ветер южной четверти что это
Ветер южной четверти что это
ГЛАВА 9
Сводки погоды, атмосферное давление и ветры
Способность предвидеть погодные условия с достаточной точностью — один из важных факторов постоянного успеха в искусстве океанских гонок. Во время длительных путешествий На килевых яхтах или кратковременных однодневных рейсов на открытых швертботах знание предстоящей погоды не только обеспечивает комфорт, но и помогает вывести лодку из неприятной или даже опасной ситуации.
Для маленьких гоночных яхт положение несколько иное, так как их безопасность вряд ли может зависеть от способности экипажа прогнозировать погоду. Однако при неустойчивой погоде достаточно хорошее знание капризов погоды является мощным союзником спортсмена на соревнованиях. Нельзя отрицать, что понимание погоды и ее возможных изменений (особенно при походе под парусом по морю) дает определенное преимущество.
Соревнующиеся вокруг буев вблизи берега редко заботятся о долгосрочном прогнозировании. Соревнования такого типа очень редко продолжаются более шести часов; прибавим еще час на подготовку к соревнованиям и выход к стартовой зоне. Итак, срок, на который рулевой гоночной яхты может попытаться дать прогноз погоды, ограничивается всего лишь семью часами. Кроме того, у рулевого, как правило, нет необходимости в полноте прогноза, он может не учитывать явления, беспокоящие большинство людей,— дождь, град, снег и т. п., а рассматривать только направление и в меньшей степени силу ветра. Обычно яхтсмены мирятся с существующей погодой, какой бы она ни была. Им надо только знать, как наилучшим образом использовать погоду, и предвидеть любые изменения, которые могут произойти.
Анализ местных погодных условий
В американской «Прибрежной лоции» и английских «Адмиралтейских картах» дается краткий анализ средних погодных условий в заданном районе (Аналогичная информация приводится в различных изданиях, выпускаемых Управлениями Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. (Прим перев.)). Информация о среднем атмосферном давлении в районе для различных месяцев, содержащаяся в этих изданиях, может помочь при прогнозировании.
Составление карт погоды
Для грубого представления о некоторых этапах составления прогнозов погоды нет необходимости вдаваться в массу технических подробностей.
Прогнозисту надо как можно больше сведений о погоде на момент прогноза и до него, его интересуют тенденции в изменении погоды на большом пространстве вне зоны прогноза. У него имеется карта, охватывающая большой район, на карте показаны метеорологические спутники и станции, включая специальные суда погоды. В определенные сроки эти станции передают сведения об атмосферном давлении, направлении и скорости ветра, облачности, температуре и т. д. Различные торговые суда также посылают свои сообщения (Такие наблюдения называются попутными судовыми (Прим. перев.>).
Принятые данные прогнозист наносит на карту. Пункты с одинаковым атмосферным давлением соединяются линиями, называемыми изобарами, которые являются наиболее важной частью синоптической карты. На рис. 58, 60, 64 и 65 приведено несколько примеров.
Не будем вдаваться в технику проведения изобар. Обычно они имеют некоторые определенные, визуально различаемые формы или их комбинацию. Барические образования связаны с конкретными типами погоды, которые подчиняются более или менее известным законам. Соответствующая погода, вероятно, будет предсказана, если по всем имеющимся данным может быть спрогнозировано движение и тенденция изменения барических образований.
Эти образования настолько важны, что различные их формы получили собственные названия. Многим известны термины «депрессия» (или «циклон») и «антициклон», которые встречаются практически во всех сводках погоды. Большинство знает также, что плохая погода обычно связана с первым термином, а хорошая — со вторым, но, как можно догадаться, этим значение терминов не ограничивается. По различным конфигурациям изобар можно выделить семь форм барических образований: депрессии, частные барические минимумы, антициклоны, ложбины, гребни, седловины и прямолинейные изобары. Краткий обзор различных форм полезно сделать на примерах погоды с указанием направлений перемещения. На приводимых изображениях барических систем стрелками показаны направления ветра.
Депрессия. На рис. 54 показан район с низким давлением, окруженный изобарами примерно круговой формы. Ложбина проходит через центр депрессии под прямым углом к траектории, или направлению движения. Падение давления указывает на приближение депрессии, а ее отступление сопровождается ростом давления, при этом наблюдается соответствующее ухудшение и последующее улучшение погоды. Перед депрессией идут слоистые облака, а за ней — кучевые (см. главу 11).
Частный барический минимум. Часто это изгиб изобар, обычно к югу от депрессии. На Британских островах вызывает обложные дожди и отсутствие ветра. Иногда частные минимумы развиваются в Атлантике и приводят к интенсивным возмущениям, сопровождаемым жестокими ураганами до 10—11 баллов.
Антициклон. Район высокого давления, в центре которого наблюдаются слабые ветры или штили. Антициклон — прямая противоположность депрессии. Он показан на рис. 55.
Ложбина. Показана на рис. 56. Область низкого давления, проникшая между двумя районами высокого давления. Вдоль оси ложбины наблюдаются шквалы и резкие изменения направления ветра (см. также рис. 65).
Гребень. Антипод ложбины, представляет область высокого давления, которая протиснулась между двумя районами низкого давления и движется 15 том же направлении. Гребень сопровождается хорошей погодой, но существует недолго. См. рис. 57, а также рис. 64.)
Седловина. Район низкого давления между двумя антициклонами. Это область пониженного давления, вдоль которой может двигаться депрессия; иногда ее называют ложбиной.
Прямолинейные изобары. Изобары идут почти прямолинейно, обычно это переходное состояние.
При изучении погоды наиболее важно запомнить, что вокруг областей низкого давления ветер дует против часовой стрелки, отклоняясь к центру под углом 15—20° к изобарам. При близком расположении изобар наблюдаются самые сильные ветры. Чаще всего путь циклонов, под воздействием которых находятся Британские острова, проходит между Исландией и Шотландией, но иногда глубокие депрессии движутся непосредственно через нижнюю часть страны или вверх вдоль Ла-Манша. Распределение давления у побережья Северной Америки обусловлено областями высокого давления как в Тихоокеанском, так и в Атлантическом районах, причем в последнем летом высокое давление имеет тенденцию к стационированию к западу от Азорских островов. Собственно над Североамериканским континентом давление в основном низкое летом и высокое зимой. Очевидно, системы циркуляции ветра, связанные с этими областями высокого и низкого давления, существенно изменяются в зависимости от местных возмущений. Обычно- депрессии перемещаются со скоростью 55—60 километров в час, но часто могут быть почти стационарны или двигаться гораздо быстрее, причем их диаметр может изменяться от 100 до 2000 миль. Типичная депрессия показана на рис. 58 Прогноз скорости и направления ветра при антициклонической погоде гораздо менее точен, чем при циклонических ситуациях. Однако даже правильный прогноз таких элементов, как солнечное сияние, дождь и температура, обычно не очень интересует яхтсмена. |
Над Британскими островами преобладают ветры от юго-запада и запада. Причина такого явления достаточно очевидна, и рассмотрение упрощенного рис. 59 должно помочь ее понять. Эти юго-западные ветры проявляются как часть общей ветровой циркуляции, создаваемой областью низкого давления между Гренландией и Исландией и областью высокого давления с центром около Азорских островов.
Летом область высокого давления у Азорских островов располагается преимущественно севернее, чем зимой. Исландский центр низкого давления также расположен севернее. Таким образом, общая западная ветровая циркуляция возникает, как правило, из-за антициклона на юге, а не из-за циклонической деятельности на севере, в результате чего погода становится хорошей, а ветры стихают.
Ранее отмечалось, что на восточное побережье Соединенных Штатов влияют ветры, которые зарождаются в основном в южном секторе при циркуляции по часовой стрелке вокруг области высокого давления Северной Атлантики. Условия открытого моря не являются темой настоящей книги, но необходимо упомянуть о жестоких штормах внутри треугольника, ограниченного побережьями Нью-Йорка, Бермуд и Флориды; штормы здесь отмечаются весной или осенью, когда арктические воздушные массы выталкиваются на юг и встречаются с теплым влажным воздухом над северным потоком Гольфстрима. На западное побережье Америки ветры- приходят в основном из северного сектора, так как область высокого давления расположена к западу, но на районы типа Калифорнийского залива иногда воздействуют сильные ветры различных направлений. На рис. 60 показано типичное распределение давления у побережья Северной Америки в августе.
Около побережья Северной Америки зимой ветры в среднем, сильнее, чем летом, что в значительной степени связан со сменой сезонов и переходом от высокого давления над Канадой к низкому. Однако основная ветровая циркуляция вызывается областями высокого давления над северными частями Тихого и Атлантического океанов; в последнем случае высокое давление детом движется дальше к востоку.
В ревущих сороковых широтах ветер весь год дует вдоль южных районов Австралии. В Западной Австралии часты южные ветры, вдоль восточного побережья летом преобладают ветры на берег, а зимой — с юга.
На эти общие схемы накладываются суточные колебания, поэтому изучение местных условий всегда приносит пользу.
Общепризнанно, но необъяснимо свойство погоды иногда сохраняться продолжительное время. Длительному периоду хорошей погоды могут угрожать депрессии, но, кажется, они бессильны вызвать обычный для них дождь и ветер и уходят, серьезно не нарушив хорошей погоды. Равным образом может быть справедлива противоположная ситуация, когда кажется, что у погоды выработалась привычка быть плохой. Сказанное необходимо иметь в виду при прогнозировании в такие периоды. Признаки подъема и падения атмосферного давления для упрощения вынесены под отдельные заголовки, здесь же приводятся результаты некоторых наблюдений за изменениями ветра. Рост атмосферного давления Высокое давление связано с хорошей погодой. Падение атмосферного давления Падение атмосферного давления обычно указывает на усиление ветра или дождя, или того и другого одновременно. Низкое давление связано с плохой погодой. Обычно при хорошей погоде ветер в течение дня следует за солнцем (которое идет по часовой стрелке). При установившейся погоде это изменение направления ветра во времени, в частности, заметно в прибрежных районах. В течение дня легкий юго-западный ветер может зайти на юг и к концу дня без изменения погоды вернуться опять к юго-западу. В Англии в течение трех четвертей года ветры дуют с запада, наиболее часто с юго-запада. С октября по март довольно обычны западные штормы длительностью 3—4 дня; если при этом идет дождь, то три той же скорости и поворотах к северу ветер может быть очень порывистым. Поворот к северу при росте давления указывает на дальнейшее улучшение погоды, а падение давления и заход ветра к юго-западу являются бесспорным признаком плохой погоды. Северные и северо-восточные ветры Штормы этой четверти обычно непродолжительны, а колебания скорости и направления ветра меньше, чем при западных ветрах. Умеренные северные и северо-восточные ветры являются предвестниками хорошей погоды. Часто штормы развиваются при юго-восточном ветре и дожде. Обычно юго-восточные штормы длятся недолго и можно ожидать изменения ветра; чаще ветер отходит от юго-востока через юг к западу, но если депрессия проходит в южной части района, то ветер заходит к востоку и северу (согласно уже упоминавшемуся правилу Бейс-Балло). С умеренными или слабыми северо-западными ветрами (как и с северными и северо-восточными) связана хорошая погода. Скорость и сила ветраВетер – это горизонтальное перемещение (поток воздуха параллельно земной поверхности), возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления. Ветер характеризуется скоростью (силой) и направлением. Направление определяется сторонами горизонта, откуда он дует, и измеряется в градусах. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах. Ветер в ботфортах, м/с, км/час В таблице приведена шкала Бофорта, принятая в 1963 году Всемирной метеорологической организацией. Сила ветра в баллах по шкале Бофорта Баллы Словесное обозначение силы ветра Скорость ветра, м/с Скорость ветра км/ч Действие ветра на суше Штиль Полное отсутствие ветра. Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. Тихий Дым слегка отклоняется от вертикального направления, листья деревьев неподвижны Легкий Ветер чувствуется лицом, листья временами слабо шелестят, флюгер начинает двигаться, Слабый Листья и тонкие ветки деревьев с листвой непрерывно колеблются, колышутся лёгкие флаги. Дым как бы слизывается с верхушки трубы (при скорости более 4 м/сек). Умеренный Ветер поднимает пыль, бумажки. Качаются тонкие ветви деревьев и без листвы. Дым перемешивается в воздухе, теряя форму. Это лучший ветер для работы обычного ветрогенератора (при диаметре ветроколеса 3-6 м) Свежий Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой. Вытягивает большие флаги. Свистит в ушах. Сильный Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телеграфные провода, зонтики используются с трудом Крепкий Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра. Очень Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Шторм Гнутся большие деревья, ломает большие ветки. Ветер срывает черепицу с крыш Сильный На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем Жестокий Наблюдается очень редко. Сопровождается большими разрушениями на значительных пространствах. Ураган Опустошительные разрушения. Отдельные порывы ветра достигают скорости 50—60 м.сек. Ураган может случиться перед сильной грозой При возникновении чрезвычайных ситуаций осуществить вызов одной экстренной оперативной службы можно по отдельному номеру любого оператора сотовой связи: это номера 101 (служба пожарной охраны и реагирования на ЧС), 102 (служба полиции), 103 (служба скорой медицинской помощи), 104 (служба газовой сети) Единый телефон доверия ГУ МЧС России по Оренбургской области Ветер южной четверти что этоПрогноз здоровья на завтра: несколько слов о метеопатииОказалось, что лучше всего мы чувствуем себя в ясный день, когда веет легкий ветерок (меньше 5 м/с), температура составляет 18-20°С, относительная влажность – 50-60%, атмосферное давление, например, в средней полосе колеблется от 744 до 752 мм рт. ст., а характер погоды устойчивый. Это и есть комфортная для нас климатическая норма. Таких дней в Центральной России по пальцам можно пересчитать. Более того, каждые 5-6 сутки в течение года являются критическими с метеопатической точки зрения. Метеотропные реакции развиваются при перепаде температуры на 8-10° и давления – на 7-8 мм рт ст. за сутки, а также при сильном ветре (более 15 м/с). Жара: несколько советовЖара и здоровье: Как уберечься от перегрева и оказать помощь человеку, пострадавшему от жары? Ревич Б.А.Изменения климата в России – чем они грозят здоровью населения? Ревич Б.А. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва Григорьев А.И.Об исследованиях влияния изменений климата на здоровье человека в программе Президиума РАН «Фундаментальные науки – медицине» Григорьев А.И., академик, вице-президент РАН, координатор Программы Президиума РАН «Фундаментальные науки – медицине» Человеческий организм хорошо приспособлен к влиянию окружающей среды и колебаниям ее параметров. Однако способность безболезненно переносить эти колебания у каждого человека индивидуальная. Она зависит от возраста, состояния здоровья, тренированности, пола и других факторов. Г.С. Голицын, И.Г. Гранберг, Н.П. ПоволоцкаяАТМОСФЕРА И ЗДОРОВЬЕ Г.С. Голицын, И.Г. Гранберг, Н.П. Поволоцкая А.С. Гинзбург, А.А. ВиноградоваПути воздействия загрязнения атмосферы и изменения климата на здоровье населения Т. К. БреусВлияние «космической погоды» на биологические объекты, включая человеческий организм Т.К. Бреус, Институт космических исследований РАН Ветер и общая циркуляция атмосферы
Ветром называется движение воздуха из районов с более высоким давлением воздух в область более низкого давления. Скорость ветра определяется величиной разности атмосферного давления. Влияние ветра в судовождении необходимо постоянно учитывать, т. к. он вызывает дрейф судна, штормовое волнение и т.п. Местные ветры возникают в отдельных районах вследствие особенностей рельефа и резко отличаются от общего воздушного потока: возникают в результате неравномерного прогрева (охлаждения) подстилающей поверхности. Подробные сведения о местных ветрах даются в лоциях и гидрометеорологических описаниях. Штормовые ветры возникают преимущественно в областях с пониженным атмосферным давлением. Особенно большой силы достигают тропические циклоны, при которых скорость ветра нередко превышает 60 м/с. Сильные штормы наблюдаются и в умеренных широтах. При движении воздушные теплые и холодные массы воздуха неизбежно соприкасаются друг с другом. Переходная зона между этими массами называется атмосферным фронтом. Прохождение фронта сопровождается резким изменением погоды. Атмосферный фронт может находиться в стационарном состоянии или в движении. Различают теплые, холодные фронты, а также фронты окклюзии. Основными атмосферными фронтами являются: арктические, полярные и тропические. На синоптических картах фронты изображают в виде линий (линия фронта). Тёплый фронт образуется при наступлении теплых воздушных масс на холодные. На картах погоды тёплый фронт отмечается сплошной линией с полукругами вдоль фронта, указывающими в сторону более холодного воздуха и направление движения. При прохождении фронта температура и влажность обычно быстро возрастают, ветер усиливается. После прохождения фронта направление ветра меняется (ветер поворачивает по часовой стрелке), падение давления прекращается и начинается его слабый рост, облака рассеиваются, осадки прекращаются. Холодный фронт образуется при наступлении холодных воздушных масс на более теплые (рис.18.2). На картах погоды холодный фронт изображается сплошной линией с треугольниками вдоль фронта, указывающими в сторону более теплых температур и направление движения. Давление перед фронтом сильно и неравномерно падает, судно попадает в зону ливней, гроз, шквалов и сильного волнения. Фронт окклюзии – это фронт, образованный слиянием теплого и холодного фронтов. Представляется сплошной линией с чередующимися треугольниками и полукругами. Разрез теплого фронта Разрез холодного фронта Первые образуются в умеренных или полярных широтах и имеют диаметр от тысячи километров в начале развития, и до нескольких тысяч в случае так называемого центрального циклона. Вид циклона из космоса Пути тропических циклонов
|