виниловый проигрыватель с чего начать
Покупка первого винилового проигрывателя. Как найти лучший?
Всё… не выдержал. Сдали нервы. Я его купил. Рассказываю.
Значит где-то два года назад, поддавшись влиянию маркетинга и веянию моды, я решил купить себе виниловый проигрыватель. Но логично рассудил, что покупать проигрыватель преждевременно, когда нет пластинок. Те, что были когда-то, сгорели тридцать лет назад в родительском сарае вместе с проигрывателем (такой большой сундук с лампами внутри и радиой снаружи). В общем заказал себе несколько пластинок на Озоне и понеслось. По одной-две время от времени покупал. Параллельно смотрел видео, читал форум, изучал тему. В результате прочитанного пришёл к выводу, что звука в бюджетных проигрывателях, да ещё и с ММ головой нет и быть не может. Значит нужно копить не только на проигрыватель (130000 руб.), но и на голову (45000–90000 руб.), фонокабель (25000 руб.), мойку для пластинок (40000 руб.), первопрессы, весы, щёточку, опытного профессионала-настройщика и т.д. и т.п. Перфекционизм он такой, он не желает поддаваться на компромиссы. Но есть у него один враг и зовётся он жадность. В качестве первой цели – вертушки, был выбран Technics SL-1500C о котором так лестно отзываются в отзывах да к тому же местный форумчанин @fima1856 им тоже очень доволен. Но волею случая в очередной раз я оказался в pult.ru.
Придя домой, начал проверять инфу. Действительно проигрыватель продавался со скидкой. Отзывы на различных ресурсах были исключительно хвалебные. Но самым веским доводом было то, что оказывается у вышеупомянутого @fima1856 это был первый проигрыватель и он им был тоже очень доволен. Перфекционист пытался сопротивляться и говорил – зачем тебе эта дешёвка, накинь ещё сто тысяч и купи Техникс. Жадность предлагала сэкономить эти сто тысяч на покупку новой акустики и ограничиться проигрывателем за тридцатку.
Но в итоге я доверился логическим рассуждениям, о которых сейчас вам поведаю. Итак, как старый фотолюбитель я знаю, что не опытному фотографу не то, что не обязательно, а крайне нежелательно покупать дорогой и навороченный фотоаппарат. Человек, привыкший нажимать одну кнопку и получать готовое фото скорее всего не сможет сразу свыкнуться с необходимостью нажать 10 кнопок и потратить несколько секунд, а иногда и минут на то, чтобы сделать одно единственное фото. Нужно начинать с простой и не дорогой модели и постепенно идти от простого к сложному. А как же сделать хорошее фото на средненьком фотоаппарате спросите вы? А я отвечу – дорогим или очень дорогим сменным объективом. Он играет роль намного большую чем так называемая тушка. Догадываетесь куда я клоню? Правильно. Я могу взять не дорогой стол, не призывать на помощь для его настройки крутого и дорогого профессионала, а самостоятельно шаг за шагом постигать все премудрости настройки. Кроме того, при желании я могу взять хороший объектив – хедшелл, который останется со мной, когда я перейду на более продвинутый стол.
Решение это нахлынуло на меня, и я дрожащей рукой нажал кнопку купить.
Прошло пять дней, я забрал посылку с почты. Дома под видеозапись распаковал (на случай недокомплекта или поломок). С настройкой пришлось повозиться. Вроде короткая бумажная инструкция, но ей я доверился не полностью и начал смотреть видео по настройке тонарма. Вроде всё делал, как люди на экране, но мой тонарм почему-то не желал стоять на месте, а норовил самостоятельно вернуться в своё гнёздышко-держатель. Ну вот… Обманули. Подумал я, пока на меня не снизошло озарение, о котором не говорили ни в одном из видео. Рычаг, опускающий голову на пластинку, был опущен! Как только я вернул его в верхнее положение, тонарм перестал ускользать и замер на одном месте. Дальше всё просто (спасибо Вячеславу из Dr.Head).
И вот он момент истины. Недорогая вертушка (30000–42000 руб.) с комплектным картриджем за 3000 руб. и бесплатным фонокабелем. Вместо первопресса новодельная пластинка из коллекции Deagostini Jazz на виниле – Getz / Gilberto и Девушка из Ипанемы. И да – произошло чудо. Волшебство свершилось. Я полностью доволен услышанным. Я чрезвычайно доволен получившейся экономией. Меня как меломана пока всё полностью устраивает. А дальше уже будем думать. Но думать будем после того, как поменяем акустику. Тем более, что теперь я ясно вижу свою цель. После демонстрации в пульте Wharfedale Elysian 2 я не спал полночи. Наконец-то я услышал, как может и как должна играть акустика моей мечты. Но это уже совсем другая история.
10 правил при покупке проигрывателя винила
Как сэкономить начинающему меломану
10 правил при покупке проигрывателя винила
Как сэкономить начинающему меломану
На сегодняшний день проигрыватели грампластинок прочно заняли свое место под солнцем в качестве основного из источников сигнала в домашних стереосистемах. Удивительно, но бум цифрового звука полностью совпал с бумом аналогового, об этом свидетельствуют не только непрерывно растущие цифры продаж винила, но и рекордные показатели выпускаемых на рынок моделей проигрывателей, головок и фонокорректоров.
К сожалению, увлечение аналоговым звуком – дело затратное. Мало того, что само оборудование для проигрывания пластинок стоит немало, так и за музыку всегда приходится платить – торрентов для скачивания физического носителя пока не придумали. Плюс головки звукоснимателя нуждаются в регулярном обновлении. Поэтому в данном цикле статей мы постараемся сформулировать основные правила, которые позволят любителям винила избежать лишних затрат при покупке как аппаратуры, так и самих пластинок. И начнем мы, само собой разумеется, с проигрывателей.
Ассортимент новых проигрывателей сегодня велик, как никогда. Причем на рынке вновь появились совсем дешевые вертушки, да еще в составе музыкальных центров! Казалось бы, вот он шанс сэкономить. Однако все не так просто, поэтому изучаем внимательно наши правила.
Правило №1: Скупой платит дважды
Да, да, именно так. Казалось бы, раз нашей целью является экономия, то и искать следует самые дешевые модели. Однако поскольку на нашем сайте мы ведем речь исключительно о качественном воспроизведении музыки, то одноразовые китайские вертушки с пьезоголовками отметаются сразу. Они не только ужасно звучат, с ними вами недешевые пластинки тоже долго не проживут. Кроме того, вы очень быстро захотите избавиться от такого «счастья». Покупать нужно только модели проверенных брендов, имеющих за плечами десятилетия опыта производства проигрывателей винила высокого качества. На сегодняшний день список брендов, выпускающих недорогие, но качественные вертушки, выглядит примерно так: Rega, Pro-Ject, Clearaudio, Thorens, Teac, Pioneer, Denon, Sony, MusicHall, Audio-Technica.
Правило №2: Новое – это хорошо забытое старое
Речь идет о покупке подержанных и винтажных вертушек. И если сэкономить на приобретении топовых проигрывателей «золотой эпохи» можно лишь относительно – цена на идеально сохранившиеся экземпляры Micro-Seiki RX-5000, Exclusive P3a или Yamaha GT-2000 сегодня соперничает с прайсом на современные вертушки класса High End – то при покупке моделей среднего диапазона есть смысл обратить свой взор на рынок техники б.у. Дело в том, что конструктивно большинство вертушек весьма схожи, никаких революционных изменений за последние полвека не произошло. Сохранность же их рабочих характеристик определяется качеством материала основного подшипника, надежностью двигателя и корректностью работы тонарма. Ну и, само собой, условиями эксплуатации. Если все эти показатели у старой вертушки в норме, то она спокойно прослужит еще пару десятков лет своему новому хозяину. Конечно, первое правило тоже не стоит забывать – если вам предлагают купить, например, EMT 930 за пару тысяч евро, то это явно проблемный аппарат и лучше с ним не связываться.
Правило №3: Смотрим на головку
Многие современные проигрыватели винила по умолчанию комплектуются дешевыми звукоснимателями, которые вам все равно захочется заменить через пару недель эксплуатации. Если продавец предоставляет такую возможность, то покупайте проигрыватель без картриджа, это позволит уменьшить общую сумму затрат. То же правило касается приобретения подержанной вертушки. Как правило, головки на них также стоят не новые, с совершенно неизвестным и непроверяемым пробегом.
Правило №4: Просим скидку
Это правило действует при покупке любой аппаратуры, и оно особенно актуально в наши дни. Сегодня рынок аппаратуры не столь оживлен, как десять лет назад, а продавцов на нем стало гораздо больше. Поэтому при наличии у вас реального интереса к приобретению проигрывателя любой адекватный продавец с удовольствием пойдет вам навстречу. В разумных пределах, конечно.
Правило №5: Правильно оцениваем свою систему
Само собой, покупать дорогую вертушку в систему, составленную из компонентов начального уровня, не имеет смысла. Разве что «на вырост». Однако и ограничивать бюджет стоимостью полочных колонок в, скажем, 300 евро нет смысла, если только вы изначально не планируете обратиться к рынку винтажной техники, причем не самого высокого уровня. Дело в том, что сегодня рынок новых виниловых проигрывателей сложился таким образом, что цена моделей, достойных использования в качестве основного источника сигнала в приличных системах, начинается от 600-700 евро. Здесь уже можно говорить о звуке Hi-Fi. Поэтому правило таково – какова ни была ваша система, существует минимальный уровень цены за компонент, обеспечивающий приемлемое качество звука.
Правило №6: Помним про фонокорректор
Да, сейчас существует множество моделей проигрывателей, в которых уже есть встроенный модуль фонокорректора, однако не случайно во всех из них есть функция его отключения. Корректор является важнейшим звеном цепи аналогового звуковоспроизведения, и относиться к нему надо предельно серьезно. Поэтому лучше не возлагать надежд на встроенные в отдельные вертушки модули, и переплачивать за них точно не стоит. Это не должно быть определяющим выбор критерием.
Правило №7: Не забываем про кабели
Передача слаботочного сигнала от головки на фонокорректор и далее требует применения качественного специализированного кабеля. И в тех проигрывателях, где производитель предусмотрел возможность его замены или вовсе снабдил аппарат выходом с разъемом RCA для подключения любых межблочных кабелей, вам все равно придется приобретать его отдельно. Основной критерий для такого кабеля – низкая погонная емкость и разъемы, обеспечивающие плотный и качественный контакт. Такой вариант легко подобрать среди ассортимента профессиональных микрофонных кабелей.
Правило №8: Оцениваем затраты на виниловые пластинки
Если у вас еще нет коллекции винила, то ее пополнение станет основным источником расходов на ближайшее время. Теме экономии при их покупке мы посвятим отдельную статью, но следует помнить, что средняя цена самых обычных новых изданий составляет 1500 рублей, а аудиофильские пластинки с аналоговым мастерингом стоят по 2500-3000 рублей. Старые же пласты могут стоить от 500 и до 500 000 рублей, в зависимости от их редкости и состояния. Поэтому прежде, чем пуститься в аналоговое путешествие, задайте себе вопрос – готов ли я потратить на музыку сумму, которая быстро и во много раз превзойдет стоимость всей моей системы? Хороший повод сэкономить все 100% бюджета.
Правило №9: Находим правильное место для установки
Проигрыватели винила более, чем любая другая аппаратура, нуждаются в грамотной виброизоляции. Лучший способ – приобретение специальной отдельной стойки, подойдет также полка, которую нужно закрепить на несущей стене. Однако хорошим способом сэкономить будет установка вертушки на гладкую панель из МДФ или натурального дерева, купленную на строительном рынке, которую, в свою очередь, нужно развязать от полки при помощи четырех шипов или конусов.
Как выбрать проигрыватель винила
Содержание
Содержание
Сегодня уже не только коллекционеры и любители Hi-End, но и рядовые меломаны проявляют интерес к миру винила. Кто-то хочет вернуть к жизни старые пластинки, которые пылятся на антресолях уже много лет. Кто-то охотится за эксклюзивными релизами на виниле — музыканты часто добавляют в них бонус-треки и делают уникальное оформление. Кому-то не хватает волшебства электромеханического воспроизведения звука с его «теплым» тембром, возможностью апгрейда системы и ритуалами по уходу за винилом. Некоторые находят в этом новое хобби.
Виды и особенности проигрывателей винила
При выборе проигрывателя виниловых пластинок нужно понимать, что это не одно, а сразу четыре разных устройства:
Схема кажется сложной, но на деле новичкам не придется покупать четыре разных устройства. Виниловые проигрыватели делятся на разные категории, которые проще всего различать именно по комплектации. Чем меньше идет в комплекте с виниловым проигрывателем — тем более высокого он класса. Казалось бы, нелогично, но в этом есть смысл: опытные меломаны хотят сами выбирать фонокорректор, усилитель и картриджи с иглами по своему вкусу. Некоторые проигрыватели даже поставляются без моторов, чтобы еще и его можно было выбрать.
Итак, проигрыватели бытового типа сочетают в себе все устройства — и фонокорректор, и усилитель, и даже акустическую систему. Более того, нередко в них есть цифровые разъемы USB или Bluetooth, позволяющие подключить устройство к компьютеру или смартфону. Некоторые дают возможность оцифровать пластинку, превратив аналоговую запись в wav-файл. Так можно сохранить и загрузить в смартфон редкие и уникальные записи из дедушкиной коллекции. Внешне эти аппараты отличаются ярким дизайном, часто стилизованы под старину.
Такие аппараты отлично подойдут тем, кто решил стряхнуть пыль со старых записей. Благодаря винтажному дизайну устройство создаст свою атмосферу на вечеринках и посиделках с друзьями. Каждому захочется самостоятельно протереть пластинку антистатической щеткой и опустить на нее иглу.
Разумеется, звук — не самая сильная сторона таких устройств. Дело в том, что игла звукоснимателя очень хорошо улавливает любые призвуки работы проигрывателя, толчки, рывки и электромагнитные наводки. Поэтому в звуке проигрывателей типа «все в одном» могут присутствовать шумы от вибрации динамиков и наводки от усилителя.
Чтобы насладиться нюансами звучания винила, придется собирать систему по-отдельности. Комплект для новичка: проигрыватель с фонокорректором и активные колонки (которые у большинства меломанов уже имеются). Это решение позволит оценить фирменные записи и эксклюзивные релизы на виниле, при этом не оставит с дырой в кармане.
Еще более дорогие модели идут без фонокорректора. Многие ценители звука предпочитают не платить за встроенный и купить отдельно подходящий их вкусам. В особую категорию моделей без фонокорректора можно выделить диджейские проигрыватели. Их популярность среди меломанов легко объясняется тем, что диджеи крайне требовательны к качеству своего аппарата.
Особенности таких устройств — прямой привод двигателя (без всяких ремней, которые разбалтываются и соскальзывают при скрэтчах), наличие контроля скорости вращения (чтобы четко выставить нужный темп), часто — прямой тонарм (удобно для скрэтчей), отсутствие какой-либо автоматизации, ручная коррекция скорости вращения и наличие стробоскопа.
Наконец, самый высший класс — это Hi-End. Устройства этого типа нередко производятся вручную мелкими партиями, а порой и штучно. Они могут представлять собой целые тумбочки витиеватой конструкции и весить до 250 кг (большой вес нужен, чтобы погасить малейшие вибрации).
Часто они имеют уникальные инженерные решения, например, тангенциальный тонарм, который при работе остается всегда идеально параллельным дорожке пластинки, устраняя мельчайшие неточности в считывании сигнала. Есть и проигрыватели с левитирующим опорным диском, полностью изолирующим звукосниматель от шума мотора.
Такие решения позволят услышать все тонкости звучания пластинки, правда, и стоимость их соответствующая.
Характеристики проигрывателей винила
Устройство проигрывателя простое, как велосипед:
Скорость вращения мотора и тип привода
Самые популярные скорости вращения дисков:
Материал и диаметр опорного диска
Мотор раскручивает опорный диск, на который кладется пластинка. Он должен быть массивным, как маховик, чтобы вращаться равномерно даже при огрехах в работе мотора. При этом он не должен создавать посторонних вибраций.
Самые популярные материалы опорного диска:
Диаметр опорного диска обычно равняется 300 мм, плюс-минус 30 мм. Для прослушивания диаметр не имеет особого значения, а вот диджеям удобнее работать с широким диском.
Звукосниматель
Звукосниматели считывают аудио с пластинки и превращаю его в электричество. Они бывают двух типов:
Звукосниматель заключен в специальный картридж, который можно легко сменить. Таким образом, проигрыватель легко апргейдить: на рынке есть тысячи различных звукоснимателей всех возможных ценовых сегментов. Какие-то улучшают динамику звука, некоторые позволяют услышать больше деталей, а какие-то меньше царапают пластинку. Меломаны со стажем нередко имеют по картриджу на каждый жанр музыки.
Форма тонарма
Звукосниматель закреплен на тонарме — он обеспечивает правильное распределение веса и положения иглы относительно пластинки. Наиболее распространены два типа — изогнутый (S-образной формы) и прямой. Изогнутые обычно предпочитают меломаны, прямые — диджеи. Общее в них то, что они перемещаются по дуге относительно пластинки, в результате возникает погрешность слежения, проявляющаяся как небольшие искажения, особенно заметные в крайних положениях тонарма — в начале и в конце записи. Изогнутая форма S-образных тонармов призвана компенсировать эти искажения, обеспечивая наименьшую погрешность слежения.
Но всегда есть особенности. Например, прямые тонармы будут интереснее тем, кто в будущем рассчитывает на апгрейд картриджа. Легкий вес прямых тонармов позволяет им хорошо сочетаться с картриджами уровня Hi-End, которые также делают легкими, чтобы игла свободнее колебалась, а в звуке было больше динамики. S-образные тонармы, напротив, чаще всего тяжелые, и к ним подходят жесткие картриджи, работающие с большой прижимной силой.
Для записи винила применяется тангенциальный тонарм, в нем записывающая игла расположена на шасси и движется всегда параллельно пластинке.
В Hi-End аппаратуре иногда можно найти такой же, только для воспроизведения звука. Получается, как пластинка записывалась, так она и воспроизводится, погрешность слежения отсутствует, искажений нет. Правда, такие штуки немало стоят и требуют специального ухода.
Автоматика
Полностью автоматизированный проигрыватель подойдет новичку. Нужно нажать лишь кнопку воспроизведения, и устройство само установит тонарм в начало дорожки, а когда та закончится — вернет все на место. Однако многие меломаны предпочитают сами устанавливать тонарм, поэтому во многих проигрывателях есть лишь функция автостопа, которая в конце записи приподнимет звукосниматель над пластинкой и отключит ее вращение.
Диджеям и аудиофилам автоматика только мешает. Первым — потому что они хотят сами контролировать воспроизведение. Вторым — потому что любая автоматика идет рука об руку с электромагнитными помехами, которые ловит звукосниматель.
Разъемы и интерфейсы
Большинство современных проигрывателей подключаются через RCA разъемы к усилителю или активной акустике.
Диджейские и Hi-End устройства могут быть оборудованы цифровыми портами (например, S\PDIF). Некоторые модели могут подключаться к ПК через USB или беспроводным наушникам по Bluetooth.
Варианты выбора проигрывателя винила
Оживить коллекцию старых советских пластинок поможет проигрыватель типа «все в одном». Многие из них позволят даже оцифровать записи и носить их всегда с собой. А внешний вид таких аппаратов понравится любителям винтажа и ретро.
Послушать современные фирменные записи даст возможность проигрыватель со встроенным фонокорректором и ременным приводом. Достаточно лишь подключить его к активным колонкам или усилителю обычными RCA «колокольчиками». Многие модели позволяют отключить встроенный фонокорректор и подключить внешний для апгрейда системы.
Винил для чайников или как собрать хорошую систему и не сойти с ума
Всё больше людей интересуется винилом, в том числе и в нашей команде. За последние полгода-год сразу несколько сотрудников Big Geek обзавелись «вертушками» и начали коллекционировать пластинки.
Поиск новых впечатлений от звука как никогда обострился за время самоизоляции и вынужденной работы на удалёнке. Если все плейлисты и альбомы уже заслушаны до дыр, то волей не волей захочется чего-нибудь нового. Почему бы не попробовать винил?
Как это сделать с минимальными знаниями, без лишних сложностей и без огромных денежных трат — я расскажу вам в этой статье, написанной на основе личного опыта, а также опыта моих коллег и друзей.
Если вы уже решили или только задумались собрать систему для прослушивания пластинок, то почитав форумы или посмотрев ролики с советами бывалых пользователей, вы, скорее всего, подумаете, что сборка такой системы — штука страшная.
Помимо приличной вертушки (обязательно со сменной головкой звукоснимателя, регулируемым тонармом, увесистым корпусом, стеклянным или стальным опорным диском и так далее) эксперты-аудиофилы посоветуют вам купить хорошие фонокорректор, усилитель, пассивные колонки и дополнить всё это дорогущими проводами. Цена на такой набор может доходить просто до бесконечности.
Но что если я скажу вам, что чтобы приобщиться к винилу не нужно делать так много лишних движений, и можно собрать систему, которая будет работать сама по себе, занимать минимум места и выглядеть красиво?
Изначально, я решил, что хочу собрать себе простую и красивую систему, с минимальными заморочками по «железу», чтобы всё просто работало. Считайте, что меня к этому приучила техника Apple. Но в процессе выбора «вертушки» и колонок я столкнулся с некоторым количеством подводных камней, подаривших мне головную боль. Хочу чтобы эта боль обошла вас стороной. Поэтому давайте сразу определимся с некоторыми вещами.
Зачем и для чего
В первую очередь, ответьте на такой вопрос: вы хотите просто слушать любимую музыку на более-менее хорошем проигрывателе или хотите постоянно улучшать свой «вертак» и относиться к нему как к дорогому музыкальному инструменту? Как вы понимаете, это совершенно разные сценарии, и под них нужны совершенно разные устройства.
В первом случае, будет достаточно базовых моделей проигрывателей с минимальными требованиями по вмешательству в их работу. Ничего лишний раз заменять или регулировать позволено не будет. Во втором случае, придётся потратить гораздо больше времени и денег, чтобы найти устройство, с которым будет приятно возиться, апгрейдить его и улучшать по мере роста музыкальной коллекции и стремительно возрастающих требований к звучанию «инструмента».
Раз вы читаете эту статью, то, скорее всего, хотите просто слушать музыку в хорошем качестве на хорошем проигрывателе, и чтобы он не стоил как крыло от самолёта. Теперь вам предстоит определиться — а что именно вы собираетесь слушать на виниле? Старые записи 60-80-х годов, что-то из 90-х или нулевых? Или вы слушаете только современную музыку?
Старые записи гораздо требовательнее к качеству системы. Современные же записи почти все изначально цифровые, а на винил записываются по большей части для красоты, на радость коллекционерам и фанатам. Конечно, звучание таких записей будет сильно лучше чем в любом стриминговом сервисе (включая Hi-Res стриминг), но до старой аналоговой классики ему будет ой как далеко.
Из этого сразу же вытекает вопрос: сколько вы готовы потратить на свою систему? Не больше 20 тысяч? Не больше 50? Не меньше 100? Раз вы читаете эту статью, то наверное хотите взять что-нибудь попроще и подешевле, поэтому переходим дальше.
Почему не стоит брать «чемоданчики»
Самый первый и самый главный совет: избегайте всех этих красивых пластиковых коробочек, похожих на проигрыватели, и идущих, зачастую, сразу со встроенными колонками. С ними вы не услышите никакого качества, а только испортите свои диски со временем и потратите деньги впустую. Если не хотите получить исцарапанные пластинки после пары-тройки прослушиваний, то ни в коем случае не покупайте «чемоданчики».
Минимально адекватная альтернатива этим коробочкам — базовые модели «вертушек» от более серьёзных аудиобрендов за 13-15 тысяч рублей. Их, конечно, тоже есть за что поругать, но даже в сочетании с недорогими колонками за 5-7 тысяч рублей они подарят вам в миллиард раз больше приятных эмоций от прослушивания пластинок, чем любая красивая коробочка.
Автоматика или ручное управление
Если вы не хотите лишний раз возиться с проигрывателем, то вам нужен «вертак» с автоматическим управлением. У таких проигрывателей есть кнопки «старт» и «стоп», которые автоматически раскручивают пластинку и опускают или поднимают тонарм в её начале или конце.
Существуют даже проигрыватели с электронным переключением скоростей — это вам пригодится, если вы собираетесь слушать не только стандартные 12-дюймовые пластинки, но и 7-дюймовки.
Автоматическое управление будет особенно актуально для всех, у кого есть маленькие дети, и кто не хочет чтобы они лезли в проигрыватель без спроса — ведь достаточно просто нажать на кнопку и увидеть как тонарм сам по себе встаёт на пластинку и музыка начинает играть. Чистая магия!
В полностью ручном управлении, конечно, есть своя прелесть, но все автоматические варианты, как правило, позволяют делать всё то же самое и руками, так что автоматика — это просто дополнительная возможность и неплохая защита от неумелых рук или постороннего вмешательства.
Нужен ли проигрывателю Bluetooth?
Многие пользователи так устали от проводов, что начали требовать от брендов виниловые проигрыватели с поддержкой Bluetooth. На первый взгляд, это максимально странная затея, потому что никакой прелести и качества аналогового звука вы в таком случае не получите.
Однако, если у вас полно пластинок, а вы хотите слушать их, например, лёжа в ванной через портативную колонку, то поддержка «синего зуба» — маст хэв. А уж если ваш проигрыватель и колонки поддерживают aptX или LDAC, то наслаждаться беспроводным звуком получится даже в хорошем качестве.
Главное, чтобы было кому переворачивать пластинки, пока вы играетесь с уточками.
Встроенные или внешние компоненты
Если вы не хотите ломать себе голову подбором фонокорректоров, усилителей или ресиверов для пассивных колонок (которые тоже надо ещё суметь подобрать, ведь любые колонки лучше сперва послушать), то на помощь вам придут активные колонки со встроенными усилителями и проигрыватели со встроенными фонокорректорами.
Тут можно возразить, что встроенные решения всегда хуже выделенных, но всё зависит от цены — если вы готовы потратить 20-25 тысяч на колонки и 20-25 тысяч на проигрыватель, то вариантов с хорошими встроенными компонентами вы найдёте массу, и ещё больше — за большие деньги.
Куда и к чему подключать
Обязательно обратите внимание на наличие всех необходимых портов в ваших будущих колонках и подумайте к чему кроме винила вы ещё захотите их подключить.
Некоторые колонки имеют только оптические выходы, другие — RCA или AUX, третьи — только XLR, TRS и прочие порты для работы на студиях. Чаще всего виниловые проигрыватели идут с выходом RCA, он же «тюльпан», а значит вам нужны колонки с таким же входом или, в крайнем случае, с входом AUX — для него потребуется переходник или другой провод, но проблем с подключением не возникнет. Колонок с поддержкой AUX великое множество.
При желании вы даже можете подключить «вертушку» к саундбару от телевизора — если у него помимо «оптики» и HDMI есть RCA или AUX порты. Ценители винила, конечно, не рекомендуют так делать, потому что мало какой саундбар даст вам такую же хорошую сцену и панораму как полноценные раздельные колонки, но это абсолютно ваше дело — что и как слушать.
Вы можете собрать себе систему 2.1, 5.1 или 7.1 и подключить к ней «вертушку» — почему нет? Потому что в интернете вам кто-то сказал что это «не круто»? К тому же, иметь одно устройство для всех подключений порой бывает удобнее, чем хранить в одной комнате несколько разных устройств для прослушивания музыки, особенно если вы ограничены в пространстве.
На какие устройства стоит обратить внимание
Я перечитал кучу статей, посмотрел множество обзоров, пообщался с друзьями и коллегами, и остановился на нескольких моделях проигрывателей и колонок с более-менее адекватными ценами (от 13-15 тысяч до 30 тысяч рублей за проигрыватели и от 7 до 27 тысяч за колонки) и приличными характеристиками.
Проигрыватели
Audio-Technica AT-LP60 — наверное, самый популярный «вертак» на рынке среди начальных, есть модели с Bluetooth, USB (для оцифровки винила) или без всего;
Teac TN-180 BT — популярный проигрыватель начального уровня, который выглядит и звучит дороже, чем стоит;
Sony PS-LX310BT — минимализм и простота с оптимальной функциональностью для чайников;
Pro-Ject T1 — наверное, лучший стартовый проигрыватель для тех, кому хочется чего-то более аудиофильского по виду и по звуку;
Rega Planar 1 — начальный проигрыватель топового бренда без фонокорректора и с полностью ручным управлением.
Колонки
Взвесив все за и против, и ответив себе на вопросы, поднятые в начале статьи, я остановил выбор на проигрывателе Sony PS-LX310BT и активных колонках Audioengine A2+ BT — во многом из-за дизайна проигрывателя и размера колонок, которые идеально вписываются в домашний интерьер и не занимают много места.
Не то чтобы мне был нужен Bluetooth 4.2 в проигрывателе, пусть даже и с поддержкой aptX, но возможность оставить «вертушку» в комнате и пойти полежать в ванную с портативной колонкой оказалась очень даже полезной. Кроме того, меня подкупил его минималистичный дизайн, равно как и дизайн колонок, удивительно компактных для своих возможностей.
Также этот проигрыватель подкупил меня автоматическим управлением, наличием встроенного фонокорректора и возможностью выбора одного из трёх вариантов усиления звука. Это безумно полезная штука, если вы будете слушать не только новые пластинки, но и старые, гораздо более тихие, зачастую.
Про колонки могу сказать только то, что эти «малыши» не просто так признаны всеми зарубежными обозревателями настоящим инженерным чудом. Благодаря встроенному AB-усилителю и грамотной конструкции они выдают мощный, чистый и детальный звук. К тому же, они предлагают все возможные виды подключений: BT 5.0 c aptX, RCA, AUX, USB и Sub. Их можно использовать буквально с любым устройством в доме, так что если мне взбредёт в голову заменить их на что-нибудь покрупнее, то им всё равно найдётся место.
Размер и внешний вид колонок, на самом деле, может стать куда более определяющим фактором, чем сам проигрыватель, потому что далеко не всегда то, что хорошо звучит в шоу-румах или рекомендовано к покупке экспертами-аудиофилами, будет хорошо смотреться у вас дома и не будет занимать кучу места. Особенно если помимо полочной акустики вы захотите взять себе ещё и сабвуфер.
Таким получился мой личный опыт. Почитать подробнее про другие замечательные колонки и проигрыватели вы можете по ссылкам ниже.
И вот ещё одна хорошая подборка, которая не хочет красиво встраиваться.
Также советую вам обратить внимание на канал, где можно оценить примерный характер звучания совершенно разных колонок и понять что вам больше подходит без походов по магазинам аудиотехники.
Надеюсь, что мой опыт оказался для вас полезным, ну а если вы в корне не согласны с написанным или считаете, что винил нужно слушать только на серьёзных дорогих системах, где нужно всё регулировать руками и тщательно подбирать компоненты, то я могу только позавидовать вашему количеству свободного времени и вашему усердию.
Наверняка, оно и правда того стоит, но даже если вы соберёте недорогую систему и уложитесь в 20 тысяч рублей, то останетесь довольны и отроете дивный новый мир совершенно другого звука. Неприятный побочный эффект здесь только один — следом вы начнёте тратить баснословные суммы на пластинки.
Но это, как говорится, уже совсем другая история.