вершки и корешки чему учит
Мужик и медведь (Вершки и корешки) читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
«Мужик и медведь», второе название — «Вершки и корешки».
Жанр: народная сказка, литературная обработка — Алексея Николаевича Толстого.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Мужик был трудолюбивым и сообразительным, а Медведь — ленивым и глуповатым.
2) Решил Мужик посеять репу.
3) Медведь на него напал, стал угрожать.
4) Мужик решил перехитрить его и составил договорённость: «Мужику — вершки, Медведю — корешки».
5) Когда состоялся делёж урожая, Медведь понял — его просто-напросто обманули.
6) На следующее лето Медведь заключил новую договорённость с противоположными условиями.
7) Собрали урожай, корешки оказались невкусными.
8) Медведь больше не связывался с хитрым Мужиком.
Главные герои
Список главных героев, их краткая характеристика:
Главная мысль
Главной мыслью рассказа является то, что если хочешь вкусно покушать — нужно потрудиться. Да ещё и смекалку приложить.
Чему учит
Данное произведение учит читателей и смекалке. Можно взять пример с трудолюбивого Мужика. И постараться не быть таким, как увалень Медведь.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Пословицы
Три пословицы, которые больше всего подходят к данному рассказу:
Отзыв
Очень понравилось знакомиться с этой замечательной сказочной историей. Она чрезвычайно поучительная и весёлая. Данная история легко запоминается. Она может даже пригодиться в жизни.
Сказка Вершки и корешки. Русская народная сказка
Сказка Вершки и корешки поможет детям смотреть на вещи с нескольких сторон. Ведь для детей, особенно маленьких, окружающий мир, как и мир сказок, умещается в понятия «хорошо» — «плохо». Когда вы сами внимательно перечитаете сказку, вы убедитесь, что ее трактовка может быть двоякой. Для детей: с помощью ума легко можно победить глупость. Для взрослых: пародия на современное общество и отношения между людьми в нем. Изворотливый бизнесмен обманным путем присваивает себе деньги партнера! Нечестные производители предлагают потребителям некачественный товар в красивой упаковке. Ваша трактовка идеи сказки для ребенка — это ваш выбор. Сказка имеет несколько вариантов. Следует упомянуть, что сказку называют еще Мужик и Медведь. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.
Скачать сказку Вершки и корешки: (word) — (pdf)
Сказка Вершки и корешки читать
Краткое содержание сказки
Решили мужик с Медведем вместе хозяйничать. Пришла пора урожай собирать, мужик выбрал корешки, ему досталась репа, медведю – ботва. На следующий год медведь запросил корешки. Убрали они пшеницу, и опять медведь ни с чем остался. С тех пор их дружба прекратилась. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Вершки и корешки
Бытовая сказка Вершки и корешки о хитрости и глупости. Глупым оказался косолапый, поэтому дважды стал жертвой обмана. Медведь олицетворяет простоту и невежество. Мужик — воплощение хитрости и предприимчивости. Чему учит сказка Вершки и корешки? Сказка учит не совершать необдуманные поступки.
Мораль сказки Вершки и корешки
Если говорить о морали сказки, то ее можно трактовать двояко.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка
Материалы о развитии и воспитании детей
Вопросы и ответы родителей о здоровье, развитии и воспитании детей
Я happy MAMA — сообщество счастливых мам. Мы стараемся нести вам радость и пользу каждый день. Любите и будьте любимы!
При использовании материалов сайта обязательно наличие активной ссылки на страницу исходной записи
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сказке «Мужик и медведь»
Главный герой сказки «Мужик и медведь», обработанной А.Н.Толстым, – простой русский крестьянин, который решил посеять в лесу репу. Но ему стал угрожать хозяин леса, медведь. Тогда мужик пошел на хитрость. Он предложил медведю заключить сделку: мужик выращивает репу и отдает медведю вершки от репы, а себе берет корешки. Медведь и согласился.
Созрел урожай и, как договаривались, медведю достались вершки, а мужик свои корешки, то есть саму репу загрузил в телегу. Но тут медведь решил попробовать, каковы корешки у репы на вкус. Попробовал и понял, что мужик его обманул. Рассердился медведь на хитрого мужика.
На следующий год мужик посеял рожь. Когда урожай созрел, медведь его уже дожидался и потребовал себе корешки. Мужик не стал возражать, отдал медведю корешки ржи, а колосья с собой увез. Медведь, как ни старался, корешки съесть так и не смог. И теперь они с мужиком во вражде состоят.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Мужик и медведь» состоит в том, что хитростью да смекалкой любого грозного врага победить можно. Мужик умный был и грозного медведя не испугался. Понял он, что медведь, хоть и суров, а глуп. Этим мужик и воспользовался и дважды лесного хозяина обмануть сумел.
Сказка «Мужик и медведь» учит не бояться опасности, а искать решение проблемы, проявлять смекалку и сообразительность.
В сказке мне понравился мужик, который сумел и своего добиться и расправы грозного медведя избежать.
Какие пословицы подходят к сказке «Мужик и медведь»?
Большой вырос, да ума не вынес.
Хитростью силу борют.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Чему учит сказка «Мужик и медведь», мораль сказки, главная мысль?
какие качества осуждаются в сказке
Можно сказать, что сказка «Мужик и медведь» даёт ребёнку первое представление о том, что вещи могут быть на поверку иные, чем кажутся, что нужно смотреть глубже. Взрослым это кажется простой и наивный пример, порой сказка воспринимается нами, как шутейная, анекдотичная. Но не для маленького ума! Не секрет, что в сознании детей мир делится на черное и белое, на добро и зло, правильное и не правильное, нужное и не нужное, полезное и вредное. В этом и есть детская наивность, в этом и сила, и слабость детского восприятия. Сказка Мужик и медведь приоткрывает ребёнку секрет, что мир несколько сложнее. И если ребёнок-медведь будет воспринимать мир однобоко, то рискует быть обманутым, попасть в сложную ситуацию или что-то упустить.
Причем самое мощное действие сказка имеет именно на очень маленьких детей, которые едва научились понимать что такое эти овощи. Смутно помню своё самое первое восприятие сказки. Это было какое-то открытие!
А вот детей постарше, младших школьников, сказка уже просто забавляет. Хитрый мужик, простак-медведь. Но так как он с наездами, то его не жалко. Вообщем, совсем другая история!
Сказка про то, как мужик с медведем урожай делили. Мишка остался ни с чем два раза.
Сказка учит сообразительности, смекалке или хитрости. Мужик не просто обманул медведя, медведь сам соглашался на такой обман, хотя и не понимал сперва в чем он состоит.
Мораль сказки: не соглашайся на то, чего не знаешь. Мишке, конечно, надо было бы знать, что является съедобным в каждом растении. Не понятно только зачем он брал урожай, если не знал, как его употреблять. Так что можно осудить мишкину неосведомленность, глупость. Он же во второй раз мог быть умнее. Но снова попался на хитрость мужика. А мужик-то не растерялся: и медведю часть дал и себя снова не обидел.
В сказке «Мужик и медведь» мне сама не знаю почему все время было жалко нерадивого медведя, которого мужик сумел обвести вокруг пальца два года подряд.
Главная мысль такова: не всегда нужно слушать сладкие речи и соглашаться на все, если не знаешь о чем идет речь, лучше спросить у знающих людей, посоветоваться и лишь потом принимать решения.
А вот на примере мужика показано, что иногда хитростью и уловками можно добиться гораздо больше результатов, нежели силой и мощью. Как говорится, если нет ума, то и сила не поможет.
Мужик сумел сильного медведя использовать себе во благо, он все лето сторожил его урожай, да еще и медведю ничего не пришлось давать за это.
Эта народная сказка изображает двух партнеров по сельскохозяйственным работам. Дела у них идут отлично до той поры, пока не приходит время делить урожай. Второе название сказки звучит как «Вершки и корешки». Медведь, из которого знаток агрономии неважный, принимает ту долю, которую выделяет ему мужик, и каждый раз оказывается в дураках.
Поучительная сказка Мужик и Медведь.
В данной сказке кроется такой смысл, что не нужно бояться кого-то, кто больше и сильнее тебя. Если нет возможности побороть его физически, то можно попробовать обмануть его, схитрить. Что и сделал мужик. Любую проблему можно решить, главное проявить смекалку.
Мужик не захотел делиться с медведем свои урожаем, потому что тот решил позаимствовать себе его просто так, не помогая мужику.
И еще раз данная сказка подтверждает, что добродетели выигрывают перед отрицательными качествами героев.
Если коротко сказать, то ум побеждает силу. Есть даже русская народная пословица на эту тему: «разум силу победит».
Мораль сказки в том, что проявив смекалку и хитрость можно выйти в выигрыше из любой ситуации.
Мужик, обычный крестьянин, решил посеять репку, но его начал запугивать медведь, мужик не испугался, а решил схитрить и выиграл.
Во второй раз медведь хотел отыграться, но и тут мужик не прогадал, а подсчитал наперед и остался в выигрыше.
Ещё хочу сказать, что не стоит так заигрывать с медведями, можно и отгрести.
Помню и я эту замечательную сказку. Известна она мне больше под названием Вершки и корешки. Два действующих персонажа в сказке, это медведь и мужик, которого я бы назвала очень мудрым и умным.
Мораль сказки в этой такая, можно благодаря смекалки, хитрости и умению выиграть в любом деле. Так мужик хитростью добыл себе хороший урожай дважды.
Мишку можно назвать глупым и доверчивым такие качества так же присущны людям.
Главная мысль автора что можно выйти победителем в любой ситуации, даже не смотря на угрозы.
На мой взгляд, в первую очередь эта русская сказка учит таким вещам как умение думать, учит хитрости и сообразительности. Медведь сильнее, но мужик умнее, и за счет этого выигрывает.
Медведь выглядит брутально и сурово по сравнению с человеком, но тот обманывает его, потому что только сила, без разума, бесполезна в жизни.
Также в сказке заложена отличная мысль, что нельзя подписывать договора, не вникнув в их суть и предмет сделки!
На таком простом примере это очень наглядно показано.
Теоретически, эта сказка показывает, что силу можно победить только умом. Находчивый мужик дважды оставил медведя ни с чем, но на этом историю пришлось закончить, поскольку в третий раз медведь просто забрал бы весь урожай.
Примечательно то, что человек (носитель разума) даёт право выбора животному (обладателю силы), и таким образом перекладывает ответственность за результат на последнего.
Сказка о том как медведь полагаясь только на свою силу пытался мужика-трудягу обмануть забрав у него часть урожая.
Сказка учит смекалистости, смелости (мужик не испугался медведя), учит даже некой хитрости, предприимчивости, умению давать отпор даже тем кто сильней тебя кратно.
Эта сказка по своему повествованию напоминает народную и в ней описывается причина почему животные стали иметь на своей шкуре различные разноцветные рисунки.
Сказка начинается с того, что раньше все звери имели одинаковую окраску и о живя в пустыни они были легкой добычей леопарда и человека – эфиопа по национальности.
Доведённые до отчаяния звери уходят в лес и там у них от переливающихся в листве солнечных лучей, на шкуре стали появляться различные узору, у зебр полоски, у жирафов пятна и т.д.
Поняв, что эти пятна и полосы являются маскировкой, эфиоп стал иметь черный цвет кожи, а леопарда он раскрасил сажей с помощью пальцев.
Этот рассказ учит нас наблюдательности ха природой, веть в ней ничего случайного нет.
В сказке Мамина-Сибиряка «Сказка про славного царя Гороха» мы наблюдаем за действиями главных персонажей и убеждаемся в том, что многое в жизни зависит от характеров героев.
Царь Горох когда-то был добрым и веселым человеком и все жители царства пребывали в благоденствии. Но властелин со временем стал злым, жадным и подозрительным, и это повлияло на жизнь членов его семьи, а государство погрузилось в хаос.
Так, жадность Гороха привела к тому, что царь Косарь озлобился и развязал войну с его царством, а дочь Кутафья была заточена в башне. Вскоре в государстве начался голод, а люди стали роптать.
В то же время мы видим добрую и самоотверженную Горошинку, маленькую дочь царя Гороха, которая спасает отца и всю семью от верной гибели. Горошинка помогает сестре Кутафье покинуть башню и вскоре она выходит замуж за Косаря.
Главная мысль сказки заключается в том, что злоба, неуемная жадность и жестокость вызывают ответное зло. А если к людям проявлять любовь, внимание и заботу, то вас непременно оценят и ответят вам тем же.
Сказка учит нас быть дружелюбными и честными, выручать близких из беды и не жадничать. Мы видим, что только добрый человек может быть счастливым, а злой непременно потерпит поражение. Добро всегда побеждает зло.
Чему же на самом деле учит сказка?
В сказке Киплинга «Как краб играл с морем» повествуется о временах сотворения мира, а главным творцом выступает Старый Волшебник. Он и решил создать на Земле общий свод правил для всех созданий, дабы каждое из них играло в свою игру, то есть выполняло отведенную ему роль.
Все животные, птицы и рыбы были собраны в одном месте и Волшебник велел всем играть. Человек же должен был контролировать весь процесс, а от игры маг его освободил, поскольку считал его умным. И только Краб, считавшийся королем всех крабов, решил жить по своим правилам и потихоньку занырнул в море. Но девчушка заметила бегство Краба, о чем позже и рассказала Волшебнику.
Все живые создания стали выполнять свою работу, а Человек за ними присматривал. Однако вскоре он пожаловался магу на то, что кто-то играет с морем, в результате чего случаются приливы, а вода заливает его жилье. Девчушка вспомнила про убежавшего в море Краба, и Волшебник учинил ему допрос. Выяснилось, что когда огромный краб выходил и заходил в море, то случались отливы и приливы.
В этом дупле жил сперва дятел, который дупло и выдолбил. Но потом дятел улетел и опустевшее дупло занял скворец. Прожил скворец какое-то время, а дуб все крошится и дупло расширяется. Прилетел к дуплу сыч и выгнал скворца.
Потом сыча белка прогнала, а белку куница. Куницу пчелы лесные напугали, стали в дупле роиться, мед запасать. А уж узнал про то медведь, пришел и сломал дуб.
Главная мысль этой сказки в том, что даже самое обычное дерево в лесу может стать домом для самых разных зверей и птиц. И что то, что сделал один, может послужить верой-правдой многим.
Эта сказка учит нас тому, что нет в природе ничего бесполезного, все устроено очень разумно и гармонично. Эта сказка учит наблюдать за жизнью лесных обитателей и следовательно любить природу.
Конспект беседы «Вершки и корешки» с детьми 5–7 лет
Нина Александровна Волкова
Конспект беседы «Вершки и корешки» с детьми 5–7 лет
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Задачи. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Закрепить знания детей об овощах.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ.
— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая сказка, а разумная. Русская народная сказка «Вершки и корешки», про мужика да медведя.
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушёл в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: — Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз положил и повёз в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь на воз положил и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, жалко вам медведя или нет, и почему? (ответы детей).
Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка.
Дети, назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим вершки (ответы детей).
Назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим корешки (ответы детей).
Дети, почему мужик не захотел делиться плодами своего труда с медведем? (предположения детей).
— Медведь большой, сильный, да ленивый. Сам работать не хочет, да и мужику мешает, хочет его из леса выгнать. Вот поэтому мужик его и обманул. Не зря народная пословица говорит: «И сила уму уступает». Всегда победит тот, кто умнее.
Малоподвижная игра «Вершки и корешки»
Дети, стоят по кругу.
— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки». Поиграем в игру «Вершки и корешки»? (ответы детей).
Игровые правила:
тайну сохраняем, молча играем;
если кушаем вершки, руки вверх ты подними;
если вкусен корешок, то присядешь ты, дружок
Игра проводится в быстром темпе.
Лексический материал.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Весело играли, вершки и корешки определяли.
По желанию детей игра повторяется.
Конспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группы Беседа на тему «Кто, кем работает?» с детьми подготовительной группы Каждый из ребят мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию.
Конспект беседы с детьми «Человек и его здоровье» Беседа с детьми «Человек и его здоровье» Цели: • рассказать дошкольникам о детском организме; • сформировать стремление к здоровому образу.
Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке. Задачи: рассказать об истории балалайки, из каких частей состоит, к каким видам.
Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.
Игра «Вершки и корешки» Предварительная работа. • Чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме. • Осенью при уборке урожая воспитатель и дети.
Конспект беседы с детьми «Какие бывают книги?» Задачи: 1. Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. 2. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах.
Конспект беседы с детьми по теме «Дорожные знаки» Конспект беседы с детьми по теме «Дорожные знаки» Цель: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи Закрепить знания.