виноградный лист символ чего
Зачем храмы украшают изображениями винограда?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Если мы присмотримся к убранству любого храма, старинного или современного, то обязательно увидим виноградную лозу. Резные листья и грозди «увивают» фасады, иконостасы и киоты, в монументальной декорации заполняют собой плоскости стен или обрамляют медальоны с изображениями святых. Этот узор украшает и церковную утварь, прежде всего — потир, сосуд для Причастия.
Ведь Спаситель сказал на Тайной Вечере: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин 15:1, 5). Сильный и ясный образ вошел в раннее христианское искусство. Поначалу художники опирались на изобразительные традиции поздней античности. Они создавали довольно подробные сцены осеннего сбора винограда. Например, на мозаичном своде мавзолея Констанции в Риме работники собирают спелые гроздья и делают вино. Здесь же бродят птицы, клюют плоды и пьют из чаши. Это уже указание на Евхаристию: птицы символизируют христиан, принимающих Тело и Кровь Христовы. Позже композиция стала строгой и симметричной: по бокам чаши стоят павлины, над чашей может быть хризма — монограмма Христа.
Виноградная лоза означает Церковь, члены которой питаются из единого источника — Христа. Эта идея выражена в иконографии «Христос Лоза Истинная». На древе восседает Христос Пантократор, чья фигура крупнее остальных. Ветви же образуют медальоны с изображениями апостолов, Богородицы, Иоанна Крестителя.
В храме нет ничего случайного. Орнамент не носит лишь декоративный характер, но напоминает нам о наставлении Христовом, о необходимости возделывать виноградник своей души, отсекая сухие ветви и взращивая добрые плоды.
Виноград (Vitis vinifera)
Народные названия: виноград винный, виноград благородный.
Род: женский.
Планета: Луна.
Стихия: вода.
Боги: Дионис, Вакх, Гатор.
Магические силы: плодовитость, садовая магия, интеллектуальные силы, деньги, приворот.
Магическое использование: чтобы сад лучше плодоносил, на ограде нарисуйте гроздья винограда — так делали в древнем Риме. Употребление в пищу винограда и изюма повышает плодовитость и умственные способности.
Во время совершения магии, целью которой являются деньги, на алтарь кладут виноград.
Символ мудрости (in vino veritas).
Гроздь винограда – атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.
Виноград наделяют магической силой. В магии виноград играет очень важную роль. Его широко применяют в магических церемониях, ритуалах, используют в качестве талисмана. Талисман из листьев винограда помогает тем, кто страдает ипохондрией (впадает часто в тоску), а листья винограда способствуют повышению настроения. Космическое взаимодействие растения винограда способствует повышению жизнерадостности, придает уверенности в себе.
Виноград широко используется в любовной магии для приворотов. Для того, чтобы совершить ритуал приворота необходимо посадить виноград в саду того человека, которого привораживают. От развития винограда, будет влияние на приворот, то есть этот привороженный больше будет влюбляться. Данный приворот очень сильный и действенный, так утверждают все колдуны.
Если развесить по дому виноградные листья, то веселье обеспечено.
Если носить девять дней девять виноградных листьев, то через девять дней ожидается сюрприз.
Виноград – это символ плодородия и успеха, поэтому носитель амулета из винограда добьется финансовых успехов.
Виноградная Лоза.
Символ плодородия и жизни, Древа Жизни, а в некоторых традициях – Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза – лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания, должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос – истинная лоза, а последователи ветви ее. Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображеная вместе с фиговым деревом – мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.
Сон, в котором человек видит, как он ест виноград, предвещает трудный период в его жизни. Однако трудности вашей жизни укрепят ваш дух и принесут неcравнимую ни с чем пользу.
Если в вашем сне вы видите виноградные грозди больших размеров либо их количество настолько велико, что виноградная лоза гнется до самой земли, то такое сновидение говорит о плодородии. В частности для молодой женщины такой сон может предвещать зачатие ребенка. В том случае если ваши интересы ориентированны на бизнес, такое сновидение может означать признание ваших заслуг окружающими. В общем значении большие грозди винограда увиденные в сновидении означают успех.
Редкие или гнилые грозди винограда в вашем сне могут свидетельствовать о том, что вам изменила удача, а правомерность ваших действий поставлена под сомнение.
Виноград как талисман
Виноград – талисман богатства, изобилия и радости. Как талисман виноград повышает жизнерадостность и придаёт уверенность в себе. Будучи эмблемой благополучия, талисман повышает шансы на финансовый успех. Своим видом виноград всякий раз напоминает владельцу, зачем он пришёл в этот мир: чтобы быть счастливым. Не случайно название Талисман получил один из реально существующих сортов винограда.
В египетской мифологии богом – покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой – Дионис, в римской – Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает универсальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.
Виноградная лоза – евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены – ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения – способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете – символ земли обетованной, в Новом – рая.
На картинах, посвящённых библейской тематике, лист винограда служит единственным одеянием Евы, в то время как Адам отдавал предпочтение листьям инжира.
Считается, что в каждой ягоде живёт маленькая частица Солнца, дарящая тепло, жизненную силу и радость.
Для путешественника изображение виноградной грозди олицетворяет связь с родным домом, вселяет надежду, что он непременно туда вернётся, помогает облегчить тоску по родным местам и людям. Тем, кто оказался в затруднительном материальном положении, виноград талисман не позволяет пасть духом.
Этот древний символ изобилия напоминает о том, что богатства щедрой Вселенной принадлежат всем поровну, и для каждого уготована возможность преуспеть.
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.
Интерьерные часы с гроздьями винограда Вы можете посмотреть здесь ☛
Загляните в мой магазин и Вы увидите много интересного ☛ HappinessArtDecor
Желаю Вам хорошего дня!
С наилучшими пожеланиями,
Ваша Наталья
Виноградный лист символ чего
Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми.Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.Если виноград-символ жизни, то изюм-смерти.Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась при погребальных обрядах.
Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в первохристианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча.
В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси. «.
Но среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.
Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________
ЛОЗА ИСТИННАЯ.
«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2).
Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».
Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.
Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.
И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.
Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими?
Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.
Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?
Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?
Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.
Слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.
Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).
«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.
Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.
Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.
Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.
Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.
Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.
Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.
Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.
«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».
Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.
«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».
Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».
Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.
Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.»
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
________________________________________ _________
Ещё можно провести такую интересную параллель.
При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».
Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане.Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный,красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации:чёрный виноград-это монашествующие,а красный и белый-миряне.
Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.
Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉
Таинство Евхаристии совершается не только по молитвам одного батюшки. Претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы,происходит также по молитвам присутствующих чад Божиих,по слову Апостола Петра: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).Сила же молитвы,зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.
Аминь.
Виноград — магия радости, любви и процветания
Оплетенный виноградом посох Диониса, лоза плодородия египетского бога Осириса, христианский знак истинной веры — столь многократное повторение символа наводит на мысль об исключительности растения. Действительно, оно было не только «подателем пищи насущной» для многих цивилизаций, но и средством от различных бед.
Виноград — от язычества до христианства
Античность
Ареал распространения дикого винограда очень широк. Не удивительно, что люди еще в глубокой древности оценили его вкусовые качества и занялись разведением полезного растения. Изготовление вина вообще возвели в ранг «божественного искусства» — кувшины с благородным напитком и спелые, налитые соком гроздья были традиционным подношением правителям в Греции и Римской Империи.
Христианство
Удивительно, что с приходом христианства эта языческая традиция обрела новую жизнь. Даже в Библии описывается чудо, сотворенное Иисусом — превращение воды в вино. Между прочим, на тайной вечере он недвусмысленно намекнул своим товарищам, что в царстве Божьем этот напиток также в ходу. Не потому ли все последующие века виноградники разводили при монастырях, а сами «святые отцы» считались лучшими виноделами?
Магия любви и заклинания
Магические свойства винограда не ограничиваются бодрящим и укрепляющим действием. Существуют особые обряды, способные с его помощью изменить жизнь к лучшему. Например, заклинание Духа виноградной лозы, которого просят поддержать человека в каком-то важном деле.
Высказав свою просьбу над блюдом с чистыми, отборными гроздьями, несколько ягод съедают, а весь оставшийся виноград относят в то место, которое по смыслу ближе всего к загаданному желанию.
Девичий виноград — магические свойства
Следует отличать столовые и декоративные виды этого растения. Последние хороши в качестве симпатичного ландшафтного элемента, но их ягоды в пищу не используют. Однако в колдовских обрядах такая разновидность оказывается не менее востребованной.
Практики уверяют: стоит принести к дому, где живет предмет обожания, укоренившийся отросток лозы и незаметно посадить его, и любовная магия начнет работать. Как только виноград приживется на новом месте, взаимность обеспечена!
Если же требуется почистить энергетику дома, защитить его от духов раздора и уныния, дикий виноград высаживают по периметру — процветание, крепкое здоровье и счастье обитателям гарантированы.