вести монолог что значит
Значение слова «монолог»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МОНОЛО’Г, а, м. [греч. monologos] (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
моноло́г
1. речь, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе ◆ В результате, финальный монолог произнесла учительница литературы. Сергей Довлатов, «Чемодан», 1986 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова опцион (существительное):
МОНОЛОГ
Полезное
Смотреть что такое «МОНОЛОГ» в других словарях:
Монолог — (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и… … Литературная энциклопедия
монолог — речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 • монолог исповедь (1) • … Словарь синонимов
монолог — а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Монолог — МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… … Словарь литературных терминов
МОНОЛОГ — (от моно. и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия
МОНОЛОГ — (от моно. и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь
МОНОЛОГ — «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… … Энциклопедия кино
Монолог — речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
«Монолог» — «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… … Лермонтовская энциклопедия
монолог — (неправильно монолог) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Монологическая речь
Татьяна Мочалина
Монологическая речь
Монологическая речь
Монологическая речь – это речь одного человека. Один говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся выступление одного лица перед аудиторией, а именно – лекция, отчет, сообщение, рассказ воспитателя, учителя, ребенка.
Монологическая речь появляется у детей к 5 годам. Это происходит потому, что у ребенка меняется образ жизни, возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности. У ребенка возникает потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями, переживаниями. И это происходит в виде монологической речи.
Монолог требует памяти, внимание к содержанию и форме речи.
Она сложна и в лингвистическом отношении (стиль). Чтобы она была понятной, в ней должны быть полные распространенные предложения, точный словарь, соответствующая интонация. Основой для развития речи является овладение словарем и грамматическим строем языка.
Овладение монологической речью особенно важно на данном этапе исторического развития.
Изменился образ жизни. Стране уже не нужны рабочие, ткачихи, швеи – все это можно привести из-за рубежа.
Самые популярные и востребованные профессии на данном отрезке времени – это продавцы, официанты, дилеры, менеджеры, агенты по рекламе. Читая бегущую старку рекламы, мы замечаем объявления, «Требуются коммуникабельные люди свободно и грамотно владеющие языком» или «с хорошо развитой речью».
Отсюда видно, как важно умение владеть монологической речью.
Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, и в то же время говорить эмоционально, образно.
Монологическая речь сложна и психологически. Монолог – это умение рассказывать, это средство познания самого себе, своих возможностей.
Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, не уходить в сторону от основной мысли.
Владение монологомвлияет и на формирование личности: ребенок учится преодолевать застенчивость, быть общительным, развивать уверенность в своих силах.
Монологическая речь формирует мышление, позволяет выявить словарный запас ребенка, его умение строить фразы, строить композицию рассказа (завязка, кульминация, развязка).
Речь отражает культуру человека, умение вести себя в обществе. Ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. («Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»). Речь должна быть живой и выразительной.
Как же развивать монологическую речь детей?
Речь воспитателя
Культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя. Речь воспитателя – это основной источник, из которого дети получают образец родного языка, поэтому она должна быть образцовой – спокойной, уравновешенной, без грубых и нелитературных выражений. Речь может быть экспрессивной, но не грубой.
Дети в своей речи подражают взрослым, они перенимают не только достоинства речи, но и их недостатки. Педагог должен самокритично относиться к своей речи. Это не так легко, потому что говорящий больше внимания уделяет не форме речи, а ее содержанию, то есть – не на то, как сказать, а на то, что сказать.
Многие недостатки речи прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются; быстрый темп, невнятность, монотонность, плохая дикция, неточное произношение звуков (картавость, шепелявость).
Для каждого возраста должен существовать свой тон и стиль:
1. Нельзя часто и не по возрасту употреблять слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами: вымой ручки, убери чашечки.
2. Засорять речь словами паразитами: так, вот, да, как бы, так сказать.
Речь воспитателя должна легко и понятно восприниматься детьми. В ней должны быть точно подобраны слова, грамматически точно подобраны фразы.
Мысли должны излагаться просто, в логической последовательности, в доступной детям форме.
Как развивать монологическую речь?
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом.
Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и выражения, учатся владеть живым родным языком. Пересказ развивает речевое умение детей.
Требования к текстам для пересказа
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца, к произведениям,отбираемых для пересказа предъявляются высокие требования:
— они должны иметь высокую художественную ценность.
Этими качествами (достоинствами) обладают произведения Л. Толстого, К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого.
Как учить пересказу?
1. Чтение произведения
2. Беседа по содержанию
3. Повторное чтение текста
В старшем возрасте пересказ должен быть самостоятельным, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Например, очень хорошим материалом для обучения детей пересказа является рассказ Льва Толстого «Косточка».
Он имеет не только захватывающий, динамический сюжет, но и богатый психологический и нравственный потенциал. Простой образный язык рассказа позволяет лихо его запомнить. Но пересказ – это не механическая передача содержания. Это еще и понимание психологического состояния героев, умение оценить их нравственные качества.
При беседе по содержанию пересказа нужно обратить внимание детей на авторский текст:
«Ваня покраснел, как рак».
Отчего покраснел Ваня?
(Ему было стыдно, что он говорит неправду).
(От страха, что он мог умереть)
И в конце концов Ваня заплакал.
Стыд, страх за свою жизнь, боязнь наказания – все это привело к стрессу, и окончилось слезами. Вот к чему приводит ложь.
После беседы по содержанию – повторное чтение текста и затем пересказ детьми. К пересказу относится и чтение стихотворений наизусть.
Рассказ (монолог)
1. Связным и понятным, правильно отражать объективную действительность.
2. Коротким, без лишней детализации.
3. Самостоятельным монологом. Он не должен прерываться вопросами воспитателя и его подсказками.
4. Рассказчик не должен отвлекаться от темы.
5. Он должен соблюдать последовательность изложения, логичность речи.
6. В рассказе должны присутствовать элементы творчества, интонационная и смысловая выразительность речи.
1. Рассказ по картине
2. Рассказ по серии картин
3. Рассказ пейзаж и натюрморт
4. Рассказ из опыта («Наш огород», «Праздник города»).
5. Творческие рассказы
— продолжи рассказ по плану воспитателя.
— по теме, предложения воспитателем
При этом развивается умение детей использовать свой чувственный опыт, формируется умение понятно излагать свои мысли.
При составлении творческих рассказов дети должны знать композицию (завязка, кульминация, развязка) или вводная часть, основная, заключительная.
Правильная устная речь детей должна формироваться на основе литературного языка своего народа.
Рассказ по картине
Рассматривание картин используется для развития точности и ясности речи.
2. Беседа по картине
3. Рассказ воспитателя (образец)
В старшем возрасте дети должны замечать и рассказывать о самом существенном в картине. Кроме этого замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды или живого существа на картине.
В подготовительных группах в рассказы по картине вводится описание природы. Можно использовать музыку, поэзию для лучшего понимания картины.
Большие возможности для развития монологической речи имеет применение психоэтюдов (готовых или придуманных детьми).
Этюд – это краткий эмоциональный текст, монолог. В нем допускаются восклицания, междометия.
Психоэтюд содержит от 2 – 3 х до 5 – 7 предложений.
1. «Мы – крокодильчики
2. «Я ромашка. Меня долго не поливали. Я повяла и засохла. Полейте меня, люди! Ах, как стало хорошо, как приятно.
Спасибо вам, спасибо»
Итак – Психоэтюд – это связный текст с проблемным моментом в нравственности и экологии.
Текст должен быть коротким. Произноситься от первого или третьего лица. В нем ставится проблема.
К монологической речи относится и литературная загадкаю
«Я длинный и скользкий,
Я – добрый и нежный –
На помощь приходит
Существенную помощь при обучении рассказу и пересказу оказывают мнемотаблицы (или схемы).
В них при помощи намеков на предмет, детали предмета, схематического изображения явления содержится план рассказа или пересказа.
1. Для младшего и среднего возраста
«У лисы в лесу густом»
2. Для старшего возраста
— «Я хочу рассказать о дубе (березе,липе)»
— О бытовых приборах
3. Какое время года?
— В завершении можно сказать, что для развития монологической (связной) речи необходим обширный запас слов, что позволяет точнее выразить мысль.
— Умение говорить предложениями в правильной грамматической форме.
— ЗКР «Умение говорить внятно, четко, выразительно.
Монологическая речь требует обязательной подготовки, а также непрерывного внимания к собственной речи и к реакции слушателей.
Монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления и психологической наблюдательности. Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателя, чем младше дети, тем труднее им воспринимать звучащую речь, особенно монологическую.
Это объясняется тем, что внимание к словам, к рассуждениям говорящего труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.
Монологическая речь по своей структуре близка к письменной, поэтому она трудна и для говорящего и для слушающего.
А пути (или методы) монологической речи – это обучение умению рассказывать и пересказывать.
Воспитатель подготовительной группы «Русалочка» МБДОУ д/с №8
Мочалина Татьяна Михайловна.
Развиваем связную речь ребёнка В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё.
Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного.
Развиваем речь, играя В последние годы, к сожалению, наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей плохо развита связная монологическая.
Развиваем речь, играя Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются.
Развиваем речь ребёнка. Развиваем речь ребёнка. Своевременное и полное овладение речью, является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики.
Речь как психический процесс Речь как психический процесс Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и.
Речь на кончиках пальцев «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.
Консультация «Развиваем речь детей» Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно,.
Играем пальчиками-развиваем речь Играем пальчиками – развиваем речь. Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче.
Монологическая речь
Всего получено оценок: 276.
Всего получено оценок: 276.
Человек постоянно пользуется речью в ее устной и письменной формах, но эти формы также разделяются на разные виды. Одна из форм классификации – по тому, сколько человек участвует в речевом процессе и в каком качестве. Например, одной из распространенных речевых форм является монолог.
Что такое монологическая речь и ее разновидности
Итак, монолог – это такой тип речи, который предполагает, что говорит один человек, и при этом его слова частично либо полностью не связаны с тем, что говорил его собеседник – и в содержательном, и в структурном контекстах.
Особенности монологической речи заключаются в том, что она гораздо более традиционна в выборе языковых средств, чем диалог или полилог. Композиционные средства также достаточно классические, а синтаксическое построение реплик – гораздо более сложное, чем в диалогической речи. Надо сказать, что для бытового общения монологическая речь достаточно не характерна.
Обычно монолог – это удел таких сфер, как искусство и образование, также классическим ее примером является ораторское выступление на конференции или другая публичная речь. Выступление на телевидении или радио – тоже классический пример монологической речи.
Также благодаря тому, что мысль в таком типе речи облекается в слова, можно говорить о том, что она выполняет и функцию осмысливания.
Важно понимать, что основная характеристика монолога – это наличие адресата – в ней используются местоимения второго лица, обращения, глаголы в форме повелительного наклонения и так далее, то есть монологическая речь всегда обращена к кому-то.
Выделяют несколько разновидностей монологической речи.
Повествовательный тип построен по классической схеме повествования, то есть в таком монологе есть начало, кульминация и завершение. Такой тип монолога, как рассуждение, обязательно содержит тезис, доказательства – или одно доказательство, а также вывод. И последний, третий тип монолога – это исповедь. Он представляет собой симбиоз повествования и рассуждения, сочетание их характерных критериев.
Внутренний монолог – это особая разновидность монологической речи, которая имитирует так называемый поток сознания, то есть сочетание мыслительной и эмоциональной деятельности человека. Именно поэтому во внутреннем монологе часто используются прерывистые, неполные предложения.
Функции монологической речи
Их несколько, причем их довольно трудно поделить по важности. Так, с помощью монолога человек создает себе социальный резонанс, также это способ эмоциональной разрядки и выражения себя. Что касается функции воздействия, то говорящий с помощью монолога может воздействовать как на аудиторию, так и на самого себя.
В литературе монолог используется для того, чтобы показать душевное движение персонажей, что особенно важно в драматургических произведениях, где данная форма речи выходит на первый план.
Что мы узнали?
Монолог – это речь одного человека, которая в то же время всегда обращена к слушателю, реальному или воображаемому. Существует три вида монолога – повествование, рассуждение и исповедь. Каждый из них имеет свои характерные признаки и необходим для разных целей. Чаще всего эта речевая разновидность используется в таких сферах, как образование и искусство. Также у монологической речи есть множество важных функций, от выражения себя и эмоциональной разрядки до создания социального резонанса. Кроме того, монолог всегда создается с целью воздействия на самого говорящего или на его слушателей. Особенно важную функцию этот тип речи играет в литературе и, в частности, в драматургии.
Внутренний монолог в литературе: что это такое, зачем нужен, примеры
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона монолог в художественном произведении – это речь главного героя, которая обращена к самому себе, зрителю или другим героям. В отличии от диалога герой в такой момент говорит один и раскрывает важные вещи о себе или о теме произведения.
А внутренний монолог – это та же речь, но она обращена героем только к самому себе. Далее более подробно разберём, что такое внутренний монолог (или как его иначе называют – речь) зачем он нужен и как его использовать в литературных произведениях.
Зачем нужен внутренний монолог в литературных произведениях
Внутренний монолог – это повествовательный приём, когда герой воспроизводит свои мысли и чувства. Обычно во внутренней речи персонаж выражает наиболее сокровенные чувства и эмоции. Во время него герой может быть очень уязвим и эмоционален.
Частой особенностью внутреннего монолога в художественном произведении может быть нелогичность потока речи и оборванные фраз. Таким образом этот прием имитирует момент, когда мысли, а значит и речь, формируется в сознании человека.
Какую роль играет внутренняя речь в произведении? С точки зрения драматургии внутренний монолог нужен для следующего:
Для чего бы ни использовалась внутренняя речь, её основной чертой остаётся выражение мыслей и чувств персонажа художественного произведения, которые не предназначены для окружающих его второстепенных героев. То есть внутренний монолог не создан для коммуникации как, например, диалог.
Вышеперечисленный функционал внутреннего монолога не очень широкий и не разнообразный, а актуален он только лишь в литературных произведениях.
Одной из альтернатив внутреннего монолога в сценариях для художественных фильмов и сериалов является закадровый голос. Это та же речь главного героя о своих чувствах или воспоминаниях, но закадровый голос используется в сценарии совершенно противоположно тому, как пишется внутренний монолог. Главный принцип кино: показывать, а не рассказывать. Поэтому в современных проектах авторы максимально избегают закадрового голоса. То, что в литературном произведении удачнее смотрелось бы в виде речи, в кино — наоборот ушло бы в конкретные внешние действия персонажа. Подробней об этом приеме можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.
Виды изображения внутренней речи в литературе
Есть лишь четыре способа передать внутренний монолог персонажа в художественном тексте:
Внутренняя прямая речь
Прямой речью автор передаёт внутренний монолог персонажа, полностью сохраняя его содержание и форму.
В произведении это можно увидеть в таком виде. Например, слова автора могут стоять перед прямой речью, поэтому перед ней ставится двоеточие, а речь заключается в кавычки. Ниже пример внутренний речи Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот отрывок взят в кавычки, так как является цитатой из романа.
“Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и всё разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»”.
Иногда прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае она тоже заключается в кавычки, затем ставится тире, а после – слова автора. Первое появление Воланда в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” произошло на Патриарших прудах. Время от времени Булгаков ловко вписывал внутреннюю речь Бездомного и Берлиоза о нем.
«Немец», – подумал Берлиоз.
«Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь, и не жарко ему в перчатках».
«Нет, скорее француз…» – подумал Берлиоз.
«Поляк. » – подумал Бездомный.
«Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» – и опять нахмурился».
А если слова автора разрывают внутреннюю речь изнутри, то они просто обособляются тире с двух сторон, а прямая речь героя заключается в кавычки.
Косвенная внутренняя речь
Автор также может изобразить внутренний монолог героя с помощью косвенной речи в тексте. Главная часть предложения содержит слова автора, а придаточная – слова персонажа. Из школьной программы все мы знаем, что друг от друга эти части отделяются запятой. Две части сложноподчинённого предложения соединяются союзами “что”, “чтобы” и другими.
Вот пример внутреннего монолога в форме косвенной речи Джейн Эйр в одноимённом романе Ш. Бронте. Джейн наконец-то добирается до Тернфилда и впервые заходит в свою комнату после долгой и тревожной дорогие. Её внутренняя речь: «И мне показалось, что после долгого дня телесного утомления и душевной тревоги я обрела наконец надёжный приют”. (В кавычки мы взяли эту фразу лишь потому что вновь приводим цитату. В самом произведении кавычек нет).
Читателя может смутить, что в косвенной речи Джейн использовано личное местоимение первого “мне”, но это не делает её речь прямой. Произведение “Джейн Эйр” написано от первого лица и фраза “И мне показалось, что…” принадлежит автору, то есть Джейн в далёком будущем. Лицо в главном предложении сложноподчинённого предложения может быть и первым (я), хоть третьим (он, она, они).
Таким образом, можно заметить, что содержание мыслей человека остаётся неизменным при такой внутренней речи, но форма теряется. Для читателя остаётся загадкой, как именно была сформулирована мысль Джейн или любого другого персонажа в самом процессе мышления.
Несобственно-прямая речь
Данный способ изображения речи предполагает изложение не от имени персонажа, а от имени автора. Здесь нет кавычек, тире или других пунктуационных особенностей, но при этом авторская речь сохраняет лексику, манеру речи, характер персонажа.
Мысли Ленского, когда тот видит, как Онегин заигрывает с Ольгой в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:
“Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла…
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!”
(Вновь напомним, что речь Ленского не выделена кавычками в самом произведении, так как это авторская речь. Мы выделили её для цитаты. Но при этом автор в своей речи выражает мысли самого Ленского).
Этот приём делает произведение более эмоциональным. Мысли главного героя и автора гармонично переплетаются между собой, создавая поток.
Авторское описание
Авторская речь, или как ещё называют такое описание авторское повествование, не включает в себя речи самого персонажа. Автор в этот момент описывает эмоциональные или мыслительные изменения внутри персонажа, избегая какой-либо его внутренней речи.
Важно не перепутать описание эмоциональных изменений и конкретных действий. Описание того, как персонаж обулся и пошёл не имеет отношение к внутреннему монологу. Это лишь внешние изменения, которые иногда могут смешиваться с авторским описанием внутреннего монолога. Как, например, ниже.
Отрывок из романа “По эту сторону рая” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про Эмори, который вначале отказывался выпивать и хотел покинуть компанию ребят: “Была минута, когда соблазн овеял его, как тёплый ветер, и воображение воспламенилось, и он взял протянутый Фебой стакан”. Герой изменился внутренне, автор описал это, и следствием стало внешнее действие Эмори.
Примеры внутреннего монолога в литературных произведениях
За яркими примерами внутреннего монолога вновь хочется вернуться к Джйен Эйр и её самым пронзительным размышлениям. Во времена жизни в Ловуде одна из подруг Джейн, Хелен, смертельно заболела. Автор приводит мысли Джейн об этом в виде прямой речи. “…но тут меня внезапно посетила совсем новая мысль: “Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться, кто знает куда!”
Далее Бронте продолжает размышления Джейн о судьбе человека после смерти в виде авторского описания: “Тут мой ум предпринял первую серьёзную попытку осмыслить то, что в него вложили касательно рая и ада. Впервые он встал в тупик, и впервые, взглянув назад, по сторонам и вперёд, он повсюду вокруг узрел развернувшуюся бездну и ощутил в пространстве лишь ту точку, в которой находился – настоящее”. Почему это не прямая речь, хоть тут и используются местоимения первого лица, мы уже указали выше. Бронте могла писать всё то же самое от третьего лица, например: “тут её ум предпринял…”, но выбрала повествование от первого, чтобы сделать всё произведение более личным и эмоциональным.
Булгаков, как мы уже указывали выше, достаточно умело использовал внутреннюю речь. Например, этот приём пригодился ему и в “Собачьем сердце”. Шарик ещё будучи собакой не умел разговаривать, но автор ему дал способность мыслить и все реакции Шарика происходили в его голове. Более того так автор сумел рассказать и нелёгкое прошлое пса. Всю вторую главу мы читаем кратко вписанные мысли Шарика. Как только Шарик попал к Преображенскому домой, то подумал так. «Э, нет… – мысленно взвыл пес, – извините, не дамся! Понимаю, о черт бы взял их и с колбасой! Это меня в собачью лечебницу заманили. Сейчас касторку заставят жрать и весь бок изрежут ножиками, а до него и так дотронуться нельзя!».
В самом известном художественном произведении в мире, романе Л.Н. Толстого “Война и Мир”, есть несколько эпизодов где князь Болконский встречается с дубом. Особенность одного из них в том, что в нём и Болконский, и дуб имеют свои собственные внутренние монологи. Болконский как бы додумывал речь дуб в своём сознании и у них формировался такой странный диалог человека и дерева.
Речь дуба: «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Далее Болконский продолжает свои размышления уже от себя: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!”.
Внутренний монолог не создан исключительно для страстных или пафосных речей. Он нужен для выражения любых мыслей и чувств персонажа. Пусть приём внутренней речи не очень популярен, но не используйте лишь один способ изображения внутреннего монолога. Попробуйте нетривиально вплетать монолог в диалоги, чередовать авторское описание и прямую речь, как, например, делали Булгаков и Бронте выше, чтобы ваше художественное произведение получилось гораздо интереснее для чтения.