викинги дневник ательстана что это
Викинги дневник ательстана что это
Ольга, Достоверных источников, подтверждающих существование Рагнара, нет. В основном подробности его жизни и деятельности известны из скандинавские саг, повествующих, как Рагнар промышлял набегами и морским разбоем. Предполагают, что исторический Рагнар (если таковой был) действовал в первой половине IX века и был одним из наиболее влиятельных военных вождей Дании.
Показать полностью. Вероятно, он был сыном Сигурда Кольцо. Прозвище связано с легендой о том, что Рагнар носил особые кожаные штаны, сшитые его женой Лагертой и выступавшие в роли амулета. По другой версии, в детстве, случайно угодив в змеиное логово, выжил благодаря жёстким кожаным штанам.
Важнейшие события, приписываемые Рагнару — нападение на территорию современной Франции и захват Парижа в 845 году, а также нападение на Нортумбрию в 865 году. Во время похода на Париж он якобы возглавлял эскадру из 120 кораблей с 5000 воинов, поднявшихся вверх по реке Сена. Город был захвачен викингами, а западнофранкский король Карл Лысый, чтобы уберечь Париж от разрушения, выплатил огромный выкуп в 7000 фунтов серебра. Хотя Рагнар, держа слово, и оставил Париж без существенных разрушений, но на обратном пути через северную Францию разграбил все местности, которые пересекал. Считается, что захват Парижа Лодброком состоялся 28 марта 845 года.[источник?]
В 865 году, во время экспедиции в Британию, корабль Рагнара сел на мель в Нортумбрии на севере Англии, его войско было разбито, сам он попал в плен и по приказу короля Эллы II был сброшен в яму с ядовитыми змеями, где умер мучительной смертью. Легенды гласят, что, умирая, Рагнар воскликнул: «Как захрюкали бы мои родные поросята, знай бы они, каково сейчас мне, старому кабану!». Таким образом он намекал Элле II, что его сыновья, находящиеся в Швеции, отомстят за отца.
Согласно сагам, многочисленные сыновья Рагнара (Ивар Бескостный, Бьорн Железнобокий и другие) в 867 году вторглись в Англию, отомстили за гибель отца и положили начало датскому завоеванию острова. Сыновья Рагнара пленили и затем казнили короля Эллу, который умер в жестоких мучениях. Королевства Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия были разграблены. В конце концов потомков Рагнара остановил Альфред Уэссекский, разбив их войско в 871 году.
Всем привет, это Tale of Tales канал где я рассказываю о легендах, мифах и героях, а главное разбираю и сравниваю содержание древних текстов с их воплощением в современной культуре.
Сегодня я хочу поговорить о сериальной дружбе ставшей для Рагнара знаковой о своеобразном треугольнике соединившим судьбы трёх персонажей Рагнара, Флоки и Этельстана в единую сюжетную арку. шутка из первого видео. А также о мифологической отсылке казни Флоки и смерти Бальдра
Прототипа подобной дружбы мы с вами понятное дело в сагах не найдём. Однако с прообразами героев всё не так плохо. Персонаж Флоки придуман сценаристами не с потолка, и в его основе лежит история жизни ФЛоки корабельщика который открыл Исландию. И видимо у Хёрста с его командой было достаточно четкое видение того как будет развиваться этот персонаж, в отличие от многих других. В сериале Флоки и правда сначала корабельщик причем искусснейший, что отсылает нас к прозвищу прообраза, а в последних двух сезонах ещё и исландский первопроходец. Биография самого протитотипа крайне скудна на подробности он жил в 10м, был норвержцем и имел семью. Ни о каких титулах и званиях не сообщается. Серьёзным отличием Флоки сериального от его прообраза, является то, что у последнего была полноценная семья с детьми, точное число которых неизвестно. И покорять Исландию он всех их взял с собой, и по пути одна дочь его утонула, а вторая вышла замуж. Кстати да ты всё правильно заметил это другая локация и другая я, пришлось делать досъём, хочешь посмотреть мой следующий где я в полном образе тогда обязательно подписывайся на меня, а чтобы получать массу интересного контента нордической тематики на вк паблик Валькирия, ссылочка в описании. Флоки Корабельщик остался от Исландии не в восторге и по возвращению в Норвегию считал своё путешествие неудачным, однако позже он вернулся туда и прожил до самой смерти. Ательстан… тут всё не так просто… Говоря о монахе мессионере в первую очередь приходит на ум апостол севера Епископ Бремена и Гамбурга а в начале своей карьеры просто монах Ансгар. Он поехал просвящать викингов по собственной воле, никто его в плен не брал и миссия его была весьма успешна. В ту пору скандинавия вступила в так называемый этап двоеверия, когда христианство и язычество соседствовали друг с другом. Роднит Ансгара с сериальным Этельстаном то, что они оба в начале пути были простыми монахами и то что оба знали конунга Хорека. Правда последний сначала пытался Ансгара изгнать, но потом даже приблизил к себе. И вероятно Ансгар заочно мог знать Рагнара того самого из франкских летописей, что был ярлом и подчинялся Хореку, потому что тот король. Но это всё очень тёмные дебри с тонким льдом. Ансгар в отличие от Этельстана прожил долгую жизнь, от веры никогда не отступал, и умер спокойной смертью от старости, а позже был канонизирован.
До того как сценаристы не начали пилить серии ради рейтингов и фанбазы, под каждые маломальски значимые отношения ими закладывался смысл и отсылочки к древнему наследию.
Одной большой такой красивой отсылкой является наказание которое применили к Флоки за то, что тот расправился с Этельстаном. Как вы помните его заточили в пещере на шатком уступе привязав руки к двум противоположным каменным сводам, так что тело его свисало в крайне неудобной позе, а сверху на него непереставая сочилась мерными каплями вода, лишая отдыха и покоя. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь бедного Флоки его жена Хельга стоит над его головой с чашей, чтобы дать тому время для отдыха и сна.
Ровно такое же наказание только с куда более жестокими подробностями применили боги по отношению к Локи, когда тот проболтался что погубил Бальдра. Дело было так.
Если вы знакомы со скандинавским пантеоном не по кинокомиксу Марвел, то знаете, что Локи никакой не приемый взятый в условные заложники сын Одина. Если хочешь разбор по Мстителям и Тору Марвел ставь лайк этому видео. Локи Одину брат, или же побратим потому что они обменялись клятвами и смешали свою кровь. а вот Бальдр действительно сын Одина, более того он его наследник, и в древнескандинаском смысле самый законорожденный сын. Потому что он рожден законной женой Одина богиней Фригг, для сравнения Тор защитник Мидгарда сын Одина от йотунши-земли Ёрд, а потому прав на престол всеотца у него явно меньше, да тот к нему и не стремился.
Бальдр был особенным и очень важным сыном, незадолго до своей гибели он начинает видеть плохие сны и делится этим со всеми на тинге. По версии Снов Бальдра Один очень обеспокоенный этим событием садится на своего коня и скачет в Хелль чтобы поднять из могилы умершую вёльву. байки из склепа прямо таки. Он выспрашивает у неё о будущем которое уготовано Бальдру и узнает о его горькой судьбе. Согласно Младшей Эдде в дело вмешивается мать Бальдра Фригг и берёт со всего живого и неживого клятвы о том, что оно не сможет причинить Бальдру вреда, со всего кроме молодого побега омелы. Да омелы, той самой, помните? Под которой Гарри Поттер целовался с Чжоу.
И казалось бы что может пойти не так? Все боги очень рады за Бальдра они собрались вместе чтобы отпраздновать это и теперь кидаютися в него всякими предметами чтобы проверить его неуязвимость. Вобщем чисто скандинавское развление Бальдра не разят ни камни ни копья. А Локи на всё это смотрит и жгет его сердце лютая зависть. Настолько сильная, что он обратившись женщиной приходит к Фригг и выведывает у неё, что та не взяла клятвы с омелы. Ну а дальше всё просто он берёт тот самый побег превращает его в прут и отдаёт слепому Хёду, брату Бальдра. Хёд отказывается принимать участие в этой игре, но Локи уговаривает его и он метает прутик в указаном направлении, прут как копье поражает Бальдра насмерть.В убийстве естественно обвиняют Хёда и он отправляется вслед за Бальдром в Хель. Хотя фактически Хёд был ни в чем не виноват его обманул Локи, он воспользовался тем что Хёд слеп и направил его руку с копьём. Асы пытаются вернуть Бальдра, но Хель говорит, что отпустит его только если оплакивать сына Одина будет всё живое, весь мир тогда зашелся в плаче и только великанша по имени Тёкк, осталась равнодушна. А под маской этой великанши как указывает Младшая Эдда скрывался сам Локи.
О том, что Локи повинен в смерти Бальдра боги узнают намного позже на пиру у великана Эгира. И вот это отсроченное признание также находит отражение в сериале, где о виновности Флоки в смерти Этельстана было объявлено уже после похода. Локи выгоняют с пира за плохое поведение, но тот возвращается в палаты и разносит своей бранью всех богов. Он там так по всем проходится что эту песнь смело можно назвать средневековой прожаркой, очень жестко по всем гостям, включая Одина и я уже очень горю идеей сделать под эту перебранку отдельное видео.
Ательстан, Бальдр и Рагнарёк
И получается что Бальдр это погибший но от этого никуда не исчезнувший бог будущий царь всего сущего. ведь Рагнарек это не конец света, это просто смена богов, такая вот интересная у скандинавов религия которая предсказала не только судный день и страшную битву, но и то что будет после. А после будет всё тот же мир только с другим мертвым богом.
Сериальная Аллюзия на неизбежность
И главное, я не утверждаю, что скандинавы ассоциировали Бальдра с богом Христиан не в коем случае. Это противоречит историческим данным, согласно которым защитник всех людей ассоциировался с защитником мидгарда то бишь Тором. я говорю о том, что сценаристы, люди творящие современное медиа-пространство сделали такой оммаж. И это прекрасно.
Ну а на этом у меня всё! Подписывайтесь ставьте лайки и пишите свои комменты, я благодарю вас за внимание и пока.
Этельстан
Я не открывал Винланд
Во вселенной есть еще один или несколько персонажей с похожим именем. В данном случае это странник Этельстан. Постарайтесь не запутаться.
Эта страница ранее входила в число лидеров рейтинга, но сейчас утратила свои позиции. Она сохраняет значение для тех, кто впервые знакомится с сериалом и его вселенной.
“ | В каплях летнего дождя я вижу своего Бога, но в буре я слышу Тора, и в этом моя мука. | ” |
— Этельстан беседует с Рагнаром, Выбор |
Этельстан
Прозвища:
Статус:
Причина смерти:
Происхождение:
Род деятельности:
Титул:
Вассальная зависимость:
Отношения:
Братья/сёстры:
Список убитых:
Участие в сюжете
Сезон(ы):
Первое появление:
Последнее появление:
Упоминания:
После разграбления и сожжения монастыря викингами Рагнара Лодброка захваченному в рабство Этельстану приходится жить среди них, стараясь при этом сохранить свои христианские убеждения. Это оказывается непросто, и со временем он начинает сомневаться в своей вере, обращаясь то к Христу, то к скандинавским богам.
Освобожденный Рагнаром от положения трэлла, Этельстан становится его близким другом. Он выступает проводником и толмачом в походах вождя на территории английских королевств, также сражаясь в рядах викингов, хотя и не склонен к военному делу.
Захваченный в плен королем Эгбертом, Этельстан быстро становится его доверенным лицом, а при улучшении взаимоотношений англосаксов и скандинавов пребывает как в Уэссексе, так и в Каттегате.
Этельстана убивает Флоки, который считает бывшего монаха причиной сближения своего народа с христианами и ревнует его к Рагнару.
Содержание
Биография
Предыстория
Этельстан родился в бедной нортумбрийской семье и в очень юном возрасте был отдан в Линдисфарнский монастырь. В служении настоятелю обители, отцу Кутберту, Этельстан находит радость и умиротворение. Он приобщается к христианским добродетелям и посвящает свою жизнь Господу, а также путешествует по нескольким странам Европы, проповедуя слово Божие и изучая местные языки. Монашество спасает Этельстана от лихорадки, унесшей жизни остальных членов его семьи.
Сезон 1
Монах Этельстан незадолго до вторжения викингов.
Незадолго до набега викингов на остров Линдисфарн Этельстан вместе с остальными братьями проводит время в скриптории, переписывая священные тексты и рисуя к ним миниатюры. Разыгрывается гроза и морской шторм, и брат Кенвульф обращает внимание на странную форму туч, по форме напоминающих ползущего змея (искушенный зритель может явственно различить в облаках силуэт ладьи Рагнара Лодброка). Когда видение рассеивается на глазах у испуганных монахов, Этельстан спускается к настоятелю Кутберту и рассказывает ему об этом. Не скрывая волнения, он цитирует пророка Иеремию и связывает небесное явление с предвестием конца света, но святой отец не желает слушать юношу и отправляет его обратно, строго наказав молиться Господу и просить прощения.
Когда шторм проходит и на море спускается туман, один из монахов, проходя вдоль побережья, замечает, как из тумана вырисовывается голова змея и слышит крики на неведомом языке. Это устрашающий нос подплывающего к берегу скандинавского судна, вырезанный из дерева в форме головы дракона, а крики исходят из уст северян. Но монах не тратит время на внимательное изучение: охваченный суеверным ужасом, он на всех порах мчится к родному монастырю и рассказывает настоятелю об увиденном. Не поняв, в чем дело и решив, что на них нападают все демоны ада, монахи немедленно запирают ворота обители, и, укрывшись с настоятелем Кутбертом в молитвенном зале, просят Господа о милости. Более малодушные служители просто прячутся по всем углам монастыря.
Привлеченные тревожным звоном колокола, викинги во главе с Рагнаром Лодброком и Ролло легко находят монастырь, выламывают ворота и проходят внутрь, не встречая никакого сопротивления.
Викинги во дворе Линдисфарнского монастыря.
Пока корабль викингов плывет в родное поселение, именуемое Каттегатом, Рагнар заговаривает со связанным Этельстаном. Монах видит в разорении монастыря наказание, ниспосланное его народу Богом, но язычник сомневается в этом.
В море брат Кенвульф испускает дух, и Этельстан сообщает об этом Рагнару. Скандинавы безо всяких церемоний выбрасывают умершего за борт.
Вскоре удачливая ладья швартуется к причалу Каттегата. Люди встречают Рагнара Лодброка и его команду как героев и разглядывают странных, одетых в рясы пленников с обритыми головами.
Правитель Каттегата, ярл Харальдсон, перед которым вскоре предстает Рагнар, конфискует все привезенное из западного монастыря, разрешив каждому участнику набега забрать лишь по одной вещи из награбленного. Рагнар выбирает Этельстана, полагая, что изучив западный язык и культуру, сможет многого добиться в будущем.
Бьёрн и Гида осматривают Этельстана.
Северянин вместе с Этельстаном, ведомым за поводок из веревки, возвращается в свой дом, где его встречает семья: жена Лагерта и дети, Бьёрн и Гида. Дети с изумлением изучают чужеземца и расспрашивают о его внешности и религии, на что Этельстан дает краткие, сдержанные ответы.
Когда истосковавшаяся по Рагнару Лагерта занимается с ним любовью, супруги прерываются и заходят к Этельстану, читающему Библию в выделенном ему закутке. Они приглашают монаха присоединиться к их плотским утехам, но тот говорит, что священный обет запрещает ему касаться женского тела. Подивившись христианским обычаям, любовники возвращаются в свое ложе.
На следующий день Рагнар расспрашивает Этельстана об Англии, ее городах, правителях и христианской вере (в частности, норманн удивляется тому, что в храмах чужеземного бога столько сокровищ и предполагает, что тот жаден, как Локи), после чего выражает желание изучить язык англосаксов.
Затем воин, прихватив Этельстана, идет в Каттегат (по пути они видят повешенных англосаксонских монахов, убитых либо хозяевами, либо по приказу ярла) и вновь просит у ярла разрешения отправиться в набег на запад. Рагнар делится с вождем информацией о богатом городе, полученной от своего раба, что не нравится последнему. После некоторых размышлений Харальдсон соглашается.
Там они зимуют, проводя вечера в беседах; например, когда Этельстан интересуется скандинавскими богами и представлениями об устройстве мира, Флоки, Хельга, Лагерта и Рагнар охотно рассказывают ему об этом.
Окрепнув, Рагнар вызывает ярла Харальдсона на поединок чести, и, убив, присваивает себе его титул. Так завершается жизнь в изгнании, и Этельстан вместе с семьей новоиспеченного вождя перебирается в медовый зал Каттегата.
Удивляясь скандинавским обычаям, бывший монах присутствует на торжественных похоронах Харальдсона, тело которого отправляют в последний путь на пылающей погребальной ладье. Он расспрашивает о некоторых особенностях происходящего у Рагнара и юного Бьёрна. Последний затем удерживает англосакса, желающего уйти во время ритуального убийства служанки ангелом смерти.
Этельстан на похоронах ярла Харальдсона.
После похорон и вассальных клятв Рагнар вновь отправляется в Англию, а Этельстан остается помогать беременной Лагерте в Каттегате.
Провидец приводит Этельстана в языческий храм.
После присутствия Этельстана на переговорах Рагнара и датского конунга Хорика каттегатский Провидец ведет его в главное капище. Там верховный жрец вопрошает, верен ли бывший монах Иисусу Христу, которому прежде служил. Подобно святому Петру, Этельстан трижды отрекается от своего бога. Но жрец, почувствовав сомнение, берет англосакса за руку и замечает привязанный к ней крест. Смущенный Этельстан убегает из храма.
Когда по заданию Хорика Рагнар отправляется с Бьёрном, Ролло, Флоки, Арном и Торстейном в посольство к ярлу Боргу, Этельстан остается в Каттегате с Лагертой, пережив эпидемию чумы, которая уносит жизни Гиды, Тири и многих других. Этельстан опечален смертью маленькой Гиды, всегда симпатизировавшей ему.
Сезон 2
Рагнар тренирует Этельстана.
Вместе с кораблями конунга Хорика Рагнар и Этельстан достигают западных берегов, однако из-за разыгравшейся стихии викинги теряют несколько судов и сбиваются с курса. После высадки они практически сразу попадают во вражескую засаду, но одерживают победу. Этельстану в его первой битве удается спасти Рагнару жизнь, и после сражения ярл дарит ему священный браслет в знак дружбы и доверия.
Рагнар дарит Этельстану священный браслет.
Допросив с помощью Этельстана пленных англосаксов, Рагнар понимает, что они оказались не в Нортумбрии, а в Уэссексе, совершенно ином королевстве, чей правитель Эгберт, по слухам, хитер и амбициозен.
Продвигаясь вглубь Уэссекса, скандинавы обнаруживают Винчестерский монастырь. Разобравшись с вооруженной охраной, они вступают в обитель, где не находят сокровищ. Флоки тут же выражает недоверие Этельстану, но последний быстро смекает, в чем дело, и, зная об обычаях христиан, предлагает викингам проверить под алтарем, где действительно оказывается спрятан весь драгоценный скарб обители. Там же покоятся мощи святого Бирина, апостола Уэссекского, которые северяне бесцеремонно разбрасывают. Пока идет разграбление, Этельстан рассказывает любопытствующему Рагнару, что такое святость и сотворение чудес. Обыскивая монастырь, Торстейн находит спрятавшихся монахов, а Этельстан, в одиночку изучая скрипторий, случайно убивает молодого монаха с Библией, неожиданно напомнившего ему его самого.
Флоки прерывает диалог Этельстана и Свитхуна.
В этот момент в помещение заходит престарелый настоятель Свитхун, и Этельстан на англосаксонском языке пытается убедить его спрятаться, чтобы спастись от гибели. Услышав родную речь, святой отец понимает, что перед ним бывший соотечественник, ставший отступником. Он грозит Этельстану возмездием, но разговор обрывает Флоки, который забирает старика.
В лагере викингов Флоки насмешливо передает Этельстану Библию, не веря тому, что бывший монах действительно чтит Одина.
Флоки передает Этельстану Библию.
Тем временем король Эгберт устами своего советника, епископа Эдмунда, передает скандинавам приглашение на переговоры. После встречи Эгберта и Рагнара до лагеря викингов добирается Торвард, приближенный Хорика. Он передает, что Каттегат захвачен ярлом Боргом. Силы викингов разделяются, поскольку Рагнар с Флоки и прочими воинами намерены срочно плыть на родину. Хорик предлагает Этельстану остаться, чтобы выполнять роль толмача в переговорах, и тот, несмотря на непонимание Рагнара, соглашается, объясняя это необходимостью налаживания связей с англосаксами.
Когда ладьи Рагнара покидают Уэссекс, Этельстан, уединившись, берет в руки Библию и с ужасом замечает, как страницы истекают кровью. Это оказывается видением, которое быстро проходит.
Епископ Эдмунд и солдаты распинают Этельстана.
Оставив молодого человека при дворе, Эгберт судит женщину, которой муж обезобразил лицо и бездоказательно обвинил в неверности. Король спрашивает у Этельстана, как бы поступили скандинавы в подобной ситуации. Тот отвечает, что будь она свободной женщиной, язычники бы вынесли решение в ее пользу. Несмотря на англосаксонские обычаи, согласно которым мужчина может делать с женой все, что пожелает, Эгберт занимает сторону обвиняемой и отклоняет требование публично заклеймить ее. Благодарность женщины король переадресовывает Этельстану.
Во время Великой мессы, на которой присутствуют король Уэссекса и его окружение, в мыслях Этельстана проносятся фрагменты языческих обрядов в Уппсале и чудится кровь на выточенном из дерева изображении распятого Христа. Когда минует его черед вкусить тела Господня, он украдкой вытаскивает хлеб изо рта, что, возможно, замечает Этельвульф.
После мессы Этельстан молится Богу и просит вновь наполнить его Святым духом. Ему мерещится, как вокруг него, прячась за мебелью и сливаясь с темнотой, шныряет отвратительное черное существо с несколькими рядами длинных, острых зубов. Видение проходит, напугав и ошеломив Этельстана.
Проходит некоторое время. Застав Этельстана за рисованием миниатюр к религиозным текстам, Эгберт заговаривает с ним об искусстве и северных богах. Этельстан рассказывает, что у викингов нет искусства и они используют руническое письмо. Король показывает молодому человеку оставшиеся со времен Рима фрески, которые его люди простодушно считают работами великанов, и в ходе беседы признается, что Этельстан близок ему по духу.
Когда Этельстан остается один, ему кажется, что из его кистей и лба сочится кровь, подобно ранам Иисуса Христа. Видение проходит, когда Этельвульф вызывает его к королю.
Король Эгберт демонстирует Этельстану свою тайную коллекцию.
Эгберт демонстрирует Этельстану секретную библиотеку, заполненную древнеримскими историческими анналами, статуями и прочими артефактами античности. Узнав, что Этельстан знает латынь, Эгберт назначает бывшего монаха хранителем этого места и дает поручение переписать сочинения римских авторов, чтобы они сохранились для потомков. Король также требует сохранить все их разговоры в тайне. Так Этельстан становится приближенным владыки Уэссекса.
До короля Эгберта доходят слухи о приближении флота Рагнара Лодброка и его союзников. Он сообщает об этом Этельстану, сказав, что если Рагнар не прислушается к его доводам, им с Эллой придется сражаться с викингами.
Когда люди Хорика, жаждущего мести, тайно срывают переговоры Рагнара и Эгберта, столкновение становится неизбежным. Вместе с Этельстаном, переводящим древнеримские трактаты, Эгберт обсуждает стратегию Юлия Цезаря. Этельстан не верит тому, что Рагнар мог саботировать переговоры с англосаксами и просит о личной встрече с вождем, но король не пускает его.
Ночью Этельстан, желающий примирения двух сторон, обращается к Христу и молит его не допустить смертей Рагнара и короля Эгберта.
Этельстан обнаруживает Ролло на поле битвы.
После победы Эгберт посылает Этельстана, чтобы тот передал желание короля обсудить новое соглашение со скандинавами.
На время переговоров король Элла добровольно становится заложником северян, в то время как Эгберт удерживает в плену Ролло. Лидерам сторон удается заключить следующее соглашение: викинги получают золото и земли в Уэссексе в обмен на прекращение разорительных набегов; желающие получить большее вознаграждение могут оказать военную помощь ставленнице короля, принцессе Квентрит, в ее борьбе за престол Мерсии. После этого стороны возвращают друг другу заложников и сделка завершается.
Взяв с собой Этельстана, Рагнар и викинги (кроме воинов, нанятых Квентрит) возвращаются в Каттегат, где их тепло встречают близкие.
В честь возвращения союзников в Каттегате устраиваются пиры и празднества. Но пока Этельстан по просьбе Рагнара учит его в лесу молитве «Отче наш», Хорик с большим отрядом вероломно вторгается в Каттегат.
Рагнар повторяет за Этельстаном слова молитвы.
В ходе разыгравшейся битвы Рагнар с помощью верных соратников истребляет своих врагов, став в итоге конунгом данов.
Сезон 3
По просьбе Рагнара Этельстан присоединяется к его следующему плаванию в Уэссекс. С ними плывут ярл Ингстад (Лагерта), Ролло, Бьёрн, Торунн и Флоки.
Король Уэссекса радушно встречает скандинавов и зовет их за пиршественный стол. Этельстан переводит Эгберту слова тех из них, кто не владеет древнеанглийским языком. Достигается следующее соглашение: основные силы норманнов во главе с Рагнаром помогают его союзнице Квентрит вернуть престол Мерсии, а несколько семей вместе с Лагертой и Этельстаном с одобрения короля основывают первое скандинавское поселение в Уэссексе. Эгберт особенно подчеркивает, что Этельстан нужен ему и тот остается, спросив согласия у Рагнара. После пира правитель возвращает бывшему монаху его нательный крест, забытый в королевском скриптории в прошлый раз.
Пока Этельстан собирается, нортумбрийская принцесса Юдифь, жена Этельвульфа, просит позволения прикоснуться к шрамам от стигмат, оставшихся после распятия.
Король Эгберт желает лично сопроводить скандинавских колонистов к месту поселения. В пути двуязычный Этельстан помогает ему выразить восторг Лагертой, которая иначе не поняла бы его речей.
Этельстан и Лагерта путешествуют в компании Эгберта.
Когда телеги поселенцев останавливаются среди плодородных равнин в самом сердце королевства и люди начинают обустраивать хозяйство, Этельстан продолжает помогать Эгберту и Лагерте понимать друг друга. Между королем и воительницей назревает роман.
Улучив минуту, Эгберт собирает скандинавов и англосаксов в одном доме и предлагает Этельстану вместе помолиться Богу, прося Его благословить собравшихся. Это вызывает непонимание среди скандинавских земледельцев, и они демонстративно переходят в другую часть дома, выставив на видное место фигурку Одина. Таким образом, Эгберт тайно начинает раскол среди северян и местных жителей.
Пригласив Лагерту и Этельстана в свое поместье, Эгберт разделяет с ними и Юдифью обед. Последняя спрашивает бывшего монаха об обычаях и верованиях северян, которыми восхищается. Тот рассказывает ей об Одине, а когда Лагерта уточняет, что именно он говорит, Этельстан признается обеим сторонам, что любит как отца скандинавских богов, так и Иисуса Христа.
После обеда Юдифь находит Этельстана в скриптории, и, несмотря на его смущение, просит ее исповедать, оправдываясь отсутствием епископа Эдмунда. Когда они закрываются в исповедальне, Юдифь признается, что в мыслях занималась любовью с мужчиной, который ей не муж. Когда Этельстан уточняет, о ком речь, Юдифь говорит, что это был он и уходит. Становится ясно, что принцесса влюблена.
Вскоре после того, как Этельстан покидает двор и возвращается в скандинавское поселение с Лагертой, раны на его руках вновь открываются.
Лагерта, выучившая древнеанглийский язык, принимает очередное приглашение Эгберта. Вместе с ним и Этельстаном она снова навещает королевское поместье. Монарх показывает воительнице сохранившиеся римские термы и приглашает ее вместе с Этельстаном и Юдифью погрузиться в теплую воду. Когда Лагерта и король переплетаются в ласках, смущенная Юдифь немедленно их покидает; Этельстан следует за ней. В коридоре девушка дает понять молодому человеку, что там же, в терме, желала заняться с ним любовью, делится своими страхами и сомнениями. Этельстан утешает и благословляет ее, и Юдифь отправляется спать.
Эгберт, Лагерта, Этельстан и Юдифь купаются в терме.
В скандинавском поселении Эгберт рассказывает Лагерте и Этельстану, что Рагнар и Этельвульф одержали решающую победу в Мерсии. Этельстан приглашает королевскую делегацию остаться на сев полей, а Лагерта подчеркивает, что это будет сопровождаться жертвоприношением Фрейру. Языческие обряды сильно смущают подданных Эгберта и они начинают роптать, но король пресекает недовольство.
Любовь Этельстана и Юдифи.
Снова оказавшись в королевской резиденции, Этельстан тайно разделяет ложе с Юдифью. Они признаются друг другу в чувствах.
Наконец, победители войны за Мерсию возвращаются в Уэссекс, и король Эгберт устраивает торжественное празднество, в котором помимо него участвуют конунг Рагнар, Ролло, ярл Ингстад, Флоки, Этельстан, король Элла, принц Этельвульф, принцесса Юдифь и епископ Эдмунд. Обнимая навеселе Лагерту и Этельстана, Эгберт гостеприимно зазывает их остаться в Уэссексе, чтобы закончить дела с поселением, однако оба решают вернуться в Скандинавию. Эгберт отмечает, что Юдифь восхищается им. Позже Этельстана подзывает Рагнар, и на щекотливый вопрос друга он рассказывает о своей связи с Юдифью.
Затем Этельстан с Юдифью тайно прощаются, поцеловавшись вне пиршественного зала. Это замечает Флоки.
Когда флот Рагнара и Лагерты приближается к скандинавским берегам, Этельстан рассказывает Рагнару о прелестях Парижа. Флоки, плывущий на соседнем корабле, выражает Ролло свое неудовольствие от наблюдения за ними.
Уже в Каттегате Лагерта предлагает отправить в Уэссекс больше поселенцев. Флоки недовольно отмечает, что они будут работать на христианского короля. Когда Этельстан пытается возразить, рассерженный мастер возмущается тем, что Рагнар всегда прислушивается к этому христианину, ибо Этельстан не может быть кем-либо иным. Этельстан вопрошает, почему же Рагнар тогда не слушает Флоки, и, поднявшись, удаляется.
В Уэссексе Юдифь признается Этельвульфу в том, что беременна, и, поскольку супруги не были вместе, становится ясно, что законный муж не является отцом ребенка. Этельвульф приходит в ярость.
Этельстан рассказывает Рагнару о Париже.
Чертя на песке схему, Этельстан рассказывает Рагнару об устройстве и защитных сооружениях Парижа в меру четкости своих еще монашеских воспоминаний об этом городе.
Беременная Юдифь рожает сына Альфреда, и почти сразу после родов ее схватывают и привязывают к столбу по приказу Эгберта. Публично обвиненную в прелюбодеянии принцессу намерены лишить ушей и носа, как того требуют суровые средневековые законы. Девушка умоляет о пощаде, но отказывается назвать отца ребенка, пока палач не лишает ее правого уха. Тогда рыдающая Юдифь произносит имя Этельстана и Эгберт немедленно прекращает экзекуцию, поскольку считает его святым, а значит, сам Господь может быть причастен к зачатию. Он подавляет протесты униженного Этельвульфа.
На Этельстана меж тем нисходит благодать Господня, и он в порыве чувств выбрасывает подаренный ему Рагнаром браслет в море. Похоже, что украшение символизирует для него не дружбу, а его прежнее языческое мировоззрение.
Этельстан вновь обретает веру в Бога.
Окрыленный, бывший монах прибегает к конунгу и признается ему в том, что вновь обрел веру в Христа. Рагнар довольно смутно понимает восторг друга, но все же рад за него.
Этельстан рассказывает о своем откровении.
Смерть дорогого друга разбивает Рагнару сердце. Поднявшись в горы с телом Этельстана, он в одиночку хоронит его «как можно ближе к его Богу», сокрушаясь о произошедшем. Закончив, он водружает на могилу импровизированный крест из лопаты и грубой деревянной трости.
Рагнар хоронит Этельстана.
Затем конунг обривает голову и надевает крест Этельстана (не из веры, а ради памяти), прося у друга прощения за то, что собирается свершить.
Так заканчивается жизненный путь Этельстана.
Сезон 4
Призрак Этельстана одновременно предстает конунгу Рагнару в Каттегате и королю Эгберту в Уэссексе. Он напоминает Христа. Призвав к милосердию одного и благословив другого, видение исчезает. Впечатленный, Рагнар освобождает Флоки, жестоко наказанного за убийство Этельстана. Эгберт делится случившимся с Юдифью, предположив, что Этельстан мертв. Девушка плачет, и они обнимаются, с нежностью вспоминая общего друга.
Призрак Этельстана является Рагнару в Каттегате.
Во время второго похода во Франкию Рагнару, плывущему по Сене и принявшему очередную дозу лекарства Иду, предстает грустное видение. Он видит на берегу их старый дом близ Каттегата, Лагерту, Гиду, маленького Бьёрна и Этельстана, все они выглядят как во времена ярла Харальдсона. Любящая жена улыбается ему и ласково манит рукой. Видение проходит.
Сезон 5
Дух Этельстана приносит весть сыну.
Избегая возмездия Великой языческой армии, подросший Альфред и его семья вынуждены скрываться в небольшой рыбацкой деревне на болотах, ведя простую жизнь. Юношу точит неизвестная болезнь, и он тает на глазах. Однажды ему в виде неясного силуэта предстает призрак Этельстана. Пройдя несколько шагов по болоту, Альфред протягивает к нему руку, а затем падает в воду без чувств. Когда Этельвульф вытаскивает едва не захлебнувшегося пасынка, он рассказывает ему и матери о своем видении: Этельстан сказал, что северяне засели в Йорке. Затем Альфред добавляет, что Этельвульф нужен своему народу. Приняв видение за знак свыше, король решает прервать свое изгнание.
После неудачных попыток отбить Йорк Альфред отправляется в восстановленный Линдисфарнский монастырь, чтобы больше узнать о своем отце. Там он заговаривает с новым настоятелем об Этельстане, не раскрывая его имени и деяний. Заночевав в монастыре, молодой принц обращается к покойному отцу и читает «Отче наш». Неожиданно для себя он слышит голос Этельстана, присоединяющийся к молитве. Сын и дух отца завершают ее вместе.
Молитва Альфреда и Этельстана.
Личность и способности
Этельстан в период монашества.
Этельстан прекрасно разбирается в Библии и до появления викингов глубоко чтит ее священные постулаты.
Мастер иллюминирования и каллиграфии, Этельстан с удовольствием работает над священными текстами, которые тогда записывались и оформлялись вручную и только мужчинами.
В бытность свою пилигримом и миссионером Этельстан посещал чужие страны и овладел несколькими иностранными языками, такими, как франкский и древнескандинавский. Он делится своими знаниями с Рагнаром, желающим узнать больше об Англии и Франкии.
Этельстан в скандинавском облачении.
Взгляды Этельстана подвергаются серьезным испытаниям после того, как он сталкивается со скандинавским миром, впервые вторгшимся в страны Западной Европы. Захваченный в рабство, он оказывается в дикой, языческой стране, полной странных и жестоких обычаев. Не чувствуя там присутствия Бога, Этельстан начинает в Нем сомневаться, а затем и вовсе отрекается от Него, присягнув одноглазому Одину, покровителю его друга Рагнара. Тем не менее, даже суровый северный пантеон Этельстан чтит не как скандинав. Он говорит, что любит Одина и страшится Тора, но при этом не мечтает, подобно викингам, попасть в Вальхаллу, умерев смертью храбрых. Увлеченный харизмой Рагнара, Этельстан учится сражаться, и хотя он не проявляет особых дарований в ратном деле, преданность и самоотверженность помогают ему спасти другу жизнь в бою.
Когда Этельстан попадает в плен к королю Эгберту, его мировоззрение вновь переворачивается. Теперь уже христианство пытается пошатнуть, казалось бы, утвердившуюся веру в асов и ванов. Впечатлительному и восприимчивому молодому человеку вновь являются знаки присутствия Господа; окончательно запутавшись, Этельстан впадает в отчаяние. Будучи противником войн и насилия, Этельстан пытается урегулировать конфликтные отношения язычников-викингов и христиан-англосаксов, воздействуя в меру своих возможностей на их правителей; для него это не только борьба за мир и процветание, но и стремление обрести покой в своей собственной душе.
Решив вернуться с Рагнаром в Каттегат, Этельстан, казалось бы, возвращается в лоно язычества, но затем неожиданно для себя обретает благодать Господню и становится убежденным последователем Христа. Увы, длится это недолго, но виноват в этом уже не Этельстан, а Флоки, оборвавший из зависти и ревности его жизнь.
Внешний вид
Молодой человек среднего роста и обычного телосложения. Глаза голубые, волосы темно-каштановые. Этельстан, будучи человеком чувствительным, искренним и честным, обладает не самой яркой, но очень выразительной мимикой. Его застенчивая улыбка всегда тепла, а грусть очень трогательна.
Внешность Этельстана преображается в зависимости от занимаемого им социального статуса, который меняется несколько раз. В начале сериала он одет в долгополую монашескую рясу, а его макушку венчает тонзура; растительность на лице не выражена. Когда он живет со скандинавами в качестве раба, его монашеская прическа и бритое лицо постепенно зарастают, и носить ему приходится простую домотканую одежду; волосы, не достигая большой длины, обычно распущены. После того, как Рагнар освобождает Этельстана, натаскивает его в ратном деле и начинает брать в походы викингов, его вид также изменяется. Сохранив волосы до плеч, Этельстан собирает их сзади, выбривает виски и отпускает бороду средней длины. В бою он носит защитные безрукавные куртки из плотной кожи поверх традиционных скандинавских одежд из крашеной ткани. В период активного сотрудничества Рагнара с королем Эгбертом Этельстан носит то рясу священнослужителя, то простые крестьянские одежды, а окончательно вернувшись в Каттегат, вновь переходит к «скандинавскому» стилю.