винни пух символ чего
Скрытая философия «Винни-Пуха»: мировое древо, Сократ и родовая травма
Какие философские теории исследователи «Винни-Пуха» видят на страницах сказки?
Наивная, на первый взгляд, история Алана Милна на самом деле имеет глубокий философский подтекст. Кто бы мог подумать, что воздушный шарик в руках Пятачка – далеко не детская забава. Он символизирует Землю, которая вращается вокруг Солнца, а еще… беременность (и тут не обошлось без Фрейда!). Философские и психологические теории, посвященные любимому всеми медвежонку, весьма разнообразны. Расскажем о самых любопытных.
Винни-Пух и мифы
В любой непонятной ситуации главный герой Милна пишет стихи. Он слагает их, когда хочет осмыслить сложную ситуацию или зафиксировать свою оценку происходящего, и это напоминает попытки древнего человека объяснить явления окружающего мира с помощью мифов. Отсылки к мифологическому мышлению в тексте Алана Милна находит культуролог Вадим Руднев.
Винни-Пух и Древняя Греция
«В голове моей опилки, да, да, да», – беззаботно напевает главный герой сказки. Это прямая отсылка к Сократу, утверждавшему, что его мудрость состоит лишь в том, что он знает, что ничего не знает. По мнению британского исследователя Джона Тайермана Уильямса, автора книги «Винни-Пух и философы», герой Милна пребывает в бесконечном духовном поиске: очевидно же, что мёд символизирует философскую истину, до которой он хочет докопаться. Вспоминает Уильямс и Демона Сократа, который на самом деле совсем не демон, а что-то типа ангела-хранителя: он есть и у Винни-Пуха, ведь к поиску меда его подталкивает внутренний голос.
Теперь перейдем к спорам о Земле. Древнегреческий философ Анаксимандр, проживавший в VI веке до нашей эры, утверждал, что наша планета имеет форму цилиндра. Уже после его смерти Пифагор, а затем и Аристотель решили, что Земля круглая, и Винни-Пух поддерживает эту теорию. Воздушный шар, на котором он летит за медом, символизирует нашу планету. А вот ослик Иа-Иа придерживается ранних взглядов и радуется пустому горшочку цилиндрической формы, ведь он похож на Землю в представлении Анаксимандра. Ослик засовывает в горшок и вынимает из него лопнувший шарик, и это свидетельствует о его движении к истине: однажды вынув кусочек резины из цилиндра, он уже не засунет его обратно, потому что поймет, что Земля – круглая.
Винни-Пух и даосизм
Медведь с опилками в голове, сочиняющий бессмысленные кричалки и слоняющийся по лесу, – это яркий пример личности, идущей путем дао. Так, по крайней мере, считает писатель Бенджамен Хофф. Его книга «Дао Винни-Пуха» в свое время продержалась в списке американских бестселлеров на протяжении 49 недель.
Иероглиф «Пу» в переводе с китайского означает «кусок необработанного дерева». Если вы, как и герой Милна, умеете радоваться жизни, сохраняя простодушие, будьте уверены: «принцип Пу», на котором основывается учение даосизма, вам знаком.
Мудрому медвежонку Хофф противопоставляет Сову, которая стала воплощением академических знаний и их бессмысленного использования в жизни. Он даже цитирует заключительную часть учения «Дао дэ цзин», в котором говорится: «Мудрость – это не знание, знание – это не мудрость». Главное – быть в гармонии со своей Внутренней Природой, следовать за ней, и у Винни-Пуха это прекрасно получается.
Винни-Пух и фрейдизм
Тот же Вадим Руднев утверждает, что весь текст «Винни-Пуха» – это изображение детской сексуальности. Он вспоминает белых лошадей, которых боялся маленький пациент Зигмунда Фрейда (ему посвящена работа «Анализ фобии пятилетнего мальчика»), и сравнивает их с животными-монстрами из сказки Алана Милна: Слонопотамом, Щасвирнусом, Ягуляром.
Этим сравнением Руднев не ограничивается. Он уверен, что детская сказка Милна содержит скрытый «эротический код». Судите сами: имя Слонопотама на языке оригинала содержит корень «lump» – «нечто огромное и набрякшее», проще говоря, фаллос. В свою очередь, нора символизирует вульву, а проникновение через нее – «субституцию полового акта и рождения». Застрявший в ней Медведь, по всей вероятности, переживает родовую травму.
Мед – это «индикатор сексуальности». Пустой горшок, который Пух преподносит Иа-Иа, – это «“обессемененный” пустой фаллос». Но ослик радуется подарку и находит удовлетворение в «символической мастурбации». «Входит… и выходит!», – повторяет он.
Что же касается воздушного шарика, то это, конечно же, символ беременности, который Поросенок дарит Ослику, поскольку испытывает к нему скрытое сексуальное влечение.
Согласно Рудневу, образ Пуха символизирует мужское начало, а Пятачка – женское. Это можно заметить и в сцене поимки Слонопотама, когда герои с криками падают друг на друга, разыгрывая таким образом половой акт.
Скрытая философия «Винни-Пуха»: мировое древо, Сократ и родовая травма.
Наивная, на первый взгляд, история Алана Милна на самом деле имеет глубокий философский подтекст. Кто бы мог подумать, что воздушный шарик в руках Пятачка – далеко не детская забава. Он символизирует Землю, которая вращается вокруг Солнца, а еще… беременность (и тут не обошлось без Фрейда!). Философские и психологические теории, посвященные любимому всеми медвежонку, весьма разнообразны. Расскажем о самых любопытных.
Винни-Пух и Древняя Греция
«В голове моей опилки, да, да, да», – беззаботно напевает главный герой сказки. Это прямая отсылка к Сократу, утверждавшему, что его мудрость состоит лишь в том, что он знает, что ничего не знает. По мнению британского исследователя Джона Тайермана Уильямса, автора книги «Винни-Пух и философы», герой Милна пребывает в бесконечном духовном поиске: очевидно же, что мёд символизирует философскую истину, до которой он хочет докопаться. Вспоминает Уильямс и Демона Сократа, который на самом деле совсем не демон, а что-то типа ангела-хранителя: он есть и у Винни-Пуха, ведь к поиску меда его подталкивает внутренний голос.Теперь перейдем к спорам о Земле. Древнегреческий философ Анаксимандр, проживавший в VI веке до нашей эры, утверждал, что наша планета имеет форму цилиндра. Уже после его смерти Пифагор, а затем и Аристотель решили, что Земля круглая, и Винни-Пух поддерживает эту теорию. Воздушный шар, на котором он летит за медом, символизирует нашу планету. А вот ослик Иа-Иа придерживается ранних взглядов и радуется пустому горшочку цилиндрической формы, ведь он похож на Землю в представлении Анаксимандра. Ослик засовывает в горшок и вынимает из него лопнувший шарик, и это свидетельствует о его движении к истине: однажды вынув кусочек резины из цилиндра, он уже не засунет его обратно, потому что поймет, что Земля – круглая.
Винни-Пух и даосизм
Медведь с опилками в голове, сочиняющий бессмысленные кричалки и слоняющийся по лесу, – это яркий пример личности, идущей путем дао. Так, по крайней мере, считает писатель Бенджамен Хофф. Его книга «Дао Винни-Пуха» в свое время продержалась в списке американских бестселлеров на протяжении 49 недель.Иероглиф «Пу» в переводе с китайского означает «кусок необработанного дерева». Если вы, как и герой Милна, умеете радоваться жизни, сохраняя простодушие, будьте уверены: «принцип Пу», на котором основывается учение даосизма, вам знаком.Мудрому медвежонку Хофф противопоставляет Сову, которая стала воплощением академических знаний и их бессмысленного использования в жизни. Он даже цитирует заключительную часть учения «Дао дэ цзин», в котором говорится: «Мудрость – это не знание, знание – это не мудрость». Главное – быть в гармонии со своей Внутренней Природой, следовать за ней, и у Винни-Пуха это прекрасно получается.
Винни-Пух и фрейдизм
Утверждаем, что весь текст «Винни-Пуха» – это изображение детской сексуальности. Он вспоминает белых лошадей, которых боялся маленький пациент Зигмунда Фрейда (ему посвящена работа «Анализ фобии пятилетнего мальчика»), и сравнивает их с животными-монстрами из сказки Алана Милна: Слонопотамом, Щасвирнусом, Ягуляром.
Этим сравнением не ограничиваемся. Уверен, что детская сказка Милна содержит скрытый «эротический код». Судите сами: имя Слонопотама на языке оригинала содержит корень «lump» – «нечто огромное и набрякшее», проще говоря, фаллос. В свою очередь, нора символизирует вульву, а проникновение через нее – «субституцию полового акта и рождения». Застрявший в ней Медведь, по всей вероятности, переживает родовую травму.Мед – это «индикатор сексуальности». Пустой горшок, который Пух преподносит Иа-Иа, – это «“обессемененный” пустой фаллос». Но ослик радуется подарку и находит удовлетворение в «символической мастурбации». «Входит… и выходит!», – повторяет он.
Что же касается воздушного шарика, то это, конечно же, символ беременности, который Поросенок дарит Ослику, поскольку испытывает к нему скрытое сексуальное влечение.Согласитесь, образ Пуха символизирует мужское начало, а Пятачка – женское. Это можно заметить и в сцене поимки Слонопотама, когда герои с криками падают друг на друга, разыгрывая таким образом половой акт.
«Плюшевая философия»: почему взрослому человеку стоит перечитать «Винни-Пуха»
Приблизительное время чтения: 11 мин.
В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые — Стоит перечитать.
Поэт Дмитрий Веденяпин советует книгу Алана Милна «Винни-Пух»
Я читал «Винни-Пуха» четыре раза вслух каждому из своих четырех сыновей и несколько раз про себя себе самому. Вероятно, это лучшая книга о поэте и поэзии и, безусловно, одна из самых прекрасных книг о том времени-пространстве (в просторечии именуемом детством), когда и где мы всё знали, не зная, и всё понимали, не понимая… Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное… Что-то очень важное сказано нам и о нас в этой книге, в которую можно смотреть, как в окно с видом на Зачарованный Лес или Опечатанный Сад. «Винни-Пух» помогает опомниться, вернуться в то состояние, когда мы еще не умели говорить мертвые слова и не были слишком строгими и уже по одному этому несправедливыми судьями всего и вся. Вернуться туда, где все мы были поэтами (настоящими, то есть такими, которые не знают, как пишутся стихи) и мыслителями (с опилками в голове), к которым мысли приходят сами как нежданный подарок… Примечательно, кстати, что фамилия нашего самого знаменитого поэта почти «Пух»… В литературе (и в жизни) есть несколько типов или видов трагедий. Слава Богу, не все из них случаются с нами. Трагедия, о которой повествует «Винни-Пух» (а это, конечно, именно трагедия) неизбежна: каждый из нас проходит через нее, как Кристофер Робин. Заключительные страницы книги я никогда не мог читать без слез, но это очистительные катарсические слезы, дающие силы жить дальше, сознавая, что наш мир не только страшный, но еще и добрый и смешной.
Автор
Алан Александр Милн (1882–1956) — английский писатель. До выхода книг о медвежонке Милн был известным драматургом, работал в юмористическом журнале, писал романы, рассказы (особенно писателю удавался детективный жанр) и стихотворения, однако все его творчество затмил небывалый успех историй о Винни-Пухе и его друзьях.
История создания
Приключения Винни-Пуха — это две книжки, история которых началась в 1920 году, когда в семье Алана Милна родился сын Кристофер Робин. Когда мальчику исполнился год, ему подарили плюшевого медвежонка. Потом у мальчика появились игрушечный ослик и поросенок. Позже в эту компанию влились кенгуру и тигренок, которые потом станут известными сказочными героями (из всех друзей Винни-Пуха Милн выдумал только Кролика и Сову — у всех остальных были «реальные» прототипы).
Настоящие игрушки Кристофера Робина: Винни-Пух Тигра, Кенга, Крошка Ру, Пятачок и ослик Иа-Иа. В настоящее время хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке
Сначала Милн придумывал истории о приключениях Винни-Пуха для Кристофера Робина устно, а в середине 1920-х стал их записывать. Первый рассказ о медвежонке под названием «Неправильные пчелы» был опубликован в лондонской газете «Вечерние новости» на Рождество 1925 года, в 1926 году вышла первая книжка «Винни-Пух», которая включала в себя десять историй про медвежонка и компанию, а в 1928 году — книга «Дом на Пуховой Опушке», куда вошли еще десять историй про Винни-Пуха.
В 1925 году Милн приобрел дом в Восточном Сассексе рядом с большим Ашдаунским лесом, где в основном и разворачивалось действие его повестей.
Прототип Винни-Пуха
Прототипом главного героя книг был не только игрушечный медвежонок сына писателя, но и настоящая медведица по кличке Виннипег (Винни), жившая в Лондонском зоопарке в 1920-х годах. Маленькому Кристоферу Робину так полюбилась Виннипег, что он сменил в её честь имя своего плюшевого мишки с Эдварда на Винни.
О произведении
Каждый рассказ о Винни-Пухе имеет собственный сюжет, который слабо связан со всеми остальными. Действие разворачивается в трех планах: в Лесу, где живут зверьки, мире игрушек в детской комнате и мире историй, которые отец рассказывает сыну. Книги Милна о медвежонке и его друзьях — это добрые детские сказки. Однако немало в них и серьезных тем, например, тема творчества и поэзии. Винни-Пух — не только плюшевый любитель мёда, но также мудрец и поэт, который порой высказывает по-настоящему глубокие мысли: «Ведь Поэзия, Кричалки — это не такие вещи, которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят на вас; и всё, что вы можете сделать, — это пойти туда, где они могут вас найти».
Интересные факты
1.
Алан Милн принимал участие в Первой мировой войне. В качестве офицера связи Милн участвовал в крупной битве на Сомме, а также работал в одном из подразделений британской разведки. Писатель оставил воспоминания о войне — книгу «Мир с честью», где осуждает войну и говорит о ее бессмысленности.
2.
Наряду с «книжным» Винни-Пухом не менее популярен его мультипликационный вариант, созданный компанией «Дисней». Правда, родственники Милна и, в частности, сам Кристофер Робин скептически относились к американскому мультсериалу, считая его далеким от оригинала. В России на студии «Союзмультфильм» было создано три мультфильма по произведениям Милна, которые стали невероятно популярны у нас в стране и зарубежом. Винни-Пуха и Пятачка озвучивали известные актеры Евгений Леонов и Ия Саввина, а песенки и фразы из мультфильма стали яркой частью разговорной речи.
3.
Существует несколько переводов «Винни-Пуха» на русский язык. Самый известный создан Борисом Заходером, который всегда подчеркивал, что его книга — не перевод, а пересказ, пересоздание текста Алана Милна.
4.
«Винни-Пух» переведен на множество языков мира. В том числе и на латынь (Winnie ille Pu). На обложке медвежонок изображен в одежде римского легионера с коротким мечом в лапке.
5.
Мост в лесу в Восточном Сассексе, где герои книги играли в Пустяки — одно из самых посещаемых «винни-пуховых» мест. С 1983 года в Оксфордшире проводится ежегодный чемпионат по игре в Пустяки. Соревнующиеся бросают палочки в реку с моста и ждут, какая палочка быстрее остальных пересечет финишную прямую
Очень важное Спаслание
Отрывок из повести А. Милна «Винни-Пух»
Дождик лил, лил и лил. Пятачок сказал себе, что никогда за всю свою жизнь — а ему было ужасно много лет: может быть, три года, а может быть, даже четыре! — никогда он еще не видел столько дождя сразу.
«Вот если бы, — думал Пятачок, выглядывая из окна, — я был в гостях у Пуха, или у Кристофера Робина, или хотя бы у Кролика, когда дождь начался, мне было бы все время весело. А то сиди тут один-одинешенек и думай, когда он перестанет!»
И он представлял себе, что он в гостях у Пуха и говорит ему: «Ты видел когда-нибудь такой дождь?» — а Пух отвечает: «Ну прямо ужасно!», или он, Пятачок, в свою очередь, говорит: «Интересно, не размыло ли дорогу к Кристоферу Робину?», а Пух отвечает: «А бедный старый Кролик, наверно, смылся из дому».
Конечно, такая беседа — это одно удовольствие!
И вообще какой толк в таких потрясающих вещах, как потопы и наводнения, если тебе не с кем даже о них поговорить?
«Да, немного страшновато, — сказал он сам себе, — быть Очень Маленьким Существом, совершенно окруженным водой! Кристофер Робин и Пух могут спастись, забравшись на дерево, Кенга может ускакать и тоже спастись, Кролик может спастись, зарывшись в землю. Сова может улететь, а Иа может спастись — ммм. если будет громко кричать, пока его не спасут. А вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем-совсем ничего не могу сделать!»
И вдруг он вспомнил историю, которую рассказывал ему Кристофер Робин, — историю про человека на необитаемом острове, который написал что-то на бумажке, положил ее в бутылку и бросил бутылку в море; и Пятачок подумал, что если он напишет что-нибудь на бумажке, положит ее в бутылку и бросит в воду, то, может быть, кто-нибудь придет и спасет его!
Иллюстрация Б. Диодорова
Он обыскал весь свой дом, вернее, все, что в доме оставалось сухого, и наконец он нашел сухой карандаш, кусочек сухой бумаги, сухую бутылку и сухую пробку и написал на одной стороне бумажки:
ПОМОГИТЕ!
ПЯТАЧКУ (ЭТО Я)
а на обороте:
ЭТО Я, ПЯТАЧОК,
СПАСИТЕ, ПОМОГИТЕ!
Потом он положил бумагу в бутылку, как можно лучше закупорил бутылку, как можно дальше высунулся из окошка — но так, чтобы не выпасть, — и изо всех сил бросил бутылку.
— Плюх! — сказала бутылка и закачалась на волнах.
Когда дождь начался, Винни-Пух спал. Дождь лил, лил и лил, а он спал, спал и спал. Наконец Пух проснулся с криком и обнаружил, что он сидит на стуле, а ноги у него в воде и вокруг него всюду тоже вода!
Он прошлепал к двери и выглянул наружу.
— Положение серьезное, — сказал Пух, — надо искать спасения.
Он схватил самый большой горшок с медом и спасся с ним на толстую-претолстую ветку своего дерева, торчавшую высоко-высоко над водой.
Потом он опять слез вниз и спасся с другим горшком.
А когда все спасательные операции были окончены, на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стояло десять горшков с медом.
На другой день на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стояли четыре горшка с медом.
На третий день на ветке сидел Пух, болтая ногами, а рядом стоял один горшок с медом.
На четвертый день на ветке сидел Пух один-одинешенек.
И в это самое утро бутылка Пятачка проплывала мимо Пуха.
И тут с громким криком «Мед! Мед!» Пух кинулся в воду, схватил бутылку и, по шейку в воде, храбро вернулся к дереву и влез на ветку.
— Жаль, жаль, — сказал Пух, открыв бутылку, — столько мокнуть, и совершенно зря! Погодите, а что тут делает эта бумажка?
— Это Спаслание, — сказал он, — вот что это такое. Надо бы найти Кристофера Робина, или Сову, или Пятачка — словом, какого-нибудь читателя, который умеет читать все слова, и они мне скажут, про что тут написано; только вот плавать я не умею. Жалко!
И вдруг ему пришла в голову мысль, и я считаю, что для медведя с опилками в голове это была очень хорошая мысль. Он сказал себе:
«Раз бутылка может плавать, то и горшок может плавать, а когда горшок поплывет, я могу сесть на него, если это будет очень большой горшок».
Иллюстрация Б. Диодорова
Он взял свой самый большой горшок и завязал его покрепче.
— У каждого корабля должно быть название, — сказал он, — значит, я назову свой — «Плавучий Медведь».
С этими словами он бросил свой корабль в воду и прыгнул вслед…
Кристофер Робин жил в самом высоком месте Леса. Дождь лил, лил и лил, но вода не могла добраться до его дома.
— Пух, дорогой, — крикнул Кристофер Робин, — где же ты?
— Вот где я, — ответил сзади ворчливый голосок.
Они кинулись обниматься.
— Как ты сюда попал, Пух? — спросил Кристофер Робин.
— На корабле! — сказал Пух гордо. — Я получил очень важное Спаслание.
С этими гордыми словами он передал Кристоферу Робину послание.
— Это же от Пятачка! — закричал Кристофер Робин, прочитав послание. — Надо его немедленно спасать! Я-то думал, что он с тобой, Пух. Где твой корабль?
— Надо сказать, — объяснил Пух Кристоферу по дороге к берегу, — что это не совсем обыкновенный корабль. — и гордо указал на «Плавучего Медведя».
— Но только он слишком маленький для нас обоих, — сказал Кристофер Робин грустно.
— Для нас троих, считая Пятачка.
— Ну, значит, он еще меньше. Винни-Пух, что же нам делать?
И тут медвежонок… сказал такую мудрую вещь, что Кристофер Робин смог только вытаращить глаза и открыть рот, не понимая — неужели это тот самый медведь с опилками в голове, которого он так давно знает и любит.
— Мы поплывем в твоем зонтике, — сказал Пух…
Да, Кристофер Робин вдруг понял, что это возможно. Он открыл свой зонтик и опустил его на воду.
— Мы назовем это судно «Мудрость Пуха», — сказал Кристофер Робин.
И «Мудрость Пуха» на всех парусах поплыла в юго-восточном направлении, время от времени плавно вращаясь.
Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел Корабль! Потом долгие годы он любил думать, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, и вы можете представить себе его радость, когда он увидел славный Корабль «Мудрость Пуха», который плыл ему на выручку.
Иллюстрация Б. Диодорова
Позже, когда все высохло, и все ручейки в Лесу стали опять маленькими и хорошенькими, и вода в тихих, сонных лужицах только грезила о великих делах, которые она совершила, Кристофер Робин устроил Торжественный Вечер в честь своего друга Винни-Пуха и в честь Славного Дела, которое он — Винни-Пух — совершил.
Это был чудесный вечер! В Лесу был накрыт длинный-предлинный стол, и на одном Председательском месте — в конце стола — сидел Кристофер Робин, а на другом Председательском месте — в другом конце стола — сидел сам Винни-Пух, а на остальных местах сидели Гости: Пятачок, и Кролик, и Иа, и Кенга, и Ру, и Сова.
И, конечно, все-все-все славно угостились, а потом Кристофер Робин произнес Хвалебную речь в честь того, кто совершил Славное Дело: и сказал, что для него — для того, кто это Дело совершил, — приготовлен Большой Подарок. Винни-Пух принял Подарок и сказал «спасибо», и все столпились вокруг него.
А когда Винни-Пух открыл коробку (поскорей, но все-таки не разрезав, а развязав ленточку — ведь она всегда вдруг может понадобиться), все так и ахнули, а сам Винни чуть не упал от радости.
Потому что это оказалась Специальная Коробка с чудеснейшим набором карандашей!
Там были карандаши, помеченные «В» — в честь Винни-Пуха, и карандаши, помеченные «НВ» — в честь Неустрашимого Винни, и еще карандаши, помеченные «ВВ» — в честь. в честь Выручательного Винни, потому что ведь это он выручил Пятачка; и еще там была Машинка для точки карандашей, и Красная Резинка, которая очень хорошо стирает все, что вы написали неправильно, и потом Линейка, и Синие Карандаши, и Красные Карандаши, и даже Зеленые и Красно-Синие, совсем как у взрослых.
И все это было для Пуха.
И, по-моему, он все это вполне заслужил.
А как вы считаете?
Какие психологические портреты мы встречаем в «Винни-Пухе»?
Как мы знаем, знаменитая сказка А. А. Милна иногда подвергается весьма странным трактовкам. Впрочем, типажи в сказке настолько яркие и характерные, что поневоле хочется описать их с точки зрения психологических типов. Что я сейчас и сделаю, стараясь не впадать в безумно-заумные крайности.
Винни-Пух
Темперамент сангвиника. Характер неунывающий, общительный (любит ходить в гости). По натуре — практик, всегда готовый прийти на помощь. Имеет две ярко выраженные слабости — мед и поэзия. Он — прирожденный, стихийный поэт (кстати, весьма точно понимающий сущность стихосложения), при этом совершенно не выносящий длинных сложных слов (они вгоняют его в сон). В результате его часто называют «глупым», с чем он добродушно соглашается. Открыватель Северного полюса, изобретатель игры в Пухалки, лучший друг Пятачка и Кристофера Робина.
— …А что такое хорошая компания, как не еда и слушатели моих бубнилок?
— Теперь стихотворение закончено, — сказал он. — Тебе оно нравится, Пятачок?
— Все, кроме Литров, — сказал Пятачок. — По-моему, они тут ни к чему.
— А они обязательно хотели встать сзади Метров, — объяснил Пух. — Вот я их и впустил туда, чтобы отвязаться. Вообще это самый лучший способ писать стихи — позволять вещам становиться туда, куда они хотят.
— …Поэзия, Кричалки — это не такие вещи, которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят на вас; и все, что вы можете сделать, — это пойти туда, где они могут вас найти.
— Пух, — сказал Кролик ласково, — ты просто идиот.
— Я знаю», — говорит Пух скромно.
Пятачок
Пятачок из мультфильма «Винни-Пух»
Очень Маленькое Существо, находящееся по этому поводу в постоянной тревоге и беспокойстве. Однако при моральной поддержке способен на отважные поступки (выручает друзей из повалившегося дерева, строит дом для Иа, дарит дом Сове). По натуре — чувствительный романтик и эстет (носит белый шарф, восхищается синими подтяжками Кристофера Робина). Не лишен тщеславия.
«Пятачок встал в этот день очень-очень рано и решил нарвать себе букетик фиалок, и, когда он нарвал букет и поставил его в вазу посреди своего дома, ему внезапно пришло в голову, что никто ни разу в жизни не нарвал букета фиалок для Иа. И чем больше он думал об этом, тем более он чувствовал, как грустно быть ослом, которому никто никогда в жизни даже не нарвал букета фиалок».
— Ягуляры — они всегда так… Они кричат: «Помогите, помогите», а когда вы посмотрите вверх — бросаются на вас.
— Я смотрю вниз, вниз! — закричал Пятачок очень громко, чтобы Ягуляр по ошибке не сделал того, чего не надо.
— Неужели я, правда, все это сделал? — сказал он наконец.
— Видишь ли, — сказал Пух, — в поэзии — в стихах… Словом, ты сделал это, Пятачок, потому что стихи говорят, что ты это сделал. Так считается.
— Ой! — сказал Пятачок. — Ведь я… мне кажется, я немножко дрожал. Конечно, только сначала. А тут говорится: «Дрожал ли он? О нет, о нет!» Вот почему я спросил.
— Ты дрожал про себя, — сказал Пух. — А для такого Маленького Существа это, пожалуй, даже храбрее, чем совсем не дрожать.
Иа-Иа в советском мультфильме «Винни-Пух и день забот»
Типичный меланхолик (из гуморов преобладает черная желчь). По этой причине пребывает в постоянно подавленном депрессивном состоянии. По натуре — язвителен, саркастичен, завистлив. Стремится вызвать у окружающих жалость, которую в полной мере испытывает сам к себе.
— А что же ты там делаешь? — спросил Кролик.
— Можешь отгадывать до трех раз, Кролик. Рою землю? Неправильно. Прыгаю по веткам молодого дуба? Нет, неправильно. Жду, чтобы мне кто-нибудь помог выбраться из реки? Теперь правильно! Дайте Кролику время подумать, и он всегда все отгадает…
— Я, кажется, вроде как придумал, — сказал наконец Винни-Пух. — Но я не уверен, что это будет хорошо.
— Я тоже, — сказал Иа.
— Выкладывай, Пух, — сказал Кролик. — Говори.
— Ну, если мы все будем бросать камни и всякие вещи в реку, с одного бока Иа подымутся волны, и эти волны прибьют Иа к берегу…
— Очень хорошая идея, — сказал Иа. — Когда я захочу, чтобы меня прибили, Винни-Пух, я вам сообщу.
— А вдруг мы случайно попадем в него? — тревожно спросил Пятачок.
— Или вдруг мы случайно не попадем в него! — сказал Иа. — Обдумай все эти возможности, Пятачок, прежде чем вы начнете развлекаться.
Кролик
Кролик из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости»
Этакий маленький «начальник» в Лесу. По натуре — энергичен, показушно деловит, рационален. Постоянно занят составлением разнообразных планов (иногда весьма криминальных, например, киндепинг крошки Ру или укрощение Тигры, которого он предлагает завести в Лес и бросить). Авторитет Кролика подкреплен его грамотностью (умеет читать и писать) и наличием огромного количества Родственников и Знакомых.
«Едва успев открыть глаза, Кролик почувствовал, что сегодня все от него зависит и все на него рассчитывают. Это был как раз такой день, когда надо было, скажем, написать письмо (подпись — Кролик), день, когда следовало все проверить, все выяснить, все разъяснить и, наконец, самое главное — что-то организовать».
— Кролик — он умный! — сказал Пух в раздумье.
— Да, — сказал Пятачок. — Кролик — он хитрый.
— У него настоящие Мозги.
— Да, — сказал Пятачок, — у Кролика настоящие Мозги…
— Наверно, поэтому, — сказал наконец Пух, — наверно, поэтому-то он никогда ничего не понимает!
Сова из мультфильма «Винни-Пух»
Как и положено Сове, она играет в Лесу роль Мудреца. На самом деле у нее для этого слишком мало оснований, так как пишет она очень безграмотно, а ее знание длинных малопонятных слов никогда не приносит практической пользы.
«Под кольцом крепилась бумажка со словами:
«ПАЖАЛСТА, ЗВАНИТИ, ЕСЛЕ НУЖИН АТВЕТ».
Под шнуром от звонка — вторая бумажка:
«ПАЖАЛСТА, СТУЧИТИ, ЕСЛЕ АТВЕТ НИНУЖИН».
— Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, — сказала Сова.
— Что, что?
— Дождик был, — пояснила Сова.
— Да, — сказал Кристофер Робин, — был.
— Уровень паводка достиг небывалой высоты.
— Кто?
— Я говорю — воды кругом много, — пояснила Сова.
— Да, — согласился Кристофер Робин, — очень много.
Кенга
Кенга и крошка Ру из сериала «Новые приключения Винни-Пуха»
Чрезвычайно Заботливая Мать. Ни больше ни меньше. Усыновила даже Тигру и какое-то время «заботилась» о Пятачке.
Крошка Ру
Чрезвычайно Подвижный Ребенок. Любит обращать на себя внимание. Друг Тигры.
Тигра
Тигра из сериала «Новые приключения Винни-Пуха»
«Укрупненный» вариант крошки Ру. Ужасно непоседлив, любит НАСКАКИВАТЬ и рыбий жир. Не знает предела своих возможностей. Несмотря на опасную энергичность, добродушен.
«Тигра сказал „спасибо“ и неуверенно покосился на Пуха.
— Это и есть чертополох? — шепнул он.
— Да, — сказал Пух.
— Тот, который Тигры любят больше всего на свете?
— Совершенно верно, — сказал Пух.
— Понятно, — сказал Тигра.
И он храбро откусил большущую ветку и громко захрустел ею. В ту же секунду он сел на землю и сунул лапу в рот…
— Кажется, — сказал Иа, — наш друг проглотил пчелу.
Друг Пуха на секунду перестал трясти головой (он пытался вытрясти колючки) и объяснил, что Тигры не любят чертополоха…
— Но ведь ты сам говорил, — начал Пух, — ты говорил, что Тигры любят все, кроме меда и желудей.
— И чертополоха! — крикнул Тигра, который в это время бегал с высунутым языком, описывая огромные круги».
— Тигры-то? — сказал Тигра. — Летать? Тоже спросил! Они знаешь как летают… Только они не хотят.
— А почему они не хотят?
— Ну, им это почему-то не нравится.
Ру никак не мог этого понять, потому что ему-то ужасно хотелось полетать, но Тигра объяснил ему, что надо самому быть Тигрой, чтобы это понять.
Кристофер Робин
Кристофер Робин из сериала «Новые приключения Винни-Пуха»
По сути дела, он выполняет функцию всезнающего и почти всемогущего духа Леса. К нему обращаются по всем вопросам, он решает все проблемы. Как нормальное божество, он единственный из сказочных персонажей может жить как внутри, так и вне Леса.
«Что будем делать?», спросил он Поросенка.
Поросенок знал ответ на этот вопрос и сразу сказал, — пойти сказать Кристоферу Робину».
«Никто не знал, откуда они взялись, но вдруг они очутились тут, в Лесу: мама Кенга и крошка Ру.
Пух спросил у Кристофера Робина: «Как они сюда попали?» А Кристофер Робин ответил: «Обычным путем. Понятно, что это значит?» Пух, которому было непонятно, сказал: «Угу». Потом он два раза кивнул головой и сказал: «Обычным путем. Угу. Угу».
Место действия «Винни-Пуха» не менее странное, чем его обитатели. Стоакровый Лес — замкнутое место как в пространстве, так и во времени. Что находится за его пределами, мало интересует его жителей, да и неясно, где эти пределы. Один Кристофер Робин — «пограничный» персонаж между реальностью и сказкой — грустно говорит в конце, что должен уйти.
Время в Лесу так же замкнуто, циклично. Здесь знают дни недели, но зачем они нужны, толком неясно (разве только, чтобы Пух пожелал кому-то «счастливого Четверга»). Возраст также не имеет значения — так, Пятачку «ужасно много лет: может быть, три года, а может быть, даже четыре!».
По сути дела, мир Леса — это мир Детства, того самого «легкого отношения» к жизни, которое пропагандировал Алан Александр Милн и которое лучше всего удалось ему отобразить именно в «Винни-Пухе». Лес из сериала «Новые приключения Винни-Пуха»
-…больше всего я люблю делать — это…
— Ну, ну?
— Ничего.
— А как ты это делаешь? — спросил Пух после очень продолжительного размышления.
— Ну вот, спросят, например, тебя, как раз когда ты собираешься это делать: «Что ты собираешься делать, Кристофер Робин?», а ты говоришь: «Да ничего», а потом идешь и делаешь.
Удивительно также и то, что литературные персонажи, которых канадские медики описали как сонм умалишенных, уживаются на стоакровом пространстве более чем миролюбиво. Мало того, они всегда готовы безоговорочно прийти на помощь друг другу.
Трусливый Пятачок совершает ряд храбрых и великодушных поступков, безалаберный Тигра бежит выручать Кролика, Сова летит на помощь к затопленному Пятачку, хамовитый Кролик, тем не менее, готов угостить последним обжору Пуха, и даже желчный Иа делится чертополохом с Тигрой и пытается спасти (в своей манере) упавшего в реку Крошку Ру, опустив в воду свой хвост. О Винни-Пухе, думаю, говорить не стоит.
Да и опасностей в Лесу не так много. Выражаются они лишь в природных катаклизмах (буря, наводнение), да возникающих в воспаленном мозгу Пуха и Пятачка воображаемых чудовищах, вроде Слонопотама и Буки. Лес настолько миролюбив, что только в нем могут пустить ночью в дом незнакомца, даже толком не разглядев, кто он.
Однако выходя из Леса, люди становятся другими. Их мелкие слабости, воспетые Милном, почему-то напитываются злобой и жестокостью и становятся уже настоящими пороками. Но мы всегда вольны вернуться в то Зачарованное место, которое было, как бы играючи, создано английским писателем.