верстка сайтов что нужно знать
Верстка сайта представляет собой описание программным кодом визуальной части веб-сайта. Независимо от того, какой браузер использует пользователь, сайт должен выглядеть и работать корректно при любом разрешении монитора.
Процесс верстки — один из самых важных этапов создания интернет-ресурса, поскольку от работы верстальщика зависит:
Что такое валидная верстка?
Понятие верстки тесно переплетается с понятием валидности. Валидная верстка веб-сайта — написание HTML и CSS кода, который соответствует стандартам W3C и успешно проходит тест на валидаторе.
Во-первых, данное понятие имеет огромное значение для SEO оптимизации сайта, поскольку грамотно построенный код положительно влияет на поведение поисковых роботов, а во-вторых валидный код — гарантия того, что верстальщик не допустил логических и синтаксических ошибок при программировании.
Страница даже с незначительными ошибками в коде не пройдёт через валидатор. Следует помнить, что лучший валидатор — браузер, поскольку восприятие сайта браузером — это восприятие сайта посетителем.
Базовые правила верстки сайта
Каковы основные правила качественной и грамотной верстки?
Основные подходы к верстке сайта
Предположим, что существуют два блока, стоящих рядом. Существует несколько основных подходов к вёрстке сайта:
Кроме подходов, существуют ещё и различные типы вёрстки.
Табличная верстка
Суть такой вёрстки заключается в применении сетки таблиц с невидимой границей, в которых удобно размещать разнообразные элементы.
Совсем недавно до появления блоков и слоёв это был самый популярный тип вёрстки, имеющий множество преимуществ:
Однако имеет место быть и небольшая ложка дёгтя:
Блочная верстка сайта
Слои, которые создаются с помощью тега div, представляют собой крайне удобные структурные элементы, оформление которых задаётся с помощью таблиц стилей CSS.
Блочная верстка сайта имеет следующие преимущества:
Несмотря на громадный ряд преимуществ, блочная CSS верстка имеет также и недостатки:
Верстка слоями: преимущества, недостатки, сфера применения
Достоинствами вёрстки слоями являются:
К недостаткам вёрстки слоями можно отнести:
Вёрстка слоями предоставляет дизайнерам возможность ничем не ограничивать свою фантазию, однако имеет некоторые технические сложности.
Страницы со слоями не имеют единого стандарта отображения браузерами, поэтому одна и та же страница в браузерах Opera и Google Chrome может выглядеть по-разному.
Таким образом, единые общепринятые правила верстки не существуют, и в каждом конкретном случае следует действовать по ситуации.
Однако, табличный метод верстки, несмотря на указанные недостатки, практикуется повсеместно и зарекомендовал себя как максимально надёжный.
Путь верстальщика: с нуля до сеньора
Здравствуйте, меня зовут Александр Зеленин, и я веб-разработчик.
Многократно я слышал мнение, что верстка — удел начинающих frontend’еров. Хотя фактически это важнейшая часть любого (почти) веб-проекта. Это то, что пользователи видят в первую очередь. На текущий момент качественная вёрстка (особенно проектирование блоков) в крупном проекте требует большого количества различных навыков.
В данной статье представляю схему развития верстальщика
[большая по клику]
Само собой, это не всеобъемлющая и единственно верная схема. Есть ещё целая гора связанных навыков, релевантных технологий и так далее. Градация является субъективной.
Хочу сразу добавить, что конкретных ссылок на учебные материалы в статье не будет. Буду рад дополнениям в комментариях.
Чего мы ожидаем?
В первую очередь необходимо понять, чего мы ожидаем от человека на каждом из уровней. Ваши ожидания могут отличаться.
Junior — знает основные теги, может подправить контент на готовом html сайте, умеет грамотно форматировать текст, без проблем вставит встраиваемый элемент (ролик с ютуба, яндекс карту), ведёт работу через систему контроля версий только для себя (master, 1 контрибьютор). Может сверстать что-то несложное с нуля, и оно даже не поедет (лично у него). В целом не является самостоятельной единицей и требует руководства свыше.
Middle — более-менее автономная единица (либо полностью автономная для малых и средних проектов). Может хорошо сверстать сайт средних размеров, и он будет корректно отображаться во всех актуальных версиях браузеров. Понимает, как работают шаблонизаторы, и может их использовать (при условии предоставления остального кода). Умеет планировать и документировать свою работу и оценивать сроки. Понимает важность поддержания стиля кода. Понимает, зачем есть грид-системы и css фреймворки. Умеет брать всю необходимую информацию из макетов от дизайнера. Может взаимодействовать с небольшой командой, создавать ветки и пулл-реквесты.
Senior — может спроектировать систему блоков для крупного проекта. Знает, как избежать повторов и проблемных мест при использовании его кода другими разработчиками. Умеет декомпозировать сложные задачи и грамотно формулировать задачи. Умеет применять минимум одну методологию разработки (например, БЭМ). Может сделать так, чтобы проект открывался максимально быстро. Хорошо понимает несколько популярных шаблонизаторов. Способен написать сборщики и автоматизировать процесс, с этим связанный. Может проводить код ревью и курировать других верстальщиков.
Рассмотрим теперь чуть конкретнее, что включает в себя каждый из блоков на каждом уровне.
Junior
HTML — знание основных тегов, аттрибутов. Понимание, как его писать в принципе.
Типографика — умение отформатировать текст. Текст — основа практически любого проекта. Вставка неразрывных пробелов где надо, выделение жирным, курсивом, abbr и так далее. Можно использовать типограф или схожий сервис, но уметь понимать результат.
Семантика — понимание, что для определённых задач есть определённые теги. Уметь выбрать нужный тег.
Медиа — какие виды медиа можно встраивать в страницу.
Iframe — встраивание сторонних виджетов (видео, аудио, карты и т.п.).
Аудио, Видео — можно отложить изучение, т.к. частично решаются с помощью iframe. Понимать, какие форматы умеет воспроизводить браузер, как оформить плеер и так далее.
Картинки — какие графические форматы и в каком виде воспринимает браузер. Плюсы и минусы использование тех или иных форматов.
Растр — jpg, png, gif. Понимать различие форматов и уметь применять что и где надо.
SVG — можно отложить изучение, т.к. применяется реже, чем хотелось бы. Понимать плюсы, минусы, ограничения и т.п.
Шрифты — можно отложить изучение. На самом деле довольно сложная тема, и в общем случае я бы советовал начинающим использовать системные шрифты. Уметь подгрузить шрифты, оптимизировать отображение, минимизировать лаг отрисовки с кастомными шрифтами.
Табличная вёрстка — опционально. Для желающих верстать качественные email-рассылки в будущем.
CSS 1 — шрифты, цвета, выравнивание, размеры.
CSS 2.1 — управление поведением блоков, позиционирование, полноценное оформление.
Селекторы — простые селекторы на тег, класс, вложенный элемент. Простые псевдоселекторы типа :hover.
Именование — как называть классы, чтобы не было мучительно больно.
Блочная вёрстка — разбить картинку на осознанные блоки, воплотить блоки в HTML, оформить с CSS.
Браузеры — можно отложить изучение. Какие браузеры существуют, в чём их различие.
Инструменты разработчика — можно отложить изучение. Использовать инструменты браузеров, чтобы разбираться в проблемах отображения.
Текстовые редакторы — какие текстовые редакторы для разработчиков есть и зачем. SublimeText и Notepad++ приведены для примера, как хорошо мне знакомые. Уметь настраивать в них базовые вещи, такие как отступы, перенос строки и так далее.
Системы контроля версий — я лично считаю умение их использовать хотя бы индивидуально, лично для себя, очень важным. Понимать, для чего эти системы созданы и какие бывают.
Git — понимать в общих чертах задачу и принципы самой популярной системы контроля версий.
Github / bitbucket — уметь использовать одну из популярных площадок для git.
Checkout / commit / push / pull — базовые операции для личного использования.
Stash — для временного сохранения ненужных в данный момент данных.
10 работ — сделать минимум 10 работ в различном дизайне. Можно тестовых, это не важно. Важно, чтобы полноценных в рамках текущих знаний.
Middle
CSS 3 — градации, тени, сглаживание, фильтры, трансформации.
Продвинутые селекторы — элементы, следующие за опделённым (+), определённый по счёту (nth-child), shadow-dom, before/after и так далее.
Анимации — опционально. transition и animation. Плавные переходы, анимации. Понимать ограничения и минусы.
Сетки — зачем существуют, как выстраивать, какие есть готовые решения. Для примера можно посмотреть Flexbox grid или любой другой, который найдёте.
Фреймворки (CSS) — зачем нужны, как применять. Желательно научиться хорошо использовать минимум один. Очень пригождается для прототипирования. Значительно повышает качество проекта при отсутствии бюджета на дизайн (не уникально, но юзабельно).
CSS препроцессоры — можно отложить изучение. Оптимизация работы, более красивый и читабельный код. Переменные, миксины и т.п. Поработать с одним или несколькими популярными препроцессорами типа SASS, LESS, Stylus.
Media queries — можно отложить изучение. Отображение нужных стилей в зависимости от условий (устройство, размер экрана, плотность пикселей, версия для печати и т.п.).
Стиль кода — понять, для чего есть соглашения по стилям, изучить и начать применять любой (рекомендую от AirBNB).
DRY / KISS / SOLID — можно отложить изучение. Понять важные принципы разработки, ощутимо упрощающие дальнейшее сопровождение проекта.
OOCSS — опционально. Понять, что есть объектно-ориентированный css и для чего он. В том или ином виде используется во многих проектах (хоть и без понимания, что это он). В идеале, научиться проектировать. Может отлично зайти для крупных проектов.
Документация — понять, что и как документировать. Документировать. Можно отложить, но в будущем обязательно изучить разметку markdown.
Планирование — научиться оценивать сроки по картинке и определять последовательность работ.
Декомпозиция — можно отложить изучение. Научиться разбивать задачу на подзадачи. Это сложнее, чем кажется 🙂
Постановка задач — можно отложить изучение. Научиться чётко описывать задачи текстом так, чтобы другие разработчики, в том числе с меньшей квалификацией, достаточно однозначно понимали, что необходимо сделать для их выполнения.
Flexbox — понимание модели, умение применять полноценно.
Вёрстка писем — опционально. В целом навык не лишний. Понимать особенности почтовых систем, сохранить хороший внешний вид и не упасть в спам (если это не спам).
Полифилы — разобраться, как использовать самые актуальные возможности разработки, сохраняя обратную совместимость. Понять минусы и плюсы от такого подхода.
Кроссплатформенная вёрстка — понимать, что нужно делать, чтобы проект хорошо выглядел не только под Windows, Linux и Mac, но и под SmartTV или PS.
Кроссбраузерная вёрстка — понимать разницу рендера браузеров и заставлять их показывать одинаково. Сайт CanIUse очень помогает в этом.
Мобильная вёрстка — можно отложить изучение. Понимать, какие ограничения несут в себе мобильные платформы. Использовать лимитированное пространство грамотно.
Оптимизация — можно отложить изучение. Разобраться в «цене» тех или иных приёмов. Понять, из каких фаз состоит отображение сайта пользователю.
Загрузка — можно отложить изучение. Оптимизации, связанные с размером, кешем, сжатием, объединением ресурсов и т.п.
Отрисовка — можно отложить изучение. Оптимизации, связанные со скоростью рендера после загрузки.
SEO — можно отложить изучение. Хотя бы базовое понимание работы поисковых систем. Умение «помочь» поисковой системе разобраться, куда смотреть и что важно.
Шаблонизаторы — разобраться, каким образом можно переиспользовать код, группировать элементы и компоновать страницы. Очень желательно изучить как серверный рендеринг, так и клиентский. Сюда же входят шаблоны на «чистом» языке (типа простых PHP вставок). Работа «до» (dataflow) шаблонизатора нас не интересует.
PHP — можно отложить изучение. Разобраться в базовом синтаксисе и уметь внести мелкие правки, связанные с оформлением страницы.
CMS — можно отложить изучение. Узнать, какие CMS существуют и для чего они были созданы. Научиться писать шаблоны хотя бы для одной (рекомендую WordPress).
Javascript — можно отложить изучение. Изучить базовый синтаксис, понять, как вешать простейшие обработчики и проводить простую работу с DOM.
jQuery — можно отложить изучение. Научиться экономить кучу времени для решения довольно типовых задач с использованием плагинов для самой популярной js библиотеки (после vanilla.js, конечно).
NodeJS — можно отложить изучение. Разобраться, как запустить простейший сервер, раздавать статику и рендерить на стороне сервера. Можно использовать Express или любой другой фреймворк.
Сборка — опционально. Научиться собирать проект из кучи CSS / HTML файлов в то, что нужно. Рекомендую ознакомиться хотя бы с grunt и gulp, как представителями «разных» лагерей.
IDE — опционально. Изучить, зачем нужны IDE и как их использовать. Перейти на использование какого-либо IDE для экономии времени. Важно: изучение IDE сравнимо с полноценным изучением языка программирования, и вкладывание большого количества времени в это может не оправдаться. Лично я пользуюсь текстовыми редакторами (и только для ооочень крупных проектов включаю IDE).
Branching — научиться управлять ветками в git.
Merge — научиться сливать ветки с разрешением конфликтов.
Fetch / Rebase — разобраться, зачем они, когда их применять, и начать применять по необходимости.
Графические редакторы — разобраться, какие бывают, для чего. Чем векторные отличаются от растровых. Важно понимать редактор хотя бы на уровне «чтения» макета от дизайнера. Выбрать правильный шрифт, размер, цвет и т.п. Чтобы не на глаз, а точно. Рекомендую поработать минимум с 1 растровым (Photoshop) и 1 векторным (Figma).
50 работ — к концу этапа у вас порядка 50 различных работ, демонстрирующих навыки из изученных областей.
Senior
Хоть на схеме и кажется маленькой эта группа, но фактически она самая большая. Т.к. к этому моменту необходимо изучить всё то, что откладывалось.
Адаптивная / Отзывчивая вёрстка — разобраться в высшей ступени и скомбинировать все полученные до этого знания. Проект должен выглядеть хорошо везде и на всём (в рамках разумного).
Постепенная деградация / Прогрессивное улучшение — понять, что это и зачем. Использовать.
Gitflow — уметь объяснить другим разработчикам, как создавать ветки, куда их вливать, как, уметь провести код ревью (вёрстки, само собой, не кода).
БЭМ — опционально. Разобраться в методологии, позволяющей создавать безлимитно крупные проекты так, чтобы при минимальной синхронизации различные команды могли использовать блоки друг друга. Есть и другие методологии, дающие не худший результат. К этому моменту о них вы так или иначе будете знать и сможете, при желании, изучить.
100 работ — иметь суммарно сотню работ, демонстрирующих различные полученные навыки. На самом деле, это всё условно. Можно иметь одну работу (состоящую из различных частей) в портфолио, которая уже покажет, что вам ничего не страшно.
Заключение
Фактически многие из этих тем небольшие. Однако держать кучу различных факторов в голове очень сложно. За 15 лет я общался менее чем с десятью верстальщиками (да и вообще программистами), которых отнёс бы к категории Senior (верстальщиков, программистов хороших было сильно больше).
Навскидку – на полноценное изучение и практику только вёрстки с нуля вполне можно затратить год (и более, если уходить в проектирование компонентов).
Надеюсь, тем, кто находится в начале пути, схема подскажет, куда можно ещё двигаться, и что не обязательно сразу (а можно и вообще не двигать в него) бежать в программирование.
Также планирую создать полноценный бесплатный курс с подробным рассмотрением каждой из тем-прямоугольников со схемы. Буду рад предложением, отзывам, пожеланиям и так далее.
Курс, вероятно, будет в формате видеоуроков с полным текстовым и графическим дублированием. Если дело пойдёт, приложу в будущем ссылки в комментарии.
upd
Много сообщений о том, что верстальщик без знания фреймворка не нужен. В основном это пишут разработчики в крупных проектах. И, для них, это вполне так. Но есть ещё много студий делающих лендинги, различные шаблоны для вордпресов и других CMS. Это вполне себе хороший рынок и возможность зарабатывать. Есть довольно много совершенно небольших проектов, с гораздо меньшими требованиями, которые верстальщик способен закрыть на отлично.
Основы верстки сайтов
Дата публикации: 2016-01-04
От автора: вы скачиваете в сети какой-нибудь шаблон сайта с готовой версткой и открываете его в редакторе. Но там миллион строчек кода, так что один взгляд на экран нагоняет грусть. Начинать нужно с простого, поэтому в этой статье давайте постараемся разобраться с основами верстки сайтов.
Азы верстки
Если вы полный новичок в сайтостроении и мечтаете когда-то сверстать свой первый шаблон сайта, то начинать нужно строго с макетов на чистом HTML и CSS. Это наиболее простые веб-технологии, которые можно изучить. Основы верстки сайтов – это именно знание этих двух языков, без которого дальше продвигаться нет никакого смысла.
Изучив их, находите в сети бесплатные PSD-макеты и пытайтесь из них верстать сайт. Стоп. Что такое PSD-макет? Шаблон сайта, нарисованный дизайнером в фотошопе. Соответственно, вам понадобиться фотошоп или его бесплатный, но менее функциональный аналог – GIMP. В этой программе тоже можно работать с макетом. Вам нужны базовые знания работы со слоями. Их можно получить буквально за пару часов, посмотрев пару видеороликов о работе верстальщика с макетом. Их можно бесплатно найти на Youtube.
Рис. 1. Мастером фотошопа можешь ты не быть, но вырезать слои обязан.
Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!
Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3
А где же получить основные знания по верстке? Правильно, на нашем сайте. Чем для вас это выгоднее? Во-первых, вся информация структурирована по разделам. Когда я начинал изучение HTML и CSS, мне приходилось бегать по десяткам сайтов и форумов. Не разумнее ли воспользоваться одним ресурсом, одним справочником и одним складом, где собрано все, что вам нужно для старта. А изучив основы вы определенно точно поймете, что вам нужно дальше и нужно ли, а также где это можно найти.
Изучение основ заключается в том, чтобы понять назначение основных тегов HTML, а также CSS-правил, позволяющих стилизовать и размещать эти элементы. Этого достаточно, чтобы сверстать свой первый макет или изменить что-то в исходном коде чужого шаблона.
Что нужно знать о верстке сайтов
Важно, чтобы вы не думали, будто верстка заключается в раскидывании нужных тегов и их дальнейшем оформлении в CSS. Это так, но есть много дополнительных оговорок. Далее мы посмотрим на некоторые моменты верстки сайтов.
Красивый код. Казалось бы, какая разница, как он там написан? Пусть хоть в одну строчку. Но если вам потом нужно будет что-то изменить, вы будете плеваться. Для редактирования гораздо лучше держать версии файлов, в которых код написан красиво и грамотно, нет горизонтальной прокрутки и непонятности в стилях, присутствуют комментарии и т.д. Представьте, что в таблице стилей вы низ сайта описываете в середине, а какие-то иконки, которые должны быть в шапке, описаны в самом конце. Хотя это не критично, здесь нет никакой логики.
Просмотрите руководства по правильному форматированию кода. Это займет у вас буквально 10-30 минут, зато вы поймете, как правильно писать и где ставить отступы. Код в одну строчку можно получить с помощью специальных сервисов, которые его сжимают. Такие файлы уместно использовать в рабочих проектах, где нужна максимальная скорость.
Рис. 2. Это правильно отформатированный код, который приятно читать и изменять. Если вам не нужно его редактировать, можно сжать все в одну строку.
Использование актуальных тегов. Если вы учили HTML 10 лет назад, то наверняка помните теги, которые сегодня практически не используются или вовсе более не поддерживаются. Ни в коем случае не стоит использовать их, потому что в новых браузерах будут возникать ошибки. Например, frame или object — старые неудачные эксперименты, которым давно есть более удачная альтернатива.
Также есть устаревшие CSS-правила. Если вы учите эти языки на новом сайте, то там наверняка не будет всего этого старья. В подробных справочниках по HTML и CSS вы можете найти описания старых свойств и тегов, а также их поддержку в различных спецификациях и браузерах. Обращайте на это внимание, чтобы не использовать то, что стало неактуальным.
Придерживаться стандартов Web 2.0. Это такая концепция, которая стремиться сделать веб-стандарты наиболее простыми, удобными и понятными. Так, она требует разделять содержимое, представление и поведение (HTML, CSS и JS) друг от друга. Это означает, что использование внутренних таблиц стилей приветствуется все меньше и меньше, встроенные в HTML скрипты и стили не поддерживаются концепцией Web 2.0, которая содержит в себе много других дополнительных моментов. Подробнее можно посмотреть на сайте W3C.
Кроссбраузерность, насколько это возможно. Как мы уже сказали, нужно использовать новые свойства и теги. Беда в том, что не все из них везде поддерживаются. Еще хуже, если они поддерживаются по-разному. Некоторые свойства поддерживает только Google Chrome, другие – Safari, третьи – Mozilla. Постарайтесь не использовать те из них, которые поддерживаются исключительно в одном браузере. Делать это можно, только если нет серьезного ущерба кроссбраузерности. Добавляйте вендорные префиксы или автоматизируйте этот процесс с помощью autoprefixer.
Меньше графики, если нацелены на большой трафик. Никто не против красивых графических фонов на всю страницу, но если вам нужен максимальный охват пользователей, придется отказываться от этого и использовать альтернативы. Максимально сжимать все изображения. Везде, где это возможно, использовать сплошной цвет или градиент. Иконки соединять в спрайты. С такой версткой страницы будут грузиться быстрее.
Если попытаться как-то обобщить стандарты верстки сайтов, то это можно сделать следующими словами: просто, понятно, удобно, красиво, современно, быстро, кроссбраузерно.
В верстке сайта от основ до конкретного результата можно дойти уже за месяц. Это вполне реальный срок, если уделять изучению примерно 1-2 часа в день. Под конкретным результатом здесь понимается верстка самостоятельно своего первого макета. На этом останавливаться не нужно. Чтобы стать профессионалом потребуется много лет практики.
В этой статье мы с вами посмотрели, как можно обучиться верстке и каких принципов нужно придерживаться при создании шаблонов, чтобы они максимально подходили под современные требования. Подписывайтесь на обновления блога, не пропустите ничего нового из мира сайтостроения.
Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!
Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3