вишневый сад что означает
Смысл названия пьесы «Вишневый сад»: сад как участник действа
Содержание:
Знаменитая пьеса была написана в 1903 году. Она включает четыре действия, относится к драматическому, классическому жанру. В произведении максимально полно проявляется новаторство Антона Павловича, его уникальный стиль написания. Изначально заданы комические мотивы, к завершению их дополняет трагизм ситуации. Культовое произведение стало последней работой драматурга.
Для писателя было особо важно заглавие произведения. Он придумал его задолго до персонажей и ситуаций. По задумке автора, в названии должно использоваться слово «вишнёвый». Именно с буквой «ё». Чехов полагал, что прилагательное «вишневый» не вмещает той глубины смысла, который он хотел передать читателю.
«Вишневый сад» – смысл произведения
Смысл названия «Вишневый сад» у Чехова заключается в том, чтобы передать значимость участка в пьесе. Сюжет произведения постоянно вращается вокруг сада. Он помогает открыть внутренний мир героев, охарактеризовать их душевное состояние. Смысл пьесы «Вишневый сад» – иллюстрация окончания эпохи дворянского сословия в России. Раневский, его сестра и Лопахин символизируют время перемен. Дворянские имения более не являются значимым показателем репутации. Они интересны купцам как источники получения прибыли.
Вторая проблема пьесы – социальные слои общества, политическая система России. Под садом автор понимает прежнюю царскую империю. Она ветшает, теряет былую красоту, появляются желающие полностью изменить ее. Захудалое имение – обреченное государство, дворянский класс более не является элитой. Смысл «Вишневого сада» Чехова выражен образами главных героев:
Писатель будто знал, что судьба страны предрешена. В завершении победа остается за купцами, молодым поколением. Приближаются другие времена, это неизбежно оттесняет дворян.
Смысл названия пьесы «Вишневый сад» – кратко
Смысл названия «Вишневый сад» кратко можно изложить в нескольких строках. Автор позиционирует дворянское имение как центр пьесы. В саду прошла жизнь большинства главных героев, для них он является родным домом. Это ключевой символ, присутствующий в каждом действии, разговоре. В смысл названия «Вишневый сад» автор вкладывает различные чувства и эмоции героев:
Название произведения указывает на то, что усадьба – это переломный момент, важнейший выбор для каждого персонажа. Герои оказываются на распутье – они могут двигаться дальше или продолжать хвататься за прошлое.
Смысл названия пьесы «Вишневый сад» – является ли сад персонажем
Сад не является декоративной картинкой или декорацией. Он играет ключевую роль в пьесе. Каждое действо связано с раздумьями на тему имения, воспоминаниями, событиями из жизни. В вишневом саду объединились судьбы всех персонажей. Для каждого он сыграл важную роль. Чехов дает понять в пьесе, что главным героем является именно поместье.
Сочинение Смысл названия пьесы Вишневый сад Чехова
«Вишневый сад» — комедийная пьеса А. П. Чехова. Эта пьеса стала одной из самых известных среди русских пьес. Для А. П. Чехова она стала завершением его творчества, так как была написана незадолго до его смерти.
Действие пьесы разворачивается в имении Раневской Любови Андреевны, вернувшейся на родину вместе с дочерью после продолжительного проживания во Франции. Гордостью имения является тот самый вишневый сад, в честь которого не только была названа сама пьеса, он также стал символом России того времени в целом. Написание пьесы пришлось как раз на переломный момент в истории страны, который характеризовался наступлением новой эпохи, временем, когда прежние устои уже устарели, а новый жизненный уклад еще не сложился. Казалось, будто в это время жизнь затихла в ожидании чего — то нового и неизвестного.
Герои пьесы принадлежат к двум разным поколениям и именно поэтому представители разных поколений по-разному относятся к ожиданию перемен, одни с надеждой на светлое будущее, а другие с опаской.
Через описание того, как каждый из героев воспринимает вишневый сад Чехов показывает характеры героев.
Вишневый сад Любови Андреевны символизирует то самое прощание с прошлым, которое предстоит пережить всей стране, ведь ей придется за долги расстаться со своим имением. Избежать этого можно лишь вырубив вишневый сад, который так дорог героине и сдавать участки земли дачникам. Именно таким способом ей предлагает решить проблему знакомый купец. Любовь Андреевна поражена таким предложением, ведь в этом имении прошли ее лучшие годы, здесь же она потеряла своего сына. Но купец Лопахин продолжает настаивать на то, что это единственный выход, ведь он думает лишь о прибыли. Петя Трофимов относится к судьбе сада неоднозначно. C одной стороны он признает красоту сада, а с другой считает, что сад является пережитком времен крепостничества и его необходимо уничтожить. Такое же отношение к саду он старается привить и дочери Любови Андреевны – Ане. Аня считает, что начать новую жизнь не представляется возможным до тех пор, пока не покончено с этим садом. Аня старается уговорить мать съехать и положить начало новому саду, что позволить начать жить в соответствии с реалиями нового времени.
Истоки названия пьесы
Последняя пьеса А.П. Чехова вызывала споры как в начале XX века, так и сейчас. И это относится не только к жанровой принадлежности, характеристике героев, но и к названию. В смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» пытались уже разобраться и критики, ставшие первыми зрителями, и нынешние поклонники наследия Чехова. Конечно же, название пьесы не случайно. Ведь в центре событий находится судьба дворянского имения, окруженного вишневым садом. Почему Чехов взял в основу именно вишнёвый сад? Ведь сады, засаженные только одним видом плодовых деревьев, в усадьбах не встречались. Но именно вишневый сад становится одним из центральных действующих персонажей, как бы странно это ни звучало по отношению к неодушевленному предмету. Для Чехова большое значение в названии пьесы играло употребление слова «вишнЁвый», а не «вишневый». Этимология этих слов различна. Вишнёвыми называют варенье, косточки, цвет, а вишневые – это сами деревья, их листья и цветы, да и сам сад – вишневый.
Воспоминания о прекрасной жизни
Для старшего поколения героев вишнёвый сад — это воплощение светлого прошлого, дней беззаботной юности, наполненных красотой, счастьем и теплом семейного очага. Например, Раневская часто вспоминает, как ходила по саду, когда была маленькой. Памяти о прошлой жизни предаются и Гаев, и верный слуга Фирс, играющий самонавязанную роль осадчего и хранителя традиций, для которого всё было буквально «позавчера». Вовсе не случайно с продажей имения и отъездом героев заканчивается и жизнь Фирса: этому герою нет места в новой эпохе.
Потерять вишнёвый сад для этих персонажей — это значит утратить детство, мечту, оказаться изгнанными из райского сада. Все они являются «героями-недотёпами», полными несуразности. Они постоянно что-то роняют, забывают или теряют. К ним трудно относиться без доли сочувствия и нежности. Перед глазами читателя предстаёт прообраз детского сада для духовно не созревших персонажей комедии.
Героям кажется, что они цепляются за последние возможности спасти дом детства, но на самом деле изо всех сил стараются удержать в руках свою детскую наивность и чудаковатость. Даже предпринимая какие-то отдельные шаги, они в основном надеются, что ситуация разрешится сама (например, постоянно хотят повременить, ожидают помощи тётушки, которой может и не быть).
Название как отражение судеб героев
В 1901 году, когда Чехов задумался о написании новой пьесы, это название уже у него было. Еще точно не зная, какими будут герои, он уже отчетливо представлял, вокруг чего будет разворачиваться действие. Рассказывая Станиславскому о своей новой пьесе, он восторгался ее названием, называя ее «Вишневым садом», произнося название много раз с различными интонациями. Станиславский не разделял и не понимал радости автора по поводу названия. Через какое-то время драматург и режиссер вновь встретились, и автор объявил, что сад в пьесе и названии будет не «вишневым», а именно «вишнёвым». И только после замены всего лишь одной буквы Константин Сергеевич понял и проникся смыслом названия «Вишнёвый сад» чеховской новой пьесы. Ведь вишневый сад – это всего лишь участок земли, засаженный деревьями, способный приносить доход, а говоря «вишнёвый сад» сразу появляется какое-то необъяснимое чувство нежности и домашнего уюта, связующее звено поколений. И не случайно с судьбой сада переплетены судьбы Раневской и Гаева, Ани и Лопахина, Фирса и Яши. Все они выросли и родились под сенью этого сада. Еще до рождения Фирса, самого старого участника действия, сад был посажен. И лакей застал его расцвет – когда сад давал огромный урожай, которому всегда удавалось найти применение. Аня же, как самая молодая героиня, этого уже не видела, и для нее сад – просто красивый и родной уголок Земли. Для Раневской и Гаева сад- это что-то живое, чем они восхищаются до самой глубины души, они, как эти вишневые деревья, пустили свои корни так же глубоко, только не в землю, а в свои убеждения. И им кажется, что раз сад стоит неизменным столь долгие годы, то и их привычная жизнь так же непоколебима. Однако прекрасно видно, что все вокруг меняется, меняются люди, меняются их ценности и желания. Например, Аня расстается с садом без жалости, говоря, что уже не любит его; Раневскую манит далекий Париж; Лопахина одолевает гордыня и жажда наживы. Только сад остается неизменным, и лишь по воле людей он идет под топор.
Вариант №2
Пьеса Чехова «Вишневый сад» повествует о судьбе имения и его хозяев. Раневская питает ностальгические чувства к саду. Там прошло ее детство, первые чувства влюбленности. Раневской тяжело свыкнуться с мыслью, чтобы продать сад на участки и сдать его в аренду дачникам. Поэтому она выставляет его просто на торги. В Париже остался ее возлюбленный, и после продажи она стремится быстрее попасть заграницу.
Жители имения собираются вместе. Они вспоминают прекрасные моменты, связанные с этим садом. Раневская глядит из окна и печально с ним разговаривает. Она понимает, сколько труда было вложено в уход за садом. Ее предки находили применение плодам. Но теперь никто не покупает вишню.
С образом сада связан уклад русских людей. Имение все в долгах, и спасти сад становится невозможным. Десятки лет из сада получали выгоду. Но наступил кризисный момент. Раневская неразумно тратит деньги. Даже последнюю монету она отдала прохожему. Варя является более практичной. Она с умом ведет домашнее хозяйство. Но молодая и неопытная в торговле Варя не может вытащить имение из долгов. Ситуация достигла своего критического значения. Гаев и Раневская не сильно заинтересованы в судьбе поместья. Они просто подчиняются обстоятельствам и не предпринимают каких-либо попыток изменить судьбу имения. Хозяева не могут принять ответственные решения. И даже не пытаются найти выход из сложившейся ситуации.
В пьесе вишневый сад олицетворяет целую эпоху. С вырубкой деревьев она заканчивается. Все хозяева разъезжаются по разным местам. Дальнейшая судьба не связана с поместьем.
Герой Лопахин является обычным коммерсантом. Сад для него — это источник постоянного дохода. Он планирует разделить сад на участки и сдавать их дачникам. Для этого надо подготовить землю — вырубить деревья. В пьесе отсутствует конфликт между ним и прежними хозяевами.
Вишневый сад — это символ времен, где сплетаются прошлое, настоящее и будущее.
Символизм названия пьесы
Очень символичен смысл названия пьесы «Вишнёвый сад»: на протяжении всего действия он присутствует в декорациях, разговорах. Именно вишнёвый сад стал главным символом всей пьесы в целом. А образ сада оказывается тесно связан с размышлением героев о жизни в целом, и через отношение к нему, во многом, автор раскрыл характеры героев. Вполне возможно, что именно вишнёвое дерево стало бы эмблемой МХАТа, если б еще раньше это место не заняла чайка из одноименной драмы А.П. Чехова.
Приведенные факты история имени пьесы и описание смысла названия помогут учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Смысл названия пьесы «Вишнёвый сад»» или при подготовке доклада на соответствующую тему.
Тест по произведению
Смысл произведения Вишневый сад
Смысл произведения состоит в том, что «Вишнёвый сад» иллюстрирует закат российского дворянства. На смену дворянам, их имениям и поместьям приходят купцы, которые зарабатывают деньги. Это ярко заметно на примерах Раневской и Лопухина. Таким образом, Россия оказалась на распутье и куда она пойдет — не понятно. Но прошлое уже не вернуть.
Существует еще одна важная тема, затрагиваемая автором: социальное неравенство и политический уклад тогдашней империи. Пьеса «Вишнёвый сад» – модель той России, которую видел Чехов. Раневская – обнищавшее дворянство; Аня и Трофимов – молодое перспективное поколение, за которыми будущее великой страны; Лопахин – крепкий средний класс, мужичье, которое противостоит своим господам. Образ сада – сама Россия, чья судьба так трагически и фатально приближается к краху 1917 года. Чехов, будто предчувствуя катастрофу, отобразил её на страницах своего творения. «Вишнёвый сад» – реквием по великой стране, которую не уберегли современники Антона Павловича.
Смысл концовки книги примерно можно сопоставить со смыслом всей пьесы. Здесь ярко выражается мнение Чехова. Оно, скорее всего, состоит в том, что в «схватке» дворянства и купечества победит последнее сословие. Настало абсолютно другое время, которое требует перемен. В первую очередь в социальном устройстве.
Смотрите также:
Пережиток прошлого
Молодое поколение в пьесе, представленное «вечным студентом» Петей, дочерью Раневской Аней и сиротой Варей, смотрит на всё другими глазами. Для каждого из них сад — след старой крепостнической России, страны обнищавших помещиков и покорных слуг. Гибель сада для них является закономерностью. Перед нами герои, которым предстоит жить в новой России, хотя у них сейчас ещё нет душевных качеств, чтобы преобразовать её.
Наиболее активной героиней из всех является Аня. Прежде ей было жалко и сад, и мать, но теперь она вдохновлена идеями Пети (героя абсолютно пассивного) и готова оставить прошлое позади. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого», — ключевая цитата, подчёркивающая решимость и воодушевление героини.
«Облезлый барин» Петя говорит много красивых высокопарных фраз, но в реальности так и остаётся в положении человека, который постоянно учится, но ничему не выучился. Говоря о саде как пространстве всей России, связывая судьбу поместья с судьбой Родины, герой мыслит абстрактно и широко, но настоящих деревьев в вишневом саду, которые цветут и благоухают, он не замечает.
Первой красоту сада видит сирота Варя — героиня, кажущаяся ещё пассивней Раневской, но на самом деле имеющая жизненные цели и способная замечать прекрасное в недолговечном моменте. Описание вишневого сада, где лишь мимолётно царит красота («очень недолго цветут вишневые деревья») связано с судьбой Вари, в жизни которой нет радости от взаимной любви, на её плечах лежат все хозяйственные заботы о поместье.
Характеристика героев
Условно всех героев пьесы можно разделить на 3 неравноценные группы:
Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад»
Вишнёвый сад как центральный образ пьесы
Действие последнего произведения А.П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает центральное место. Однако уже самого начала присутствие такого огромного сада вызывает недоумение. Довольно жесткой критике это обстоятельство подверг И.А. Бунин, потомственный дворянин и помещик. Он недоумевал, как можно превозносить вишневые деревья, которые не отличаются особой красотой, имеют корявые стволы и мелкие цветочки. Также Бунин обращал внимание на тот факт, что в барских усадьбах никогда не встречаются сады только одной направленности, как правило, они были смешанными. Если посчитать, то сад занимает площадь примерно в пятьсот гектар! Для ухода за таким садом необходимо очень большое количество людей. Очевидно, что до отмены крепостного права сад содержался в порядке, и вполне возможно, что урожай приносил прибыль своим хозяевам. Но после 1860 года сад начал приходить в запущенное состояние, так как денег или желания для найма рабочих у хозяев не было. И страшно представить, в какие непролазные дебри сад превратился за 40 лет, так как действие пьесы происходит на стыке веков, доказательством чего может служить прогулка хозяев и слуг не по прекрасным кущам, а по полю.
Это все показывает, что конкретного бытового значения образа вишневого сада в пьесе не замышлялось. Лопахин выделил только главное его преимущество: « Замечательного в этом саду только то, что он большой».
Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей
Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось. Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад?
Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.
Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.
Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»
Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.
Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.
Символический образ вишневого сада
Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает. Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.
«Вишнёвый сад» (А. Чехов)
Цитата: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. ».
История создания
«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.
Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.
К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.
Проблематика:
Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).
Время и место действия
Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.
Действующие лица
Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.
Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.
Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.
Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.
Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.
Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.
Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.
Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.
Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.
Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».
Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).
Краткое содержание
Действие 1
Комната в имении, которую все называют детской.
Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.
Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.
Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.
Действие 2
Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.
Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.
Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.
От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.
Действие 3
Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.
Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.
Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.
Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.
Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.
Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.
Действие 4
Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.
С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.
Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.
Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.
Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.
Экранизации
«Вишнёвый сад» (Японская империя, 1936); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1959, постановка BBC); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1981, в роли Раневской — Джуди Денч); «Вишнёвый сад» (Россия, 1993); «Вишнёвый сад» (Греция, Франция, 1999, в роли Раневской — Шарлотта Рэмплинг, в роли Гаева — Алан Бейтс); «Сад» (Россия, 2008).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите прозвище конторщика Епиходова.
Ответ. Двадцать два несчастья.
Как называется высказывание персонажа в пьесе?