слова, право на собрания и создание партий. Было объявлено о создании Государственной Думы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Реформы министра финансов Российской империи Сергея Юльевича Витте
Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.
Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:
1. Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
2. Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
3. Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
4. Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
5. С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
6. В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.
Краткая таблица реформ:
До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.
Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
Денежная реформа и инвестиции:
Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.
Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.
Приток иностранного капитала:
Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:
Франция – 732 млн. рублей
Великобритания – 507 млн. рублей
Германия – 442 млн. рублей
Бельгия – 382 млн. рублей
США – 178 млн. рублей
В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитие России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.
Оценка реформ:
В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.
Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.
Результаты экономической политики С.Ю. Витте:
Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.
Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.
Сергей Витте
29 июня 1849 года родился выдающийся государственный деятель Сергей Витте.
Личное дело
Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.
В 1869 году Сергей Витте был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Для ознакомления с железнодорожным делом он в течение некоторого времени работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником начальника и начальником станций с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением. В начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского Сергей Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Он занимал эту должность в том числе и в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов и отличился прекрасной организацией перевозки войск к театру военных действий. За это Витте был назначен на должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России. Работая в этой комиссии, Витте создал проект «Общего устава российских железных дорог» и изучил проблему разработки железнодорожных тарифов. Изданная Витте в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» получила высокую оценку. Министр финансов Иван Вышнеградский обратился к Витте за консультациями по вопросу отсутствия доходов на казенных железных дорогах, и Витте блестяще справился с этой задачей.
10 марта 1890 года Витте стал директором департамента железнодорожных дел, а 15 февраля 1892 года – министром путей сообщения. Он проявил себя талантливым руководителем, продолжал свою деятельность по урегулированию железнодорожных тарифов и развитию российских железных дорог. В августе 1892 года Витте, сохранив пост министра путей сообщения, возглавил еще и министерство финансов. Надо сказать, что в то время функции этого министерства были куда более широкими. Оно управляло промышленностью, торговлей, Государственным банком, Корпусом пограничной стражи, другими отраслями и ведомствами.
В октябре 1898 года Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой предлагал избавить крестьянина от опеки общины, сделать из него «персону». Однако это предложение было оставлено без внимания. Витте удалось лишь принять в 1899 году закон об отмене круговой поруки в общине. В 1902 году Витте возглавил «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выводы комиссии совпали с предложениями, которые он сделал в 1898 году. Необходимо было расширение рыночных отношений, переход от общинного землевладения к частному. Позднее эти предложения были положены в основу аграрной реформы Столыпина.
Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве. В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России. Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.
В 1905 году Витте в качестве чрезвычайного посла отправлен для ведения нелегких переговоров о мире с Японией. 23 августа 1905 года им был подписан Портсмутский мир. После проигранной войны Сергею удалось значительно смягчить условия мирного договора. Добиться уступок было большой удачей, и за проведение переговоров Витте был пожалован графский титул. В обстановке нарастания революции осенью 1905 года Сергею Витте удалось убедить Николая II, что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, Витте добился подписания царем Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». 19 октября Николай подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С. Ю. Витте. Это способствовало предотвращению революции. Руководимое Витте правительство составило проект Основных законов, реализуя провозглашенные 17 октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения, проводило подготовку к созыву первой Государственной думы. Но 22 апреля 1906 года Витте был отправлен в отставку. Николай II издал специальный рескрипт с благодарностью Витте за его труды и наградил Сергея Юльевича орденом святого Александра Невского с бриллиантами. До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета. Он занялся литературной деятельностью, часто выступал в печати. Скончался Сергей Юльевич Витте 28 февраля (13 марта) 1915 года.
Чем знаменит
О чем надо знать
Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом – на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.
После этой катастрофы Александр вспомнил рапорт управляющего Юго-Западными железными дорогами Сергея Витте, поданный в министерство путей сообщения летом того же года. Витте предупреждал, что императорский поезд, составленный из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза, имеет недопустимо высокую скорость для русских железных дорог с легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом и может вышибить рельсы. Он потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе отказывался его сопровождать. Требования Витте были приняты, но при первой же встрече и министр путей сообщений, и сам Александр III высказали автору рапорта свое недовольство. Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Витте возражать не стал, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не позволит.
Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.
Прямая речь
С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист»
«Политическая история всей Западной Европы может служить довольно наглядным доказательством той тесной связи, которая существует между самоуправлением местным и самоуправлением центральным, т.е., иначе говоря, конституционным строем. Эта история довольно ясно показывает, что самоуправление местное не может существовать и правильно развиваться без центрального и, обратно, что последнее не может быть устойчивым и твердым без первого. Неразрывная связь этих двух частей одной и той же системы выражалась, конечно, не везде одинаково; государства живут и развиваются не по одному шаблону; поэтому к сознанию и установлению указанной связи они приходили также разными путями, но самая разнохарактерность, разносторонность путей только сильнее ее подчеркивают, еще более ясно указывают, что при всяких комбинациях и условиях самоуправление местное и центральное требуют известного взаимного соотношения».
С. Ю. Витте «По поводу непреложности законов государственной жизни»
«Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии. Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».
«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:
— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?
— Конечно, нет, государь. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: «Большой очаг интриг погас вместе с ним».
— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали. Слушайте, господа.
Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:
По этим словам я могу судить, насколько Витте его беспокоил».
Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога
12 фактов о Сергее Витте