ветхий завет что можно есть и что нельзя
Чистые и нечистые животные в Библии — полный список
В Ветхом Завете содержатся правила о пище, где перечисляются чистые и нечистые животные Библии. Одни виды животных могли употребляться в пищу, а другие нет.
Книга Левит, приводящая списки чистых и нечистых животных, описывает также строгие правила на случай, если кто-то из людей случайно дотронется до нечистого животного (насекомого, рыбы, птицы и т.д.). Человек, прикоснувшийся к нечистому животному, должен был пройти особый обряд очищения. В книге Левит содержатся также правила относительно того, как должны быть очищены различные предметы, к которым прикоснулись нечистые животные, пусть даже и случайно.
Вы можете прочесть все эти правила в 11 главе книги Левит и 14 главе книги Второзаконие, а мы хотим вам предоставить список, где все эти чистые и нечистые животные — которые были пригодны в пищу и которые не были пригодны в пищу.
Чистые животные в Библии (пригодные в пищу)
Нечистые животные в Библии (не пригодные в пищу)
От редактора: Мы хотим предложить вам посмотреть видео, в котором рассказывается о некоторых правилах и постановлениях Ветхого Завета, связанных с правилами о чистой и нечистой пище, а также о других правилах, связанных со здоровьем израильского народа. Многие тысячи лет назад Бог предусмотрительно заповедовал израильтянам правила, которые и сегодня являются действенным средством против различных болезней и эпидемий! Ведущий семинара — Джон Окс (приносим свои извинения за качество записи).
Библия и медицина древности
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Какие запреты на еду существуют в христианстве (Новый Завет)?
Существуют ли какие-то запреты на еду в христианстве? В Евангелии от Марка говорится, что Иисус объявил всю пищу чистой для людей:
Он им ответил: «Неужели вы тоже не понимаете? Разве вы не видите, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его? Ибо оно идёт не в сердце к нему, а в желудок и затем выходит вон». (Так Он объявил всю пищу чистой.) (От Марка 7:18,19)
Правда ли, что вся пища является чистой для человека? Некоторые люди полагают, что это высказывание о пище было добавлено в Библию.
Никаких запретов на еду в христианстве нет
Простой ответ такой: вся еда является чистой для христиан. Не существуют никакие запреты на еду в христианстве, как нет и никаких диетических правил питания. Обычно переводчики Библии вставляют сноску о том, что это высказывание о еде потенциально могло быть сделано самим автором Евангелия от Марка, а не Иисусом Христом. Так что я понимаю, откуда могла пойти мысль о том, что Марк добавил эти слова о пище в свое Евангелие. Это похоже на правду. Возможно, что кто-то увидел это заявление, а затем добавил данные о том, что его не было в оригинальном Евангелии. Мы не можем опровергнуть данное заявление, насколько я знаю. В любом случае, мы, верим, что Евангелие от Марка вдохновлено Богом. Очевидно, что Бог позволил этому заявлению находиться в Библии, так что мы верим в то, что это поддержанная Богом интерпретация слов Иисуса.
Помимо этого надо помнить о том, что христиане не находятся под действием Закона Моисея, данного ему на горе Синай для иудейского народа. Теперь мы можем носить одежду, сделанную из более, чем одного вида нитей. Нам не надо сообщать священнику, если у нас появилось какое-то кожное заболевание. И нам не надо приносить в жертву животных.
Так что даже если бы у нас не было этого заявления о пище в Евангелии от Марка, мы все равно бы считали, что для христиан нет никакой нечистой, запретной или греховной пищи.
Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. (1-е Коринфянам 10:25-27)
Дух ясно говорит, что позднее некоторые отойдут от веры. Они будут внимать лживым духам и поверят в учения, исходящие от бесов, а также от лицемерных лжецов, совесть которых клеймена раскалённым железом. Они запрещают жениться и говорят, что следует избегать некоторой пищи, хотя Бог создал пищу для того, чтобы верующие и те, кто знает истину, принимали её с благодарностью. Ибо всё, созданное Богом, — добро, и ничего не следует отвергать, если принимается оно с благодарностью, потому что всё это освящается словом Божьим и молитвой. (1-е Тимофею 4:1-5)
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Мясная пища в христианстве
Оглавление
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Ветхий завет что можно есть и что нельзя
Что Библия говорит о пище, которую нам следует употреблять? Существует ли пища, которую христиане должны избегать?
Глава 11 книги Левит перечисляет диетические ограничения, данные Богом израильскому народу. Законы относительно питания включали запрет употреблять свинину, ракообразных, большинство насекомых, птиц, питающихся падалью, и различных других животных. Диетические правила никогда не должны были относиться к кому-либо еще кроме израильтян. Целью законов о пище было отделить израильтян от других народов. Когда эта цель была достигнута, Иисус объявил всю пищу чистой (Марка 7:19). Бог дал апостолу Петру видение, в котором сказал, что животные, ранее считавшиеся нечистыми, можно было есть: «Не тебе называть поганым то, что объявил чистым Бог!» (Деяния 10:15). Когда Иисус умер на кресте, Он исполнил ветхозаветный закон (Римлянам 10:4; Галатам 3:24–26; Ефесянам 2:15). Это относится и к законам о чистой и нечистой пище.
Послание к Римлянам 14:1–23 учит нас, что некоторые люди, недостаточно окрепшие в вере, не могут принять тот факт, что вся пища является чистой. В результате, если мы находимся с кем-то, кто будет оскорблен нашим употреблением «нечистой» пищи, мы должны отказаться от нашего права делать это, чтобы не оскорбить такого человека. Мы имеем право употреблять в пищу все, что только хотим, но не имеем права оскорблять других людей, даже если они ошибаются. Христиане в этом веке имеют свободу употреблять в пищу все, что им хочется, если это не заставить кого-то оступиться в своей вере.
В Новом завете благодати Библия больше обеспокоена тем, сколько мы едим, нежели тем, что мы едим. Физический аппетит является аналогом нашей способности контролировать себя. Если мы не можем контролировать свои привычки в еде, то, скорее всего, не сможем контролировать другие привычки, как например умственные (похоть, алчность, неправедная ненависть/гнев), и не будем способны воздержаться от сплетен или споров. Мы не должны позволять нашему аппетиту взять контроль над нами, а наоборот – мы должны контролировать его (Второзаконие 21:20; Притчи 23:2; 2 Петра 1:5–7; 2 Тимофею 3:1–9; 2 Коринфянам 10:5).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Иисус Христос — Бог. Разве Бог ест? Разве Ему нужна еда? Конечно, нет! Но Христос — Богочеловек. Он воплотился и прожил жизнь среди людей в человеческом теле. А людям необходимы еда и питье. Иисус ел и пил, как любой человек. И с Ним за столом сидели разные люди — Его родственники, Его ближайшие ученики, те, кто звал Иисуса к себе в гости, и те, кому Он помогал, грешники и праведники, богатые и бедные… Такое совместное принятие пищи называют трапезой. Вспомним самые важные трапезы, о которых рассказывает Евангелие…
Что ел Иисус
Иисус родился и, как любой маленький ребенок, сначала питался маминым молоком. Есть иконы, на которых изображено, как Богородица кормит Младенца Иисуса грудью. Потом Христос подрос и начал принимать пищу так, как было принято в Его народе. Вместе с Марией, Иосифом, Своими близкими Иисус, наверное, ел жареное зерно, ел хлеб, макая его в оливковое масло или в уксус, мог видеть на столе редьку и сельдерей, огурцы и орехи, фиги и виноград, мед и изюм, чечевицу и бобы, птицу, яйца, редко — мясо и часто — рыбу, которую галилейские рыбаки ловили в Генисаретском озере. Эти продукты в основном составляли меню жителей древней Иудеи.
Какую рыбу ловили апостолы?
Многие из первых учеников Христа были рыбаками. Интересно, а какую рыбу ловили рыбаки в Галилейском море (на самом деле это пресное озеро, но по меркам Израиля оно такое большое, что его называют морем)?
Тилапию называют рыбой святого Петра. По преданию, это та самая рыба, которую апостол Петр выловил по повелению Христа.
Во рту у нее он нашел монету и заплатил ею храмовый налог за Учителя и за себя.
Еду готовили женщины, за столом семьи собирались утром перед началом работы и после её окончания, когда солнце уже зашло. До 30 лет Иисус зарабатывал на хлеб плотницким ремеслом. Работа непростая, физически тяжёлая, поэтому и еда у плотника должна быть сытная. Правда, семья Иисуса была небогатая, поэтому вряд ли они устраивали роскошные пиры. Но скромные семейные трапезы, если в доме царят любовь и понимание, порой ценнее застолий с горой угощений.
Когда Иисус вышел на проповедь и пошел по Палестине со своими учениками, в путешествиях большой общине тоже нужно было чем-то питаться. Последовав за Иисусом, его ученики оставили свои привычные занятия и больше не зарабатывали денег на пропитание. Теперь им оказывали помощь сочувствующие проповеди Евангелия состоятельные иудеи. А кроме того, Иисуса и апостолов нередко звали в гости в разные дома, где устраивались застолья. Звали, чтобы послушать мудрые речи галилейского Проповедника, иногда — поспорить с Ним. Например, Христа приглашали к своему столу фарисеи, рьяные поборники иудейских законов, и Иисус, возлежа с ними за столом, продолжал учить Истине, которая часто не совпадала с представлениями хозяев.
Как еды было мало, а хватило всем
Дважды в Евангелии рассказываются истории, когда Христос сумел накормить много людей небольшим количеством еды, многократно преумножив её. Еда это была — хлеб и рыба. И трапезы эти были поистине чудесными.
Первая история такая. Иисус узнал, что убит Иоанн Креститель, великий пророк, который крестил Самого Иисуса. Христос отправился на лодке в пустынное место возле Вифсаиды. За Проповедником пешком по суше пошла огромная толпа — люди собрались из разных городов. Иисус вышел из лодки. Перед ним было целое море людей. Все они пришли не только для того, чтобы услышать Иисуса, но и чтобы получить от Него исцеление — слава о Его чудесах распространялась быстро.
Пока Спаситель исцелял больных, наступил вечер. Люди проголодались. Ученики попросили Христа отпустить народ в селения, чтобы те купили себе еды, но Иисус повелел ученикам самим накормить толпу. «Чем? — удивились те. — У нас нет столько еды. Вот есть мальчик, у него с собой пять ячменных хлебов и две рыбки. Но разве хватит этого для толпы, в которой больше пяти тысяч человек?!»
Тогда Иисус Сам взял этот ячменный хлеб, воздал благодарение Небу, преломил и раздал ученикам. А ученики раздали людям, которые отдыхали, сидя на траве по сто и по пятьдесят человек. То же сделали и с рыбой. И чудесным образом хватило всем! И все насытились! Больше пяти тысяч человек — пятью хлебами! Мало того, после ученики ещё собрали остатки этого хлеба — двенадцать корзин кусков!
Вторая история похожа на первую. В очередной раз за Иисусом шло множество народа. Огромная толпа находилась в пути целых три дня, и всё это время люди ничего не ели. Иисус подозвал к Себе учеников:
«Мне жаль этих людей. Им предстоит долгий путь домой. Я не хочу отправлять их голодными — они ослабнут в пути…»
Раньше ели… лежа?!
В Евангелии не раз говорится, что Иисус и Его слушатели возлежали за трапезой. Не сидели, как привыкли мы, а возлежали. Почему так? А потому что в евангельские времена пиры проводились именно так, по греко-римскому обычаю: посредине стоял невысокий столик, а гости вокруг него возлежали по трое на ложе, опираясь на левый локоть и оставляя правую руку свободной для приема пищи из общего блюда. На каждом ложе гости возлежали таким образом, что голова каждого находилась на груди соседа. Так можно было вкушать угощения не спеша, расслабленно, сопровождая трапезу доверительной беседой.
«Но, Учитель, где нам найти столько хлеба, чтобы накормить всех? — растерялись апостолы. — Мы так далеко отошли от мест, где можно добыть еду… У нас есть всего семь хлебов и несколько мелких рыбёшек…»
И вновь Иисус приказал людям сесть на землю. Взял хлеб и рыбу, помолился, преломил хлеб, дал ученикам, а те раздали людям. И опять все были сыты. Только в этот раз в толпе было, как свидетельствует Евангелие, «четыре тысячи человек кроме женщин и детей», то есть больше четырех тысяч человек, а корзин с остатками хлеба и рыбы после трапезы ученики набрали семь.
Как Иисус… Сам приготовил еду!
Иисус не только преумножал еду — Он Сам ее готовил! Да-да, представьте себе, в Евангелии есть история, когда Господь уже после Своего Воскресения, Преображённый, Сам приготовил трапезу для Своих учеников. И снова это были хлеб и рыба.
Апостолы тогда рыбачили на озере. Они очень радовались непомерно большому улову — рыб было много, они были огромные, и сеть, на удивление, не порвалась! Наконец, счастливые рыбаки причалили к берегу. Вышли… и увидели Человека. Он был светлым, в светлых одеждах, сидел у костра, на углях запекалась рыба, а рядом лежал хлеб. Человек попросил их принести рыбу, которую апостолы только что поймали. Петр, онемевший от неожиданности, послушно вытащил из лодки сеть, в которой было целых сто пятьдесят три рыбины, но приблизиться к Человеку побоялся. Он смотрел на Преображенного Христа, узнавал Его, но не смел ни произнести что-либо, ни сделать шага к костру.
«Придите, обедайте», — ободрил рыбаков Человек.
Растерянные ученики продолжали стоять у берега. Тогда Христос Сам взял хлеб и рыбу и отдал апостолам…
Как было устроено застолье
Застолья во времена Христа были не просто общим приемом пищи. За столом объединялись родственники, общались друзья и единомышленники. По тому, кто как располагался вокруг стола — ближе к хозяину, дальше от него, во главе стола или где-то сбоку, — можно было определить, кто важнее и знатнее. Если тебя пригласил на торжественную трапезу видный, важный человек, можно было за угощением заявить о себе. Богатые могли показать всем, как они богаты, удивив гостей количеством блюд и их пышностью, но могли выразить с помощью щедрого застолья и свою доброту, своё милосердие — накормить бедных и голодных. В свою очередь, гости за трапезой имели возможность высказать почтение хозяину, развлечь других гостей, показать, как они умны и остроумны.
С застольем в Иудее были связаны специальные ритуалы и традиции. Перед едой особым образом омывались руки, читались молитвы… Помните, Иисус перед трапезой на Тайной Вечере омыл ноги своим ученикам? Для нас это действие кажется странным, а в евангельские времена на Востоке такое поведение было обычным: хозяин таким образом оказывал почтение самым дорогим гостям.
Сам Христос за столом беседовал с учениками и мудрыми людьми Иудеи, учил и проповедовал. Ему было неважно, знатный человек сидит рядом с Ним или бедняк, праведник или грешник, — Христос готов был разделить трапезу с каждым
Позже первые христиане переняли эту традицию. В первые века после Воскресения Христа христианские общины устраивали так называемые агапы: раз в неделю вечером или ночью верующие собирались вместе, молились, совершали таинство Евхаристии, причащались. А потом у них была общая трапеза. На стол выкладывали овощи, фрукты, рыбу, вино и воду. Состоятельные жертвовали на застолье свои деньги, на агапу могли прийти бедняки, вдовы, старики, сироты — всем хватало еды и все были сыты.
Самая чудесная трапеза
Главные события Евангелия происходили во время иудейского праздника Пасхи. Перед праздником Иисус и Его ученики совершили пасхальную трапезу, то есть у них было праздничное застолье. Мы называем это событие Тайная Вечеря.
Хлеб и рыба — особая еда
Хлеб и рыба были главными продуктами для жителей Иудеи, едой для жизни. А у христиан хлеб, который в таинстве становится Причастием, и рыба даже стали символами Христа. По-гречески рыба — это «ихтис». А ещё «ихтис» — это сокращение греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Первые христиане, которых преследовали и убивали римляне, вынуждены были скрывать свою веру. Чтобы узнавать «своих» и подавать знаки другим христианам, они рисовали на стенах катакомб или чертили прутиком на песке изображение рыбки. Этот общий «пароль» отлично понимали «свои»: где «ихтис», там — христиане.
В Евангелии не говорится, что именно ели апостолы и Христос тем великим вечером, но известна традиция пасхальных трапез той эпохи. Обязательной пасхальной едой была маца — пресная лепёшка из теста. Ведь еврейский праздник Пасхи был посвящен освобождению евреев от египетского рабства: люди так торопились убежать от своих мучителей из Египта, что захватили с собой ещё не заквашенное тесто, и уже после спасения, в пустыне выпекали из него пресные лепешки. Вот в память о том спасении и по завету Бога евреи сохранили в веках рецепт приготовления мацы.
Ещё на столе на Тайной Вечере могли быть мясо ягненка или козлёнка, горькие травы, фрукты, орехи, овощи, чечевичная похлебка. И конечно, обязательно выкладывался на стол хлеб и ставилось виноградное вино.
На Тайной Вечере произошло очень важное событие. Вот что Евангелие рассказывает о нем: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Так на Тайной Вечере Самим Господом было установлено таинство Причастия. И когда сегодня, спустя два тысячелетия, мы приходим в храм на литургию, принимаем от священника из Чаши Кровь и Тело Христовы, мы невидимым для нас образом становимся участниками именно той Тайной Вечери, самой чудесной из всех трапез.