входит в состав интегрированной структуры что это
Входит в состав интегрированной структуры что это
Интегрированная структура представляет собой устойчивую группу кооперационно связанных между собой юридических лиц (участников), объединенных на основе добровольной передачи ими части своих прав одному из участников – центральной (головной) компании интегрированной структуры – и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом.
Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.01 №713, интегрированным структурам отведена ключевая роль в формировании современной дееспособной оборонной промышленности России.
При этом наличие развитой нормативно-правовой базы для их деятельности является одним из важнейших аспектов и необходимым условием реструктуризации ОПК России, а ее недостатки – основным сдерживающим реформу фактором.
Действующее в настоящее время законодательство не учитывает существование интегрированных структур в ОПК. Нерешенность основных правовых проблем ставит под вопрос возможность успешной реструктуризации оборонной промышленности, равно как и эффективной деятельности уже созданных интегрированных структур.
К основным правовым проблемам образования и деятельности ИС следует отнести:
Действующие правовые акты не содержат понятий интегрированной структуры или холдинга, не учитывают особенности организационно-правовой природы и социально-экономических функций современных интегрированных структур и потому не регламентируют особенности их создания и деятельности. Многие из этих актов устарели.
Принципиальным и необходимым решением для создания правовой основы реформы ОПК РФ должно стать принятие специального Закона об интегрированных структурах, основные положения проекта которого предлагаются Корпорацией «Аэрокосмическое оборудование».
В нем следует определить, в том числе: понятие ИС и ее головной компании, состав и структуру ИС, специальную упрощенную процедуру ее создания, условия и порядок государственной регистрации ИС, формы участия в ней государства, правовой статус и функции головной компании ИС, порядок ликвидации ИС.
В рамках проекта Закона об ИС предлагается упростить разрешительную процедуру согласования проектов учреждения новых ИС с передачей основных функций по их созданию Минпромнауки РФ.
Поскольку Российская Федерация – это единый хозяин, представленный своими многочисленными органами, которые должны руководствоваться в своей деятельности едиными задачами и принципами, всю ИС целесообразно подчинить одному ведомству, например, Минпромнауки РФ, а согласие агентств на включение того или иного предприятия в ИС должно одновременно означать отказ от непосредственного контроля за его деятельностью (при сохранении единого государственного контроля через Минпромнауки).
Антимонопольное законодательство России существенно затрудняет возможность создания и управления ИС в ОПК. Необходимо сгладить противоречие между принципом обеспечения конкуренции и необходимостью реструктуризации оборонной промышленности (для повышения ее конкурентоспособности, управляемости со стороны государства, решения проблем национальной безопасности и т.д.).
Для этого согласование с МАП должно производиться на этапе подготовки проектов решений Правительства Российской Федерации о передаче в уставный капитал головной компании ИС соответствующих пакетов акций акционерных обществ. В Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» необходимо включить норму о том, что приобретение интегрированной структурой пакетов акций (или иных активов) предприятий на основании решения Правительства Российской Федерации, которое было согласовано с Министерством по антимонопольной политике, может производиться без получения согласия антимонопольного органа на совершение сделки.
Положение о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.06.02 №456, в подп. «е» п.3 содержит требование к лицензируемой организации по «обеспечению помещениями, оборудованием, стендами, контрольно-измерительной аппаратурой, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности». Очевидно, что ни одна интегрированная компания не может получить лицензию по действующему положению, поскольку владеет не основными фондами предприятий, а лишь их акциями и потому не может быть обеспечена необходимыми помещениями и оборудованием.
Следовательно, указанные положения необходимо уточнить, предусмотрев право головной компании ИС на получение лицензии в упрощенном порядке при предъявлении доказательств наличия у нее эффективного пакета акций предприятия, уже имеющего такую лицензию.
Концентрация заказов в ИС предусмотрена Концепцией реструктуризации российского авиапромышленного комплекса, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 №294, и необходима для снижения издержек, рационализации управления, оздоровления внутриотраслевой конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности на внешних рынках. Это же требование вытекает из государственной Концепции «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», разработанной Советом Безопасности РФ и утвержденной Президентом РФ 30 октября 2001 г.
Однако для реализации этого требования необходимо установить порядок формирования и исполнения оборонного заказа, согласно которому в качестве головных исполнителей будут указываться только ИС в лице своих головных компаний, а не непосредственные предприятия-исполнители.
Соответственно, должен быть откорректирован порядок назначения головных военных представительств при ИС и определены их функции. Поскольку головная компания ИС сосредоточивает все основные операции по поставкам продукции военного назначения, произведенной предприятиями ИС, представляется целесообразным наделить военного представителя при головной компании («головного военного представителя») дополнительными полномочиями по контролю за поставками конечной продукции государственному заказчику, головному исполнителю ГОЗ или на экспорт независимо от конкретного производителя этой продукции в рамках ИС.
Построение эффективной системы «заказчик-исполнитель» государственного оборонного заказа требует определиться с вопросом об ответственности государства (ведомства, являющегося заказчиком) за его исполнение в части бюджетного финансирования, в противном случае головной исполнитель ставится в неравное с другими исполнителями положение.
В условиях, когда иностранные производители используют разнообразные средства стимулирования спроса на их продукцию на российских и международных рынках, России требуется широкий спектр форм государственного кредитования покупателей и производителей оборонной техники.
В отношении внутренних покупателей оно может осуществляться в форме связанного бюджетного кредита; целевого инвестиционного налогового кредита покупателю; кредита, предоставляемого кредитной организацией за счет денежных средств, полученных путем учета (переучета) векселя покупателя продукции в Банке России.
В части экспортных поставок необходимыми мерами являются государственное страхование поставок, бюджетное кредитование контрактов, использование лизинговых схем и т.п.
В целом необходимо принятие специального закона «О государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса» или отдельных таких законов по отраслям.
В частности, поскольку одной из основных функций головной компании является представление предприятий ИС во внешнеторговых отношениях, на нее следует распространить действие подп.1 п.1 ст. 162 НК РФ об освобождении от НДС на авансовые платежи в счет экспорта товаров, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №602, устанавливающим порядок предоставления этой льготы, она может быть предоставлена только производителю продукции. Следовательно, необходимо внести поправку в абз. 2 п.1 указанного Постановления, распространив его действие на головные компании ИС в части экспортируемой ею продукции производства участников ИС.
Аналогично должен решаться вопрос с предоставлением головной компании ИС льгот на НИОКР, осуществляемые НИИ, входящими в ИС, а также для самой головной компании, если в составе ИС имеются как минимум два участника, получившие статус научных организаций в соответствии с Законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Согласно действующему законодательству доверительное управление ценными бумагами за определенными исключениями относится к исключительной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако это ограничение нецелесообразно в отношении головных компаний ИС, поскольку такая деятельность заведомо не может быть для них основной. Поэтому следует освободить их от необходимости быть профессиональным участником рынка ценных бумаг, внеся соответствующие изменения в Закон «О рынке ценных бумаг» и Порядок лицензирования.
Таким образом, проблема создания качественного нормативно-правового поля для ИС в ОПК – это актуальная, сложная, но решаемая задача, требующая принятия единого специального закона и соответствующего пакета поправок к отраслевому законодательству. Это будет не «революцией» в российском законодательстве, а его последовательным развитием в рамках существующей системы принципов оборонного строительства России.
Входит в состав интегрированной структуры что это
Для формирования современного понимания сущности интегрированных организационно-производственных структур, автору представляется целесообразным проанализировать данный объект с позиций системного подхода, который предполагает рассмотрение в нашем случае интегрированной организационно-производственной структуры (ИОПС), как определенной системы. Напомним, что под системой в общем случае понимается объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов или целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенному закону или принципу [1]. Поэтому понятие ИОПС сразу возможно разделить на отдельные компоненты, связи между ними и выделить определенные ее особенности, что отразим на рисунке 1.
Итак, поскольку ИОПС является системой, то она относится к определенным типам систем. Заметим, что ИОПС – представляет собой открытую, организационную, социо-техническую, а также производственную, интегрированную и микроэкономическую систему.
Открытость ИОПС объясняется постоянным взаимодействием с внешней средой, например с такими ее компонентами как различные государственные негосударственные организации.
ИОПС – это также социо-техническая система, так как включает две компоненты: социальную (люди) и техническую (машины, оборудование), которые взаимодействуют друг с другом.
Заметим, что термин «организация» в широком смысле означает устройство, сочетание чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата. ИОПС является организационной системой, представляющей собой совокупность связей, отношений и построений, предопределяющих соответственно взаимодействие, соотношение и состав (количественный и качественный) частей (по каким бы признакам они как подсистемы ни выделялись), образующих систему как целое [2].
ИОПС является также производственной системой, так как представляет собой взаимосвязанную совокупность людей, техники, материалов и других ресурсов, имеющую целью своей деятельности производство материальных продуктов [1,3].
В понятии ИОПС фигурирует термин структура. Под структурой (от. лат. structura – строение) подразумевается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей [4]. Структура является неотъемлемым атрибутом всех реально существующих объектов и систем и представляет собой взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри организации; элементы системы, их связи и целостные свойства, если они обеспечивают устойчивое состояние системы. Структура должна соответствовать целям, задачам организации, отдельного подразделения и должна быть адаптирована к ним.
Отметим, что когда речь идет об интегрированных организационно-производственной структурах, под ними обычно понимаются определенные экономические субъекты, которые включают в себя отдельные организации, как производственные, так и непроизводственные. Интеграция (от лат. integer — целый) представляет собой объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция происходит, в данном случае, между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию организаций. Вертикальная интеграция– это производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Горизонтальная интеграция– это объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии [5]. ИОПС является интегрированной системой, так как объединяет (вертикально или горизонтально) различные организации для достижения определенных целей.
ИОПС также относятся к микроэкономическим системам, так как действуют на микроэкономическом уровне отдельных экономических субъектов – коммерческих и некоммерческих организаций.
С учетом вышеизложенного, сформулируем собственное определение ИОПС.
Необходимо заметить, что свою историю крупные интегрированные организационно-производственные структуры ведут с 70-х годов XIX века. Причем до начала 50-х годов XX века в развитых странах господствовала тенденция укрупнения производства на основе концентрации, централизации капитала и создания крупных организаций. Конец XX века характеризуется появлением объединений юридических лиц, как правило, не теряющих свою юридическую самостоятельность. В настоящее время мировая практика предлагает ряд форм интегрированных организационно-производственных структур. Среди наиболее распространенных выделим такие формы ИОПС как альянс, концерн, холдинг, консорциум, ассоциация и финансово-промышленная группа (ФПГ). Ниже представим краткую характеристику наиболее распространенных форм ИОПС.
Альянс (от франц. alliance — союз) — союз, объединение нескольких организаций, предприятий, лиц на договорной основе.
Концерн в полной мере является интегрированной производственной структурой, объединением предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность, единое ядро собственности и контролирующий орган. Термином «концерн» часто обозначают крупные промышленные корпорации, наличие в которых кредитно-финансовых учреждений довольно распространено, хотя последние играют подчиненную роль. Концерн может быть создан в результате горизонтального и вертикального объединения с явно выраженным основным производственным ядром.
Холдинг – это юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций других компаний и выполняющее функции централизованного руководства связанных между собой по капиталу компаний. Отличие холдинга от концерна заключается в отсутствии контрактов и соглашений между участниками.
ФПГ – это совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных для реализации общих целей без потери юридической самостоятельности. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Среди них обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций [6,7].
1. Туровец О.Г. Организация производства: Учебник для ВУЗов / О.Г. Туровец, В.Н.Попов, В.Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное – М.: «Экономика и финансы», 2002. – 452 с.
2. Управление организацией. Энциклопедический словарь Поршнев А. Г., Кибанов А. Я., Гунин В. Н., М. ИНФРА-М 2001, 2001. — 822 с.
3. Степанов И. Г. Организация производства: Учеб. пособие / НФИ КемГУ. Новокузнецк, 2003. – 93 с.
4. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. Издание 7-е – М.: Республика, 2001. – 719 с.
5. Экономический словарь. Авторы Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.,5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
Интегрированные организационные структуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные цели и мотивы интеграции субъектов хозяйствования
Основные формы интеграции организационных структур
Вертикально интегрированные структуры. Основными принципами, которые лежат в основе их построения являются подчинение и распорядительство. Вертикально интегрированные структуры представляют собой очень крупные компании, у которых в качестве основных элементов структуры выступают центры прибыли, а управление последними реализуется из единого центра. Несколько реже в подобного рода корпорациях управленческие полномочия осуществляются через существенное участие в капитале других компаний (в данном случае, материнская компания является держателем контрольных пакетов акций дочерних компаний, которые и формируют интегрированную структуру).
Горизонтально интегрированные организационные структуры – собой представляют совокупность взаимосвязанных организаций, скоординированные цели которых обеспечивают реализацию единой стратегии. В данном случае, роль интегрирующего центра могут выполнять одна или несколько организаций. Важной особенностью является то, что в подобного рода структурах нет иерархии, а потому партнёры сохраняют определенную автономность (в рамках своей специализации).
Как известно, очень много современных компаний часто вступают в альянсы с другими компаниями и, при этом, имеет место взаимное владение акциями. Таким образом, иногда бывает довольно затруднительно определить то, какую из компаний следует считать вышестоящей, а какую из них – подчинённой (и, следовательно, с уверенностью утверждать о той или иной форме интеграции).
Формализованные и неформализованные интеграционные объединения
Необходимо различать между собой формализованные интегрированные объединения (т. е. юридически и структурно оформленные) и неформализованные типы объединений (где альянс носит договорной характер).
Формализованная интегрированная структура собой представляет экономическое объединение компаний на основе единого титула собственности, который принадлежит материнской компании, контролирующей активы других бизнес-единиц (дочерних компаний, филиалов) посредством владения некоторой части их капитала.
Готовые работы на аналогичную тему
В зависимости от целей объединения, характера экономических отношений между бизнес-единицам и степени самостоятельности предприятий, входящих в объединение, можно выделить такие типы формализованных интегрированных структур:
Неформализованные объединения создаются, как правило, на базе договорных соглашений между участниками. Они не имеют официально оформленных органов управления и организационной структуры, совместного уставного капитала и т. д. В данном случае деятельность участников направлена на реализацию единых целей и выполнение определённых обязательств.
Наиболее распространенными видами подобного рода неформализованных интегрированных структур являются:
Входит в состав интегрированной структуры что это
В современной практике существуют многочисленные организационные формы развития и объединения корпоративных образований, различающихся в зависимости от целей объединения, характером отношений между участниками, характером хозяйственной деятельности и финансовой основой формирования и функционирования.
Как отмечает Б. Клейнер, интегрированная структура представляет собой хозяйственный субъект, создающий определённый институт, то есть относительно устойчивые по отношению к изменяющемуся поведению или интересам отдельных субъектов и их групп, а также продолжающие действовать в течение значительного периода времени формальные и неформальные нормы, либо системы норм, регулирующие принятие решений, деятельность и взаимодействие социально-экономических субъектов (физических и юридических лиц, организаций) и их групп [6].
Исследователем выделяются следующие особенности функционирования интегрированных структур как социальных институтов:
– они вырабатывают формальные (корпоративное право) и неформальные (организационная культура) регулирующие нормы;
– эти нормы определяют порядок принятия решений, деятельность и взаимодействие агентов интегрированной структуры;
– нормы действуют в течение длительного времени и являются устойчивыми по отношению к образцам поведения отдельных агентов интегрированной структуры;
– они распространяются на всех агентов – юридические лица в составе интегрированной структуры, менеджеров, акционеров и т.д., как физические лица, их группы и ассоциации.
С позиций теории стратегического менеджмента интегрированные образования исследовали А.А. Дынкин и А.А. Соколов, [4] А. Радыгин, [11] Я. Паппэ, [10] указывая на их потенциал сохранять свою целостность в неравновесном состоянии в условиях быстрых и непредсказуемых изменений кризисной внешней среды.
Наиболее распространенными организационными формами современных корпоративных образований являются картели, синдикаты, консорциумы, интегрированные бизнес-группы, холдинги, стратегические альянсы, франчайзинговые объединения, концерны, кластеры, гибкие виртуальные корпорации, цепи поставок и др.
Анализ сущности и специфики данных форм корпоративных образований позволяет сделать вывод, что интегрированные структуры различаются:
– по длительности взаимодействия: от временных объединений для решения отдельной задачи (консорциум) – до долгосрочных объединений (стратегические альянсы, кластеры);
– по степени самостоятельности участников: от жестко центрированных (концерн, корпорация) – до равноправных (цепи поставок, сетевая интеграция);
– по составу участников: от производственно-сбытовых объединений (картели, синдикаты) – до объединений комплексного формата, включающих широкий круг участников – предприятия, НИИ и КБ, финансово-кредитные учреждения, инфраструктурные организации (кластеры, сетевые структуры). Соответственно состав участников различается и по юридическому статусу: ряд интегрированных структур предполагает участие как частных, так и государственных предприятий и организаций.
Современные исследования в данной области позволяют выявить основные тенденции, определяющие развитие интеграционных образований в современной экономике.
Во-первых, ставка на синергетический эффект.
Один из наиболее распространенных катализаторов интеграции, упоминаемый в современных исследованиях, – эффект синергии [2]. Суть его в том, что у интегрированной структуры появляется возможность использования преимуществ (синергий), возникающих в результате объединения ресурсов нескольких хозяйствующих субъектов. Иными словами, в качестве основного эффекта интеграции рассматривается превышение стоимости образовавшейся корпоративной структуры по сравнению с суммой стоимостей ее участников до интеграции.
Как отмечает Ю. Клепиков, эффект роста стоимости компании вызывается действием более частных синергий: [7]
– экономия маркетинговых, административных и других операционных издержек, обусловленная увеличением масштабов деятельности и централизацией отдельных служб;
– эффект комбинирования взаимодополняющих ресурсов: каждый из участников интегрированной структуры получает доступ к нужным ресурсам (сырью, инвестициям, научно-исследовательским разработкам и т.д.) на более выгодных условиях, чем рыночные;
– увеличение размеров рыночной ниши корпорации;
– возможность использования схем минимизации налогообложения;
– диверсификация активов (как способ снижения коммерческих рисков и стабилизации доходности операций компании).
Во-вторых, ставка на базовые и ключевые компетенции участников.
Исследователи отмечают изменения в самом институте интеграции. Так, по мнению В. Кондратьева и Ю. Куренкова, в настоящее время под влиянием процессов глобализации капитала, коммуникаций, информационных и человеческих ресурсов стали формироваться черты «новых корпораций», в числе которых отмечается [8]:
– рост доли в активах человеческого капитала и «невещных» элементов (патентов, брендов и пр.);
– усиление гибкости в контактах с сотрудниками, партнерами, другими участниками интеграционного объединения;
– «размывание» границ компании и пр.
При этом устойчивость интегрированных структур определяется следующими положениями [7]:
1) достигнут компромисс стратегических интересов участников структуры, выработано стремление к оперативному разрешению возникающих противоречий;
2) совокупный эффект от деятельности интегрированной структуры превышает сумму эффектов от независимого функционирования организаций до интеграции;
3) эффекты от интеграции соответствуют ожиданиям каждого из участников интегрированной структуры.
Соответственно при приятии решения о вхождении в интегрированную структуру ее потенциальным участником такое решение будет положительным только в том случае, если субъектов интеграции устраивает ожидаемая от интеграции выгода, иначе вся структура не сможет быть устойчивой. Это, в свою очередь, означает, что каждый участник интегрированного объединения должен обладать набором не только базовых компетенций (необходимых, но не достаточных для вхождения в интегрированную структуру), но и иметь ключевые, исключительные компетенции, определяющие роль и место субъекта в интегрированной структуре. Специфика указанных видов компетенций раскрыта в современных публикациях [13].
В-третьих, ставка на смешанные формы собственности.
В современной экономике государственные органы либо выступают организаторами проведения интеграции, либо не препятствуют включению в состав корпоративных структур, формируемых по инициативе частного бизнеса, предприятий с государственным участием в акционерном капитале [3, 12].
При этом отмечается, что одним из важнейших элементов политики государственного регулирования является создание крупных интегрированных структур с государственным участием для реализации приоритетных направлений развития (в первую очередь – промышленности), вследствие концентрации научно-технического и производственного потенциалов, а также разработки и финансирования за счет бюджетных средств научно-технических проектов и стратегических программ развития [14].
Исследователи перспектив дальнейшего развития интеграционных образований подчеркивают активность государства на уровне стратегических интеграционных процессов, особенно в наиболее важных отраслях [5]. Так, в России в целях содействия развитию отечественной промышленности, ключевым направлением выделено развитие форм стратегического государственно-частного партнерства. Образование в 2007 году Государственной корпорации «Ростехнологии» позволило сконцентрировать ресурсы отдельных компаний для выполнения наиболее важных государственных проектов в целях укрепления позиции России на международном рынке [1]. На сегодняшний день в состав корпорации входят 439 организаций различных отраслей промышленности [9].
Таким образом, в данном исследовании установлено:
• Интегрированные структуры в современной экономике различаются по длительности взаимодействия, по степени самостоятельности участников, по составу участников.
• Основными тенденциями, определяющими развитие интеграционных образований в современной экономике, являются: ставка на синергетический эффект, на компетенции участников, на смешанные формы собственности.
Рецензенты:
Романова И.Б., д.э.н., доцент, зам. директора Института экономики и бизнеса, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;
Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.