викинги и варяги в чем разница между ними
ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Кто такие «варяги» и «викинги», и почему последние, при всей своей воинственности и храбрости, никогда не ходили воевать на Русь — Гардарику, весьма многообещающую, с точки зрения наживы, «страну городов»! (Видео)
Набеги этих свирепых рослых воинов потрясали Европу целых 350 лет. Они отличались отвагой, полным пренебрежением к смерти и крайней жестокостью к врагам, и предпочитали добывать золото и славу тяжёлыми, остро отточенными мeчaми.
Впервые они появились в Дании в 725 году — как торговцы, но вскоре навели ужас на европейские города и монастыри. Первые столкновения викингов с местным населением произошли в Англии в 789 гoдy, когда северяне высадились на побережье графства Дорсет и разорили монастырь св. Kyбepтa, а позже атаковали побережье Ирландии, где основали королевство, и подвергли набегам северные территории Шотландии, Данию и Францию.
Грабежам подверглись Гамбург и Руан, Лиссабон и Тулуза, Йорк и побережье Северной Африки. Осада викингами Парижа в 839 гoду вошла во все европейские хроники и отличалась масштабом и жестокостью — город окружило не менее 40 тысяч викингов. Через год в Париже началась чума, и город сдался, откупившись от северных «рэкетиров» грузом серебряных монет.
Что же мы знаем о нравах этих свирепых варваров? Вплоть до XI века викинги оставались язычниками и верили, что погибший в бою воин отправляется в Валхаллу, где обретает новую жизнь и предаётся пирам и сражениям. Те, кто умирал от ран, попадали в объятия богини Фрейи, а погибшие в бою женщины обретали покой внутри священной горы Хёльгафел. Тех, кто умирал от болезни и старости, ждало мрачное подземелье мёртвых — Хёль.
Фото © Public Domain
Викинги были суеверны, боялись плохих примет и проклятий, но насылали их на других с помощью нитсшеста. Нитсшест сооружался из деревянного шеста, на котором вырезались руны проклятий. На шест насаживали голову лошади, а иногда — и человеческую голову, направляли в сторону врага. Отныне враг был проклят, а его боги-покровителя должны были изгнать его с земли, чтобы обрести покой. Согласно «Саге об Эгиле», берсерк Эгиль Cкaллaгpимccoн был изгнан из Норвегии и сделал нитсшест, чтобы проклясть врагов.
Дисциплина у викингов поддерживалась системой жестоких наказаний, самым крайним из которых была смертная казнь — она могла быть почётной или позорной. Часто человека вешали в священной роще, посвящённой богу Одину, у которого было ещё одно имя — Hangatýr, что значило «бог висельников». В его честь вешали не только людей, но и собак и даже скот.
Самой страшной казнью была казнь «кровавый орёл», она упоминается в «Младшей Эдде» и изображена на Стура-Хаммарском жертвенном камне, который был найден на шведском острове Готланд в Балтийском море. Во время казни человека клали на камень лицом вниз, боевым топориком взламывали рёбра вдоль позвоночника, раздвигали их и вытаскивали наружу лёгкие. Человек умирал от болевого шока.
Практиковали и сожжение в срубе — это считалось позорной казнью: так казнили рабов. А в голодные годы викинги убивали собственных детей, выбрасывая их на копья.
Для строптивых противников викинги приберегали особую пытку — хеймнар. Пленному врагу обрубали руки и ноги, затем человека лечили, чтобы не умер, и возили «обрубок» с собой, пугая им несговорчивых врагов. Известно, что так враги поступили с королём Норвегии Мангусом Эpлингccoном.
Арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан в IX веке стал свидетелем похорон богатого викинга и описал обряд погребения. Сначала покойника закапывали в землю на 10 дней. За это время для него шили погребальные одежды, готовили ладью и выбирали жертву — рабыню, которую сажали под охрану и опаивали дурманом.
Версия о том, что славянские народы и народы Скандинавии могли быть родственниками, давно развенчана специалистами ДНК-генеалогии. Викинги не оставили никакого генетического следа в генофонде русских и сами роднёй славянам не были.
Фото © Public Domain
Не выдерживает критики и версия о том, что грабить на Руси было некого, а дикие славянские племена жили в лесах в крайней бедности. Археологические находки свидетельствуют о том, что на месте Новгорода люди жили с VIII века, на месте Изборска и Старой Ладоги — с VI века, на месте Мурома — с начала I тысячелетия. (О том, что нашу страну, Русь, викинги называли Гардарикой — «страной городов», а города — это всегда место развитой цивилизации, где можно ХОРОШО ПОЖИВИТЬСЯ, мы писали выше — ред.)
К концу X века на Руси было не менее 60 крупных городов. С русскими князьями мечтали породниться градоправители многих стран. Князь Владимир Святославич был женат на византийской царевне Анне, дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, а сыновья Изяслав и Святослав были женаты на европейках — первый на сестре польского короля Гертруде, а второй на австрийской принцессе Оде. (О матримониальных делах, связанных с нашими князьями и их детьми, речь пойдет ниже — ред)
Тем не менее, археологические находки свидетельствуют о том, что на Руси викинги бывали.
Остаётся лишь один вариант — что с VIII по X век с русскими не могли соперничать даже викинги. Возможно, что ещё раньше появления викингов на севере Руси существовало государственное образование русов, которых греки называли варягами (варангами), европейцы — путали с викингами и именовали норманнами, а в Киеве их звали мурманами (это, скорее всего, видоизмененное «норманн». Кстати, название города Мурманск вам ни о чем не говорит? — ред.)
Именно из племени русов-варягов были призваны князья: Рюрик — в Новгород, Синеус — на Белое озеро, а Трувор — в Изборск; и как пишет автор «Повести временных лет», «…от тех варягов и прозвалась Русская земля». Русом был и киевский князь Вещий Олег, который «прибивал свой щит» на врата Царьграда — то есть брал Константинополь. (В том, что варяги — это южнобалтийские славяне, а никакие не норманны-скандинавы, нисколько не сомневался и наш выдающийся гений-ученый М.В. Ломоносов, «бивший за это морды» приглашенным немецким «ученым» в Российской Академии наук, которые всеми силами устанавливали «норманнскую теорию» появления Русского государства, а также известный деятель более позднего русофильского движения А. С. Хомяков. Интересно почитать на эту тему и лекции В. О. Ключевского: в одной из них, в частности, описывается возвращение домой известного по скандинавским сагам Олафа Святого, который до этого 20 лет прослужил у князя Вальдемара (св. Владимира) и который после шторма был прибит к южнобалтийскому берегу, где правила княжна со славянским отчеством. Так вот, он представился ей… русским купцом (к тому времени он уже хорошо владел русским языком), а отнюдь не норманном-викингом и воином, зная, по всей видимости, о не очень хорошем (скорее всего, именно на тот момент) отношении балтийских славян-варягов к северным соседям по Балтике — норманнам-викингам! — ред.)
Кадр из сериала «Викинги»/ © Кинопоиск.
Служили русским князьям и искали невест. При всей жестокости скандинавы питали слабость к женскому полу и в современном понимании были подкаблучниками. Они проливали слёзы из-за несчастной любви и слагали в честь любимых романтические поэмы.
Убийство женщины ставило убийцу вне закона. За изнасилование женщины у викингов полагался огромный штраф. Если женщина считала брак неудачным, она имела право на развод, а над мужчиной смеялась вся родня.
Ярослав отказал Харольду, указав на его бедность и отсутствие удела. Тогда Харольд с дружиной ушёл в Константинополь, где на 10 лет стал наёмником, воевал на Балканах, на Ближнем Востоке, участвовал в заговорах. Во время службы он сочинял Висы Радости, в которых горевал, что не может заслужить любовь избранницы.
По причинам, описанным выше, кровожадные норманны с севера, от которых веками стонала вся Европа, воевать на Русь не ходили. Они приходили в Гардарику (на Русь) служить в княжеских дружинах, набираться воинского опыта и… свататься к княжнам!
Делалось это для закрепления династических связей с сильными и богатыми русскими князьями, на помощь которых в случае военных конфликтов хотели бы рассчитывать скандинавские и германские женихи.
Умила, дочь Гостомысла, бабушка Рюрика
Первой русской женой князя викинга-варяга (о том, что варяги, южнобалтийские славяне частенько принимали участие в походах норманнов-викингов, смотрите в видеосюжете, размещенном ниже. Собственно, само понятие «викинг» означает не название народа, а тех, кто «отправился в поход», «стал гребцом на судне», «воином, ушедшем в набег» — ред.) стала дочь новгородского князя Гостомысла, которую тот отдал замуж за князя Годслава. Годслав увёз Умилу к себе на южный берег Балтики. О самой Умиле историки знают немного.
Её отец — Гостомысл — был последним представителем великой династии новгородских князей. Умила родилась от второй жены Гостомысла — словенки Руяны, на которой он женился в 804 году. Руяна родила ему двух дочерей и сына. Кроме того, у князя были дети от первой жены — скандинавки. Однако так вышло, что сыновья погибли в битве, а князь состарился и детей иметь уже не мог — «жёны его не рождали».
На фото справа: князь Гостомысл, отец Умилы.
Тогда по славянским традициям он совершил поездку в Хольмгард (Новгород), там Гостомысл хотел спросить волхвов о том, кому же передать власть. Он принёс щедрые жертвы богам и одарил золотом вещунов. В ответ те стали твердить князю, что наследует ему потомок его же рода. Ответ этот не устроил Гостомысла, и он отправил послов «в земгалы», но и земгальские волхвы ответили то же самое: что наследником станет потомок от князя!
На фото слева: князь Гостомысл на смертном одре.
И тогда князю приснился вещий сон о том, как из чрева его дочери Умилы, жены Годслава, произрастает огромное ветвистое дерево — «от плода же его насытятся люди всей земли». Перед смертью новгородский князь созвал старейшин от всех народов, среди которых были и словене, и дреговичи, и чудь, и мерь, и заручился их согласием на то, что они пригласят княжить в Новгород его внука Рюрика. После смерти Гостомысла воля князя была исполнена, и его Рюрик сел княжить в Новгороде.
Олисава — дочь Ярослава Мудрого
Мы уже писали выше о том, как одну из дочерей Ярослава Мудрого сосватал викинг из Норвегии Харальд Сигурдарсон — об этом говорится в саге «О Харольде Суровом». В ней русского князя именуют Яйцерливом, а его дочь Елизавету — Олисавой или Еллисив (Эллисив).
Согласно саге, Харальд увидел свою будущую жену, когда ей было десять лет, а ему — 20. Это вполне соответствует историческим данным: Елизавета появилась на свет в 1022 году, а Харальд родился около 1015 года, то есть разница в возрасте составляла семь-восемь лет.
На фото справа: Елизавета Ярославна и Харальд III Суровый. Фрагмент витража в соборе Святого Магнуса (Керкуолл).
Юный Харальд вместе с другими викингами нанялся в дружину к Ярославу и в 1031–1034 годах принял участие в походе на Польшу. Очевидно, Харальд уже тогда мечтал взойти на норвежский престол. Предпосылки к этому были — он происходил из рода норвежского короля Харальда Прекрасноволосого, а его отец, Сигурд Свинья, приходился норвежскому королю Олафу Святому (о том, что он в свое время тоже служил в дружине киевского правителя — св. князя Владимира (Вальдемара) мы также упоминали выше — ред.) отчимом. Поэтому Харальд решил жениться на Елизавете и заручиться поддержкой богатого и могущественного тестя.
На фото слева и внизу: полный вид этих витражей в соборе Святого Магнуса (Керкуолл). На первом изображены все четыре дочери Ярослава Мудрого, каждая из которой стала королевой в разных странах.
Князю Ярославу сватовство не пришлось по душе, он указал варвару с севера, что тот беден и у него нет своей земли. Но Харальд был упорен и договорился, что, пока Елизавета подрастает, он постарается разбогатеть.
Полученное от ромеев золото он отсылал Ярославу в Киев — на хранение. Это позволило ему сохранить богатство: когда в Константинополе произошёл переворот, Харальду пришлось бежать. Позже он ходил войной на Царьград вместе с новгородским князем Владимиром.
Долгие десять лет скитаний Харальд сочинял «Висы радости», в которых воспевал красоту девушки из Гардарики (Руси), которая никак не хочет полюбить сурового викинга.
На фото слева: русская красавица-княжна.
Между тем, выбора у Елизаветы не было. Как примерная христианка, она послушалась своего отца, и вернувшийся из походов Харальд увёз молодую жену в Норвегию. Очевидно, венчаться им пришлось по православному обряду, а Харальду перед этим потребовалось креститься.
Вернувшись домой, он вскоре стал соправителем Норвегии с королём Норвегии и Дании Магнусом, а после того, как Магнус очень быстро умер, остался полновластным правителем страны.
Елизавета родила королю Харальду III Суровому двух дочерей, но викинг быстро женился во второй раз на норвежке Торе Торбергсдаттер из клана Гискеэттен, которая подарила королю двух сыновей.
Ингигерд, внучка Ярослава
Ингигерд Харальдсдоттир — дочь Харольда II Сурового и Елизаветы Ярославны — стала ещё одной желанной женщиной для правителя-викинг. Породниться сразу же с королями Норвегии и с русскими князьями возжелал датский принц Олаф I.
Как раз в это время между Данией и Норвегией был заключён мир, брак должен был закрепить его. В браке с Олафом у Ингигерд родилась дочь Ульфильд.
На фото справа: датский король Олаф Голод, добровольно принесший себя в жертву…
В 1085 году Олаф взошёл на датский престол, но царствование его было омрачено двумя вещами — усилением местной языческой знати и голодом. Его так и прозвали — Олаф Голод. Несмотря на то что он был человеком незлобивым и примерным христианином, подданные принесли его в жертву богам, чтобы голод окончился. Датский летописец Саксон Грамматик писал, что король сам согласился, чтобы его убили, чтобы искупить «грехи страны». После убийства Олафа его тело расчленили и развезли по всей Дании.
После смерти мужа Ингигерд снова вышла замуж — за шведского короля Филиппа Хальстенссона, но сумела пережить второго мужа и умерла в 1120 году.
Агафья — жена Эдварда Изгнанника
На фото слева: Эдуа́рд Изгна́нник. Деталь генеалогического древа из рукописи «Генеалогическая хроника английских королей». Фото © Wikipedia.
Но Олаф, который дружил с их отцом, пожалел сирот и отправил детей туда, куда руки Кнуда Великого дотянуться не могли, — в Киев, тем более, что жена князя Ярослава приходилась им тёткой, а Олаф сам однажды прятался в Киеве от врагов.
На родину Эдвард Изгнанник вернулся лишь в 1057 году. Он был не один — вместе с молодой и красивой русской женой, которая, по одной из версий, могла быть дочерью князя Ярослава, возможно внебрачной, или же его близкой родственницей. Звали её Агафья, или, если по-европейски, Агата. Есть предположение, что она была не просто из рода Рюриковичей, но имела родственные связи с императором Священной Римской империи Генрихом III.
К сожалению, Эдвард умер в Англии, а следы его жены Агафьи (Агаты) затерялись где-то в Шотландии. Есть предположение, что она родила принцу двух сыновей, которые стали шотландскими королями Давидом и Александром. Однако шведские хроники это опровергают.
Случаи женитьбы викингов и славян были не единичными. Татищев в своих выписках из Иоакимовской летописи указывал, что некий шведский король Галдан имел русскую жену — дочь короля Гардарики. Сын короля Дании Эрика I Кнуд Лавард был женат на дочери князя Мстислава Владимировича — Ингеборге Киевской.
На фото справа: дочери Ярослава Мудрого. Фреска XI века, которую мы уже размещали выше.
Русские князья женились на скандинавских женщинах. Ярослав Мудрый имел в жёнах шведку Ингигерду — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. Кстати, жена самого Олафа тоже была славянкой и звали её Эстрид Ободритская.
Один из сыновей Ярослава взял в жёны германскую принцессу Оду, князь Илья Ярославич был женат на Эстрид Датской, дочери Свена Вилобородого.
Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля
Связи Скандинавии с домонгольской Русью были невероятно крепки: первые правители Руси были скандинавами, и даже само слово «русь» — древнескандинавское. Федор Успенский, Савва Михеев и Виталий Рыжов рассказали о самых ярких приметах давно забытой дружбы — от рунических надписей на территории Руси до искаженного имени «Святополк» в «Карлсоне»
Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси
Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.
Время с середины VIII века и до середины XI века принято называть эпохой викингов. Древнескандинавское слово vikingr (первоначально — «житель портового города») обычно использовалось в значении «пират». В середине первого тысячелетия н. э. восточные славяне селились в основном на территории современной Западной и Центральной Украины, Южной Белоруссии. Славяне были в первую очередь земледельцами. К VIII веку восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины, дойдя на востоке до земель финно-угорских племен мери и муромы, а на севере — до побережья озера Ильмень и реки Волхов, соединяющей Ильмень с Ладожским озером. Здесь, в Ладоге и в округе Новгорода, в VIII веке произошла первая встреча восточных славян со скандинавами. Освоение обширной малозаселенной территории Восточно-Европейской равнины, торговля и войны с соседями (в первую очередь — с Византией), постепенное приобщение к христианской цивилизации привели к появлению государства Руси. Основным языком общения для различных этнических групп стал восточнославянский (древнерусский). Во главе государства оказалась скандинавская по происхождению княжеская династия Рюриковичей. В качестве государственной религии в конце X века было избрано христианство по греческому образцу.
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Viking Ship Museum, Norway
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Viking Ship Museum, Norway
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway
Призвание варягов
В XI веке на Руси стали задумываться об истории своего народа. Начали составляться летописи. Описывая события далекой древности, относящиеся, вероятно, ко второй половине IX века, киевский летописец впервые записал легенду о призвании варягов. Согласно легенде, восточнославянские и угро-финские племена, жившие в северной части Восточно-Европейской равнины (словене, кривичи, меря и чудь), платили дань пришлым скандинавам- «варягам», затем изгнали их «за море», но начали непримиримо воевать друг с другом, поэтому решили вместе отправить за море посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, приходите княжить и владеть нами». И пришли три брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске.
Ярослав Мудрый и его скандинавские потомки
Женой его была Ингигерд, дочь конунга Олава Шётконунга. Дочь Ярослава Елисавета (или, на скандинавский манер, Эллисив) стала женой норвежского конунга Харальда Сурового — одной из ключевых фигур в истории скандинавских отношений с миром того времени. От русско-скандинавского брака был рожден правнук Ярослава — сын Владимира Мономаха Мстислав (по сагам — Харальд). Впоследствии Мстислав-Харальд взял в жены дочь шведского конунга Кристину. Дочь Мстислава и Кристины — Маль(м)фрид — вышла замуж за норвежского конунга Сигурда Крестоносца, а после стала женой датского правителя Эйрика Незабвенного. Другая дочь Мстислава — Ингибьёрг — вышла замуж за претендента на датский престол Кнута Лаварда. Все эти браки описаны в исландских королевских сагах, а также в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» Адама Бременского и «Деяниях датчан» Саксона Грамматика.
Легенда о призвании является типичной записью народного сказания. Подобные по содержанию легенды известны у многих народов севера Европы. Наиболее близок к древнерусской легенде рассказ саксонского историка Видукинда Корвейского о призвании саксов бриттами. В «Деяниях саксов» Видукинда, написанных во второй половине X века, жители Британии говорят своим будущим захватчикам: «обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти».
В чем же историческое зерно, из которого была выращена легенда о призвании? С VIII века на землях, населенных восточными славянами, появляются скандинавские воины, купцы и ремесленники, а в IX веке власть над этими территориями попадает в руки скандинавской княжеской династии Рюриковичей. К XI веку сказание об этих важнейших исторических событиях под влиянием многочисленных образцов обретает форму легенды о призвании варягов, донесенной до нас летописцем.
Что значат слова «русь» и «варяг»?
В IX веке в Европе и на Востоке стало известно о народе «русь», живущем на Восточно-Европейской равнине и происходящем из Скандинавии. Когда послы этого народа попали в Ингельгейм Современный Ингельхайм-ам-Райн — город в Германии, районный центр, расположен в земле Рейнланд-Пфальц. в 839 году, император франков Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, выяснил у них, что они происходят из Швеции. Византийский император Константин VII Багрянородный, описывая днепровские пороги в середине X века, последовательно приводит их названия на трех языках: русском, славянском и греческом. «Русские» названия читаются по-древнескандинавски.
В результате длительных споров большинство языковедов сошлись на том, что слово «русь» восходит к древнескандинавскому слову «rōþ» — «отряд, участвующий в походе на гребных судах». В этом ответе на «русский» вопрос лингвистика и история находят взаимную поддержку, ведь именно такими гребцами ступили на земли восточных славян первые скандинавы. В сказаниях русской летописи о князьях, правивших в X веке, русь и славяне упоминаются по отдельности.
В течение XI века это различие сходит на нет, а связь слова «русь» с выходцами из Скандинавии забывается, и оно становится самоназванием восточных славян. Когда слово «русь» теряло свое древнее значение, на смену ему пришло слово «варяг». В древнерусских текстах оно применялось ко всем выходцам из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. При этом их происхождение из той или иной части Скандинавии русскими книжниками не фиксировалось. Само слово «варяг» происходит из древнескандинавского слова «væringr», использовавшегося в исландских сагах в значении «воин-наемник на службе византийского императора».
Торг в стране восточных славян. Картина Сергея Иванова. Иллюстрация из книги «Картины по русской истории» Иосифа Кнебеля. 1909 год © Wikimedia Commons
Путь «из варяг в греки»
Главной торговой артерией для скандинавских и русских купцов тех времен был знаменитый путь «из варяг в греки», или «Восточный путь». Сначала он использовался варягами-скандинавами для грабежей и набегов, но позднее пришло осознание, что вести торговлю выгоднее, нежели разбойничать.
Варяги
О термине «варяги» в ученой среде до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии. Принято считать, что «варяги» — выходцы из Скандинавии и их потомки, смешавшиеся с местным (русским, прибалтийским, финно-угорским) населением. Даже о личности Рюрика и его потомков ведутся споры: одни утверждают, что он происходил из свейских (шведских) племен и был выходцем с острова Рюген, другие отстаивают его прибалтийское происхождение из восточных славян или из финно-угорцев, третьи же говорят об исключительно славянском происхождении этого исторического персонажа. Существует версия, что под «варягами» на Руси понимались выходцы как из скандинавских стран, так и уроженцы Прибалтики, выбравшие для себя путь торговцев/разбойников/наемников.
В Повести временных лет говорится, что торговый путь этот шел «Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (Неву) в море Варяжское (Балтийское)». Относительно описанного в летописи пути у некоторых исследователей существуют сомнения: например, волок от Днепра до Ловати невозможен, так как их верховья нигде не соприкасаются. Считается, что в Повести временных лет пропущен некоторый отрезок пути.
Внешняя торговля и ее обеспечение, в том числе и в качестве транзитного центра, действительно была едва ли не главным стержнем существования Киевской Руси. Вдоль всего Восточного пути располагались деревни, обитатели которых занимались исключительно изготовлением и поставкой необходимой для судоходства продукции.
Товарооборот на всем протяжении пути «из варяг в греки» отлично иллюстрирует структуру внешней торговли того времени: основой ее были предметы роскоши, сырье и рабы.
Потребность Византии и арабских стран в рабах была высокой. Из них тренировали воинов-телохранителей, использовали для плотских утех и в качестве прислуги. При этом ценились именно рабы-«сакалиба», то есть из северных стран. Скандинавы не преминули воспользоваться имеющимся спросом и поставили работорговлю на широкую ногу. Участившиеся набеги на Западную Европу и Британские острова одной из целей имели как раз захват рабов. Правда, уже в XI веке спрос на рабов с Севера падает. Крещение Руси и прилегающих к ней территорий приводит к христианизации местного населения, и византийцы постепенно отказываются покупать рабов-христиан. Да и начавшиеся тогда крестовые походы открывают новый канал поставки живого товара в Константинополь. Тогда же путь «из варяг в греки» начинает приходить в упадок, причем из-за множества сложившихся вместе факторов. Между русскими князьями учащаются междоусобицы, и контроль над различными отрезками торгового пути становится важным инструментом в этой борьбе.
В XI–XII веках сухопутная торговая артерия из Германии и Польши через города Галицкой Руси становится более значимой, чем старый, трудный и опасный водный путь. Немалую роль сыграла и усилившаяся обособленность Новгорода, которому самостоятельная морская торговля на Балтике приносила несравненно большую прибыль, нежели посредничество на Восточном пути. Постоянные набеги половцев на ослабленные княжескими междоусобицами русские земли также не способствовали популярности и развитию торговой артерии. Но окончательную точку в истории пути «из варяг в греки» поставили ордынцы, захватив Нижнее и Среднее Поднепровье и отрезав пути на юг для северян.
Скандинавские имена русских князей
Скандинавские имена на Руси и в особенности у русских князей — это очень важный аргумент в пользу того, что все-таки скандинавское присутствие на Руси было. Особенно они показательны с точки зрения скорости их адаптации — они ведь довольно быстро «обрусели» и попали в собственно русский именослов. Часть из этих имен, конечно, дожила и до наших дней: это привычные Олег, Ольга и Игорь. Огромный слой скандинавских имен мы находим в источниках, например в договорах Руси с греками X века, и по ним мы видим, что многие из скандинавских имен так и не задержались на Руси. Они единожды появляются в текстах договоров, но, судя по всему, в местной традиции имянаречения не остаются.
В то же время княжеские имена (а часть из них по происхождению — скандинавские) очень быстро перестали восприниматься как иностранные. Главное, что это имя носил твой правивший предок; скандинавское же это имя или славянское — тут мы вкусы и предпочтения князей реконструировать не можем. Первый признак того, что династия «обрусела», мы видим уже в третьем колене: у сына Игоря славянское имя Святослав. Это не значит, что у него не было скандинавского имени: некоторые русские князья носили скандинавские имена как дополнительные. История просто не сохранила второго, возможного имени Святослава, в то время как Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, например, в иностранных источниках известен исключительно как Харальд.
Позолоченная медная пластина, изображающая датских солдат на корабле под командованием Вальдемара Великого. Дания, XII–XIII века © De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti / Bridgeman Images / Fotodom
Браки
В X–XI веках Русь находилась в очень близких отношениях со скандинавскими странами: русские князья выдавали своих дочек в Скандинавию, и наоборот. Впрочем, о шведских или датских принцессах, вышедших замуж за русских князей, мы знаем гораздо меньше — в основном потому, что в русских летописях вообще о женщинах писали не слишком много. Самый знаменитый русско-скандинавский брак XI века — это брак Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерд, при этом Ингигерд даже не упомянута в летописи по имени. Почти случайно мы узнаем, что на Руси ее называли Ириной: митрополит Илларион в проповеди, обращаясь к уже умершему Владимиру Святому и перечисляя, сколь многое свершилось со времени его кончины, говорит: «Посмотри, какая у тебя сноха Ирина». По всей видимости, шведское имя Ингигерд показалось ее славянскому окружению чужим.
Амулеты
с молотом Тора
О расселении и ассимиляции скандинавских путешест-венников и торговцев на территории Руси могут свидетельствовать многочисленные археологические находки. Так, о скандинавском присутствии на Руси говорят амулеты в виде «мьёлнира» — молота Тора, которые обнаруживались в Старой Ладоге, Новгороде, Рюриковом Городище, в Гнёздове под Смоленском, в районе Ярославля и Ростова Великого. В большинстве своем эти амулеты относятся к восточно-скандинавскому типу, что может свидетельствовать именно о свейском (шведском) расселении на территории Древней Руси.
Вероятно, много браков русских со скандинавами, династических и нединастических, было заключено в конце X — первой половине XI века. Потом Рюриковичи стали проявлять больший интерес к другим странам, но уже в первой половине XII века Мстислав Владимирович Великий (во всех иностранных источниках известный как Харальд) двух своих дочек выдает замуж в Скандинавию. Одна из них даже стала матерью знаменитого датского короля Вальдемара I Великого, причем имя Вальдемар (= Владимир) появилось тоже не случайно: по-видимому, рожать она вернулась на Русь и назвала младенца в честь прадеда, Владимира Мономаха. Не исключено, что произошло это потому, что, пока она была на Руси, отца ребенка убили, и Мстиславна связывала дальнейшую судьбу сына с Русью, а не с Данией.
В 1054 году произошло разделение церквей, но заключению династических браков появление схизмы не помешало — отчасти потому, что сам факт разделения церквей люди игнорировали еще очень долго, по-видимому, вплоть до конца XII века. И хотя в древнерусских источниках сохранился, например, призыв иерарха церкви к русским князьям не жениться на латинянках и вообще на иностранках, этот призыв явно остался неуслышанным.
Откуда у Руси и Скандинавии такая близкая связь? Она во многом обусловлена географией: в каком-то смысле это как жениться на женщине из соседней деревни. Впоследствии эти связи сами по себе становятся системообразующим признаком: Русь, постепенно отдаляясь от Скандинавии культурно и политически, долгое время сохраняла с ней отношения. У многих русских правителей там была родня, пусть и все более и более дальняя.
Кем ощущали себя «русские скандинавы» вроде сына Рюрика Игоря или княгини Ольги (о которой мы знаем до обидного мало, но которая, возможно, тоже имела скандинавские корни, ведь Ольга, как и Игорь, — это скандинавское имя)? Где была их настоящая родина? На этот вопрос довольно сложно ответить. Возможно, один из показателей — то, что своих детей они стали называть славянскими именами. Появление в династии Святослава Игоревича — это свидетельство того, что его родители, пусть и ощущая себя скандинавами, правят уже здесь, живут здесь, собирают здесь дань и связывают свое будущее и будущее своего рода с Русью.
Корабли Вильгельма Завоевателя. Фрагмент гобелена из Байё. Франция, XI век © Wikimedia Commons
Скандинавские короли при дворе русских князей
Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится
на IX–XI века. Скандинавами были первые русские князья Рюрик, Олег, Игорь. Тысячи скандинавов окружали их. Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края — в первую очередь в Византию, где в конце X века появился корпус варангов — воинов-наемников преимущественно скандинавского происхождения.
Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг То есть король. Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.
Фракийская женщина убивает варяга. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España
Женой Ярослава Мудрого и матерью большинства его детей была Ингигерд, дочь шведского конунга Олава. Их свадьба состоялась около 1019 года, и нельзя сомневаться, что многочисленные шведы находились при дворе Ярослава на протяжении всех лет его правления. Один из родственников Ингигерд, Ингвар, вероятно, участвовал в походе Владимира Ярославича, старшего сына Ярослава и Ингигерд, на греков в 1043 году. Вокруг Стокгольма установлено более 40 каменных стел с руническими надписями по воинам, погибшим в походах Ингвара, которым посвящена и отдельная исландская сага. Тесно связана с Русью судьба Харальда Сурового. Будущий правитель Норвегии бежал к Ярославу в 1030 году после битвы, в которой погиб его единоутробный брат Олав Харальдссон, затем много лет служил Ярославу и византийским императорам, женился на дочери Ярослава и Ингигерд Елизавете и вернулся в Норвегию только в 1046 году, где его племянник Магнус Добрый сделал его соправителем. В 1066 году Харальд погиб в Англии, на завоевание которой отправился.
Скандинавы в народе: руны и имена
Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.
В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.
В Скандинавии же того времени славяне встречались реже, но и обратное влияние славян на скандинавов тоже ощущалось. Так, знаменитое шведское имя Сванте, которое можно встретить у Астрид Линдгрен в «Карлсоне», — это не что иное, как усеченное Свантепулькер, то есть славянское имя Святополк, которое попало в шведский язык, пообтесалось и обзавелось своей краткой формой (как Юра от Георгия). Сейчас это одно из самых распространенных шведских имен. Славянское происхождение имеет, возможно, распространенное в Скандинавии имя Густав (из славянского Гостислав). Дании от Руси достались такие имена, как Бурис и Вальдемар (последнее активно используется до сих пор).
Крещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век © Wiimedia Commons
Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.
Крещение Полоцка
Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.
Любопытен процесс христианизации Руси и Скандинавии. По всей видимости, он шел через скандинавских воинов, купцов и путешественников, многие из которых отправлялись через Русь в Византию служить телохранителями византийских императоров или просто оставались в его войске. Там они нередко крестились (этого мог требовать, так сказать, контракт, поскольку император не желал, чтобы его охраняли язычники) и, возвращаясь, заносили «бациллы» христианства на Русь и на собственную родину. Не случайно в летописях говорится, что многие варяги были христианами еще до того, как Владимиру Святому вообще пришла в голову мысль жениться на византийской принцессе и принять крещение.
Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.
© Werner Forman Archive / Bridgeman Images / Fotodom
Ослабление связей
Вплоть до XIII века отношения Руси и Скандинавии были тесными, если не сказать родственными. Русские правители, начиная с Рюрика, имели скандинавское происхождение — связь эта поддерживалась и то и дело обновлялась династическими браками, торговыми отношениями и наймом варягов в дружины князей. Но стремительные перемены, происходившие как на территории нынешней Швеции, откуда шел основной поток скандинавского влияния на русские земли, так и на Руси, привели к тому, что связи начали ослабевать.
Централизация и укрепление Швеции, а также ослабление раздробленной на удельные княжества Руси сделали северные русские земли лакомым куском для шведских правителей, которые предпринимали разной степени успешности попытки завоевания и военной экспансии на русские земли. Сыграло свою роль ослабление, а затем и прекращение существования пути «из варяг в греки», за счет которого долгое время происходил торговый и культурный обмен между русскими и скандинавами. Различия в разделившихся в то время греческом и римском канонах христианства также не добавляли взаимопонимания и желания сотрудничать.
Монголо-татарское иго заставило русских князей обратить свой взор в сторону захватчиков с Востока, с которыми предпочитали договариваться и дружить, тогда как ранее искали военной поддержки у воинственных свеев.