везем в даркстор что значит
Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Пандемия затянулась, бизнес теряет деньги, предпочтения покупателей меняются, а значит, пришло время для нестандартных и, возможно, забытых решений. Одно из таких — даркстор. Разбираемся, что это за формат, какие у него особенности и на какие тонкости стоит обратить внимание при его открытии.
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.
Д — Дарксторы: как работает доставка еды
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое дарксторы?
Даркстор — это специальный склад с продуктами, в которых собирают онлайн-заказы для доставки еды. Они отличаются особой системой, которая непохожа на обычную систему супермаркетов: товары находятся в специальных отсеках, чтобы сборщикам было удобно собирать заказы. То, как расположены продукты, зависит от того, насколько часто эти продукты заказывают и насколько товары тяжелые.
Зачем они нужны?
Дарксторы происходят от такназываемых «темных кухонь» или dark kitchen, которые появились в Великобритании и работали по принципу «закажи и забери». В таких кухнях не было мест для посадки гостей, но в них готовили еду на вынос.
Дарксторы нужны для того, чтобы сервисы доставки работали быстрее: если в районе есть несколько дарксторов, покупатели будут получать свои заказы намного быстрее.
Почему формат дарксторов так популярен?
К тому же, онлайн-магазины сегодня вполне могут составить конкуренцию офлайн-маркетам, поэтому многие не видят смысла превращать дарксторы в обычные супермаркеты.
Сервис «Яндекс.Лавка» стал первым даркстором, у которого не было офлайн-магазинов: компания создала сеть складов, в которых находилась продукция и курьеры развозили заказы по районам.
Больше о достоинствах и недостатках ассертивности читайте в материалах РБК Тренды:
Обратная сторона онлайн-покупок: как устроен dark store
В начале июня стало известно об открытии dark store «Перекресток» в Нижнем Новгороде: наш город стал третьим в стране, где ретейлер осуществляет доставку продуктов на дом. Через месяц в столице Приволжья начал работать сервис доставки продуктов «Яндекс.Лавка», который также запустил «темные магазины». В сентябре на нижегородский рынок зашел их конкурент «Самокат», открыв на начальном этапе восемь центров формирования заказов по всему городу. До конца года их должно стать уже больше 30.
В период пандемии коронавируса дополнительная возможность пополнить холодильник без похода в магазин выглядит особенно привлекательной. GiperNN разобрался, чем отличается dark store от обычного склада и есть ли у него значимые преимущества для конечного потребителя.
Что такое dark store?
Понятие dark store в буквальном переводе означает «темный магазин» и пока остается «темной лошадкой» для российских покупателей. Сам термин вошел в обиход ретейлеров в 2010-х годах с легкой руки представителей компании Tesco. Говоря простым языком, даркстор — это магазин без покупателей. Внешне он очень похож на торговый зал любого супермаркета, но внутри не ходят посетители с тележками, а работают кладовщики, которые собирают онлайн-заказы. Сегодня данный формат очень востребован участниками рынка продуктового ретейла во Франции, Великобритании и других европейских странах. Российские компании также постепенно наращивают площади dark store.
Первопроходцем на рынке дарксторов в России стал «Перекресток». Крупнейший среди аналогичных объектов ретейлера открылся весной 2019 года в поселке Вешки Московской области: площадь «темного магазина» составила 18 тысяч квадратных метров, вместимость — 35 тысяч наименований товаров, объем обрабатываемых заказов — до 5 тысяч в день. В Нижнем Новгороде dark store «Перекрестка» на Московском шоссе немногим уступает столичному: его площадь достигает 12 тысяч «квадратов», вместимость — 30 тысяч видов продукции, объем обрабатываемых заказов — до 4 тысяч в день.
Эксперт по бизнес-решениям Generix Group Наталья Милехина (Москва) рассказала, что dark store предназначен для быстрой комплектации продуктов при недорогой локальной доставке или для самовывоза. По сути, формат представляет собой ответ электронной коммерции магазинам «у дома».
В dark store поставляется ассортимент быстрооборачиваемых товаров, размер запаса для каждого товара категории fresh может быть ограничен полусутками, и пополнение запаса в локальных небольших дарксторах может происходить несколько раз в сутки. Размер dark store варьируется в зависимости от типа товара и специализации торговой сети. Есть примеры и гигантских дарксторов до 20 тысяч квадратных метров, в которых хранится полный ассортимент товаров, — отметила Наталья Милехина.
Чем «даркстор» отличается от склада?
Процесс онлайн-шопинга был хорошо известен нижегородцам задолго до пандемии коронавируса, а значит, и склады для хранения товаров из интернет-магазинов существуют уже давно. Почему же мы говорим о dark store как о новом для российского рынка явлении?
Dark store — это не склад, а полноценный магазин, где паллетное хранение заменено выкладкой товара «по аллеям», согласно логике отделов, товарного соседства и технологических требований для каждого продукта, — объяснила корреспонденту GiperNN руководитель проектов по магазиностроению компании place! Татьяна Кузнецова (Москва).
По словам Татьяны Кузнецовой, даркстор представляет собой полноценный супермаркет — с размещением продукции по отделам, без рекламы, но с прозрачной и понятной навигацией. Такой подход позволяет снизить риск пересорта товара и повысить уровень сервиса по исполняемым заявкам.
Директор по развитию компании resto-profi.ru Ольга Черногаева (Москва) подчеркнула, что объекты dark store ориентированы на максимально быструю сборку заказа и последующую доставку.
Для этого продукция расположена определенным образом, удобным для сборщиков заказов, где они, быстро ориентируясь между стеллажами, могут собрать заказ за 15 минут. Таким образом, максимальное время от заказа в приложении до получения заказа покупателем — 45 минут. По крайней мере, это идеальные показатели, к которым стремятся большинство компаний, — уточнила Ольга Черногаева.
В отличие от традиционной логистики со складами, расположенными «на выселках», dark store размещаются внутри города и занимают площади классических супермаркетов, что также способствует минимизации сроков исполнения заказов.
По словам Ольги Черногаевой, наибольшей популярностью на рынке недвижимости в мегаполисах пользуются помещения на второй и третьей линиях порядка 70 кв.м, — это самый востребованный формат для «темных магазинов». В Нижнем Новгороде сервисы доставки «Яндекс.Лавка» и «Самокат» ориентированы на несколько большую площадь — от 120 кв.м. Ретейлеры преимущественно выбирают для дарксторов помещения на первом этаже (для второго обязательно нужен грузовой лифт) в зданиях, к которым легко может проехать габаритный транспорт, а также с возможностью разместить на территории велопарковку. Среди важных требований к dark store — потолки от 2,5 метра и электрические мощности 25 кВт. По словам представителей «Яндекс.Лавки», идеальными «темными магазинами» могут стать бывшие заводы.
Фото: Наталия Пылина
В чем преимущества «темного магазина»?
Как мы уже отметили, единственными посетителями dark store являются комплектовщики — сотрудники логистики, собирающие заказы. А раз вход в эти «супермаркеты» для рядового покупателя закрыт, то есть ли разница, откуда ему привезут товар — из даркстора или с обычного склада?
Эксперты говорят, что грамотная организация пространства в dark store повышает уровень сервиса. Также в этих помещениях проще обеспечивать необходимые для хранения конкретных продуктов температуры, что дает дополнительную гарантию свежести товаров. Но если учесть растущую конкуренцию сервисов доставки как со складов, так и из дарксторов, шансы получить что-то несвежее сегодня стремятся к нулю.
При хорошем качестве продуктов (в ретейле особое внимание обращают на то, чтобы в заказ не попали, например, подгнившие овощи и продукты с истекающим сроком годности) лояльность клиентов растет, у них формируется привычка совершать онлайн-покупки, а значит, и необходимость в открытии dark store увеличивается, — комментирует директор по развитию компании resto-profi.ru Ольга Черногаева.
Параллельно с дарксторами появляются dark kitchen — «темные кухни» — рестораны, предназначенные исключительно для приготовления пищи, без доступа клиентов внутрь. Подобные объекты начали активно развиваться в период самоизоляции и продолжают открываться до сих пор.
Для покупателя преимуществом является быстрая доставка свежих продуктов, но при этом не надо выходить из дома и пересекаться с другими людьми в помещении. Даже при самовывозе можно получить товары прямо в машине на парковке (drive in) или записаться на определенное время для выдачи заказа. Для продавца это возможность сэкономить на доставке последней мили и при этом предложить покупателю свежие продукты по привлекательной цене. А в условиях текущей ситуации еще и снижение рисков распространения инфекции, — рассказала эксперт по бизнес-решениям Generix Group Наталья Милехина.
Перспективы dark store в России
Руководитель проектов по магазиностроению компании place! Татьяна Кузнецова сообщила, что затраты на запуск dark store могут оказаться более скромными по сравнению с открытием полноценного супермаркета, а высокая оборачиваемость делает этот формат перспективным и востребованным для инвестиций.
Доля онлайн-торговли в сфере ретейла возрастает, что в свою очередь делает критичными вопросы качества и сроков исполнения заказов. Все это позволяет говорить, что dark store может стать ключевым и востребованным форматом, постепенно вытесняя операторов со стандартными складами, — резюмирует эксперт-практик в области ретейла Татьяна Кузнецова.
Эксперт по бизнес-решениям Generix Group Наталья Милехина обратила внимание на то, что будущее dark store зависит от социальных процессов, таких как урбанизация и осознанное потребление.
Если рост городов продолжится, но при этом усилится борьба за покупателя «здесь и сейчас», то формат дарксторов будет востребован. Если же победит осознанное потребление и покупатели будут больше планировать свои ежедневные покупки, если получит большее распространение покупка товаров ежедневного спроса по подпискам, возможно стандартизированным подпискам, то такие доставки будет экономичнее готовить централизовано на традиционных складах, — прогнозирует Наталья Милехина.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020 года доля интернет-магазинов в общем обороте розничной торговли достигла 10,9%, а весь оборот онлайн-торговли — 1,6 трлн рублей. Президент АКИТ Артем Соколов считает, что именно COVID-ограничения позволили сегменту e-commerce совершить рывок, приблизившись к показателям наиболее развитых с точки зрения онлайн-продаж стран, таких как США и Китай. Сейчас аналитики объединения прогнозируют, что по итогам 2020 года весь рынок онлайн-торговли будет оцениваться примерно в 2,9 трлн рублей, улучшив результаты 2019 года более чем на 44%.
Пока эксперты не ставят крест на традиционном ретейле, но глупо было бы отрицать, что заказ продуктов через интернет уже перестал восприниматься как нечто сверхъестественное. И даже если россиян снова не отправят на самоизоляцию из-за пандемии, аудитория онлайн-магазинов точно не уменьшится, а значит, dark store с их продуманными планировками и безупречной логистикой точно не останутся за бортом.
Что такое даркстор. Объясняем простыми словами
Даркстор (от англ. dark — «тёмный» и store — «магазин») — это магазин-склад, который выдаёт товары для онлайн-покупок и недоступен для обычных покупателей. Вместо посетителей по залам перемещаются сотрудники, собирающие заказ клиентов.
Дарксторы нужны для быстрой доставки продуктов и других товаров до клиента (обычно — от 15 минут до часа в зависимости от района). Для клиента это удобнее, чем простой поход в магазин: заказал через приложение или сайт — и ждёшь курьерскую доставку. Продавцу такой формат тоже выгоден: он экономит на оборудовании и персонале, а также снижает риск краж.
Основной сегмент работы большинства дарксторов — это доставка повседневных продуктов и бытовых мелочей (FMCG-товаров). В этой сфере, например, работают «Яндекс.Лавка» и «Самокат». Также дарксторы имеются у «Пятёрочки», «Перекрёстка» и других крупных ретейлеров.
Пример употребления на «Секрете»
«Даркстор “Перекрёстка” ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района».
(Руководитель направления «Розничная торговля» Okdesk Александр Гладких — об ассортименте разных дарксторов.)
История
Впервые дарксторы появились в Великобритании в начале 2000-х. Первопроходцем стала сеть магазинов Sainsbury’s, но из-за малого количества заказов первая точка онлайн-продаж была закрыта. Второе рождение произошло в 2009 году, тогда британская компания Tesco открыла свои «тёмные магазины», чтобы разгрузить поток доставок из розничных супермаркетов. Формат оказался успешен.
В России первые дарксторы начали массово открываться в 2017 году. Пионерами в этом сегменте стали «Перекрёсток» и «Леруа мерлен», хотя эксперименты были ещё в 2013 году — тогда формат пробовал использовать «М.Видео».
Заказываем в дарксторе: почему это удобнее, чем магазин
Собрали несколько причин в пользу онлайн-заказов и ответили на популярные вопросы.
Что такое даркстор ВкусВилл
В общем смысле это мини-склад с большим разнообразием продуктов, где нет покупателей. Заказать товар из даркстора можно только онлайн, оформив заказ на сайте или в мобильном приложении.
Дарксторы занимают до 1,5 тысячи кв. метров пространства: внутри есть зоны касс, выдачи готовых заказов и приёма.
Почему только онлайн
К сожалению, полки офлайновых магазинов не бесконечны — на них помещается от силы 3 000 позиций, в то время как один даркстор может вместить более 10 000 товаров.
Дарксторы, в которых мы собираем онлайн-заказы, позволяют размещать и хранить в идеальных условиях десятки тысяч необходимых вам товаров. Поэтому и ассортимент в них значительно шире, чем в физических магазинах.
Почему удобнее, чем магазин
В дарксторах есть абсолютно всё — даже то, что порой сложно найти в наших магазинах. Там же мы размещаем сервисы, которые в офлайновых точках расположить не всегда удаётся, например, рыбные и мясные витрины. Это сильно ускоряет сборку заказов, ведь всё нужное под рукой.
Формат мини-склада никак не влияет на качество наших товаров. Внутри даркстора созданы все условия для хранения: есть отдельные помещения для «тёплых» продуктов, фруктов и овощей, а также своя морозильная камера и дополнительные холодильники, чтобы курьерам было удобнее собирать заказы.
Отсюда и очевидные преимущества онлайн-заказа:
Ассортимент даркстора: Супермаркет и Аптека
Помимо товаров под торговой маркой ВкусВилл в дарксторах хранятся позиции из наших особых разделов: Супермаркет и Аптека. Разберёмся, что это значит.
Супермаркет ВкусВилл: что это такое
Это специальный раздел в нашем каталоге, в котором представлено более 5 000 позиций популярных мировых брендов.
Товары из Супермаркета доступны для заказа только онлайн из наших дарксторов. Заказать колбасу или стиральный порошок от других производителей можно прямо на сайте ВкусВилла или в нашем мобильном приложении.
Здесь мы ответили на важные вопросы по работе Супермаркета.
Аптека ВкусВилл: что это такое
На базе дарксторов также есть раздел Аптека, доступный только онлайн. Эту полку мы организовали с нашими партнёрами — аптеками «Планета Здоровья» и «Сердце России».
В ассортименте лекарства, БАДы, медицинские приборы — всё, что можно найти в привычной аптеке, за исключением лекарств, которые продаются по рецепту врача.
Здесь мы ответили на важные вопросы по работе Аптеки.
Если в вашем районе или городе есть дарксторы ВкусВилл, все необходимые товары из каталога можно получить одним заказом — его доставят бесплатно в течение 2 часов. Найти свой даркстор поблизости можно на карте ВкусВилла.
Как понять, откуда доставят ваш заказ: из даркстора или магазина
Самостоятельный выбор даркстора возможен только при самовывозе.
При оформлении доставки заказ доставляется из той точки, которая максимально соответствует полной корзине покупателя.
Как это работает
При выборе магазина для сборки заказа действует «принцип цепочки». Магазин, из которого будет осуществлена доставка, определяется непосредственно при наполнении корзины. Например, если вы заказали красный болгарский перец, а его не было в дарксторе поблизости, ваш заказ будет перенаправлен в другой магазин или даркстор, где есть все желаемые вами позиции.
Мы не ответили на ваш вопрос? Напишите его в комментариях.