весенняя распутица что это
Весенняя распутица что это
Журчат ручьи, слепят лучи, и тает лед, и сердце тает, и даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает. Именно так начинается весна на территории самого большого государства на Земле.
Во всей этой картине не хватает лишь грязи, луж, непроходимых грунтовых дорог, лежащей на делянках невывезенной древесины и убытков лесозаготовительных компаний.
На дворе февраль, до наступления весенних трудностей есть еще месяц-полтора, но, как говорится, готовь сани летом. Актуальность этой темы возрастает с каждым днем, и чем раньше лесозаготовители задумаются над решением сезонных проблем, тем меньшие убытки понесет компания. В нашем материале мы постараемся, как раскрыть тему в юридическом ключе, так и провести некий обмен опытом различных регионов.
КТО ВИНОВАТ?
Приход весны сопровождается не только теплым солнцем и звонкой капелью, но и законодательными запретами на использование региональных и местных дорог большегрузами. Такая мера принимается вполне обоснованно. Дело в том,
что дорожное полотно лежит на земляном грунте и при его размокании становится весьма хрупким и разрушается в несколько раз интенсивнее, чем при нормальных условиях. Влиянию весенней распутицы подвержена большая часть России, и в наибольшей степени СЗФО.В прошлом году в разных регионах ограничения на движение тяжелых грузовиков по дорогам длились в среднем месяц. В Архангельской области, как и еще годом ранее, табу на фуры было введено с 10 апреля по 24 мая. Такой длительный запрет связан в первую очередь с высоким уровнем грунтовых вод и географо-геологическими особенностями региона. Если верить деятелям науки, а они не часто дают повод в себе усомниться, наиболее уязвимы дороги в начале мая, когда переувлажнение почвы протекает наиболее активно, что вызвано повышением среднесуточной температуры и ускорением таяния снега и льда.
Отметим, что не все дороги закрываются в период весенней распутицы. Некоторые магистрали подверглись капитальному ремонту и были усилены под современные нагрузки, так что теперь не имеют сезонных ограничений.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Введение ограничений – мера вынужденная, но ситуация далеко не безвыходная. Использование трасс в периоды рестрикции движения по ним возможно. Для этого необходимо получить спецпропуск, который выдается местными управляющими дорожными компаниями или другими связанными инстанциями. Например, в Тульской области такие разрешения могут быть выписаны в «ТулаАвтодоре», в Челябинске этим занимается министерство дорожного хозяйства и транспорта. Полный перечень инстанций имеется в приказе Минтранса РФ от 31 июля 2007 г. № 107 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения».
Закрытие дорог – проблема решаемая, в отличие от их полного отсутствия. Особенно сильно весенняя распутица усложняет жизнь удаленным делянкам, доступ к которым имеется лишь по зимникам. Весной пути сообщения с такими делянками просто-напросто исчезают. Вывоз леса в такой ситуации невозможен вплоть до следующей зимы, а вся заготовленная древесина, которую не успели транспортировать до складов, остается на месте рубки. Качество лесоматериалов, пролежавших на делянке почти год, сильно ухудшается, и стоимость такой древесины, очевидно, существенно снижается.
Лесозаготовители стараются не допустить таких «простоев» и вывезти весь заготовленный лес до наступления весенних оттепелей. Для этого лесоматериалы заготавливаются заранее (работы начинаются в августе-сентябре), а подготовленный пиловочник остается на месте рубки. С появлением зимников начинается интенсивная транспортировка уже подготовленного леса. С наступлением весны техника прекращает работу и встает на ТО до следующего рабочего сезона, что позволяет минимизировать убытки.
А ЧТО ДЕЛАТЬ ЕЩЕ?
Однако существует и способ сохранения качества древесины, которую по тем или иным причинам не удается вывезти. Этим методом успешно пользуется компания ООО «Мется Форест Подпорожье», находящаяся в г. Подпорожье Ленинградской области. Их технология зимних складов помогает не только сохранить качество пиловочника, но и увеличить производительность заводов в «голодный» период осенней распутицы.
Как нам рассказал начальник терминала компании ООО «Мется Форест Подпорожье» Дмитрий Веселов, суть технологии заключается в консервации пиловочника или балансов. Их хранение осуществляется при минусовой температуре, которая сохраняется внутри зимнего склада в течение всего года. Штабеля древесины укладываются на подготовленную площадку, заранее выровненную и укатанную снегом. При формировании штабелей пиловочника разной длины, например, от 4,0–6,0 м, верхний ярус штабелей перекрывается «крышками» в шахматном порядке, между штабелями, в 2–3 ряда бревен.
Эта схема исключает образование между штабелями пустот, которые препятствуют движению техники, а также предотвращает просыпание в такие пустоты снега и укрывного материала. В случае, когда склад формируется из равно длинного пиловочника, скажем, 6-метрового, штабеля можно расположить достаточно плотно, а крышку из пиловочника (или баланса) можно не настилать. Поверх древесины засыпается 40–50-сантиметровый слой снега, который собирается с окрестных территорий или засыпается снежными пушками. Снег уплотняется для предотвращения его быстрого таяния летом, а затем покрывается слоем коры или опилок (30–40 см), который, работая в качестве термоизолятора, помогает поддерживать отрицательную температуру внутри склада в течение всего летнего периода.
Объемы снега и укрывного материала приведем на примере существующего склада компании ООО «Мется Форест Подпорожье». Так, для укрытия склада с объемом пиловочника около 20 000 м 3 потребовалось 6 000 м 3 снега и 5 000 м 3 опилок.
Использование дорог в периоды ограничения движения без подобного спецпропуска караются в соответствии со ст.12.21.1 КоАП РФ (нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов).Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.
Стоимость получения такого разрешения в различных регионах варьируется и рассчитывается исходя из протяженности маршрута и перегрузки на ось.
К примеру, постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2011 № 94/83 установлены следующие «размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства»:
Приложение 1 к постановлению Администрации Тверской области от 21.02.2011 № 55-па устанавливает «временные показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автодорогам регионального значения в период временного ограничения движения при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства»:
ОТВЕЧАЮТ ЭКСПЕРТЫ
ВОПРОС:
Достаточно часто сталкиваемся с ситуацией, особенно в последние годы: с аномально короткими и теплыми зимами, когда заготовленная зимой древесина остается на погрузочном пункте на период распутицы, когда дороги закрыты для грузового транспорта на просушку. За время ожидания отгрузки древесина портится, теряет товарность – синеет и трескается. Что можно сделать для уменьшения потерь?
Причинами порчи древесины являются грибные поражения, поражения насекомыми и трещины от неравномерной усушки. Окраски от грибных поражений вызываются сумчатыми грибами рода Ceratocystis. При длительном хранении заготовленной зимой древесины в сортиментах на верхнем складе для уменьшения потерь от снижения сортности можно использовать ряд простых приемов.
Во-первых, если уже очевидно, что часть древесины не может быть вывезена до на-чала оттепели, пока есть снежный покров, ее следует сложить в штабель специальной конструкции: сначала на землю укладывают фаутные бревна-подкладки, затем насыпают и утрамбовывают снег на толщину, превышающую подкладки примерно на 10 см. Сортименты укладывают без прокладок, а ряды пересыпают снегом. Уплотняют снег, заполняя пустоты между бревнами. Верх штабеля засыпают слоем снега не менее 15 см, сверху закрывая лапником. В мороз в процессе формирования штабеля и по завершении (до укрытия), штабель поливают водой для обледенения. Интервалы между соседними штабелями делают минимальными, вплоть до укладки торцов соседних штабелей впритык. Если же такая укладка невозможна, между штабелями допустимы минимальные интервалы, которые, по возможности, заполняют снегом и перекрывают лапником.
Во-вторых, если возможности использовать снег для формирования штабеля уже нет, следует всемерно добиваться поддержания высокой влажности древесины за счет ее плотной укладки в штабели. При этом важно не только сохранить кору, но и оберегать ее от механических повреждений при трелевке и формировании штабелей. Возможно применение дополнительных мер защиты: затенение штабеля, покрытие торцов влагозащитными составами, проливка штабеля водой.
В-третьих, исходя из того, что перечисленные в вопросе читателя повреждения возникают, прежде всего, на торцах бревен, на практике часто изменяют схему раскроя хлыстов на сортименты за счет увеличения на 10–20 см нормативной длины получаемых при раскряжевке бревен. В дальнейшем уже на нижнем складе эти лишние сантиметры отпиливают, и повреждения, если они появились, остаются на них. Однако, это приводит к определенным потерям древесины, увеличению трудоемкости лесоскладских работ и захламлению территории склада этими отрезками.
Распутица
Распутица — период, когда дороги становятся непроходимыми или труднопроходимыми. Преимущественно термин распространяется на Россию, Белоруссию и Украину. Существует осенняя и весенняя распутица. Первая возникает в результате дождей, вторая в результате таяния снега. В болотистой местности распутица сильнее.
Распутица не раз «выручала» Россию во время войн. В годы Монгольского нашествия на Русь войско татаро-монгол не дошло ста вёрст до Новгорода из-за весенней распутицы.
В Финляндии есть соответствующее явление, называемое «rospuutto». Большинство неасфальтированных дорог в Финляндии в период распутицы практически непригодны для использования. Финская распутица в основном происходит весной, когда тает снег и идут весенние дожди.
Содержание
В искусстве
Живопись
Литература
Кинематограф
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Распутица» в других словарях:
распутица — бездорожье, бездорожица, беспутица; кисель Словарь русских синонимов. распутица см. бездорожье Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
РАСПУТИЦА — РАСПУТИЦА, распутицы, мн. нет, жен. время, кода дороги становятся малопроезжими или вовсе непроезжими от грязи; состояние дорог в это время. Весенняя распутица. Осенняя распутица. Хлеб на станцию нужно вывезти до распутицы. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
РАСПУТИЦА — РАСПУТИЦА, ы, жен. Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. Весенняя, осенняя р. Поехал в самую распутицу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
распутица — Состояние подстилающей поверхности, характеризующееся разливами рек и грязью на дорогах в связи с таянием снега … Словарь по географии
распутица — dargana statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Apsiniaukęs, lietingas oras. atitikmenys: angl. bed weather; wash vok. Schlechtwetter, n rus. бездорожье, n; ненастье, n; распутица … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
Распутица — ж. 1. Временной период, когда дороги становятся малопроезжими или непроезжими от грязи; распутье II 1.. 2. Состояние дорог в такое время; распутье II 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
распутица — распутица, распутицы, распутицы, распутиц, распутице, распутицам, распутицу, распутицы, распутицей, распутицею, распутицами, распутице, распутицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
распутица — расп утица, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь
распутица — (1 ж), Тв. распу/тицей … Орфографический словарь русского языка
распутица — ы; ж. Время, когда дороги становятся плохими, малопроезжими от осенних дождей, таяния снега и т.п.; бездорожье. Приехать по распутице. Пустился в дорогу в самую распутицу … Энциклопедический словарь
Распутица
Приход весны ассоциируется не только с ярким солнцем, журчанием ручьев и распусканием почек, но и с грязью на дорогах, огромными лужами, в которых увязают автомобили. Такие проблемы на дорогах называются распутицей, отмечаются не только в весенний, но и осенний период. От явления страдают не только автомобилисты, но также добывающие, лесозаготовительные, сельскохозяйственные компании, поскольку добраться до места работы становится невозможно.
Что такое распутица?
Распутица – это период года, при котором грунтовые дороги становятся недоступными для проезда автомобильного транспорта вследствие сезонных особенностей погоды. Явление отмечается преимущественно в странах Восточной Европы и Скандинавского полуострова.
На возвышенных местностях проблема менее выражена, чем в низменностях. Особенно сильно разрушаются дороги, пролегающие через заболоченные территории.
Распутица происходит в разные сроки:
Причины возникновения
Весной распутица наступает потому, что тает снег, а осенью потому, что идут сильные дожди.
В первом случае явление отмечается, когда после исчезновения снежного покрова начинает оттаивать поверхностный слой грунта. Наибольший уровень затопления дороги фиксируется, когда грунт оттаивает на глубину до 30 см. Ситуация усугубляется, если идут обильные весенние дожди. Вода уходит, когда глубина просыхания поверхностного грунтового слоя достигает 20 см.
Осенняя распутица начинается, когда среднесуточная температура воздуха опускается до +5°C, из-за чего сокращается испарение почвенной влаги, а сильные осенние дожди в избытке насыщают верхний грунтовый слой водой. Дороги возвращаются в нормальное состояние, когда устанавливается устойчивая отрицательная температура, в результате чего верхний слой грунта замерзает. Машины, в том числе грузовые, могут ехать без проблем, когда глубина промерзания грунта достигает 15 см.
Последствия
Распутица для дорожных служб – огромная проблема, к которой необходимо готовиться загодя, чтобы избежать серьезных последствий.
В период распутицы возникают следующие проблемы:
В 1965 году во Франции из-за несвоевременного реагирования на проблему было разрушено 70 тысяч км дорог из 80 тысяч км существовавших в стране на тот момент. Это привело к значительным финансовым затратам.
Чтобы не столкнуться с подобной проблемой, дорожные службы стараются своевременно подготавливаться к тяжелому осеннему и особенно весеннему периоду: проверяют спецтехнику, отправляют ее в районы, где наиболее вероятен размыв грунта, заготавливают песок и галечный материал для покрытия проблемных участков дорожного полотна, укрепляют дорожные насыпи, мостовые опоры и конусы. Обязательная предупредительная мера – ограничение движения большегрузных автомобилей на определенных участках дорог до окончания распутицы.
Значение слова «распутица»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Распутица не раз «выручала» Россию во время войн. В годы Монгольского нашествия на Русь войско татаро-монгол не дошло ста вёрст до Новгорода из-за весенней распутицы.
Распутица была большим препятствием для войск Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Она сильно влияла на скорость передвижения его армии.
Во время Великой Отечественной войны распутица помогла задержать наступление немцев на Москву. У немцев ломалась техника, сильно сократилась мобильность войск.
В Финляндии есть соответствующее явление, называемое «rospuutto». Большинство неасфальтированных дорог в Финляндии в период распутицы практически непригодны для использования. Финская распутица в основном происходит весной, когда тает снег и идут весенние дожди.
В западную историографию вошел термин rasputítsa — период проливных дождей, мешающих боевым действиям в России.
РАСПУ’ТИЦА, ы, мн. нет, ж. Время, кода дороги становятся малопроезжими или вовсе непроезжими от грязи; состояние дорог в это время. Весенняя р. Осенняя р. Хлеб на станцию нужно вывезти до распутицы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
распу́тица
1. временной период, когда дороги становятся малопроезжими или непроезжими от грязи из-за осенних дождей, таяния снега и т.п.; распутье ◆ На днях, на этот раз действительно на масленице, в распутицу, въезжает на санях во двор, по воде и грязи больной крестьянин. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945—1955 г. (цитата из НКРЯ)
2. состояние дорог в такое время; распутье, бездорожье ◆ Эскадрон чавкал копытами по распутице у него за спиной; кто-то с матерной руганью спешился у подводы ― хлюпнули спрыгнувшие в мокрый снег сапоги… Сергей Бабаян, «Господа офицеры», 1994 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: артистка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РАСПУТИЦА
Смотреть что такое «РАСПУТИЦА» в других словарях:
распутица — бездорожье, бездорожица, беспутица; кисель Словарь русских синонимов. распутица см. бездорожье Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
РАСПУТИЦА — РАСПУТИЦА, распутицы, мн. нет, жен. время, кода дороги становятся малопроезжими или вовсе непроезжими от грязи; состояние дорог в это время. Весенняя распутица. Осенняя распутица. Хлеб на станцию нужно вывезти до распутицы. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
распутица — Состояние подстилающей поверхности, характеризующееся разливами рек и грязью на дорогах в связи с таянием снега … Словарь по географии
Распутица — У этого термина существуют и другие значения, см. Распутица (значения). Распутица период, когда дороги становятся непроходимыми или труднопроходимыми. Преимущественно термин распространяется на Россию, Белоруссию и Украину. Существует осенняя и… … Википедия
распутица — dargana statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Apsiniaukęs, lietingas oras. atitikmenys: angl. bed weather; wash vok. Schlechtwetter, n rus. бездорожье, n; ненастье, n; распутица … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
Распутица — ж. 1. Временной период, когда дороги становятся малопроезжими или непроезжими от грязи; распутье II 1.. 2. Состояние дорог в такое время; распутье II 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
распутица — распутица, распутицы, распутицы, распутиц, распутице, распутицам, распутицу, распутицы, распутицей, распутицею, распутицами, распутице, распутицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
распутица — расп утица, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь
распутица — (1 ж), Тв. распу/тицей … Орфографический словарь русского языка
распутица — ы; ж. Время, когда дороги становятся плохими, малопроезжими от осенних дождей, таяния снега и т.п.; бездорожье. Приехать по распутице. Пустился в дорогу в самую распутицу … Энциклопедический словарь