вестфальский договор что это
Вестфальский мир
Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи. Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну. При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625-1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.
Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.
Пиренейский мир, подписанный в 1659 году, положил конец войне между Францией и Испанией, и часто рассматривается как заключительный этап всеобщего единения.
Содержание
Место проведения
Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.
Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской Империей и Испанским Королем, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены Францией их министром иностранных дел Ришелье, боровшимся за участие всех союзников, являвшихся другими суверенными или Имперскими государствами внутри Священной Римской империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — затем обговорила с империей «Договор о Гамбурге».
В течение этого времени Империя и Швеция объявили приготовления Кёльна и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть оговорено в двух соседствующих Вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными. Только Римское Католическое богослужение было допустимо, таким образом, не было места для богослужений Кальвинистов и Лютеран.
Оснабрюк был городом с двойным вероисповеданием Лютеранским и Католическим, с обеими церквями Лютеранской и Католической. За свое господство Лютеранские граждане и только Лютеранский городской церковный сбор и Католическая коллегия Принца — епископа Оснабрюка с принадлежностью другому духовенству а также католическим обитателям. В 1628—1633 гг. Оснабрюк был подвержен нападению войск католической лиги и католического принца — епископа Франца Вильгельма, фиксированные контрреформацией в городе семьи лютеранских горожан были изгнаны. Под оккупацией Швеции оснабрюкские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских войн. По этой причине город надеялся на огромное утешение, становясь нейтральным и демилитаризованным.
Оба города боролись за большую независимость, за становление самыми лучшими Свободными Имперскими городами, таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая феодалов, соответствующих принцев-епископов которыми они являлись. В то же время шведские лютеранцы отдавали предпочтение Оснабрюку, как месту проведения конференций, их мирные переговоры с империей, включавшие соответствующие альянсы обоих, проводились в Оснабрюке; Империя и её оппонент Франция, включая ещё их соответствующие альянсы, а также республика Нидерландов и её оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере.
Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.
Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.
На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.
Условия
По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.
Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.
Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.
Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия, усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.
Значение Вестфальского мира
Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:
ВЕСТФА́ЛЬСКИЙ МИР 1648
Том 5. Москва, 2006, стр. 218
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕСТФА́ЛЬСКИЙ МИР 1648, мирные договоры, завершившие Тридцатилетнюю войну 1618–48. Заключены 24.10.1648 в городах Вестфалии – Мюнстере и Оснабрюке после длительных (с 1645) переговоров: Оснабрюкский договор – между императором Священной Рим. империи и его союзниками, с одной стороны, Швецией и её союзниками – с другой; Мюнстерский договор – между императором Священной Рим. империи и его союзниками, с одной стороны, Францией и её союзниками – с другой. Положения В. м. касались трёх вопросов: территориальные изменения; религ. отношения; политич. устройство империи. Согласно В. м., Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, о. Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с г. Штеттин, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Во владении Швеции оказались важные гавани Балтийского и Северного морей, она как владелица герм. княжеств стала членом империи и могла отныне посылать своих депутатов на рейхстаги. Франция получила быв. владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция, как державы-победительницы, были объявлены гл. гарантами выполнения В. м. Союзники держав-победительниц – герм. кн-ва Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург – расширили свои территории за счёт секуляризованных епископств и монастырей. За герцогом Баварии был закреплён Верхний Пфальц и титул курфюрста. Была признана полная независимость от императора герм. князей в проведении как внутр., так и внешней политики (без права заключения внешних союзов, направленных против империи и императора) и тем самым юридически закреплена политич. раздробленность Германии. Из состава империи были выделены самостоят. государства: Швейцарский союз и Республика Соединённых Провинций (Нидерланды). В области религиозной В. м. уравнял в Германии кальвинистов (реформатов) в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церковных земель, произведённую до 1624, но лишил герм. князей права определять религ. принадлежность подданных.
Вестфальский мир
Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.
Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.
Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.
Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.
Вестфальский мирный договор.
В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:
В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.
Итоги Вестфальского мира.
Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.
Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.
Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.
Религиозные вопросы.
Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.
Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.
Территориальные договоренности.
Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.
Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.
Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.
Всеобщая амнистия.
В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.
Соглашения о конституции Священной Римской империи.
Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.
Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.
Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.
С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.
Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.
Значение Вестфальского мира в истории международного права.
Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.
Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.
Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.
К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи суверенитета государств. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.
Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.
Кратко об истории войн
Тридцатилетняя война началась в 1618 году вследствие усиления германской нацией политического влияния на соседние государства. Боевые сражения в борьбе за веру происходили между католиками и протестантами в центре Европы.
В результате военных действий, голода и эпидемий были опустошены многие территории Германии, а на восстановление нормальной жизни в некоторых регионах Священной Римской империи потребовалось более 100 лет.
В войне были задействованы силы всех европейских стран, кроме Швейцарии. Россию также затронули эти события. Этапы военного конфликта:
Общеевропейская война закончилась в 1648 году после переговоров и подписания мирного соглашения между противостоящими сторонами. Восьмидесятилетняя война в Европе началась из-за восстания 17 провинций Нидерландов против гнета Испанской Империи.
В результате удачно проведенной революции в Европе произошел раскол, который привел к образованию новых республик, часть из них сохранилась до нашей эпохи. Война также закончилась в начале 1648 года после подписания мирного Мюнстерского соглашения, которое стало частью Вестфальского мира.
Подготовка и заключение договора
В 1636 году начались мирные переговоры между Францией и монаршей династией Габсбургов, их поддерживали Священная Римская империя и король Испании. Мирный диалог проходил в Кельне, но кардинал Ришелье его прервал, выступая за то, чтобы в переговорах принимали участие все союзные государства.
В результате Швеция прекратила свое участие в переговорах и подписала мирное соглашение с Францией. После этих событий Швеция и Римская империя объявили переговоры в Германии предварительной частью международных мирных договоров, которые должны быть подписаны в городах Мюнстере и Оснабрюке, расположенных в герцогстве Вестфалия.
В этот период все военные действия в районе переговоров были прекращены. В городе Мюнстере проходили заседания между католическими государствами и Францией, а в Оснабрюке — между Римской империей и протестантскими странами.
Всего на конгрессе присутствовали 135 участников от всех воюющих государств, которые должны были принять и подписать документы об установлении мира и уравновешивании международных и религиозных отношений. В результате переговоров были приняты три соглашения:
Три принятых соглашения означали заключение Вестфальского мира.
Итоги переговоров
Подписанные договоры сыграли важную роль в решении как религиозных, так и политико-территориальных вопросов. Условия Вестфальского мира установили в Европе политический ландшафт на несколько лет вперед. Были затронуты политические системы многих государств, поэтому можно сказать, что это был действительно общеевропейский мир.
Принятые решения больше никогда не пересматривались, хотя расположение границ с тех времен сильно изменилось. Важным решением было объявление всеобщей амнистии для участников военных действий. Этот документ был принят без каких-либо исключений, он давал право забыть все сделанное и сказанное во время военных действий.
В текст принятых документов были внесены важные поправки о конституции Священной Римской империи, продержавшиеся до ее падения. В результате заключения мирных договоров были решены некоторые конфликтные ситуации:
События, произошедшие в Мюнстере и Оснабрюке, сыграли важную роль в истории дипломатических отношений. Последствия принятых компромиссных решений послужили примером для дальнейших международных конгрессов.
Территориальное и имущественное урегулирование
Одним из важных решений мирного трактата, положивших конец двум длительным войнам, было распределение территорий. По сути, принятые решения стали удовлетворением региональных требований Швеции и Франции. Таблица территориальных изменений в Европе.
Государство | Полученные территории |
Франция | Епископства Мец, Туль и Верден, которые принадлежали Лотаргинии. К Франции отошли города Эльзаса, кроме Страсбурга и Мюльхаузена |
Швеция | Западная Померания с портом Штеттин, город Висмар, Бременское и Ферденское епископства |
Бранденбург | Восточная Померания и несколько незначительных епископств |
Пфальц | Разделен на Верхний Пфальц (остался за Баварией) и Нижний Пфальц (передан Карлу I Людвигу) |
Пруссия | Восточная Померания, Магдебурское, Хальберштадское, Камминское и Минденское епископства |
Некоторые территориальные изменения носили не совсем конкретные решения. Так, не имел четкого понимания вопрос перехода Бремена в шведский Бременско-Ферденский регион, поэтому власти города затребовали для него статус имперского, и император удовлетворил их просьбу.
Недовольные шведы через 5 лет начали шведско-бременскую войну. Неясно было, как делить территорию Померании между Швецией и Бранденбургом. Эту проблему удалось разрешить только в пятидесятых годах XVII века.
Кроме территориальных вопросов на конгрессе были приняты некоторые имущественные решения. Так, правительство Швеции получило 5 млн талеров за расформирование своей армии. Участники заседаний восстановили Карла I Людвига в правах пфальцграфа Рейнского, ему во владение достался Нижний Пфальц.
Делегатами конгресса были сняты все ограничения в деятельности торгового класса, а на Рейне вводилось свободное судоходство. Все выражения в принятых документах были написаны на латинском языке. Они никогда не переводились на русский, хотя некоторые вопросы касались князя Московского.
Мировое значение принятых решений
Большинство экспертов и политологов считает, что значение Вестфальского мира просто неоценимо, так как он стал поворотным моментом в истории международного права и отношений. Созданная в тот период европейская модель существования суверенных и равноправных государств продержалась практически до окончания Второй мировой войны.
Благодаря мирному соглашению появилось само понятие суверенного государства, хотя в самих документах старались всячески избегать этого определения. Принципы мирного договора стали фундаментом, на котором образовалась Организация Объединенных Наций (ООН). Во второй половине XX века суверенные государства стали склоняться в сторону демократического режима.
Одним из доказательств этой ситуации стало то, что всего за два года количество стран в ООН выросло почти в четыре раза. Но некоторые государства, выбравшие независимый путь развития, были созданы бывшими колониальными структурами, поэтому они фактически действовали в угоду этих стран. Колонизаторы, пользуясь своей властью, навязывали колониям свою религию, культуру и разные традиции.
Государства настолько хотели стать независимыми, что процесс деколонизации охватил практически весь мир. Мирное соглашение стало первым толчком для создания территориальной целостности, но не остановило имперскую экспансию, поэтому у мирного договора нашлось немало противников, которые выступали за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли.
Вестфальские решения дали повод манипулировать международным правом. Так, одни страны всячески препятствуют попыткам захвата власти извне, называя это нарушением независимости, а сами позволяют себе нарушать суверенитет других государств, осуществляя внешнее управление. В Европе образован и развивается Европейский Союз, к которому относятся многие страны. Среди них есть и противники Евросоюза, считающие, что эта организация создает реальную угрозу их независимости.