версия программного обеспечения что это
Что такое альфа- и бета-версии
Иногда тестировщики — это мы с вами
Каждая программа перед тем, как попасть к пользователю, проходит несколько этапов тестирования. Но иногда пользователям могут быть доступны даже те версии, которые не протестированы до конца — и многие этому даже рады. Давайте разберёмся, как это работает.
Стадии тестирования и разработки софта
Если не углубляться в нюансы разработки и тестирования, то обычно говорят о пяти состояниях, в которых находится программа:
В теории софт должен пройти все стадии, прежде чем отправиться к пользователю. Но на практике бывает так, что люди годами могут пользоваться альфа-версией и это их устраивает. Или даже ждать выпуска преальфы, чтобы скорее воспользоваться новыми возможностями или получить эксклюзивный игровой контент. Всё зависит от целей и задачи программы (или игры).
Преальфа
Преальфа — это сырой продукт, не предназначенный для использования. На нём чаще всего тестируют гипотезы и убеждаются, что софт в принципе может работать.
Эта версия позволяет оценить выбранную архитектуру и подход к программированию, сравнить с планируемой нагрузкой и понять, идёт ли всё по плану или впереди будет гораздо сложнее. В преальфе много ошибок, заглушек и не предусмотренных тестами ситуаций.
Иногда преальфа нужна для того, чтобы показать клиентам или инвесторам, как вообще идут дела в компании. Например, в игровой индустрии ролики из преальфа-версии позволяют заранее прикинуть возможности графики в игре или понять, стоит вкладывать деньги в эту идею или она провалится в прокате.
Альфа
Когда программа доходит до стадии «альфа», то считается, что в ней реализованы все возможности, предусмотренные этой версией, и теперь нужно найти все ошибки.
Случается такое, что во время тестирования в программу добавляются или в ней сокращаются некоторые модули, чтобы снизить сложность или количество ошибок. Альфа-версия считается уже как бы рабочей, но очень сырой версией программы. По идее, ей уже можно пользоваться, но с поправкой на общую глючность.
Бывает такое, что программа в стадии альфа-версии может находиться годами: разработчики никуда не спешат и делают софт для себя. Или у них внезапно закончились деньги, а забрасывать программу жалко. Тогда они могут открыть эту версию для всех, но с оговоркой, что это альфа и что пользуемся на свой страх и риск.
Бета-версия — это уже серьёзно. Чаще всего это означает, что в ней исправлены почти все большие ошибки, но может остаться много мелких, которые ещё не нашли тестировщики.
Компания может выпустить бета-версию программы и для обычных пользователей. Например, она может давать к ней доступ в обмен на сообщения об ошибках — так пользователи раньше остальных получают новый продукт, а компания — бесплатных тестировщиков. Такой процесс тестирования называется открытым, потому что продукт открывается для всех желающих.
Ещё одна причина выпуска бета-версий в свет — желание компании уйти от ответственности за ошибки. Идея такая: компания говорит, мол, что это ещё не окончательная версия, поэтому в ней могут быть баги, которые ещё не отловили. Но на самом деле эту версию никто не будет дорабатывать до финала — в лучшем случае поправят пару заметных ошибок.
Релиз-кандидат
После бета-тестирования и исправления почти всех найденных ошибок, программа переходит в стадию релиз-кандидата. Это значит, что ей можно пользоваться как полноценной программой, но не факт, что тестировщики нашли все ошибки.
Если через 1–3 месяца полноценного использования и тестирования программы в ней не найдут никаких ошибок, программа переходит в стадию релиза.
Релиз-кандидат — это почти всегда та же самая программа, что и в релизе, просто разработчикам нужно убедиться, что она работает стабильно и без сбоёв.
Релиз
Релиз — это готовая версия программы, доступная для всех пользователей.
Релизом может быть и крупное обновление, например, новая версия Windows, а может быть и обновление с версии 1.5.234 на версию 1.5.235. Про то, что означают эти цифры и как они меняются, мы поговорим как-нибудь отдельно.
Нумерация версий ПО
Версия программного обеспечения нумеруется согласно схеме A.B.C.D, где:
Мажорная версия программного обеспечения
Изменение номера мажорной версии программного обеспечения происходит при глобальном изменении функциональности продукта (при введении нового порядка функциональности).
Изменения в сопровождении продукта
Правила использования номера
При составлении ряда общих маркетинговых документов (листовок, перечня продукта, прайс-листов) допускается сокращение полного номера версии продукта до номера версии.
Переход на новую версию для пользователей — платный (за исключением пользователей, имеющих действующий контракт на получение новых мажорных версий программного обеспечения).
Вопрос перехода на новую мажорную версию решается руководством компании, отделом маркетинга и разработки.
Минорная версия программного обеспечения
Изменение номера минорной версии программного обеспечения происходит при:
Первая минорная версия = 0 (версия 1.0 – первый выход продукта на рынок). При выходе новой версии продукта нумерация минорной версии сбрасывается в нулевое значение.
Изменения в сопровождении продукта
Изменения, вошедшие в минорную версию, должны отражаться в документации по продукту, в том числе печатной. При выпуске коробочных продуктов возможна индикация номера минорной версии с помощью наклеек (к примеру «Версия 3.1»), или других средств, не меняя общий дизайн.
Минорная версия продукта может отражаться в части маркетинговых материалов, информации на сайте.
При выходе новой минорной версии должны информироваться партнеры компании, список изменений публикуется на сайте.
Правила использования номера
Релиз программного обеспечения
Изменение номера релиза программного обеспечения происходит при каждом публичном выпуске обновления программного обеспечения, не обозначенном выше. Номерами релизов обозначаются выходы исправлений ошибок, не вносящие изменений в схему функционирования продукта и не влекущих несовместимость на уровне файлов данных (для обновления программного обеспечения не требуется специальных процедур конвертации/преобразования данных).
Нумерация релизов продукта начинается с 0 (версия 1.0.0 — первый выход продукта на рынок.).
При выходе новой промежуточной версии продукта нумерация релиза сбрасывается в нулевое значение.
При этом возможен выпуск релизов для предыдущих промежуточных версий продукта (по тем или иным техническим причинам, для поддержки пользователей).
Изменения в сопровождении продукта
Изменения, вошедшие в продукт, должны отображаться в документе «Замечания по версии» (Release Notes) и, возможно, в электронной документации (руководство пользователя).
Новый релиз размещается на сайте в разделе «Скачать» (Download), обновляется текущая версия дистрибутива. Отдел технической поддержки рекомендует пользователям совершить переход на данную версию. Возможна информационная рассылка пользователям по линии техподдержки и партнерам компании. Также, возможно создание установочных файлов, предназначенных специально для обновления программного обеспечения в пределах релиза.
Правила использования номера
В любых документах, передающихся пользователю и не описанных выше (описание файлов на сайте в разделе «Скачать» (Download), документ «Замечания по версии», информационные рассылки по линии техподдержки) полная версия продукта сокращается до номера релиза (3.1.5).
Переход на новый релиз для пользователей бесплатный. Вопрос создания нового релиза решается отделом разработки.
Номер сборки программного обеспечения
Изменение номера сборки программного обеспечения происходит при любой новой сборке продукта (компиляции программного обеспечения для внутренних целей).
Нумерация сборок продукта начинается с 1 (0.0.0.1 — первая сборка прототипа продукта). Номер сборки может сбрасываться при выходе новой версии продукта (по решению отдела разработки).
Изменения в сопровождении продукта
Изменений в сопровождении продукта не происходит.
Правила использования номера
Переход на новый номер сборки для пользователей возможен в случае проведения бета-тестирования, решения частных технических проблем совместно с отделом технической поддержки.
Вопрос создания нового билда решается отделом разработки совместно с отделом тестирования.
Статья взята отсюда: http://www.free-lance.ru/users/shupruta/upload/fileqZud2j.pdf (к сожалению ссылка больше не работает)
Совет по нумерации версий ПО найденный в интернете:
Some rights reserver, 2013 — Sergey Poterianski
Нумерация версий программного обеспечения
Жизненный цикл успешной компьютерной программы может быть очень долгим; изменения в программе бывают разными — от исправления ошибки до полного переписывания. В большинстве случаев название программы остаётся тем же, изменяется подназвание — так называемая версия.
Версия программы может быть целым числом (Corel Draw 11), дробным числом (Windows 3.11), последовательностью чисел (JDK 1.0.3), годом (Windows 2000) или текстом (Embarcadero Delphi XE). В любом случае, система версионирования выбирается по нескольким критериям:
Содержание
Схемы нумерации
Для отслеживания изменений программного обеспечения было создано большое количество схем присвоения номеров версиям программного обеспечения.
В некоторых схемах последовательные идентификаторы используются для определения значимости перемен между стадиями разработки: эти перемены классифицируются по уровням значимости. Решение о том, какую из последовательностей (в сложной нумерации версий) изменить между стадиями разработки, основано на значимости перемен на последней стадии разработки, например, в схеме, с версией, состоящей из последовательности 4 чисел, первое число может быть прибавлено только тогда, когда код полностью переписан, в то время как четвертое число изменяется при незначительных переменах в интерфейсе или документации. Эта практика позволяет пользователям (или потенциальным последователям), оценить, насколько было протестировано в реальных условиях данное программное обеспечение. Если изменения сделаны, например, между 1.3rc4 (RC — release candidate, релиз-кандидат) и продукционным выпуском 1.3, то выпуск 1.3rc4 не предполагает уровень тестирования производственного класса и, на самом деле, содержит изменения, которые не обязательно были испытаны в реальных условиях. Такой подход обычно допускает применение третьего уровня нумерации («изменения»). Например: 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4,… 1.4.1 и т. д.
В более поздних релизах, главное число (major) увеличивается, когда происходят значительные переходы в функциональности, второстепенное число (minor) прибавляется только тогда, когда были добавлены незначительные функции или внесены исправления. Номер версии изменяется, если исправлены все мелкие неполадки. Для типичного программного продукта используются следующие номера: 0.9 (для бета-версии), 0.9.1, 0.9.2, 0.9.3, 1.0, 1.0.1, 1.0.2, 1.1, 1.1.1, 2.0, 2.0.1, 2.0.2, 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.2, и т. д. Разработчики порой перескакивают, например от версии 5.0 сразу к 5.5, для того чтобы обозначить добавление нескольких значимых функций в программе, однако их не достаточно, чтобы изменить главный номер версии. Некоторые считают, что такие скачки неуместны.
Другой подход использования главных и второстепенных номеров версий заключается в добавлении буквенно-цифровой последовательности, определяя тем самым стадию разработки релиза: «альфа», «бета», «релиз-кандидат». Серия версий с использованием этого подхода может выглядеть следующим образом: если к версиям 0.5, 0.6, 0.7, 0.8, 0.9 добавляются новые функции их можно назвать — 1.0b1, 1.0b2, еще плюс новые функции — 1.0b3, затем версия становится 1.0rc1. Если версия 1.0rc1 достаточно стабильна, то она становится 1.0, однако если в 1.0rc1 обнаруживаются ошибки, которые необходимо исправить она будет иметь номер 1.0rc2 и т. д. Важной характеристикой этого подхода является соблюдение идентичности стадий разработки версий. Нельзя вносить никаких изменений между последней бета-версией и первым релиз-кандидатом или последним релиз-кандидатом и готовым продуктом. Если это сделано, необходимо выпустить другую версию на более низкой стадии разработки.
Иногда присутствие человеческого фактора в создании номеров версий приводит к ошибкам в изменении версий. Например, разработчики могут изменить последовательность между версиями, даже если ни одна строчка кода не была переписана, лишь для того чтобы создать ложное впечатление, что были внесены значительные изменения.
Другие схемы передают значение на отдельных последовательностях:
Опять же, в этих примерах отличия «существенных» от «незначительных» изменений, даются произвольно и по усмотрению автора, как то, что означает «build» или как «revision» отличается от «minor change». Аналогичные проблемы относительной значимости изменений и номенклатуры версий существуют в сфере книгоиздания, где номер издания или название может быть выбрано на основе различных критериев.
В большинстве проприетарного программного обеспечения, первая официальная версия программного продукта имеет версию 1.
Последовательные номера
Изначально программы нумеровались числами 1, 2, 3 и т. д. — аналогично изданиям книг. Впрочем, этой нумерации оказалось мало: приходится разделять малые и крупные изменения. Для этого есть несколько способов нумерации.
В схемах управления версиями, основанных на последовательной нумерации, каждому выпуску программы присваивается уникальный идентификатор, который состоит из одной или нескольких последовательностей чисел или букв. В общем случае это так, однако, схемы широко варьируются в количестве последовательностей, в смысле отдельных последовательностей, в способах увеличения значений.
Десятичная дробь
Номер версии является десятичной дробью в американском формате (через точку). Например, первая версия получает номер 1.0, следующая за ней — 1.1, с небольшим изменением — 1.11. После серьёзного дописывания выходит версия 1.5, после чего — 2.0. Сравнение версий идёт по правилам десятичных дробей: 1.01 Последовательность чисел
Этот способ принят, например, в Windows API. Версия состоит из нескольких (как правило, трёх) чисел, разделённых точкой. При увеличении одного из чисел все идущие после него сбрасываются до нуля: 1.0.0, 1.0.1, 1.0.2, 1.1.0, 1.2.0, 1.2.1, 2.0.0… Числа сравниваются целиком: 1.1.0 Буква в качестве младшей версии
Иногда вместо третьего числа применяется буква. Так, когда в DotA 6.42 нашли ошибку, новой версии дали название 6.42b. Это значит: игра остаётся той же, с тем же расположением препятствий и тем же балансом, но с исправленной ошибкой. Дальнейшие исправления ошибок именуются 6.42c, 6.42d и т. д.
Указание стадии разработки
Если разработчику приходится полагаться на внештатных тестеров, в версии может указываться уровень зрелости программы: альфа-версия, бета-версия, релиз-кандидат, окончательный выпуск, исправление ошибок ( service release ).
Например, 2.0 alpha1 Алфавитно-цифровое название
Чаще всего применяется ПО с долгой историей и редко выходящими версиями. Например: Adobe Photoshop CS2, Windows Vista.
Иногда в дополнение к обычной версии используется алфавитно-цифровое подназвание: Ubuntu 9.04 Jaunty Jackalope.
Год выпуска применяется чаще всего в ПО с редко выходящими версиями, например: Windows Server 2003.
Разработчики проекта Wine также сначала использовали даты при нумерации версий, они указывали год, месяц и день релиза: «Wine 20040505». Сейчас Wine использует «стандартную» нумерацию релизов, последняя версия 2010 года имеет номер 1.2. Компания Ubuntu Linux использует похожую схему нумерации, например релиз октября 2010 года пронумерован как Ubuntu 10.10. Здесь следует отметить, что при использовании дат в нумерации версий необходимо использовать схему ISO, то есть сначала указывается год, затем месяц, а потом день (YYYY-MM-DD), причем дефис можно опускать.
Внутренние версии
Экзотические схемы
Дональд Кнут нумерует версии системы компьютерной вёрстки Τ Ε Χ последовательными приближениями числа : 3.0 Значение номеров версий
Версия 1.0 как ключевой этап разработки
Коммерческие программы, как правило, начинают нумеровать свои версии с 1.0. Считается даже, что версия 1.0 исключительно сыра и поэтому нужно как можно быстрее дойти до 1.2 или даже до 2.0.
В бесплатных и свободных программах 1.0 считается моментом, когда программа признана готовой к широкому применению неспециалистами. При этом первоначальные версии программы нумеруются как 0.1, 0.2 и т. д. FreeDOS пришёл к версии 1.0 в 2006 году — когда DOS уже практически нигде не использовался. Эмулятор игровых автоматов MAME никогда не дойдёт до версии 1.0, поскольку история игровых автоматов продолжается и поныне.
Маркетинг и суеверия
Коммерческому ПО, чтобы название лучше смотрелось, приходится подключать маркетологов. Например, в странах Азии распространена тетрафобия, поэтому в номерах версий избегают цифры 4. В Европе число 13 считается несчастливым, его или пропускают, или заменяют на X3.
Пропуски в версиях
Иногда разработчик пропускает номер версии, чтобы не отставать от конкурентов или других продуктов той же компании: например, Microsoft Access перепрыгнул сразу от 2.0 к 7.0. Netscape Communicator пропустил пятую версию, так как Internet Explorer добрался уже до 6.0; к тому же версию 5.0 в User-Agent’ах застолбили тестовые выпуски браузера Mozilla Suite.
В Sun Solaris отбросили первую цифру: 2.8 и 2.9 в маркетинговых материалах именовались 8 и 9; Java SE 1.5.0 и 1.6.0 — как Java 5 и 6. Slackware Linux в 1999 году прыгнул от версии 4 сразу к 7.
Алгоритмы определения старшинства версий
Применение схем нумерации ПО в других сферах культуры
Примечания
Кент Бек • Гради Буч • Фред Брукс • Barry Boehm • Уорд Каннингем • Оле-Йохан Даль • Том Демарко • Эдсгер Вибе Дейкстра • Дональд Кнут • Мартин Фаулер • Чарльз Энтони Ричард Хоар • Watts Humphrey • Майкл Джексон • Ивар Якобсон • Craig Larman • James Martin • Мейер Бертран • Дэвид Парнас • Winston W. Royce • James Rumbaugh • Никлаус Вирт • Эдвард Йордан • Стив Макконнелл
Моделирование данных • Архитектура ПО • Функциональная спецификация • Язык моделирования • Парадигма • Методология • Процесс разработки • Качество • Обеспечение качества • Структурный анализ)
CMM • CMMI • Данных • Function model • IDEF • Информационная • Metamodeling • Object model • View model • UML
Полезное
Смотреть что такое «Нумерация версий программного обеспечения» в других словарях:
Нумерация — (лат. numeratio[1], от numero считаю): В арифметике: совокупность приёмов наименования и письменной записи чисел при помощи символов. Числовое упорядочение объектов, облегчающее ссылки на них. нумерация ложно учение человека,верующего в… … Википедия
Список версий MongoDB — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Avid Media Composer — Media Composer 4.0, запущенный на Mac OS X. Тип Видеоредактор Раз … Википедия
Бета-тестирование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Система управления версиями — (от англ. Version Control System, VCS или Revision Control System) программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией. Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при … Википедия
Ядро Linux — Эта статья о ядре для операционных систем. О группе операционных систем, которые используют это ядро, называемых «Linux», см. в статье Linux Ядро Linux Тип … Википедия
Linux (ядро) — Эта статья о ядре для операционных систем. О группе операционных систем, которые используют это ядро, называемых «Linux», см. в статье Linux Ядро Linux Тип Ядро ОС Разработчик … Википедия
Линукс (ядро) — Эта статья о ядре для операционных систем. Об операционной системе, которая использует это ядро и библиотеки Linux Ядро Linux Тасманский дьявол Tuz, временный символ ядра Linux версии 2.6.29 Пингвин Тип Ядро ОС Разработчик … Википедия
Ядро Линукс — Эта статья о ядре для операционных систем. Об операционной системе, которая использует это ядро и библиотеки Linux Ядро Linux Тасманский дьявол Tuz, временный символ ядра Linux версии 2.6.29 Пингвин Тип Ядро ОС Разработчик … Википедия
Семантическое управление версиями 1.0.0-rc.1
В мире разработки программного обеспечения, существует страшное место, называемое «ад зависимостей». Чем больше ваша система, тем больше шанс, что в один из дней вы попадете в эту ловушку.
В системе с большим количеством зависимостей, выпуск новых пакетов может быстро превратиться в кошмар. Если зависимости слишком прочные, вы не можете обновить пакет, не обновив при этом версии всех зависимых пакетов. Если зависимости слишком свободные, у вас возникнут проблемы с распущенностью версий. «Ад зависимостей», это когда слишком прочные, или наоборот, слишком свободные зависимости не дают вам легко и безопасно развивать ваш проект.
Как решение этой проблемы, я предлагаю простой набор правил, которые диктуют как присваивать и увеличивать номера версий. Для того, что бы система работала, для начала, вам нужно объявить открытый API. Это должен быть простой и ясный документ. Рассмотрим номер версии в формате X.Y.Z (Major.Minor.Patch).
При исправление ошибок не затрагивающих API увеличивается Patch версия. При добавление или изменение API с сохранением обратной совместимостью увеличивается Minor версия. Если API изменяется без сохранения обратной совместимости, то увеличивается Major версия.
Я называю эту систему «Семантическое управление версиями». Согласно этой схеме, номера версий и то, как они меняются несут в себе смысл об основном коде и о том, как он изменялся от версии к версии.
Спецификация Семантического управления версиями
Ключевые слова «ДОЛЖЕН (MUST)», «НЕ ДОЛЖЕН (MUST NOT)», «СЛЕДУЕТ (SHOULD)», «НЕ СЛЕДУЕТ (SHOULD NOT)», «МОЖЕТ (MAY)», в этом документе должны интерпретироваться в соответствии с RFC 2119.
Software versioning
Методология изменения версий продукта программного обеспечения
Software versioning — это процесс создания уникальных имен или номеров для различных версий продуктов программного обеспечения.
При имеющейся категории номера версии (главная, второстепенная), номера обычно выставляются в возрастающем порядке и соответствуют новым разработкам в программном обеспечении. На начальном уровне отслеживанием постепенно появляющихся версий электронной информации занимается система управления версиями, позволяющая хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости, возвращаться к более ранним версиям, определяя, кто и когда сделал то или иное изменение и многое другое. Вместе с тем для отслеживания изменений программного обеспечения было создано большое количество схем присвоения номеров версиям.
Каждой стадии разработки программного обеспечения соответствует уникальный идентификатор, который состоит из последовательности номеров или букв. В некоторых схемах последовательные идентификаторы используются для определения значимости перемен между стадиями разработки: эти перемены классифицируются по уровням значимости. Решение о том какую последовательность изменить между стадиями разработки основано на значимости перемен на последней стадии разработки, например в схеме, с версией, состоящей из последовательности 4 чисел, первое число может быть прибавлено только тогда когда код полностью переписан, в то время как четвертое число изменяется при незначительных переменах в интерфейсе или документации.
В более поздних релизах, главное число (major) увеличивается, когда происходят значительные переходы в функциональности, второстепенное число (minor) прибавляется только тогда, когда были добавлены незначительные функции или внесены исправления. Номер версии изменяется, если исправлены все мелкие неполадки. Для типичного программного продукта используются следующие номера: 0.9 (для бета-версии), 0.9.1, 0.9.2, 0.9.3, 1.0, 1.0.1, 1.0.2, 1.1, 1.1.1, 2.0, 2.0.1, 2.0.2, 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.2, и т.д. Разработчики порой перескакивают от версии 5.0 сразу к 5.5, для того чтобы обозначить добавление нескольких значимых функций в программе, однако их не достаточно, чтобы изменить главный номер версии, тем не менее такие скачки все же неуместны.
Другой подход использования главных и второстепенных номеров версий заключается в добавлении буквенно-цифровой последовательности, определяя тем самым стадию разработки релиза: «альфа», «бета», «релиз кандидат». Серия версий с использованием этого подхода может выглядеть следующим образом: если к версиям 0.5, 0.6, 0.7, 0.8, 0.9 добавляются новые функции их можно назвать — 1.0b1, 1.0b2, еще плюс новые функции — 1.0b3, затем версия становится 1.0rc1. Если версия 1.0rc1 достаточно стабильна, то она становится 1.0, однако если в 1.0rc1 обнаруживаются ошибки, которые необходимо исправить она будет иметь номер 1.0rc2 и т.д. Важной характеристикой этого подхода является соблюдение идентичности стадий разработки версий. Нельзя вносить никаких изменений между последней бета-версией и первым релиз кандидатом или последним релиз кандидатом и готовым продуктом. Если вы это сделали, необходимо выпустить другую версию на более низкой стадии разработки.
Известные примеры буквенно-цифровых версий — Macromedia Flash MX, Adobe Photoshop CS2.
Иногда присутствие человеческого фактора в создании номеров версий приводит к ошибкам в изменении версий. Например, разработчики могут изменить последовательность между версиями, даже если одна строчка кода не была переписана, лишь для того чтобы создать ложное впечатление, что были внесены значительные изменения.
Обозначение стадии разработки
Для присвоения альфа или бета статуса релизам, которые еще не достаточно стабильны для практического применения, существуют схемы, где в первой последовательности используется ноль. Он ставится третьим числом в тех случаях, когда планируется еще тестировать версию или версия годна только для внутреннего применения.
Разделение последовательностей
При публикации последовательности могут быть разделены знаками препинания. Выбор знаков препинания и их использования зависит от схемы.
Номера последовательностей
Приращение последовательности
Существует два разных способа приращения последовательности номеров в версии. Большинство продуктов свободного программного обеспечения используют непрекращаемый поток последовательных номеров: 1.7.0, 1.8.0, 1.8.1, 1.9.0, 1.10.0, 1.11.0, 1.11.1, 1.11.2, и т.д. Примером такого продукта может служить MediaWiki. В других программах используются десятичные номера: 1.7, 1.8, 1.81, 1.82, 1.9, и т.д. В таких программах после версии 1.8 будет идти версия 1.81, текущие релизы будут обозначаться 1.81a, 1.81b, и т.д.
Использование дат в версиях
Разработчики проекта Wine использовали даты при нумерации версий, они указывали год, месяц и день релиза: «Wine 20040505». Сейчас Wine использует «стандартную» нумерацию релизов, последняя версия 2010 года имеет номер 1.2. Компания Ubuntu Linux использует похожую схему нумерации, например релиз апреля 2010 года пронумерован как Ubuntu 10.04. Номера сборок Microsoft Office тоже на самом деле закодированные даты.
Здесь следует отметить, что при использовании дат в нумерации версий необходимо использовать схему ISO, то есть сначала указывается год, затем месяц, а потом день (YYYY-MM-DD), причем дефис можно опускать.
Существуют также примеры нумерации версии годом выпуска (Adobe Illustrator 88, WordPerfect Office 2003). Хотя такой ход чаще всего используется в маркетинговых целях, и настоящий номер версии все равно существует. Например, версия Microsoft Windows 2000 Server на самом деле имеет номер Windows NT 5.0.
Схема нумерации версий TeX
Система TeX использует уникальную схему нумерации версий. После появления версии номер 3, ко всем последующим обновленным версиям после точки добавляли цифру, соответствующую последовательности числа Π это одна из форм унарной системы счисления – номер версии соответствует номеру цифры в числе Π. Номер последней версии 3.1415926. Такой метод отражает стабильность системы TeX. Разработчик TeX Дональд Кнут сказал, что последняя версия выйдет после его смерти и ее номер будет полное число Π, в которой все оставшиеся недочеты станут постоянными функциями. Подобной схемы придерживается METAFONT, нумеруя версии числами из математической константы e.
Схема Apple
,Apple использует формализованную структуру нумерации версий основанную на структуре NumVersion, она состоит из номера главной версии (1-2 числа), номера второстепенной версии (1 число), номера исправленной версии («bug» version) (1 число), индикатора стадии разработки (преальфа, альфа, бета и т.д.) и номера пререлиза (0-255). При написании этих номеров версий в строке, существовало условное соглашение опускать часть номера, обозначающую нулевую или последнюю стадию разработки. На пример: 1.0.2b12, 1.0.2 (вместо 1.0.2f0), и 1.1 (вместо 1.1.0f0).
Другие схемы
Производители программного обеспечения используют различные схемы для обозначения релиза их софта. Например, операционная система Microsoft Windows появилась на рынке со стандартной числовой схемой обозначения версий (от Windows 1.0 до Windows 3.11). Позднее разработчики Microsoft начали разделять названия версий в маркетинговых целях, то есть, сначала используя год релиза (Windows 95 (4.0), Windows 98 (4.10), Windows 2000 (5.0)), потом буквенно-цифровые коды (Windows Me (4.90), Windows XP (5.1)), после чего названия брендов (Windows Vista (6.0)). Судя по последнему релизу Windows 7, Microsoft снова вернулся к стандартной числовой схеме, хотя официальное название версии Windows 7 это 6.1.
В проекте Debian для релизов операционной системы используется «major/minor» схема, а для названий программных продуктов при разработке используются имена из мультфильма «История Игрушек».
Скрытые номера версий
Продукт программного обеспечения может иметь так называемый «скрытый» номер версии, который не указан в основном названии продукта (обычно в составлении скрытого номера соблюдаются все правила нумерации версий). Например, версия Java SE 5.0 имеет внутренний номер 1.5.0, а версии Windows начиная от NT 4, продолжают внутреннюю стандартную нумерацию версий: Windows 2000 это NT 5.0, XP это Windows NT 5.1, 2003 это NT 5.2, Vista это NT 6.0 и 7 это NT 6.1.
Предварительные версии продуктов программного обеспечения
Вместе с различными схемами обозначения версий, перечисленными выше, система, обозначающая предварительные версии используется в большинстве случаев как программа, прокладывающая себе путь через все стадии разработки программного обеспечения. Программы, находящиеся на ранних стадиях разработки называются «альфа» (первая буква греческого алфавита). Более зрелые программы, но еще не готовые к релизу называются «бета» (вторая буква греческого алфавита). В основном продукты программного обеспечения «альфа» тестируются только разработчиками, в то время как продуты «бета» распространяются на публичное тестирование. Этим двум версиям продукта обычно присваивается номер меньше 1, например 0.9, так как 1.0. это уже для публичного релиза. Однако если создается предварительная версия к уже существующему продукту, то она может быть обозначена буквой «а» (значит альфа) добавленной к номеру версии готового продукта, например версия 2.5 – предварительная версия 2.5.а или 2.5а. Продукты готовые к релизу могут быть обозначены тегом «rc-#», что означает релиз кандидат (release candidate). Когда версия уже выпущена, тег убирается.
Нечетные числа в обозначении версий для разработки релиза
Между сериями 1.0 и 2.6.x, Linux kernel использовал нечетную нумерацию версий, что бы обозначить релизы в разработке, а для стабильных релизов четную нумерацию. Например Linux 2.3 была серия разработок второго главного дизайна Linux kernel, а Linux 2.4 была серия стабильных релизов, в которую перерос Linux 2.3. В номере релиза Linux kernel сначала писался номер второстепенной версии, а затем номер релиза в возрастающем порядке. Например Linux 2.4.0 → Linux 2.4.22. После релиза 2.6 kernel в 2004 году, Linux больше не использует эту систему, теперь цикл релиза намного короче. Сейчас они просто увеличивают третье число, используя четвертое при необходимости.
Apple и нечетные числа
У компании Apple были свои особенности на счет нечетных чисел, особенно во время системы MacOS. Даже тогда когда выпускались второстепенные (minor) релизы номер версии редко был больше чем 1, а если номер нужно было увеличить они перескакивали сразу на 5, предлагая при этом небольшое изменение величины между главным и второстепенным релизом (например, 8.5 значит «восемь с половиной», а 8.6 значит «восемь с половиной точка один»). Завершенная последовательность версий выглядит так: 1.0, 1.1, 2.0, 2.1, 3.0, 3.2 (3.1 пропущена), 4.0, 4.1, 5.0, 5.1, 6.0, 7.0, 7.1, 7.5, 7.6, 8.0, 8.1, 8.5, 8.6, 9.0, 9.1, 9.2.
Версия 1.0 как ключевой этап разработки
Разработчики проприетарного программного обеспечения всегда называют первый релиз программы версия 1, а затем увеличивают номер главной версии после каждого переписывания кода. Это значит, что программа может достичь версии 3 всего за несколько месяцев разработки, при этом она еще возможно не станет стабильной и надежной.
В отличие от компаний, сообщество свободного программного обеспечения используют версию 1.0 как ключевой этап разработки, обозначая тем самым, что продукт завершен, в нем есть все необходимые функции, и он достаточно надежен для публичного использования.
Согласно этой схеме, номер версии медленно приближается к 1.0 пока устраняются все недочеты в подготовке к релизу. Разработчики MAME, например, не стремятся выпускать версию 1.0 программы эмулятора, аргументируя это тем, что она никогда не будет до конца завершена, потому что аркадные игры будут появляться всегда. За версией 0.99 просто следует версия 0.100. Подобный пример Xfire, после релиза 1.99 идет 1.100. Так за 6 лет существования eMule все еще не достигли версии 0.50.
История программ
Winamp выпустил совершенно иную конфигурацию третьей версии программы, в которой отсутствовала обратная совместимость с плагинами и другими ресурсами предыдущей версии. Однако, эта версия стала полностью совместимой с версиями 2 и 3, но нумеровалась пятой, то есть 4 была пропущена… То же самое произошло с UnixWare 7, что было соединением UnixWare 2 и Open Server 5.
Как не отставать от конкурентов
В индустрии проприетарного программного обеспечения существует общая привычка перескакивать в нумерации главных и второстепенных версий в маркетинговых целях.
Это можно увидеть на примере нескольких продуктов Microsoft и America Online, а также в системе нумерации версий Sun Solaris, Java Virtual Machine, в версиях SCO Unix и Corel Word Perfect. Программные продукты filePro DB/RAD имели нумерацию от 2.0 к 3.0 к 4.0 к 4.1 к 4.5 к 4.8 к 5.0, и они уже готовят релиз 5.6, не имея при это ни одного промежуточного. Небольшую разницу можно заметить между версиями программного обеспечения AOL’s PC client, хотя они нумеруют только главные релизы — 5.0, 6.0, 7.0, и т.д. Таким же образом Microsoft Access перескочили от версии 2.0 к версии 7.0, чтобы догнать нумерацию версий Microsoft Word.
У корпорации Microsoft тоже была цель догнать нумерацию версий браузера Netscape, пропустив версию 5 и выпустив сразу шестую версию Internet Explorer.
Суеверия
У релиза 2007 программы Microsoft Office был внутренний номер версии 12. Релиз Office 2010 внутренне нумеровался уже 14, из-за плохой репутации чертовой дюжины.
Версия 13 WordPerfect Office программы Corel обозначена в продаже как «X3» (римская цифра 10 и «3»). Процедура повторилась в следующей версии X4.
Как преодолеть маркетинговые трудности
В середине 1990х быстро развивающиеся на китайском рынке CMMS и Maximo, перескакивали от версии Maximo Series 3 сразу к Series 5, пропуская Series 4, так как неправильное произношение номера 4 на китайском языке могло означать «смерть» или «неудача». Хотя это, однако, не остановило Maximo Series 5 при выпуске релиза 4.0. Следует отметить, что на этом нумерация Series остановилась, но возобновилась вполне успешно, начиная с релиза 1.0.
Значимость нумерации версий в разработке программного обеспечения
Номера версий используются в практических условиях потребителем или клиентом для того, чтобы можно было сравнить имеющуюся у них копию продукта программного обеспечения и новую версию, выпущенную разработчиком. Команда программистов и компании используют нумерацию версий для сравнения отдельных частей и секторов программного кода одних версий с другими, обычно сотрудничая с Системой контроля версий. Не существует абсолютной и определенной схемы нумерации версий продуктов программного обеспечения, поэтому очень часто нумерация зависит от личного выбора программистов.
Перевод осуществлен сотрудницей компании «Chyrius» Натальей Володиной.