вид и номер учебного заведения
Высшие учебные заведения (вузы)
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
В высших учебных заведениях может быть получено высшее профессиональное образование.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Типовое положение является примерным.
Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
В состав высшего учебного заведения входят кафедры и факультеты. Оно может создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством РФ.
Высшее учебное заведение может иметь
Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.
Вид и номер учебного заведения
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Справочники типов и видов образовательных учреждений
Приложение 2
Федеральные справочники.
Справочники типов и видов образовательных учреждений
Средняя общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Начальная общеобразовательная школа
Основная общеобразовательная школа
Начальная общеобразовательная школа-интернат
Основная общеобразовательная школа-интернат
Средняя общеобразовательная школа-интернат
Средняя общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов
Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом (дошкольного, школьного возрастов, смешанный)
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Специальная (коррекционная школа-интернат) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом семейного типа
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Специальная (коррекционная) школа – детский сад
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
Специальная (коррекционная) школа-интернат
Оздоровительное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
Специальная общеобразовательная школа
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Центр диагностики и консультирования
Центр психолого-медико-социального сопровождения
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения
Открытая (сменная) общеобразовательная школа
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ)
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при воспитательно-трудовых колониях
Образовательные учреждения начального профессионального образования
Образовательные учреждения среднего профессионального образования
Образовательные учреждения высшего профессионального образования
Справочник категорий образовательных учреждений
Населенный пункт сельского типа
Населенный пункт городского типа
Справочник видов организационно-правовых форм образовательных учреждений
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение субъекта Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
Негосударственное образовательное учреждение
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Государственное автономное образовательное учреждение субъекта Федерации
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Государственное бюджетное образовательное учреждение субъекта Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Государственное казенное образовательное учреждение субъекта Федерации
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Основные виды учебных заведений в России 19598
Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.
Законодательная база
Типам образовательных организация посвящена статья 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране существуют такие ОО:
ОО из третьего пункта мы привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.
Виды ссузов
Начнем со средних специальных учебных заведений. Хотя в упомянутом Федеральном законе такого понятия нет, и все они отнесены к уровню СПО. Все же мы будем использовать и старые, и новые термины. Ведь некоторые уровни образования по-прежнему именуются по старинке.
В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование
Такого понятия тоже с 2013 года не существует. В статье 108 Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО приравнено среднему профессиональному по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Ранее его получали в профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные заведения следующих форм:
Они дают возможность за короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами, мастерами-отделочниками, автомеханиками.
И тех, и других учебных заведений осталось очень мало. Примеры:
Большая часть советских ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.
Чем они отличаются
Лицей по статусу несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим физического труда, – например, парикмахер или секретарь.
В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
СПО предполагает подготовку специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.
Здесь есть два вида учебных заведений:
Учиться в них нужно уже дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.
Чем они отличаются
В техникумах можно рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.
Также считается, что учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже – к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.
Есть ли исключения
В общем виде иерархия ссузов выглядит так:
Колледж |
Техникум |
Профессиональный лицей |
Профессиональное училище |
Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие образовательные организации, именуемые училищами:
Можем ли мы отнести их к заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.
Так что иногда название может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.
В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми же:
Вид вуза напрямую связан с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например, Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и стала университетом.
Но здесь интересный ход сделан в отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.
Стоит упомянуть и специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно указывают в скобках после основного наименования ОО.
Чем они отличаются
Начнем с последних трех видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему проще проследить основные отличия.
Университет | Академия | Институт | |
Самостоятельность | Только самостоятельная ОО | Только самостоятельная ОО | Самостоятельная ОО или часть вуза |
Направления подготовки кадров | Для разных отраслей (не менее 7) | Для нескольких отраслей одного направления | Для одной отрасли |
Научные исследования | Функции научного центра | Обязательно | Необязательно |
Соотношение аспирантов и студентов | 4 / 100 | 2 / 100 | Нет требований |
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска | +25% | +25% | – |
Среднегодовой объем финансирования | От 10 млн рублей | 5-10 млн рублей | До 5 млн рублей |
Количество педагогов с учеными степенями | Не менее 60% | Не менее 55% | Нет требований |
Наличие факультета профессиональной переподготовки | Обязательно | Обязательно | Необязательно |
Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку, чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение может предложить студентам:
На количестве «остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны, отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим опытом. С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.
Какие бывают университеты
Вернемся к списку видов вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных нами вузов.
Все они создавались указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.
Категория НИУ присваивается на 10 лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских программ не даст ожидаемого эффекта.
Таких вузов в России сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.
Особенные российские вузы
Главные отличие МГУ и СПбГУ от всех прочих вузов России:
К тому же МГУ и СПбГУ могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.
Ссуз как подразделение вуза
Нередко высшие учебные заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для крупных образовательных организаций.
Чаще всего на базе вузов создаются колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое к университетскому.
При такой насыщенной структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.
В каких заведениях можно получить дополнительное профессиональное образование
Для реализации этих программ главное – иметь соответствующую лицензию. А получить ее могут как специально созданные для таких целей организации ДПО, так и ссузы или вузы.
Первые нечасто получают аккредитацию, а, значит, выдают дипломы установленного образца. У вторых больше возможностей для выдачи документов государственного образца. Соответственно, отличаются и цены.
Куда поступать?
Что нужно | Куда поступать |
Рабочая профессия, быстро и без особых сложностей | Профессиональное училище |
Рабочая профессия, быстро, с углубленным изучением отдельных дисциплин | Профессиональный лицей |
Квалификация по программе базового уровня | Техникум |
Квалификация по программе углубленного уровня с перспективой поступления в вуз | Колледж |
Обычное высшее образование | Университет, академия или институт (в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий) |
Инновационное высшее образование с уклоном в экономические потребности своего региона | Федеральный университет |
Высшее образование с возможностью серьезно заниматься наукой | Национальный исследовательский университет |
Но даже если вы ошибетесь с выбором – ничего страшного. Всегда можно продолжить обучение в другом месте. Тем более непрерывное образование у нас в почете.
Также рекомендуем прочитать
Как написать научную статью по юриспруденции
Сегодня мы поговорим о том, как правильно писать статьи по юриспруденции. Раскроем наиболее часто встречающиеся ошибки, ответим на часто задаваемые вопросы и тем самым поможем вам повысить качество работ.
Готовим светлое будущее не выходя из дома
Казалось бы, карантин и вынужденное пребывание дома затормозило весь ход жизни. Мы же считаем, что карантин – это пауза, которую можно занять любимым хобби, посвятить самосовершенствованию или рефлексии, чтобы понять, чем хочется заниматься в жизни. В этой статье рассмотрим несколько вариантов, как начать карьеру или получить новый опыт для будущего трудоустройства не выходя из дома.
Идеальный доклад к диплому: как защититься на отлично?
Написание дипломной работы – важный этап в жизни каждого студента. Это своего рода врата, открывающие дверь в будущую карьеру человека. И то, как откроются эти врата и откроются ли вообще, целиком и полностью зависит от студента. Успех сдачи диплома предопределяется множеством факторов, охватить которые, на первый взгляд, кажется невозможным. Но так ли это на самом деле? И как подготовить идеальный доклад, который бы гарантировал вам успех? Давайте разберемся в этих вопросах.
Типы образовательных организаций
Образование всегда было одним из важнейших направлений развития человека и социума. В современном мире практически в каждом государстве этой сфере уделяется достаточное количество внимания, ведь помимо первостепенной функции оно также отвечает за социализацию граждан.
Образовательные организации — что это такое?
Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.
Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.
Типы и виды образовательных организаций
Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.
Дошкольные
Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:
Общеобразовательные
Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:
Профессиональные
В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.
Высшего образования
Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют: