виммельбух что это такое и для какого
ВИММЕЛЬБУХ: Как читать детскую книгу-картинку
Наша настоящая КнигоЛюбовь – ВИММЕЛЬБУХ. Универсальная и всевозрастная книга-картинка, созданная для семейного чтения!
В НЕЙ МИНИМУМ ТЕКСТА ИЛИ ВООБЩЕ НЕТ НИ ЕДИНОГО СЛОВА, НО ОНА ОПРЕДЕЛЁННО НАУЧИТ ВАШЕГО РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ КНИГА СО СЛОВАМИ! И РАЗВИТИЕ РЕЧИ – НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЛЮС! Главное, чтобы родители это понимали и помогали (хотя бы на первых порах), т.е. сами умели её «читать».
Виммельбух и без текста настолько наполнен историями: как явными, так и ещё непридуманными!
Вас ждёт полнейший обзор этих книг. Вы узнаете про них абсолютно всё!
ЧТО ТАКОЕ ВИММЕЛЬБУХ. Определение, истоки, изобретение.
Виммельбух (нем. Wimmeln – «кишеть», «изобиловать», «толпиться», «мельтешить», Wimmelbuch — «кишащая, изобилующая, мельтешащая книга») – развивающая книга-гляделка, книга-находилка, книга-картинка, т.е. книга для разглядывания, с яркими красочными иллюстрациями, очень детализированная и визуально насыщенная. Поэтому «чтение» Виммельбуха — это «рассматривание». Основное назначение — ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.
В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за жизнью этих героев, очень похожих на нас.
Придумали этот жанр книг более 40 лет назад в Германии, в конце 60х годов. По одной версии – художник Али Митгуш (в некоторых источниках Митгуч) (нем. Ali Mitgutsch, 1935), один из самых известных немецких детских авторов книг с картинками; по другой – немецкий иллюстратор Ганс Юрген Пресс, автор детских книг, большинство из которых содержат истории и загадки, ответы на которые надо найти в рисунках.
А вот в принципе родоначальниками считаются голландские художники Босх и Питер Брейгель-старший (XV-XVI вв), которые писали многодетальные картины. Сам приём (когда все изображенные фигуры кажутся равными вне зависимости от расположения, как если сидеть на коне) называется «кавалерийская перспектива». На нашем книжном рынке виммельбухи появились сравнительно недавно, но! Завоёвывают нашу Любовь они очень быстрыми темпами! И не только детей…
ОСОБЕННОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Главные отличительные черты.
Итак, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ВИММЕЛЬБУХА:
— Отсутствие или минимальное количество ТЕКСТА
— Большой ФОРМАТ («классический» формат А2, сейчас более распространены книги меньшего формата)
— Страницы из плотного КАРТОНА (от 5-7 до 15-18)
— Полностью задействованное ПРОСТРАНСТВО
— Каждый разворот –яркая красочная КАРТИНА, целый мир!
— Невероятно огромное количество ДЕТАЛЕЙ, чётких, продуманных, качественно и мелко прорисованных
— Отсутствует чёткий навязанный авторами «книжный» СЮЖЕТ (в нашем привычном классическом понимании), все сюжетные линии разворачиваются одновременно, а сам сюжет создаётся читателями во время «чтения»
— Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной ТЕМЕ. См. раздел РАЗДОВИДНОСТИ.
— Каждый Виммельбух имеет легкоузнаваемых ГЕРОЕВ («сквозные персонажи»), с которыми на протяжении всей книги происходят разные события в разных ситуациях. Можно встретить и целые серии Виммельбухов, которые «населяют» одни и те же герои. На задней обложке или на первом развороте книги часто изображают всех главных героев.
— На разных страницах присутствует много ПОВТОРЯЮЩИХСЯ элементов и деталей в разных ситуациях и обстановках.
— Часто необычное РАСПОЛОЖЕНИЕ изображений (по кругу, вверх ногами и др.)
ЧТО РАЗВИВАЕТ ВИММЕЛЬБУХ. Всё, что стимулирует и помогает развивать.
Сразу хочется отметить, что всё, что эта книга развивает и стимулирует (а она является сильнейшим развивающим пособием!), она делает совершенно НЕНАВЯЗЧИВО! Если вы чувствуете, что «что-то пошло не так», вы всегда можете вывернуть в правильное русло.
— Сознательно первый пункт именно такой! Для чтения Виммельбуха (хотя бы на начальном этапе обучения «чтению» Виммельбухов) потребуется такая почти роскошь для многих современных семей, как СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ. Самое ценное! Без излишних комментариев!
— Учит концентрировать ВНИМАНИЕ
— Тренирует ПАМЯТЬ (зрительную образную)
— Учит прослеживать ЗАКОНОМЕРНОСТИ и находить ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
— Стимулирует ВООБРАЖЕНИЕ и развивает ФАНТАЗИЮ (и не только детей!)
— Развивает УСИДЧИВОСТЬ, учит концентрировать ВНИМАНИЕ
— Обогащает СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
— Развивает ПРОСТРАНСТВЕННОЕ, ВИЗУАЛЬНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ и ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
— Формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС, ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО и ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
— Знакомит с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
— Является пособием по изучению ЦВЕТА И СЧЕТА для детей постарше (даже которые, например, читают эту книгу с малышом)
— Развивает ЧУВСТВО ЮМОРА
— Есть мнение, что семейное чтение Виммельбуха может помочь справиться с какой-либо ПРОБЛЕМОЙ путём её озвучивания и моделирования ситуаций. Ведь часто ребёнок переносит в выдуманный мир свою реальную волнующую его проблему.
— Возможно использование и в ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ целях, в том числе для восстановления речи у взрослых после перенесенных инсультов и травм
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИММЕЛЬБУХА. Со всех сторон.
ПЛЮСЫ:
— Несомненно, это ВСЁ ТО, что описано в предыдущем пункте
— Подходит (и рекомендован!) для СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ, что так сближает детей и родителей
— Подходит для «чтения» в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ. Ведь в ней есть сюжеты и детали, рассчитанные на любой возраст! От самых малышей до бабушек и дедушек.
— Можно «читать» Виммельбух на ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ, любого автора или издания, ведь там нет или почти нет текста
— Использование и как РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ, и как ИГРЫ
— НЕТ навязанного СЮЖЕТА. Его мы придумываем сами
— Возможность «читать» БЕСКОНЕЧНО. Книга очень долго НЕ НАДОЕСТ ни ребёнку, ни родителю. Ведь сюжетов, героев и деталей настолько много, что каждый раз находятся всё новые и новые! Причём сюжеты можно придумывать бесконечное количество раз, и они каждый раз будут новыми!
-Можно рассматривать в любой ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: выборочно, последовательно или по кругу!
— Незаменим В ДОРОГЕ или В ОЧЕРЕДИ. Даже дома, если вам надо срочно что-то сделать, Виммельбух увлечёт даже самого требовательного и активного ребёнка. Просто помним, что сначала надо научить эту книгу «читать».
МИНУСЫ:
— Ограниченный выбор ассортимента на нашем рынке
— Недоступность ввиду того, что тиражи достаточно быстро раскупаются
Хочется отметить в этом списке и следующее: хотя это даже не «минус» и совсем уж не Виммельубуха, а его взрослых читателей. Часто Виммельбух оказывается невостребованным и недооценённым из-за непонимания многих родителей, неумения «читать» такие книги, отсутствия традиции семейного чтения и, как результат, неумение и нежелание «читать» Виммельбух и невостребованность его и у ребенка. Помните, что часто книга в такой ситуации не виновата, просто попробуйте — и, возможно, вас затянет!
РАЗНОВИДНОСТИ ВИММЕЛЬБУХОВ. Тематики, принципы построения.
Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной ТЕМЕ:
— ЛОКАЦИЯ, где происходят все действия: Весь мир, Город, За городом, Река, Лес, Цирк, Один дом, Пиратский корабль и т.д.
— ГЕРОИ: Один персонаж, герои Сказок, Профессии, Национальности, Инопланетяне и т.д.
— Отдельная ТЕМАТИКА: Поры года, Праздники (Новый год, Рождество), Сказки, Вымышленные миры и т.д.
— РАСПОЛОЖЕНИЕ иллюстраций (по кругу, вверх ногами и др.)
— Я бы ещё выделила классификацию по ИЛЛЮСТРАТОРАМ, т.к. каждый уникален и все книги одного автора отличаются своим стилем и рисовкой.
КАК ЧИТАТЬ ВИММЕЛЬБУХ. Огромное количество вариантов!
Привожу очень много вариантов «чтения» этой книги (но вы всегда сможете придумать что-то своё!):
— Листать и спонтанно ОПИСЫВАТЬ увиденное
— ОТЫСКИВАТЬ предметы, героев, детали и т.д. на одной странице или на разных по типу книг «найди и покажи». Часто можно встретить отдельные предметы/персонажи для этой цели
— НАЗЫВАТЬ знакомые или заданные предметы
— ОПИСЫВАТЬ предмет, героя или событие
— СЛЕДИТЬ за одним героем или сюжетной линией на протяжении всей книги/серии книг, тем самым совершая интерактивное путешествие по книге-ходилке
— РАССКАЗЫВАТЬ по этим линиям истории. Тут можно строго по нарисованному в книге, а можно истории и придумывать
— ОБСУЖДАТЬ сюжеты и героев книг, их поведение, причинно-следственные связи; отвечать на вопросы друг друга
— Находить и проговаривать разные ЭМОЦИИ и НАСТРОЕНИЯ персонажей, а также разные ХАРАКТЕРЫ
— искать и описывать разные ПРОФЕССИИ персонажей
— выделять СЕМЬИ и называть всех членов семьи, кто кем кому приходится
— Выполнять придуманные ЗАДАНИЯ НА СЧЁТ и ЦВЕТ (найти и сосчитать все фиолетовые предметы, мальчиков или всех птиц на одной странице, в одной комнате и т.д.)
— Выполнять ЗАДАНИЯ НА ПАМЯТЬ (целенаправленно запомнить детали на странице/локации и попытаться вспоминать и отвечать на вопросы при закрытой книге)
— СРАВНИВАТЬ и ПРОВОДИТЬ АНАЛОГИИ с таким же предметом или событием в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ребёнка (прогулка, приём пищи и т.д.), находить совпадения, различия, общепринятые нормы, искать эти предметы в жизни
— Придумывать разные ЖАНРЫ по событию или с конкретным персонажем: детектив, сказку, мелодраму, комедию и др.
— Все задания выполнять НА ВРЕМЯ или на «КТО БЫСТРЕЕ», если «читателей» несколько
— Выполнять все эти задания НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА ВИММЕЛЬБУХА. На какой возраст рассчитана книга.
Я по-своему отношусь к возрастным маркировкам книг для детей (об этом я рассуждала в статье ««Нам ещё рано!» или «Нам уже поздно!»»). Возрастная маркировка Виммельбухов для меня так же размыта. И я считаю, что и не следует-то её искать и определять!
Вот и единого мнения по поводу правильного возраста виммельбухов не существует. Некоторые говорят о «0+» или «0-3 года», некоторые «от 18 месяцев», есть маркировка «для детей от 7-8 лет», а вот совсем неожиданностью для кого-то может стать категория «для подростков 14 лет»! Конечно, это зависит и от тематики, и от сложности прорисовки, и от сопутствующих заданий. НО! Это лишний раз доказывает, что Виммельбух – книга УНИВЕРСАЛЬНАЯ и ВСЕВОЗРАСТНАЯ! Каждый возраст найдёт в ней интересное, каждый возраст прочтёт в ней своё, для каждого возраста книга откроет новые знания! Часто в описаниях можно встретить, что это книга для всех, вот с этим я абсолютно согласна. Надо просто учитывать, что все люди разные и разные у нас интересы, способности, степень усидчивости, характер, склад ума, чувство прекрасного и категории из разряда «правильно» и «полезно» и всё остальное, что может повлиять на принятие и выбор литературы и искусства!
Поэтому начинайте как можно раньше (это про детей, смело знакомьте с 1-1,5 года), и заканчивайте как можно позже (это про взрослых). И чаще читайте ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ! Виммельбухи, прямо, созданы для СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ!
8. ПОДБОРКА ВИММЕЛЬБУХОВ. Самая полная подборка и краткий обзор Виммельбухов.
Ассортимент виммельбухов настолько велик и разнообразен, что этот раздел вылился в отдельную полноценную статью: «ВИММЕЛЬБУХИ. Самая полная подборка и обзор Виммельбухов».
Никаких рамок! Нам предоставляется непаханое поле по придумыванию жизненных линий, событий, отношений, историй… Дети и взрослые могут придумать целый мир. Им даны лишь действующие лица и сцена с готовыми сменными декорациями!
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Виммельбух: как читать и как работать?
Для начала стоит, конечно, пояснить, что такое Виммельбух и для чего их читают, рассматривают, работают.
Виммельбухи – это книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться».
Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности.
Этапы работы:
От 1-2,5 лет наша задача показать ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы.
Начать можно с самой известной и при этом одной из любимых серий виммельбухов – серия «Городок» французского автора Ротраут Сузанна Бернер, издательство «Самокат», “Большая книга картинок и слов”.
В эту серию входят «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Ночная книга».
Каждое животное, предмет называем, рассказываем про цвет, размер, форму. Объясняем, что делает животное, персонаж и т.д.
С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, а затем переходить следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев.
2. Увеличиваем объем информации к 4 годам.
В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание.
Животные и транспорт любимые темы, но в виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.
Для этого возраста хорошо подойдут виммельбухи немецкого автора Анны Сьюз «Большой виммельбух», «Мой большой виммельбух о животных», «Рождественский виммельбух», «На ферме», «Мой большой виммельбух о временах года» и др. А так же Серия «История в картинках» Доро Гёбель и Петер Кнорр. “Найди овечку”, “найди улитку в саду”, “Найди и покажи” Издательства Клевер.
В этом возрасте очень важно приобрести умение устанавливать причинно- следственные связи и развивать эмоциональную сферу.
3. Одним из важных аспектов готовности ребенка к школе,является способность составлять рассказ по картинке. (5-7 лет).
Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории.
На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ученику выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.
Можно порекомендовать «Приключения медвежонка Помпона» Бенжамен Шо, «Где моя сестра?» Свен Нурдквист, Серия «Весёлые пряталки” от издательства Нигма, «Все считаются» Кристин Роскифте.
4. с 7 лет можно присоединять задания и на формирование письменной речи.
Предложить не только рассматривать, искать, придумывать свои истории, но и создавать виммельбух самостоятельно. Вписывая, при желании, небольшие слова или текст.
Вопросы и ситуации для работы с виммельбухом:
Виммельбухи для этого возраста:«Детектив Пьер распутывает дело» Тихиро Маруяма, «Лабиринты» Ян Байтлик, Где Волли?» Мартин Хэндфорд,«Где Уорхол?» Кэтрин Ингрэм, «Все считаются» Кристин Роскифте,Серия «Приключения Пряткиных». Вейон Беатрис, Серия «Где Волли?». Мартин Хэндфорд.
Книга с секретом: что такое виммельбух и как читать его с ребёнком?
Это непонятное слово многие родители услышали всего несколько лет назад: виммельбух (Wimmelbuch) происходит от немецкого wimmeln (изобиловать. быть переполненным) и buch (книга) — иллюстрированная книжка, напоминающая головоломку. «Одни картинки!» — могут подумать мама или папа пренебрежительно. Почему виммельбухи должны быть в домашней детской библиотеке и что в них полезного для дошкольников и младших школьников, рассказывает арт-терапевт Светлана Филяева.
Иногда виммельбух называют книжкой-картинкой, книжкой-комиксом. Это книга, в которой очень много иллюстраций, много деталей и изображений, всегда есть какая-то тема и задания для маленького читателя.
Этот жанр книжек стоит особняком. Там нет текста, ни единого слова, первично изображение. При этом само изображение очень интересно. Истоки его — в классической живописи: попробуйте сравнить с картинами Брейгеля и Босха. В них тоже много деталей, героев, каждый из которых занят каким-то своим делом.
Виммельбух должен быть в библиотеке ребёнка, потому что в ней нужно собирать самые разные книги: поп-ап, энциклопедии, издания с дополненной реальностью.
Чем полезны виммельбухи и на какие обратить внимание?
Они развивают концентрацию внимания, умение найти деталь и определённого героя, проследить развитие истории вообще и события в жизни конкретных персонажей на протяжении всей книги.
Это очень хорошо видно на примере серии «Городок» Ротраут Сузанны Бернер. Здесь 4 книжки, в которых нам показаны разные времена года (а есть ещё и о кулинарии, и о ночной жизни города). На мой взгляд, недостаточно изучить только один том: интересно смотреть, как меняется городок в зависимости от погоды и сезона.
В книге «Зима» на первом же развороте видим домик, в котором живут все герои. Здесь показано устройство комнат, кухни, ванной, одежда по сезону.
Начинается день, и герои идут по своим делам: кто-то на работу, кто-то в магазин, кто-то в кафе. Все локации изображены. их можно изучить. На обложке сзади можем внимательно посмотреть на всех героев: у каждого — своё имя и занятие. Элла и собачка, Ангелина и ее дочка Лотта, Мария, у которой был урок фортепиано. Марк, который каждый день бегает в парке.
Вот и ещё один полезный навык, который развивает виммельбух: нарративный, умение рассказывать связную историю. Предложите ребёнку рассказать об одном дне любого персонажа. Где он живёт, что есть у него в комнате, как любит одеваться, куда пошёл, кого встречает и что видит вокруг.
В каждом виммельбухе есть еще маленькие секретики: в «Городке» есть мотоциклист в шлеме, который куда-то едет. Кто он? Куда собирается? Можно пофантазировать и придумать, как его зовут и чем он занимается.
Вся эта серия хороша для дошкольников, начиная с трёхлетнего возраста.
Ошибка, когда виммельбух покупают для ребёнка 1,5−2 лет. Ему ещё не будет интересно — «общения» с книжкой, взаимодействия не случится. Купить книгу, конечно, можно, но надо будет отложить: пусть полежит, пока ребёнок не подрастёт.
Виммельбухи могут радовать нас необычными интересными темами. Одна из очень популярных у читателей серий последних лет называется «Детектив Пьер распутывает дело».
В нарисованных историях про Пьера всегда есть конкретное преступление и шаги, которые делает маленький читатель, помогая всё распутать. Есть подробное описание, как именно надо играть с книгой: надо найти звёзды, ящики, искать маршрут. Есть герои, например, рецидивист Мистер Икс, который собирается похитить артефакт.
Здесь тренируется умение видеть общее и способность обращать внимание на детали. Ребёнку предстоит проложить маршрут, ему придётся выбирать варианты.
В этих книгах ребёнок может изучать разные места, интересные локации. Например. в книге «Погоня в башне лабиринтов» есть круизный лайнер, порт, грузовые краны, есть город, отель, магазин сладостей. Происходит погружение в атмосферу, изучение того, как устроено то или иное предприятие.
Такой виммельбух развивает познавательный интерес и социальный интеллект ребёнка: он видит, как устроен город, что делают люди, отслеживает, как меняется жизнь города в зависимости от сезона, как и где люди проводят своё время.
Книжки о детективе Пьере подойдут детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста: с 5 до 7−8 лет.
Ещё один виммельбух, который расширяет кругозор и развивает любознательность— «Где Уорхол?». Неожиданная тема про искусство, правда?.
Каждая картинка посвящена определённому периоду в истории искусства: есть Средние века, Возрождение, классицизм. Можно рассмотреть, где и когда рисовали, кто это делал и какие выбирал сюжеты, какие использовал приёмы, — то есть расширить свои представления об искусстве. Ребенок узнаёт, кто такой Уорхол (а его надо искать на развороте в толпе людей) и почему именно с ним мы совершаем это путешествие. Знакомство с искусством, с художественной культурой, художниками происходит в игровой форме, языком, который понятен детям.
Книга рассчитана на младший школьный возраст.
Очень хорошая тема в виммельбухах: путешествие по историческим эпохам и событиям.
И тут советую совершенно очаровательную книгу «Путешествие во времени. Найди сурикатов». Главный герой — очень любопытный сурикат, который создаёт машину времени. С ним мы и путешествуем по разным странам и историческим периодам. Он к тому же ещё и активно участвует в жизни той эпохи, в которой оказался. То есть мы не просто зрители, но и участники разных действ, — и так изучаем быт, праздники, одежду, еду, посуду, привычки…
Когда вы вместе разглядываете книгу, просите ребёнка придумать рассказ по картинке, развить сюжет — из фрагмента. Придумать, откуда взялся этот персонаж, добрый он или злой, почему он так одет, умеет ли читать?
Так дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме познакомятся с историей разных стран.
Опираясь на примеры заданий из виммельбухов, придумывайте свои задания. Например, нарисовать картину в стиле Уорхола или другого художника, который запомнился ему в книге. Или придумать для одежду в стиле какой-то исторической эпохи.
Как выбирать такую книгу?
Делать это нужно, учитывая вкус ребёнка.