виртуальный поток что это

Виртуальное ядро процессора — что это?

Всем привет. Виртуальное ядро? Что это? Виртуальное, значит вроде как ненастоящее что ли? Сегодня я постараюсь простыми словами рассказать что это значит, надеюсь понятно будет каждому начинающему пользователю))

Виртуальное ядро процессора — что это?

Дело в том, что процессор работает неидеально. Но сделать идеально — значит начинать все заново, не просто выпустить новый процессор, а вообще все заново, то что начинали лет 20-30 назад.

Поэтому создают технологии, которые ускоряют работу процессора. Одна из них — виртуальные ядра, они же потоки и они же технология Hyper-Threading (HT), это у Intel, а у AMD технология называется SMT (от англ. simultaneous multithreading).

Именно эта технология делает так, что одно физическое ядро представляется в системе как два виртуальных или два потока. Таких два потока — быстрее одного ядра, но медленнее двух настоящих ядер.

Поддержка виртуальных ядер определяется процессором, не все модели эту технологию поддерживают.

Виртуальное ядро процессора — как работает?

На самом деле все просто. Процессор работает себе, трудится, все хорошо. Но в работе могут быть паузы, например:

Это примерные причины, по которым процессор может простаивать доли секунды, скорее всего они вам непонятны, но вы не обращайте внимание)) Даже доли секунды в процессорном времени — это значительно, особенно если таких простоев много. Что делать? Все просто. Изначально все что выше написано — делается на одном ядре, а точнее на одном потоке. Но при наличии технологии виртуальных ядер — процессор не будет останавливаться, а просто в это время передаст управление другому потоку, который тоже выполняет определенную работу.

Простыми словами, когда 2 потока на 1 ядре — то технология старается загрузить процессор по полной, если какие-то простои, ожидания ответа, еще что-то — в это время будет работать второй поток, в итоге процессор может больше обработать данных.

На практике в некоторых программах, например сжатие данных — результат хорошо заметен. В некоторых играх например эффекта нет, а иногда даже хуже. Почему? Потому что потоки система видит как ядра, ну это хорошо, но только 1 поток слабее 1 ядра. Если задача нетребовательная — то лучше чтобы она выполнялась ядрами, а не потоками. С потоками хорошо умеют работать современные игры.

Вот примерный принцип как работают потоки:

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Также технология потоков увеличивает нагрев процессора именно по той причине что он может теперь больше обрабатывать данные. Насколько? Ну примерно на 30-50%. Но в современных процессорах это значение может быть выше.

Кстати, используя простую бесплатную утилиту CPU-Z можно узнать сколько в процессоре ядер и потоков:

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Написано все внизу в графах Cores и Threads. CPU-Z это бесплатная крошечная утилита, нет рекламы и кажется можно даже не устанавливать, классная вещь, показывает краткую инфу о проце и про оперативную память (например год выпуска планки).

Потоки вообще можно отключить в биосе, вот например опция Hyper-threading:

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

У АМД все также, только опция называется SMT Mode (или немного иначе, зависит от материнки). PS: чтобы активировать опцию — нужно выбрать Enabled, ну а чтобы отключить — Disabled.

Заключение

1 поток слабее 1 ядра. Но 2 потока — быстрее 1 ядра, но слабее 2 ядер. Результат — процессор с потоками или такими вот виртуальными ядрами начинает работать попросту быстрее.

Кстати потоки эти появились еще в Пентиум 4, а до этого были только в серверных процах.

Ребята, я надеюсь эта информация была полезной. Удачи вам и добра, берегите себя и до новых встреч!

Источник

Процессор: потоки или ядра

На рынке компьютерных комплектующих присутствует немало процессоров, у которых число потоков больше числа физических ядер. В некоторых задачах эти «виртуальные ядра» могут дать существенный прирост в производительности, в других они практически бесполезны.

Многоядерность и гиперпоточность

Поток (применительно к процессору), или виртуальное ядро – результат реализации вычислений, при котором одно физическое ядро способно программно разделять свою производительность и работать над несколькими последовательностями команд одновременно. Простыми словами, ЦП делает вид для операционной системы и программ, что у него больше ядер, чем есть на самом деле. Убедиться в этом можно, открыв диспетчер устройств или другую программу для мониторинга комплектующих.

Гиперпоточность позволяет распараллеливать вычисления более эффективно – если одно виртуальное ядро завершило работу над своей задачей и находится в режиме ожидания, его ресурсы может использовать другое. В случаях, когда гиперпоточность не поддерживается, эти ресурсы простаивают. Таким образом, поддержка виртуальных ядер может ускорить выполнение некоторых задач, хотя, разумеется, она не так хороша, как наличие дополнительных физических, и удвоения производительности ожидать не стоит.

Иллюстрация концепции потоков/виртуальных ядер:

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Рассмотрим следующий упрощенный пример: если двухъядерный процессор с двумя потоками работает с четырьмя последовательностями команд одновременно, а производительность одного ядра для одной последовательности избыточна, то общая производительность будет ниже, чем в случае, если на месте такого процессора будет вариант с двумя ядрами, но с четырьмя потоками, поскольку на переключение между задачами тратится дополнительное время, и часть ресурсов иногда простаивает. А вот если вычислительных ресурсов одного потока недостаточно для выполнения одной последовательности, то виртуальные ядра почти не помогут – нужны дополнительные физические.

Распараллеливание нагрузки при помощи технологии Intel Hyper-Threading

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Немного истории

Когда-то процессоры были одноядерными и однопоточными. Если требовалось эффективно распараллеливать вычисления (в серверном сегменте, рабочих станциях) использовались материнские платы с несколькими процессорными разъемами. Соответственно, материнке требовалась возможность соединять все процессоры с другими комплектующими (например, оперативной памятью). По сравнению с современной реализацией, возникали дополнительные задержки, возрастали энергозатраты.

Развитие архитектуры началось с гиперпоточности, а в дальнейшем на одном кристалле производители стали размещать и несколько физических ядер. Сейчас оба основных производителя центральных процессоров для ПК (Intel и AMD) выпускают модели с двумя и более физическими ядрами, как с поддержкой виртуальных ядер, так и без нее.

Потоки или ядра?

Центральный процессор – один из ключевых компонентов системы, влияющих на ее производительность в целевых задачах, а также на удобство использования компьютера. Часто у пользователей, желающих собрать систему, возникает вопрос: на что ориентироваться при выборе ЦП? Стоит ли переплачивать за дополнительные потоки/виртуальные ядра?

Наибольшую выгоду виртуальные ядра приносят в рабочих задачах, подверженных эффективному распараллеливанию. К ним относятся, например, архивация файлов, обработка фотографий, рендеринг видео, моделирование. Таким образом, польза дополнительных потоков для компьютера, который будет использоваться в первую очередь для игр или медиа, сомнительна. Впрочем, если параллельно с играми будут выполняться и другие задачи, такие как стриминг, запись/обработка видео, скачивание/раздача файлов при помощи торрент-клиента, антивирусная проверка, она возрастает. В подобных ситуациях виртуальные ядра помогают снять фоновую нагрузку с физических.

Впрочем, кратного роста вычислительной мощи ждать все равно не стоит, и для типичных домашних сценариев использования переплата за виртуальные ядра часто будет неоправданной. Другое дело – если компьютер используется для профессиональной деятельности, и применяются программы, хорошо работающие с гиперпоточностью – прирост в производительности при правильной оптимизации может составлять десятки процентов.

Подытожим : если речь идет о домашнем игровом или мультимедийном компьютере, не стоит ждать чудес от виртуальных ядер, и, если за них придется доплатить ощутимую сумму, лучше рассмотреть вариант с дополнительными физическими, или вложить деньги в другие комплектующие. Если же система будет использоваться для работы – прирост может быть значительным, поэтому стоит ознакомиться с тестами гиперпоточных ЦП для конкретного вида задач.

Источник

Разница между потоком и виртуальным потоком в Java

Быстрое и практичное сравнение потоков и виртуальных потоков в Java.

1. введение

Далее мы поделимся несколькими примерами использования виртуальных потоков и API, которые были представлены в проекте.

Прежде чем мы начнем, мы должны отметить, что этот проект находится в активной разработке. Мы запустим наши примеры на виртуальной машине раннего доступа look: openjdk-15-look+4-55_windows-x64_bin.

2. Обзор потоков на высоком уровне по сравнению с Виртуальный поток

Вот почему мы используем пулы потоков вместо перераспределения и освобождения потоков по мере необходимости. Далее, если мы хотим масштабировать наше приложение, добавляя больше потоков, из-за переключения контекста и занимаемой ими памяти затраты на обслуживание этих потоков могут быть значительными и повлиять на время обработки.

Затем, как правило, мы не хотим блокировать эти потоки, и это приводит к использованию неблокирующих API ввода-вывода и асинхронных API, которые могут загромождать наш код.

Далее, ключевым свойством виртуальных потоков является то, что они не блокируют наш поток-носитель. При этом блокировка виртуального потока становится намного более дешевой операцией, так как JVM запланирует другой виртуальный поток, оставив поток-носитель разблокированным.

В конечном счете, нам не нужно будет обращаться к NIO или асинхронным API. Это должно привести к более удобочитаемому коду, который легче понять и отладить. Тем не менее, продолжение потенциально может блокировать поток — носитель – в частности, когда поток вызывает собственный метод и выполняет операции блокировки оттуда.

3. Новый API построителя потоков

Вот результат приведенного выше прогона:

Здесь первая запись-это стандартный вывод toString потока ядра.

Теперь мы видим в выходных данных, что виртуальный поток не имеет имени, и он выполняется в рабочем потоке ForkJoinPool из группы CarrierThreads thread.

Кроме того, нам не нужно изучать новый API, чтобы использовать их.

4. Состав виртуального Потока

Теперь, подобно потоку ядра, который может быть выполнен на процессоре, затем припаркован, перенесен обратно и затем возобновлен, продолжение – это блок выполнения, который может быть запущен, затем припаркован (возвращен), перенесен обратно и возобновлен таким же образом с того места, где он остановился, и все еще управляется JVM вместо того, чтобы полагаться на операционную систему.

Обратите внимание, что продолжение является низкоуровневым API, и что программисты должны использовать API более высокого уровня, такие как API builder, для запуска виртуальных потоков.

Однако, чтобы показать, как это работает под капотом, теперь мы запустим наше экспериментальное продолжение:

Вот результат приведенного выше прогона:

В этом примере мы запустили наше продолжение и в какой-то момент решили остановить обработку. Затем, как только мы снова запустили его, наше продолжение продолжилось с того места, где оно закончилось. По выходным данным мы видим, что метод run() был вызван дважды, но продолжение было запущено один раз, а затем продолжило свое выполнение на втором запуске с того места, где оно остановилось.

Именно так операции блокировки должны обрабатываться JVM. Как только произойдет операция блокировки, продолжение завершится, оставив поток-носитель разблокированным.

Итак, произошло то, что наш основной поток создал новый кадр стека в своем стеке вызовов для метода run() и продолжил выполнение. Затем, после завершения продолжения, JVM сохранила текущее состояние своего выполнения.

5. Заключение

В этой статье мы обсудили разницу между потоком ядра и виртуальным потоком. Затем мы показали, как мы можем использовать новый API построителя потоков из Project Loom для запуска виртуальных потоков.

Источник

Технологии многопоточности процессоров: принцип работы и сферы применения

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Содержание

Содержание

Физические ядра, логические ядра, технологии многопоточности — все это разрабатывалось инженерами для увеличения производительности компьютерного железа, требования к которому постоянно растут. Программы и игры требуют все больше ресурсов. Как же производители процессоров увеличивают мощность своих детищ? Процессор является «сердцем» компьютера и выполняет вычисления, необходимые для работы софта. Модели CPU отличаются между собой даже в рамках одного семейства. Например, Intel Core i7 отличается от i5 технологией многопоточности под названием «Hyper-Threading», о которой далее пойдет речь (Core i3, i9, и некоторые Pentium также обладают данной технологией).

Принцип работы процессорных ядер и многопоточности

В современных операционных системах одновременно работает множество процессов.
Нагрузка от операционной системы на процессор идет по так называемому конвейеру, на который «выкладываются» нужные задачи для ядра. В качестве примера возьмем одно ядро процессора на частоте 4 ГГц с одним ALU (арифметико-логическое устройство) и одним FPU (математический сопроцеесор). Частота в 4 ГГц означает, что ядро исполняет 4 миллиарда тактов в секунду. К ядру по конвейеру поступают задачи, требующие исполнительной мощности, на которые тратится процессорное время.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Часто происходят случаи, когда для выполнения необходимой операции процессору приходится ждать данные из кеша более низкой скорости (L3 кеш), или же оперативной памяти. Данная ситуация называется кэш-промах. Это происходит, когда в кэше ядра не была найдена запрошенная информация и приходится обращаться к более медленной памяти. Также существуют и другие причины, заставляющие прерывать выполнение операции ядром, что негативно сказывается на производительности.

Данный конвейер можно представить, как настоящую сборочную линию на заводе — рабочий (ядро) выполняет работу, поступающую к нему на ленту. И если необходимо взять нужный инструмент, работник отходит, оставляя конвейер простаивать без работы. То есть, исполняемая задача прерывается. Инструментом, за которым пошел рабочий, в данном случае является информация из оперативной памяти или же L3 кэша. Поскольку L1 и L2 кэш намного быстрее, чем любая другая память в компьютере, работа с вычислениями теряет в скорости.

На конвейере с одним потоком не могут выполняться одновременно несколько процессов. Ядро постоянно прерывает выполнение одной операции для другой, более приоритетной. Если появятся две одинаково приоритетные задачи, одна из них обязательно будет остановлена, ведь ядро не сможет работать над ними одновременно. И чем больше поступает задач одновременно, тем больше прерываний происходит.

Способы увеличения производительности процессоров

Разгон

При увеличении частоты ядра повышается количество исполняемых операций за секунду. Казалось бы, с возрастанием производительности процессора проблемы должны исчезнуть. Но все не так просто, как хотелось бы думать. Прирост от увеличения частоты ЦП нелинейный. Множество процессов все еще делят одно ядро между собой и обращаются к памяти. Кроме того, не решается проблема с кэш-промахами и прерываниями операций, поскольку объем кэша от разгона не изменяется. Разгон — не самый лучший способ решения проблемы нехватки потоков. В пример можно привести всю ту же сборочную линию: рабочий увеличивает темп работы, но по-прежнему не умеет собирать два и более заказа одновременно.

Увеличение количества потоков на ядро

В процессорах Intel данная технология носит название Hyper-Threading, а в процессорах от Amd — SMT. Производители добавляют еще один регистр для работы со вторым конвейером. Пока один поток простаивает, ожидая нужные данные, свободная вычислительная мощность может быть использована вторым потоком. На кристалл же добавлен еще один контроллер прерываний и набор регистров.

Появляется возможность избавиться от последствий прерывания операций и сокращения времени простоя процессорной мощности. Благодаря чему ядро с двумя потоками выполняет больше работы за одинаковый отрезок времени, нежели в случае с однопотоком. На примере с рабочим: у конвейера появляется вторая сборочная линия, на которую выкладываются заказы. Пока производство на первой ленте простаивает в ожидании нужных инструментов, рабочий приступает к работе на второй ленте, сокращая время перерыва.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Стоит учитывать, что логический поток это не второе ядро, как может показаться с первого взгляда. Это лишь дополнительная «линия производства», чтобы более эффективно использовать доступную мощность. Из минусов технологии Hyper-Threading или SMT можно выделить увеличение тепловыделения, недостаток кэша (кэш на два потока по-прежнему общий), и проблемы с оптимизацией некоторых программ или игр, не способных отличать настоящее ядро от логического потока.

Именно по этой причине процессоры серии i7 «горячее» и имеют больше кэша по сравнению с i5. Использование технологии многопоточности может принести примерно до 30 % прироста производительности. Все это применимо как к Intel Hyper-Threading, так и к AMD SMT, поскольку технологии во многом схожи. Может возникнуть вопрос: «Если можно добавить второй поток, то почему бы не добавить третий и четвертый?» Это реализуемо, но не имеет смысла, поскольку кэш одного ядра достаточно мал для большего количества потоков и прироста производительности практически не будет.

Увеличение количества ядер

Это самый действенный способ решения проблемы, поскольку каждый конвейер теперь располагает своим FPU, ALU и кэшем, который не придется делить с другим потоком. Разные процессы используют разные ядра, из-за чего реже происходят кэш-промахи и конфликты приоритетных задач. Способ, разумеется, несет в себе некоторые издержки для производителей: дороговизна разработки и производства, увеличение тепловыделения и размера кристалла, и, как результат, повышается итоговая стоимость процессора.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Сферы применения многопоточных процессоров

С развитием компьютерных технологий перечень программ, использующих многопоточность, неуклонно растет. Это дает огромный простор разработчикам для создания нового софта и игр. Например, сейчас каждый современный triple-A проект оптимизирован для многопоточных процессоров, что позволяет наслаждаться игрой, получая высокий уровень fps на многоядерном CPU.

Еще больше распространены многоядерные системы в среде разработчиков. Программы для 3D-моделирования, монтажа видео и создания музыки требуют параллельного выполнения большого количества задач, с чем хорошо справляются системы с Hyper-Threading или SMT. В операционных системах мощность одного потока может тратиться на фоновые задачи (Skype, браузер, мессенджер), в то время как остальные задействуются для тяжелой игры или программы.

Но далеко не всегда увеличение количества потоков означает увеличение общей производительности. Почему же SMT процессоры порой уступают немногопоточным собратьям? Дело в программной поддержке. Иногда плохо оптимизированные программы не могут отличать логический поток от настоящего ядра, из-за чего на одно ядро может попасть две тяжелых задачи и замедлить работу. Тем не менее, подобные технологии имеют огромный потенциал, главное — грамотно реализовать его на программном уровне.

Источник

Процессоры, ядра и потоки. Топология систем

В этой статье я попытаюсь описать терминологию, используемую для описания систем, способных исполнять несколько программ параллельно, то есть многоядерных, многопроцессорных, многопоточных. Разные виды параллелизма в ЦПУ IA-32 появлялись в разное время и в несколько непоследовательном порядке. Во всём этом довольно легко запутаться, особенно учитывая, что операционные системы заботливо прячут детали от не слишком искушённых прикладных программ.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Используемая далее терминология используется в документации процессорам Intel. Другие архитектуры могут иметь другие названия для похожих понятий. Там, где они мне известны, я буду их упоминать.

Цель статьи — показать, что при всём многообразии возможных конфигураций многопроцессорных, многоядерных и многопоточных систем для программ, исполняющихся на них, создаются возможности как для абстракции (игнорирования различий), так и для учёта специфики (возможность программно узнать конфигурацию).

Процессор

Конечно же, самый древний, чаще всего используемый и неоднозначный термин — это «процессор».

В современном мире процессор — это то (package), что мы покупаем в красивой Retail коробке или не очень красивом OEM-пакетике. Неделимая сущность, вставляемая в разъём (socket) на материнской плате. Даже если никакого разъёма нет и снять его нельзя, то есть если он намертво припаян, это один чип.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Мобильные системы (телефоны, планшеты, ноутбуки) и большинство десктопов имеют один процессор. Рабочие станции и сервера иногда могут похвастаться двумя или больше процессорами на одной материнской плате.

Поддержка нескольких центральных процессоров в одной системе требует многочисленных изменений в её дизайне. Как минимум, необходимо обеспечить их физическое подключение (предусмотреть несколько сокетов на материнской плате), решить вопросы идентификации процессоров (см. далее в этой статье, а также мою предыдущую заметку), согласования доступов к памяти и доставки прерываний (контроллер прерываний должен уметь маршрутизировать прерывания на несколько процессоров) и, конечно же, поддержки со стороны операционной системы. Я, к сожалению, не смог найти документального упоминания момента создания первой многопроцессорной системы на процессорах Intel, однако Википедия утверждает, что Sequent Computer Systems поставляла их уже в 1987 году, используя процессоры Intel 80386. Широко распространённой поддержка же нескольких чипов в одной системе становится доступной, начиная с Intel® Pentium.

Если процессоров несколько, то каждый из них имеет собственный разъём на плате. У каждого из них при этом имеются полные независимые копии всех ресурсов, таких как регистры, исполняющие устройства, кэши. Делят они общую память — RAM. Память может подключаться к ним различными и довольно нетривиальными способами, но это отдельная история, выходящая за рамки этой статьи. Важно то, что при любом раскладе для исполняемых программ должна создаваться иллюзия однородной общей памяти, доступной со всех входящих в систему процессоров.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

К взлёту готов! Intel® Desktop Board D5400XS

Исторически многоядерность в Intel IA-32 появилась позже Intel® HyperThreading, однако в логической иерархии она идёт следующей.

Казалось бы, если в системе больше процессоров, то выше её производительность (на задачах, способных задействовать все ресурсы). Однако, если стоимость коммуникаций между ними слишком велика, то весь выигрыш от параллелизма убивается длительными задержками на передачу общих данных. Именно это наблюдается в многопроцессорных системах — как физически, так и логически они находятся очень далеко друг от друга. Для эффективной коммуникации в таких условиях приходится придумывать специализированные шины, такие как Intel® QuickPath Interconnect. Энергопотребление, размеры и цена конечного решения, конечно, от всего этого не понижаются. На помощь должна прийти высокая интеграция компонент — схемы, исполняющие части параллельной программы, надо подтащить поближе друг к другу, желательно на один кристалл. Другими словами, в одном процессоре следует организовать несколько ядер, во всём идентичных друг другу, но работающих независимо.

Первые многоядерные процессоры IA-32 от Intel были представлены в 2005 году. С тех пор среднее число ядер в серверных, десктопных, а ныне и мобильных платформах неуклонно растёт.

В отличие от двух одноядерных процессоров в одной системе, разделяющих только память, два ядра могут иметь также общие кэши и другие ресурсы, отвечающие за взаимодействие с памятью. Чаще всего кэши первого уровня остаются приватными (у каждого ядра свой), тогда как второй и третий уровень может быть как общим, так и раздельным. Такая организация системы позволяет сократить задержки доставки данных между соседними ядрами, особенно если они работают над общей задачей.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Микроснимок четырёхядерного процессора Intel с кодовым именем Nehalem. Выделены отдельные ядра, общий кэш третьего уровня, а также линки QPI к другим процессорам и общий контроллер памяти.

Гиперпоток

До примерно 2002 года единственный способ получить систему IA-32, способную параллельно исполнять две или более программы, состоял в использовании именно многопроцессорных систем. В Intel® Pentium® 4, а также линейке Xeon с кодовым именем Foster (Netburst) была представлена новая технология — гипертреды или гиперпотоки, — Intel® HyperThreading (далее HT).

Ничто не ново под луной. HT — это частный случай того, что в литературе именуется одновременной многопоточностью (simultaneous multithreading, SMT). В отличие от «настоящих» ядер, являющихся полными и независимыми копиями, в случае HT в одном процессоре дублируется лишь часть внутренних узлов, в первую очередь отвечающих за хранение архитектурного состояния — регистры. Исполнительные же узлы, ответственные за организацию и обработку данных, остаются в единственном числе, и в любой момент времени используются максимум одним из потоков. Как и ядра, гиперпотоки делят между собой кэши, однако начиная с какого уровня — это зависит от конкретной системы.

Я не буду пытаться объяснить все плюсы и минусы дизайнов с SMT вообще и с HT в частности. Интересующийся читатель может найти довольно подробное обсуждение технологии во многих источниках, и, конечно же, в Википедии. Однако отмечу следующий важный момент, объясняющий текущие ограничения на число гиперпотоков в реальной продукции.

Ограничения потоков

В каких случаях наличие «нечестной» многоядерности в виде HT оправдано? Если один поток приложения не в состоянии загрузить все исполняющие узлы внутри ядра, то их можно «одолжить» другому потоку. Это типично для приложений, имеющих «узкое место» не в вычислениях, а при доступе к данным, то есть часто генерирующих промахи кэша и вынужденных ожидать доставку данных из памяти. В это время ядро без HT будет вынуждено простаивать. Наличие же HT позволяет быстро переключить свободные исполняющие узлы к другому архитектурному состоянию (т.к. оно как раз дублируется) и исполнять его инструкции. Это — частный случай приёма под названием latency hiding, когда одна длительная операция, в течение которой полезные ресурсы простаивают, маскируется параллельным выполнением других задач. Если приложение уже имеет высокую степень утилизации ресурсов ядра, наличие гиперпотоков не позволит получить ускорение — здесь нужны «честные» ядра.

Типичные сценарии работы десктопных и серверных приложений, рассчитанных на машинные архитектуры общего назначения, имеют потенциал к параллелизму, реализуемому с помощью HT. Однако этот потенциал быстро «расходуется». Возможно, по этой причине почти на всех процессорах IA-32 число аппаратных гиперпотоков не превышает двух. На типичных сценариях выигрыш от использования трёх и более гиперпотоков был бы невелик, а вот проигрыш в размере кристалла, его энергопотреблении и стоимости значителен.

Другая ситуация наблюдается на типичных задачах, выполняемых на видеоускорителях. Поэтому для этих архитектур характерно использование техники SMT с бóльшим числом потоков. Так как сопроцессоры Intel® Xeon Phi (представленные в 2010 году) идеологически и генеалогически довольно близки к видеокартам, на них может быть четыре гиперпотока на каждом ядре — уникальная для IA-32 конфигурация.

Логический процессор

Из трёх описанных «уровней» параллелизма (процессоры, ядра, гиперпотоки) в конкретной системе могут отсутствовать некоторые или даже все. На это влияют настройки BIOS (многоядерность и многопоточность отключаются независимо), особенности микроархитектуры (например, HT отсутствовал в Intel® Core™ Duo, но был возвращён с выпуском Nehalem) и события при работе системы (многопроцессорные сервера могут выключать отказавшие процессоры в случае обнаружения неисправностей и продолжать «лететь» на оставшихся). Каким образом этот многоуровневый зоопарк параллелизма виден операционной системе и, в конечном счёте, прикладным приложениям?

Далее для удобства обозначим количества процессоров, ядер и потоков в некоторой системе тройкой (x, y, z), где x — это число процессоров, y — число ядер в каждом процессоре, а z — число гиперпотоков в каждом ядре. Далее я буду называть эту тройку топологией — устоявшийся термин, мало что имеющий с разделом математики. Произведение p = xyz определяет число сущностей, именуемых логическими процессорами системы. Оно определяет полное число независимых контекстов прикладных процессов в системе с общей памятью, исполняющихся параллельно, которые операционная система вынуждена учитывать. Я говорю «вынуждена», потому что она не может управлять порядком исполнения двух процессов, находящихся на различных логических процессорах. Это относится в том числе к гиперпотокам: хотя они и работают «последовательно» на одном ядре, конкретный порядок диктуется аппаратурой и недоступен для наблюдения или управления программам.

Чаще всего операционная система прячет от конечных приложений особенности физической топологии системы, на которой она запущена. Например, три следующие топологии: (2, 1, 1), (1, 2, 1) и (1, 1, 2) — ОС будет представлять в виде двух логических процессоров, хотя первая из них имеет два процессора, вторая — два ядра, а третья — всего лишь два потока.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это
Windows Task Manager показывает 8 логических процессоров; но сколько это в процессорах, ядрах и гиперпотоках?

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это
Linux top показывает 4 логических процессора.

Это довольно удобно для создателей прикладных приложений — им не приходится иметь дело с зачастую несущественными для них особенностями аппаратуры.

Программное определение топологии

Конечно, абстрагирование топологии в единственное число логических процессоров в ряде случаев создаёт достаточно оснований для путаницы и недоразумений (в жарких Интернет-спорах). Вычислительные приложения, желающие выжать из железа максимум производительности, требуют детального контроля над тем, где будут размещены их потоки: поближе друг к другу на соседних гиперпотоках или же наоборот, подальше на разных процессорах. Скорость коммуникаций между логическими процессорами в составе одного ядра или процессора значительно выше, чем скорость передачи данных между процессорами. Возможность неоднородности в организации оперативной памяти также усложняет картину.

Информация о топологии системы в целом, а также положении каждого логического процессора в IA-32 доступна с помощью инструкции CPUID. С момента появления первых многопроцессорных систем схема идентификации логических процессоров несколько раз расширялась. К настоящему моменту её части содержатся в листах 1, 4 и 11 CPUID. Какой из листов следует смотреть, можно определить из следующей блок-схемы, взятой из статьи [2]:

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Я не буду здесь утомлять всеми подробностями отдельных частей этого алгоритма. Если возникнет интерес, то этому можно посвятить следующую часть этой статьи. Отошлю интересующегося читателя к [2], в которой этот вопрос разбирается максимально подробно. Здесь же я сначала кратко опишу, что такое APIC и как он связан с топологией. Затем рассмотрим работу с листом 0xB (одиннадцать в десятичном счислении), который на настоящий момент является последним словом в «апикостроении».

APIC ID

В настоящий момент ширина числа, хранящегося в APIC ID, достигла полных 32 бит, хотя в прошлом оно было ограничено 16, а ещё раньше — только 8 битами. Нынче остатки старых дней раскиданы по всему CPUID, однако в CPUID.0xB.EDX[31:0] возвращаются все 32 бита APIC ID. На каждом логическом процессоре, независимо исполняющем инструкцию CPUID, возвращаться будет своё значение.

Выяснение родственных связей

Значение APIC ID само по себе ничего не говорит о топологии. Чтобы узнать, какие два логических процессора находятся внутри одного физического (т.е. являются «братьями» гипертредами), какие два — внутри одного процессора, а какие оказались и вовсе в разных процессорах, надо сравнить их значения APIC ID. В зависимости от степени родства некоторые их биты будут совпадать. Эта информация содержится в подлистьях CPUID.0xB, которые кодируются с помощью операнда в ECX. Каждый из них описывает положение битового поля одного из уровней топологии в EAX[5:0] (точнее, число бит, которые нужно сдвинуть в APIC ID вправо, чтобы убрать нижние уровни топологии), а также тип этого уровня — гиперпоток, ядро или процессор, — в ECX[15:8].

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

У логических процессоров, находящихся внутри одного ядра, будут совпадать все биты APIC ID, кроме принадлежащих полю SMT. Для логических процессоров, находящихся в одном процессоре, — все биты, кроме полей Core и SMT. Поскольку число подлистов у CPUID.0xB может расти, данная схема позволит поддержать описание топологий и с бóльшим числом уровней, если в будущем возникнет необходимость. Более того, можно будет ввести промежуточные уровни между уже существующими.

Важное следствие из организации данной схемы заключается в том, что в наборе всех APIC ID всех логических процессоров системы могут быть «дыры», т.е. они не будут идти последовательно. Например, во многоядерном процессоре с выключенным HT все APIC ID могут оказаться чётными, так как младший бит, отвечающий за кодирование номера гиперпотока, будет всегда нулевым.

Отмечу, что CPUID.0xB — не единственный источник информации о логических процессорах, доступный операционной системе. Список всех процессоров, доступный ей, вместе с их значениями APIC ID, кодируется в таблице MADT ACPI [3, 4].

Операционные системы и топология

Операционные системы предоставляют информацию о топологии логических процессоров приложениям с помощью своих собственных интерфейсов.

В FreeBSD топология сообщается через механизм sysctl в переменной kern.sched.topology_spec в виде XML:

В MS Windows 8 сведения о топологии можно увидеть в диспетчере задач Task Manager.

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Также их предоставляет консольная утилита Sysinternals Coreinfo и API вызов GetLogicalProcessorInformation.

Полная картина

Проиллюстрирую ещё раз отношения между понятиями «процессор», «ядро», «гиперпоток» и «логический процессор» на нескольких примерах.

Система (2, 2, 2)

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Система (2, 4, 1)

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Система (4, 1, 1)

виртуальный поток что это. Смотреть фото виртуальный поток что это. Смотреть картинку виртуальный поток что это. Картинка про виртуальный поток что это. Фото виртуальный поток что это

Прочие вопросы

В этот раздел я вынес некоторые курьёзы, возникающие из-за многоуровневой организации логических процессоров.

Как я уже упоминал, кэши в процессоре тоже образуют иерархию, и она довольно сильно связано с топологией ядер, однако не определяется ей однозначно. Для определения того, какие кэши для каких логических процессоров общие, а какие нет, используется вывод CPUID.4 и её подлистов.

Лицензирование

Некоторые программные продукты поставляются числом лицензий, определяемых количеством процессоров в системе, на которой они будут использоваться. Другие — числом ядер в системе. Наконец, для определения числа лицензий число процессоров может умножаться на дробный «core factor», зависящий от типа процессора!

Виртуализация

Системы виртуализации, способные моделировать многоядерные системы, могут назначить виртуальным процессорам внутри машины произвольную топологию, не совпадающую с конфигурацией реальной аппаратуры. Так, внутри хозяйской системы (1, 2, 2) некоторые известные системы виртуализации по умолчанию выносят все логические процессоры на верхний уровень, т.е. создают конфигурацию (4, 1, 1). В сочетании с особенностями лицензирования, зависящими от топологии, это может порождать забавные эффекты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *