вид жилищного фонда что это

Вид жилищного фонда что это

Статья 7. Виды жилищного фонда

Частный жилищный фонд:

1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

Государственный жилищный фонд:

1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

(в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Муниципальный жилищный фонд:

фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общественный жилищный фонд:

фонд, состоящий в собственности общественных объединений.

Источник

Понятие и виды жилищных фондов

Понятие жилищного фонда закреплено в ст. 19 ЖК РФ. Под ним понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности ЖФ подразделяется на:

В зависимости от целей использования:

Значение классификации: от принадлежности жилого помещения к тому или иному фонду зависит его правовой режим, особенности возникновения, содержание и прекращение прав на жилые помещения.

В соответствии с Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет всех объектов недвижимости.

Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости

Приказ Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»

Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июня 2013 г. N 505

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,

УПОЛНОМОЧЕННОМ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО СОХРАННОСТИ

Установить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности и утверждение методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 апреля 2015 г. N 285/пр «Об утверждении перечня показателей мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, а также порядка и формы предоставления информации»

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль

Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

1.1. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

2.1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

2.2. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2.3. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

4.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

4.2. Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

4.3. Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

4.4. Информация об указанных в части 4.2 настоящей статьи нарушениях, размещенная в системе для органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, является официальной информацией, поступившей в данные органы, и основанием для проведения внеплановой проверки.

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.

Государственный надзор за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям независимо от форм собственности осуществляется уполномоченными ФОИВ, ОГВ субъектов РФ. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре»). Постановление Правительства РФ от 12.09.2014 N 927
«О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор»
Такими органами выступают жилищная инспекция, осуществляющая свою деятельность на основании Постановление Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области»

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства См.: Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038.

Дополнительно контроль за выполнением требований санитарного законодательства осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. См.: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области»

Муниципальный контроль осуществляет Администрация г.о. Самары в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства См.: Постановление Администрации г.о. Самара от 10.12.2013 № 1797 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля»

На уровне Самарской области функции управления и контроля жилищно-коммунальным хозяйством осуществляет Постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337 «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»

Источник

Вид жилищного фонда что это

ЖК РФ Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 92 ЖК РФ

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Источник

Общая характеристика специализированного жилищного фонда

Специализированный жилищный фонд принципиально отличается от основной части жилищного фонда, заселяемой на общих основаниях, тем, что он, подчиняясь специальным задачам использования, имеет значительную специфику правового режима, влекущую, в числе других особенностей, ограничения прав проживающих в нем лиц, именно поэтому он получил соответствующее наименование и самостоятельное правовое регулирование.

Правовому режиму специализированного жилищного фонда в ЖК РФ посвящен раздел IV, включающий в себя две главы

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Впервые понятие «специализированное жилое помещение» появилось в Законе РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». К числу специализированных были отнесены общежития, дома маневренного фонда, гостиницы-приюты, дома для одиноких и престарелых, интернаты и др. Не смотря на то, что понятие «специализированные жилые дома» использовалось законодателем и ранее, единого подхода в правовом регулировании до принятия Жилищного кодекса РФ установлено не было. Более того, служебные жилые помещения вообще не были названы среди специализированных, хотя близки к ним по целям использования. В частности, практически те же цели использования были закреплены для жилых помещений в общежитиях.

В ст. 19 ЖК РФ сформулировано понятие специализированного жилищного фонда как совокупности предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. К сожалению, названное определение не отражает всех квалифицирующих признаков фонда и вызывает много споров в юридической литературе. Так, в нем не подчеркнут временный характер пользования жилыми помещениями, не обозначен источник закрепления категорий граждан, имеющих право на предоставление специализированных жилых помещений, и не указано на одно из основных предъявляемых к нанимателям требований об отсутствии у них другого жилого помещения. Разрозненно все эти критерии закреплены в разделе IV ЖК РФ, посвященном специализированному жилищному фонду. Именно они, на наш взгляд, определяют специфику фонда и должны быть зафиксированы в его дефиниции.

ЖК РФ отразил резко увеличившееся за последние годы число разновидностей специализированного жилищного фонда, при этом справедливо включив в них служебные жилые помещения. Формирование фонда для временного поселения может осуществляться путем нового строительства, реконструкции или путем перевода жилищного фонда других категорий в специализированный жилищный фонд.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Закрепленный в ЖК РФ режим не будет распространяться на случаи предоставления юридическими лицами, основанными на праве частной собственности, жилых помещений своим работникам. При необходимости такие организации должны использовать модели договора коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, урегулированные Гражданским кодексом РФ.

В состав специализированного жилищного фонда входят:

— служебные жилые помещения;

— жилые помещения в общежитиях;

— жилые помещения маневренного фонда;

— жилые помещения в домах системы социального обслуживания;

— жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами;

— жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан

— жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень является исчерпывающим.

Решению задачи надлежащего использования специализированного жилья способствует установление порядка формирования этого фонда как условия его функционирования. Так, использование жилого помещения в качестве специализированного возможно только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Решение о включении жилого помещения в число специализированных принимается органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду устанавливается Правительством РФ. Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной и муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Для отнесения жилых помещений к определенному виду специализированного жилого помещения заявитель предоставляет в орган управления следующие документы:

Орган управления в течение 30 дней с момента подачи документов принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения либо об отказе в таком отнесении. Соответствующее решение направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты его принятия, а при положительном результате направляется также в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пп. 12-14 Правил).

Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ разработаны собственные нормативные акты о специализированных жилищных фондах, устанавливающие порядок их формирования и содержания, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, порядок предоставления и пользования ими[1].

Законодательству зарубежных государств также присуще обособление специализированного жилья. Согласно нормативным актам Венгрии бюджетные органы предоставляют служебные жилые помещения по срочным договорам лицам, состоящим с такими органами в служебных отношениях. Военнослужащие Турции обеспечиваются служебным жильем в специальных городках закрытого типа[2]. В Чехии помимо аналогичных норм, регулирующих обеспечение работников и служащих служебными жилыми помещениями, предусмотрено также предоставление специализированных квартир для проживания инвалидов[3].

[1] См., например: Закон г. Санкт-Петербурга от 15.03.2006 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»; Закон Ростовской области от 19.05.2006 № 496-ЗС «О специализированном жилищном фонде Ростовской области».

[2] См.: Генов А. Обеспечение жильем военнослужащих Турции // Зарубежное военное обозрение. – 1999. — № 4.

[3] См.: Меркулова Т.А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. – 2003. — № 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *