витебский вокзал что случилось
С самого старого и красивого вокзала Петербурга – Витебского – уберут последний поезд дальнего следования
Витебский вокзал Петербурга в мае 2021 года лишится последнего поезда дальнего следования. Поезд на Великие Луки, который исторически ходил с Витебского вокзала, переведут на Ладожский вокзал. Скорее всего, это вызовет путаницу у пассажиров и неопределенность в будущей судьбе вокзала.
Поезд №677 Великие Луки – Петербург прибывает на Витебский вокзал. Фото: май 2019 года
Пожалуйста, подпишитесь на наш канал. Это поможет нам в развитии, а вы не будете пропускать новые тексты.
Витебский вокзал Петербурга – самый старый и красивый в городе. Именно отсюда стартовала первая российская линия железных дорог до Царского села. Тогда, правда, здание вокзала, само собой, было другим.
Как Витебский вокзал терял поезда
Еще лет десять назад на Витебском вокзале кипела жизнь. Отсюда активно уходили поезда в страны СНГ и ближнего зарубежья – белорусские, украинские, прибалтийские, молдавские. Было и несколько поездов на северо-запад России – в Калининград, Псков, Великие Луки и даже Смоленск.
Однако последние семь лет Витебский вокзал постепенно терял поезда. В этом не было какой-то одной причины. Просто много совпадений.
После конфликта с Украиной перестали ходить большинство поездов в эту страну. Поезд в Псков отменили и со временем заменили на «Ласточку», которую пустили с Балтийского вокзала – маршрут удобнее. К тому же на Витебском вокзале неэлектрифицированы пути поездов дальнего следования.
Поезду в Калининград решили изменить маршрут и перевели его на Московский вокзал. Прибалтийский постепенно усох до прицепных вагонов, которых не стало с началом пандемии. По той же причине отменили белорусские поезда и молдавский поезд. Таким образом, уже долгое время единственным поездом, который уходил с Витебского вокзала, оставался великолукский.
Зал останется открыт
Небольшое лирическое отступление. Со временем Витебский вокзал превратился в интересное место для проведения красивых интерьерных фотосъемок. Автор этих строк, например, заезжал туда во время свадебной экскурсии по городу.
Свадебная фотосессия на Витебском вокзале. Фото: Степан Киянов
Недавно в одном крупном паблике в Дзене, который называется «Нетуристический путеводитель», автор написал статью «Самый красивый жд вокзал России закрывают от туристов. Рассказываю подробности». В ней он сообщил, что РЖД ограничили доступ в исторический зал ожидания и смонтировали систему доступа туда по карточкам.
Однако по моей просьбе читатель нашего блога Александр из Петербурга проверил эту информацию и убедился, что это не так. Зал остается открытым, туда можно попасть.
Как сказали на вокзале, система монтируется, чтобы была возможность закрывать зал в случае проведения мероприятий. Так что, если вы тоже читали ту статью и немного испугались за Витебский вокзал, то я вас успокоил.
Еще один скандал был связан с тем, что в начале года РЖД решили сделать на вокзале навесной потолок (фирменный стиль не спрячешь) и повредили историческую лепнину, пытаясь приделать к ней крепления потолков.
Фото: КГИОП Фото: КГИОП
К счастью, это вовремя заметили градозащитники. В итоге суд оштрафовал РЖД на 200 тысяч рублей за нарушение требований законодательства об охране памятников. Еще один иск предполагает принуждение РЖД демонтировать конструкции для навесных потолков и восстановить исторический облик лепнины.
Из Великих Лук в Мурманск
Но вернемся к теме публикации. Последний поезд, оставшийся на Витебском вокзале – №677/678 сообщением Петербург – Великие Луки переводится на Ладожский вокзал. Это сделано для того, чтобы организовать движение беспересадочных вагонов Великие Луки – Мурманск. Из Псковской области в Мурманскую всегда можно было доехать напрямую. Правда, по этому маршруту ходили белорусские поезда. После закрытия межгосударственного сообщения из-за пандемии, таких маршрутов не стало.
Поезд №677 Великие Луки – Петербург на Витебском вокзале. Фото: Сергей Сигачев, periskop.su
В последний раз поезд Петербург – Великие Луки отправится с Витебского вокзала в пятницу 28 мая. В субботу поезд не ходит, а в воскресенье, 30 мая, поезд будет отправлен уже с Ладожского вокзала. При этом время отправления – 22:34 – не изменится. Немного скорректировано время прохождения промежуточных станций (не более 10 минут). Общее время в пути до Великих Лук не меняется.
В обратную сторону в первый раз поезд прибудет на Ладожский вокзал 29 мая. Время отправления из Великих Лук не изменится, время прибытия в Петербург – на 20 минут позже нынешнего графика – в 6:32 вместо 6:12.
Беспересадочный вагон Мурманск – Великие Луки будет перецепляться на Ладожском вокзале. В первый рейс из Мурманска такой вагон отправится 30 мая, из Великих Лук – 1 июня. Время стоянки на Ладожском вокзале при следовании в сторону Мурманска составит 3 часа 38 минут, в сторону Великих Лук – 45 минут. От Петербурга до Мурманска вагон будет идти в составе фирменного поезда №15/16 «Арктика» сообщением Москва – Мурманск. Кроме того, благодаря изменениям, пассажирам будет удобно делать пересадку с одного поезда на другой, даже если у них не куплены билеты в прямой вагон.
Я не исключаю, что первое время может возникнуть путаница. Дело в том, что великолукский с Витебского вокзала ходит исторически. Внезапная смена вокзала обязательно приведет к тому, что кто-то, кто не следит за новостями и невнимательно читает билеты, по привычке приедет на Витебский вокзал вместо Ладожского.
Ну и, конечно, самое печальное, что с переводом поезда на Ладожский вокзал, на Витебском вокзале не останется поездов дальнего следования вообще. Пока сложно предсказать, к чему это приведет в конечном итоге, но хочется надеяться, что не к закрытию инфраструктуры дальнего следования (кассовый зал, зал ожидания и т.д.) и не к консервации путей и платформ. Когда-нибудь границы откроют и хотя бы в Беларусь и Прибалтику поезда должны пойти снова. А вот с Украиной и Молдовой перспективы намного менее радостные, увы.
Ну и, кстати, я напомню, что Великие Луки были уникальны не только единственным поездом с Витебского вокзала, но и единственным поездом с Рижского вокзала в Москве. Поезд Москва – Великие Луки остается последним, ради которого работает Рижский вокзал. С мая этот поезд переводят на Белорусский вокзал, а Рижский для дальнего следования тоже закрывают. Это связано со строительством офисного центра РЖД на территории Рижского грузового двора.
Ну а электрички на Витебском вокзале Петербурга и Рижском вокзале Москвы, конечно, останутся. Так что жизнь здесь пока будет продолжаться.
UPD Уже после публикации текста стало известно, что Россия и Беларусь возобновляют железнодорожное сообщение, включая один поезд до Петербурга. Его продолжит обслуживать Витебский вокзал, а это значит, что поезда дальнего следования здесь останутся. По крайней мере, один.