видят ли камеры грязные номера
Зима в этом году теплая, слякотная, и некоторые водители не заботятся о чистоте номеров машины, надеясь, что камеры не разглядят под слоем грязи и снега буквы и цифры, чтобы выписать штраф. Причем кто-то прибегает к искусственному загрязнению, чтобы спрятаться от наказания. Но эксперты советуют не надеяться на силу грязи – современные дорожные камеры умеют разглядеть номер и в такой ситуации. Как?
Да, если номер сплошь залеплен грязью, снегом, еще и всё это замерзло, то тогда и камера может не справиться, констатируют эксперты. Правда, всегда есть «но». Бывает, что сквозь грязь виден рельеф, благодаря которому можно прочитать буквы и цифры. Если хорошая освещенность участка, то камера это увидит. Ее «взор» можно сравнить с взглядом человека – если наши глаза увидят очертания и распознают буквы и цифры, то и камера сможет это сделать. Когда камера считывает грязный номер, рождается ассоциативный ряд – электроника полагает, что этот символ похож на 8.
Эксперты приходят к выводу, что передовые комплексы фиксации нарушений ПДД могут считывать и грязные номера, пусть и с некоторыми ограничениями. Искусственный интеллект анализирует изображение, но если вероятность ошибки – более 20 процентов, то такой снимок просто отбракуют, так как его нельзя использовать в качестве доказательной базы. Он может сопоставить полученные данные с маркой и моделью машины, пробить по доступных информационным базам и сделать вывод, что кроется под грязью на госномере авто.
Также улучшает «зрение» камеры инфракрасные блоки, которые особенно хорошо себя показали при распознавании номеров в темное время суток или при плохой погоде. В любом случае водителям не стоит увлекаться и специально пачкать номера, чтобы уйти от штрафа. Дорожные полицейские часто проводят рейды и проверяют машины на предмет чистоты номеров, особенно осенью и весной. И если они поймают машину с грязными номерами и смогут доказать умысел водителя, тогда он может лишиться прав.
«Грязь может запутать камеры». Как распознают нечитаемые номера
Аномально теплая зима принесла на российские дороги грязь, лужи и жижу из мокрого снега. Все это налипает на автомобильные номера и накрепко примерзает. Но водители не спешат протирать таблички, надеясь, что камеры фотовидеофиксации в случае нарушения ПДД их просто не увидят. А иногда специально наносят искусственную грязь, чтобы обмануть комплексы фиксации нарушений. Эксперты предупреждают, что в таких случаях инспекторы ГИБДД могут лишить прав.
Если автомобильный номер плотно покрыт грязью или залеплен снегом, его не распознает ни одна камера, уверен руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин. По его словам, точность работы комплексов зависит от освещенности участка и ракурса, под которым проезжают объекты, но грязь — это главная преграда.
«Грязь иногда дает читаемый рельеф. Но если вы сами, глядя на номер, не можете прочитать цифры и буквы, то и камера этого сделать не сможет, — признался Ласкин. — Особенно если все происходит в темное время суток, а на дорогах много автомобилей — в таких условиях статистика выявления нарушителей обычно падает. Конечно, если госномера лишь немного покрыты грязью, нельзя говорить, что в 100% случаев распознать номер не получится, но чем толще слой грязи, тем ниже процент распознавания».
По словам эксперта, у всех камер работает алгоритм, который в случае сомнений автоматически отбраковывает сомнительные материалы. Тогда они просто не попадают в центры обработки информации. Это делается для того, чтобы избежать ошибочных постановлений. Иногда камера думает, что считала госномер, но она может ошибаться, поскольку все ГОСТы для работы подобных комплексов создавали под автомобили с чистыми номерами.
«Грязь может запутать камеры, ведь их «зрение» очень похоже на человеческое, — объяснил Ласкин. — Так, камера видит цифру, создается некий ассоциативный ряд, принимается решение, что цифра похожа на 8, а это на самом деле 0 с комком грязи посередине. Поэтому в наших камерах алгоритм такой: если устройство номер распознало, но вероятность ошибки выше 20%, эти данные просто идут в поток, например, для сбора статистических данных или же для розыскных мероприятий. В центры обработки они просто не попадут: материалы для штрафов формируются только при уверенности на уровне 99%».
Эксперт признается, что проблема езды с грязными номерами стоит остро и пока с помощью камер не получается фиксировать все нарушения. Прогрессивные технологии, которые предлагалось внедрять при создании госномеров, пока себя не оправдали. К примеру, идея устанавливать в номера специальные чипы не прошла дальше стадии обсуждения. По этой причине сотрудники ГИБДД регулярно проводят рейды и требуют у водителей удалять с табличек снег и грязь. По оценке Ласкина, вопрос грязных знаков окончательно решится только тогда, когда камеры заменят радиовизоры, способные считывать госномера.
В свою очередь, представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов уверяет, что камеры могут считывать даже загрязненные знаки, хоть и с определенными ограничениями. Но в качестве доказательной базы собранные при помощи искусственного интеллекта данные использовать не получится. Информация не подойдет для оформления штрафов, поскольку камеры иногда, как мозаику, по кусочкам собирают данные о госномере автомобиля на всем пути его следования. Искусственный интеллект на этом основании делает вывод, какой у автомобиля номер, но четких фотографий, на которых виден момент нарушения, сделать не получается.
В качестве примера эксперт привел ситуацию с комплексами фиксации, которые замеряют среднюю скорость автомобилей на отдельном участке. Так, все работающие камеры по очереди фиксируют номер автомобиля-нарушителя. Если он загрязнен, искусственный интеллект все равно анализирует каждое изображение, сопоставляет их с базами данных, собирает в единую картину и таким образом «понимает», что это за номер. Камера определяет, что конкретный автомобиль нарушил ПДД, а искусственный интеллект «достраивает» для нее информацию о госномере.
Видит ли дорожные камеры грязные номера?
Содержание:
В 2021 году большую часть штрафов автомобилисты получают уже не на дороге от сотрудника ГИБДД, а по почте с камеры автофиксации нарушений. Однако грязь или мокрый снег значительно снижают их эффективность. Многие водители специально не протирают свои номера, чтобы избежать штрафов, а некоторые даже наносят на них грязь специально. Из этой статьи Вы узнаете, помогает ли это скрыться от камер ГИБДД и что грозит за такие уловки.
Распознает ли камера грязные номера?
Способность камеры зафиксировать нарушение зависит от нескольких параметров:
К физическим преградам можно отнести не только грязь, покрывающую номер, но и снегопад, дождь и другие погодные условия, которые ограничивают видимость и человеческому глазу. То есть, ночью в снегопад на неосвященном участке дороги камера может не распознать номера автомобиля, даже если он проедет прямо перед ней.
По сути, камера фотовидеофиксации видит так же, как человек. Если грязь на номере будет лишь слегка уменьшать контраст между символами и фоном, то камера сможет фиксировать нарушение, по крайней мере, при достаточном освещении. Если же грязь будет нанесена таким слоем, что даже человек бы не разобрал номер, то камера не станет фиксировать нарушение. Алгоритм прибора работает так, что при любых сомнениях фотография просто отбраковывается и не попадает в центр обработки информации.
Чтобы поднять эффективность камер, сотрудники ГИБДД следят за чистотой автомобильных номеров. Управление машиной с нечитаемыми номерами является нарушением и наказывается по ст. 12.2 КоАП. Если же грязь на номер была нанесена специально, то автомобилиста могут не только оштрафовать, но и лишить прав. Подробнее о наказаниях за нечитаемые номера будет далее.
Камеры с искусственным интеллектом
Камеры автофиксации нарушений уже зарекомендовали свою эффективность, однако их ждет еще множество преобразований и модификаций, позволяющих выявлять еще больше нарушений.
Одним из предложений было устанавливать в госномера радиочастотные чипы, которые отправляли бы на камеры сигнал, идентифицирующий автомобиль. По задумке властей, эта технология позволила бы наказывать нарушителей с грязными номерами и многократно повысить эффективность камер ГИБДД. Но пока что установка чипов радиочастотной идентификации осталась на этапе обсуждения, и в ближайшее время они вряд ли появятся в российских номерах.
А вот другая технология – камеры с искусственным интеллектом – развивается намного быстрее и уже применяется на многих дорогах. Внедрение в камеры ИИ позволяет им считывать даже грязные номера без применения всяких чипов. Технология собирает информацию с изображений, отснятых на протяжении всего движения автомобиля в зоне видимости камеры. Сопоставляя фрагменты изображений, камера идентифицирует номерной знак.
Технология искусственного интеллекта применяется при розыске автомобилей, однако выписывать штрафы за превышение скорости на ее основе пока что не выйдет. Дело в том, что доказательной базой нарушения считается именно фотография, на которой виден госномер. Искусственный интеллект же по кусочкам «собирает» символы номера из тысячи фрагментов, соответственно, в ГИБДД нет конкретного изображения, которое они могли бы выслать автомобилисту. Тем не менее, технологии не стоят на месте, поэтому в ближайшее время искусственный интеллект может найти решение этой проблемы.
Наказание за грязный номер: штраф или лишение?
Наказания за грязные номера устанавливаются ст. 12.2 КоАП. Однако серьезность наказаний в пределах одной статьи существенно отличается. Управление ТС с грязными номерами наказывается по ч. 1 этой статьи, которая предусматривает всего лишь предупреждение или штраф 500 руб. Но если инспектор ГИБДД заподозрит, что номера были специально замазаны грязью или средствами, имитирующими грязь, то в ход идет ч.2, по которой водителя могут либо оштрафовать на 5000 руб., либо лишить прав на 1-3 месяца.
Чтобы не попасть на крупный штраф или даже на лишение прав, нужно самостоятельно изъявить желание прочистить номера и, на всякий случай, записать это на видео. А имитирующей грязь краской пользоваться вообще не стоит, так как она оттирается довольно сложно, и инспектор догадается, что номер скрывали специально.
Глава ЦОДД: «Камера не увидит номер, только если его замазать грязью»
В прошлом году в Москве появились камеры, которые фиксируют выезд на загруженный перекресток, комплексы на МКАД начали штрафовать за езду по обочине, а на ТТК теперь наказывают за поворот из другого ряда. Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев подвел итоги работы камер в 2015 году, рассказал, какие нарушения будут фиксироваться в будущем, и объяснил, зачем в камеры заливают «незамерзайку».
— В декабре 2015 г. появилась информация, что в ближайшем будущем камеры начнут фиксировать агрессивное вождение. Как это будет происходить технически?
— Технически камеры готовы уже сегодня работать в таком режиме или потребуется переоснастка?
— Полная переоснастка совершенно не нужна. Скорее, потребуется обновление в настройках и связях между нашими системами и системами ГИБДД.
— В Москве камеры еще не начали фиксировать выезд за стоп-линию, хотя в некоторых регионах такие дорожные комплексы работают уже давно. Почему в столице это появится позднее?
— Если мы что-то начинаем делать, то стараемся выполнять задачу хорошо. Мы хотим, чтобы технология работала безотказно. Мы потратим больше времени на тестирование, определим лучшего производителя, настроим технику таким образом, чтобы минимизировать количество спорных ситуаций, и только после этого начнется установка. Мы хотим выстроить идеальную ситуацию, чтобы нарушители были наказаны, а законопослушные водители не получали штрафы.
— Уже есть понимание, когда такие камеры заработают?
— Эти камеры заработают ближе к концу текущего года. Сначала нам нужно посмотреть на результаты работы «вафельниц».
— По «вафельницам» уже есть какая-то статистика? Как они себя показывают?
— «Вафельницы» показывают себя очень прилично, потому что они очень хорошо разгружают перекрестки. Мы намерены распространять этот проект на другие перекрестки – там, где это будет адекватно. Сейчас у нас три перекрестка с «вафельницами».
— В Москве уже работают камеры, фиксирующие поворот из другого ряда. Особенно показательна ситуация на съезде с ТТК на Варшавское шоссе, где теперь выстраивается длинная очередь из автомобилей в пределах одной полосы. На ваш взгляд, это мера для повышения безопасности или скорее инструмент для борьбы с заторами?
— Получается, что фиксация происходит в полуавтоматическом режиме, когда по фотографии ваш сотрудник определяет, есть там нарушение или нет?
— Система полностью автоматизирована, а ручной труд здесь минимален – это понятно даже по тому объему штрафов, который мы обрабатываем. Есть представитель ГИБДД, который контролирует подобные случаи в соответствии с федеральным законом. Но система выдает практически готовое решение. Это скорее контроль на ошибки, а не контроль конкретного штрафа.
— В прошлом году камеры на МКАД начали фиксировать езду по обочине. Есть методика, как обмануть систему? Автомобилисты советуют друг другу включать аварийную сигнализацию.
— Все подобные хитрости не работают. Камера рисует траекторию – по ней совершенно четко видно, двигался автомобиль с включенной аварийной сигнализацией или нет. Если он ехал с ней по обочине, то нарушал правила дорожного движения.
— Как в таком случае камера определяет тех, кто действительно сломался?
— Если человек сломался, то он на обочине остановился – камера нарисует его траекторию движения, которая в определенной точке закончится.
— Спорных ситуаций не возникает?
— Как технически происходит перенастройка камер в выходные дни, когда можно двигаться по выделенным полосам? Камеры полностью отключаются?
— Камера не отключается никогда – она работает в сложных дорожных условиях 24 часа в сутки. Другое дело – выходные, когда не работают «выделенки». Соответственно, в этот момент компьютер определяет время, когда совершено нарушение, и дальше не пускает штраф по системе. Но, конечно, камеры фиксируют проезд по выделенным полосам и в выходные дни, но штрафы за это не выписываются. Большинство наших камер фиксируют не одно нарушение, а несколько. Соответственно, даже если «выделенка» выключена, то скорость камера в любом случае измеряет. Кроме этого, все комплексы являются для нас также и детекторами транспорта, с помощью которых понимаем, с какой скоростью автомобили движутся на данном участке, какая пропускная способность в конкретной точке.
— Насколько ограничен функционал камер? Какие нарушения они способны фиксировать в будущем?
— По сути, комплексы, которые установлены в Москве, могут фиксировать абсолютно любые нарушения – ограничений практически нет.
— А сколько сейчас муляжей камер в Москве?
— На текущий момент их 150. Если брать по соотношению, то это один к пяти. Настоящих камер сейчас около 800.
— Насколько полезными оказались передвижные комплексы фиксации нарушений?
— Передвижные камеры оказались хорошим продуктом и очень полезным для города. У нас сейчас чуть более 30 таких комплексов – они помогли очень существенно снизить аварийность. Мы их приобретали во многом по просьбе ГИБДД. Вместе с полицией координируем места дислокации этих комплексов. Намеренно делали их максимально заметными со стороны, потому что было важно не количество штрафов, а чтобы поток снижал скорость. Комплексы свою задачу решают.
— На ваш взгляд, правильно, когда автомобилистов предупреждают о камерах при помощи соответствующих знаков?
— Так положено делать с точки зрения закона. Значит, мы это делаем. Я думаю, просто не нужно нарушать, независимо от того, есть там знак или нет его.
— В какие дни недели москвичи нарушают ПДД больше всего?
— Если лето, хорошая погода, сухой асфальт, то некоторые люди считают, что это повод почувствовать себя Шумахером. В такие дни очень много штрафов по скорости. По статистике, пятница летом, когда автомобилисты после рабочей недели торопятся отдохнуть – наиболее проблемный период.
— В Москве начали появляться комплексы «Автодория», которые фиксируют среднюю скорость. Какие у них преимущества перед «Стрелкой»?
— Это разные технологии. Одна камера меряет скорость в моменте, другая делает это по среднему времени прохождения участка. Надо применять и ту, и другую. Мы открыты здесь в сотрудничестве, поэтому попробовали новый продукт.
— Как происходит фиксация в снегопады, когда камеры заметены, а номера – в грязи?
— В ПДД есть пункт, согласно которому водитель обязан ездить с чистыми читаемыми номерами. Камера распознает свыше 99% нормальных номеров, и в целом москвичи довольно законопослушные люди. Если номер залеплен грязью, машина в совершенно неподобающем состоянии, то, конечно, камеры не видят знаки. Автомобилисты, которые пользуются этим сознательно, будут оштрафованы сотрудниками ГИБДД. В ближайшее время мы совместно с ГИБДД планируем провести ежемесячник «Чистый автомобиль», рассчитываем, что дело пойдет.
— А защитные пленки, которые рекламируют в интернете, делают номера невидимыми?
— Пленки на номерах не работают. Камера не увидит номера, только если их снять или замазать толстым слоем грязи. Это все только разговоры. Что можно увидеть невооруженным глазом, то распознает и камера. Более того, благодаря ИК-поддержке камера даже видит немного больше, чем человек.
— В Москве есть специальная служба, которая занимается расчисткой камер во время снегопада?
— Такой службы нет. Камера – сложный технический прибор, который находится в агрессивной среде. У нас есть подрядчик – он в круглосуточном режиме приводит в порядок камеры. Это техническое обслуживание, пополнение бака с жидкостью, протирка особо загрязненных объективов, замена запчастей. Этот процесс не останавливается ни на секунду.
— Представьте ситуацию, когда по крупной улице города едет плотный поток транспорта, и все водители превышают скорость. Сколько автомобилистов способна оштрафовать камера?
— Камера может фиксировать до 60 нарушений в секунду. Даже на МКАД, где около 2 тысяч машин на полосу в час, мы распознаем все проезжающие автомобили. С этим проблем нет.
— Настроены камеры одинаково? Или на МКАД, например, фиксируют только плюс 40 км/ч, а на вылетных магистралях в черте города – плюс 30 км в час?
— Все разговоры о разной настройке камер не имеют ничего общего с действительностью. Если стоит знак 40 км/ч, то штрафуем за скорость 60 км/ч и выше, если 60 – то за 80 км/ч и так далее. Настройки зависят только от ограничения скорости на конкретном участке, но везде лимит, согласно законодательству, одинаковый – плюс 20 км в час.
— Почему в некоторых местах Москвы камеры замотаны полотенцами или черными пакетами? Например, на проспекте Андропова из-за ремонта пустили автомобилистов на выделенную полосу, а камера, установленная в том месте, закрыта тряпками. Не проще ли ее оттуда убрать?
— Перенос камеры – дело довольно дорогое и хлопотное. Если ГИБДД просит отставить камеру на опасном участке и после ремонта дороги, то мы ее не трогаем, а просто изолируем от внешних воздействий. В таком случае лучше дождаться, пока ремонт закончится, и просто включить эту камеру. Камера – это недешевое удовольствие. Каждый комплекс – это связь, выезды и техобслуживание. Камера оснащена баком с жидкостью – проще говоря, «незамерзайкой». Ее нужно постоянно заливать и при сильном загрязнении протирать объективы.
— А для чего камере «незамерзайка»?
— Здесь точно такой же принцип, как у автомобильного стеклоочистителя. Камера чистит объектив самостоятельно – такая конструкция уже давно отработана.
Эксперт объяснил, почему грязный номер на автомобиле не обманет камеру
Весной водителям трудно сохранить автомобильные номера в идеальной чистоте. Однако же сильно загрязненные номерные знаки являются нарушением правил дорожного движения. Об этом в интервью радио Sputnik напомнил исполнительный директор Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» Эльдар Тузмухаметов.
За визуально нечитаемые номера водителям полагается штраф. В то же время грязные номера вовсе не избавляют автовладельца от штрафов, например, за превышение скорости. Современные системы фотовидеофиксации могут распознавать номера машин, даже если они частично или же полностью покрыты грязью. По словам эксперта, с распознаванием частично загрязненных номеров без проблем справляется нейросеть.
«Она способна распознавать модель и марку автомобиля и сопоставлять полученные данные об автомобиле с базой данных всех зарегистрированных транспортных средств. На основании этой информации можно определить номерной знак автомобиля, даже если один или несколько символов на нем не видны», — пояснил Эльдар Тузмухаметов.
Также он отметил, что если на загрязненном номерном знаке различается рельеф символов, то камера прочитает номер по рельефу при помощи встроенной инфракрасной подсветки, позволяющей камере отлично видеть и в темноте.
«Максимальный штраф (5000 руб.) придется платить, если будет установлено, что номер запачкан умышленно, например, так называемой искусственной грязью, которая есть в продаже», — добавил Эльдар Тузмухаметов.
По его словам, такую «искусственную грязь» на знаке легко распознает любой инспектор.
Также Тузмухаметов отметил, что нечитаемые номера могут создать и другие проблемы для автовладельца. В случае угона автомобиля с такими номерами найти его по горячим следам при помощи камер будет гораздо труднее.
Ранее автомобили пьяных водителей в России предложили изымать.