весталка что это такое
Весталки
Веста́лки (лат. virgo vestalis ) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.
Содержание
Создание института весталок
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима.
Так или иначе, Нума вначале посвятил для служения негасимому огню Весты Геганию и Верению, затем прибавил к ним ещё двух — Канулею и Тарпею. Сервий Туллий довёл число весталок до шести, что осталось неизменным до конца. Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, избиралась новая весталка (в раннюю эпоху — царями, при республике и империи — Великим понтификом) посредством жребия из двадцати девочек. От кандидаток требовалось:
Обряд посвящения
Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их как пожертвование на священное дерево, которому в эпоху Плиния Старшего было уже более 500 лет. Затем юную весталку одевали во всё белое, нарекали её именем «Возлюбленная» (лат. Amata ), которое прибавлялось к её номену, и посвящали её в новые обязанности.
Избранные весталки выходили из лона семьи и попадали под покровительство верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники и головной повязки (лат. infula ), из-под которой спускались косы, при жертвоприношениях прятавшиеся под покрывалами.
Служба
Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других (наставничество). По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.
Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой (лат. Vestalis Maxima ), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.
Ежегодно великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация:
crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex
то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».
Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.
Ликвидация института
Институт весталок просуществовал приблизительно до 391 года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.
Средневековая церковь, однако, почитала их и считала их прообразом Девы Марии, и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве.
Весталка
Веста́лки (лат. virgo vestalis ) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его, при условии, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.
Содержание
Создание института весталок
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась затем до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима.
Уже Плутарх, приводящий этот факт в своих «Сравнительных жизнеописаниях» [1] не мог внятно ответить на вопрос — почему в весталки выбирали именно юных девушек и почему они должны были хранить свою «чистоту» в течение 30 лет. Плутарх справедливо указывает на родство между римским и греческим обрядом поддержания негасимого огня, при том, что в Греции поддерживать огонь должны были старые девы, и случись ему погаснуть — разводить новый можно было исключительно древним способом — зажжением от солнца. Сам Плутарх пытался вывести необходимость этого вынужденного девства из сравнения с «бесплодностью огня». Однако, вернее это верование находит себе объяснение в первобытном «посвящении себя божеству» — характерном, например, для жрецов богини Кибелы или для инкских «солнечных дев».
Так или иначе, Нума вначале посвятил для служения негасимому огню Весты Геганию и Верению, затем прибавил к ним еще двоих — Канулею и Тарпею. Сервий Туллий довел число весталок до шести, что осталось неизменным до конца. Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, избиралась новая весталка (в раннюю эпоху — царями, при республике и империи — Великим понтификом) посредством жребия из двадцати девочек. От кандидаток требовалось:
Обряд посвящения
Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали как пожертвование на священное дерево, которому в эпоху Плиния Старшего было уже более 500 лет. Затем юную весталку одевали во все белое, нарекали её именем Amata («Возлюбленная»), которое прибавлялось к её номену и посвящали её в новые обязанности.
Избранные весталки выходили из лона семьи и попадали под покровительство верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники и головной повязки ( infula ), из-под которой спускались косы, при жертвоприношениях прятавшиеся под покрывалами.
Служба
Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других. По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно. Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось закапыванием живьём в землю на Злодейское поле ( Campus Sceleratus ), а соблазнителя засекали до смерти. Формально считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как казнь весталки, поэтому в могилу ей ставили пищу и воду — но только на один день. Угасание священного огня считалось для Рима дурным предзнаменованием; разжечь его вновь можно было только трением двух палочек. Если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик.
Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой ( Vestalis Maxima ), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.
Ежегодно великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация:
crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex
то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».
Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.
Ликвидация института
Институт весталок просуществовал приблизительно до 391 года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.
Средневековая церковь, однако, почитала их и считала их прообразом Девы Марии, и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве.
Наиболее известные весталки
Дом весталок
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Весталка» в других словарях:
весталка — и, ж. vestale f. <, лат. vestalis. 1. Девственная жрица богини Весты. Сл. 18. Самая первая Весталь была выбрана самим Нумою. Арг. 1 526. Вспомнил об огне в Риме Весталками хранимом. СЛРС 12 21. Весталь < на картине>. Хорошей аттитюд и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
весталка — См … Словарь синонимов
ВЕСТАЛКА — жрица Весты, покровительницы семейного очага. В. было сначала 4, потом 6; они избирались в возрасте от 6 до 10 л., служили 30 лет, после чего имели право выйти замуж. Во время служения должны были сохранять девство, при нарушении которого… … Словарь иностранных слов русского языка
Весталка — (иноск.) дѣвица строгой нравственности. Ср. Ванскокъ была истая весталка, у которой не даромъ для своей репутаціи могла бы поучиться твердости восторженная Норма. Лѣсковъ. На ножахъ. 2, 3. Поясн. Весталки, жрицы Весты (гр. Гестія), богини… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ВЕСТАЛКА — ВЕСТАЛКА, весталки, жен. 1. Девственная жрица Весты, богини домашнего очага в римском культе (ист.). 2. Целомудренная девушка (поэт. шутл. устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЕСТАЛКА — ВЕСТАЛКА, и, жен. 1. В Древнем Риме: девственная жрица Весты богини домашнего очага, хранительница огня в храме. 2. перен. Стареющая незамужняя девица (устар. книжн., обычно ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Весталка — Жрица римской богини Весты (греч. Гестия), в храме которой весталки поддерживали вечный огонь. Роль этих жриц могли выполнять только молодые, девственные девушки, которых в случае нарушения обета целомудрия подвергали смертной казни закапывали… … Словарь крылатых слов и выражений
весталка — (иноск.) девица строгой нравственности Ср. Ванскок была истая весталка, у которой не даром для своей репутации могла бы поучиться твердости восторженная Норма. Лесков. На ножах. 2, 3. Весталки, жрицы Весты (гр. Гестия), богини покровительницы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Весталка — ж. 1. Жрица богини Весты [Веста I], давшая обет целомудрия. 2. перен. Немолодая незамужняя женщина. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Весталка
Весталки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме. Весталки имели уникальный для женщин социальный статус, в иерархии стояли выше большинства мужчин и пользовались большим уважением и почётом: человек, оскорбивший каким-либо образом весталку, мог быть приговорен к смертной казни. Девушки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. До завершения службы обязаны были оставаться девственницами, нарушивших табу казнили.
Весталки были неприкосновенны, в связи с чем многие отдавали им на хранение свои завещания и ценности. При выходе на улицу весталку всегда сопровождал ликтор, шедший впереди, также весталки имели право выезжать в колесницах. В случае, если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, жрица имела право помиловать его. Этот факт указывает, что весталки могли иметь административно-государственную власть.
Главные обязанности весталок – поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Предполагается, что они исполняли некие обряды, сохраняя таинство от непосвященных. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники, а голову покрывала особая повязка (лат. infula).
Культ Весты
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившему всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока политеизм не перестал быть религией Древнего Рима.
Ливий описывал служение Весте, учреждённое Нумой, следующим образом: «Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность».
Изначально избрали двух весталок – Геганию и Верению, затем к ним прибавили ещё двух – Канулею и Тарпею. Позже Сервий Туллий довёл число весталок до шести, и уже это количество осталось неизменным до конца.
Кандидаток в весталки отбирали по следующим критериям:
Новую весталку приводили в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их в качестве пожертвования на священное дерево. Затем юную жрицу одевали во всё белое, нарекали именем «Возлюбленная» (лат. Amata), которое прибавлялось к её номену, и рассказывали о её новых обязанностях. Избранные весталки согласно римскому праву выходили из своей семьи и попадали под покровительство Верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам.
Срок службы богине Весте составлял 30 лет. Служба делилась на 3 равные части: обучение, непосредственно службу и наставничество. По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Тем не менее это случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведет к добру. Основная же причина заключалась в том, что выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.
Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая Великой весталкой (лат. Vestalis Maxima), которая получала указания непосредственно от верховного понтифика.
Главной обязанностью весталок было поддержание священного огня на алтаре богини Весты. Пламя гасили один раз в году — в первый день Нового года. После этого его вновь зажигали древнейшим способом — с помощью трения дерева о дерево. Случайное угасание священного огня считалось дурным предзнаменованием, если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик.
Во время празднования первого дня Нового года Великая весталка и Верховный понтифик молились о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация: crescam laude recens, dum Capitolium scandet cum tacita virgine pontifex то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».
Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения обширными имениями, дававшими большой доход, помимо этого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении. Кроме того, весталки получали от щедрые подарки императоров: так, например, в 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.
Были и минусы у такого социального статуса. В случае нарушения обета целомудрия весталка приговаривалась к смертной казни. Разумеется, Рим не мог совершить такое страшное деяние, как убийство весталки, поэтому их наказывали погребением заживо на Злодейском поле (лат. Campus Sceleratus), находившемся в черте города у Коллинских ворот на Квиринале. Весталке давали небольшой запас пищи, и формально такое погребение не являлось смертной казнью. Соблазнителя же засекали до смерти. Нарушившую обет весталку сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не было слышно даже её голоса, и несли через форум. Все молча расступались и провожали её, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города не было ужаснее зрелища, не было дня печальнее этого. Когда носилки приносили на назначенное место, рабы развязывали ремни. Верховный жрец читал молитву, воздевал перед казнью руки к небу, приказывал подвести преступницу с густым покрывалом на лице, ставил её на лестницу, ведущую в подземелье, и удалялся затем вместе с другими жрецами. Когда весталка спускалась, лестницу поднимали, отверстие засыпали грудой земли, а место казни становилось таким же ровным, как и остальная поверхность.
Известные весталки
По легенде две весталки, Тукция (лат. Tuccia) и Клавдия, были обвинены в нарушении обета целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия потянла за трос и сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Тукция смогла собрать воду в решето и донести из Тибра до Форума.
…буду возрастать я (Рим) славой, вечно молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой…
В Древнем Риме существовало множество самых разнообразных социальных институтов, некоторые из которых в современных условиях людям совершенно непонятны или понятны частично. Одним из таких институтов являлись весталки, или, на латинском, – virgines vestales, то есть, дословно – девушки, посвящённые Весте. Название это весьма известно, а вот суть весталок, наоборот, в большинстве случаев упоминается несколько размыто.
Весталки были служительницами богини Весты, которая считалась покровительницей Рима. В первые века нашей эры и христианства, которые также были последними веками для римской державы, некоторые начали относиться к весталкам как служительницам защитницы города несерьёзно (и к самой защитнице – тоже), а император Феодосий Великий ок. 391 года даже приказал закрыть храм Весты. Не прошло и двадцати лет после этого, как Рим был разграблен варварами. Да и в принципе в эти века история Вечного города уже близилась к своему завершению. Но связь этих событий является лишь домыслами, и верить или не верить им – личное дело каждого.
Создание «должности» весталки традиционно приписывается второму (полумифическому) царю Рима, Нуме Помпилию. Сначала весталок было две, позже Нума увеличил их число до четырёх, а шестой царь Сервий Туллий установил окончательное число – шесть девушек, которое было неизменно до времён Феодосия. Новая весталка избиралась по жребию после освобождения места одной из предыдущих. По другим сведениям, дев у храма Весты было восемнадцать – шесть непосредственных весталок служили богине, шесть учились и ещё шесть учили, но это выглядит менее вероятным. Как бы то ни было, но у священного огня действительно бывали лишь шестеро. Также существует мнение, что в число первых весталок входили дочери царей (которых, кстати, у них было не так много), что, впрочем, тоже кажется неправдоподобным из-за срока «службы» весталок, а ведь царевны могли пригодиться отцу в качестве чьих-нибудь жён.
Изначально стать весталкой было для римской девушки большой честью, к тому же, они имели много привилегий, и потому отбор был весьма тщательным (возраст – 6-10 лет, никаких физических недостатков, оба родителям проживают в Италии, происхождение патрицианское), но уже во времена Августа судьба весталки стала считаться не такой уж престижной, и ему пришлось разрешить становиться служительницами богини не только патрицианкам, но также и плебейкам. Выбор производился из двадцати подходящих по критериям девочек посредством жребия, сначала царём, а затем, во времена Республики и Империи – Великим понтификом. Не стоит забывать и о том, что во времена Империи Великим понтификом в большинстве случаев был сам император.
Вообще, отношения императоров и весталок были очень и очень интересными. Август передал весталкам дворец Великого понтифика, расположенный непосредственно рядом с храмом Весты, Тиберий подарил одной из вновь посвящённых баснословную сумму денег в 2 млн. сестерциев, а печально известный Гелиогабал открыто спал с весталкой Аквилией, надеясь, что у них будут «божественные» младенцы. Подобные же слухи ходили о Домициане, правление которого известно казнями весталок (о них позже). Говорили, что он казнил собственных невольных наложниц. Светоний же рассказывает, что Нероном была изнасилована некая весталка Рубрия.
Но мы отвлеклись… После выбора новой весталки по жребию проводился обряд её посвящения. Девочку вводили в храм, где её облачали во всё белое и обрезали ей волосы, которые в качестве своеобразного приношения вешались на священное дерево. К её имени отныне прибавлялось прилагательное Возлюбленная (Амата, лат. Amata), а сама она переставала быть частью своей семьи и из-под опеки отца переходила под опеку Великого понтифика. Полностью белый наряд весталок состоял из длинной туники и повязки на голове, скрывавшей прическу из шести кос, которые они заплетали, когда волосы отрастали. Как говорят, обувь весталок была сделана из кожи жертвенных животных. Носили они также и золотые буллы-обереги.
Богине служили по тридцать лет. Первые десять лет девочку обучали, во вторые она непосредственно поддерживала огонь, а в последние учила младших весталок. Во время своей службы весталка обязательно должна была хранить девственность, но по прошествии 30 лет запрет снимался, и бывшая весталка даже могла выйти замуж. Впрочем, происходило это редко. Мало какая женщина хотела лишиться таких привилегий, как возможность владеть имуществом, самостоятельно распоряжаться своими делами, выступать в суде и быть особой неприкосновенной, которых лишилась бы, выйдя замуж и став обыкновенной матроной. О том, хотели ли сами мужчины иметь в женах бывшую весталку, мнения расходятся. Кто-то утверждает, что весталки были самыми завидными невестами, а кто-то, наоборот, говорит, что существовало поверье, что брак с весталкой к добру не приведет.
Служба весталок заключалась в одном относительно простом задании – поддерживать священный огонь в храме Весты, который тушился лишь один раз в год – при наступлении Нового года, и тут же зажигался вновь. Это было данью вере в то, что с началом нового года всё должно обновляться. Надо сказать, свои обязанности девы соблюдали весьма тщательно. Священный огонь в храме не погас даже после пожара в нём, когда, казалось бы, суматоха к этому вполне располагала.
Велики были привилегии весталок, но и наказания были жестоки… Помимо незначительных наказаний за какие-то бытовые прегрешения, были два проступка, за которые карали нещадно. Весталку, по чьей вине случались какие-то «накладки» с огнем, нещадно избивали, а ту, что нарушила обет безбрачия, казнили. Её облачали в чёрное, в глухо закрытых носилках, таких, что внутрь не доносились звуки улицы, а на улицу – звуки из носилок – несли на поле, прозванное даже Злодейским, где понтифик читал молитву. Затем весталку подводили к лестнице, ведущей в подземелье. Она, якобы добровольно, спускалась туда вместе с запасом еды на очень малый (обычно называется однодневный) срок, после чего подземелье засыпали землёй. Столь жестокий выбор казни был обусловлен тем, что священную кровь весталок проливать было строго запрещено. День казни весталки был днём горя для всего Вечного города. Впрочем, некоторым удавалось оправдаться, например, совершив какое-нибудь чудо. Так оправдались полумифические весталки Туккия (Тукция) и Квинта Клавдия, первая из которых донесла воду в решете от Тибра до храма Весты, а вторая сдвинула с места огромный корабль.
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.