виртуальный зал что это такое
Виртуальные залы и модельные библиотеки — технологии в культуре
Современное общество можно с полным правом назвать информационным. Новые технологии помогают пользователям по всей стране ознакомиться с классикой академического искусства. Сейчас в России формируется открытое культурное пространство, которое должно помочь пользователям по всей стране познакомиться со всеми формами искусства, классическими и современными.
Среди технических новинок, которые обеспечивают доступ к информации можно назвать виртуальные концертные залы и модельные библиотеки.
Виртуальный концертный зал — что это такое?
Это важный проект Министерства культуры России по использованию современных коммуникативных технологий. Прямые трансляции из специально оборудованных залов становятся доступными на всей территории страны. Онлайн-трансляция поможет создать для зрителей атмосферу личного присутствия.
Цели и задачи
С помощью таких концертных залов можно вывести на новый коммуникативный уровень знакомство зрителей и слушателей с академическим искусством.
Также новые технологии помогут создать равные для всех жителей страны возможности доступа к шедеврам музыкальной культуры. Концерты и проекты отечественных и зарубежных звезд теперь станут доступны для любой, самой отдаленной точки страны. Эти выступления можно будет увидеть не только в режиме онлайн, но и в записи, в любое удобное время.
История создания виртуальных концертных залов
В 2009 году виртуальные залы начали появляться в Свердловской области. Сам же проект родился благодаря сотрудничеству коллег из Москвы и Екатеринбурга. К 2014 году сеть таких залов объединяла 30 регионов. Министерство культуры идею поддержало, и количество виртуальных залов стало стремительно расти. В нынешнем году их стало уже в 10 раз больше. Проект развивается благодаря финансовой поддержке министерства по закупке необходимого технического оборудования.
Идею развития сети виртуальных залов поддерживал национальный проект «Культура». Благодаря такой поддержке на федеральном уровне зрители из регионов смогли увидеть трансляции из лучших филармоний столицы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.
Большую популярность проекту приносит и сотрудничество с социальными сетями, такими как ВКонтакте и Одноклассники.
Участники проекта
Одним их старейших участников считается Московская филармония. Она организовывает трансляции концертов для регионов уже в течение 10 лет.
Не менее заслуженным является и другой участник проекта – Свердловская филармония. Также можно отметить большой вклад в развитие сети виртуальных концертных залов, внесенных филармониями Санкт-Петербурга, Перми, Твери и многих других городов.
Нужно отметить, что создавать виртуальные залы можно не только в филармониях, но и в музеях и библиотеках. К модернизации библиотек приведет использование информационных технологий.
Что такое модельная библиотека
Это современные культурно-образовательные учреждения, с большим фондом, с компьютерным оборудованием В своей работе оно использует передовые информационные технологии.
Национальный проект поддерживает библиотеки, как центры с доступными, качественными и проверенными знаниями. А современные технологии позволяют дать доступ к ним всем пользователям, в любой точке страны.
Модернизированные модельные библиотеки должны стать мультимедийными центрами с книгами и интернетом.
Целями и задачами библиотек нового поколения является:
История проекта
В России более 40 тысяч общедоступных библиотек. Это – огромный потенциал для культурного развития. Государство понимает, что библиотеки нужно возрождать, но делать это следует на новой основе.
Быстроразвивающееся общество требует новых направлений и в сфере культуры. Поэтому и потребовались новые стандарты для библиотек. Они были разработаны в 2014 году в Министерстве культуры.
Модельный стандарт предполагал сначала внедрить несколько пилотных проектов с целью дальнейшего создания современных, модельных библиотек.
Среди участников проекта были библиотеки г. Сочи, Владимирской, Рязанской, Астраханской, Саратовской областей и некоторых других.
Во время работы по новым направлениям были отмечены положительные тенденции: в несколько раз выросло количество проводимых мероприятий, более чем в два раза увеличилось количество посещений.
Результаты, которые были получены в ходе работы с этими пилотными проектами, подтвердили высокую эффективность нового направления в функционировании библиотек.
«Виртуальный концертный зал»
К онцерт оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова стал первым в истории Всероссийского виртуального концертного зала. В качестве солиста выступил пианист Денис Мацуев.
Второй концерт С. Рахманинова — любимое произведение Мацуева с помощью телемоста из Концертного зала имени П.И. Чайковского одновременно увидели и услышали тысячи любителей классической музыки.
«Мы всё время думаем о том, как сделать культуру доступной самым широким массам. И не только в столице, но и в регионах. И вот этот проект, который пока объединил 30 регионов, 30 областных филармоний, если он понравится, мы сможем его развивать», — отметил Министр культуры Владимир Мединский.
Абакан, Белгород, Хабаровск, Якутск, Улан-Удэ, Чита, Пермь, Екатеринбург и Свердловская область, Ижевск, Рязань, Саратов, Сургут, Томск, Омск, Оренбург, Санкт-Петербург, Тюмень, Улан-Удэ, Владимир, Нижний Новгород, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Красноярск, Курган, Вологда — в едином культурном музыкальном пространстве. Услышав «виртуального» Мацуева, губернатор Севастополя Сергей Меняйло напомнил, что недавно Московская филармония подарила Севастополю концертный рояль. И, пользуясь случаем, пригласил пианиста в Крым, чтобы «обновить» инструмент.
«Я узнал об этой идее год назад, когда мы давали концерт в поддержку жителей Приморья, пострадавших от наводнения. Всегда с особым чувством думаю о публике регионов. Те 70 концертов, что каждый год даю в России, для меня самая ответственная и любимая часть гастрольного маршрута. В прошлом году был концерт в «Карнеги-холле» — аншлаг, бисы. А через три дня — выступление в поселке Новосергиевка Оренбургской области, где мы с губернатором Юрием Александровичем Бергом дарили музыкальной школе рояль. И здесь я играл ту же программу, что в Нью-Йорке. Для меня этот концерт был ничуть не менее значительным по эмоциям. Я видел глаза публики, в которых горел интерес к классической музыке. Нет, ничто не заменит живой музыки. И проект «Виртуального концертного зала» рассматриваю как важный, но все-таки предварительный шаг для привлечения новых слушателей в залы. Ближайшие два года хочу посвятить замыслу, который давно вынашиваю: проехать по малым городам России, где до сих пор не играл», — рассказывает пианист.
Проект «Виртуальный концертный зал» даст возможность услышать концерты ведущих российских и мировых исполнителей не только онлайн, но и в записи.
Кроме виртуального, в декабре Московская филармония открывает акустический концертный зал на тысячу мест в столичной Олимпийской деревне. «Филармония-2» оснащена специальной акустической раковиной, как в Большом театре. Новый зал, отделанный акустическими панелями, и спроектированный немецкой компанией, которая занималась Мариинкой-2, будет задействован в музыкальных событиях национального значения и увеличит аудиторию Московской филармонии на 6-7 тысяч слушателей. В 2015 году запланировано около ста филармонических концертов академической музыки. Фортепианный абонемент включает концерты Николая Луганского, Бориса Березовского, Элисо Вирсаладзе.
«Для нас, для музыкального мира, это, безусловно, одно из главных событий Года культуры в России. Потому что открывается новый зал, мы идем навстречу огромному числу москвичей, которые проживают в Западном, Юго-Западном округе, дальше — в Новой Москве. Облегчаем им доступ к замечательным концертам, музыкальным программам. Нам бы хотелось, чтобы этот зал очень быстро стал составной частью нашего филармонического пространства и был оценен и слушателями, и музыкантами, потому что по нашим ожиданиям в нём будет очень хорошая акустика. Очень важно, чтобы классическая музыка звучала в настоящих залах, тогда она скорее будет находить отклик у людей», — отметил в интервью порталу Культура.рф генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов.
undefinedФотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии.undefined
Всероссийский виртуальный концертный зал
Всероссийский виртуальный концертный зал — знаковый проект Министерства культуры Российской Федерации, одно из ключевых достижений в формировании «открытого культурного пространства» России.
Сеть виртуальных концертных залов, созданная по всей России, выведет на новый коммуникативный уровень продвижение академического музыкального искусства и будет способствовать созданию равных возможностей доступа к культурным ценностям для всех граждан РФ. Отныне лучшие концерты с участием российских и зарубежных звезд, а также проекты, рассчитанные на детскую аудиторию, смогут услышать и увидеть зрители в самых удаленных уголках нашей страны.
Благодаря специально оборудованным залам, оснащенным современной техникой, куда будет поступать прямой сигнал из центральных концертных залов России, у слушателей многих регионов появится возможность фактически присутствовать на филармонических концертах.
Региональная сеть виртуальных концертных залов с 2009 года активно развивается на Среднем Урале под эгидой Свердловской филармонии. За 5 лет удалось вовлечь в виртуальное концертное пространство даже самые удаленные населенные пункты региона. На сегодняшний день жители 30 территорий Свердловской области смотрят прямые трансляции концертов и являются активными участниками филармонической жизни.
Московская государственная филармония по инициативе и при поддержке Министерства культуры Российской федерации реализовывает проект «Всероссийский виртуальный концертный зал», объединяя Сургут и Иркутск, Белгород и Хабаровск, Улан-Удэ и Пермь в единое концертное филармоническое пространство.
В приветственном слове, адресованном организаторам, участникам и гостям церемонии-открытия Всероссийского виртуального зала, Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал это событие «прорывом в будущее». «Музыка всегда объединяла людей. И информационные технологии помогают этому творческому единению. Они позволяют значительно расширить зрительскую и слушательскую аудиторию, привлечь к классической музыке жителей самых отдаленных поселков и деревень нашей страны», – говорится в приветствии министра.
Участниками проекта уже стали Абакан, Вологда, Екатеринбург и города Свердловской области, Ижевск, Омск, Оренбург, Пермь, Рязань, Севастополь, Саратов, Сургут, Кострома, Курган, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Якутск.
Открытие Всероссийского виртуального концертного зала
Зрители почти четырех десятков российских городов в режиме онлайн смогли увидеть церемонию открытия и концерт из Концертного зала им. П. И. Чайковского.
Жители 37 городов России побывали на виртуальном концерте Московской филармонии
Ключевой проект Года культуры — Всероссийский виртуальный концертный зал — реализован на базе Московской филармонии. Благодаря специально оборудованным залам, оснащенным современной техникой, у слушателей появилась возможность фактически присутствовать на филармонических концертах. Первый концерт, на котором пианист Денис Мацуев и Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова исполнили произведения русских классиков, смогли в режиме онлайн увидеть зрители почти четырех десятков российских городов, включая Екатеринбург, Севастополь, Хабаровск, Якутск, Улан-Удэ, Читу, Пермь, Ижевск, Рязань, Саратов, Сургут, Томск, Абакан, Белгород, Омск, Оренбург, Санкт-Петербург, Тюмень, Улан-Удэ, Владимир, Нижний Новгород, Комсомольск-на-Амуре, Кострому, Красноярск, Курган и Вологду. Между исполнениями увертюры Глинки к опере «Руслан и Людмила», Концерта №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского был организован телемост с несколькими городами.
Вице-премьер Российской Федерации Ольга Голодец, выступая на церемонии открытия проекта, выразила уверенность, что российский зритель по достоинству оценит эту идею: «Мы поставили себе задачу — шедевры российского исполнительского искусства должны быть доступны всей России. Сегодня, с открытием виртуального зала, мы делаем еще один большой шаг навстречу всем российским слушателям».
По словам Министра культуры Владимира Мединского, создание единого виртуального музыкального пространства будет развиваться. «Изначально проект виртуальных концертных залов возник между Московской и Свердловской филармониями, когда в нескольких десятках населенных пунктов Свердловской области появились небольшие виртуальные залы, концерты в них начали транслировать из Москвы как напрямую, так и в записи. Там появились целые сообщества. Люди собираются послушать концерт, обсудить выступления артистов, пообщаться между собой. Когда мы узнали об этом, появилась идея этот опыт тиражировать. Сейчас сделан первый большой шаг — дальше мы его отрабатываем и пытаемся накрыть сетью бесплатных виртуальных концертных залов всю страну, насколько хватит у нас возможностей», — сказал Владимир Мединский.
Эксперты уверены: виртуальный концертный зал выведет на новый коммуникативный уровень продвижение академического музыкального искусства. Лучшие концерты Московской филармонии с участием российских и зарубежных звезд, а также проекты, рассчитанные на детскую аудиторию, смогут услышать и увидеть зрители в самых удаленных уголках нашей страны.
Опера в библиотеке
Во время открытия новых залов в регионе зрителей порадовали концертом симфонического оркестра «Таврический», который выступал в Новгородской областной филармонии в рамках X Всероссийского фестиваля Андрея Петрова. Как сообщил «РГ» художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Таврический» Михаил Голиков, произведения Андрея Петрова коллектив исполняет часто, но в этот раз программа получилась особенной, в частности, на концерте звучала не только музыка из кинофильмов, но и симфонические произведения.
В Новгородской областной филармонии работало три камеры, которые снимали оркестр и вели трансляцию в виртуальные залы. В самой филармонии тоже были зрители. Они по законам нынешнего непростого времени занимали места в шахматном порядке.
Сейчас завершился монтаж оборудования виртуального концертного зала в Мурманской филармонии. Записи и живые концерты из Московской филармонии здесь транслировались еще с 2017 года, но благодаря новой аппаратуре мурманские коллеги смогут транслировать свои программы в виртуальные концертные залы. В комплекс для видеотрансляции и записи с возможностью передачи сигнала через интернет входят четыре высокопрофессиональные видеокамеры, платформы трансляций, панели управления, матричный коммутатор, микшерный пульт, конвертеры и аудио- и видеомониторы. Система позволяет вести многокамерную съемку.
А в Калаче виртуальный зал оборудовали во Дворце культуры «Юбилейный». Впервые зрители собрались здесь, чтобы послушать выступление Российского национального молодежного симфонического оркестра с Денисом Мацуевым.
Культурный масштаб: как виртуальные концертные залы меняют жизнь в регионах
слышать и увидеть выступление Юрия Башмета, насладиться музыкой виртуозов Российского национального оркестра или даже взглянуть на очаровательную Эмилию Кларк в спектакле “Чайка” — стало возможным благодаря созданию виртуальных концертных залов в рамках национального проекта “Культура”. Театральные постановки, концерты и мюзиклы могут увидеть жители самых отдаленных уголков нашей страны в специальных современных залах или дома в режиме «онлайн».
Министерство культуры РФ наразработало проект виртуальных концертных залов и уже сегодня их более 320 по всей России. В планах — увеличить это количество до 500 к 2024 году.
Что представляет собой виртуальный концертный зал? Это вполне реальный, настоящий зал, в котором с помощью современного оборудования ведется трансляция лучших культурных событий мира. Он может располагаться в городском ДК, сельском клубе, филармонии и даже небольшой библиотеке — везде, где есть возможность поставить необходимую технику и обеспечить устойчивое интернет-соединение. Кстати, трансляции могут быть как прямыми, так и в записи, что позволяет жителям всех регионов независимо от часового пояса “побывать” на выступлениях мировых талантов, не покидая родного города или деревни.
“Этот проект охватывает всю географию нашей большой страны — виртуальные залы появятся в сотнях городов. А если дворец культуры или подобное культурное учреждение в том или ином населенном пункте устарело морально и физически, его модернизируют — такая работа в рамках нацпроекта также ведется”, — комментирует Ольга Ярилова замминистра культуры РФ, администратор нацпроекта «Культура».
Однако “первая ласточка” будущего проекта “Виртуальный концертный зал” появилась еще в 2008 году в Свердловской государственной академической филармонии. Уже сейчас в области работают почти 80 залов, часть из них обустроена в школах и интернатах. Здесь процесс налажен — филармония формирует репертуар, а учреждения выбирают то, что будет интересно людям.
“Привлечение людей, своевременное информирование и ответы на вопросы о нововведениях — вот одна из главных задач руководителей каждого региона и любого учреждения. Это касается не только виртуальных залов, но и всех мероприятий, разработанных для реализации национального проекта “Культура”. Мы должны не просто дать людям возможность сделать свою культурную жизнь насыщенной — мы должны показать, как это сделать”, — говорит Ольга Ярилова. В Министерстве отмечают, что выбор событий для трансляции не ограничивается, а инициатива заключения контрактов, в том числе международного уровня, только поддерживается.
Цифровизация — главный “двигатель” современного мира. И культура не исключение. Благодаря подробному плану, разработанному специалистами Минкульта России, и цифровым технологиям мировые события становятся доступными для каждого — по прогнозам к 2024 году количество людей, посещающих культурные учреждения, вырастет на 15%, до 890,8 млн человек, а количество обращений к цифровым ресурсам вырастет в 5 раз, до 80 млн.
Национальный проект “Культура” уникален не только своей инновационностью, но и охватом — внимание уделяется даже самым маленьким населенным пунктам. В этом помогают многофункциональные мобильные центры, созданные на базе автомобилей и позволяющие “доставить” онлайн-трансляцию в любую точку. Например, сотрудники ДК Второго Лескена, села в Кабардино-Балкарии, регулярно приезжают к жителям Чегемского, Зольского и других районов республики с виртуальными концертами, а в Викуловском и Вагайском районах Тюменской области работает культурный комплекс, созданный на базе автомобиля КАМАЗ.
Обеспечение доступности культурных мероприятий — одна из главных задач, которые сейчас стоят перед государством. На реализацию нацпроекта планируется потратить 113,5 млрд рублей, причем более 96% этой суммы будет выделено из федерального бюджета. Как результат — строительство 39 центров культурного развития, переоснащение 660 библиотек, модернизация 1200 кинозалов и, конечно, обновление культурной инфраструктуры во всех регионах страны.