витальный цикл что это
ВИТАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Идея жизни повсеместно наделена сходной внутренней формой: зачатие, рождение, рост, старение, гибель идентичны от малейшей инфузории до великой культуры.
По мере формирования «закрытой» цивилизационной системы возникновение на м a p г и наль н о м уровне элементов новой цивилизационной парадигмы, составляющих основу для формирования альтернативного механизма социализации и самоидентификации личности
“Когда цель достигнута и идея, m.e. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, замирает, ее кровь свертывается, силы надламываются. ” (О. Шпенглер)
Цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних системных институтов ( государства, иерархии экономических укладов, легитимной социальной структуры, доминирующей религиозно-мировоззренческой системы) делает общество уязвимым для внешней агрессии. Цивилизация как целостная социокультурная система погибает в ходе внутренней смуты или в результате завоевания.
Цивилизация вступает в стадию кризисного развития, нарастания противоречий между системными институтами и социальными группами, отражающими становление новой цивилизационной парадигмы (альтернативных моделей общественной психологии). Противоречие снимается в ходе эскалации гражданских конфликтов и дестабилизации социального, политического и экономического порядка ( частичного саморазрушения целостности цивилизационной системы), что объективно возвращает систему на стадию РАЗВИТИЯ (2), восстанавливает созидательный характер цивилизационного развития.
Мы интересуемся циклами потому, что они являются одновременно и механизмом, который описывает жизнь исторической системы, и механизмом, посредством которого действует реальная система.
Витальный метод лечения пульпита и области его применения: травматический и гипертрофический пульпит
Витальный метод лечения пульпита или ампутация пульпы с сохранением жизнеспособности пульпы в корневых каналах зуба – один из подвидов биологических методов или консервативного устранения пульпита. Чаще всего данный метод применяют при остром очаговом, хроническом фиброзном, остром общем, хроническом гипертрофическом пульпите, а также травматическом пульпите. Стоматологи обращаются к данному методу при лечении зубов с более чем одним корневым каналом, которые имеют четко выраженную границу между наддесневой и поддесневой частью пульпы. Витальный метод показан пациентам в возрасте до 40 лет, не имеющим заболеваний пародонта и общих заболеваний других систем организма.
Важный момент: если в дальнейшем зуб с диагнозом «травматический пульпит» или «хронический гипертрофический пульпит» подлежит надеванию коронки, данный метод применять противопоказано. Кроме того, с помощью пульпотомии (удаления коронковой части пульпы с сохранением ее корневой части) не лечат запущенный пульпит.
Обычно лечение на основе данного способа выполняется за один или два посещения стоматолога. Используются те же лекарственные препараты, что и при других биологических методах. Главное, что существенно влияет на качество лечения – четкое соблюдение антисептики и асептики.
Стоматология для тех,
кто любит улыбаться
В основе лежит ампутация коронковой части пульпы на границе зубной эмали и цемента с помощью специальных инструментов, после чего останавливают кровь и накладывают повязку, смоченную тетрациклином или олететрином, либо прижигают лазерными лучами.
Пациента с травматическим или гипертрофическим пульпитом, как и с другими формами этого заболевания, для которого показан витальный способ лечения пульпита, на первом посещении у стоматолога ожидают следующие манипуляции:
Новейшая технология для протезирования и микропротезирования
Лямблии кишечные (Giardia intestinalis)
Кишечные лямблии (лат. Giardia intestinalis, синонимы: Giardia lamblia, Lamblia intestinalis и Giardia duodenalis) — вид паразитических жгутиковых простейших, паразитирующих в тонкой кишке человека и других млекопитающих и птиц, возбудитель лямблиоза человека.
При заражении кишечными лямблиями развивается лямблиоз, проявляющийся в качестве основного симптома диареей. Лямблиоз распространен по всему миру.
Кишечные лямблии в систематике протистов
Вид кишечные лямблии относится к роду лямблии (или жиардии, лат. Giardia), которые входит в отряд дипломонадид (Diplomonadida), класс Eopharyngia, тип Metamonada, надтип Excavata, царство протисты (простейшие).
Генетические особенности кишечных лямблий (В.Т. Ивашкин, В.О. Кайбышева)
Строение и жизненный цикл кишечных лямблий
Лямблии кишечные (часто называемые просто лямблии) — единственный вид простейших, обитающих в просвете тонкой кишки человека. Они прикрепляются к кишечным ворсинкам и поглощают питательные вещества и различные ферменты, вмешиваясь в процесс мембранного пищеварения и нарушая его. Размножение происходит путем продольного деления, и их количество удваивается каждые 9–12 часов. В цикле развития лямблии различают вегетативную и цистную стадии. Вегетативная стадия (трофозиты лямблий) имеет симметричную грушевидную форму. Трофозиты активно подвижны. Размер трофозитов в среднем 9 на 12 мкм. Они имеют 2 ядра и 4 пары жгутов, которые являются органеллами движения и присасывательный диск, с помощью которого она фиксируется к эпителиальным клеткам кишки. Передний конец тела лямблии широкий, закругленный, задний, хвостовой — заостренный. По средней линии тела лямблии проходят две опорные нити, которые делят клетку на две, одинаковые по строению симметричные части. В каждой из них имеется по одному ядру. Спинная поверхность и хвостовой конец лямблии покрыты одинарной цитоплазматической мембраной. У лямблий отсутствуют митохондрии и аппарат Гольджи, имеется эндоплазматический ретикулум, где в клетке наиболее интенсивно происходит процесс синтеза веществ. Цитоплазма лямблии прозрачна. Цисты лямблий овальны, их размер, в среднем, 8 на 12 мкм. В цитоплазме цист находится 2 или 4 ядра и свёрнутый жгутиковый аппарат.
Жизненный цикл лямблий (В.Т. Ивашкин, В.О. Кайбышева)
Размножаются лямблии в местах наибольшего их скопления путем парного деления. Процесс деления занимает 15–20 минут. Во внешнюю среду лямблии выделяются с фекалиями в основном в виде цист. Трофозоиты можно обнаружить лишь в жидких фекалиях не более чем у 5 % инвазированных лямблиями пациентов. Лямблии, в основном, располагаются в проксимальной части тонкой кишки. К слизистой оболочке лямблия прикрепляется передней частью тела, а задний конец свободный. На одном месте лямблии остаются фиксированными непродолжительное время. Они часто открепляются от кишечных ворсинок и снова прикрепляются к ним, но уже в другом месте или переходят в свободное состояние.
При попадании в желудок цисты лямблий не разрушаются желудочным соком, и они проникают в двенадцатиперстную кишку, где из каждой цисты образуются два трофазита. С помощью присасывательного диска они прикрепляются к ворсинкам двенадцатиперстной и тощей кишок. Здесь, при кислотности среды 6,32–7,02 рН, происходит размножения лямблий.
Цисты лямблий выделяются с калом и могут длительно сохраняться во внешней среде. Передача инфекции осуществляется, чаще всего, фекально-оральным путем.
Кишечные лямблии — причина дуоденита
Лямблии могут быть одной из причин развития хронического дуоденита у детей. Лямблии паразитируют на эпителии двенадцатиперстной и тощей кишки, присасываясь к ворсинкам и питаясь продуктами гидролиза углеводов, непосредственно приводя к воспалительно-дистрофическим изменениям слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки.
При обращении детей с жалобами на эпигастральные боли необходимо проводить исследование кала на наличие лямблий, так как лямблиоз может являться одной из причин таких болей.
Киотский глобальный консенсус рекомендует включить «Дуоденит на фоне лямблиоза» (англ. Duodenitis due to Giardia lamblia) в составе новой рубрики «Паразитарный дуоденит» в МКБ-11 (ICD11).
Кишечные лямблии — причина диареи
Лямблии могут быть причиной так называемой «диареи путешественников». Они выявляются примерно у 5 % возвращающихся из поездок по тропическим странам. В связи с различной выраженностью ответа человеческого организма клиническая картина инфекции варьирует от бессимптомных форм до тяжелой диареи с мальабсорбцией.
Giardia lamblia (лямблия) распространена повсеместно, а в отдельных странах мира показатель распространенности инфекции среди детей раннего возраста приближается к 100%. Инфицированными чаще всего оказываются дети в возрасте от 1 до 5 лет. Лямблии могут вызывать острую или рефрактерную диарея, иногда мальабсорбцию с жирным стулом, болью в животе и его вздутием. Однако подавляющее большинство инфекций проходит бессимптомно. Это сильно затрудняет процесс уточнения того, является ли лямблия истинной причиной диареи.
ВОЗ рекомендует для лечения диареи, вызванной Giardia lamblia (лямблиями), принимать метронидазол три раза в день в течение пяти дней по 250 мг для взрослых и исходя из 5 мг на кг веса для детей. Допустимо назначить однократную дозу тинидазола (50 мг на кг веса перорально); допускается использование максимально двух доз орнидазола в соответствии с рекомендациями фирм-изготовителей. Лечение лямблиоза должно проводиться только при рефрактерной диареи и при обнаружении в пробе стула цист или трофозоитов Giardia lamblia. При острой диареи у детей лечение лямблиоза не производится («Лечение диареи». ВОЗ, 2006).
Диагностика и лечение лямблиоза
Для выявления лямблиоза проводят исследование кала или дуоденального содержимого. В кале обычно выявляются цисты лямблий. Однако при диарее или после назначения слабительного в кале можно выявить и вегетативные формы. При лямблиозе у детей стул 3–4 раза в день, желто-зелёной окраски, мягкой консистенции.
Антибиотики, активные в отношении кишечных лямблий
Публикации для профессионалов здравоохранения, затрагивающие вопросы воздействия лямблий на ЖКТ
Лямблии у животных
Распространённость лямблиоза у животных (В.Т. Ивашкин, В.О. Кайбышева)
Наука сна: внутренние часы, биологические ритмы и страшные сновидения
Что такое циркадные ритмы и как наладить свой сон в подростковом возрасте. Советы сомнолога Романа Бузунова.
Вокруг подросткового сна много мифов: тинейджеры поздно ложатся спать и долго спят, потому что ленятся, или убеждают себя, что среди недели могут спать меньше восьми часов, а на выходных отсыпаться. Родители и педагоги стараются решить проблемы жёстким режимом, ранними подъёмами и запретом на использование гаджетов. Правда ли, что сон подростков отличается от сна взрослого? Отдыхает ли мозг ночью? Можно ли заставить себя лечь пораньше? Мы поговорили с сомнологом Романом Бузуновым и разобрались в науке сна.
президент «Российского общества сомнологов»,
профессор, доктор медицинских наук
Что такое циркадные ритмы, или почему мы спим ночью
Человек — это дневной вид. У нас есть суточные циркадные ритмы (циклы сна и бодрствования), которые настроены на то, чтобы мы бодрствовали днём и спали ночью. Мы так живём не потому, что привыкли, — внутри нас тикают часы, которые регулируют активность мозга. Это наш биологический внутренний механизм, то есть цикл «сон — бодрствование» работает не только из-за связи с внешними стимулами типа темноты или времени суток.
В шестидесятые годы прошлого века профессор Мишель Сифр поставил на себе эксперимент «Вне времени» по изучению биологических ритмов. Вместе со своими студентами он несколько месяцев провёл в пещере с постоянной освещённостью, влажностью, температурой и без часов. Результаты эксперимента показали, что даже без внешних раздражителей (естественного света, изменения погоды, посторонних шумов) человек всё равно какую-то часть времени спит, а какую-то бодрствует. Он делает это с определённой периодичностью, а не как попало.
Испытуемые начали жить по своим внутренним часам, и оказалось, что наш внутренний цикл длится чуть больше 24 часов, поэтому за время эксперимента профессор со студентами насчитали меньше суток, чем провели в пещере на самом деле.
Как работают наши внутренние часы и с чем связаны циркадные ритмы
Учёные стали искать, где находятся эти часы, и нашли их в центре мозга, в месте под страшным названием «супрахиазматическое ядро». Эта часть командует всеми остальными часами в нашем организме и устанавливает центральное время.
Внутренние часы — это гены и белки, которые очень хитро регулируют друг друга, нашу активность, аппетит, секрецию гормонов, температуру тела, артериальное давление и другие показатели. Часы идут даже в клетках нашей кожи: они тикают уже несколько миллиардов лет. И у нас, и у мухи они устроены похоже. Это очень древний и надёжный механизм, против которого идти сложно.
Нарушение и регуляция циркадных ритмов
Рассинхронизация часов и нарушение циркадных ритмов плохо сказывается на общем состоянии человека. Если мы ложимся в разное время, учимся по ночам, спим разное количество часов в будни и в выходные, мы сбиваем внутренние ритмы. Организм не успевает синхронизироваться сам с собой.
В результате может получиться так, что мозг будет считать, что сейчас день, печень — что сейчас ночь, а гормоны — что вечер. И это может сильно ударить по здоровью. Почему?
Во сне мозг не отключается — он просто занят другой работой
Центры мозга, которые днём отвечали за взаимодействие человека с окружающей средой, помогали нам обрабатывать информацию и избегать опасности, ночью начинают руководить организмом и восстанавливать его жизнеспособность. Они настраивают работу печени, лёгких, лимфатической системы, иммунитета. Во время сна все внутренние процессы восстанавливаются.
Параллельно эти процессы идти не могут: невозможно одновременно расходовать энергию и накапливать. Когда мозг включает каналы, которые активно работают вовне, у него не остаётся ресурсов обрабатывать что-то внутри. Когда машина едет, сложно заниматься её техобслуживанием и менять колёса на ходу.
Восстановление работоспособности происходит преимущественно в первые четыре-пять часов сна. В оставшиеся три-четыре часа мозг в основном «переваривает» информацию, запоминает нужное и забывает ненужное, сортирует новый опыт по различным системам памяти, формирует ассоциации. Информационная фаза обработки накопленного опыта ближе к утру, поэтому и сны нам снятся в это время.
Когда человек спит пять часов, физически он может функционировать: организм всё настроил и наладил, но ментально — нет. Если вдобавок к этому имеются какие-то расстройства сна, мозг отвлекается от своей внутренней работы, и мы хуже себя чувствуем днём, повышаются риски развития депрессии и тревоги.
Сон ничем не заменить и никак не компенсировать
Подросткам нужен долгий сон от 8 до 10 часов: это реальная потребность организма. Если мы будем её удовлетворять, днём мы будем работать на 100%. Если мы спим меньше, начинаем наносить себе ущерб. Если намного больше, это признак каких-то фоновых проблем.
Рекомендованная продолжительность сна по данным National Sleep Foundation
Недостаток сна трудно осознать
Когда мы недостаточно спим, мы сами у себя отнимаем силы и не даём организму работать на максимум. Если человек не будет спать в течение суток, по исследованиям, он не восстановится даже за неделю.
Недостаток сна бьёт по функциям префронтальной коры: снижает способность к эмоциональному контролю и повышает риск депрессивных состояний. У подростков эти функции только начинают формироваться, а недостаток сна их сразу выбивает. Поэтому невыспавшегося человека так легко вывести из равновесия, довести до слёз или спровоцировать на другую бурную реакцию.
В подростковом возрасте ритмы сдвигаются на совиный тип
СХЕМА ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ
Синяя линия — среднестатистический взрослый
Жёлтая линия — среднестатистический подросток
Спад бодрости у среднестатистического взрослого в 4–5 часов ночи
У среднестатистического подростка в 6–7 часов утра
У циркадных ритмов есть разные варианты — в зависимости от них, человек будет склонен либо к более ранней активности (жаворонки), либо к более поздней (совы). Это не культурная привычка, а наследуемая вещь.
Среди подростков большой процент сов, поэтому им труднее вставать и ложиться в ранние часы. Самый крепкий сон у них приходится на семь часов утра — время, в которое все обычно встают в школу.
Подъём в самый минимум бодрого состояния влечёт за собой недостаток парадоксального сна — последней фазы, которая критически важна для запоминания и обучения.
С возрастом внутренние часы постепенно ускоряются, и среди взрослых преобладают жаворонки.
Как наладить режим при нарушении циркадного ритма
Соблюдение режима и регуляция света позволяют подстраивать свои внутренние часы под реальность, потихоньку их ускорять или замедлять. Люди, которые живут в Москве по времени Гонконга, вечером носят солнцезащитные очки, чтобы мозг думал, что уже закат, а утром используют светобудильники для имитации восхода.
Налаживать режим после каникул или праздников лучше постепенно, поскольку нужен примерно час в сутки, чтобы организм перестроился на новый режим без последствий. Начинать нужно с того, чтобы раньше вставать на час: волевым усилием заставить себя лечь раньше мы, к сожалению, не можем. Лучше не пытаться этого делать, чтобы не связывать засыпание с тревожностью и не выработать условный рефлекс — «боязнь не заснуть».
Три дополнительных вопроса про сон
🌚 Почему дети лунатят и говорят во сне, а в подростковом возрасте это пропадает
Все системы в нашем организме имеют особенность дозревать. Регуляция сна и бодрствования тоже постепенно налаживается. У детей ещё не очень развит нейрохимический блок, и когда в парадоксальной фазе дети видят сны, они реализуют команды, которые подаёт им мозг: строят гримасы, показывают язык, двигаются. Это нарушение поведения происходит в парадоксальном сне, когда у человека сохранены быстрые рефлексы и он может действовать в соответствии с фабулой сна.
Сноговорение и снохождение происходит во второй фазе сна, когда какая-то часть мозга спит, а другая уже проснулась. Лунатики могут воспроизводить некоторые закрепившиеся рефлексы, выполнять последовательности действий, но делают они всё медленно — у них отсутствуют быстрые рефлексы.
В подростковом возрасте возникает нейрохимический блок, который не пропускает команды и не даёт нашему телу их осуществлять. Получается активный мозг в парализованном теле. Сомнамбулизм к подростковому возрасту тоже обычно пропадает. Если в детстве ходят и разговаривают во сне 10–15% детей, к пубертату нервная система постепенно созревает, снохождение и сноговорение остаётся у 2–3%.
👹 Откуда берутся повторяющиеся страшные сны
Сновидения— это анализ накопленной за день информации, который, правда, может быть алогичным, поскольку в сновидениях преобладают свободные ассоциации. Обычно мы смотрим сны, ненужное забываем, важное — переводим в долгосрочную память и принимаем какие-то решения.
Навязчивые сны обычно бывают после какого-то страшного события. Мозг во сне обращается к этой ситуации, пытается её проанализировать, но не может ни решить, как действовать в будущем, ни забыть, ни принять этот ужас. Мозг не может отложить это и, как заезженная пластинка, постоянно возвращается к одному и тому же сюжету.
🧠 Как работают осознанные сновидения
Во время осознанных сновидений какая-то часть мозга чувствует, что мы во сне, и начинает руководить сном. Человек из исполнителя собственного сна превращается в режиссёра, который может влиять на фабулу. С одной стороны, это классный опыт — ты можешь стать кем угодно и делать что захочешь: задавать себе задачи и решать их, отрабатывать новые навыки во сне, проигрывать страхи. С другой стороны, если слишком увлечься осознанными сновидениями, можно вообще уйти от реальности и жить только во сне.
Сомнология — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter