винил это что в музыке
Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата
Все детали о дисках
Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата
Все детали о дисках
Новые поколения меломанов, выросших в эпоху цифрового аудио, испытывают естественный интерес к музыкальным форматам прошлого. И особенно к возродившемуся в наши дни винилу. В данной статье мы расскажем об истории возникновения LP, их производстве и особенностях воспроизведения. Короче говоря, хотите узнать, что такое виниловая пластинка? Читайте нашу мини-энциклопедию!
История появления пластинок
Первое устройство для записи звука было запатентовано Леоном Скоттом ещё в 1857 году, при этом функция воспроизведения появилась только в фонографе Томаса Эдисона в 1877 году. Однако в них в качестве носителя использовались восковые цилиндры, поэтому датой рождения грампластинок следует считать появление граммофона Эмиля Берлинера в 1889 году. Более-менее массовый выпуск пластинок был налажен в 1894 году в США, однако первые записи отличались весьма невысоким качеством звука. И только после доработки граммофона партнером Берлинера Элдриджем Джонсоном под собственным брендом RCA Victor пластинки обрели настоящую популярность. В 1901 году стартовала печать 10-дюймовых дисков, в 1903 году появились 12-дюймовые пластинки, при этом продолжительность записи изначально не превышала четырех минут. Привычная для шеллаковых дисков скорость в 78 оборотов в минуту стала стандартной только в 1925 году. Нужно заметить, что в 1919 году истек срок патентов Берлинера на данный вид музыкального носителя, и началось массовое производство дисков разными компаниями.
Эмиль Берлинер и его фонограф
Как вы догадались, виниловые пластинки, то есть изготовленные с использованием виниловой массы, появились гораздо позже. На протяжении десятилетий, начиная с 1895 года, граммофонные диски производились из смеси шеллака, каменной пыли и хлопковых волокон, с добавлением графита для придания смеси черного цвета. Всем хороши шеллаковые пластинки, только их чрезмерная твердость имеет и обратную сторону – они слишком хрупкие и легко бьются при неосторожном обращении. Тем не менее, именно они оставались стандартом аналоговой звукозаписи, а длительность записанных на них музыкальных произведений составляла 4-5 минут на одну сторону.
Шеллаковая пластинка RCA His Master’s Voice
Первые десятилетия запись звука оставалась исключительно акустической, то есть производилась при помощи рупора, на устье которого была закреплена диафрагма с установленным на ней резцом, который напрямую наносил дорожку на поверхность валика или диска. Качество такой записи было весьма низким и варьировалось в зависимости от записываемого инструмента. Поэтому о зарождении действительно хорошей звукозаписи можно было говорить только после появления микрофонов в 1920-х годах. С них сигнал поступал на ламповые усилители и далее на электромеханический резец. Именно в данную эпоху зародился потенциал создания близких к реальности записей, которые в дальнейшем легли в основу индустрии Hi-Fi. О том, как записывается современный винил, мы расскажем ниже.
Виниловая пластинка Deccalite
Появление на свет винила
Шеллаковые пластинки имели множество недостатков как с точки зрения качества записи, так и надежности в эксплуатации. Поэтому по мере развития индустрии пластмасс логичным было ожидать начала их использования для производства пластинок. И вот в 1931 году компания RCA Victor начала выпуск 16-ти дюймовых дисков из материала на основе винила Victrolac для профессионального применения на радиостанциях и в кинотеатрах. Однако внедрение винила в массовое производство пластинок для печати на них музыки произошло несколько позже, прежде всего, из-за изначально высокой стоимости нового материала. Тем не менее, через несколько лет после второй мировой войны на рынке стали появляться пластинки на 78 оборотов, сделанные уже из винила, а не из шеллака. Это были издания на красном прозрачном виниле от RCA Victor, а также серия Deccalite от Decca.
Виниловая пластинка RCA Victor Red Seal
Настоящее пришествие винила на рынок состоялось в момент появления формата LP (Long Play) на 33 1/3 оборота в 1948 году, который представила компания Columbia Records. Это были знакомые нам сегодня долгоиграющие 12-ти дюймовые пластинки с более узкими звуковыми дорожками, вмещавшие до 40 минут записи. В следующем году свою версию винилового формата представила фирма RCA Victor, однако в ее случае речь шла о 7-ми дюймовых синглах на 45 оборотов в минуту. По мере роста популярности винилового формата конкурирующие фирмы постепенно пришли к единому стандарту как пластинок, так и кривой эквализации, используемой при печати винила – RIAA (Recording Industry Association of America). До того времени каждая фирма применяла свой собственный вариант, в результате чего для старых пластинок, выпущенных до середины 1950-х годов, иногда требуется использование специальных фонокорректоров с переключаемыми кривыми.
Редкий 7-дюймовый сингл Columbia на 33 оборота
Основные размеры дисков
На сегодняшний день выпускаются виниловые пластинки трех основных размеров – 12, 10 и 7 дюймов. Профессиональный формат транскрипционного диска диаметром 16 дюймов сегодня уже не используется, ранее он широко применялся в радиовещании.
Каждый из актуальных размеров дисков выпускается для разных скоростей вращения при воспроизведении. Обычно 12-ти дюймовые пластинки LP проигрываются на 33 1/3 оборотах в минуту, а 7-ми дюймовые используются для выпуска синглов на 45 оборотов. Тем не менее, существуют и так называемые макси-синглы, отпечатанные на дисках размером 12 дюймов. Пожалуй, среди всех форматов винила именно они обеспечивают наиболее высокое качество звука, прежде всего, за счет максимально широких звуковых дорожек, вмещающих гораздо больше низкочастотной информации.
В последнее время в моду вошли так называемые мини-синглы диаметром 3 дюйма, особенно популярны они стали в Японии. Тем не менее, этот формат больше относится к разряду модных аксессуаров – для их воспроизведения выпускаются миниатюрные проигрыватели винила, работающие от USB или батареек. Каждая мини-пластинка вмещает на себя до 4-х минут музыки.
3-х дюймовый винил и вертушка для него
За все время существования грампластинок использовались следующие скорости вращения – 16, 78, 33 1/3 и 45 оборотов в минуту. Сегодня в ходу остались два варианта – 33 1/3 оборота для долгоиграющих пластинок LP и 45 оборотов для синглов. Существуют также релизы, в которых альбом разбивается на несколько 12-ти дюймовых пластов на 45 оборотов – это позволяет получить максимальное качество звука.
Как производятся виниловые пластинки
Процесс записи, подготовки и печати грампластинок не изменился за последние десятилетия. Начинается всё с подготовки специальной версии мастер-ленты или, в последние годы, звукового файла, с которого и будет производиться печать. Они используются для нарезания ацетатного мастер-диска, который покрывается серебром и на него гальваническим методом наносится слой металла. Этот слой и будет использован в качестве негативной формы для дальнейшей печати пластинок, а также для создания последующих матриц. С каждой из них можно отпечатать с высоким качеством не более 1000 экземпляров. Существует также технология прямой нарезки медного мастер-диска под названием DMM (Direct Metal Mastering), которая получила достаточно широкое распространение в 1980-х годах. Она позволяет сократить число этапов при подготовке к печати, а также обеспечивает более высокое качество звука.
Пресс для печати винила
Печать производится путем помещения матрицы и расположенной в центре разогретой шайбы из виниловой массы (поливинилхлорида) под пресс. Заметим, что лейблы с названием альбома и информацией о песнях приклеиваются одновременно с печатью пластинки. После этого матрицы нагреваются до температуры в 180 градусов Цельсия, а затем в работу включается пресс – давление в момент печати достигает 110 тонн. После этого получившийся пласт охлаждается водой, а весь процесс изготовления одного диска занимает около 30 секунд. Излишки винила обрезаются, отпечатанный диск извлекается из-под пресса и отправляется для дальнейшей упаковки.
Нужно отметить, что сам по себе винил прозрачный! Виниловая пластинка привычного нам черного цвета получается так – в состав добавляется графитовый порошок. Соответственно, при печати цветного винила в массу вносятся другие необходимые красители, а иногда пластинки просто остаются просто прозрачными. Кстати, отдельные виды красителей, особенно из тех, что применялись много лет назад, делают массу чуть более шумной, это надо иметь в виду при выборе. Современные издания обычно лишены этого недостатка.
Исходный материал для печати виниловых пластинок
Вес пластинок и качество звука
В последние годы получили широкое распространение солидные пластинки весом 180 и даже 200 граммов. Изначально применение более тяжелых дисков было уделом аудиофильских лейблов, теперь же практически все новые издания выходят на 180-граммовых LP, тогда как раньше стандартным весом считались 140 граммов для альбома, отпечатанного на 12-ти дюймовом диске. По правде говоря, гораздо большее влияние на звучание оказывают исходная запись и общее качество печати и самой виниловой массы, но при прочих равных увеличение массы может сыграть положительную роль. Однако оно ни в коем случае не является гарантией хорошего звука. Правильно записанная и напечатанная виниловая пластинка стандартного веса положит на обе лопатки тяжелую, отпечатанную с источников непонятного происхождения.
Нарезка медного мастер-диска методом DMM
Как записываются современные виниловые пластинки
Сам процесс записи любого музыкального произведения одинаков для любых носителей, будь то цифровые либо аналоговые – компакт-диск, SACD, катушки либо винил. Разница состоит лишь в подготовке специального мастера для каждого из форматов. На сегодняшний день подавляющее большинство новых релизов записываются в «цифре», однако это вовсе не означает, что на выходе звук будет одинаковым на всех носителях. Теоретически он может быть достаточно близок, только вот музыкальная индустрия имеет свое мнение относительно того, как должен звучать альбом популярного исполнителя на каждом из носителей. И если цифровой релиз ориентирован на прослушивание на переносной аппаратуре не самого высокого класса и в далеких от идеальных условиях – в транспорте или на прогулке – то его постараются сделать максимально «громким». А это означает высокую степень компрессии, узкий динамический диапазон и пренебрежение мелкими деталями и нюансами. С другой стороны, приобретающий виниловую пластинку человек, скорее всего, имеет дома Hi-Fi систему, на которой он сможет оценить высокое качество ее записи. Именно поэтому современный, даже изначально записанный в цифре LP-диск, звучит лучше того же альбома, изданного на компакт-диске или даже в Hi-Res. Очень часто при лобовом сравнении одно и то же произведение, изданное на виниле и на цифровом носителе, демонстрирует разницу в среднем динамическом диапазоне в 2-3 раза. А это означает, что звук винила будет казаться глубоким и объемным, в отличие от резкого и плоского звучания компакт-диска.
Тем не менее, и по сей день есть артисты, которые предпочитают записывать свои новые альбомы на магнитную ленту и уже с нее осуществлять дальнейший мастеринг в аналоге и цифре. Мы стараемся следить за самыми интересными изданиями, а также переизданиями классических пластинок прошлого, которые иногда оказываются лучше, чем оригиналы.
Оригинальное издание альбома Traffic «Mr. Fantasy»
Где и как покупать винил
Один из самых популярных вопросов пользователей – где купить винил недорого? Надо сказать, что понятие «недорого» весьма относительно, поскольку новые диски стоят не меньше полутора тысяч рублей, а чаще всего – дороже. А уж применительно к таким изданиям, как рассмотренный нами недавно релиз знаменитого альбома Джими Хендрикса «Axis Bold As Love» на Clarity Vinyl UHQR недорого будет означать тысяч десять рублей.
Тем не менее, если вы хотите купить пластинки недорого, то к вашим услугам огромный выбор подержанного и нового винила на eBay, желающим же приобрести свежие релизы современной музыки по умеренным ценам есть смысл обратить внимание на сайт Juno Records – цены там приятно отличаются от большинства других онлайн-магазинов.
Меломанам, предпочитающим приобретать пластинки после их тактильного осязания, еще недавно можно было советовать отовариваться в магазинах Mediamarkt, однако после их поглощения сетью мВидео винил окончательно исчез с полок. Поэтому остается только налаживать связи с множеством специализированных магазинов винила, в изобилии открывающихся в последнее время.
Новые форматы винила – UHQR-винил
Вспомним также такой аудиофильский формат как Clarity Vinyl, впервые разработанный Classic Records, а теперь используемый Mobile Fidelity. В нем из состава массы полностью исключен графит, а сама формула винила была переработана с тем, чтобы радикально снизить собственный шум носителя, а также избежать негативного воздействия содержащихся в графите включений железа на нежные катушки звукоснимателя. Кроме того, качество печати винила UHQR необычайно высоко – применение специальных форм Finebilt позволяет добиться одинаковой толщины пластинки по всей площади диска, как у лейбла, так и с краю. Обычные пластинки обычно отпечатаны таким образом, что в центре пласт оказывается толще, а это негативно сказывается на точности следования иголки по дорожке. В настоящее время вышло несколько современных релизов в этом формате, включая Jimi Hendrix «Axis Bold As Love», а в скором времени мы ожидаем появления ультимативной версии Jethro Tull «Aqualung».
Пластинка Jimi Hendrix «Axis Bold As Love» на UHQR виниле
Опечатки в определениях винила
На чем слушать винил?
Очевидно, что винил больше предназначен для домашнего использования, хотя в эпоху его безраздельного владычества на рынке музыкальных носителей большой популярностью пользовались портативные проигрыватели грампластинок. Сегодня формат стал модным не только среди молодежи, но и среди аудиофилов и ценителей качественного звука, которые готовы тратить существенные суммы как на сами пластинки, так и на оборудование для их воспроизведения. Вот что необходимо для прослушивания виниловых пластинок дома.
На чем же слушать купленные «винилы», чтобы получить максимальное качество звука? Само собой, сначала потребуется купить хороший проигрыватель. Для того чтобы почувствовать все качество качественно записанной и изданной пластинки, придется выложить не самую маленькую сумму денег – покупать самый дешевый проигрыватель винила на «попробовать» смысла нет, качественная и точная механика сегодня стоит гораздо дороже, чем многие крутые гаджеты. Некоторые рекомендации по выбору вертушек вы сможете найти в наших статьях, однако следует быть готовым к тому, что входной билет в мир винила обойдется минимум в 70 000 рублей, если рассматривать новые модели.
Проигрыватель винила Denon VL12 Prime
Если недорогие вертушки продаются с заранее установленным звукоснимателями, то более серьезные проигрыватели уже потребуют самостоятельной работы по подбору головки. Тем не менее, для того, чтобы получать удовольствие от прослушивания винила, вовсе не обязательно тратить большие суммы на ГЗМ, достаточно правильно их настроить. В настоящее время существуют два основных типа головок для проигрывателей винила – с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС), экзотические виды типа оптических картриджей оставим опытным аудиофилам. Помимо геометрической настройки картриджа и его согласования с тонармом очень важным является правильное электрическое согласование с фонокорректором, особенно это касается МС-головок. В зависимости от выбранной нагрузки сопротивления и коэффициента усиления звучание картриджа, а, значит, и всей системы, может меняться очень значительно. Принцип работы головки прост – следующая по звуковой дорожке игла огибает стенки канавки и передает механические колебания на катушку (в случае МС) либо маленький кусочек намагниченного железа (в случае ММ), которые совместно с магнитом либо катушкой образуют магнитное поле, напряжение которого передается дальше на фонокорректор для усиления и коррекции.
Головка звукоснимателя Audio-Technica AT-150SA
Данное устройство используется для восстановления линейной частотной характеристики, ведь сигнал на пластинке нарезан таким образом, что его АЧХ напоминает график роста курса доллара в 1990-е годы. Фонокорректор также нужен для предварительного усиления слабого сигнала, поступающего с головки звукоснимателя. Если вы хотите получить максимум звука от ваших виниловых пластинок, то полагаться исключительно на встроенные в проигрыватель или усилитель/ресивер модули фонокорректора не следует. Их звук существенно выигрывает от независимого блока питания и более высокого качества комплектующих, так что постарайтесь выбирать отдельно стоящие модели фонокорректоров.
Фонокорректор Thoress Phono
Усилители для винила
В Сети регулярно встречаются мнения о том, что для прослушивания винила нужно обязательно использовать ламповые усилители. Это не так. Специальных усилителей для прослушивания виниловых пластинок, на самом деле, не существует, однако лучше, если у выбранной вами модели будет приличный запас по питанию и способность хорошо контролировать акустические системы на НЧ.
Двухтактный ламповый усилитель Air Tight ATM-2
Колонки для винила
С учетом того, что в эпоху расцвета аналоговой звукозаписи на рынке господствовали колонки с высокой чувствительностью и большими басовиками, то есть смысл покупать именно такие АС, особенно если вы собираете коллекцию старого винила. В таком случае вы имеете больше шансов получить тот самый звук, которым наслаждались меломаны в 1960-70-х годах. Правда, среди современных моделей найти подобные колонки за разумные деньги будет не очень легко, однако потратить время на поиски стоит – именно с ними вы сможете сполна насладиться всеми преимуществами винила. Однако даже при воспроизведении на сегодняшних стандартных «столбиках» звучание грампластинок находит своих поклонников.
Акустические системы JBL L100 Classic
Почему винил играет лучше «цифры»?
Превосходству аналогового звука над цифровым есть множество объяснений, из них самым простым представляется то, что притягательность винила для человеческого слуха скрыта в самом механическом способе считывания информации. Ведь если напрямую оцифровать проигранную на хорошем виниловом проигрывателе пластинку, то при прослушивании получившегося файла ее почерк и динамика полностью сохраняются. Кроме того, судя по всему, человеческий слух гораздо более благосклонен к аналоговым искажениям, возникающим в процессе записи и воспроизведения звука, чем к цифровым.
Если же говорить о LP, записанных в цифре, но которые все равно звучат лучше изданных на компакт-диске версий тех же альбомов, то здесь вступает в игру изначально более высокое качество мастер-диска, с которого производится тиражирование. Помимо ориентации звукорежиссера на разные сценарии прослушивания, роль играет и тот факт, что для подготовки мастера для виниловых изданий чаще используются цифровые файлы высокого разрешения вплоть до 24 бит /192 кГц, тогда как для печати компакт-дисков применяются исходники стандарта Red Book, то есть 16 бит / 44,1 кГц.
Как виниловые пластинки стали стандартом звукозаписи и почему их производство в опасности
Грампластинки изобрели аж в позапрошлом веке, а они все еще с нами, хоть и несколько изменились по пути. Люди их до сих пор покупают и слушают, а вокруг существует целая индустрия — и скоро она может столкнуться с серьезными проблемами. Рассказываем, как пластинки почти на сто лет стали стандартом для музыкальной индустрии, почему их все еще покупают и что им грозит.
История звукозаписывающей индустрии началась с пластинок.
Если не считать ранних экспериментов с восковыми валиками и чем-то, лишь отдаленно напоминающим современные пластинки еще в XIX веке, то стартовой точкой для «винила» можно считать 26 февраля 1917 года. Тогда в Нью-Йорке, в здании компании Victor Talking Machine, была записана первая коммерческая грампластинка. А 7 марта того же 1917-го она была официально выпущена. Записывался квинтет из Нового-Орлеана — Original Dixieland Jazz Band. Да, на первой в истории коммерческой грампластинке звучал джаз, да еще и от белых музыкантов.
Стоит уточнить, что ранее музыка на пластинках уже выпускалась, но в основном это были отрывки классических произведений. Именно запись ODJB — ставшая крайне популярной — дала старт звукозаписывающей индустрии, а заодно и серьезно популяризировала джаз. Удивительно, но до этого никто не стремился записываться и продавать свою музыку, хотя возможности были еще с начала века.
Впрочем, джазом раннюю музыку ODJB назвать можно лишь условно. Музыканты квинтета были кельтских и итальянских кровей, а начинали с игры в марширующем оркестре. О джазе они узнали во время гастролей в Чикаго. Тогда же они поняли, что интерес к этой новой южной музыке растет. Вернувшись в Новой-Орлеан музыканты создали «джазовый» ансамбль — это было в 1916 году, а просуществовал он до 1925-го. Музыкальных навыков квинтета хватило, чтобы достаточно близко скопировать звук «черных» ансамблей. Да и признание в конечном итоге они тоже заработали — композицию Dixie Jass One-Step с их дебютной пластинки впоследствии часто играли и чернокожие музыканты.
Еще раньше — в 1916 году — на пластинку записался настоящий джазовый квинтет Versatile Four. Однако их запись была выпущена значительно позже, поэтому первопроходцами считаются все же Original Dixieland Jazz Band.
Грампластинки быстро стали стандартом индустрии — несмотря на все недостатки.
Поначалу на пластинки помещалась всего по одной-две песни на сторону. Из-за этого подборки сочинений музыкантов продавали в бумажных или кожаных альбомах, в которые вкладывалось сразу несколько пластинок. Отсюда и пошел термин «музыкальный альбом». Помимо этого качество звука было не лучшим, шеллак, из которого тогда делали пластинки, легко приходил в негодность, а запись велась только в моно — и это лишь самые явные проблемы. Но пластинки было просто штамповать, а аппаратура для их воспроизведения стоила приемлемых денег. Это и обеспечило формату популярность. К тому же в конце двадцатых годов на смену аналоговой записи в рупор пришли электрические микрофоны, что в разы повысило качество записи на пластинках.
Но настоящий прорыв случился в 1948 году. Тогда компания Columbia Records представила первую пластинку формата Long Play: 12 дюймов в диаметре и со скорость в 33⅓ оборота в минуту. Не вдаваясь в технические детали — этот формат еще сильно повысил качество звука и расширил динамический диапазон записей. Но что важнее — теперь на пластинку помещалось куда больше, до 30 минут записи на каждую сторону. На один носитель можно было уместить целый музыкальный альбом, невиданная свобода для того времени! Производились такие пластинки из материала под названием полихлорвинил — потому и виниловые. Технологии записи и производства пластинок совершенствовались с каждым годом и дальше, но формат LP до сих пор остается стандартом.
Использование винила позволило в несколько раз уменьшить ширину звуковой канавки, за счет этого вместимость пластинок и увеличилась.
Разумеется, со временем появились более современные, простые и дешевые звуконосители: бобины, компактные кассеты, CD-диски. На их фоне продажи виниловых пластинок значительно снизились — примерно с 90-х годов положение винила становилось все хуже. Пластинки хоть как-то выживали благодаря аудиофилам и недостаткам новых форматов. Пластинки — штука довольно хрупкая и не слишком долговечная. Однако качество звука они способны обеспечить все-таки превосходное. А еще винил не подвержен влиянию электрических и магнитных полей.
Про цифровую эпоху, стартовавшую еще в начале нулевых и говорить нечего. Да, mp3-файлы, скачанные из интернета с качеством записи на виниле и рядом не стоят, зато как удобно! И долговечность непревзойденная: с файлом-то ничего не случится, а копировать его можно хоть миллион раз, нажав всего пару кнопок. А потом пришел стриминг, даже скачивать и копировать больше ничего не нужно. Кому какое дело до качества, когда музыка употребляется в основном на бегу. Тут бы старомодному винилу окончательно помереть, но он внезапно поднял голову.
Так почему же винил все еще покупают?
Начиная с середины нулевых продажи виниловых пластинок стремительно растут. В 2005-м было продано около 900 тысяч пластинок, а в 2018 уже почти 17 миллионов — и темпы роста не снижаются. Сейчас все идет к тому, что в ближайшие пару лет продажи винила могут обогнать CD-диски, последний раз такое было в 1986 году.
Если разбираться в причинах подробнее, то выйдет отдельное огромное эссе. Определенную долю продаж все еще делают аудиофилы, убежденные, что самый качественный звук возможен только на виниле. Хотя цифровые lossless-форматы, конечно, обеспечивают более качественный звук, если смотреть на него с математической точки зрения. А если «с живой» — то у винила свои особенности и его «ламповость» никто под сомнение не ставит.
Но это капля в море. Хардкорные фанаты аналогового звука чаще охотятся за старыми пластинками. В этом есть смысл, ведь до наступления цифровой эры, музыку иначе записывали и сводили, оглядываясь на ограничения винила. Так, на пластинку нельзя было бы напрямую записать большинство современных рэп-композиций из-за слишком глубокого баса и перепадов между высокими и низкими частотами. Игла с таким мастерингом будет просто «соскакивать» с бороздок на пластине, создавая эффект клипирования и портя сам носитель. Сегодня песни мастерят иначе, музыка стала более громкой и «непредсказуемой».
При этом статистика показывает, что значительная доля продаж винила приходится именно на современные релизы. А их редко мастерят отдельно под винил-релиз — обычно все ограничивается только компрессией, чтобы убрать неприемлемые для формата пики. Так что дело вовсе не в аудиофильстве и погоне за качеством. Просто в эру фастфуд-музыки к самым любимым альбомам хочется приобщиться сильнее, сделать что-то большее, нежели просто нажать кнопку «добавить» в Apple Music. Виниловая пластинка увековечивает любимый релиз, она солидно выглядит, упакована в приятную полиграфию и требует сосредоточения, чтобы ее послушать.
На виниле все чаще выпускают игровые и киношные саундтреки и как коллекционный предмет продаются они отлично. Частенько их покупают люди, которым этот винил даже не на чем крутить. Просто потому что солидно и красиво, на полку поставить очень приятно.
На сегодня производство винила находится под угрозой.
Причины самые приземленные. 6 февраля на заводе Apollo Masters в калифорнийском городе Баннинг вспыхнул пожар. Именно на этом заводе производят чистые лаковые пластинки, которые используются как мастер-диск. С них потом делается штамп для пресса. Во всем мире такие «болванки», кроме Apollo, делает лишь одна компания — MDC в Японии. Однако ее производственных мощностей для полного удовлетворения спроса точно не хватит — Apollo производили три четверти всех лаковых дисков. Даже если компания оправится от катастрофы, в чем не уверено даже руководство завода, последствия все равно могут быть ощутимыми. От производства болванок зависят и студии звукозаписи, и производители штампов, которые сейчас могут свернуть производство.
Впрочем, все может и обойтись. Во-первых, кое-какие запасы пластинок Apollo остались, на первое время хватит. Во-вторых, сегодня существует технология DMM — direct metal mastering, при ее использовании лаковые болванки вообще не нужны. Она не слишком распространена, но сам факт ее существования говорит о том, что совсем винил не умрет. В-третьих, некоторые мейджор-лейблы уже дали комментарии, заявив, что многие важные релизы ближайших месяцев отмастерены и штампы для них готовы, так что время на решение проблем с болванками есть. В-четвертых, если Apollo решит не восстанавливать завод, компания хотя бы может продать секретную формулу своего лака кому-то еще, вся ценность именно в ней.
Самый красноречивый комментарий дал Кэш Картер, операционный директор компании Kindercore Vinyl Pressing в Джорджии:
Мы беспокоились об этом, у нас были внутренние встречи по этому поводу. Мы спрашивали друг друга: а что, если MDC или Apollo уйдут? Нам же тогда конец. Мы боялись, но не думали, что это действительно произойдет. Мы годами говорили, что ситуацию нужно исправить. Теперь нам действительно нужно ее исправлять.
Некоторые эксперты говорят, что этот случай поможет быстрее продвигать новые идеи в производстве пластинок. Так сейчас в разработке находится технология High Definition Vinyl. Суть ее в том, что аудио конвертируется в топографическую 3D-карту дорожки для винила, которая наносится лазером сразу на штамп. Для производства таких штампов не нужен лак, а еще производитель обещает что звуковые характеристики таких пластинок будут выше, чем у традиционных, да и музыки на них влезет больше.
Кроме того, существует несколько стартапов по производству лаковых болванок и на фоне проблем Apollo они могут получить поддержку и выпустить свою продукцию уже к лету. Да и MDC обещают усилить производство насколько возможно. Ну а фанатам винила остается только наблюдать за ситуацией и закупаться пластинками впрок.