витр намаз что значит
Витр намаз что значит
Витр (в переводе с арабского — «нечетный») — желательный намаз, состоящий из нечетного количества ракаатов. Совершение молитвы Витр — сунна, хотя имам Абу Ханифа считал, что это ваджиб.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал молитву Витр ежедневно. Он сказал: «Воистину, Господь помогает вам молитвой, которая более ценна для вас, чем самый ценный скот». Сподвижники спросили: «А что это за молитва?» Пророк ответил: «Витр, время которой — между ночной молитвой и появлением зари» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа)
Ученые, основываясь при анализе хадиса на смысловом значении слова «помогает» («эмадда»), пришли к заключению, что Витр — это одна из основных молитв, которые восполняют неточности или погрешности, допущенные при совершении пяти обязательных молитв-фардов.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Молитва витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас» (Абу Дауд). Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка»
Когда совершать Витр?
Время совершения молитвы Витр приходится на период после ночной молитвы и до начала утренней. Наилучший период, Последняя треть ночи содержит в себе особую благодать (подробнее).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Читайте Витр до наступления утра» (Муслим)
Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Делайте так, чтобы молитва Витр была последней молитвой ночи» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд)
Хадис от Са‘ида ибн аль-Мусайиба повествует о том, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, однажды вели беседу с Пророком о намазе Витр. Абу Бакр сказал: «Что касается меня, то я читаю Витр перед сном. Если просыпаюсь утром, читаю дополнительные молитвы по два ракаата до времени утренней молитвы». Умар сказал: «А я ложусь спать, прочитав двухракаатный намаз. Затем встаю в конце ночи и читаю Витр». Пророк Мухаммад, обращаясь к Абу Бакру, заметил: «Ты осмотрителен». «А ты — силен», — обратился он к Умару (Ибн Маджа, Абу Дауд и др.)
Сколько ракаатов в Витре?
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять ракаатов, пусть читает. Кто — три (ракаата), пусть читает. Кто — один (ракаат), то пусть читает» (ан-Насаи, Ибн Маджа, Абу Дауд)
Богословы ханафитского мазхаба, основываясь на достоверном хадисе, считают, что наилучшим является совершение молитвы Витр в 3 ракаата. После первых двух ракаатов приветствие в обе стороны не выполняется. После ташаххуда молящийся поднимается для совершения третьего ракаата. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, совершал Витр в три ракаата, не делая заключительного приветствия, кроме как в самом конце молитвы» (ан-Насаи, Ахмад)
Шафиитские богословы, также основываясь на Сунне Пророка, говорят, что число ракаатов в Витре — от 1 до 11. Один ракаат — наименьшее, одиннадцать — наибольшее число, упоминаемое в хадисах. Теологи-шафииты отмечают, что совершение трех ракаатов — два ракаата с заключительным приветствием и один с отдельным намерением — является наилучшим.
«Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, научил нас разным формам совершения молитвы Витр, вследствие чего не следует ограничивать себя или искать в этом вопросе почву для разногласий», — отметил в свое время известный мусульманский богослов Мухаммад аш-Шавкяни.
Порядок совершения намаза Витр
Порядок совершения молитвы Витр идентичен порядку совершения трех ракаатов фарда вечерней молитвы, за исключением:
1) намерения. Ният на совершение молитвы витр: «Я намереваюсь совершить три ракаата молитвы Витр, делая это искренне ради Всевышнего»
2) коротких сур после «аль-Фатихи», которые читаются здесь во всех трех ракаатах. После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) является желательным чтение суры «аль-Аля» в первом ракаате, суры «аль-Кафирун» во втором и суры «аль-Ихляс» в третьем ракаате
Если молящийся не успел выучить дуа Кунут, то в первое время вместо него он может читать следующее известное дуа:
«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар»
Перевод: «Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
У ханафитов дуа Кунут в Витре читается ежедневно в течение всего года, а у шафиитов — во второй половине месяца Рамадан.
У ханафитов дуа Кунут читается про себя в третьем ракаате до совершения поясного поклона после суры «аль-Ихляс». Молящийся со словами «Аллаху акбар» поднимает кисти рук на уровень ушей, затем опускает их в исходное положение и читает Кунут. После прочтения ду‘а молящийся делает поясной поклон и в обычном порядке завершает свою молитву.
У шафиитов это дуа также читается в третьем ракаате, но только без поднятия кистей рук, как у ханафитов, и вслух. После того как молящийся совершил поясной поклон и выпрямился, он не сразу опускается для земного поклона, а сначала читает дуа Кунут и лишь затем в обычном порядке заканчивает молитву, совершая земной поклон.
Дуа после молитвы Витр
После завершения молитвы Витр пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил:
«Субхааналь-маликиль-куддуус»
سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ
Слава Святому Царю (Аллаху)!
В третий раз он произносил это протяжно и громко.
Надо ли возмещать Витр?
Несовершение Витра, по мнению большинства богословов, не будет грехом, однако станет потерей того блага, что содержит в себе следование сунне Пророка, мир ему и благословение.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Кто проспал Витр или забыл о нем, тот пусть совершит его, когда проснется или когда вспомнит о нем» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад и др.). На основе упомянутого хадиса богословы сошлись во мнении о канонической оправданности и допустимости восполнения молитвы Витр в случае несовершения ее вовремя.
Некоторые ученые (Ибн Хазм, Абу Ханифа) считали обязательным восполнение молитвы Витр, но большая часть ученых сходится в том, что это — возможно, хотя не обязательно.
Относительно времени, до которого можно совершить пропущенную молитву Витр, мнения богословов расходятся:
— до совершения утренней молитвы (Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха‘и и др.);
— до вхождения солнца в фазу зенита (аш-Ша‘би и др.);
— после совершения утренней молитвы и до восхода солнца Витр не совершается, но затем может быть выполнен до послеполуденной молитвы (аль-Авза‘и);
— в соответствии с фетвой богословов шафиитского мазхаба молитву Витр можно восполнить на протяжении последующих лет в ночное или дневное время.
Можно ли совершать другие молитвы после намаза Витр?
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Пророк, мир ему и благословение, совершал два ракаата дополнительной молитвы после Витра (Муслим). Таким образом, если Витр не откладывается на конец ночи, а совершается в начале ее, то после него можно читать дополнительные молитвы, но затем повторно читать Витр нельзя. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Две молитвы Витр в одну ночь не читаются» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи)
Хотя Витр и является заключительной молитвой, однако если человек совершил ее в начале ночи, опасаясь проспать, затем, по воле Всевышнего, проснулся до начала времени утренней молитвы (Фаджр), то он может читать дополнительные молитвы, например Тахаджуд, не перечитывая вслед за этим Витр-намаз.
Витр намаз
Наличие витр намазов подтверждается единогласным мнением мусульманских ученых, так как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«يَا أَهْلَ الْقُرْآنِ أَوْتِرُوا فَإِنَّ اللهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْرَ» – «О люди Корана (мусульмане) делайте нечетные молитвы (витры). Воистину Аллах нечетный (т.е. один) и любит витр». Фикхуль-ислами. Т.1. стр. 818. Само слова «витр» переводится с арабского языка как «нечетный». Это единственная молитва, не свитая вечернию (магриб), которая состоит из нечетного количества ракаатов, все остальные молитвы (как обязательные, так и желательные) с четными ракаатами.
Однако ученые разошлись относительно того является ли витр намаз обязательным или желательным. Абу Ханифа считал витр ваджибом, а имамы остальных мазхабов сунной. В доказательство своего мнения Абу Ханифа опирается на ряд хадисов. Один из них – Пророк (с.а.с.) сказал:
Для кого обязателен витр намаз
Витр как и джума-намаз является ваджибом для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, после того как он станет дееспособным по шариату, т.е. будут все необходимые условия, чтобы намаз стал для него обязательным (например, половозрелость и т.п.). В доказательство обязательности витра обычно приводится хадис передаваемый Абу Даудом, Насаи и ибн Маджом:
«اَلْوِتْرُ حَقٌّ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ ، فَمَنْ أُحِبُّ أَنْ يُوتِرَ بِخِمْسٍ ، فَلْيُوتِرْ ، وَمَنْ أُحِبَّ أَنْ يُوتِرَ بِثَلَاثٍ ، فَلْيَفْعَلْ، «وَمَنْ أُحِبَّ أَنْ يُوتِرَ بِوَاحِدَةٍ ، فَلْيُوتِرْ – «Витр является обязательным для каждого мусульманина, и кто любит совершать витр в пять ракаатов, пусть совершает, и кто любит совершать витр в три ракаата, пусть делает, и кто любит совершать витр в один ракаат, пусть совершает».
Витр намаз делается в одиночку. Совершение его в джамаате (группой) относится к сунне в месяц Рамадан.
Так как этот намаз относится к ваджибам, то нельзя его совершать сидя или верхом на чем-либо.
Количество ракаатов и форма совершения витра
По мазхабу Абу Ханифы витр намаз состоит из трех ракаатов. Салам дается один раз в конце трех ракаатов как в вечернем намазе.
Порядок выполнения витр намаза следующий:
Время намаза витр
Витр намаз можно совершать ночью, после намаза аль-ишааъ и до появления утренней зари. Наиболее желательным временем для совершения намаза является конец ночи. В месяц Рамадан намаз витр обычно совершают после таравих намаза. Желательно чтобы последним намазом ночью был витр намаз, так как от ибн Умара, да будет ими обоими доволен Аллах, передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «إِجْعَلُوا آخِرَ صَلَاتِكُمْ بِاللَّيْلِ وِتْرًا» – «Делайте ваш последний намаз ночью нечетным (витр)». Передали Бухари и Муслим.
Так как витр намаз является ваджибом, то тот, кто не совершил его, забыв или намеренно должен восполнить его. При восполнении необходимо совершать его после ночного намаза. Если по забывчивости витр был совершен раньше ночной молитвы, то он считается действительным. При
восполнении витр намаза также нужно читать молитву аль-кунут.
Чтение сур в намазе витр
Молитва аль-Кунут в витр намазе
Молитва аль-Кунут является ваджибом и читается в третьем ракате после чтение сур и до поясного поклона. После чтения аль-Фатихи, либо другой суры произносится «Аллоху акбар» и поднимаются руки как в начале намаза. Затем руки кладут на живот, под пупком и читают аль-Кунут.
По ханафитскому мазхабу эту молитву нужно читать круглый год, т.е. каждый день в витр намазе. Она читается только в витр намазе, если только это не тяжелое время для мусульман. Тогда сунной является чтения аль-Кунута в утреннем намазе (эта сунна только для имама в намазе).
Время стояния для аль-кунута должно быть равно чтению суры «аль-Иншикъакъ» (84-я сура Корана).
«أَلَّهُمَّ إِنَّ نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَهْدِيكَ، وَنَسْتَغْفِرُكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ،وَنُؤْمِنُ بِكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ، نُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلُّهُ، نَشْكُرُكَ وَلَا نَكْفُرُكَ، وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ، أَلَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ، وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ، إِنَّ عَذَابَكَ الْجَدُّ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ».
«Аллохумма инна наста’инука ва настахдика, ва настаг’фирука ва натубу илайка, ва нуъмину бика ва натаваккалу ’алайка, нусни ’алайкаль-хойра куллаху, нашкурука ва ля накфурука, ва нахлу’у ва натруку ман яфджурука, Аллохумма иййака на’буду вал яка нусолли ванасджуду, ва илайка нас’а ва нахьфиду, нарджу рохьматака ва нахша ’азабака, инна ’азабакаль-джадду билькуффари мульхьикъу».
«О Аллах! Мы ищем помощи и наставления на примой путь у Тебя, мы просим прощения у Тебя и приносим Тебе покаяние, мы верим в тебя и полагаемся на Тебя, мы превозносим Тебя всем наилучшим, мы благодарны Тебе и не неблагодарны Тебе, мы отталкиваем и оставляем того, кто не повинуется Тебе. О Аллах! Только Тебе одному мы поклоняемся, Тебе молимся и падаем ниц, к Тебе мы устремляемся, мы надеемся на Твою милость и боимся Твоего наказания. Несомненно, суровые мучения, настигнут неверующих».
Желательно после этой молитвы произнести следующую переданную от Хасана ибн Али, да будет доволен Аллах ими обоими:
«اللَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أَعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّ مَا قَضَيْتَ؛ فَإِنَّكَ تَقْضِي وَلَا يُقْضَى عَلَيْكَ، وَإِنَّهُ لَا يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنّا وَتَعَالَيْتَ».
«Аллохумма-хдини фиман хадайта, ва ‘афини фиман ‘афайта, ва таваллани фиман таваллайта, ва барик ли фима аътайта, ва къини шарра ма къодойта. Фаиннака такъды ва ля юкъдо ‘алайка, ва иннаху ля язиллу ман валайта, табарокта роббана ва та‘алайта».
«О Аллах направь меня на путь тех, которых Ты направил по правильному пути, прости меня как тех которых Ты простил, поддержи меня как тех которых Ты поддерживал, дай мне благодать в том, что Ты мне даровал, убереги меня от зла того, что Ты повелел. Воистину Ты повелеваешь, а Тобой никто не повелевает, и поистине не унижен тот, кого Ты поддержал, благословен Ты наш Господь и возвышен».
После этой молитвы произносят благословение Пророку (салават).
Сунной является тихое чтение молитвы кунут как для имама в намазе, так и для тех, кто за ним молится.
Что делать если не знаешь или забыл прочитать аль-Кунут
Кто плохо читает эту молитву на арабском или не выучил ее может произносить вместо нее (пока не выучит или не усовершенствует эту молитву) три раза «أَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِي»«Аллохумма-г’фирли» или «رَبَّنا آتِنَا فِي الدُّنْيَا
حَسَنَةً وَ فِي الْآحِرةِ حَسَنَةً، وَقِنَا عَذَابَ النَّرِ » «Роббана аатина фид-дунья хьасанатан ва филь-ахьироти хьасанатан, ва къына ’азабан-нар». Т.е. можно произносить любые другие формы восхваления и дуа Всевышнему.
Если молящийся забыл прочитать кунут и вспомнил об этом только после поясного поклона, то возвращаться обратно для его чтения не надо. В конце намаза надо совершить сажда саха перед саламом.
Молитвы произносимые после витр намаза
После витра сунной является чтение три раза следующего зикра:
Намаз-витр
Намазы-сунна бывают двух видов: совершаемые в коллективе и совершаемые индивидуально. Вначале рассмотрим намазы-сунна, совершаемые индивидуально, не разделяя их с точки зрения причин и времени.
Намаз-витр – это желательный (сунна) намаз с нечётным (витр) количеством ракаатов, совершаемый в период после ночного намаза до наступления времени утреннего намаза. Если тот, кто находится в пути (мусафир), ночной намаз перенёс и совершил вместе с вечерним, то он может после него совершить и намаз-витр, не дожидаясь наступления времени ночного намаза.
В качестве намаза-витр можно совершать от одного до одиннадцати ракаатов. Сначала совершают соответствующее количество намазов по два ракаата и в конце – намаз в один ракаат. Самым ценным является намаз-витр в одиннадцать ракаатов. Нежелательно останавливаться только на одном ракаате. При совершении более трёх ракаатов совместно, с одним саламом, читается один ташаххуд в последнем ракаате или два ташаххуда в последних двух ракаатах, но, а более двух нельзя. Лучше совершать намаз-витр по два ракаата, произнеся салам, а в конце завершить одним ракаатом.
Для совершенства намаза-витр лучше совершать три или большее количество ракаатов. Совершение трёх ракаатов с одним саламом нежелательно, так как в этом имеется уподобление намаза-витр вечернему намазу, которое нам запретил наш Пророк (мир ему и благословение), а совершение более ракаатов с одним саламом является противоположным предпочтительному (хилафуль авла).
Тому, кто встаёт ночью для совершения намаза-тахаджжуда, желательно намаз-витр совершить после него. А тому, кто не уверен, что сможет ночью встать, намаз-витр лучше совершать перед сном.
Когда совершают более трёх ракаатов намаза-витр, то в первых двух ракаатах желательно читать суру «аль-Ихлас», а последующих двухракаатных намазах, после суры «аль-Фатиха» желательно читать в первом ракаате суру «аль-Кадр», во втором – «аль-Кафирун», а в трёх последних ракаатах, при их отделении от предыдущих: в первом – «аль-А‘ла», во втором – «аль-Кафирун» и в третьем – «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас». Если ограничиваются на трёх ракаатах, то читаются те же суры, которых читают в последних трёх ракаатах. Тот, кто не знает упомянутые выше суры, может читать «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас». Кто и этих сур не знает, может не читать после «аль-Фатиха» ничего.
Намаз-витр совершают индивидуально (без джамаата). Только в месяце Рамазан его желательно (сунна) совершать коллективно (джамаатом). По прохождении половины месяца Рамазан, т.е. во второй половине этого месяца, в последнем ракаате в стоянии после поясного поклона намаза-витр желательно (сунна) читать молитву «аль-Кунут» («Махдина»).
Намаз-витр является самым ценным намазом среди намазов-сунна, совершаемых индивидуально (без джамаата), он ценнее и ратибатов – намазов-сунна, совершаемых вместе с обязательными (фарз) намазами.
По мазхабу имама Абу-Ханифы его совершение является даже необходимым (ваджиб). Поэтому следует стараться не пропускать совершение намаза-витр.
Есть и хадисы, рассказывающие о ценности намаза-витр. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, Абу-Давудом, ан-Насаи и Ибну Маджахом, говорится: «Поистине, Аллах – витр (то есть один), и Он любит витр. О народ Корана, соблюдайте витру».
После совершения намаза-витр желательно (сунна) трижды читать следующую молитву, чуть возвысив голос при третьем чтении:
« سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ »
«Субханаль маликиль куддус».
(Мы утверждаем: Пречист чистейший Царь).
» اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِرِضَاك مِنْ سَخَطِك ، وَبِمُعَافَاتِك مِنْ عُقُوبَتِك ، وَبِك مِنْك ، لَا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْك أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْت عَلَى نَفْسِك «
«Аллахумма инни а‘узу би ризака мин сахатика, ва би му‘афатика мин ‘укубатика, ва бика минка, ла ухси санаан ‘алайка, анта кама аснайта ‘ала нафсика».
(О мой Аллах, довольством Твоим я добиваюсь (ищу) защиты от гнева Твоего, спасением Тобою ищу защиты от мучений Твоих, прошу защиты у Тебя от гнева Твоего, я не в силах воздать Тебе должную хвалу, подобно той, как Сам Ты восхвалил Себя).
Если вдруг пропустили намаз-витр вместе с ночным намазом, то при возмещении намаз-витр нужно возместить после возмещения ночного намаза.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Намаз витр: взгляд с позиции всех 4 мазхабов
В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.
Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.
Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет.
В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью. Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).
Порядок выполнения молитвы витр (ВИДЕО)
Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.
1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб). Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).
2. Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.
3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Два первых ракаата завершаются произнесением приветствия (саляма). Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).
4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустим один ракаат.
Пример того, как читать молитву витр в соответствие с мазхабом ханафитов, представлен на видео:
Суры и дуа намаза витр
Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.
В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся желательно использовать суру «Аля»:
«Саббихисма Раббикаль-`А`ля. Аль-Лязи Халяка Фасаууаа. Уаль-Лязи Каддара Фахадаа. Уаль-Лязи Ахраджаль-Мар`аа. Фаджа`аляху Гуса`ан Ахуаа. Санукри`ука Фаля Тансаа. Иля Ма Ша`а Аллаху. Иннаху Йа`лямуль-Джахра Уа Ма Йахфаа. Уа нусайирука лил-юсра. Фазаккир Ин Нафа`атиз-Зикраа. Сайаззаккару Ман Йахшаа. Уа Йатаджаннабухаль-Ашкаа. Аль-Лязи Йаслян-Нараль-Кубраа. Сумма Ля Йамуту Фиха Уа Ля Йахйаа. Кад Афляха Ман Тазаккаа. Уа Закарасма Раббихи Фасалля. Баль Ту`сируналь-Хайаатад-Дунья. Уаль-Ахирату Хайрун Уа Абкаа. Инна Хаза Ляфис-Сухуфиль-Уля. Суху-фи Ибрахиима Уа Мусаа» (87:1-19)
Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь, Который взрастил пастбища, а потом превратил их в тёмный сор. Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто. Мы облегчим тебе путь к легчайшему. Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернётся от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрёт он там и не будет жить. Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы».
Во втором ракаате советуют в качестве дополнительной читать суру «Кафирун»:
«Куль я Аюхаль-Кафируун. Ля Агъбудума Тагъбудуун. Уаля-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. УаЛя-Ана Габидун Маа-Абадттум. УаЛя-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. Лякум Диннукум Уа Лияд-Диин.» (109:1-6)
Перевод смысла: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!»»
В третьем ракаате молящемуся рекомендуется читать суру «Ихлас»:
«Куль-хуАллааху Ахадэ. Аллаахус-Самадэ. Лям йалидэ уа-лям йуулядэ. Уа-лям якулляху куфу ан-Ахадэ.» (112:1-4)
Перевод смысла: «Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему»»
В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:
«Аллахумма, ин-наа настагыйнукя уа настагъфирукя уа нугъмину-бикя уа наттауаккялю галяйкя уа нузъни галяйкяль-хайра куллях. Нашкурукя уа ля накъфурукя уа нахънагу лякя уа нахълягу уа натруку ман якъфурук. Аллахумма! Иякя нагъбуду уа лякя нусъалли уа нас-джуду уа иляйкя нас’а уа нахъфид. Нар-джу рахмаатакя уа нахъ-афу газабакяль-джидд. Ин-наа газабакя биль-кяфириина мульхикъ!»
Перевод: «О, Аллах! Поистине, мы просим Твоей помощи и прощения, верим в Тебя и произносим хвалу за то добро, которым Ты одариваешь. Мы всецело благодарим Тебя, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчиняемся Твоему повелению и полностью предаёмся Тебе. Мы не имеем ничего общего с теми, кто отверг Тебя. О, Аллах! Только Тебе совершаем поклонение, к Тебе обращены наши просьбы и мольбы, пред Тобой мы преклоняем колени. И мы прилагаем усилия на Твоём пути. И полагаемся только на милость Твою и страшимся Твоей суровой кары! Нет никаких сомнений, что Твоя кара поразит неверующих!»
Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.
В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамазан.
В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.
В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!