винительный падеж кого чего
Винительный падеж
Чтобы всегда знать правильные окончания слов, необходимо выучить все 6 падежей русского языка. Один из них — это винительный, который очень легко большинство людей путает с родительным и просто забывает, на какие вопросы тот или иной падеж отвечает. Изучая эту тему, следует делать максимальный упор на предлоги или вспомогательные слова. Тогда запомнить правило окажется намного легче.
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?», является косвенным и выражает определённое значение, то есть объект происходящего. Он обозначает переход конкретного действия на предмет, связь с наречием и временным отрезком. Предлоги винительного падежа бывают следующими: в, про, через, на, за.
Многие школьники и люди, которые изучают русский язык, интересуются, как отличить винительный падеж от родительного. На самом деле всё довольно просто: достаточно применить вспомогательные слова. Разница между ними довольно существенная. При определении родительного падежа обычно используется частица «нет» и, соответственно, вопросы на одушевлённое и неодушевлённое «кого? чего?». А чтобы убедиться, что существительное находится в винительном, следует применить глагол «вижу» и вопросы «кого? что?».
Например, в предложениях «книги на полке нет» и «кота на полке нет» в подлежащих будет использован родительный падеж. Нет книги, нет кота — эти существительные отвечают на вопросы «нет кого? нет чего?». А вот в предложениях «я не вижу на шкафу кота», «я не вижу на шкафу мячик» существительные стоят в винительном. Проверить это можно достаточно легко самостоятельно, отличия сразу же будут видны.
Примеры глагольных сочетаний в винительном падеже: ждать поезд, ждать ответ, заплатить за Витю, посадить саженец, родить котёнка, выпить отвар, уважать старшего, слышать песню, ненавидеть врага, укоротить жизнь, двигать диван, чувствовать любовь, пересыпать муку, ставить мебель, выращивать сад, скопировать папку, любить мужа, создавать уют, строить дом, разорить землю, разрушить крепость, нести ответственность.
Склонение существительных
Как известно, все существительные, прилагательные и числительные в русском языке делятся на три рода. Их окончания меняются в зависимости от падежа. В винительном их легко запомнить:
Однако существует несколько исключений. Первое из них: слова в женском роде, которые заканчиваются на мягкий знак, не будут менять своё окончание. Вижу (кого?) мать, это (кто?) мать. В мужском роде одушевлённые существительные, окончания которых «а» или «я» изменяются так же, как и в женском. Например: это (кто?) папа. Я вижу (кого?) папу.
Некоторые жители морского мира или животные, такие как «краб», относятся и к одушевлённым, и к неодушевлённым. Всё зависит от конкретного предложения и само́й ситуации. Если в значении продукта питания, тогда это предмет. А в предложении «дети нашли большого краба» слово обозначает живое существо.
Практика и закрепление материала
В классе учитель обычно даёт множественные задания, чтобы проверить знания учеников по теме и немного попрактиковаться на письме. Но квалифицированные филологи придумали несколько интересных упражнений и для домашнего обучения.
Приведение слова в необходимую форму
Чтобы выполнить эту задачу, необходимо правильно раскрыть скобки:
Рассказ о любимой картине
Это упражнение будет очень полезно как и детям, так и взрослым. Его суть заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начинать свою историю следует с названия предмета искусства. Далее, всё варьируется в зависимости от содержания картины. Вот пример одного из рассказов:
«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли „Весна“. Я вижу роскошный апельсиновый сад с интересными персонажами. На ней изображены божества и единственный ангелок, летающий над ними. Посередине расположена прекрасная Венера, которая олицетворяет любовь и природу. Она является центром картины, её главенство подчёркнуто с помощью главного атрибута — листьев мирта.
А также я замечаю мелкие детали, такие как детализация нарядов героев, их мимика и яркие апельсины на деревьях. Все персонажи будто бы парят над землёй, что показывает их божественное происхождение.»
Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изучаемого падежа. Это ещё и хорошая психологическая тренировка, которая направлена на развитие креативного мышления и распознавание мельчайших деталей. А также, описывая картину, можно развивать свой словарный запас, иногда заглядывая в словарь, чтобы посмотреть значение нарисованных предметов.
Тест по пройденной теме
Каждый школьник всегда сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они вовсе не сложные и можно ограничиться лишь поверхностными знаниями. Но тест по лингвистике значительно отличается. Он направлен выявлять главные пробелы в знаниях, что значительно облегчит дальнейшую учёбу.
На какие вопросы отвечает винительный падеж:
В каком роде слова, оканчивающиеся на мягкий знак, не будут изменять своей формы:
В каком из словосочетаний существительное поставлено в изучаемый падеж:
Какое существительное в этом предложении стоит в нужном падеже «Маша досмотрела дополнительную серию фильма и порекомендовала его подруге»:
В каком из предложных предложений нет существительного в рассматриваемом падеже:
Если ученик ответил на всё вопросы правильно, то тогда он точно знает тему на твёрдую 5. В случае когда появились какие-либо загвоздки, то это верный признак того, что необходимо ещё детальнее изучить правило и немного попрактиковаться.
Иногда бывает так, что новую орфограмму оказывается очень сложно запомнить. В такие моменты необходимо спланировать порядок своих занятий и работы над ошибками. При грамотной организации своего времени выучить винительный падеж не составит труда. Важно никогда не отчаиваться и всегда быть готовым «грызть гранит науки».
Винительный падеж имён существительных
Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?
Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
ОпределениеСклонение — это изменение существительного по падежам в форме единственного и множественного числа.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
Важно!Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
2. обозначает направление
3. выражает время действия
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
2 склонение
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
3 склонение
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
Предлоги винительного падежа
Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.
Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.
Как определить винительный падеж существительного?
Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.
Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Сравним:
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)
Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.
Видеоурок
Как отличить родительный падеж от винительного в существительных? Хитрости, советы и правила
В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.
Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.
Признаки падежей
Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:
Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):
Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:
Сравнительная таблица родительного и винительного падежей
Родительный падеж
Винительный падеж
от, до, из, без, у, для, около, с
блокнот (кого?) учителя
посещать (кого?) друга
проверять (что?) работу
Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».
Значение падежей
Правило гласит, что родительный падеж обозначает:
Винительный падеж обозначает:
Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?» и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке – выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!
Что обозначает падеж?
Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.
Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.
Значения падежа
Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.
Окончания падежа
Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.
Предлоги винительного падежа
Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным – по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна).
В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села – озеро; в Новый Год творятся чудеса). В паре с предлогами «за» и «под» слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят).
Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день).
Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый
Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение «целое-часть», признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.
Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.
Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй
Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.
Винительный падеж существительных
Винительный падеж (аккузати?в) принадлежит к числу косвенных. Наименование грамматической формы появилось в древнегреческом языке ( αἰτιατική ), где это слово имело два значения: помимо привычного «винительный» обозначало также «причинный». При этом второй вариант перевода точнее соответствовал значению падежа. Но древние римляне, позаимствовав у греков грамматическую терминологию, перевели название в первом значении (accusativus), и калька с этого варианта вошла впоследствии в русский язык.
Грамматика современного русского языка относит к косвенным все падежи за исключением именительного. Последний называется прямым, поскольку представляет собой прямое (неизменённое) название предмета, признака или количества. По падежам изменяются части речи, относящиеся к именным:
При соединении слов в синтаксические единицы падежные формы указывают на взаимоотношения между элементами конструкций.
Характеристика винительного падежа имён существительных
Определяющий падежный признак – вопросы:
В составе словосочетаний и предложений аккузатив передаёт значения:
Значение | Употребление | Примеры |
Субъектное | при глаголе со значением состояния – пассивная субъектность, т. е. обозначение того, кто (что) это состояние испытывает. | пассажиров трясёт; шлюпку швыряет; больного знобит |
Объектное | при глаголе и отглагольных частях речи, выражающих действие, для обозначения объекта его направленности | варить суп ; хвалящий сына ; пройдя путь |
Обстоятельственное | в качестве обозначения обстоятельств, при которых происходит событие (места, времени, направления, образа действия и пр.) | отправиться в горы ; вернувшись через год ; сидящий в клетке ; построить в колонну |
Факультативный смысловой оттенок признака появляется в конструкциях третьего типа с существительным в роли главного слова. В этом случае к зависимому задаётся, помимо падежного, вопрос определения:
Ряд лингвистических работ трактует варианты, указывающие на образ действия, как объектные (вести за руку – расценивается в этом случае не как описание способа действия, а как обозначение объекта его направленности, т. е. руки ).
Предлоги винительного падежа
В первых двух смысловых вариантах, представленных в таблице выше, используется беспредложная конструкция, третий же предполагает употребление предлогов, как первообразных (непроизводных), так и производных.
непроизводные | вбежать в дом узнать во вторник зацепиться за ветку поставить на полку удариться об камень погрузиться по шею закатиться под шкаф книга про собак ростом с табурет мостик через канаву |
производные | вся семья включая детей выполнить несмотря на препятствия просеять сквозь сито вернуться спустя месяц |
При отнесении конструкций со значением образа действия к объектным, соответственно, получается, что с предлогами употребляются и варианты, относящиеся ко второй категории.
Падежные окончания
В аккузативе наблюдаются две особенности:
Категория одушевлённости существительных определяется по падежным окончаниям винительного падежа (у мужского рода – в обоих числах, у женского – во множественном). Многозначные слова, значения которых отличаются по данной категории, имеют и соответствующие окончания.
Синтаксическая роль
В предложениях существительные в винительном падеже выступают в ролях:
Косвенного дополнения (с предлогом):
Перечисленные характеристики – вопросы, значение, предлоги, окончания и роль в предложении – используются в качестве критериев для распознавания винительного падежа.