вервь аллаха что это
Держитесь за вервь Аллаха вместе
Все чаще приходится наблюдать за тем, как в среде мусульман, особенно в интернет-пространстве, происходит деление по группам, течениям, сектам. Открыто публикуются слова некоторых ученых о том, что не стоит здороваться, вести дела с теми, кто следует иным убеждениям. Считающие себя правыми (а таковыми считают себя все) оскорбляют, насмехаются, выражают презрение к придерживающимся других взглядов. И каждый находит оправдание в защиту своих позиций. Достоверность доводов, конечно, может различаться от одной группы к другой, но помимо выяснения того, кто прав, важно обратить внимание на то, как влияют эти разделения на состояние уммы.
Создатель говорит в Коране: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (сура «Семейство Имрана», аят 103).
Толкователи сказали о словах этого аята следующее: «Слово Аллаха: «и не разделяйтесь» – повеление держаться общины и запрет на разделение. Существует множество хадисов, побуждающих к объединению. Так, в достоверном хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, Аллах доволен вами из-за трёх вещей и гневается на вас из-за трёх вещей: Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему и не придаёте Ему в сотоварищи никого; когда вы держитесь за вервь Аллаха вместе и не разделяетесь; чтобы вы благостно относились к тем, кому Аллах дал власть над вами. Он гневается на вас из-за трёх вещей: пустые разговоры (тот сказал, и так-то сказали), множество (ненужных вопросов) и расточительство имуществом» (Муслим, 3236).
Касаемо слов: «Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милостивы стали братьями!» (и до конца аята): они были ниспосланы по поводу племён аль-Аус и Хазрадж. Между ними постоянно возникали войны в доисламский период, ссоры и тяжбы. Когда Аллах даровал ислам, многие люди стали братьями, любящими ради Аллаха, помогающими друг другу в благочестии и богобоязненности.
Всевышний Аллах сказал об этом: «И объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, однако Аллах объединил их» (Сура «Трофеи», аят 63).
В основе такого разделения лежит высокомерная уверенность в истинности своего пути «по сравнению» с мнением тех, кто выбрал иную дорогу. На самом деле, никто не может быть уверенным в своей правоте. Бывало, даже Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Господь исправлял, ниспосылая аят, предлагая другое решение, отличное от того, которое Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) принял до этого. Это важный урок для всех нас: только Аллах является обладателем истины, мы не можем наверняка знать о Его решениях, отношении к тем или иным людям.
В своих разногласиях люди подобны слепым мудрецам из известной притчи, решивших выяснить, что собой представляет слон. Так как они не могли охватить животное целиком, пришлось потрогать только какую-либо его часть. Один из них, взявшись за ногу, сказал, что слон – это дерево. Другой, ощупав за ухо, сказал, что слон – это веер. Третий, взявшись за хвост, сказал, что это веревка. Четвертый, трогая бивни, сказал, что слон похож на копье. Они долго спорили, но так и не пришли к единому мнению…
Возможно, упрекаемый нами человек, находится ближе к Всевышнему, чем мы, уверенные в своей правоте. Может стоит оставить роль судей и сосредоточиться на воспитании высокой нравственности в самих себе?
Истина – это не только слова, которые ты говоришь, и верования, которым ты следуешь. В конце концов, согласно достоверному хадису, наилучшей верой обладает не тот, кто может переспорить других или звучит более убедительно, а тот, кто обладает благим нравом. А терпение, снисхождение, дружелюбие лучше, чем агрессия, ненависть и разделение представителей одной и той же религии на «своих» и «чужих». Благонравие поможет нам оставаться единой уммой, даже если тысячи «ученых» будут призывать нас к бойкоту и вражде.
Аят «Вервь Аллаха»
Аятом «Вервь Аллах» называют 103-ий аят суры «Семейство Имрана», в котором сказано: «И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь».
Данный аят призывает всех мусульман держаться за вервь Аллаха, следование которой сохранит исламскую общину от разногласий и сомнений в религии. Во многих хадисах, имеющихся в трудах суннитских и шиитских авторов, говорится, что под вервью Аллаха в аяте подразумеваются Коран и безгрешные имамы из рода Посланника Аллаха.Имам Садик (да будет мир с ним) по поводу толкования этого аята сказал: «Мы являемся вервью Аллаха».[301]
Однажды Имаму Риде (да будет мир с ним) задали вопрос о верви, о которой говорится в 103-ем аяте суры «Семейство Имрана». Имам ответил: «Али ибн Аби Талиб – прочная вервь Аллаха».[302]
Такой же хадис передается от Имама Бакира (да будет мир с ним), который говорил: «Семейство Пророка является вервью Аллаха, за которую должны держаться все. В Коране говорится: «И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь».[303]
Подобные хадисы имеются и в трудах суннитских ученых. Кундузи Ханафи передает от ибн Аббаса: «Мы находились возле Пророка, когда подошел один араб и спросил: «Что такое вервь Аллаха, за которую мы должны держаться?» Пророк взял в свои руки руку Али и сказал: «Держитесь за него, он прочная вервь Аллаха».[304]
Хаким Хаскани передает, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал: «Каждый, кто хочет спастись и ухватиться за прочную вервь Аллаха, должен принять руководство Али и следовать за его потомками, наставляющими на истинный путь».[305]
Священный Коран является одним концом спасительной верви, а безгрешный род Пророка ее вторым концом. Коран это программа жизни, это закон, ниспосланный Всевышним Аллахом человечеству, а пророческий род выступает в роли хранителя этого закона, разъясняющего его, и наставляющего на его основе всех желающих на истинный путь. Но следует признать, что одного только Корана недостаточно для обретения спасения. Для этого необходим человек, который в каждую эпоху будет давать Корану верное толкование, кто всегда будет хранителем истинных целей небесного писания. Если допустить, что Коран для людей достаточен сам по себе и не нуждается в божественном толкователе его аятов, то мы сегодня не были бы свидетелями того, что мусульманская община разделилась на множество течений и направлений. Но к сожалению это не так. Мусульмане разобщены, и представители каждого из исламских течений доказывают свою правоту на основе Корана, приводя божественные аяты для подтверждения своих убеждений. Но кто же из них является правым? Чьи убеждения являются отражением подлинного Ислама. За кем последовать и доверить свою вечную загробную жизнь? Поэтому шииты никогда не переставали говорить о необходимости существования божественного предводителя, который верно истолкует аяты Корана, правильно разъяснит все религиозные положения и будет являться причиной единения всех мусульман мира. Можно ли поверить в то, что Всевышний Аллах призывает в этом аяте к единству, но Посланник Аллаха не обозначает тот критерий, следуя которому мусульмане сохранят свое единство после его ухода в мир иной? Ислам совершенная религия, в ней предусмотрено абсолютно все, что может произойти с общиной верующих. В исламской религии нет места подобным недоразумениям. Поэтому Пророк всегда указывал на необходимость следования безгрешным имамам из его семейства, которые вместе со Священным Кораном и являются той спасительной вервью Аллаха. Множество раз он говорил: «Мое семейство среди моей общины подобно ковчегу Ноя среди его общины. Кто вступит на него, спасется, а кто не вступит, утонет. Не обгоняйте их, ибо тогда вы заблудитесь. И не отставайте от них, ибо тогда вы погибните».
В Священном Коране сказано: «И это мой путь, ведущий прямо. Следуйте ему и не делитесь, блуждая по другим путям. Это Он вам заповедовал, может быть вы станете благочестивы».[306]
Держитесь за вервь Аллаха все…
Держитесь за вервь Аллаха все…
Почему произошло разделение уммы
После смерти всех сподвижников посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) среди вновь принявших ислам стали появляться люди, неверно толкующие Священное Писание. Обычно, это были малообразованные люди, не имеющие представления о сложности иджтихада, переоценившие свои возможности. Ошибочное толкование аятов Священного Корана и неправильное понимание сунны, стали причиной потери ими верного пути.
Некоторые «ученые», считавшие, что достигли уровня иджтихада, стали толковать аяты и хадисы в соответствии с собственным пониманием их смысла, что противоречило знаниям (согласованным толкованиям), полученным от Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин). Некоторые из таких «ученых» обвиняли отдельных сподвижников и их учеников – Таби’унов в неправильном понимании религии. В результате неверного подхода к толкованию Источников религиозных знаний, они сошли с Истинного Пути и исключили себя из рядов приверженцев сунны. Их стали называть: «Идущие Другим Путем»; «Не Последователи» (гайр-и мукаллидин). Они не последовали тем знаниям, которые получили Сподвижники от самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и передали следующему поколению мусульман. Группы людей, сбившихся с пути, не стали неверующими, но причинили распространению Ислама гораздо больше вреда, чем неверующие. Между этими группировками постоянно шли междоусобные войны, часто перераставшие в войну против приверженцев сунны. Поэтому, говоря об Исламе, о мусульманах, нельзя смешивать общины, использующие в поклонениях недозволенные новшества – бид‘а, с суннитами, последователями вышеуказанных 4-х религиозно-правовых школ.
Что может объединять
В переводе смыслов Благородного Корана (3: 103) сказано: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по его милости братьями!».
Знатоки толкования Корана (Муфассиры), например имам Абуссууд аль-Имади (Известный ученый по тафсиру, фикху и другим религиозным наукам – прим.) комментирует этот аят на основе сунны следующим образом: «Не сворачивайте с истинного пути, не разделяйтесь на группировки. Не враждуйте между собой, как вы враждовали в доисламский период – во времена Джахилии».
Объединение на основе правильной веры было предписано нам Всевышним Аллахом. А о том, что правильной верой будут обладать приверженцы Сунны – Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, было сообщено в многочисленных хадисах пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Стало быть и объединяться нужно на основе школ приверженцев сунны!
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»
Толкование аята «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!» (3:103)
Наши читатели попросили нас перевести хадисы от Святого Пророка и Пречистых Имамов его семейства, да будет над ними всеми мир и благословение Всевышнего, растолковывающие 103‑й аят суры «Али Имран» («Род Имрана»), в котором Великий и Всемогущий Аллах призывает всех верующих «крепко держаться за Свою вервь и не разделяться». Ознакомившись с подготовленными нами преданиями, вы получите чёткий и ясный ответ на вопросы о том, что имеется в виду под «вервью Аллаха» и в чём конкретно должно заключаться единство всех мусульман.
«И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь! И вспомните благо, [оказанное] Аллахом вам, когда были вы врагами, и [сплотил Он вас, и] соединил сердца ваши, поэтому стали вы по благости Его братьями, и были вы на краю пропасти из огня [адского], и спас Он вас от него. Так разъясняет Аллах для вас знамения Свои — быть может, вы пойдёте [по пути верному]» (3:103).
1. Джабир передал, что Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Потомство Мухаммада — оно и есть „вервь Аллаха“, за которую Он приказал крепко держаться, сказав: „И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!“ (3:103)» («Тафсир Айяши», т. 1, с. 123).
2. Али ибн Ибрахим передал от Абу аль-Джаруда, что Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал относительно слов «и не разделяйтесь»: «Аллах, Благословенный и Высокий, знал, что после [смерти] Пророка [люди из его общины] будут разделены, а потому Он запретил им разделяться, так же, как Он запретил [разделяться] тем, кто был до них. Так что Аллах приказал им объединиться на руководстве потомков Мухаммада и не разделяться» («Тафсир Кумми», т. 1, с. 108).
3. Ибн Аббас передал: «Однажды я находился вместе с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, когда к нему подошёл мужчина и спросил об этом аяте. „Кто есть «вервь Аллаха»“, — спросил он. „Я — Пророк Аллаха, а Али — вервь Аллаха“, — ответил Пророк“. И этот человек ушёл, сказав напоследок: „Я уверовал в Пророка Аллаха и крепко держусь за вервь Аллаха!“» (Фурат аль-Куфи, «Тафсир», с. 14).
4. Ибн Язид передал: «Я спросил Абу Хасана, да будет мир с ним, об аяте „И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!“ (3:103). Он сказал: „Али и есть эта крепкая вервь Аллаха“» («Аль-Бурхан», т. 1, с. 194).
5. Было передано сейидом Аль-Рази в его книге «Аль-Хасаис Амир аль-Му’минин» («Качества Повелителя верующих») от Харуна ибн Мусы, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Амара, от Абу Мусы Исы аль-Зарира аль-Баджали, от Имама Али, да будет мир с ним, в проповеди, которую Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, произнёс во время своей болезни, а также в хадисе: «Позовите ко мне моего дядю [Аббаса]», — попросил Пророк. Его позвали. И тогда Али и Аббас вывели Пророка [к людям]. Он помолился с ними и сел. Затем они помогли ему взобраться на минбар. Жители Медины из числа переселенцев (мухаджиров) и помощников [Пророка] (ансаров) собрались, [чтобы услышать речь Посланника Аллаха], с таким интересом, что молодые девушки выглядывали из своих накидок. Люди плакали и кричали, будучи опечаленными [состоянием Пророка]. Посланник Аллаха попытался заговорить, но замолчал на какое-то время [от слабости]. И из того, что он тогда произнёс, были его слова: «О группа переселенцев и [моих] помощников, а также те, кто присутствует [здесь] в этот день и в этот час из числа людей и джиннов! Присутствующие должны донести до отсутствующих, что я, поистине, оставил среди вас Книгу Аллаха, в которой — Свет и Наставление, и объяснение [ваших] обязанностей пред Аллахом, Благословенным и Высоким, Довод Аллаха к вам, и мой Довод, и мой Хранитель. И я оставляю среди вас великое знамя, знамя Религии [Аллаха] и Свет Наставления и его сияние, и это — Али ибн Абу Талиб. Воистину, он есть „вервь Аллаха“»!
[И он прочитал этот аят]: «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь! И вспомните благо, [оказанное] Аллахом вам, когда были вы врагами, и [сплотил Он вас, и] соединил сердца ваши, поэтому стали вы по благости Его братьями, и были вы на краю пропасти из огня [адского], и спас Он вас от него. Так разъясняет Аллах для вас знамения Свои — быть может, вы пойдёте [по пути верному]» (3:103).
[Затем Посланник Аллаха продолжил]: «О люди! Это — Али! Тот, кто любит его и дружит с ним сегодня и [во все] последующие дни, тот исполнил то, о чём Аллах заключил с ним Завет. А тот, кто враждует с ним и ненавидит его сегодня и [во все] последующие дни, тот предстанет в Судный день глухим и слепым и не будет иметь пред Аллахом никаких доводов в свою пользу» («Хасаис Амир аль-Му’минин», с. 74).
6. Было передано от Абу Умара Абд аль-Вахида ибн Мухаммада ибн Абд-Аллаха ибн Мухаммада ибн Махди, от Абу Аббаса Ахмада ибн Мухаммада ибн Саида ибн Абд аль-Рахмана ибн Укдата аль-Хафиза, от Джафара ибн Али ибн Наджиха аль-Кинди, от Хасана ибн Хусейна, от Абу Хафса аль-Са’ига, от Абу Аббаса (Умара ибн Рашида Абу Сулеймана), который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним, относительно слов Аллаха «Затем будете вы спрошены в тот День о благах» (102:8): «Мы (Ахль аль-Бейт) и есть блага». Имам также сказал об аяте «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!» (3:103): «Мы и есть вервь Аллаха» («Аль-А’мали», т. 1, с. 378).
7. Имам Али передал слова Посланника Аллаха, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «О Али! С вами [всеми], [с Имамами моего рода], Аллах начал это дело (имамат), и с вами [всеми] его завершит. Так что будь терпеливым, ибо благой исход [уготован] лишь тем, кто стоит на страже против зла, страшась Аллаха! Ты — армия Аллаха, а твои враги — армия шайтана. Благословен тот, кто подчинился тебе, и горе тем, кто противостоит тебе! Ты — Довод Аллаха над Его творением и Его крепкая вервь. Придерживающийся этого — обретёт подлинное наставление, а отбрасывающий это — собьётся с [истинного] пути. Я прошу Аллаха даровать тебе Рай, [ибо] никто не превзойдёт тебя в покорности пред Аллахом, а потому ты более достоин его, [чем кто-либо]» (Муфид, «Аль-А’мали», глава 12, хадис 9).
8. Джабир ибн Абд-Аллах аль-Ансари передал: «К Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, прибыли жители Йемена. Пророк сказал: „Жители Йемена пришли к вам торопясь“. А когда они вошли к Посланнику Аллаха, он сказал: „Это люди с мягкими сердцами и крепкой верой. Из них с семьюдесятью тысячами выступит победитель, который поможет моему наместнику и наместнику моего преемника. Ножны их мечей из пальмовых волокон“.
Они спросили: „О Посланник Аллаха, кто твой преемник?“. Он сказал: „Он тот, о ком Аллах приказал вам держаться за него. Великий и Всемогущий сказал: «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!» (3:103)“. Они сказали: „О Посланник Аллаха, разъясни нам, что это за вервь!“. Он сказал: „Это слова Аллаха: «Если только не [окажутся они под покровительством и] с вервью от Аллаха и с вервью от людей» (3:112). «Вервь Аллаха» — это Его Книга, а «вервь людей» — это мой преемник“.
Они спросили: „О Посланник Аллаха, кто твой преемник?“. Он сказал: „Он тот, о ком Аллах ниспослал: «[Эти заповеди даны для того], чтобы [не] сказала [никакая] душа: „О, горе мне за то, что упустила я по отношению к стороне Аллаха!“» (39:56)“.
Они спросили: «О Посланник Аллаха, кто он — „сторона Аллаха“?» Он сказал: „Он — тот, о ком Аллах говорит: «И в тот День, когда [от горя] будет кусать несправедливый руки свои, говоря: „О, если бы я выбрал с Посланником путь [свой]!“» (25:27). Он — мой преемник и путь ко мне после меня“.
Они сказали: „О Посланник Аллаха! Ради Того, кто послал тебя с истиной, покажи нам его, ибо мы желаем увидеть его“. Он сказал: „Он — тот, кого Аллах сделал знамением для внимательных верующих. Если вы взглянете на него взглядом «у кого [есть] сердце (разум) или кто [внимательно] прислушивается [к назиданиям], и он [сам всецело] присутствующий» (50:37), то узнаете, что он мой преемник, как знаете вы, что я ваш Пророк. Так пройдите через ряды и всмотритесь в лица. Тот, к кому устремятся ваши сердца, — это он, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Сделай же [так, чтобы] сердца людей желали их» (14:37), то есть к нему и к его потомству“».
Затем передатчик хадиса сказал: «И тогда встали Абу Амир аль-Ашари из Ашаритов, Абу Гирра аль-Хауляни из Хаулянитов, Забйан и Усман ибн Кайс из Бану Кайс, Урана Дауси из Дауситов и Ляхик ибн Иляка. Они прошли через ряды, всмотрелись в лица, взяли за руку остриженного мужчину (Имама Али) и сказали: „К нему устремились наши сердца, о Посланник Аллаха!“. Пророк сказал: „Вы — благородные рабы Аллаха. Вы узнали преемника Посланника Аллаха до того, как он был представлен вам. Как же вы узнали, что это он?“. Они возвысили свои голоса, заплакали и сказали: „О Посланник Аллаха, мы всмотрелись в людей, но наши сердца не устремились к ним! А когда мы увидели его, наши сердца задрожали. Затем наши души успокоились, наши глаза наполнились слезами, наши груди обрадовались, как будто он для нас отец, а мы — его сыновья“. Тогда Пророк сказал: „И [никто] не знает толкования его, кроме Аллаха и крепких в знании“ (3:7). Вы из них по благой степени, которая предшествовала вам, и вы отдалены от огня“».
Статьи об Исламе
И не разделяйтесь
Современный мир, к сожалению, все больше способствует разделению, разъединению людей. Людей разных национальностей, разных жизненных взглядов и т.д. Начиная общение люди часто начинают искать точки разъединения, навязывания своих взглядов, вместо того чтобы искать точки соприкосновения в общении, а таких точек соприкосновения, в природе людей больше, чем кажется на первый взгляд. На мой взгляд у мусульман есть мощный инструмент для установления хороших отношений с людьми, а именно 103 аят из 3 суры Священного Корана:
3:103
и разъяснение последствий вражды в 105 аяте 3 суры:
3:105
Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения.
Т.е. возможность держаться за религию Аллаха и посредством ее не разъединяться – это Милость, дарованная нам мусульманам, Всевышним и пренебрегать этой милостью значит проявить неблагодарность Творцу. Т.е. если люди были врагами и сделали все для того чтобы забыть о вражде, простить друг друга и стать добрыми хорошими друзьями – это Милость от Всевышнего Аллаха. И не разделяться – это прямой путь, как повествует нам данный аят. Не разделяться, наверное, в первую очередь в религии, чувствовать единство со своими братьями по вере. Не отталкивать людей от себя и показывать лучший пример.
В завершении напомню слова из достоверного хадиса Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Проникла в вас болезнь прошлых цивилизаций (народов) — зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь — лезвие. Но оно бреет не волосы, а набожность. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете. И вы не сможете стать верующими, пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира»
Мусульманские
Праздники 2021 г.
Исламский календарь
Информация
Мы рассчитываем время намазов по методу MWL (Всемирная Мусульманская Лига)
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность размещенных рекламных материалов.