верстка веб страниц что это
Верстка сайта: инструкция для начинающих
Что такое вёрстка сайта
Вёрстка – это структура всех элементов на странице документа, сайта или другого информационного носителя. Такими элементами могут быть изображения, заголовки, подзаголовки, таблицы, инфографика и сам текст.
Изначально понятие вёрстки было применимо к издательской деятельности. Книги, газеты, журналы содержат структурированную информацию. В них есть чёткая сетка, блоки, в которых текст и графические материалы упорядочены таким образом, чтобы максимально облегчить читателю процесс потребления информации и заинтересовать его.
Сейчас актуальность вёрстки для издательств сохраняется, но к ним также примкнула и сфера веб-дизайна.
В разработке сайтов вёрсткой называется перевод дизайн-макетов в интерактивный, читаемый браузерами вид. То есть, верстальщик пишет код, который формирует из предоставленного графического шаблона «живую» веб-страницу, с элементами которой может работать пользователь.
В контексте создания сайтов есть два вида разработки:
Вёрстка относится к front-end. Она не отвечает за базовые возможности сайта, например, за регистрацию пользователей, товарную корзину или прочие операции, связанные с вычислениями, внешними и внутренними запросами, хранением и загрузкой данных.
Вёрстка правильно располагает все элементы на странице и делает так, чтобы с ними было удобно работать. Поэтому вёрстка сайта – это ответственная задача, требующая внимательности, терпения и постоянного тестирования.
Вёрстку веб-страниц невозможно представить без HTML. Если говорить простыми словами, то HTML — это единый стандарт отображения всех элементов веб-страницы. Это язык разметки, с помощью которого браузеры показывают нам порядок, размер, формы и шрифт текста. С его тегами знакомы все, кто занимался созданием сайтов, например:
Что такое верстка сайта: определение, виды
Узнайте, что такое верстка, ознакомьтесь с ее видами, сложностями и стоимостью работы
Верстка сайта — это структурированное сочетание изображений, заголовков, подзаголовков, таблиц, инфографик, текста и других элементов на странице c помощью языка разметки HTML и языка описания внешнего вида страницы CSS.
Посмотрите это видео от BrainCloud, в котором эксперт по верстке показывает, как сверстать базовую страничку за час.
Содержание
Понятие верстки позаимствовано из издательской деятельности, где в книгах, журналах и газетах информацию располагали продуманно, особым образом. Главная цель верстки, в том числе и верстки сайта, — расположить текстовые и графические элементы так, чтобы читателю было максимально удобно и интересно усваивать информацию.
Давайте рассмотрим, из чего состоит процесс верстки сайтов.
Что включает в себя верстка сайта
Задачей верстальщика сайтов является написание кода, который трансформирует дизайн-макет (самый примитивный его вариант — набросок на бумаге) в считываемую браузером страничку, интерактивную для пользователя.
Важно знать, что в контексте создания сайтов в целом существует два вида программирования:
Верстальщик сайтов — front-end разработчик. Важнейший аспект его работы — это HTML, то есть единая система стандартов отображения элементов веб-страницы. С помощью HTML браузеры показывают страницы и контент, размещенный на них, в заданном верстальщиком порядке. Язык верстки HTML базируется на тегах, вот основные из них:
Что такое верстка веб-страниц
Верстка веб-страниц это создание HTML-кода, благодаря которому различные элементы (изображения, текст, формы) будут отображаться в документе в соответствии с ранее разработанным дизайнерским макетом. При этом учитываются все ограничения, которые накладывают технологии HTML и CSS, принимаются во внимание особенности различных браузеров.
Стоит сказать, что верстка считается одним из наиболее важных и достаточно сложных этапов создания любого сайта, в том числе и интернет-магазина (хотя уже готовый интернет-магазин можно найти на http://sellios.ru/gotovyj-internet-magazin). При этом ее можно отнести скорее к творческим процессам, так как здесь не существует каких-то явных алгоритмов действий.
Прежде чем верстальщик приступит к работе, дизайнер в графическом редакторе, например, Adobe Photoshop, подготавливает серию макетов веб-страниц.
Таким образом, верстальщик строит свою работу на основе набора рисунков, которые представляют макеты отдельных страниц сайта.
Проанализировав полученные рисунки, верстальщик решает, каким образом реализовать все это на веб-странице. Обычно, чтобы в дальнейшем было удобно работать, исходный макет разбивается на отдельные блоки. Как правило, выделяются такие крупные блоки, как «шапка», основное содержимое страницы и «подвал» (который может и отсутствовать). Кроме этого каждый из этих блоков может разбиваться на более мелкие блоки.
Предположим, что в соответствии с задумкой дизайнера вверху сайта должны быть цветная и белая полосы. На них должны отображаться заголовок сайта и набор пиктограмм, выравненных по центру. Положение пиктограмм по отношению друг к другу должно оставаться неизменным, и каждый рисунок является ссылкой на соответствующий раздели сайта.
Верстальщик может выбрать один из следующих вариантов реализации в HTML-коде указанных особенностей:
При этом верстальщик должен помнить, что хотя все указанные методы приводят к необходимому результату, но у каждого из них есть свои недостатки. И эти недостатки следует также учитывать.
Когда с «шапкой» будет покончено, и она получит свое воплощение в HTML-коде, верстальщик переходит к работе над следующим блоком. Теперь, допустим, это будет блок с основным содержимым страницы. Здесь уже присутствует текст. Поэтому формируется файл CSS стилей, в котором будут учтены следующие факторы:
Затем полученный CSS-файл подключается к документу и формируется окончательный HTML-код главной страницы.
Однако, на этом работа верстальщика не заканчивается. Ведь дизайнеры, как правило, также готовят макеты и других разделов сайта, а не только главной страницы. И эти макеты обычно имеют некоторые отличия от уже сделанной главной страницы. Таким образом, приходится вносить поправки, корректируя изменяющиеся элементы. Также учитывается тот факт, что статьи могут быть разными по объему, и это никаким образом не должно отражаться на внешнем виде веб-страницы. И это делается с каждым разделом.
При этом на каждом этапе верстки проводится проверка, во время которой выясняется
Если где либо выявляются какие-то ошибки, то в код шаблона вносятся необходимые исправления. И так до тех пор, пока число ошибок не станет минимальным.
Как правило, задача верстальщика не создать абсолютно все страницы сайта. Он делает только типовые документы, которые будут использоваться в качестве шаблонов. В дальнейшем веб-страницы будут формироваться на основе этих шаблонов либо динамически, при помощи системы управления контентом на сервере, либо заполняться текстом вручную и сохраняться в отдельных файлах.
Современный сайт — довольно сложный продукт, который одновременно имеет дело с множеством, часто противоречащих друг другу задач. Например, дизайн сайт должен быть привлекательным, а содержание интересным и полезным. При этом поисковики должны без проблем индексировать его материалы, а загрузка его страниц не должна занимать много времени. К тому же администрирование сайта также должно быть без проблем. Помимо этого сайт без каких-либо ошибок должен отображаться самыми различными, в том числе мобильными браузерами, реагировать на изменение размеров окна браузера и оставаться лояльным к изменениям пользовательских настроек.
Конечно, из всего сказанного дизайн и качество материалов сайта не относятся к верстке, однако на все остальное верстальщик вполне может влиять. И хотя то, что делает верстальщик скрыто в коде документа и находится как бы на заднем плане, именно от него зависит правильность отображения веб-страниц и скорость их загрузки.
Еще одна область, непосредственно связанная с версткой, это типографика. Еще ее называют типографическим искусством. И следует сказать, что это действительно искусство, в котором объединяются черты дизайна и верстки. Основывается это искусство на знании шрифтов и на том, как их использовать, как они воспринимаются, на чувстве стиля и т. д. Ведь крайне важно выбрать такой шрифт, чтобы текст был хорошо читаемым и легко воспринимаемым при любом изменении его размера. Когда готовятся полиграфические материалы, то за это отвечает дизайнер. Однако на этапе создания сайта к этой работе подключается и верстальщик.
Все это происходит из-за того, что HTML изначально имеет серьезные ограничения при работе со шрифтами. Дело в том, что гарантированно можно работать с несколькими гарнитурами, которые считаются универсальными и присутствуют во всех операционных системах. Конечно, можно подключить любой шрифт, который в данный момент есть на вашем компьютере, и все будет отображаться корректно. Но кто даст гарантию, что этот же самый шрифт будет присутствовать и на компьютерах будущих пользователей сайта.
Технология CSS самым серьезным образом расширила изначальные возможности HTML, но эти возможности все равно уступают программам создания полиграфических материалов. Таким образом, необходимо иметь четкое представление о работе атрибутов CSS, связанных с управлением текстом, как они применяются, какие ограничения имеют и как эти ограничения можно обойти. И это уже относится к сфере деятельности верстальщика.
Как сверстать веб-страницу. Часть 1
Уважаемый читатель, этой статьей я открываю цикл статей, посвященных вёрстке.
В первой части будет описано, как это сделать с помощью стандартных средств на чистом HTML и CSS. В последующих частях рассмотрим как сделать тоже самое, но с помощью современных фреймворков и CMS.
Часть 1. Верстка стандартными средствами
Преимущество данной верстки состоит в том, что код получается более «чистым», а значит быстрее загружается и легче изменяется под специфические нужды. Недостаток такой верстки заключается в том, что она требует значительно больше времени, чем при использовании фреймворков.
Итак, давайте приступим. В качестве нашего подопытного мы возьмем бесплатный psd шаблон Corporate Blue от студии Pcklaboratory.
Структура файлов
Первым шагом давайте создадим простую структуру файлов для наших файлов.
Предварительный осмотр
После создания структуры файлов открываем psd файл в Photoshop. Важно внимательно осмотреть шаблон и оценить его. Нам нужно понять следующие вещи:
Только после того, как вы мысленно себе ответите на эти вопросы, можно переходить к нарезке изображений и написанию кода. Давайте рассмотрим эти вопросы по-порядку.
Общие изображения
На данном этапе нужно нарезать и сохранить только общие изображения, которые будут на всех страницах сайта и не относятся к контенту. В нашем случае это будет светло-серый фон страницы, фон заголовка, пустое изображение, два логотипа и кнопки социальных сетей.
Сохраним логотипы следующим образом:
/images/logo.png
/images/footer-logo.png
В качестве пустых картинок из макета будем использовать однопиксельное серое изображение, которое будем растягивать по необходимости
/images/ sample.png
Повторяющиеся фоновые изображения необходимо вырезать минимальным кусочком достаточным для образования полного изображения повторением по вертикали и горизонтали.
/images/bg.png
/images/h1-bg.png
Иконки социальных сетей с одинаковыми размерами удобно сохранить в один файл и использовать как спрайты для более быстрой загрузки. Для этого можно склеить картинки вручную в Photoshop, а можно сначала нарезать по одной, а затем склеить с помощью специально сервиса, например http://ru.spritegen.website-performance.org. В итоге получится два файла:
/images/social.png
/images/social-small.png
Общее правило при именовании изображений заключается в том, что мелкие и простые картинки, такие, как иконки, логотипы и т.д. сохраняются в формате png, а фотографии в формате jpg.
Основные стили
И только теперь можно начинать писать код. Но начнем мы это делать не с привычного HTML, а с переноса правил в CSS.
На данном этапе желательно перенести все визуальные стили из дизайна в CSS, которые будут применяться по умолчанию для каждого тега.
Основной цвет фона примерно соответствует цвету #f8f8f8. Он будет показан в случае, если фоновая картинка не загрузится. Наверху страницы находится серая дизайнерская полоска. Применим ее через свойство border для body.
Основным шрифтом является тот шрифт, которым написан текст в области контента. Чтобы узнать его стили нужно выделить его в Photoshop’е и посмотреть свойства шрифта. В данном случае это Tahoma 12px с цветом #8f8f8f. Так же в этом макете параграфы имеют увеличенные отступы.
Прописываем все эти стили в styles.css:
В дальнейшем мы все стили будем писать в этот же файл, поэтому будем называть его просто «стили».
Каркас HTML
И вот, наконец, мы можем попрактиковаться в написании HTML кода. Запишем в index.html следующее:
Здесь мы указываем, что используем разметку HTML5, кодировку utf-8, страница называется Whitesquare. Также подключаем наш файл стилей и внешний файл со стилями шрифтов.
В последнем блоке в секции head мы подключаем специальный скрипт, который позволяет поддерживать Html5 теги в браузерах Internet Explorer меньше 9 версии. Мета-тег X-UA-Compatible сообщает, что в случае использования браузера Internet Explorer, он должен отразить сайт самым современным способом.
Весь html код в дальнейшем будет относиться к этому же файлу, поэтому специально указывать куда прописывать html код автор больше не будет.
Макет
В данном случае, мы видим, что сайт состоит из двух колонок: основного контента и сайдбара. Над ними находится шапка (header), в которой располагаются три горизонтальных блока: логотип с поиском, меню и название страницы. В самом низу под колонками располагается серый горизонтальный блок футера (footer).
Опишем это в теге body:
Wrapper используется для объединения блоков и их выравнивания по центру страницы.
Затем укажем стили блоков:
Логотип
Вставляем логотип в тег header:
Дополнительных стилей не требуется.
Поиск
Вставляем форму поиска в тег header:
И стили выравнивания по правому краю для нее:
Для отображения меню необходимо создать список со ссылками внутри тега nav:
CSS стили для него будут следующие:
Здесь мы указали, что для всех навигаций ссылки не будут иметь подчеркивания, убрали стандартные отступы для элементов списка, отобразили список горизонтально и указали нужные цвета и шрифт.
Заголовок страницы
Заголовок страницы помещается в div с идентификатором heading
Заголовок имеет следующие стили:
Рисуем серую полоску фоном на div’e, и в нее вкладываем инлайновый h1 с нужным шрифтом и фоном цвета страницы, чтобы создалось впечатление прозрачного фона для h1.
Колонки
Для того, чтобы создать колонки страницы нужно прописать следующие стили:
Здесь мы задали фиксированную ширину 250 пикселей для сайдбара, прибили его к левому краю и отодвинули колонку с контентом вправо на 280 пикселей от левого края. Также добавили отступ у контента снизу.
Подменю
Подменю создаем аналогично главному меню. Для этого в теге aside прописываем следующее:
И применяем к подменю следующие стили:
Для подменю применяется более тонкий шрифт и квадратные маркеры. Для отображения разделителей рисуем верхнюю границу у каждого элемента списка, кроме первого.
Контент сайдбара
В контенте сайдбара помимо подменю в макете располагается также изображение с расположением офисов.
В html это выглядит так:
В стилях укажем шрифты, цвета и отступы:
Данные стили применяются только к заголовкам и параграфам, лежащим непосредственно внутри сайдбара, но не глубже.
Цитата
Вёрстку контента начнём с добавления цитаты.
Добавим код цитаты в раздел section
И применим для него стили:
Здесь нет ничего нового, так же — шрифты, фоны и отступы.
Контент
Все стили для текста контента мы уже добавили. Поэтому остается добавить только три параграфа с самим текстом после
Следующим шагом нужно добавить два изображения, которые находятся в конце текста контента. Делается это с помощью тега :
, которому зададим следующие стили:
Здесь мы убрали стандартные отсупы у figure, отобразили его как инлайновый блок и применили нужный шрифт. Изображение отображаем как блочный элемент с белой рамкой. Вторую серую рамку можно сделать через css-свойство outline. Самое интересное находится в последнем правиле, которое задает левый отступ у всех figure кроме первого внутри тега section.
Блок «Our team»
При верстке этого блока добавим сначала заголовок:
А затем два блока-строки с карточками сотрудников
Таким образом, карточка (figure) состоит из фотографии (img), подписи (figcaption) с именем сотрудника и его должностью (div). Карточки будут иметь следующие стили:
Здесь мы задали шрифт и отступ для подписи, размер и цвет должности, добавили верхний отступ для карточек и указали, что для всех карточек в строке, кроме первой, должен быть отступ слева.
Футер
Футер состоит из четырёх больших блоков: ленты Твиттера, карты сайта, социальных ссылок и логотипа с копирайтом.
Для начала создадим контейнер футера с этим блоками:
И применим к нему оформление:
Контейнер с находится внутри тега footer, это даёт нам возможность через тег footer задать серую область по всей ширине экрана, а через внутренний div отцентрировать с максимальной шириной 960 пикселей. Также этот div задает обоим блокам высоту 90 пикселей.
Лента Твиттера
Верстаем содержимое ленты Твиттера:
Из интересных моментов здесь следующее: подчеркивание у заголовка мы сделали через нижнюю границу, а сам блок твиттера, как и последующие блоки выровняем по левому краю и задаём ширину.
Карта сайта
Карта сайта представляет собой два блока со ссылками:
Ссылкам задаем цвет и оставляем подчеркивание только для наведённых.
Колонки со ссылками делаем через инлайновые блоки и затем свойством #sitemap div + div отодвигаем вторую колонку от первой.
Социальные ссылки
Вставляем набор ссылок в контейнер
Здесь мы применили технику спрайтов – когда один файл с изображением применяется для разных картинок. Все ссылки разделились на большие иконки (.social-icon) и маленькие (.social-icon-small). Мы задали этим классом отображение в виде инлайнового блока с фиксированными размерами и одинаковым фоном. А затем с помощью css сдвинули этот фон так, чтобы на каждой ссылке отобразилось соответствующее изображение.
Копирайт
Блок с копирайтом и логотипом – это картинка со ссылкой и параграф с текстом под ним.
Стили делают аналогично предыдущим блокам с той лишь разницей, что блок прибивается к правому краю и выравнивание внутри него так же по правому краю:
На этом наши работы закончены. Готовый проект можно скачать здесь.
Верстка сайта представляет собой описание программным кодом визуальной части веб-сайта. Независимо от того, какой браузер использует пользователь, сайт должен выглядеть и работать корректно при любом разрешении монитора.
Процесс верстки — один из самых важных этапов создания интернет-ресурса, поскольку от работы верстальщика зависит:
Что такое валидная верстка?
Понятие верстки тесно переплетается с понятием валидности. Валидная верстка веб-сайта — написание HTML и CSS кода, который соответствует стандартам W3C и успешно проходит тест на валидаторе.
Во-первых, данное понятие имеет огромное значение для SEO оптимизации сайта, поскольку грамотно построенный код положительно влияет на поведение поисковых роботов, а во-вторых валидный код — гарантия того, что верстальщик не допустил логических и синтаксических ошибок при программировании.
Страница даже с незначительными ошибками в коде не пройдёт через валидатор. Следует помнить, что лучший валидатор — браузер, поскольку восприятие сайта браузером — это восприятие сайта посетителем.
Базовые правила верстки сайта
Каковы основные правила качественной и грамотной верстки?
Основные подходы к верстке сайта
Предположим, что существуют два блока, стоящих рядом. Существует несколько основных подходов к вёрстке сайта:
Кроме подходов, существуют ещё и различные типы вёрстки.
Табличная верстка
Суть такой вёрстки заключается в применении сетки таблиц с невидимой границей, в которых удобно размещать разнообразные элементы.
Совсем недавно до появления блоков и слоёв это был самый популярный тип вёрстки, имеющий множество преимуществ:
Однако имеет место быть и небольшая ложка дёгтя:
Блочная верстка сайта
Слои, которые создаются с помощью тега div, представляют собой крайне удобные структурные элементы, оформление которых задаётся с помощью таблиц стилей CSS.
Блочная верстка сайта имеет следующие преимущества:
Несмотря на громадный ряд преимуществ, блочная CSS верстка имеет также и недостатки:
Верстка слоями: преимущества, недостатки, сфера применения
Достоинствами вёрстки слоями являются:
К недостаткам вёрстки слоями можно отнести:
Вёрстка слоями предоставляет дизайнерам возможность ничем не ограничивать свою фантазию, однако имеет некоторые технические сложности.
Страницы со слоями не имеют единого стандарта отображения браузерами, поэтому одна и та же страница в браузерах Opera и Google Chrome может выглядеть по-разному.
Таким образом, единые общепринятые правила верстки не существуют, и в каждом конкретном случае следует действовать по ситуации.
Однако, табличный метод верстки, несмотря на указанные недостатки, практикуется повсеместно и зарекомендовал себя как максимально надёжный.