Фрагменты из программы «Было время», телеканал «Ностальгия» (НТВ+)
Прямой эфир: 23 сентября 2007 года. Ведущий: Александр Политковский Гости: НАТАЛИЯ СТЕЦЕНКО, БОРИС КРЮК, АНДРЕЙ КОЗЛОВ.
А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Сентябрь 1975 года, первый раз программа «Что? Где? Когда?» вышла в эфир. Программа-долгожитель. Сегодня будем именно об этом говорить.
Н.СТЕЦЕНКО: Так давно это было. И самое главное, это так много раз начиналось. Сначала была семейная викторина, был провал с нашей точки зрения, потом был эфир, который тоже нас не устраивал. Два-три года мы шли к тому, чтобы программа завоевала какое-то признание зрителей. Хотя мне потом очень многие рассказывали про то, как они первый раз увидели программу в эфире и их сразу поразила картинка: ходил человек в белых перчатках, шар какой-то надо головой висел и какая-то атмосфера не совсем советская.
А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Борис, а Вас как свела судьба с таким знаменитым проектом? Б.КРЮК: Меня известно как судьба свела. Мама сказала, что нужны какие-то вопросы срочно, какую-то передачу будут снимать. Я придумал вопрос, который был самый первым в первой игре, где волчок стал выбирать вопрос телезрителя. Школьник Боря Крюк играл. Это была шахматная задача. Тогда Ворошилов еще не совсем прочувствовал, какого рода могут быть вопросы, сейчас такой не взяли бы. Я увлекался шахматами, о чем я мог еще спросить? Я тогда про это спросил и первым выиграл.
А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Андрей, а у Вас как начиналась любовь к этой программе? А.КОЗЛОВ: Любовь к этой программе начиналась в общежитии Донецкого университета, это был год 1978-ой, наверное. Я помню свои ощущения почти 30 летней давности. Холл общежития, в котором был один-единственный черно-белый телевизор. И я посмотрел передачу, я запомнил вопрос, который задавали знатокам. Их спросили, если три мухи взлетели, то какова вероятность, что они через 5 минут окажутся в одной плоскости? Для меня был совершенно очевиден ответ, что 100% окажутся в одной плоскости. Знатоки не ответили на этот вопрос. Я помню дальше свою реакцию: надо запомнить, как называется эта передача, чтобы потом в программе ее не пропустить и обязательно посмотреть. Я же не знал, что меня судьба сведет с этой передачей, что я стану знатоком, буду работать в компании, но вот впечатление первое осталось на всю жизнь.
А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Правда ли, что Ворошилову не разрешили вести первый эфир? Н.СТЕЦЕНКО: Ему не разрешали вести и работать на телевидении со времен «Аукциона». «Молодежка» его одно время маскировала вообще от руководства, потом маскировала в качестве ведущего («А ну-ка, парни!» он вел за кадром, но был автором и режиссером). Самую первую передачу вел Саша Масляков, а потом Ворошилов сказал: я понимаю, что надо делать так, так и так, а он уже ведет, как я могу им руководить, что делать мне? Поэтому дальше стоял вопрос, а что делать ему и я ему сказала тогда: попробуем за кадром. Правда, у нас был еще промежуточный вариант радийный, письма от телезрителей читали разные голоса, как на радио. А после этого уже появилась мысль, почему бы ему одному не читать за кадром. Казалось странно, а потом ему жутко понравилось. Он сидел у монитора, видел все, что видел телезритель. Ему это стало страшно интересно.
А.ПОЛИТКОВСКИЙ: А как возникла идея интеллектуальной подпитки при помощи книг, рекламы ведь не было в то время? Б.КРЮК: Это ведь были времена сбора макулатуры за книги. 20 кг макулатуры за талон на книгу. Н.СТЕЦЕНКО: Книги же невозможно было достать, купить. Тамара Владимировна Вишнякова была директором Московского дома книги на Калининском проспекте, у нее под дверью сидели все известные писатели, актеры в очереди на стульчике. Вообще, она была замечательным человеком. Это ее природное актерство. Она красивая женщина и, вероятно, мечтала быть актрисой, она действительно представляла книги у нас в программе очень артистично. Самая ее замечательная штука, которую я помню до сих пор. В одной из новогодних программ у нас были танцы перед началом и Ворошилов ей сказал с иронией: Тамара Владимировна, может быть, Вы потанцуете со мной? Она сказала : если я решу это, я выберу кого-нибудь помоложе. В то время это был такой свежий воздух. Я чувствую свою вину, я ничего не могу сделать, но когда запретили ее брать в эфир и мне пришлось ей это говорить. После этого она черед год умерла, она болела год. А.ПОЛИТКОВСКИЙ: А почему ей перестали разрешать показывать книги, почему ее могли запретить? Н.СТЕЦЕНКО: Она кого-то стала раздражать. Она же незаурядный человек. Зачем она нужна? Уберите ее. Раз уберите, два уберите, полгода, год, а потом все. Она не похожа была на то, что показывали по телевизору и все. А.КОЗЛОВ: При всем уважении к дикторам Центрального телевидения, они же другими были, официоз, а эта такая неожиданная, с буклями. Я же ее помню с той стороны экрана.
Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
Самыми первыми знатоками (стол и волчок появились в 1976 году, а называть игроков знатоками стали и того позже) в 1975 году были две команды из Москвы — семья Ивановых и семья Кузнецовых. Это был год поиска формы игры. Передача снималась частями — сначала в гостях у одной семьи, а потом — у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла одна программа.
Наталия Стеценко: «До того как зародилась “ЧГК” (устоявшееся сокращение названия программы), мы с Ворошиловым смотрели программу «Папа, мама, я — спортивная семья», которую делали Володя и Тамара Максимовы, которая в то время была очень популярна, и нам хотелось сделать тоже что-то такое очень семейное. Мы с Ворошиловым отдыхали в Таллине, там какие-то профессора отвечали на вопросы слушателей, это тоже все оседало в мозгу. Потом мы сделали первую семейную программу “ЧГК”, тогда только появились ПТС и запись, поэтому семью Ивановых мы снимали в Неопалимовском переулке, д. 8, а семью Кузнецовых — нам сказали, что вторая семья должна была быть семьей рабочих, — поэтому рабочие у нас были с Кутузовского проспекта. И мы одни и те же вопросы задавали обеим семьям, пригнали ПТС, снимали и считали им баллы. Почему Ивановых и Кузнецовых — потому что мы брали две самые популярные фамилии. Я ездила в Питер, у меня был телефонный справочник, толстый, я обзвонила Ивановых по списку, Кузнецовых, пыталась найти семью, которая заинтересовалась бы программой. Оказалось, что семья вместе на вопросы отвечать не может, тогда еще не было минуты обсуждения. Во-первых, не было такой семьи, потому что семья того времени — папа, мама и ребенок один или два, реже, если бабушка и дедушка в этой же семье. Дети отвечать на вопросы не могут, поскольку маленькие, семьи говорили, что есть там двоюродные или троюродные братья, которых не видели по 10 лет, давайте мы их позовем. То есть мы собрали, сконструировали такую семью, реально несуществующую, отсняли, смонтировали, сделали вид, что это происходило в одно и то же время, потом еще порезали много раз, нас заставляли вырезать некоторые вопросы, от этого счет менялся, мы старались сделать программу со счетом, чтобы он соответствовал выигрышу. Одна передача вышла в эфир, и мы от этого отказались. После этого Ворошилов сказал: «Давайте мы возьмем одну семью и дадим им 25 минут времени». И на набережной Шевченко мы такую семью нашли, пригнали туда ПТС, дали им пакет вопросов и 25 минут, при этом сказали, делайте, что хотите. Хотите, звоните родственникам, друзьям, спрашивайте соседей. Как хотите, найдите ответы на эти вопросы. Я сразу скажу, я была изначально против этого, мне казалось, что наблюдать за этим будет скучно. Ворошилова очень поддержал драматург Шатров, он сказал, что это гениальная идея и т. д. Это отсняли, это было 25 или 27 декабря, Ворошилов понял, что это ужасно. Ворошилов сбежал на чердак, я ему этого никогда не забуду, и ни к кому не появился, а я думала, что мне делать с ПТС? Я всю бригаду отпустила, мы пришли домой. С нами пришел Витя Зарецкий, у нас он был психологом. Часов в 11 вечера мы закончили съемку. До 6 часов утра Ворошилов и Зарецкий сидели молча в креслах, не произнося ни слова! Потом Зарецкий утром уехал на работу, я легла спать, а Ворошилов пошел в магазин «Малыш» на Кутузовский, купил там волчок, прикрутил к нему картонную стрелку и начал его крутить. У него там были разные варианты, поначалу на столе лежали фотографии знатоков, и вот на кого стрелка укажет, тот и должен был отвечать. Первые передачи — стопка вопросов лежала у ведущего Саши Маслякова с письмами, которые я сама писала, а фотографии из архива доставала: знакомых, родственников, вкладывала эти фотографии. Потом они удивлялись, что они в эфире появились. Сама придумывала вопросы и надписывала конверты. Провал был где-то 26 декабря, а 31-го мне Ворошилов сказал: «Иди в любое общежитие и ищи игроков-студентов». И я 31 декабря ходила по общежитию МГУ (в главном здании), и все уже там готовились Новый год встречать, а я уговаривала студентов прийти в «Останкино» 10 января и поучаствовать в передаче».
В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. В игре появился волчок. Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя. Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос — получи приз — книгу. Ответил на семь вопросов — получи главный приз — комплект книг.
Обложка книги Издательство: Эксмо
Наталия Ивановна: «Мы с Ворошиловым приходили к Тамаре Владимировне Вишняковой, она была директором Московского дома книги. И у нее перед кабинетом сидели все известные писатели того времени, чтобы купить книжки, а мы заходили к ней в кабинет, и она вызывала к нам своего бухгалтера и товароведа, который нам называл все новинки и говорил, как это оформить, как это провести по бухгалтерии, чтобы это в качестве призов было. Поэтому все новинки были в первую очередь у нас. Тамара Владимировна, очень красивая дама преклонных лет, стала соведущей. Она зачитывала фрагменты из книг, дефицита 80-х, которые у нас становились наградой за правильный ответ или хороший вопрос и либо вручались знатокам, либо по почте отправлялись телезрителям во все концы страны».
Ответы игроков первых передач оценивали члены почетного жюри — академик АМН СССР О. В. Бароян, член-корреспондент АН СССР В. О. Гольданский, писатель Д. С. Данин.
Первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру. В 1976 году передача вышла в эфир один раз — 24 апреля. В игре принимали участие А. Леденев, Г. Вельмакина, С. Главацкий, Д. Варзановцев, Н. Козлова и еще несколько студентов МГУ (имена участников, не проявивших себя в игре, в передаче не называются).
Было задано 14 вопросов. Счет игры как таковой не велся. Задача участников — набрать семь призовых конвертов.
А. Леденев стал профессором МГУ, работает на филологическом факультете, он получил первый приз — роман Ю. Бондарева «Берег», так как ответил на три вопроса подряд, и ему предлагалось либо взять приз сразу, либо отказаться, и Наталия Ивановна до сих пор помнит его фразу: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Наталия Стеценко: «Когда Саша Масляков вел, Ворошилову было трудно. Он не мог, чтобы кто-то выполнял то, что он видит. Поэтому он говорил: «Я не понимаю, как Саше объяснить, что он должен сделать. Я знаю, как это делать самому».
В 1977 году ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром: Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ (Центрального телевидения), журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова (в настоящее время Зоя Павловна Арапова работает в телекомпании «Игра-ТВ» в должности управляющего делами). Владимир Яковлевич был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль — озвучивали письма телезрителей.
Для телезрителей ведущий «по ту сторону экрана» долго оставался загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось «прозвище» «Инкогнито из Останкино».
Наталия Стеценко: «Я мало что себе приписываю, но вот это мой вклад в «Что? Где? Когда?», я сказала: «Ну хорошо, сиди себе у телевизора, оттуда руководи и говори!» И он за это зацепился, он смеялся, когда говорил: «Я веду под юбкой у уборщицы в баре». Потому что мы снимали в баре в останкинском, в отсеке, а уборщицы ездили с металлическими тележками, посуду грязную на них возили в мойку, а он сидел в проходе перед монитором возле этой моечной».
В этом же году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока! Появляется минута обсуждения!
Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры.
Если члены Клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В этом же 1977 году в Клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
В зале появился живой символ передачи — филин Фомка.
В 1977 году в Клубе была сыграна одна игра — 24 декабря.
Знатоки 70-х — студенты. По их одежде, отношениям за столом внимательный зритель тоже может уловить историю страны. Темп жизни был медленнее, о чем можно судить и по монтажу программ, и по длине планов.
Наталия Стеценко: «Увидев повторы наших старых передач еще 15 лет назад, я поймала себя на мысли, что я не могу их досмотреть — так тянется время! Ведь у Ворошилова до «Аукциона» было три программы — «Письма 1941 года», «Завещание 42-го года» и художественная экранизация новеллы Осипова «Серебристый грибной дождь». Там играла жена Ворошилова Слава, она была рентгенологом и никакого отношения ни к телевидению, ни к кино не имела, и Саша Масляков. Они, по сути, читали текст. Но эта экранизация не сохранилась, к сожалению. Я смотрела «Завещание 42-го года», и я могу сказать, что и сегодня можно ставить это в эфир, если бы было другого технического качества. Оно идеологически созвучно сегодняшнему времени. Но длина планов, длина эпизода такова, что я просто поняла, что у нас скорость мысли другая стала, нам сегодня трудно смотреть передачи, где нам что-то долго объясняют. И я знаю Ворошилова, который всегда чувствовал время, он сегодня сократил бы этот эпизод до 10—15 секунд, ну от силы 30 секунд, а там это длится 3 минуты. И все эпизоды — съемка в метро, играет какой-то ансамбль, и люди стоят, слушают эти песни, и троллейбусы идут по Москве долго-долго, то же самое и на «Что? Где? Когда?» 80-х годов».
4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». В передаче приняли участие две команды — семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.
Передача снималась частями — сначала в гостях у одной семьи, а потом — у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.
В 1976 игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба». Правда, первый выпуск игры вёл не Владимир Ворошилов, а Александр Масляков, ожививший позже проект КВН.
Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили, не существовало минутного ограничения, каждый играл сам за себя, а не в команде.
В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. В 1976 году в игре появился волчок. Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. В 70-е и 80-е годы призами в игре были книги. Призы-книги представляла Тамара Владимировна Вишнякова — член Президиума Всесоюзного общества книголюбов. Ответил на вопрос — получи приз — книгу. Ответил на семь вопросов — получи главный приз — комплект книг.
Первые вопросы были придуманы самим В. Ворошиловым и редакторской группой программы, поскольку «команды телезрителей» ещё не существовало, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от телезрителей.
Известно, что ежедневно приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри — академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин. 24 декабря 1977 года игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса.
В 1977 в игре появился первый её символ Филин Фомка. Более 20 лет оператором-постановщиком передачи являлся Александр Фукс
В том же году ведение передачи переносится за кадр. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова.
Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль — озвучивали письма телезрителей. Невероятные факты об известных вещах.
Кто вел передачу «по ту сторону экрана» для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось «прозвище» «Инкогнито из Останкино». Имя ведущего игры впервые прозвучит 23 апреля 1980 года, когда эфир закончится словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов».
В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока. В игре появляется минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток». Теперь это слово стало привычным для описания участников игры, а клуб называется «клубом знатоков»
24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» прозвучала первая музыкальная пауза.
На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
В 1982 году окончательно определилась форма игры. Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным — задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж. Появляется «фирменная» фраза ведущего: «Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд».
30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич Ворошилов провел свою последнюю игру. 10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Летняя серия игр 2001 года была посвящена его памяти.
Программа «Что? Где? Когда?» не раз награждалась телевизионной премией «ТЭФИ»: в 1997 г. в номинации «Развлекательная программа»; в 2001 г. в номинации «Телевизионная игра», а её автор и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награждён призом «За личный вклад в развитие отечественного телевидения», приз «Лучший оператор», также посмертно, был вручен Александру Фуксу.