ветнаб что это за звание
Значение слова «летнаб»
летна́б
1. лётчик, ведущий наблюдение с воздуха за чем-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова берцо (существительное):
Синонимы к слову «летнаб»
Предложения со словом «летнаб»
Понятия, связанные со словом «летнаб»
Отправить комментарий
Предложения со словом «летнаб»
Представляешь, приехали из училищ лейтенанты-летчики, пришли летнабы, а тут приходит приказ, и их разжалуют в сержанты.
Вывод был один: лётчиком быть он не сможет, и курсанта передали в другую эскадрилью школы, в которой обучали на должность летнаба (летчика-наблюдателя), по лётной терминологии – штурмана.
Летнаб пожал плечами, заголосил арию из оперетки. Командиру видней.
Синонимы к слову «летнаб»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
В фильмах Диверсант и Диверсант.Конец войны
им так приказали его называть, т. к. настоящее его звание им не сказали. пересмотрите диверсант это во 2 серии.
звание засекречено и обращаться велели летнаб.
Вот отрывки из киноромана:
«. – Я – летнаб, – представился всем авиационный, воздушный, но не прозрачный капитан, он же летчик-наблюдатель, и без рывков или движений переместился к табуретке, на которой восседал непокорный Калтыгин. Замер перед ним. И вдруг издал сдвоенный звук, за пределами октав, а затем молниеносно вышиб из-под него табуретку. «
«. Летнаба этого мы прозвали Чехом. Никаким авиатором, конечно, он не был, хотя несчетное количество раз подбирал парашютные стропы, мягко опускаясь в намеченной точке земного шара. Служил он, по нашим догадкам, где-то на пересечении трех или четырех наркоматов, должности не имел, а просто консультировал тех, на ком останавливался выбор начальства. Его и Маньчжуром можно было прозвать, что-то восточное проглядывало в облике, в Харбине и Мукдене он бывал, тамошнюю эмиграцию знал досконально. И в Испании воевал, кое-какие испанские словечки проскальзывали в речи, он намеренно обнаруживал некоторые частички своей бурной биографии. Готовя нас к худшему, он рассказал об уязвимых точках главных тюрем Европы, и однажды, повествуя о Панкраце, пражской тюрьме, водя пальцем по схематическому разрезу этого заведения, заметил: «Вот этот коридорчик, запомните, очень любопытный, в конце его – звуковая яма, и что случится за поворотом – здесь не слышно, чем я и воспользовался… » С этого признания и стали мы называть его Чехом. «
Новое в блогах
ЛЕТАЮЩИЕ ОБОРОТНИ (лётчики-перебежчики в Великую Отечественную войну)
ЛЕТАЮЩИЕ ОБОРОТНИ
(лётчики-перебежчики в Великую Отечественную войну)
А капитан Артемьев выразил свои чувства в стихотворении «Немецким летчикам, товарищам по оружию»:
«Вы встретили нас, как братья,
Вы сумели сердца нам согреть,
А сегодня единой ратью
Нам навстречу рассвету лететь.
1. Командующий ВВС РОА генерал-майор (12.02.1945) В.И. Мальцев. (Полковник РККА)
2. Начальник штаба полковник А.Ф. Ванюшин. Командующий ВВС 20-й армии РККА. Отмечен приказами Ставки за бои под Смоленском летом 1941 г. Взят в плен, находился в офицерском лагере в Хаммельбург. (Расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1946 г.)
Оперативный отдел.
Начальник майор А. Меттль.
Отдел безопасности.
Начальник майор В.Д. Тухольников.
Отдел кадров.
Начальник капитан Науменко.
Отдел пропаганды.
1. начальник: майор А.П. Альбов;
2. редактор газеты «Наши Крылья» Ар. Усов;
3. военный корреспондент подпоручик Жюно.
Юридический отдел.
Начальник капитан Крыжановский
Интенданская служба.
Начальник подпоручик интенданской службы Г.М. Голеевский.
Санитарная служба.
Начальники подполковник д-р В.А. Левицкий, затем генерал-майор П.Х. Попов
Взвод особого назначения.
Кадеты 1-го русского кадетского корпуса им. Великого князя Константина Константиновича. Командир поручик Фатьянов.
Ты помнишь, как всё начиналось?
На правах рукописи
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке).
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать»
Н.А.Некрасов. Железная дорога
Летом 2018 года, взяв с собой мелких крестников – сынов штурмана, поехала в Оренбург. 10 августа на плаце уже собрались выпускники, играют музыканты, много военных. Замечательная праздничная суета. Мы стоим на пешеходном переходе, ждём своего зелёного сигнала светофора, чтобы тоже оказаться в гуще событий. Я уже рассказывала мальчишкам зачем мы приехали, но дети, благополучно пропустив всё мимо ушей, задают вопрос:
— А что там за праздник?
Начинаю объяснять, что знаменитое Оренбургское лётное училище было создано 97 лет назад, но тут в мой рассказ вмешивается стоящий рядом с нами молодой военный:
— Нет, это празднуется 25-летие закрытия училища.
Надеюсь, к вековому юбилею, напишу большую статью про историю создания 3-й Военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей (3-я ВШЛ и ЛН), а сейчас мне очень хочется рассказать Правду о том, как всё начиналось.
Но, вот ещё приказ РВС СССР:
№ 280, 31 августа 1928 год, Москва
1. Переформировать к началу 1928/29 года Военную Школу Летчиков-Наблюдателей им. К.Е.Ворошилова и Военную школу Воздушного боя в одну школу по объявленному штату, присвоив новой школе наименование 3-я Военная Школа Летчиков и Летчиков-Наблюдателей им. К.Е.Ворошилова.
2. В связи с ликвидацией Военной школы Летчиков-Наблюдателей, охрану Ленинградского Комендантского аэродрома в противопожарном отношении возложить на Военно-Теоретическую школу ВВС РККА, для чего с 1 сентября 1928 года в штат последней (приказ РВС СССР 1928 г. № 92, штат 20/17) включить пожарную команду по объявляемому при сем дополнительному штату.
3. Отменить объявленные при приказе РВС СССР 1928 № 92 штаты: 20/16 Военной Школы Летчиков-Наблюдателей им.К.Е.Ворошилова и № 20/21 Военной Школы Воздушного боя.
4. Означенные в п.п. 1 и 3 настоящего приказа мероприятия ввести в действие с 1 октября 1928 года.
Народный Комиссар по военным и морским делам и Председатель РВС СССР Ворошилов
Ещё в 1926-1927 годах, на совещании с начальниками лётных школ по вопросам дислокации и пропускной способности, в Оренбурге предполагалось обучать:
1.Школа воздушного боя – 194 слушателя. С 01.07.1929 г. пропускная способность должна быть увеличена на 50%.
2.Школа лётнабов – 300 слушателей.
Когда же была сформирована школа лётнабов и откуда её корни? Может быть, совершенно справедливо некоторые доброжелатели настойчиво советуют «выкинуть лётнабов из истории ОВВАКУЛ»?
В уже приведенном приказе РВСР № 641 от 28 марта 1923 г., Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей Красного воздушного флота празднует день сформирования бывшей школы военных и военно-морских лётчиков-наблюдателей 11 марта.
В предисловии к описи фонда «Военная школа лётчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова» за 1921-1928 г.г. указано:
Военная школа летчиков-наблюдателей создана 15 января 1919 г. в Петрограде на базе школы летчиков-наблюдателей, существовавшей с 1918 г. (секретный приказ РВСР от 15 января 1919 № 96/18):
Приказ Революционного Военного Совета Республики
15 января 1919 года, № 96, г.Москва
Для подготовки летчиков-наблюдателей для службы в авиационных частях Республики учредить в г.Петрограде Военную Школу Летчиков-Наблюдателей Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота согласно прилагаемого сим штата.
На организацию названной школы обратить личный состав и имущество школы Летчиков-Наблюдателей, организованной в Петрограде Центральным Комитетом Коммунистов.
Председатель Революционного Военного Совета Республики Троцкий
Для того, чтобы разобраться в хитросплетениях школы лётнабов, обратимся к еще более ранней истории.
Вот как описывал в заметке по вопросу школы наблюдателей предназначение лётчика-наблюдателя начальник Школьного отдела Главоздухфлота [1] А.Костоусев [2] в 1918 году:
Опыт настоящей войны вызвал к жизни эту школу, о необходимости каковой в довоенное время и даже в начале войны серьезно не думали. Опыт же войны показал, какой полезной и ценной единицей является для общего блага сведущий, опытный наблюдатель. Вся тяжесть работы авиаотрядов на фронте – фотографирование, корректирование стрельбы с помощью радио, разведка – лежат на плечах наблюдателей. Боевые полеты на разведочного типа самолетах были бы весьма рискованны для пилота, если бы он не чувствовал за собой наблюдателя-пулеметчика.
Все вышеизложенное доказывает необходимость иметь специальную школу или курсы для подготовки кадра наблюдателей.
Краткий курс обучения школы наблюдателей /1 – 1 ½ м./ должны дать слушателям необходимые теоретические сведения по радиотелеграфированию, фотографированию, бомбометанию; без теоретической подготовки манипуляции в отряде с бомбами, грушей аппарата и ключом передатчика будут носить механические неосмысленный характер. Наблюдатель, не понимающий своего дела, а лишь «отбывающий номер» пользы не приносит.
В ноябре 1917 года бывшая Киевская школа лётчиков-наблюдателей уже функционировала в Евпатории. На 30 ноября 1917 г. по её штатам полагалось 120 человек переменного состава, но, по факту, в школе было 144 обучающихся и 8 офицеров из Генерального Штаба.
Существовавшая в Евпатории школа для нас погибла
Юной Республике были жизненно необходимы не просто лётнабы, а преданные ей лётчики-наблюдатели (и не только они). В 1918 году случаи перелетов и перебежек лётчиков, офицеров «старой» армии к неприятелю стали массовым явлением.
В их числе были известные личности, как:
— Военный лётчик Сергей Карлович Модрах, начальник отдела военной школы воздушного боя в г. Евпатория в 1917 году. В марте 1918 года мобилизован и призван в РККА, как авиационный специалист. Бежал в июне 1918 года с группой офицеров-авиаторов.
К слову сказать, в своем рапорте от 6 марта 1918г., Модрах предлагал «свернуть» либо полностью ликвидировать Евпаторийскую школу лётнабов, а «мастерские и прочее оборудование» передать Военную школу воздушного боя и Одесскую школу.
по заверениям начальника Чешской дивизии генерала Чечика, его дивизия оставляет г.Самару, продвигаясь дальше на Восток
В том же июле 1918 г., Борейко перешел на сторону Белой армии;
— Начальник Петроградской школы морской авиации, морской лётчик прапорщик Альфред Госповский, в августе 1918 г. сбежавший со школьной кассой;
К осени 1918 года в РФСР возникла острая необходимость в создании школы лётнабов, которые будут преданы новой власти.
17 сентября 1918 г., во Всероссийский Совет Воздушного Флота обратились Центральный коллектив коммунистов и Комиссариат Воздушного Флота Петроградского Округа с информацией об открытии «в самом ближайшем будущем» в Петрограде школы лётчиков-наблюдателей.
«Тов.Москвичам» предлагалось не менее десяти вакансий для коммунистов и сочувствующих, при поручительстве не менее двух партийцев. В школу предлагалось направлять товарищей, имеющих первоначальное общее образование и «какие-либо предварительные технические знания»:
— артиллеристов-наблюдателей, знакомых с авиацией;
— пулемётчиков, знакомых со всеми системами пулёметов;
— радиотелеграфистов и т.п.
Командируемых следовало удовлетворить жалованием и довольствием за две недели вперед.
Как писал 25 ноября 1918 г. начальник Управления Воздушного Флота Ярославского округа морской лётчик [6] начальнику Главного Управления Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота:
Разгорающаяся Социалистическая Мировая Революция в своей основе опирается на Советскую Россию. В эту грозную решительную минуту, когда взоры империалистов и капиталистов всего мира обращены на нас, с алчной жадностью желающих уничтожить нас, борцов за власть рабочих, необходимо стойко выдерживать все удары и, не выпуская из рук Красного Знамени. Необходимость заставляет творить. В месяц создана Школа коммунистов летчиков-наблюдателей. Но школа частная и только для Северной Коммуны. Необходимость диктует создать таковую Школу для всей Советской России на народные средства. Начало положено. Теперь же трудно ее развернуть и в скором времени мы можем увидеть новую, самостоятельную, широко поставленную, с утвержденным штатом Школу коммунистов летчиков-наблюдателей.
Представляя при сем штаты, прошу Вашего ходатайства о скорейшем их утверждении для того, чтобы дать возможность в ближайшее время выпустить не 30 надежных и верных Советской власти коммунистов летчиков-наблюдателей, а 60, и тем самым пополнить все авиаотряды в Советской России и в корне пресечь постыдное, подрывающее доверие к авиации перелетание в неприятельский лагерь.
Приложение: штаты Школы коммунистов летчиков-наблюдателей, положение о Школе, табель имущества и денежных отпусков и программа.
Открытие «частной» [7] школы Коммунистов лётчиков-наблюдателей состоялось 25 октября 1918 г.
Через три дня, 28 октября 1918 года, состоялось первое общее собрание учеников школы Коммунистов лётчиков-наблюдателей.
В порядок дня были внесены следующие темы:
Выборы президиума коллектива коммунистов;
2. Доклад т.Смирнова;
3. Выборы 3-х делегатов на конференцию авиачастей;
Малиновский служил артиллеристом в 6-м воздухоплавательном отряде, а со второй половины 1917 г. — в 12-м армейском авиационном отряде. После перехода 12-го авиаотряда в Красную Армию, в его составе отбыл на Архангельский фронт. Совершал боевые разведки и, «после трех аварий с аэроплана», в которых он побывал в течении одного месяца, «был направлен для специального лечения в Петроград», где одновременно с лечением поступил в школу Коммунистов лётчиков-наблюдателей.
Начальник школы Смирнов сделал доклад по вопросу ее организации: штаты школы, расписание лекций, общежитии и пр.
На конференцию авиачастей были выбраны Станислав Малиновский, Иван Васильевич Кожанов (старший моторист 1-й Петроградской авиагруппы) и сочувствующий Павел Филиппович Клюенков (моторист 2-й Новгородской авиагруппы).
Общее собрание постановило на практических занятиях разделить всех учеников на три группы «по равному числу в каждой группе» и всех учеников подвергнуть медицинскому освидетельствованию.
Заведующими классами были избраны:
— по радиотелеграфу: Набатов Михаил Иванович, кладовщик радиостанции Костромской авиагруппы;
— фотографии: Шашков, Владимир Владимирович, фотограф 2-й Петроградской авиагруппы;
— пулеметному делу: Пикин Виктор Иванович, «письм. группы телефонист» 1-й Владимирской авиагруппы»;
— электротехнике: Земулен Анатолий Алексеевич, шофер 1-й Владимирской авиагруппы.
Общим заведующим всеми классами избрали Николая Алексеевича Нестерова, помощника моториста 2-й Петроградской авиагруппы.
Занятия в школе Коммунистов лётчиков-наблюдателей начались с 1 ноября 1918 года, проводились с 10:00 до 20:00, с часовым перерывом, продолжительность курса предполагалась 3 месяца.
Главные предметы курса:
1. Военные предметы;
2. Воздушная разведка;
3. Корректирование артиллерийской стрельбы;
8. Аэрология и аэронавигация;
9. Материальная часть авиации.
При школе имелось общежитие, в котором расквартировались курсанты и инструктора.
9 декабря 1918 г. школьным инспектором Главного Управления Рабоче-Крестьянского Военного Воздушного флота военлётом Левашевским, было проведено обследование Воздухоплавательной школы и школы Коммунистов лётчиков-наблюдателей.
В докладе было указано «на необходимость в срочном порядке разработки штатов и табелей для школы летчиков-наблюдателей и проведения их в ближайшее время через Военно-Законодательный Совет».
Также Левашневский отмечал:
Помещения школы позволяют увеличение числа курсантов с 31 до 70.
При школе имеется общежитие, в котором помещаются курсанты и инструктора.
Ученики все командированы из авиаотрядов и потому уже знакомы с авиацией /большинство мотористы/.
Все ученики стремятся скорее окончить курс и в дальнейшем поступить в лётную школу для прохождения обучения полетам, мной указано начальнику школы о необходимости внушить ученикам, что для них дорога в лётную школу закрыта и что они должны гордиться званием летчика-наблюдателя как одинаково почетного с военным летчиком
12 декабря 1918 года состоялось очередное собрание учеников школы Коммунистов лётчиков-наблюдателей.
Тайным голосованием комиссаром школы был избран лётнаб Малиновский Станислав Витольдович:
Протокол общего собрания учеников школы летчиков-наблюдателей Коммунистов.
12-го декабря 1918 г.
1. Выборы кандидата Комиссара.
2. Заявление тов. Глазова.
Собрание открывается в 8 час[ов] веч[ера]. В президиум входит Бюро коллектива. Порядок дня, объявленный тов.Малиновским, принят единогласно. По первому вопросу о выборе из среды Коммунистов одного кандидата комиссаром школы, намечаются кандидаты: т.Малиновский, Красовский, Нестеров. По предложению т.Малиновского голосование происходит тайное. При подсчете голосов оказался выбранным т.Малиновский, получ. 24 гол. Красовский – 2, Нестеров – 1.
2 вопрос: Глазов заявляет, что в квартирах темпер[атура] 5 °, что не дает возможности заниматься уроками, задаваемыми лекторами и просит принять какие-либо меры. Тов.Бейтан доводит до сведения, что из среды учеников есть два представителя в дом[овой] комит[ет] бедн[оты] и они могут дать объяснения по какой причине дом не отапливается. Ввиду того, что один представитель т.Клюенков находиться в командировке, а т.Алексеев объясняет, что он не может присутствовать в дом[овом] комит[ете] бедн[оты], так как находится членом хозяйственно-технического комитета и просит снять с него эту обязанность. Общее Собрание, взяв во внимание просьбу т.Алексеева, большинством голосов снимает председательство. Тов. Малиновский вносит предложение выбрать одного представителя в дом[овой] комит[ет] бедн[оты], назначается т.Нестеров, и выбранным оказался он же, который обязан выяснить вопрос об отоплении дома.
Первый вопрос о муке, привезенной для авиачастей. Решено ходатайствовать о получении для учеников Школы. Общее Собрание просит хозяйственно-техн[ический] комитет о получении для учеников Школы.
Второй вопрос об обязанностях повара и сторожа. Общее Собрание постановило, чтобы повар и сторож, кроме своих прямых обязанностей, обязаны приготовлять кипяток утром и вечером.
В 9 час т.Малиновский объявляет собрание закрытым.
Тем временем Главоздухфлот продолжал работу по подготовке формирования курсов (либо школы) лётчиков-наблюдателей, которые бы финансировались и подчинялись военному ведомству.
Согласно проекту положения «О курсах подготовки лётчиков-наблюдателей для службы в авиационных отрядах» задача курсов:
— давать первоначальную теоретическую и практическую подготовку лицам, желающим служить в качестве лётчиков-наблюдателей в авиационных отрядах;
— выработать наилучшие способы и сноровки работы лётчика-наблюдателя в разных областях применения авиации на войне, как то: фотографирование, корректировка артиллерийской стрельбы при помощи радиотелеграфа, бомбометанию, воздушному бою;
— знакомить лётчиков-наблюдателей со всеми новостями в способах и приемах воздушных наблюдений и содействовать им в освежении и пополнении полученных ранее сведений.
Курсы подготовки наблюдателей должны были состоять из:
1. Управления курсами;
2. Четырех отделений курсов:
— Общего (военные предметы, аэрология, материальная часть, моторы и др.);
3. Переменного состава курсов.
На курсы планировалось принимать 120 человек, удовлетворяющих требованиям:
— Окончившие полный курс среднего учебного заведения и имеющие соответствующую военную подготовку; состоящие в рядах Рабоче-Крестьянской армии на должностях не ниже взводного командира; и прослуживших в строю не менее года;
— Весом не более 5 пудов [13] ;
— Обладающим нормальным здоровьем, не препятствующим полетам на аэроплане.
Дополнительно на курсы должны были командироваться 50 человек лётчиков-наблюдателей, состоящих в авиационных отрядах «для освежения знаний и ознакомления с новостями в деле воздушного наблюдения».
При курсах планировалось создать:
— Радиотелеграфный кабинет со станцией;
— Фотографический кабинет и лабораторию;
— Аэронавигационный кабинет с аэрологической станцией;
— Оружейную мастерскую, тир и склад;
— Библиотеку и музей.
Курс обучения предполагался продолжительностью не менее трех месяцев, состоять из теоретических и практических занятий по утвержденным начальником Главоздухфлотом программам.
По окончании учебного периода, обучающиеся должны были пройти испытания по всем отделам пройденного в особой экзаменационной комиссии по «особым перечням экзаменационных требований». Назначение комиссии и утверждение требований производилось начальником Главного управления Воздушного флота. «Успехи обучающихся оцениваются отметками УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО и НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».
По окончании курсов слушатели должны были командироваться в специальную школу лётчиков-разведчиков (для прохождения практического обучения совместно с лётчиками-разведчиками и сдачи практических работ).
При успешном прохождении практического курса обучения при авиационной разведывательной школе и сдаче практических работ, приказом начальника Главоздухфлота слушатели удостаивались бы звания «Лётчик-Наблюдатель».
29 ноября 1918 г. начальник Школьного отделения ГУ ВВФ сделал заключение по представленному проекту школы летчиков-наблюдателей.
В учебную программу предлагалось внести курс по аэронавигации и метрологии. Дополнить программы по:
— Фотографии — отделом практического производства земных и воздушных снимков и работами в лаборатории;
— Радиотелеграфии – отделом практических занятий на аппаратах Морзе, приему на слух и детальным изучением современным авиапередатчиков и приемников (схемы, монтаж, пользование и пр.);
— Материальной части авиации необходимо — самоознакомлением с моторами т.т. Гном, Испано и Мерседес (практическим, в мастерских);
а также вести преподавание сведений по уходу, сбережению, перевозке и хранению материальной части в отрядах на фронте.
Настаивалось на полном запрете выпускникам права поступления в авиационные школы. Все окончившие школу лётчиков-наблюдателей должны служить лётнабами в авиаотрядах:
только полным запрещением наблюдателям поступать в лётные школы можно добиться кадра опытных наблюдателей
Приказом по главному управлению Военного Воздушного Флота от 27 января 1919 г. № 3 (параграф 5), начальником школы был назначен военный лётчик Смирнов Александр Николаевич, его помощниками:
— по административно-строевой и учебной части: лётчик-наблюдатель Кадин Георгий Петрович;
Руководители практическими занятиями военные лётчики Лукинский Викентий и Почивалов Николай. С фронта к ним должны были присоединиться военлёт Троицкий Константин и лётнаб Евсюков Михаил.
15 февраля 1919 года состоялось заседание учебного комитета Военной школы лётчиков-наблюдателей, на котором присутствовали:
Военный лётчик, инженер-технолог Смирнов, председатель;
Лётчик-наблюдатель, военный лётчик Скварцов, секретарь;
Военный лётчик Лукинский;
Военный лётчик Соловьев;
Представитель от курсантов Клюенков.
Учебный комитет школы постановил просить удостоить всех, окончивших школу курсантов, званием Лётчик-Наблюдатель, а курсантов Шашкова, Шарапова, Клюенкова, Васильева, Рутковского и Кошелева, ввиду наибольшей работоспособности просить о представлении возможности продолжить авиационное образование, в случае их согласия.
Предлагалось ввести курс физики и математики, утроить «физический» кабинет для практических занятий и общий кабинет материальной части аппаратов и аэронавигации.
В школе не проводились практические полета из-за отсутствия бензина, в связи с чем учебный комитет школы принял решение ходатайствовать перед Главвоздухфлотом о скорейшем представлении для следующего выпуска авиационный отряд.
Выпускников экзаменовали по предметам:
— Материальная часть аппаратов и моторов;
— Корректировка артиллерийской стрельбы;
— Радиотелеграфное дело и электротехника.
Всего закончили школу 30 курсантов, пятеро из них по всем предметам были аттестованы на «Отлично».
Однако, Начглавоздухфлот Воротников и военком Черных, телеграфировали в школу:
Вследствие недостаточной летной подготовки первого выпуска окончившие школу будут удостоены званием летнаб лишь после 10 часов работы [на] фронте
Этим же числом Полевое управление Авиации и Воздухоплавания направило в Главное управление Военного Воздушного Флота список из 11 человек, командированных авиачастями в Петроградскую Военную школу лётчиков-наблюдателей:
1. Ионов Петр Павлович, Каспийско-Кавказский фронт, 47 авиаотряд;
2. Гвоздарев Аркадий Александрович, Каспийско-Кавказский фронт, 36 авиаотряд;
3. Угаров, Западный фронт, 13 авиапарк;
4. Стрелков Александр Семенович, Западный фронт, 13 авиапарк;
5. Кимлиев [18] Иван Алексеевич, Восточный фронт, 7 авиаотряд;
6. Гусев Петр Филиппович, Восточный фронт, 41 авиаотряд;
7. Ядров, Восточный фронт, 28 авиаотряд;
8. Кавчик Михаил Васильевич, Восточный фронт, 4 истротряд;
9. Кулешов Петр Михайлович, Восточный фронт, 5 авиаотряд;
10. Куран Антон Петрович, Восточный фронт, 11 авиаотряд;
11. Левкевич, Восточный фронт, 10 авиаотряд.
19 марта 1919 года врид начальника Военной школы лётчиков-наблюдателей, военлёт Почивалов направил в Школьный Отдел ГУ РК ВВФ рапорт со списком «Наблюдателей 1 выпуска школы, отправленных на фронт для несения службы в качестве летчиков-наблюдателей».
21 марта 1919 года, Начглавоздухфлота Воротников пишет в Авиадарм необходимости прикомандирования к Военной школе лётчиков-наблюдателей авиационного отряда, который ей так и не был придан.
Отсутствие практических занятий не могло не сказаться отрицательно на качестве выпущенных лётчиков-наблюдателей. 25 мая 1919 года, после прибытия первого выпуска лётнабов в части, начальник Военной школы лётчиков-наблюдателей получает из Школьного отдела Главоздухфлота телеграмму за подписью начальника управления, военлёта Воротникова:
Ввиду того, что на фронте в настоящее время нет собственной нужды в наблюдателях, а первый выпуск Петроградской школы Лет.-Наб. дал фронту совершенно не подготовленных наблюдателей, Главоздухфлот просит приложить все усилия и меры к поднятию интенсивности обучения дабы 2-ой выпуск школы действительно мог бы принести пользу на фронте. В связи с изложенным Главоздухфлот предписывает: вести занятия с переменным составом интенсивно, требуя как от постоянного, так и переменного состава полного напряжения сил. Курсантов, замеченных в недобросовестном посещении лекций и практических занятий немедленно отчислять от школы в распоряжение местного военного комиссариата, донося об этом в Главоздухфлот. Для педагогического персонала, замеченного в небрежном отношении к свои обязанностям и манкировании посещений лекций, немедленно отстранять от должностей и доносить об этом в Главоздухфлот. Для достижения более совершенной подготовки второго выпуска школы, продолжительность такового должна быть удлинена на 1 месяц с таким расчетом, чтобы в течение этого времени повторить курс на чтение карт, воздушной разведки, пулеметов и бомбометания
Весной 1919 года создалась реальная угроза взятия Петрограда Юденичем. Военную школу лётчиков-наблюдателей решено было эвакуировать в Москву, однако некоторая часть командного состава школы попыталась воспротивится эвакуации. 7 июня 1919 года вопрос об эвакуации был поставлен ребром.
В период с 14 по 20 июня 1919 года в Петрограде, по обвинению в саботаже эвакуации школы, были арестованы:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Рабоче-Крестьянского Красного ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
По Юрисконсульской части
2 октября 1919 г., № 900-а
В Совет Главного Управления
Б. Военный Комиссар школы летчиков-наблюдателей т.МАЛИНОВСКИЙ подал прошение с ходатайством о его досрочном освобождении из лагеря принудительных работ.
По имеющимся сведениям т.МАЛИНОВСКИЙ был арестован представителем Главоздухфлота т.КАРПОМ 17 июня с.г. по обвинению в саботаже и препровожден в распоряжение Петроградской Ч.К. После следствия Комиссар МАЛИНОВСКИЙ присужден к 6 месяцам принудительных работ и находится в Покровском лагере (в г.Москва).
Не располагая сведениями о технической и политической ценности т.МАЛИНОВСКОГО, Юрисконсульт полагает, что разрешение вопроса о том, надлежит ли ходатайствовать о его освобождении, — зависит всецело от усмотрения Совета Главного Управления.
В случае если Совет признает соответственным принять меры к сокращению срока тов.МАЛИНОВСКОГО, — ходатайство по сему предмету, применительно к ст.14 Положения о лагерях принудительных работ /собр. указ. 1919г. ст.235/ должно быть направлено в Отдел Принудительных работ Народного Комиссариата Внутренних Дел.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Прошение Малиновского.
14 июня — военный лётчик Троицкий, Попов и мотоциклист Гиндель были арестованы Петроградской Чрезвычайной Комиссией, затем освобождены за отсутствием состава преступления. В результате, Попов был вовсе освобожден от военной службы, военлёт Троицкий 12 сентября явился в школу после месячного по болезни отпуска, а мотоциклист Гиндель переведен в другую часть.
17 июня — военный лётчик Скварцов арестован комиссаром Петроградской ЧК, по настоянию Карпа. Обвинений Скварцову предъявлено не было и 14 июля 1919 г. он был освобожден за отсутствием состава преступления по распоряжению Президиума Петроградской Чрезвычайной Комиссии. Арест не прошел для Скварцова даром: после освобождения, комиссия отправила его в отпуск, для поправления подорванного здоровья.
По сведениям юрисконсультской части Главного управления Главоздухфлота, 9 июля 1919 года арестованные содержались в г.Петрограде, в военной тюрьме на Нижегородской улице.
9 июня [1919 г.]
В Петроградскую Чрезвычайную Следственную Комиссию
По донесению Начальника школы летчиков-наблюдателей Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота в период времени с 14 по 20 июня с.г. в Петрограде были арестованы служащие означенной школы летч[ов-]набл[юдателей] Скворцов, комиссар Малиновский и мотоциклист Гиндель, причем к названным лицам было пред”явлено обвинение в проявленном ими в связи с эвакуацией саботаже.
Принимая во внимание, что по заявлению Начальника Школы ему в настоящее время необходимы опытные работники, к числу которых относятся перечисленные лица, Главное Управление просит о возможно скорейшем расследовании дела о названных военнослужащих, на предмет подыскания на их места других работников, если они окажутся виновными, либо на предмет их освобождения в случае обнаружения их невиновности. О последующем Главное Управление просит уведомить в возможно скорейшем времени.
По имеющимся сведениям арестованные содержатся в гор.Петрограде, в военной тюрьме на Нижегородской улице.
Аресты проводились не только в школе лётнабов. В ночь с 13 на 14 июня 1919 года были задержаны заведующий Петроградских Советских воздухоплавательных командных курсов Я.Н.Ренщиков и бывший заведующий курсов И.Г.Ковалев. Временно исполняющим делами заведующего Петроградскими Советскими воздухоплавательными командными курсами был назначен Троицкий Семен Иванович, лаборант-физик Воздухшколы.
Пока производились аресты сотрудников Военной школы лётчиков-наблюдателей, происходил передел мастерских, находящихся в её ведении.
18 июня 1919 года заведующий автобазой Военобуч докладывает окружному комиссару Петрограда о наличии на территории парк-склада на Волковом поле (Корпусной аэродром за Московской заставой) хорошо оборудованных механических мастерских, «находящиеся в заимообразном пользовании [Военной] школы летчиков-наблюдателей». Ссылаясь на предстоящую эвакуацию школы, он ходатайствует о передаче этих мастерских в свое ведение вместе со служащими школы, эти мастерские обслуживающих: начальника мастерских Р.Изе, моториста-механика Н.Н.Боярчиков и служащего парка-склада механика О.Ф.Каплюр. В этом же докладе, заведующий автобазой Военобуч отмечает, что «Воздухоплавательная школа, находящаяся вблизи своей сварочной мастерской выполняет все работы в этой области».
Эту информацию заведующий автобазой узнал из направленного на его имя «Доклада об авторемонтных средствах Петроградской [Военной] школы лётчиков-наблюдателей» старшего механика школы, инженера-механика Р.Изе.
Согласно докладу Изе, мастерские занимали три одноэтажных каменных и одно одноэтажное деревянное здание. Главный корпус общей площадью около 200 квадратных саженей содержал цеха:
1. Электрическую, трансформаторную станцию;
В этом же здании находились: канцелярия мастерских; материальная и инструментальная кладовые, а также склад запасных частей. Также, Изе указывает что:
При мастерских имеются весьма удобные гаражи, построенные в ряд отдельными клетками разной величины с ямами и проч. приспособлениями. В этих гараж могут поместиться сразу до 20 автомобилей. Помимо всего этого при имеется еще ряд одноэтажных, двухэтажных и трехэтажный зданий, жилых и не жилых, баня, конюшни, аэродром, ангары и проч. помещения, освободившиеся после эвакуации Парка Склада в Ярославль. Со временем передачи мастерских Школе, Школа еще не имела возможности эти помещения использовать. Теперь же Школе приказано эвакуироваться в г.Москву.
Инженер-механик Изе, был востребованным специалистом: заполучить его себе мечтал не только заведующий автобазой Военобуч, но и Морской отдел Совета Республики: 02.06.1919 года главный комиссар Морской Авиации Онуфрин просил начальника Военной школы лётнабов «о переводе старшего механика Школы Рудольфа Изе в Морскую Авиацию для назначения его в боевую часть».
Документов о переводе Рудольфа Изе в Морскую авиацию не обнаружено, но 2 марта 1919 года из Военной школы лётчиков-наблюдателей в Управление Морской Авиации и Воздухоплавания был откомандирован помощник фотографа школы Нащерин Зиновий.
В это время в школе продолжался учебный процесс по следующему расписанию занятий (составлено 30 июня 1919 г.):
Часы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
9:00-9:50 | Радио, Зеневич | Русский язык, Базилевск | Алгебра, Назарецк. | Аэродром | Арифметика, Румянцева | Геометрия, Шаблинск |
10:00-10:50 | Радио, Зеневич | Фотография, Карпенко | Пулеметы, Почивалов | Аэродром | Радио, Зеневич | Моторы, Евстафьев |
11:00-11:50 | Аэронавигация, Фирсов | Фотография, Карпенко | Пулеметы, Почивалов | Аэродром | Радио, Зеневич | Моторы, Евстафьев |
12:00-14:00 | Обед | Обед | Обед | Обед | Обед | Обед |
14:00-14:40 | Фотография, Смирнов | Бомбометание, Смирнов | Топография, Зеневич | Практ. фотография | Электротехника, Зеневич | Моторы, Евстафьев |
14:45-15:25 | Фотография, Смирнов | Артиллерия, Лукинский | Корректирование стрельбы, Лукинский | Метеорология, Фирсов | Электротехника, Зеневич | Делопроизводство и администрирование |
15:30-16:10 | Физика, Волков | Воздушная разведка, Лукинский | Корректирование стрельбы, Лукинский | Военные предметы | Общий курс воздухоплавания и аэроплановедения, Лукинский | Политическая грамота |
16:15-17:00 | Физика, Волков | Корректирование стрельбы, Лукинский | Тактика авиации, Лукинский | Фортификация | Общий курс воздухоплавания и аэроплановедения, Лукинский | Политическая грамота |
22 июля 1919 г., согласно телеграммы ГУ ВВФ в АВИАДАРМ, в Военной школе лётчиков-наблюдателей были налицо:
— начальник школы Смирнов;
— помощник начальника школы и руководитель практическими занятиями Фирсов.
Лукинский прикомандирован к Фотограмшколе для ведения полётных занятий с её учениками;
Скварцов болен и находится в Петрограде;
Троицкий и Попов арестованы в Петрограде и в Москву ещё не прибыли. По прибытии должны быть откомандированы в распоряжение авиадарма.
На основании приказа Главного комиссара всех военно-учебных заведений Российской Республики № 635/247 от 14 августа 1919 г. и приказом по школе № 67 от 15 сентября 1919 г. было начато расформирование Военной школы лётчиков-наблюдателей Рабоче-Крестьянского Военно-Воздушного Флота. Расформирование закончилось 15 января 1920 г.
На этом история не закончилась, фактически Военная школа лётнабов продолжала работать в составе Авиационных курсов комсостава РККА (г. Москва).