вилдберриес что это такое
Wildberries: как работает интернет-магазин и в чем его особенности
Как работает «Вайлдберриз»
Многих интересует, как работать с Wildberries поставщикам. Начинается работа магазина с выбора товара, который необходимо закупить для продажи. Ассортимент должен быть рациональным и востребованным. Поэтому над каталогом продукции трудится не один специалист.
Для удобства всех сотрудников компании на официальном сайте есть специальная форма регистрации для партнеров, заполнив которую, вы сможете увидеть все подробности сотрудничества с организацией.
Менеджер должен уточнить у поставщика все о товаре: качество, состав, размерный ряд и комплектацию, а также цену. После того как согласованы все нюансы, менеджер выдает разрешение на отгрузку товара.
Не думайте, что на этом все заканчивается. После того как продукция попала на склад компании Wildberries, ее необходимо проверить на наличие брака и дефектов. Товар распаковывается, осматривается и вновь помещается в стандартную упаковку. На него переклеивают бирки и вешают фирменный логотип. Модели одежды, обуви и аксессуаров фотографируются на манекенах и описываются. Собственно говоря, именно это описание видят все покупатели магазина. Бракованный товар отправляется обратно поставщику.
Далее вещи со склада отправляют по местам формирования заказов. Каждая позиции занимает отведенную ей ячейку согласно штрих-коду. Затем товар доставляется покупателю.
Как работать с Wildberries поставщикам при наличии брака у товара? Если клиента не устроил товар в заказе или у него обнаружился брак, то продукция доставляется обратно на склад. Затем заполняется специальный акт о наличии дефектов и товар возвращается обратно поставщику. Это отлаженный годами алгоритм работы.
Несколько слов необходимо сказать об информационных центрах: склад, call-центр, магазин и ERP-система. Они управляются с помощью четырех блэйд-серверов. Они делают работу магазина удобной и комфортной как для клиентов, так и для самого персонала.
Секрет успеха
В 2016 году Wildberries стал лидером среди магазинов онлайн-торговли. Однако при этом он же является самым загадочным магазином для прессы. Создатели магазина не дают интервью и не посещают сетевые мероприятия.
Склад магазина до 2009 года находился на 20 километре МКАД. На сегодняшний день это место работы менеджеров. В этом трехэтажном здании вмещается более 400 человек рабочего персонала магазина. Все они стараются, чтобы покупатели были довольны.
Отзывы о работе в Wildberries
В компании многие сотрудники работают более 5 лет. Есть определенный «костяк» работников со стажем в фирме более 9 лет. Новички в интернет-магазине задерживаются нечасто. Тяжелый график работы многих пугает. Однако начальство утверждает, что все это преодолимые трудности. Работники должны находится в офисе не менее 8 часов. При этом бывает, что необходимо работать и в выходные дни.
Официальной системы штрафов в Wildberries нет. Однако от качества работы зависит процветание компании и выручка, а, соответственно, это сказывается и на заработной плате. Поэтому каждый работник старается выполнить свою работу хорошо.
Доставка
40% от всех заказов клиенты забирают самостоятельно. На сегодняшний день у Wildberries более 600 пунктов самовывоза по России, Беларуси и Казахстану. В течении года планируется открытие еще 100-150 таких точек.
Тем, кому сложно разобраться, как работает доставка Wildberries, стоит ознакомиться с простыми и понятными правилами на официальном сайте. Здесь описаны способы доставки и оплаты, а также условия возврата товара.
Пункт самовывоза
При оформлении заказа на сайте необходимо выбрать способ доставки. При наличии пункта самовывоза в регионе клиент может сам забрать продукцию.
В точках Wildberries заказы хранятся 3 дня. Здесь есть удобные примерочные, в которых покупатели могут померить одежду и обувь, убедиться в отсутствии брака. Также в пунктах самовывоза товар необходимо проверять и осматривать. При обнаружении дефектов заполняется акт на наличие брака и товар возвращается на склад. Пункты самовывоза работают по будням и выходным.
О том, что заказ поступил в точку вывоза и его можно забрать, приходит смс-уведомление. Также на электронную почту покупателя поступает письмо, в котором указано, по какому адресу и когда можно забрать товар. Кроме того, в письме будет подробно описано, как работает пункт самовывоза Wildberries, и в течение какого срока товар будет оставаться в данной точке.
Ассортимент товаров
Сайт магазина разделен на удобные разделы, в которых можно легко найти нужную вещь или предмет. Также в самом верху главной страницы есть поисковая строка, которая поможет отыскать товар в считанные секунды. Кроме того, на официальной странице подробно описаны способы оплаты и доставки.
Женщинам, мужчинам
В данных разделах присутствуют все категории одежды, обуви и аксессуаров. Каталог товаров разделен на категории: платья, футболки и топы, рубашки, брюки и шорты, толстовки, лонгсливы, худи и др. Также есть отдельные категории товаров: «Большие размеры» и «Спецодежда». Можно ограничить поиск при помощи удобного разделения товаров по сезону, размеру, цене и цвету.
Детям
В данном разделе собраны все необходимые атрибуты для детей и младенцев. Одежда разделена на категории: мальчикам, девочкам и новорожденным. Также есть отдельные поисковые зоны «Школа» и «Любимые герои». Интерфейс сайта настолько удобен, что любую покупку можно совершить в несколько кликов.
Для игрушек отведен отдельный раздел. Они также распределены по возрасту и категориям. Удобным делается поиск, если воспользоваться фильтрами, которые выбирают игры по заданным параметрам.
Дом и дача
Если вы хотите приобрести мебель или атрибуты для дачи или дома, то просто и легко это можно сделать на официальном сайте Wildberries. Как работает система доставки мебели и аксессуаров до нужной точки, интересует всех клиентов. Все доставят непосредственно к месту пользования в указанный срок, так же как одежду, обувь и другие вещи из каталога. Здесь большой выбор различной мебели, аксессуаров для хранения вещей. Предлагается большой выбор украшений и статуэток.
Новый год
Этот раздел на сайте появился сравнительно недавно. Покупатели в отзывах отмечают, что он удобен и функционален. Ведь теперь найти необходимые атрибуты для праздника можно в считанные секунды.
Здесь есть вечерние платья, карнавальные костюмы и одежда для детишек. Также в разделе собраны украшения и статуэтки с символикой года. Все для новогоднего стола и праздника тоже можно отыскать в этом разделе.
Красота
Перечень товаров для женщин и мужчин в данном разделе огромен. Здесь можно найти практически все гигиенические средства различных фирм. Уход за лицом и телом, макияж, средства для волос и многое другое собрано на данной страничке сайта Wildberries. Как работает поисковая система на сайте относительно косметических средств, интересует всех покупателей-новичков. Вы можете выбрать товар по запросу в поисковой строке или непосредственно в разделе «Красота». Также можно найти нужное средство в разделе «Бренды». Все легко и просто, а разнообразие парфюмерии, косметики и подарочных наборов очень радует.
Бренды
Как уже отмечалось выше, Wildberries работает для удобства покупателей. Именно поэтому на официальном сайте есть отдельный раздел, в котором перечислены все торговые марки, с которыми работает данный интернет-магазин. Если кликнуть на названии бренда, компьютер выдает все позиции товаров, которые есть в магазине данной фирмы.
Как работают скидки на Wildberries
Многих интересует, как работает Wildberries с несколькими акциями. Открывая раздел «Акции» на сайте, клиенты видят, сколько времени осталось до завершения данной распродажи. После того как товар отложен в корзину, покупатель видит его стоимость с учетом всех скидок и акций. Если акция закончилась, а товар остался в корзине, то его стоимость корректируется.
Кроме того, от процента выкупа (соотношение заказанного товара и купленного) и ежегодной суммы покупок зависит скидка на товар у данного покупателя. Таким образом, клиенты получают скидки на все товары в размере от 1 до 30%. Процент скидки можно уточнить в личном кабинете на сайте магазина в разделе «Моя скидка». Там же будет подробно описано, как можно увеличить этот процент.
Отзывы
Данным интернет-магазинов пользуются не только жители России, но и Беларуси, Казахстана. Многие довольны таким удобным способом покупки. В своих отзывах клиенты магазина рассказывают, что товары легко и удобно приобретать. Доставка осуществляется быстро. Практически любой товар можно найти на сайте магазина.
История создания WildBerries и ее основательница Татьяна Бакальчук
Миллионы людей каждый день заходят на эту торговую площадку, но далеко не каждый знает, кому мы ей обязаны. А между тем создателем крупного русского маркетплейса WildBerries является Татьяна Бакальчук, биография которой точно не оставит равнодушным.
История появления WildBerries
Состояние Татьяны на сегодняшний день оценивается в 1,3 миллиарда долларов, что делает Бакальчук самой богатой женщиной в России! Помимо этого Татьяна является многодетной мамой – вместе с мужем они воспитывают семерых детей.
Отмахиваясь от диванных критиков, которые скажут «просто повезло», мы отметим – к такому успеху Татьяна шла на протяжении 16 лет! Её бизнес-путь начался ещё в начале нулевых, а толчком к работе в онлайн-сфере стало (как бы банально это не звучало) отсутствие денег и маленький оклад педагога в декрете.
Началось все с торговли по каталогам одежды Otto Group в 2004 году. Татьяна (как говорит – чисто интуитивно) выбрала правильную бизнес-модель и делала небольшую накрутку на товары, благодаря чему объемы заказов росли с каждым днём. Складом была их собственная квартира, а все обязанности супруги делили между собой. Но в этой истории есть ещё 1 ключевой персонаж – Сергей Ануфриев, именно он помогал Бакальчукам с логистикой, системой безопасности и доставкой. Тут, конечно, не обошлось без домыслов и теорий – кто-то утверждает, что этот самый Сергей профинансировал развитие проекта, но Бакальчуки этого ни разу не подтвердили (к слову, о стартовом капитале расскажем чуть позже).
А пока о развитии магазина WildBerries – до 2008 супруги продолжали продавать вещи из каталогов и постепенно наращивали обороты, но в этот момент объявились серьезные конкуренты. Поэтому пришлось выходить за рамки домашнего бизнеса, чтобы устоять в этой борьбе. Важным стратегическим решением WildBerries стало введение бесплатной доставки – именно благодаря этому компания смогла постепенно «переманить» покупателей на свою сторону. Для сравнения: оборот WildBerries за 2013 год – 9,6 млрд р, оборот LaModa – 5 млрд р.
WildBerries: от интернет-магазина одежды до самого крупного маркетплейса России
Тогда же в 2013 году в ассортименте WB появляются не только вещи и аксессуары, но и другие товары для заказа – электроника, бытовая техника, спортивное снаряжение. А дальше появляется и приложение, которое сильно облегчило покупателям процесс заказа. И, как известно, спрос рождает предложение: покупатели стали активнее интересоваться валдберриз, соответственно на платформу полились новые поставщики, которые значительно расширили ассортимент, предложив заказывать онлайн канцелярию, товары для дома и т.д.
Так к 2018 году с WildBerries сотрудничало уже 30 тысяч брендов, поэтому проект заслуженно получил статус маркетплейса. Уже к этому времени сложно было найти человека, который бы не слышал про онлайн-гипермаркет WB, а количество работников достигало 32 тысяч человек! Вот так из маленького магазина одежды с домашним складом, WildBerries вырос с огромную империю онлайн-покупок! Ну а весной 2020 года у маркетплейса начался новый виток. Помимо того, что с наступлением пандемии сфера онлайн-покупок предсказуемо выросла, создатели WB вновь совершили правильный и своевременный шаг. Новые распределительные центры отрылись в 4 регионах России, а Татьяна Бакальчук заявила о том, что готова предоставить 3.5000 рабочих мест, поддержав таким образом людей во время пандемии потерявших работу. Дальше – ещё 4.000 вакансий и ещё больший рост компании.
Как переводится и что обозначает WildBerries
Если с постепенным ростом и развитием компании всё более-менее понятно, то вот название остаётся загадкой… Многих интересует секрет – WildBerries перевод с английского на русский. Каждый, кто хотя бы немного знает этот иностранный язык, понимает, что название переводится как «Дикие ягоды», и все начинают искать потайные смыслы. Сама Татьяна призналась, что стоя ещё у истоков онлайн-магазина, она просто перебирала броские иностранные слова, и сидя у экрана своего компьютера обыгрывала их любимым фиолетовым цветом. Так совершенно случайно родилась концепция WB с фирменными оттенками и собственным шрифтом.
Слухи о тайных инвесторах WildBerries
Но далеко не все верят в историю обычной женщины-педагога, которая пользуясь только интуицией и энтузиазмом, создала огромную бизнес-машину. К слову, Татьяна говорит, что стартовым капиталом было всего 700 долларов – этот факт многим кажется выдуманным. Создателя WildBerries подозревают в том, что на самом деле у проекта были спонсоры и серьезные инвесторы, рекомендовавшие пошаговое развитие проекта. Ведь если вернуться к истории становления WB можно увидеть, как чётко и своевременно был сделан каждый шаг, позволивший компании вырасти до гигантских размеров. Тем не менее, доказательств этому нет.
Ходят даже слухи, что компания специально обращалась в фирму по созданию имиджа и выбрала стиль self-made-woman. Критики даже находят аргументы – мол, муж Татьяны ещё до WildBerries был крупным предпринимателем, а среди друзей и родственников их семьи много состоятельных и влиятельных людей.
Как всё было «на самом деле» мы вряд ли когда-то узнаем, тем более супруги значительно скрывают свою жизнь от любопытных носов (даже имена некоторых их детей до сих пор не известны общественности!). Но факт остаётся фактом – за годы упорной работы муж и женой смогли создать настоящую империю WildBerries, где можно не только заказывать товары, но и создавать собственный бизнес.
Купить акции компании WildBerries
Купить акции компании на данный момент не представляется возможным, так как компания не проводила IPO и является частной компанией. 100% собственником является основательница – Татьяна Бакальчук.
Так же и нет предпосылок на то, что бы компания рассказывала о том, что планирует провести IPO и стать публичной компании. Оно и понятно, ведь WildBerries активно развивается, а рынок перспективный и конкурентный. В данный момент лучшее решение для роста и развития компании остается быть ООО и не выходить на биржу, ведь в случае изменения на публичную и выставление акций на биржу, компания обязана предоставлять отчеты инвесторам и считаться с мнение.
Остерегайтесь мошеников, которые предлагают вам продать акции компании WildBerries, так как это попросту не возможно!
Тайная история Wildberries: откуда они взялись и как обходятся с продавцами
Знаковое определение Wildberries и его владельцев сегодня – «самый». Самый популярный маркетплейс, самая богатая семья России по версии Forbes, а Татьяна Бакальчук – самая состоятельная женщина нашей страны.
Значительная часть истории Wildberries, в особенности до 2012 года, остается закрытой, а главные герои не любят давать интервью. Мы по максимуму восстановили пробелы, чтобы рассказать о причинах успеха компании.
Владислав Бакальчук, один из супругов-основателей Wildberries, закончил радиотехнический факультет МЭИ в конце 90-х и сразу занялся бизнесом – торговал компьютерной техникой. Вместе с приятелем Алексеем Фадеевым они в 2002 году зарегистрировали компанию ООО «Универсальные технологии».
На рынок фирма вышла как столичный интернет-провайдер UTech, который обслуживал три административных округа Москвы. В UTech Бакальчук отвечал за технические моменты, а Фадеев – за документацию и договоры с властями. Бизнес был успешным, количество подключений росло. Мы не знаем цифр прибыли в первые три года существования «Универсальных технологий», однако в 2005 была показана чистая прибыль 718 тыс. руб, а в 2006 году она составляла 1,2 млн руб.
Связи в России решают многое, почти все. У Татьяны Бакальчук тоже есть любопытные родственные связи. The Bell выяснил, что в соцсетях сестра Татьяны Бакальчук Мария Андреева указывает еще одну родственницу – Альбину Цой. Она приходится сестрой Юрию Цою, племяннику вице-президента «Роснефти» Сергея Цоя, который в прошлом возглавлял пресс-службу Юрия Лужкова.
Журналисты The Bell выяснили, что Бакальчуки также продавали одежду в большом секонд-хенде в ТЦ «Динамит» (район Выхино-Жулебино).
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
2004-2008 год: новый партнер и партия Adidas
Какова в те годы была роль Татьяны Бакальчук, самой богатой сегодня женщины страны? Известна только официальная версия. Татьяна сидела с первенцем дома и подрабатывала репетитором английского языка. Чтобы вносить лепту в бюджет семьи, молодая мама перепродавала одежду из немецких каталогов Quelle и Otto – со сниженной комиссией и без предоплаты.
Татьяна Бакальчук в офисе Wildberries. Интервью с Игорем Рыбаковым
В истории компании, рассказанной Татьяной Бакальчук, упоминается, что Владислав нашел на работе исполнителя, и тот создал сайт – всего за 700 долларов. На самом деле фирме ООО «Универсальные технологии», совладельцем которой, как мы помним, был Бакальчук, принадлежала и веб-студия UT Design. Она и создала первый интернет-магазин Wildberries.
Страница интернет-студии UT Design, создавшей для Бакальчук первый магазин
Страница, найденная в веб-архивах, выдает настоящего владельца сайта
Сайт UT Design поддерживается до сих пор как мемориальная страничка, дорогая кому-то как память. На единственной странице можно увидеть первый дизайн маркетплейса в знаменитом фиолетовом цвете.
Wildberries в 2004 году. Сохранилось только изображение со страницы веб-студии UT Design – в очень плохом качестве
Татьяна рассказывает, как придумала название Wildberries, в интервью: «Не знаю, с чего оно у меня в голове возникло. Я помню, что хотела что-то яркое и запоминающееся придумать. Помню, как сижу перед экраном и пытаюсь разные названия придумать, и этот фиолетовый цвет. А дальше как-то пошло. Знаете, когда мы доросли до маркетологов, кто только мне ни сказал: “Зачем такое название, его трудно запоминать, нужно простое, яркое и хорошее название”. А сейчас уже говорят, что “да, классное название, такое запоминающееся”».
Бакальчук вспоминает: когда пошли продажи, курьерами по возможности работали оба супруга, сами забирали посылки с почты, а под склад приспособили часть квартиры.
За годы существования компания обновила логотип трижды
Поначалу Wildberries был просто интернет-магазином одежды, а не маркетплейсом. Крупных магазинов одежды в Сети к 2005 году было немного. Самый старый и крупный – Ozon, он работал с 1998 года, был известен Butik.ru, основанный в 1999, в 2004 году заработал магазин-каталог Quelle.
Чем поначалу наполняли новенький интернет-магазин? The Bell удалось узнать, что основную долю товаров Wildberries составляли так называемые «ликвидационные закупки». Обычно это были большие товарные остатки каких-либо брендов, их специально закупали в Европе на оптовых распродажах. Также указывается, что без серого импорта (недостоверно задекларированных импортных товаров) торговля одеждой в те годы не обходилась.
В 2005 году ЦБ оценивал долю серого импорта более чем в 20 %, затем было несколько лет падения этого показателя. После кризиса 2008 года доля вновь выросла.
Владислав Бакальчук во время эфира «Актуальный Е-коммерс»
2009-2013 годы: растущие объемы и «серьезные» конкуренты
В 2009 году Бакальчуки снимают офисное здание в деревне Мильково – недалеко от МКАД, на юго-востоке Московской области. Здесь до сих пор зарегистрирован юридический адрес компании.
Так сайт выглядел в 2010 году
Пока онлайн-торговля одеждой была развита слабо, Wildberries получил конкурентное преимущество перед «Озоном» благодаря быстрой доставке и появлению пунктов выдачи заказов. Скидки и промоакции тоже были в новинку, и клиенты с удовольствием ими пользовались. Опытные пользователи тогда писали мануалы для новичков онлайн-шопинга о том, как сделать заказ, сравнивали скидки и делились промокодами. В сети можно найти такие старые обзоры магазинов, в том числе и Wildberries. Вот, например, обзор от 2009 года:
«Ассортимент: Очень-очень большой выбор женской, мужской и детской одежды и обуви множества торговых марок, включая ESPRIT, s.Oliver, Hilfiger, LTB, Adidas, Nike, Puma, Levi’s, Mustang jeans, Mexx, Apart, Geox и пр.
Заказ, доставка, оплата и пр. Стоимость доставки включена в цены, однако при отказе от какой-либо вещи необходимо оплатить комиссионный сбор в размере 10 % от ее стоимости. Довольно неприятный момент, на мой взгляд. Если вы откажетесь от всех вещей, которые вам привез курьер, то необходимо дополнительно оплатить стоимости доставки в размере 200-250 рублей».
В 2008 году компания ввела единый тариф доставки по всем регионам – 300 рублей. Это экономило затраты на операторов кол-центра – не нужно искать адрес в тарифной сетке при подтверждении заказа.
В целом наружу о компании не выходило практически никакой информации: это был закрытый бизнес. Ануфриев считался равноправным совладельцем Wildberries: «Паритетно владеет компанией с супругами Бакальчук», – писали о нем СМИ. Новый партнер развивал логистику, службу доставки и службу безопасности Wildberries. Сейчас известно, что он соучредитель нескольких курьерских служб, работающих c Wildberries («Парсэна», «Кронштадт», «Валлар»), а также дочерней компании «ВБ Технологии». Как произошел выход Ануфриева из числа основных партнеров, и произошел ли, достоверно неизвестно. Официально он не владеет акциями «Вайлдберриз».
Еще год назад Ануфриев вел инстаграм, сейчас аккаунт удален, но в сети помнят все.
Фото из инстаграма Сергея Ануфриева
В 2011 году стартует Lamoda, проект немецкого инкубатора Rocket Internet, с мощным финансированием и активным маркетингом. В 2013 году в Россию заходит британский магазин Asos, и его владельцы посчитали запуск продаж в России самым удачным за всю историю компании. Следующие несколько лет эти крупные компании будут активно конкурировать за внимание потребителя.
Кейс Lamoda: как немцы построили в России одну из самых дорогих интернет-компаний
Wildberries переходит на модель агрегатора-маркетплейса в 2010 году, и она оказалась востребованной.
Бакальчук, будучи интровертом, отлично понимала себе подобных людей, ненавидящих магазинных консультантов: «К тебе сразу начинают приставать, спрашивают, чем помочь, чувствуешь себя обязанным что-то купить, а это неправильно», – рассказывала она. В итоге хозяйка Wildberries нашла отличные решения для всех этих проблем: возможность заказать несколько предметов и выбрать нужный размер, сеть примерочных, бесплатная доставка и никаких консультантов. Первые примерочные в пунктах выдачи заказов появились в том же 2010 году.
Так выглядел сайт Wildberries в 2012 году. Источник: https://archive.vn/h8NJ
В 2010 году у Wildberries появляется первая кредитная линия (банковская услуга, позволяющая заемщику брать выделенное количество денег не единовременно, а по мере надобности), но сумма и имена кредиторов не раскрываются. Бренд в то время заявлял, что развивается на собственные средства, и потребности в кредитах не испытывает.
Однако известно, что один из крупнейших кредиторов компании с 2006 года – банк «ВТБ», расчетный счет «Вайлдберриз» тоже открыт в этом банке. Сбербанк сотрудничает с Wildberries с 2011 года, банк по сей день – один из кредиторов компании и предоставляет ей услугу интернет-эквайринга (возможность принимать оплату банковскими картами).
В 2012 году Wildberries выходит на рынок Беларуси и быстро получает популярность среди местных потребителей.
2014-2015: первые крупные иски
Wildberries в 2014 занял третье место в десятке онлайн-магазинов Рунета по количеству уникальных посетителей. Первое место у Ozon, второе – Ulmart («Юлмарт», сейчас закрыт).
В том же 2014 году Wildberries начал принимать заказы и осуществлять доставку в Казахстан.
Wildberries в 2015 году. Источник: https://archive.vn/VaiQ8
Продажи росли постоянно, и выручка Wildberries от продаж в 2015 году составила 17,2 млрд руб. без НДС. Ассортимент расширился с одежды до товаров для дома, книг и электроники, что позволило обогнать одного из прежних лидеров онлайн-торговли – интернет-кибермаркет «Юлмарт».
В 2015 году стали поступать и первые крупные иски: 13 судебных претензий на общую сумму свыше 82 млн руб. По данным картотеки Высшего арбитражного суда России, иски к ООО «Вайлдберриз» касались просрочки выплат за логистические и клининговые услуги, а также задержки оплаты за поставленные товары. Вот эти кейсы:
В ответ Wildberries подали иск против Птицына: компания требовала, чтобы тот вывез нереализованный товар на сумму 11,9 млн руб. и зачел его в счет задолженности. Во встречном иске компании отказали. Поставщик выиграл дело: Арбитражный суд Москвы решил, что компания должна заплатить даже больше, чем он требовал, – 13,3 млн руб.
По итогам 2015 года, которые подвела аналитическая компания SimilarWeb, Wildberries стал самым посещаемым у россиян отечественным интернет-магазином, в заняв общем списке сайтов Рунета 39 место.
2016-2018: судебный кризис и смена имиджа
В 2016 Wildberries вышел на первое место по сумме продаж среди всех интернет-магазинов и офлайн-сетей России – выручка составила 45,6 млрд рублей. Эксперты связали этот успех с ростом числа собственных пунктов самовывоза.
Появилась нужда в собственных складских мощностях – и Wildberries строит гигантский склад на 25 га в индустриальном парке «Коледино» в Подольском районе Московской области.
Сайт Wildberries в 2016 году. Источник: https://archive.vn/Bkfrw
Онлайн-продажи компании составили в 2016 году 45,6 млрд рублей, что на 43 % процента больше, чем в 2015 году – такую выручку принесли 29 млн заказов.
Wildberries вошла в список 20 самых дорогих компаний Рунета в 2017 году и продолжила конфликтовать с поставщиками. Одним из главных условий Wildberries при сотрудничестве была отсрочка платежей за товар. Но на оплату в срок рассчитывали только крупные поставщики и бренды, а интересы мелких продавцов ущемлялись. К октябрю компания получила от партнеров 22 судебных иска на 283 млн рублей, один из них был банкротным.
Исковое заявление о банкротстве Wildberries подал дистрибьютор одежды и обуви ООО «Прайм» летом 2017 года (работает под брендом Prime Jeans). «Один из контрагентов, не предъявляя никаких требований к компании, напрямую обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании интернет-магазина банкротом», – пояснял ситуацию представитель Wildberries. На «банкротное» заседание истец не явился, суд постановил прекратить производство по делу.
С декабря 2014 года «Прайм» подал 12 исков к Wildberries, заявление о банкротстве стало тринадцатым. Почти все из них были либо не удовлетворены, либо отклонены судом за исключением одного – поданного в 2016 году иска о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам поставки. По нему суд взыскал с Wildberries 5,68 млн рублей, интернет-магазину это решение оспорить не удалось.
Максимальная закрытость компании в этот раз сослужила плохую службу: поползли слухи о банкротстве, и некоторые продавцы стали уходить с платформы. Партнеры также были недовольны разными аспектами работы с маркетплейсом, в частности тем, что их постоянно «продавливали» на скидки, грозя отключением от платформы.
Тогда основатели были вынуждены нанять пиарщиков для улучшения имиджа бренда – PR-агентство «Лампа». В это время была создана трогательная история про учительницу с младенцем на руках, продающую одежду от безысходности.
В итоге в Forbes в 2018 году вышел подробный материал о Бакальчуках. Сходная статья про молодую маму, основавшую империю, была опубликована на английском в Bloomberg – явно с расчетом на зарубежных партнеров. Усилия окупились: появилось множество доброжелательных публикаций в прессе и соцсетях. Репутация стала восстанавливаться.
Дизайн сайта в 2017 году. Источник: https://archive.vn/sncYz
2019: лидер в сегменте одежды и обуви
К своему 15-летию компания вновь побила рекорды и была признана лидером российского ретейла в сегменте фешн. Компания обогнала «Спортмастер», который возглавлял список на протяжении нескольких лет. По итогам первой половины 2019 года оборот Wildberries составил 85 млрд руб., а Спортмастера – 51,5 млрд руб.
Год проходит под знаком расширения: товарного оборота, продавцов и прибыли. Маркетплейс планово запускает филиалы в Польше, Словакии, на Украине и в Израиле. 1 марта Wildberries стал эксклюзивным онлайн-продавцом новых коллекций голландского бренда Mexx в России.
Так выглядит дизайн сайта, начиная с 2019 года
В 2019 году Wildberries вдвое (с 38 до 19 %) снизили комиссию для поставщиков, и это привлекло еще большее количество продавцов. «Мы не причисляем себя к формату маркетплейса в классическом понимании этого слова. Отличие Wildberries – в наличии собственных распределительных центров, логистической службы и сети пунктов выдачи заказов», – рассказывал Егор Пчелинцев, директор Wildberries по рекламе и PR.
Можно вспомнить забавную историю с якобы неверной поисковой выдачей магазина в национальной поисковой системе. По прямому запросу «wildberries интернет-магазин» «Яндекс» на первом месте выдавал ссылку на «Яндекс.Маркет». «Вайлдберриз» обвинила «Яндекс» в воровстве трафика. Тот списал все на недоразумение, и фиолетовый бренд вышел на законное первое место в выдаче (не считая, конечно, рекламных объявлений в начале страницы выдачи).
Суть претензии «Вайлдберриз» к «Яндексу» – показ на второй строке поиска
Зарплата основателя – 30$, продажа за 15 000$, первый баннер. – краткая история «Яндекса»
31 декабря 2019 года на Владислава Бакальчука переоформили символический 1 % ООО «Вайлдберриз», до этого на 100 % принадлежавшего Татьяне. По одной из версий – чтобы Бакальчук по статусу соучредителя мог присутствовать на открытых и закрытых совещаниях с чиновниками правительственного уровня.
2020: Запуск франшизы, COVID-19 и скандал с самовольными скидками
Wildberries начал продажи в Польше, Словакии и Израиле. Была запущена франшиза – со стартовой инвестицией от 700 тысяч рублей и предполагаемым сроком окупаемости 2 года.
Весной 2020 года Россия вводит жесткий локдаун и работать остаются только продуктовые магазины. Татьяна Бакальчук внезапно предложила властям закрыть их: «. Мы обращаемся к фуд-ретейлерам: пожалуйста, не лукавьте, [. ] что вы и так делаете все, чтобы обеспечить как можно меньший контакт между людьми в ваших торговых залах [. ] Мы предлагаем вам присоединиться к нам и перевести все ваши магазины в режим пунктов выдачи заказов».
Ролик Бакальчук вызвал невиданное возмущение, получил множество дизлайков и гневных комментариев. К счастью, инициатива не нашла поддержки у властей. Wildberries получил масштабную отрицательную реакцию, но на доходах компании это не сказалось.
Карантин сыграл на руку бизнесу онлайновой компании. По данным Forbes, в первом полугодии 2020 года оборот интернет-магазина вырос вдвое, до 170 млрд рублей. Ежедневно на сайт заходило 7 млн посетителей.
В июне Татьяна Бакальчук попросила у Путина поддержки своего проекта по созданию сети технопарков для бизнеса. Это центры в регионах, ориентированные на малый, средний бизнес и самозанятых, в которых будут обустроены склады, офисы, шоурумы, детские комнаты. На обустройство каждого технопарка потребуется от 2,5 млрд до 7,5 млрд рублей. Поддержка была получена, и в августе 2021 Правительство выпустило документ о поддержке технопарков. Судя по документу, 50 % стоимости технопарков может компенсировать государство.
В ноябре грянул новый скандал: 29 ноября руководитель группы мобильной разработки в Wildberries Татьяна Аверьянова рассказала в Instagram (сейчас страница удалена) о массовых сокращениях в компании и закрытии большого числа ПВЗ. Она писала, что людей массово увольняют «по собственному желанию», не выплачивая компенсации. Аверьянова рассказала vc.ru, что от руководства поступило указание сократить на некоторых проектах 30 % штата.
Отзывы на «Хабр.Карьере», когда Wildberries «заминусовали» буквально за неделю
Теперь на «Хабр.Карьере» все старые отзывы сотрудников удалены, новые добавлять нельзя
За 2020 состояние владельцев Вайлдберриз выросло год на 1200 % благодаря развитию дистанционной торговли в первый «ковидный» год.
В ноябре 2020 Wildberries потребовал от поставщиков сделать скидку 25 % на товары для участия в распродаже в честь Черной пятницы. В случае отказа маркетплейс предупредил о снятии товара с продажи до 11 ноября. Часть продавцов была в ужасе, обнаружив скидку, уже проставленную на товары без их согласия: для многих это означало работу в убыток. При этом «Вести» опубликовали письмо со стороны маркетплейса, где говорилось о более строгой мере «наказания» несогласных – исключении продавца с площадки: «Добрый день, уважаемые партнеры, для нас очень важно ваше участие в данной акции. Если вы не готовы в нем участвовать, мы не против скрыть ваш товар из продажи. Укажите ваш ИНН, мы скроем ваш товар из продажи и подготовим документы к закрытию партнерских отношений. Мы не готовы к дальнейшему сотрудничеству с нелояльными продавцами».
Конфликт Wildberries с поставщиками широко обсуждался в соцсетях, но компания ничего улаживать не собиралась. В пресс-службе просто заявили, что большая часть продавцов «поддерживает участие в акции, так как с каждым годом она демонстрирует все более высокие результаты В 2019 году оборот продавцов вырос в 2 раза, в этом году мы ожидаем еще более успешных результатов».
2021: Забастовка сотрудников и покупка банка
Wildberries начал работу в Молдове, Германии, Франции, Италии и Испании и открыл офисы в США. Штаты стали 14-й страной присутствия Wildberries, причем все товары поставляются только со складов России.
Летом разгорается новый скандал: с 1 июля в компании ввели новый KPI (систему мотивации и оплаты труда) для менеджеров пунктов самовывоза. В ней за основной критерий приняли скорость обработки поступившего на ПВЗ товара. Люди стали буквально захлебываться в посылках, пытаясь сортировать их до глубокой ночи. Если не работать по 15-16 часов в день, возмущались работники, то проседаешь в зарплате от 10 до 40 тысяч рублей. Создали петицию на Change.org, она мгновенно собрала тысячи подписей.
Была объявлена забастовка: дело в России чрезвычайно редкое. 14 сентября на шесть часов была остановлена работа сотен пунктов выдачи Wildberries. Кампанию поддержали пункты в десятках городов России: Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге. Wildberries, чтобы унять разрастающийся скандал, доплатил недовольным до средней зарплаты. Новые KPI также были отменены осенью.
Петицию подписали более 40 тысяч человек
Маркетплейс стал по-настоящему большим игроком, вошел в десятку самых популярных сайтов в России. И самых влиятельных. Компания не боится конфликтовать с международными платежными гигантами и летом объявила скидку на товары при оплате системами «Мир», SberPay и СБП (система быстрых платежей). Объяснили это тем, что комиссии международных платежных систем достигают 2 %, а отечественных – всего 0,8 %.
Visa и Mastercard предупредили работающие с Wildberries банки о возможных штрафах в размере до 25 000 долларов за наценку при оплате международными картами. В ответ Wildberries обвинила зарубежные платежные системы в давлении на российские банки и запугивании. Срок ответа банков международным платежным системам истек, комиссия не отменилась.
А уже 12 ноября появляется новость – Международная платежная система Visa вводит сниженные тарифы за прием карт к оплате для крупных онлайн-магазинов: теперь ее размер составит от 1,2 до 1,5 % от стоимости товара в зависимости от объемов онлайн-продаж. Изменения вступают в силу 1 февраля 2022 года. Бакальчуки опять победили!
Топ-10 российских сайтов по состоянию на ноябрь 2021. Wildberries на девятом месте, обгоняя «Википедию»
2 февраля 2021 года стало известно о смене владельцев банка «Стандарт-кредит». В августе 2021 г. банк «Стандарт-кредит» изменил название на ООО «Вайлдберриз-банк». 100-процентная доля в нем принадлежит Татьяне Бакальчук. Примечательно, что сайт банка выглядит очень странно, будто из начала 2000-х, и его словно не касалась рука дизайнера.
Странный дизайн сайта «Вайлдберриз-банка»
Год еще не закончен, но уже очевидно, что Wildberries расширяется все сильнее. Заключено соглашение с правительствами Тульской и Самарской областей соглашение о строительстве новых складов в этих регионах. Будут созданы десятки тысяч рабочих мест, частные инвестиции в товарный бизнес Wildberries (со стороны продавцов) оцениваются в 22 млрд рублей.
И сколько ни критикуй маркетплейс за скрытность, прижимистость и давление на поставщиков – однако бизнес растет, а количество партнеров не уменьшается. Скорее всего, вы и сами чаще всего покупаете именно на Wildberries.