виноградная лоза что значит
Зачем храмы украшают изображениями винограда?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Если мы присмотримся к убранству любого храма, старинного или современного, то обязательно увидим виноградную лозу. Резные листья и грозди «увивают» фасады, иконостасы и киоты, в монументальной декорации заполняют собой плоскости стен или обрамляют медальоны с изображениями святых. Этот узор украшает и церковную утварь, прежде всего — потир, сосуд для Причастия.
Ведь Спаситель сказал на Тайной Вечере: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин 15:1, 5). Сильный и ясный образ вошел в раннее христианское искусство. Поначалу художники опирались на изобразительные традиции поздней античности. Они создавали довольно подробные сцены осеннего сбора винограда. Например, на мозаичном своде мавзолея Констанции в Риме работники собирают спелые гроздья и делают вино. Здесь же бродят птицы, клюют плоды и пьют из чаши. Это уже указание на Евхаристию: птицы символизируют христиан, принимающих Тело и Кровь Христовы. Позже композиция стала строгой и симметричной: по бокам чаши стоят павлины, над чашей может быть хризма — монограмма Христа.
Виноградная лоза означает Церковь, члены которой питаются из единого источника — Христа. Эта идея выражена в иконографии «Христос Лоза Истинная». На древе восседает Христос Пантократор, чья фигура крупнее остальных. Ветви же образуют медальоны с изображениями апостолов, Богородицы, Иоанна Крестителя.
В храме нет ничего случайного. Орнамент не носит лишь декоративный характер, но напоминает нам о наставлении Христовом, о необходимости возделывать виноградник своей души, отсекая сухие ветви и взращивая добрые плоды.
Виноград как талисман
Виноград – талисман богатства, изобилия и радости. Как талисман виноград повышает жизнерадостность и придаёт уверенность в себе. Будучи эмблемой благополучия, талисман повышает шансы на финансовый успех. Своим видом виноград всякий раз напоминает владельцу, зачем он пришёл в этот мир: чтобы быть счастливым. Не случайно название Талисман получил один из реально существующих сортов винограда.
В египетской мифологии богом – покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой – Дионис, в римской – Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает универсальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.
Виноградная лоза – евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены – ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения – способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете – символ земли обетованной, в Новом – рая.
На картинах, посвящённых библейской тематике, лист винограда служит единственным одеянием Евы, в то время как Адам отдавал предпочтение листьям инжира.
Считается, что в каждой ягоде живёт маленькая частица Солнца, дарящая тепло, жизненную силу и радость.
Для путешественника изображение виноградной грозди олицетворяет связь с родным домом, вселяет надежду, что он непременно туда вернётся, помогает облегчить тоску по родным местам и людям. Тем, кто оказался в затруднительном материальном положении, виноград талисман не позволяет пасть духом.
Этот древний символ изобилия напоминает о том, что богатства щедрой Вселенной принадлежат всем поровну, и для каждого уготована возможность преуспеть.
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.
Интерьерные часы с гроздьями винограда Вы можете посмотреть здесь ☛
Загляните в мой магазин и Вы увидите много интересного ☛ HappinessArtDecor
Желаю Вам хорошего дня!
С наилучшими пожеланиями,
Ваша Наталья
Виноград в БИБЛИИ и ХРИСТИАНСТВЕ.
«ВИНОГРАД — это один из главных символов христианской религии. Поэтому неудивительно, что виноградная лоза и виноград в Библии упоминаются неоднократно.
Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми. Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.
Крест и Древо Жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен.
Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».
Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты Причастия — хлеб и вино, Тело и Кровь Христовы.Церкви.
Чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: это или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь»,-пишет Климент Александрийский. Люди,или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми,-членами
В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси…».
Это образная форма, соответствует Евангельским словам Спасителя: «Яко же розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете.
Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже»,(Ин.15, 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл, экклезиологический и сакраментальный.
Виноград в Библии- также и символ возвышения христианина. Ведь среди христиан есть и такие, которые христиане только по имени, внутренне же далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в перво христианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета украшения храмов продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________
ЛОЗА ИСТИННАЯ.
«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2). Так цитируются слова Господни и упоминается виноград в Библии.
Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».
Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.
Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.
И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.
Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими? Почему так преклоненно упоминается виноград в Библии.
Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.
Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?
Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?
Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.
Виноград в Библии и православии многосмыслен и образен. Вы слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.
Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).
«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.
Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.
Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.
Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.
Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.
Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.
Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.
Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.
«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».
Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.
«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».
Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».
Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.
Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Эта икона появилась на основе фрески в храме в Каподокии, в её иконографию было добавлено изображение грозди и благословляющий жест левой рукой. Икона признана Грузинской Церковью, имеет тропарь и акафист, день памяти — 1-ое января(стар. ст.) / 14-ое января (нов.ст.). Эта икона уже прославилась как чудотворная.
Вторая- Пресвятая Богородица Покрывающая.Происхождение: Из Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района).Местонахождение: Новоспасский мужской монастырь г. Москвы.Материал: Дерево.Икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая» (Домодедовская) была келейным образом грузинского письма схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На иконе, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»
Можно провести такую интересную параллель, рассматривая тему Виноград в Библии.
При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».
Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане. Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный, красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации: чёрный виноград- это монашествующие, а красный и белый-миряне. ИНТЕРЕСНО. Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.
Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉 И это важно для понимания того, что такое виноград в Библии и христианстве.
Виноград в Библии — упоминание и толкование смысла его встречается неоднократно. Слово виноград в Библии встречается 24 раза.
Виноградная лоза что значит
Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми.Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.Если виноград-символ жизни, то изюм-смерти.Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась при погребальных обрядах.
Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в первохристианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча.
В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси. «.
Но среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.
Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________
ЛОЗА ИСТИННАЯ.
«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2).
Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».
Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.
Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.
И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.
Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими?
Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.
Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?
Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?
Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.
Слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.
Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).
«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.
Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.
Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.
Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.
Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.
Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.
Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.
Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.
«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».
Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.
«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».
Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».
Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.
Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.»
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
________________________________________ _________
Ещё можно провести такую интересную параллель.
При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».
Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане.Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный,красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации:чёрный виноград-это монашествующие,а красный и белый-миряне.
Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.
Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉
Таинство Евхаристии совершается не только по молитвам одного батюшки. Претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы,происходит также по молитвам присутствующих чад Божиих,по слову Апостола Петра: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).Сила же молитвы,зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.
Аминь.