вид наблюдения когда объекты знают что за ними ведется наблюдение
Наблюдение как метод психодиагностики
Особенности метода наблюдения:
Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
Недостатки метода наблюдения:
Типичные ошибки наблюдения:
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
Классификация видов наблюдения
Виды наблюдения
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.
Контролируемое наблюдение
Неконтролируемое наблюдение
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
Открытое наблюдение :
Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,
Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:
Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.
Варианты включенного наблюдения:
Невключенное наблюдение:
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
Полевое наблюдение:
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.
О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
Лабораторное наблюдение:
Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.
При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
Систематическое наблюдение:
Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:
Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.
Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
Наблюдение может быть:
Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:
Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плана;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.
Всё о наблюдениях: классификация, виды
Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…
Определение
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.
Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Кoнстатирующее
В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.
Oценивающее
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Стaндaртизированное
Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.
Нестандартизированное
Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.
Oткрытое
Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Невключенное
Рассмотрение процесса без участия специалиста.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Виды наблюдений в социологии
Наблюдение как метод может быть
В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.
А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.
По форме организации:
1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы
2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных
По степени включенности:
По форме взаимоотношений с испытуемого:
По регулярности проведения:
По месту проведения
По длительности проведения, задачам и масштабу
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.
Виды наблюдения — Классификация
Это самый старый метод психологического исследования. С его помощью можно получить обширную информацию о психике человека. Он незаменим там, где стандартизированные процедуры, такие как тесты и опросники, не разработаны или неизвестны. В этом случае исследователю не требуется согласие или сотрудничество испытуемых для проведения наблюдения.
Метод наблюдения особенно важен для изучения психологических характеристик детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет больше трудностей для экспериментальных исследований, чем взрослый.
В методе наблюдения сам наблюдатель выступает в роли измерительного инструмента, поэтому очень важно, чтобы он на высоком уровне и в полном объеме владел техникой наблюдения.
Научное наблюдение как исследовательский, психодиагностический метод характеризуется.
Другими словами, наблюдение как метод предполагает наличие цели и схемы
Наблюдение может быть исследовательским и конкретным, то есть строго определенным. Цель исследовательского наблюдения, которое обычно проводится на начальной стадии разработки проблемы, — получить как можно более полное описание всех аспектов и взаимосвязей, характерных для данной проблемы, и полностью его зафиксировать. М.Й. Басов называет этот вид наблюдения в целом, наблюдением всего, что характеризует объект, без выделения отдельных его проявлений.
В этом случае, если цель наблюдения конкретна и ясна, отбираются только необходимые факты и явления. Такое наблюдение называется исследовательским или выборочным. Здесь дается содержание наблюдения (то, что нужно наблюдать), а то, что можно наблюдать, разбивается на единицы.
Содержание наблюдения может быть очень общим и широким, но оно также может быть узким и частным.
В образовательных и психологических исследованиях используются самые разнообразные виды и формы наблюдения. К наиболее широко используемым типам относятся следующие:
Включенное наблюдение, как и внешнее, может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Эти виды наблюдений не противоречат друг другу и могут быть объединены в реальном тематическом исследовании.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя высокого профессионального опыта и специальной подготовки.
Классификация
Виды метода наблюдения определяются целями, предметом и ситуацией исследования. Как правило, выделяют следующие виды наблюдения:
Объективное — наблюдение со стороны, т.е. наблюдение за объектами вне наблюдателя. Как самостоятельный метод исследования, он используется во всех областях психологии; особенно широко он применяется в социальной психологии, психологии развития (сравнительной, возрастной и особенно детской), психологии образования и большинстве отраслевых психологических дисциплин (медицинская, спортивная, политическая и т.д. психология). Он является неотъемлемой частью практически всех эмпирических психологических методов. Это синоним внешнего наблюдения.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственного сознания и поведения. Как ведущий метод, он использовался на ранних этапах развития психологии при изучении проблем общей психологии, особенно психических процессов. В настоящее время он не часто используется как самостоятельный метод. Как основной элемент, он входит в состав аутогенной тренировки, аутогипноза, психологического тренинга, где требуется обучение управлению собственным опытом и поведением. В целом, интроспекция является частью различных современных методов, требующих словесного описания своих впечатлений, реакций и действий, то есть всех «субъективных» методов и многих «проективных» методов. Косвенно интроспекция проявляется в документальных источниках, подвергаемых психологическому анализу: Письма, дневники, автобиографии. Синонимами интроспекции являются внутреннее наблюдение и самоанализ (в связи с тем, что о них будет сказано в следующем разделе).
Поле <натуральное>— наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности. Может быть полностью реализована в форме объективного наблюдения. Самонаблюдение в любом случае вносит элемент искусственности. Естественное наблюдение обычно проводится как независимый метод сбора данных. Его сочетание с другими эмпирическими методами возможно, когда наблюдение является ведущим, основным методом, а другие методы — вспомогательными, сопутствующими и временно отделенными от него. Их одновременное применение неизбежно влияет на естественный ход жизни изучаемых объектов, и тогда уже невозможно говорить о таком типе наблюдения. Также трудно представить себе использование полевого наблюдения в контексте любого другого эмпирического метода, поскольку все они так или иначе вторгаются в жизнь исследуемых субъектов и влияют на их поведение.
С точки зрения терминологии, кажется, лучше использовать термин «природный», а не «полевой». Первый термин отражает основное положение этого метода — естественность наблюдаемых ситуаций и поведения независимо от специфики среды. Название «поле» невольно ассоциируется с условиями открытого пространства, с наблюдениями на свежем воздухе, на природе. Это скорее дань исторической традиции, когда научные наблюдения были преимущественно связаны с натуралистическими исследованиями природы или этнографическими зарисовками. Для обогащения словарного запаса можно предложить в качестве синонима «естественное наблюдение». Тем не менее, термин «естественное наблюдение» предпочтительнее, особенно если принять во внимание следующие соображения о лабораторном наблюдении.
Лабораторное наблюдение
Лабораторный (экспериментальный) — наблюдение в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: от минимальной в непринужденной беседе в знакомой обстановке до максимальной в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и обязательных инструкций. В отличие от полевого наблюдения, этот вид наблюдения почти всегда связан с использованием других эмпирических методов: либо как сопутствующий, либо как неотъемлемая часть.
К сожалению, следует отметить, что и в этом случае определение специфики типа наблюдения нельзя признать успешным. В любом случае, термины «лаборатория» и «эксперимент» не отражают всего спектра обозначаемого ими понятия. Очевидно, что этот тип наблюдения применим не только в лабораторных условиях, но и в любой искусственной ситуации. Это означает, с одной стороны, что такую ситуацию можно наблюдать вне лаборатории, то есть вне специально оборудованного помещения для научных исследований или производственных экспериментов. Конечно, лабораторные условия можно интерпретировать расширительно, подобно известному герою Тургенева: «Природа — не храм, а мастерская». И человек — работник в нем». Но тогда нет необходимости делить метод наблюдения на два рассматриваемых типа.
С другой стороны, ситуация, в которой оказываются ее участники, определяется не только внешними обстоятельствами. Ситуация также обусловлена отношением участников друг к другу (особенно межличностные отношения) или к данным обстоятельствам. Даже в случае одного объекта психологического наблюдения можно искусственно влиять на его поведение по отношению к окружающей среде или наблюдателю, если наблюдатель знает, что за ним наблюдают.
Таким образом, содержание термина «лабораторное наблюдение» в любом случае гораздо богаче, чем его форма, то есть обозначение. Это применимо a fortiori к термину «экспериментальное наблюдение». Хотя бы потому, что лабораторные условия позволяют проводить не только экспериментальные исследования, но и тестирование, психотерапию, интервьюирование и так далее.
Включение наблюдения как в объективной форме, так и в субъективной (самонаблюдение) возможно, кстати, не только в эксперименте, но и в любом другом эмпирическом методе, вплоть до изучения документов. В связи с вышесказанным представляется целесообразным использовать более адекватный термин для обозначения этого вида наблюдения — «искусственное наблюдение», который также логически уместен в качестве альтернативы «естественному наблюдению».
В медицинской практике этот вид наблюдения часто называют клиническим наблюдением, то есть наблюдением за пациентом в процессе его лечения. Однако, когда процесс лечения пациента становится доминирующим фактором его жизни, а соответствующая среда становится естественной обстановкой его жизнедеятельности, клиническое наблюдение теряет признаки лабораторного и становится скорее естественным видом наблюдения.
Индивидуальное — наблюдение, проводимое наблюдателем. Этот наблюдатель может быть единственным исследователем в тематическом исследовании, или он может быть одним из группы исследователей. В последнем случае он или она по-прежнему выполняет функции отдельного исследователя, но в контексте раздела или этапа общего исследования.
Коллективное — наблюдение, проводимое совместно несколькими наблюдателями. В этом случае общность определяется в первую очередь совместным исследованием (общий план, цель, методология), а не единством места и времени наблюдателей, хотя обычно предполагается, что несколько участников наблюдают один и тот же объект в одно и то же время.
Случайное — не запланированное заранее наблюдение, которое происходит в силу неожиданных обстоятельств. Этот тип наблюдения имеет особую ценность в области редких явлений, которые невозможно предсказать. Например, появление так называемых НЛО или поведение людей во время внезапных стихийных бедствий. Поэтому исследователю важно быть заранее готовым к таким ситуациям, чтобы иметь настрой на непредвиденное. Если он знает, что и как наблюдать в таких условиях, он может добиться значительных успехов.
Полное и неполное наблюдение
Полное — наблюдение, при котором фиксируется и записывается максимум информации, доступной наблюдателю. Используется для чрезвычайно тщательного изучения объекта. Часто полное наблюдение проводится как принудительная мера, когда заранее не известно, какие факторы ситуации и поведения наблюдаемого следует фиксировать, а какие не обязательно, какие считаются существенными, а какие не важными, какие можно ожидать, а какие не предсказуемы. Такая ситуация обычно сопровождает предварительное, ориентировочное исследование, предшествующее основному циклу исследования, в котором наблюдение уже будет более целенаправленным и определенным, с ограниченным полем поиска. Иногда исследователю приходится прибегать к полному наблюдению из-за плохой подготовки и предусмотрительности на предварительных этапах исследования — постановке проблемы, формулировке гипотезы и планировании.
Понятно, что полнота информации — дело относительное, и ее степень зависит от объективных и субъективных способностей наблюдателя, а также от его понимания «абсолютной» полноты. Таким образом, «исчерпывающая» полнота наблюдения характеризует скорее методологическую грубость конкретного исследования, чем его «эмпирическое богатство» и широту интересов исследователя.
Неполное — это наблюдение, при котором внимание наблюдателя сосредоточено на оптимальном (реже — минимальном) количестве параметров ситуации и поведения наблюдаемого. Этот круг информации, которую необходимо собрать, определяется заранее, исходя из целей и условий наблюдения. Как правило, такая регламентация процесса наблюдения не ограничивает жестко действия наблюдателя, а лишь предотвращает нежелательные пробелы в искомой информации.
Другими словами, он не запрещает наблюдателю выходить за рамки установленного набора вопросов, если это окажется необходимым или полезным для процесса, а лишь направляет его в бесконечное разнообразие ситуаций мониторинга. Таким образом, это ограничение не только не «связывает руки» наблюдателю, но, напротив, освобождает его от прежних проблем выбора того, что наблюдать и что записывать. А это позволяет более тщательно и внимательно наблюдать за главным (согласно гипотезе исследования) и повышает вероятность обнаружения дополнительных важных (по мнению наблюдателя) фактов. Это повышает надежность и точность данных наблюдений. Очевидно, что неполное наблюдение намного дешевле и обычно более эффективно, чем полное. Такой тип наблюдения характерен для базовых и контрольных исследований.
Непрерывный — непрерывное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно его используют при краткосрочном исследовании или когда необходимо получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений.
Иногда непрерывное наблюдение интерпретируется как полное. Смешивать эти характеристики не представляется разумным, лучше придерживаться более традиционного взгляда: параметр «непрерывный — выборочный» отражает «временную стратегию» исследования, а параметр «полный — неполный» — количественную. […] Из этого наблюдения следует, что любое непрерывное наблюдение может быть либо полным, либо неполным, и еще более рационально проводить непрерывное наблюдение после неполного. Обратное также верно: любое полное и неполное наблюдение может быть либо непрерывным, либо выборочным.
Выборка — это наблюдение, проводимое через дискретные промежутки времени, выбранные исследователем по своему усмотрению. Это менее затратно, чем непрерывное наблюдение. Это целесообразно при длительных, затяжных исследованиях, а также при заполнении разрозненных пробелов в знаниях об известном как целостном явлении. Естественно, непрерывное наблюдение авторы считают полным, выборочное приравнивают к неполному.
Непрерывное наблюдение — это наблюдение, при котором наблюдаемые явления и действия просто фиксируются и не подлежат обсуждению или оценке исследователем во время наблюдения.
Остальные виды наблюдений
Инклюзивное наблюдение — наблюдение, при котором наблюдатель входит в изучаемую группу и изучает ее как бы изнутри.
1) непосредственность и яркость впечатлений;
2) способ лучше проникнуть в атмосферу группы и лучше понять внутренний мир людей.
1) риск потери объективности в оценке из-за возможного перехода наблюдателя в позицию наблюдаемого (эффекты эмпатии и идентификации);
2) сложность и часто невозможность строгой и полной записи в ходе наблюдения, что чревато пробелами и неточностями в последующем отчете. Такой отчет, по словам У.А. Джедоу, становится «социологическим эссе, а не строго научным трактатом».
Интроспекцию следует рассматривать как специфический вариант включенного наблюдения.
Включенное наблюдение может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме. В первом случае важным условием успешного исследования является способность наблюдателя нивелировать свое особое положение в группе, не привлекать к себе излишнего внимания, не провоцировать особого отношения со стороны наблюдателей. Во втором случае главное — не «разоблачить» себя. Для этого психолог должен быть компетентен в той деятельности, которой занимается наблюдаемый, обладать замечательным самоконтролем и даже иметь определенные артистические способности. Не каждый одарен искусством естественного «введения» в группы других людей. Иногда обнаружение такой «приманки» чревато очень неприятными последствиями для наблюдателя.
Особенно если исследуемые группы являются социально опасными (например, преступные группировки, определенные сообщества молодежи, тесные корпоративные объединения и т.д.). В действительности, такие группы, классифицируемые как «закрытые», то есть недоступные для «посторонних», обычно практически невозможно контролировать, не будучи включенным в них, что вынуждает исследователя идти на риск включенного скрытого наблюдения.
Особым видом включенного наблюдения является метод работы, используемый в эргономических и профессиональных исследованиях. Здесь психолог сам выполняет ряд трудовых процедур в той или иной профессиональной области и изучает интересующие его явления путем самонаблюдения и наблюдения за товарищами по общей трудовой деятельности.
Не вовлечённое — наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом исследования. Этот вид наблюдения фактически является объективным (внешним) наблюдением.
В некоторых ситуациях наблюдения можно говорить о промежуточных формах между включенными и не включёнными формами наблюдения. Например, наблюдение учителя за учениками и студентами. Эта промежуточная форма характерна для случаев включения элементов наблюдения в другие эмпирические методы. Это ситуации психологического консультирования, психотерапии, формирующего эксперимента, психологической беседы, интервью и т.д.
Прямое (непосредственное) — наблюдение, проводимое непосредственно наблюдателем.
Косвенное (опосредованное) — наблюдение, осуществляемое через посредников. Обычно это означает получение данных от свидетелей и участников наблюдаемых событий. Изучение документов, описывающих изучаемые события (отчеты, переписка и т.д.), интервью, биографическая информация могут рассматриваться как варианты косвенного наблюдения. Косвенное наблюдение может осуществляться не только другими людьми, но и с помощью технических средств. Например, видео- или звукозаписывающие устройства, работающие автоматически без присутствия наблюдателя.
Спровоцированное — наблюдение, при котором исследователь провоцирует наблюдателя на какие-то действия и поступки. Эта техника обычно используется для выделения изучаемого явления и совпадает по времени с процессом наблюдения. Кроме того, некоторые виды деятельности и поведения, которые желательно исследовать, намеренно маскируются в обычных обстоятельствах, что делает их очень трудными для наблюдения. Например: мошенничество в коммерции.
Неспровоцированное — наблюдение, ход которого не предусматривает специального провоцирующего воздействия на ход наблюдаемых событий.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института