видение семи светильников что значит

Толкование на Откровение 1:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Откровение 1:12 / Откр 1:12

Андрей Кесарийский (ок. VII в.)

Ст. 12−13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом

Голос, который слышал Апостол, не был чувственный, это объясняет он словом обратихся, т. е. оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, ибо духовное слышание и видение означают одно и то же. — Обратившись же, говорит он далее, увидел семь золотых светильников (ниже их называет церквами), а среди них Христа, подобна Сыну человечу (Он вместе и Бог, но не простой человек!) и облеченнаго в подир, как Вышняго, по чину Мелхиседекову Apxиepeя, (Пс. 109, 4). — Был Он препоясан золотым поясом не по бедру, как делают люди для укрощения похотей (им непричастна Божественная плоть), но по груди — при сосцу, чтобы тем самым показать, что и последние меры Божественного гнева удерживаются человеколюбием и что истина опоясует завета сии Владычнии сосцы, которыми питаются верные.- Для означения высшего превосходства, чистоты и нескверности пояс назван златым.

Источник: Толкование на Апокалипсис.

Викторин Петавийский († 303/4)

Ст. 12−13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом

Источник: Толкование на Апокалипсис.

Ириней Лионский († кон. II в.)

Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною

Ни Моисей, ни Илия, ни Иезекииль, имевшие много небесных видений, не видели Бога, а что видели они, было подобием славы Господней и пророчествами о будущем. Очевидно, что Отец невидим, как и Господь сказал: Бога не видел никто никогда (Ин 1:18), а Слово Его, как Он Сам хотел и для пользы видящих, открывало славу Отца и изъясняло Его распоряжения, как и Господь сказал: Единородный Бог, сущий в недре Отчем, Он явил.

И Иоанн, ученик Господа, видя в откровении священническое и славное пришествие Его царствия, говорит: Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

В этих словах он указывает на нечто из славы, [полученной] от Отца — как, например, глава; на нечто священническое — как подир — и потому Моисей дал одежду первосвященнику по этому образцу; и на нечто, относящееся к концу мира, — как халколиван, раскаленный в печи, что означает твердость веры и постоянство в молитве, по причине грядущего в конце времен огненного воспламенения.

Источник: Против ересей.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

и обратившись, увидел семь золотых светильников

Какая Божественная картина! Какие чудные, прекрасные образы! Все — свет, красота и жизнь. О превожделеннейший Иисусе! Сподоби нас, грешных, узреть Тебя во славе Твоей. По описанию славы Твоей, сделанному возлюбленным Твоим наперсником, я гадаю о том блаженстве, какое будут вкушать праведники в Царствии Твоем, наслаждаясь Твоим лицезрением. Да, я верю, что это блаженство будет, несравненное ни с каким земным счастием.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Апрингий († сер. VI в.)

и обратившись, увидел семь золотых светильников

Треножник светильника возносит лампаду света. Ибо никто не может положить другого основания, — говорит апостол, — кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3:11), из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена (Еф 4:16). Это есть та отрасль, о которой сказано: И произойдет отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1). Над этой отраслью расположена лампада. Отмеченная свидетельством единой веры, она может быть зажжена огнем Божественного величия.

Источник: Трактат на Откровение.

Экумений († X в.)

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Семь подсвечников, как Иоанн толкует позднее, есть семь церквей, о которых ему было повеление написать. Подсвечниками же он их назвал потому, что они несут на себе свет славы Христовой. В самом деле, он не называет их светильниками, но подсвечниками. А этому подсвечнику не свойственно светить: но несет на себе то, что может светить. И Христос умным светом освещает Свои церкви. Ведь подобным образом святой апостол увещевает принявших веру: будьте, как светила в мире, содержа слово жизни. Поистине, как это светило не содержит света само по себе, но принимает в себя свет, который поступает извне, так и здесь евангелист видит церкви в образе подсвечников, а не светильников. Ибо сказано о Христе: ты сияешь с гор вековечных, — допустимо предположить, что это сказано об ангельских силах — и опять же по отношению к Отцу: Пошли свет Твой и истину Твою (Пс 42:3). И снова: свет лица Твоего, Господи [спас их]. Соответственно, и причастники божественного света упоминаются то как светочи, то как подсвечники. Золотыми же он называет подсвечники по причине чести и превосходства тех, кто был удостоен принять божественное осияние.

Источник: Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Видение семи золотых светильников указывает на свойство Божественной природы, по которому Бог есть свет (1Ин I:5). Но чтобы удостоиться созерцания этого света, требуется то, что Иоанн выражает словом «обратиться», т.е. отрешиться от мирских попечений, нужно возвести духовные очи горе.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Откр. 1:20

Свт. Андрей Кесарийский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Свт. Феофан Затворник

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Письма.

Свт. Филарет Московский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

В откровении Святого Иоанна видим седмь Ангелов седми Церквей. Можно подумать, что это небесные Ангелы, хранители Церквей.

Но когда слышим, что некоторых из них Дух Христов обличает и угрожает им, Ангелы же небесные не грешат и не подвергаются прещениям, то приходим к той мысли, что под именем Ангелов Церквей заключаются земные блюстители Церквей, то есть епископы.

Речь по рукоположении Преосвященного Филофея, епископа Дмитровского (1849 г.).

Сщмч. Викторин Петавийский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Далее в Своих словах Он поименно называет семь Церквей и посылает им послания, – не потому, что это единственные церкви или предстоятели, а так как Он говорит одной, говорит всем. Ибо нет никакой разницы, говорит ли кто знаменному отряду, – малому числу воинов, – а через него всему войску. И, наконец, Павел учил, что будь то в Азии или во всем мире, семь Церквей [являются образом] всех Церквей и называние семи указывает на единую Кафолическую церковь. Во первых, он сам, сохраняя это [понимание], не вышел за пределы семи, но писал к Римлянам, к Коринфянам, к Ефесянам, к Фессолоникийцам, к Галатам, к Филипийцам и к Колоссянам. Затем он писал отдельным лицам, чтобы не превзойти числа семи. И, подытоживая вкратце свою проповедь, он говорит Тимофею: чтобы знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго (1 Тим. 3, 15). Мы читаем, что еще через Исаию это было предсказано Святым Духом в образе семи женщин, которые схватились за одного мужчину (Ис. 4, 1). Этот один мужчина – Христос, рожденный не от семени. А семь женщин – Церкви, едящие свой хлеб и носящие свою одежду, которые просят снять их позор, чтобы именоваться Его именем. Хлеб же – Святой Дух, который питает в жизнь вечную. Они называют его своим хлебом, потому что он обещан им через веру, а также они говорят: свою одежду (Ис. 4, 1), то есть обещанную им, которой они желают покрыться. О том же говорит Павел: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Сними наш позор (Ис. 4, 1): позор есть первородный грех, который снимается в крещении, и человек начинает называться христианином – это и есть назваться твоим именем (Ис. 4, 1). Итак, помышляй то, что говорится об этих семи Церквах – говорится об одной Церкви.

Ради чистоты их веры и избрания он написал тем, кто трудится в веке сем и живет от плодов своих трудов и терпелив, и, когда видит, каких-либо людей, которые губят и разрушают Церковь, терпит их, чтобы не было раскола. Таковых он увещевает о любви в тех [делах], в которых ослабела их вера, чтобы они покаялись. Или тем, кто обитает в ужасных местах, среди преследователей, но остается верным. Или тем, кто будучи научен смирению, непоколебимо держится веры. Или тем, кто под предлогом милосердия вводит в Церковь недозволенные грехи и других учит так поступать. Или тем, кто расслаблен в Церкви. Или тем, кто из-за своего небрежения является христианом только по имени. Или тем, кто обвиняет тех, кто упражняется в Писаниях и старается познать тайны проповеди, но не хочет творить дел Божиих, то есть милосердия и любви. Всем Он возвещает покаяние, всем предвозвещает суд.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Ириней Лионский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сил: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Путь тех, кто принадлежит к Церкви, пролегает по всему миру, потому что имеет твердое предание от апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера. Ибо все принимают одного и того же Бога Отца и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ, устройство Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т.е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в Ней указывается во всем мире один и тот же путь спасения. Ибо Ей вверен свет Божий, и потому премудрость Божия, через которую Она спасает всех людей, поется при выходе, открыто издает голос по улицам, проповедуется на высоких стенах и постоянно говорит во вратах города (Притч 1:20-21). Ибо Церковь проповедует истину повсюду, и она есть семисвечный светильник, носящий свет Христов.

Против ересей.

Апрингий

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сил: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Трактат на Откровение.

Лопухин А.П.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Источник

семь золотых светильников | семь светильников

λυχνία – 1) подсвечник; 2) светильник.

Если брать более точный перевод, то нужно читать “семь золотых подсвечников”. Словом λυχνία в Септуагинте переводится еврейское слово מנורה (менора). Непосредственно светильник, это λύχνος, что хорошо видно в евангельском тексте:

Никто, зажегши свечу (λύχνος), не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике (λυχνία), чтобы входящие видели свет ( Лк.11:33 ).

Далее, в Откровении, объясняется, что означают эти семь светильников или подсвечников:

семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр.1:20).

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (ум. ок. 945 г.), толкует этот фрагмент так:

Семь подсвечников, как Иоанн толкует позднее, есть семь церквей, о которых ему было повеление написать. Подсвечниками же он их назвал потому, что они несут на себе свет славы Христовой. В самом деле, он не называет их светильниками, но подсвечниками. А этому подсвечнику не свойственно светить: но несет на себе то, что может светить. И Христос умным светом освещает Свои церкви. Ведь подобным образом святой апостол увещевает принявших веру: будьте, как светила в мире, содержа слово жизни. Поистине, как это светило не содержит света само по себе, но принимает в себя свет, который поступает извне, так и здесь евангелист видит церкви в образе подсвечников, а не светильников. Ибо сказано о Христе: ты сияешь с гор вековечных, – допустимо предположить, что это сказано об ангельских силах – и опять же по отношению к Отцу: Пошли свет Твой и истину Твою ( Пс 42:3 ). И снова: свет лица Твоего, Господи [спас их]. Соответственно, и причастники божественного света упоминаются то как светочи, то как подсвечники. Золотымиже он называет подсвечники по причине чести и превосходства тех, кто был удостоен принять божественное осияние[1].

В Ветхом Завете также есть подобные образы. Господь повелел Моисею сделать светильник из чистого золота для Скинии Завета:

И сделай светильник (λυχνία) из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести ветвях, выходящих из светильника; а на [стебле] светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей, выходящих из [стебля] светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под [третьими] двумя ветвями его. Яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из чистого золота. И сделай к нему семь лампад (λύχνος) и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; ( Исх.25:31-37 )

В книге пророка Захарии:

И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник (λυχνία) весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад (λύχνος) на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. ( Зах.4:2-4 )

Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Среди них есть и упоминание о семи светильниках:

видение семи светильников что значит. Смотреть фото видение семи светильников что значит. Смотреть картинку видение семи светильников что значит. Картинка про видение семи светильников что значит. Фото видение семи светильников что значит

[1] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:12

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Толкование на Откровение 1:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Откровение 1:12 / Откр 1:12

Андрей Кесарийский (ок. VII в.)

Ст. 12−13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом

Голос, который слышал Апостол, не был чувственный, это объясняет он словом обратихся, т. е. оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, ибо духовное слышание и видение означают одно и то же. — Обратившись же, говорит он далее, увидел семь золотых светильников (ниже их называет церквами), а среди них Христа, подобна Сыну человечу (Он вместе и Бог, но не простой человек!) и облеченнаго в подир, как Вышняго, по чину Мелхиседекову Apxиepeя, (Пс. 109, 4). — Был Он препоясан золотым поясом не по бедру, как делают люди для укрощения похотей (им непричастна Божественная плоть), но по груди — при сосцу, чтобы тем самым показать, что и последние меры Божественного гнева удерживаются человеколюбием и что истина опоясует завета сии Владычнии сосцы, которыми питаются верные.- Для означения высшего превосходства, чистоты и нескверности пояс назван златым.

Источник: Толкование на Апокалипсис.

Викторин Петавийский († 303/4)

Ст. 12−13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом

Источник: Толкование на Апокалипсис.

Ириней Лионский († кон. II в.)

Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною

Ни Моисей, ни Илия, ни Иезекииль, имевшие много небесных видений, не видели Бога, а что видели они, было подобием славы Господней и пророчествами о будущем. Очевидно, что Отец невидим, как и Господь сказал: Бога не видел никто никогда (Ин 1:18), а Слово Его, как Он Сам хотел и для пользы видящих, открывало славу Отца и изъясняло Его распоряжения, как и Господь сказал: Единородный Бог, сущий в недре Отчем, Он явил.

И Иоанн, ученик Господа, видя в откровении священническое и славное пришествие Его царствия, говорит: Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

В этих словах он указывает на нечто из славы, [полученной] от Отца — как, например, глава; на нечто священническое — как подир — и потому Моисей дал одежду первосвященнику по этому образцу; и на нечто, относящееся к концу мира, — как халколиван, раскаленный в печи, что означает твердость веры и постоянство в молитве, по причине грядущего в конце времен огненного воспламенения.

Источник: Против ересей.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

и обратившись, увидел семь золотых светильников

Какая Божественная картина! Какие чудные, прекрасные образы! Все — свет, красота и жизнь. О превожделеннейший Иисусе! Сподоби нас, грешных, узреть Тебя во славе Твоей. По описанию славы Твоей, сделанному возлюбленным Твоим наперсником, я гадаю о том блаженстве, какое будут вкушать праведники в Царствии Твоем, наслаждаясь Твоим лицезрением. Да, я верю, что это блаженство будет, несравненное ни с каким земным счастием.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Апрингий († сер. VI в.)

и обратившись, увидел семь золотых светильников

Треножник светильника возносит лампаду света. Ибо никто не может положить другого основания, — говорит апостол, — кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3:11), из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена (Еф 4:16). Это есть та отрасль, о которой сказано: И произойдет отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1). Над этой отраслью расположена лампада. Отмеченная свидетельством единой веры, она может быть зажжена огнем Божественного величия.

Источник: Трактат на Откровение.

Экумений († X в.)

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Семь подсвечников, как Иоанн толкует позднее, есть семь церквей, о которых ему было повеление написать. Подсвечниками же он их назвал потому, что они несут на себе свет славы Христовой. В самом деле, он не называет их светильниками, но подсвечниками. А этому подсвечнику не свойственно светить: но несет на себе то, что может светить. И Христос умным светом освещает Свои церкви. Ведь подобным образом святой апостол увещевает принявших веру: будьте, как светила в мире, содержа слово жизни. Поистине, как это светило не содержит света само по себе, но принимает в себя свет, который поступает извне, так и здесь евангелист видит церкви в образе подсвечников, а не светильников. Ибо сказано о Христе: ты сияешь с гор вековечных, — допустимо предположить, что это сказано об ангельских силах — и опять же по отношению к Отцу: Пошли свет Твой и истину Твою (Пс 42:3). И снова: свет лица Твоего, Господи [спас их]. Соответственно, и причастники божественного света упоминаются то как светочи, то как подсвечники. Золотыми же он называет подсвечники по причине чести и превосходства тех, кто был удостоен принять божественное осияние.

Источник: Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Видение семи золотых светильников указывает на свойство Божественной природы, по которому Бог есть свет (1Ин I:5). Но чтобы удостоиться созерцания этого света, требуется то, что Иоанн выражает словом «обратиться», т.е. отрешиться от мирских попечений, нужно возвести духовные очи горе.

Источник

Глава вторая

«Ангелу Эфесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» ( Откр. 2:1 ). Семь светильников, или семь Церквей, – это христианские общины, которые существовали в разных городах Малой Азии. Эфесскую общину основал апостол Павел. Это был главный город всей провинции. Город и сейчас существует как город-памятник в районе Сельчук Измирской области, недалеко от курорта Кушада-сы. В Эфесе находилась главная Церковь всей Азии. Там же проходил III Вселенский Собор. Город также известен чудом семи отроков в Эфесской пещере, которая до сих пор сохранилась. В этом городе жила некоторое время Пречистая Богоматерь. Там был казнен апостол Тимофей, там умерли апостолы и евангелисты Лука и Иоанн. В Эфесе Иоанном Богословом было написано Святое Евангелие.

Но вместе с тем сохранилось древнее предание, согласно которому семь Церквей, упомянутых в Откровении, представляют собой семь этапов в жизни Церкви. Существуют различные гипотезы о периодизации жизни Церкви. Сама Эфесская Церковь считалась Церковью времен апостолов. Она жила вплоть до казни последних из них, и к ней обращен голос Христа в этом фрагменте из Апокалипсиса. Почему же Господь обращается не к Эфесской Церкви, а к Ангелу ее? Дело в том, что каждому храму в момент освящения Господь дает своего Ангела Хранителя до скончания мира. В каком состоянии храм – не важно, даже если он разрушен или перестал существовать, Ангел Хранитель никуда не уходит.

Ангел Хранитель Церквей особенно заботится об управителях этих Церквей – епископах. Поэтому существует и второе толкование этого текста, согласно которому понимать под Ангелами Церквей следует не столько их Ангелов Хранителей, сколько возглавляющих их епископов. Архиерей является ангелом хранителем данной Церкви. В таком случае становится понятным, почему ангел обличается в грехах. Здесь речь идет о епископе.

Но почему ангела (епископа) обвиняют в грехах всей Церкви? Дело в том, что грех одного ранит и других. Когда человек грешит, он грешит не только против себя, он приносит боль и окружающим. Особенно страшно, когда грехи имеют место в Церквах – за эти грехи Бог обличает всю Церковь и подвергает наказанию всех христиан. Точно так же и плоды добродетели не принадлежат одному человеку: мы знаем, что весь мир держится на молитвах святых, живущих по воле Бога.

Обращаясь к Эфесской Церкви, Господь держит в правой руке семь золотых светильников. Семь звезд символизируют семь Ангелов Церквей, а семь светильников – семь Церквей. Христос тем самым говорит, что держит в руках Своих всех епископов мира и всех Ангелов Хранителей. В Библии читаем: «Сердце царя – в руке Господа» ( Притч. 21:1 ), и то же самое можно сказать и о сердце епископа. 15 Все Церкви находятся в руках у Бога, и Он смотрит, горят ли люди любовью к Нему или уже потухли. Господь может «тушить» Церкви-светильники, переставлять их с места на место, Он может их снова зажигать. Бог – всемогущий, Он Повелитель всех Церквей мира. Нельзя думать, будто они могут сами по себе погаснуть – ими управляет Христос.

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» ( Откр. 2, 2 ). Господь говорит Церкви: «Знаю все твои добрые дела, что ты Мне угождала, трудилась в проповеди Евангелия». Так, как проповедовали в то время, не проповедовали больше никогда. 16 Это действительно необыкновенные труды, и апостолам пришлось претерпеть множество преследований за имя Христово. Господь хвалит первую Церковь за то, что она не может переносить злых, которые считают зло нормой; отбрасывает злодейства от себя, выметает зло из своих рядов; она испытала называющих себя апостолами и нашла, что они не таковые, но лжецы. Апостольская Церковь отвергла недобросовестных, фальшивых апостолов, которые пытались иудаизм совместить с христианством, навязать всем христианам нормы Ветхого Завета, уже отмененные кровью Христа Спасителя. 17

«Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» ( Откр. 2:3 ). Господь говорит Церкви, что она не только трудилась, но еще и очень многое ради имени Христова терпела и при этом не изнемогала. Имя Господне увлекало Ее все дальше и дальше, любовь Христа переполняла Церковь, и силы ее не источались. Тот, кто трудится ради Христова имени, чувствует в себе силу, которая лишь все более и более возрастает. В то время Церковь изобиловала духовными делами. Апостол Павел свидетельствует, что в любой христианской общине обязательно были пророки, имеющие различные дары от Духа Святого. Сейчас у нас в Церкви дары остались, но их стало значительно меньше – из-за уменьшения любви.

Однако Господь говорит, что у Него есть претензии и к первой Церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» ( Откр. 2:4 ). В чем проявлялась первая любовь? Апостольская община в Иерусалиме не имела личной собственности: люди добровольно продавали свое имущество и складывали к ногам апостолов вырученные деньги, так что не было среди них ни бедных, ни богатых, но все имели необходимое. Каждый человек проявлял свою любовь, служа другому. Никогда больше в последующие годы в Церквах такого не было. И лишь в монастырском быту, где у монахов ничего собственного нет, эта любовь и этот принцип первой общины в Иерусалиме сохранились. Любовь же заключается в том, что люди не отделяют себя от других, но пребывают все вместе в горячей взаимной любви. 18 Иерусалимская община прекратила свое существование, а другие Церкви не смогли или не захотели продолжить ее опыт. Это Господь и расценивает как отход от первой любви – той, которую христиане имели в начале. Это некое охлаждение любви, позднее приведшее к тому, что на Церковь обрушилась целая эпоха гонений. Гонения ведь не случайны: когда есть горячая любовь, тогда скорби и не нужны, а когда любви не хватает, тогда Господь зовет спасаться скорбями.

«Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр. 2:5 ). Господь обращается к Церкви с призывом к покаянию, в противном случае Он обещает сдвинуть светильник, то есть обещает уничтожение этой Церкви, гонения и скорби. Как нам известно из трудов Андрея Кесарийского, это пророчество сбылось в буквальном смысле. Эфесская Церковь не покаялась – известно, что в V веке в ней процветал грех симонии. Епископ Антонин Эфесский организовал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должности. Иоанн Златоуст, узнав об этом, сместил его. В результате этого греха главный престол Малой Азии перешел из Эфеса в Константинополь, соответствующее решение было принято уже на IV Вселенском Соборе. Здесь имело место прямое проявление воли Господа: любовь оскудела в Эфесской Церкви, и этот светильник был сдвинут с места. Сейчас этой Церкви уже нет.

«Впрочем, то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр. 2, 6 ). Никола-иты – это секта, которая была связана с одним из семи первых дьяконов по имени Николай. Древние церковные историки писали о том, что Николай был крайне вспыльчивым и ужасно ревновал свою красавицу-жену. В результате этого у них в семье случались страшные скандалы, и когда апостолы осудили его за такое поведение, дьякон вывел свою жену в центр общины и сказал: «Кто хочет, пусть берет и пользуется ею». Апостолы не поддержали этого безобразия, и в результате диакон Николай отрекся от Церкви и создал секту, где учил, что время Нового Завета закончилось и, следовательно, любой христианин может развратничать и блудить, как угодно. Он сделал блуд нормой жизни и считал, что Богу можно служить при помощи разврата. Церковь отвергала эту ересь и отлучила от себя всех николаитов.

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр. 2:7 ). Таким образом, Господь говорит, что Он обращается не только к Эфесской Церкви, но и ко всем, у кого есть уши. Кто отступил от любви – пусть возвращается к ней. Святой Дух говорит Церквам: «Кто победит, тот будет есть от Дерева Жизни, которое посреди рая Божиего». Тот, кто победит, войдет в вечный рай, чтобы там вкушать плоды от Древа Жизни, от которого не мог вкушать первый человек, Адам. Вкушать плоды Древа и достигать бессмертия – это награда, обещанная праведникам, тем, кто претерпел скорби, перенес труды и не отрекся от своего креста.

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2:9 ). Господь говорит Церкви, что знает ее угнетения, знает, что ее преследуют, гонят, отбирают ее имущество. И для Христа это эпоха милости Его, эпоха настоящего духовного богатства. В этот период появляется большое количество подвижников: святой Георгий Победоносец, великомученик Пантелеимон, великомученица Варвара, великомученица Екатерина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и множество других святых. Они – драгоценные дары для Церкви, дары мужества, потому что Церковь богата мужеством и внутренней силой. А преследуют ее, в первую очередь, те, кто раньше был народом Божиим – иудеи. Все древние христиане говорили, что обычно гонения начинались от иудеев, которые доносили на христиан властям. Гонения в 64 году начались с доноса Помпеи, наложницы императора Нерона, на апостолов Петра и Павла. Когда в 167 году святого Поликарпа Смирнского приговорили к смерти через сожжение, первыми за хворостом побежали, по обычаю, иудеи, выступавшие в те времена инициаторами всех притеснений христиан. Ненависть иудеев объясняется их союзом с сатаной, так как, отступив от союза с Богом и не признав Мессию, обещанного им пророками, они избрали себе в бога падшего ангела. Не признав Иисуса Христа Богом, они стали синагогой – собранием сатаны. 20 И, действительно, сатана поселился в их сердцах, поселился в их собраниях, они стали врагами Господа и таковыми остаются и по сей день. Это будет продолжаться до тех пор, пока они не раскаются. Известно, что кто выше стоит, тот больнее и падает. Иудеи, получившие откровение и Завет, отказавшись от него, стали хуже, чем язычники, потому что отступник хуже, чем незнающий.

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ).

Период с 313 по 787 год в Церкви известен под названием эпохи Вселенских Соборов. « Содержишь имя Мое, и не отрекся от веры» ( Откр. 2:13 ), то есть главная заслуга христиан этой эпохи в том, что вера была сохранена Церковью во всей чистоте. В это время возникает великое множество ересей, начиная от ереси арианской, утверждавшей, что Христос не Бог. Далее была ересь Аполлинария, согласно которой Христос, воплотившись, принял только душу и тело человеческие, тогда как ум у Него – Божественный. Несторианская ересь представляла Христа человеком, в котором Бог жил, как в храме. 25 Ересь монофизитов признавала Христа настоящим Богом, но не признавала Его настоящим человеком. 26 Все эти ереси были опровергнуты и осуждены в эпоху Вселенских Соборов, православная вера сохранилась неповрежденной, и Пергамская Церковь удержала ее.

«. В те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ). Святой Антипа, упоминаемый здесь, – это христианский мученик конца I века. Он был убит в Пергаме за отход от традиционной религии (язычества). Святой Антипа был епископом Пергамской Церкви. Его арестовали и привели к судье, который потребовал от него прекратить пропаганду нетрадиционной религии (христианства), якобы разрушающей величие Рима и ведущей к подрыву государственной власти и национальной традиции римского народа. 27 Епископ Антипа ответил, что лишь та вера достойна почитания, которая идет от Бога Творца. Другими словами, истинная вера достойна почитания, а не традиционная. За отказ принести жертву языческим богам он был сожжен в медном быке. Поэтому Господь в Апокалипсисе и говорит, что «там у вас обитает сатана» – в прямом смысле этого слова, сатана, убивающий свидетелей Божиих. Антипа был первым из череды святых, пострадавших во времена Пергамской Церкви. Господь начинает с того, что хвалит эту Церковь – за то, что она выстояла под атаками диавола, пытавшегося через некоторых людей внутри Церкви разрушить ее. Если в эпоху десяти гонений диавол нападал на Церковь извне, через гонителей – язычников и иудеев, то во времена Пергамской Церкви он нападает на нее изнутри, через лжеучителей и еретиков, которые тоже являются слугами сатаны. Дело в том, что, согласно христианскому учению, еретик – это не просто человек заблуждающийся, это человек, который одержим нечистым духом, в котором живет князь тьмы, сам сатана. Потому Господь так хвалит устоявшую под нападками еретиков Пергамскую Церковь.

«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2, 14–16 ). Здесь Господь напоминает, как первый, древний народ Божий был соблазнен Валаамом, научившим князя Валака, как погубить Израиль: к израильтянам были введены блудницы, соблазнявшие евреев не только своими телами, но и своими языческими богами. 28 Об этом подробно рассказывается в Ветхом Завете, в Книге Чисел. В наказание Господь наслал на евреев моровую язву, от которой погибло 24 тысячи человек. Это же искушение проникло и в Пергамскую Церковь, где во времена Вселенских Соборов возникает потаенный николаизм, совращающий Церковь изнутри. У николаитов разврат считался нормой, практиковалось вкушение идоложертвенной пищи и общение с темными силами. 29 Господь упрекает Ангела Пергамской Церкви за то, что он терпит таких людей в своей среде и не выкидывает их вон.

Господь говорит: «Покайся в своем нерадении, пускай покаются те люди, которые держатся этого учения, а если не так, то «скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2, 16 ). В то время многие императоры избегали поднимать вопрос о различии между еретиками и христианами, а наоборот, старались примирить Христианскую Церковь с еретическими течениями, чтобы те не отделялись от Церкви, и, таким образом, сохранилось бы единство империи. Императоры вступали в какие-то переговоры с еретиками-монофизитами, арианами и другими, страшась только одного – разделения империи. И наказание не заставило себя долго ждать: Господь как обещал, так и пришел. Он наслал мусульман на Византийскую империю за то, что христиане отступили от Бога. За отступничество на Сирию и Египет налетели, став бичом Божиим, мусульмане и завоевали территории этих государств. Как Бог и говорил еще Аврааму, предку всех мусульман, и служанке его Агари: «Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» ( Быт. 16, 11–12 ). Мусульмане понимают это место в том смысле, что агаряне будут бандитами, христиане же трактуют так: агаряне (мусульмане) – это бич Божий для нерадивых христиан. Как только христиане отступают от Бога, так сразу же мусульмане поднимают свою голову. 30 Так что Господь, как и обещал, пришел и сразился с отступниками – николаитами. 31

«Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр. 2:17 ). Что такое скрытая, сокровенная манна?

Это тайна небесной пищи, которая дается нам уже сейчас в Святом Причастии, но которая будет явно дана только в Царстве Небесном. Во времена Ветхого Завета, когда евреи странствовали по пустыни, Господь послал им манну, падающую с небес. Так же и христиане будут питаться небесной, ангельской пищей, то есть сокрытой, тайной силой Бога, которая способна напитать человека. Манна называется сокровенной, потому что Бог, по могуществу Своей природы, бесконечно удален от всего сотворенного Им. Сокровенная – значит не познаваемая, тайная, которую нельзя понять, но которая является пищей для всех нас. Эта манна будет питать человека, то есть, другими словами, человек будет питаться Богом. Мы сейчас питаемся земной пищей, через которую Бог дает нам силы, в Царстве же Небесном Он будет насыщать нас уже только Самим Собой. Кроме того, интересно, что манна небесная обладала именно тем вкусом, который нужен был человеку: для того, кому нужен был хлеб, она становилась по вкусу хлебом; для того, кто нуждался в крупе, она становилась крупой. Манна была универсальной, изменяющейся в зависимости от нужд человека. Так и Божественная сокровенная манна – Божественная сила – наполняет человека тем или иным образом в зависимости от того, какова его жизнь. Побеждающий будет от Бога получать все, что ему необходимо, и тогда, когда ему необходимо.

И более того, дальше сказано: «Дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр. 2:17 ). Человеку будет дано особое, уникальное задание, особые, неповторимые отноения с Богом. Это в аду все будут в одну шеренгу, а в Царстве Небесном, наоборот, каждый человек – личность, каждый имеет имя, «которого никто не знает, кроме того, кто получает», и белый камень особого дара, особого контакта с Богом. Вот таково обещание тем людям, которые победят. Хотите стать личностью – побеждайте, потому что лишь побеждающий получит эту награду.

«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр. 2:18 ). Четвертый Ангел – это Ангел Хранитель Церкви Фиатир, которая находилась недалеко от Пергама, в Малой Азии. Она символизирует собой Церковь после эпохи Вселенских Соборов. Существовала во времена Крещения Руси – в исторической науке этот период сейчас называется Средневековьем. Церковь достигла определенного развития, в это время сформировался устоявшийся священный христианский быт. 32 В древней Церкви такого еще не было – благочестивые обычаи только начали активно формироваться. Во время же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть связанным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь делается полностью охваченной Священным Писанием – словом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии

– в плане внешней обрядовости. Однако это не означает, что все люди были святыми. Например, в Московской Руси XV-XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распространилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия – это то, что охватывает все сферы человеческой жизни. Современная идея о том, что вера – частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь получается, что никто не вправе подвергать сомнению верование другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе. 33 И складывается интересная ситуация: вопрос религии – это частное дело, а частную жизнь сейчас пытаются вообще упразднить введением системы глобального контроля. 34

Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обращается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр. 2:18 ).

Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время внутри Церкви. Глаза Христа подобны огню, то есть освещают все в этом мире, но и прожигают грешников. С другой стороны, Господь имеет ноги, подобные халколивану, то есть подобные благоухающей ливанской меди. Благоухающий ладан и сверкающая медь символизируют, соответственно, Божественную и человеческую природу Христа. Спаситель является одновременно и Богом, и Человеком, и по этой причине, кстати, Он может помогать искушаемым, будучи Сам искушен. Об этом не просто так здесь упомянуто. В каждом обращении к Ангелам Церквей Господь показывает как раз ту Свою особенность, которая имеет отношение именно к этой Церкви. Христос – Богочеловек, поэтому человечность Ему не чужда, причем Он возводит ее на более высокий уровень, чем она была раньше. Если мы посмотрим на период Средневековья, то увидим, что это время самого большого уважения к человеку, которое когда-либо было на планете. Никогда так человека не уважали, никогда так серьезно не относились к нему, как в Средние века. Даже то, что в Западной Европе казнили еретиков, означало, что европейцы очень серьезно относились к их заблуждениям. Если бы это воспринималось просто как глупость, то никого бы не наказывали, а если за это казнили, значит, религия считалась самой большой ценностью на земле. 35 На Востоке появляется точная богословская система, происходит осмысление всего корпуса откровений; на Западе возникает высокая схоластика – попытка «охладить» умом весь внутренний мир человека. Это был глобальный проект, какого не бывало никогда раньше и никогда больше не будет. Это время предельного уважения к человеку.

«Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» ( Откр. 2:19 ). Господь говорит: «Я знаю, что ты Меня любишь, что ты Мне служишь, терпеливо переносишь те испытания, которые Я посылаю, и что твои дела последние больше первых». А эта Церковь приносила плоды святости постоянно, и дела ее поздние были больше первых. Это действительно так: во время существования этой Церкви христианство стало мировой религией – оно дошло до Америки, охватило Азию и Африку.

В это время в христианском мире происходит страшный раскол: от Вселенской Церкви отпадает Рим. Ересь Рима началась именно с блуда. IX-X века – крайне отвратительный период в истории Католической Церкви.

Чудовищный разврат обуял Западную Церковь: Римские Папы практически открыто жили с любовницами, было и много других мерзостей. И все это закономерным образом закончилось отпадением Рима от Вселенской Христианской Церкви, потому что когда человек считает грех нормой, не пытается каяться и исправляться, Святой Дух от него отходит; когда человек считает грех нормой, покаяние становится невозможным – это произошло и с Римом. Римская Церковь – первая из павших. Это страшная трагедия, которая постигла нашу Вселенскую Церковь, поэтому православный христианин не должен относиться к Риму как к вечному врагу. Важно помнить, что эта Церковь изначально правильно славила Бога, а позже пала. На всех Вселенских Соборах она активно боролась против ересей. К примеру, она так активно отстаивала иконопочитание, что низложила арианство в Александрии. В одном только Риме были прославлены 135 апостолов и святых. Православная Церковь почитает 59 святых Римских Пап. Но в X веке Римская Церковь, исказив Символ веры, отступила от Бога.

«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью; и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» ( Откр. 2:21–23 ). Господь говорит, что накажет отступницу и тех, кто идет вслед за ней. И если они не покаются, то будут преданы вечной смерти. Далее Он говорит, что является Воздающим каждому по делам его.

«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду» ( Откр. 2:24–25 ). Господь в этих стихах обещает всем тем, кто не последует еретическому учению, избавление от иного бремени. Так что самой главной задачей Средних веков было сохранение Предания. Это задание именно для средневековой Церкви – сохранить то, что передано Господом, во всей полноте, при условии незнания глубин сатаны. Дело в том, что в это время среди некоторых христиан возникают попытки исследовать эти самые глубины сатаны – они начинают покланяться не Богу, а Люциферу: именно в Средние века окончательно оформляются чудовищные тайные общества, позднее поднявшие мятеж против Церкви (тамплиеры, позже преобразованные в масонов, альбигойцы, катары). Тайные общества раньше действовали вне христианского мира, но со временем они проникают вглубь христианства. И их члены пытаются исследовать глубины сатаны. После того как в 1014 году Запад отрекся от утвержденного Символа веры, произошло постепенное проникновение в Католическую Церковь сатанинской идеологии.

«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего» ( Откр. 2: 26–27 ). В Средние века христиане действительно получили во владение всю планету. Заметьте, с какой скоростью русские дошли до Тихого океана. Сколько прошло времени от завоевания Ермаком Сибирского царства хана Кучума до того, как Россия оказалась на побережье Тихого океана? За 45 лет люди прошли расстояние в несколько тысяч километров! Как вы думаете, своими силами они это сделали? У путешественника Ивана Дежнёва есть интересные мемуары, где он рассказывает о том, как они плыли по Северному Ледовитому океану на лодках-плоскодонках. Им удалось благополучно миновать айсберги и захватить огромнейшие территории. Очевидно, что сила Божия гнала исследователей вперед. То же касается и испанцев в Америке. Господь давал в руки христиан огромные территории, они активно уничтожали языческую культуру и насаждали христианство. Вся колониальная система возникла потому, что Бог дал христианам власть над язычниками.

«И дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам» ( Откр. 2:28–29 ). Звезда утренняя – это очень интересный символ, он имеет нескольких значений. Первое значение – денница. То есть можно сказать, что Господь предупреждает всех людей, которые рассчитывают на Люцифера, что они проиграют. А с другой стороны, звезда утренняя – это двойной символ, означающий противоположность Христа и Люцифера. Христос разгромит падшего ангела и откроет вход в Царство Небесное. И логика жизни христианской заключается в том, чтобы не строить идеальную цивилизацию на земле, а готовить себя к переселению в Град Божий, и в награду за это Господь дает христианам царство земное. И наоборот, когда люди слишком много думают о земном, Господь у них это царство отбирает.

Есть правило, согласно которому не положено злословить (ругать) патриарха, епископов, священников, так как ругающий епископов выступает против Господа. Мы можем осуждать поступок или грех, но возвышать свой голос против епископа – значит навлекать на себя суд Божий, как и сказано про еретиков в Послании Иуды: «Сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» ( Иуд. 1:15–20 ).

За несколько десятилетий проповедь христианства охватила практически всю Евразию. Апостол Андрей дошел до Валаама – на севере современной России, апостол Фома – до западных границ Китая и окончил свою жизнь в Индии. Апостол Варфоломей проповедовал на Аравийском полуострове, апостол Матфей – в Эфиопии и Центральной Африке. Проповедь Божия дошла и до Британии, где трудился апостол Петр. То есть практически вся центральная часть ойкумены (освоенная человечеством часть мира) была охвачена проповедью Евангелия.

Главное искушение апостольской Церкви состояло в утверждении, что все люди должны сначала принять иудаизм, чтобы затем принять Христа. Это противоречит слову Бога, Который сказал, что все люди, вне зависимости от национальных традиций, могут стать христианами, уже не связанными нормами Ветхого Завета: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ).

Есть такое предложение, которое в свое время выдвигал Поместный Собор 1917–1918 годов: ввести на всех приходах кассы взаимопомощи, при содействии которых православные люди поддерживали бы друг друга в случае необходимости и тем самым проявляли свою любовь.

С начала 64 года на христиан обрушилась целая череда гонений, продолжавшихся вплоть до подписания императором Константином в 313 году Миланского эдикта, провозгласившего свободу вероисповедания. За время гонений были казнены несколько миллионов христиан. В одних только римских катакомбах захоронены до семи миллионов мучеников. Гонения на христиан первых веков по масштабам были беспрецедентными, их превзошли только гонения в России после 1917 года.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланные, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих) А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал: нет никакого различия между театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе. Я сказал, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка; иудеи, конечно, не больше пророков заслуживают вероятия. Так что же говорит пророк? „Лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем» ( Иер. 3, 3 ). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше сказать, синагога есть только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей: „не вертеп ли иенин» (гиены), говорится, „достояние мое мне» ( Иер. 12:8; 7, 11 ), – вертеп не просто зверя, но зверя нечистого. И еще: „оставих дом Мой, оставих достояние Мое» ( Иер. 12:7 ); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно, (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. „Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего» ( Ин. 8:19 ). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения. » (Иоанн Златоуст. Восемь слов против иудеев).

Даже в древнем мире на греческих олимпиадах победителю на голову надевали лавровый венок.

Но главным престолом сатаны является алтарь диавола в храме Зевса. Алтарь в конце XIX века вывезли из Пергама в Германию. В настоящее время он экспонируется в берлинском Пергамском музее, построенном специально для этой цели. В фашистской Германии архитектурная форма алтаря стала образцом для копирования. После Второй мировой войны алтарь был вывезен из Берлина советскими войсками и хранился в Эрмитаже. В 1954 г. для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. В 1958 г. алтарь был возвращен Германии. При этом была достигнута договоренность, что для СССР будет изготовлена его гипсовая копия. В 2002 г. данные слепки были переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии в честь ее 125-летнего юбилея, где они по сей день и хранятся. Вполне узнаваемые формы Пергамского алтаря архитектор А. В. Щусев придал мавзолею Ленина.

Знак Асклепия (в древнегреческой мифологии – бог медицины и врачевания) – это посох, суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх. Сейчас это символ медицины, который пришел из Пергама.

Психоанализ был изобретен еще в Пергаме. В окрестностях Пергама находился Асклепион – знаменитый во времена античности медицинский центр, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Здесь еще за 2000 лет до рождения Фрейда людей врачевали с помощью психоанализа. Можно сказать, что психоанализ – это сплетение фрейдизма и сатанизма.

Епископ Константинопольский Несторий учил, что от Девы Марии родился не Бог, а человек Иисус, в Котором человечество соединилось с Божеством благодатным образом во время Его земной жизни. Поэтому Матерь Божию он называл Христородицею, а не Богородицею. – Ред.

Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной природой, и потому признавали во Христе только одну природу. – Ред.

Аргументация поразительная. У нас доминирует та же самая идеология, которая господствовала в Римской империи: деление на традиционные религии и нетрадиционные. Этот подход совершенно не верен. Религии нужно рассматривать не с позиции традиционности и нетрадиционности, а с позиции истинности и ложности. Одна – истинная, а все остальные – ложные, а государственнические принципы здесь ни при чем.

Как пишет Д. В. Щедровицкий, «живя „в Ситтиме», т. е. под защитой Скинии, народ тем не менее стал блудодействовать и склонился к идолопоклонству. Как мы помним, Вторая Заповедь первой скрижали, запрещающая идолослужение, расположена рядом с Седьмой Заповедью („Не прелюбодействуй») второй скрижали. Служение иным богам пророки часто уподобляли супружеской измене Языческие культы Ханаана были тесно связаны с храмовым развратом, возведенным в „добродетель», якобы умножающую плодородие земли. Немудрено, что увлекшись моавитянками (а также мадианитянками, так как эти два народа были в сговоре и действовали против Израиля сообща – Числ. 22, 4 ), израильтяне вскоре стали участвовать и в их религиозных обрядах Застрельщиками нового беззакония стали начальники – очевидно, именно на их совращение направили свои силы мадиамские блудницы, воздействовавшие, по преданию, не только путем обычного обольщения, но и с помощью черной магии Один из начальников открыто привел в стан мадианитянку (по преданию, принцессу, жрицу черной магии) и на глазах у всех ввел ее в свой шатер „И вот некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим мадианитянку в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Изра-илевых, когда они плакали у входа Скинии собрания» ( Числ. 25, 6 ). „Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в руку свою копье, и вошел вслед за израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, как израильтянина, так и женщину – в чрево ее, – и прекратилось поражение сынов Израилевых»( Числ. 25, 7–8 ). Убив отступника вместе с приведенной им мадианитянкой (по преданию, она возглавляла всех „священных блудниц» и упросила своего любовника привести ее прямо в стан для более успешной ворожбы), Финеес тем самым прекратил поражение в народе Имеется в виду мор, начавшийся в наказание за отступничество». Только после убиения Финеесом главных развратников прекратилось отступничество евреев.

Именно в то время в среде еретиков-николаитов зарождаются те организации, которые мы сейчас знаем как масонские. В то время произошло новое отступление израильтян от Господа. «Учителем разврата» был Валак. Его последователи кланяются не Богу, а Его врагу – сатане, прикидываясь при этом христианами. Так возникли эти потаенные общества, позднее вырвавшиеся на свободу.

Посмотрите сейчас на Западную Европу: как только христиане отходят от Бога, сразу же приходят мусульмане.

Например, копты, некогда составлявшие 9 /10 населения Египта, сейчас составляют лишь 1 /10 его жителей. После IV Халкидонского Вселенского собора 451 года копты откололись от Православной Церкви, оставшись верными еретическому монофизитскому учению. За это они и были истреблены, как и обещал Господь: в наказание весь Египет был завоеван мусульманами. Слово Божие является карой, оно поднимает врагов на отступников.

О средневековом быте русского народа можно узнать, прочитав книгу историка Н. И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». Вот лишь несколько выдержек из этой книги: «Русские согласовали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься Благочестивый человек считал большим грехом не пойти в церковь в праздник не только к литургии, но к вечерне и к заутрене. Каждый имел у себя духовника, к которому прибегал в своих житейских нуждах Хранение поста было для всех безусловною обязанностью. Начиная от царя и доходя до последнего бедняка, все строго держались употребления пищи по предписаниям Церкви в известные времена». Семья собиралась на общую молитву три раза в день, зачастую, кроме положенных молитв, читались заутреня, часы, а особо благочестивые люди тайно молились и по ночам. Нередко пожилые люди, «чувствуя истощение сил», поступали в иноческий чин, а некоторые и очень рано уходили в монастыри. Необходимо отметить, что вплоть до XIX века в молитвословах для мирян, которые выпускались в Киево-Печерской Лавре, содержалась последовательность утренних часов, вечерни. До 1917 г. в России было очень много неграмотных людей, но почти все крестьяне могли без проблем читать на церковнославянском. Вся жизнь имела определенный ритм, была пропитана христианством. В домах обязательно стояла зажженная лампада, при молитвословиях зажигались свечи, было множество икон; русские люди совершали паломничества по Святой Руси и даже посещали святые места за границей. Некоторые бывали на Святой Земле – в Иерусалиме и других городах – до 20 раз. Они пешком доходили до Одессы, садились на корабль, отплывали к Святой Земле, обходили там все святыни.

Как сейчас в Англии, где запретили Рождество называть Рождеством – его называют просто зимним праздником. Они стыдятся имени Христа Спасителя во всем – ради политкорректности по отношению к мусульманам и иудеям. В Средние века подобное было недопустимым.

Сейчас в Российской Федерации приняли закон, согласно которому власти будут всех контролировать (Речь, вероятно, идет о Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года. – Ред.). Любое частное лицо без согласия человека может узнавать его местоположение с точностью до двух метров. Запустили спутниковую систему ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) – аналог американского GPS, которая и будет выполнять такую слежку. И во многих фирмах человека пытаются лишить частной жизни в угоду жизни корпоративной (корпоративные праздники и так далее).

Сейчас для людей самое ценное – это машины, самолеты, компьютеры, интернет. А в средние века были другие ценности: умственный труд, нестяжательность, нравственное усовершенствование, богословие, философия. Это было время возникновения великих философских систем.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *