вертел чему учит рассказ
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
08.08.2019
Мамин-Сибиряк Д. «Вертел»
Главные герои рассказа «Вертел» и их характеристика
Чему учит рассказ «Вертел»
Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.
Отзыв на рассказ «Вертел»
Это очень грустный рассказ о временах, когда всякие гады эксплуатировали детский труд, чтобы получать большую прибыль. Бедный мальчик Прошка умер от непосильного труда, а его хозяину все было не почем. Мне очень жаль мальчика.
Пословицы к рассказу «Вертел»
Баловством хлеба не добудешь.
Свет не без добрых людей.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Сытый голодного не разумеет.
Сколько б не было детей, а всех жалко.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Вертел»
Солнце не освящало угол в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.
Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.
Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.
Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.
Прошка все время был голоден и мечтал о еде. Но в этот день его мечты прервало появление хозяина. Ухов велел прибрать грязь, но тут возле мастерской остановилась карета и оттуда вышла дама с двумя детьми. Она хотела показать детям, как гранят камни.
Пока дама и девочка осматривали мастерскую, мальчик заинтересовался Прошкой, который крутил колесо. Прошка даже дал барчуку покрутить колесо и тот пришел в полный восторг.
Дама обратила внимание на Прошку и заинтересовалась бедным сиротой. Узнав, что мальчику всего двенадцать лет, она велела отправить к ней камни вместе с Прошкой.
А мальчик смеясь назвал Прошку Вертел, от слова вертеть.
Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.
Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.
Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.
Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.
Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.
Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.
Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.
Через две недели он умер.
Краткое содержание «Вертел» Мамин-Сибиряк
Предваряя краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел», поясним, что рассказ был опубликован в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
Другие персонажи:
Мамин-Сибиряк «Вертел» очень кратко
Краткое содержание «Вертел» для читательского дневника:
Прошка крутил колеса в самом темном углу гранильной мастерской. Однажды в мастерскую пришла богатая дама с детьми. Ее сын Володя заинтересовался колесом, а дама пожалела Прошку.
Прошка отнес ей камни и получил приглашение приходить по выходным. Прошка приходил, учился и много ел, а Володя мечтал стать гранильщиком. Зимой Прошка заболел и умер.
Главная мысль:
Дети не должны трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Чему учит рассказ:
Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.
Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.
Это интересно: Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стала исключением и красивая, трогательная сказка о лебеде и старике.
Короткий пересказ «Вертел» Мамин-Сибиряк
Д. Н. Мамин-Сибиряк Вертел краткое содержание:
Это очень грустный рассказ для детей. Он повествует о жизни «вертела» – мальчика, который вертит круг для шлифовки драгоценных и полудрагоценных камней.
Несчастный мальчик лишен детства. Прошка – сирота, отец его тоже работал в этой мастерской, надорвался на тяжелой работе, и мать умерла. Хозяин мастерской (хитрый коммерсант) вроде бы помогает мальчику – даёт работу.
Но труд этот слишком тяжел для ребенка. Он должен целый день в грязном углу душной мастерской крутить камень. Ребёнок не играет, не видит света, вечно голодный. Только мечтает сбежать, ненавидит всех, кому понадобились эти бесполезные камни.
Однажды в мастерскую заехала барыня с детьми, чтоб показать им, как ограняют камни. Она была поражена бедностью и убожеством места, но ещё больше несчастьем ребенка. Стараясь помочь, она приглашает Прошку в гости, кормит его, начинает учить грамоте.
Мальчик поражен богатством её дома. Сын барыни, даже смотря на Прошку, не становится лучше, только играет в огранку камней.
Прошка прекратил ходить в гостеприимный дом. Оказалось, что он заболел. И несмотря на заботу барыни, умер. Как и многие дети, замученные непосильным трудом и тяжелой жизнью. Барыня, не умея помочь, лишь пообещала себе не носить больше камней.
Мое мнение
Это очень грустный рассказ о временах, когда всякие гады эксплуатировали детский труд, чтобы получать большую прибыль. Бедный мальчик Прошка умер от непосильного труда, а его хозяину все было не почем. Мне очень жаль мальчика.
Содержание «Вертел» по частям
Солнце не освящало угол, в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.
Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.
Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.
Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.
Прошка все время был голоден и мечтал о еде. Но в этот день его мечты прервало появление хозяина. Ухов велел прибрать грязь, но тут возле мастерской остановилась карета и оттуда вышла дама с двумя детьми. Она хотела показать детям, как гранят камни.
Пока дама и девочка осматривали мастерскую, мальчик заинтересовался Прошкой, который крутил колесо. Прошка даже дал барчуку покрутить колесо и тот пришел в полный восторг.
Дама обратила внимание на Прошку и заинтересовалась бедным сиротой. Узнав, что мальчику всего двенадцать лет, она велела отправить к ней камни вместе с Прошкой.
А мальчик смеясь назвал Прошку Вертел, от слова вертеть.
Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.
Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.
Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.
Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.
Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.
Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.
Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.
Через две недели он умер. На похоронах барыня плакала «обо всех бедных детях, которым не могла и не умела помочь».
Читайте также: Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам.
Сюжет рассказа «Вертел» за 3 минуты
Краткое содержание «Вертел» Мамин-Сибиряк:
Летним ярким днем Прошка работал в самом темном и сыром углу мастерской. Рабочие здесь занимались огранкой и шлифовкой драгоценных камней. Работая на хозяина Алексея Ивановича Ухова, не знали они ни сытной еды, ни хорошего отношения. Хозяина считали плутом: то проезжающим продал стекло вместо камней, то подменил аметист, отданный на шлифовку.
Однажды в мастерскую приехала барыня с двумя детьми. Ей хотелось взглянуть, как работают огранщики камней.
Прошка сидел в углу и привычно крутил большое колесо. К нему подошел приехавший мальчик и стал разглядывать блестящую отполированную ручку колеса, которую вертел Прошка. В конце концов, он тоже попросил повертеть и был в восхищении от этого занятия.
Вскоре подошла и барыня Анна Ивановна, которая привезла детей, чтобы показать в каких условиях живут другие ребята, вынужденные зарабатывать себе на еду самостоятельно.
Осмотрев маленького работника, она поразилась худобе мальчика и стала расспрашивать хозяина, как тот кормит людей и сколько платит. Работали все за еду и, по уверениям Ухова, питались очень хорошо. Сам-то он не ограничивался общим обедом, несколько раз в день садясь за стол в своем доме.
Барыня попросила, чтобы купленные камни доставил именно Прошка. Алексей Иванович отказать не мог, и на следующий день мальчик отправился к покупательнице.
В барском доме его накормили, а хозяйский сын Володя показал игрушки, удивившись, что у Прошки их никогда не было. Когда мальчик уходил, то получил приглашение прийти еще, чтобы обучиться читать и писать.
На самом деле, Прошка должен был служить наглядным примером Володе. Слабохарактерный рассеянный барчук был подвержен приступам лени. Именно в воспитательных целях Анна Ивановна посылала его в мастерскую под разными предлогами.
Но каждый раз сын возвращался домой перепачканным и с мечтой стать вертелом, как Прошка. Володе было весело в мастерской, и даже еду он находил вкусной.
Однажды Прошка перестал приходить. Барыня приехала к нему и узнала, что мальчик заболел. Тяжелые условия работы, пыль, сырость и недоедание вызвали у него чахотку. Анна Ивановна предложила переехать к ней, но Прошка отказался. Вскоре он, больной, продолжил вертеть колесо, пока не умер через две недели, поскольку ему было стыдно есть, не заработав.
Это интересно: Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу.
Итак, мы привели краткое содержание “Вертела” Мамина-Сибиряка.
Главная мысль рассказа Вертел, Мамин-Сибиряк?
Вертел, какая главная мысль рассказа?
Прошка- главный герой рассказа «Вертел» жил и трудился в ювелирной мастерской, в которой было очень много пыли. Но он сумел остаться человеком и сохранить в себе положительные качества характера до конца. Прошка в этой мастерской познакомился с Анной Николаевной, а потом и подружился с ее сыном. Но вскоре заболел и умер. А этого могло бы не быть, если бы Анна Николаевна помогла бы ему в лечении.
Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.
Он работает за еду, одежду и крышу над головой.
Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится.
Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг.
Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь.
У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.
Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь. богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними.
Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать.
Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот.
Лечитесь, если заболели и нельзя работать в плохом состоянии.
Сейчас конечно медицина намного лучше, но здоровье нужно беречь.
В повествовании Мамин- Сибиряк описывает тяжёлую судьбу крестьян и сирот в период царской России. Когда бедняки были наёмными работниками, и дети наравне со взрослыми выполняли задание своих хозяев.
Автор рассказ ведёт от лица работников, выполняющих гранку драгоценных камней. Они, порой не довольны Алексеем Ивановичем, но за предложенную пищу с одеждой согласны работать с рассвета до заката.
В один прекрасный день ювелирную лавку посетила почтенная дама с детьми. Она забирает заказ и договаривается с купцом, чтобы мальчик по имени Прошка посещал их дом. И на примере его трудолюбия, её сын Володя научился к труду, а сирота смог получить первые уроки обучения.
История на реальных событиях заканчивается плачевно. Тяжёлая болезнь побеждает парнишку.
Несмотря на недоброжелательные отношения ювелира- купца, Прошка оставался добрым, отзывчивым парнем.
«Вертел» главная мысль рассказа М.-Сибиряка
Рассказ о трудной жизни мастеров, в особенности мальчика-сироты. Прошка, хотя ему двенадцать лет, совсем уже не похож на ребенка. Он вынужден стоять у колеса целый день, в то время как на улице шумят и веселят другие дети.
Небольшой просвет в его жизни произошел, когда мастерскую навестила барыня Анна Ивановна, но для него это была возможность в основном хорошо поесть, в мастерской мальчик не доедал.
Вскоре мальчик перестал бывать у барыни, так как заболел, болезнь победила его.
Рассказ учит нас не забывать о тех, кто нуждается в нашей помощи. Анна Ивановна все же могла больше помочь мальчику, забрать его к себе, он мог бы работать и на нее, наверняка нашлась бы работа мальчику или хотя бы помочь ему вылечиться. Но она не знала, как сделать, чем помочь. Видимо судьба ее детей волновала ее больше, хотя это и понятно. Сколько таких еще мальчиков, всем разве поможешь.
В рассказе «Вертел» Дмитрия Мамина-Сибиряка описывается непосильный труд сироты Прошки в мастерской по огранке драгоценных камней. Мальчик, как и остальные работники, трудится в ужасных условиях за похлёбку, ночлег и одежду.
Ребенок тяжело болен, но встаёт и вертит свое колесо, чтобы зазря хлеб не есть. Семилетний ребенок с ранних лет не привык есть чужой хлеб даром.
Барыня Анна Николаевна, посетив мастерскую со своими детьми, предлагает Прошке по выходным приходить к ним. Она учит его читать и писать, старается подкормить.
Но мальчику уже не до того. Через две недели Прошка умирает.
В произведении осуждается жестокая эксплуатация детского труда, ужасающие условия труда и жизни рабочих. Демонстрируется суть классового неравенства.
Рассказ актуален и в наши дни. Наше общество отказывается от завоеваний Октябрьской революции и социализма. Работодатели, чтобы оптимизировать расходы, пытаются урезать все социальные гарантии ( больничные, отпуска и пр. ), ухудшаются условия труда. До труда семилетних сирот дело пока не дошло, но кто знает.
Рассказ Вертел повествует о нелегкой, а порой и крайне трудной судьбе детей-сирот.
Им некому помочь, кроме как самих. Приходится много трудиться, чтобы не умереть от голода, соглашаться на условия, которые диктует не просто жизнь, а жадный хозяин. При этом их сердца не озлоблены, по прежнему добры и ждут такого же добра к себе.
Рассказ «Вертел» Мамина-Сибиряка учит милосердию, отзывчивости и доброте. Главный герой рассказа Прошка является сиротой и чтобы выжить, он круглосуточно работает в ювелирной мастерской за еду и крышу над головой. Хозяин мастерской неплохо к нему относится, но по-большому счету ему абсолютно безразлична его дальнейшая судьба. В мастерской, где трудится Прошка очень пыльно и тяжело дышать, солнечный свет не проникает в мастерскую. Конечно, такие условия и каторжный труд неприемлемы для ребенка, которому еще нужно расти и набираться сил.
Вскоре в мастерскую обращается Анна Николаевна. Она увидев Прошку пожалела его и пригласила к себе на воскресные уроки. Прошка даже подружился с сыном Анны Николаевны, несмотря на огромную социальную пропасть. Но вскоре Прошка серьезно заболевает, его донимает сильный кашель и он умирает. А ведь если бы Анна Николаевна отвела его к доктору, купила нужные лекарства и оставила у себя хотя бы на период болезни, то этого смерти мальчика можно было бы избежать.
Главная мысль
Самостоятельность приучает человека к ответственности.
Давайте начнем с самого печального вопроса: почему умер Прошка?
Он заболел, но продолжал работать за еду, поскольку привык ее получать не просто так, а за проделанные действия.
Рассуждения.
Сытый барин Володя приходил в мастерскую ради развлечения. Ему была интересна эта физическая работа, поскольку он никогда с подобным не сталкивался, но знал, что дома его ждет теплая постель, забота, и никто не позволит ему даже заболеть.
Анна Ивановна не испытывала к Прошке чувств, но видела в нем инструмент для воздействия на ленивого сына, и если бы у истории было продолжение, то наверняка нашелся бы новый ребенок, которого бы она использовала в своих целях.
В рассказе нет места состраданию, но противопоставляются два разных социальных класса: богатые и бедные. Существование одинаковых людей в разных условиях, рано или поздно должно было привести к противостоянию, что и пытался показать автор.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Мамин-Сибиряк Д.Н. «Вертел» Читательский дневник, краткое содержание
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Вертел» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Название: «Вертел»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Тяжёлое детство
Число страниц: 15
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Бедный Прошка всю жизнь проводит в мастерской. Внезапно он знакомится с богатой дамой и её сыном, которые зовут мальчика к себе в гости. У Прошки страшная судьба, которую никому не пожелаешь.
Сюжет — краткое содержание:
С малых лет Прошка работает в мастерской в самом тёмном и сыром углу. Показать детям, какая жизнь у бедных людей приезжает богатая Анна Ивановна. Её Володя совсем разленился и не хочет ничего делать. Они видят Прошку, расспрашивают его о жизни, дают ему шутливое имя «Вертел» и зовут к себе. Богачи откармливают бедняжку, учат чтению, а Володя показывает Прошке игрушки, которых у мальчика никогда не было. Зимой мальчик перестал ходить в гости к барыне. Оказалось, что он сильно заболел. Прошка отказался переезжать в дом к богатым людям, а через 2 недели умер.
Понравившийся эпизод:
Мне понравилось знакомство Прошки с Володей. Барский сын впервые увидел сложную жизнь мальчика, который, кажется, кроме мастерской и граненых камней ничего не видел.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
У каждого человека должно быть настоящее детство с играми и весельем. Судьбы людей, которые с самого маленького возраста тяжело работали складываются печально, а сами они глубоко несчастны.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит ко всем людям относиться одинаково, независимо от из материального положения, любить детей, радоваться мелочам, той жизни, которая у нас есть.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне так грустно и обидно за Прошку. Герой, у которого нет детства, нет родителей. Он глубоко несчастен, а его судьба жестока. К сожалению, раньше очень много детей погибало из-за труда, который не под силу даже некоторым взрослым!
Новые слова и выражения:
Блажь – нелепая причуда, прихоть
Аметист – фиолетовая, синевато-розовая или красно-фиолетовая разновидность кварца
Пословицы к произведению:
Дети, что цветы: уход любят.
Детство — время золотое: ест и пьет и спит в покое.
Сочинения и анализ «Вертел» Мамин-Сибиряк
Грустный рассказ «Вертел» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.
Сочинения и анализ рассказа «Вертел» можно использовать на уроке русской литературы в 4–5 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Рассказ учит милосердию и состраданию, а также ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже.
Анализ рассказа «Вертел»
Очень грустный и трагичный рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка “Вертел” рассказывает о тяжелой судьбе мальчика, чье здоровье и чья молодость были отданы на заклание золотому тельцу.
Хозяин гранильной мастерской содержал работников в нечеловеческих условиях, а сам наживался на их болезнях. Он обманывал покупателей, и не делал ничего, чтобы облегчить труд своих рабочих.
А ведь среди них был совсем юный мальчик Прошка, которого сын богатой дамы Володя прозвал Вертел, потому что Прошка целыми днями крутил огромное колесо.
Но если для Володи этот труд был романтикой, то для Прошки это была его жизнь. И Прошка очень мечтал сбежать куда-нибудь в лес, на свободу.
В рассказе нашлось место сочувствию и милосердию, которые проявила богатая дама, но эта крохотная толика добра уже ничего не могла изменить в судьбе несчастного мальчика. Он умирает.
Главная мысль рассказа: Все дети имеют право на счастливое детство, а не только дети богачей.
О чем повесть Мамина-Сибиряка – сюжет
Эпоха, описываемая в произведение, это конец XIX – начало ХХ века, действие происходит в Екатеринбурге.
Двенадцатилетний круглый сирота Прошка трудится в гранильная мастерской «вертелом» — на ручном станке целыми днями обтачивает драгоценные и полудрагоценные камни.
Условия его жизни ужасающие: темнота, сырость, грязь, недостаток свежего воздуха и скудное питание. Он ненавидит колесо, которые крутит целый день, ненавидит своего хозяина Алексея Иваныча, ненавидит заказчиков, которые покупают камни, «без которых так легко обойтись».
Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте.
Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь.
Сочинение о рассказе Мамина-Сибиряка
Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий.
Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки.
В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты.
Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться.
Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается.
Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимание проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.
Эссе по рассказу «Вертел»
Вертел — очень грустная новелла. Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.
Главный герой — Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться. Он работает за еду, одежду и крышу над головой.
Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится. Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг. Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь. У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.
Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь… богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними. Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез — Прошка много кашляет и почти не может работать.
Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать. Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот. А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору — ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну. Это заканчивается ожидаемо плачевно — парень умирает.
Главная мысль рассказа “Вертел”, написанного талантливым русским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, заключается в том, как ужасна была эксплуатация детского труда в царской России.
Привычное и потому еще более страшное положение таких ребят, как Прошка, о которых плакала барыня Анна Ивановна, потому что поняла внезапно, что их миллионы и помощь одному Прошке котлеткой и пирожным — капля в море.
Читайте также: Краткое содержание сказки «Серая шейка» Мамина-Сибиряка.
В своем рассказе “Вертел” Мамин-Сибиряк показывает трудное детство и жизнь детей из бедных семей, сирот. Детям, чтобы выжить, покушать приходится работать в очень плохих условиях, но тем не менее они сохраняют все положительные черты личности: трудолюбие, доброту, взаимовыручку.