версаль это что в истории
Обитель порока Измены, интриги и смертельные дозы яда: тайная жизнь королей в Версале
«Лента.ру» начинает серию публикаций о роскошных резиденциях королей, императоров и диктаторов. Эти великолепные дворцы, часто окруженные живописными парками, долгие десятилетия были доступны только их высокопоставленным владельцам и свите. Однако сейчас многие из резиденций превращены в музеи и представлены широкой публике. Первая статья посвящена легендарному Версалю — дворцу Людовика XIV, «короля-солнца».
От охотничьего домика до королевской резиденции
Когда речь идет о всем известных достопримечательностях, может показаться, что они существовали всегда. Однако еще в начале XVII века, при дедушке «короля-солнца» никакого Версаля не существовало. Точнее, местность с таким названием имелась неподалеку от Парижа (в юго-западном направлении от него), но пышного дворца с регулярным парком там не было и в помине.
Версаль впервые упомянут в документах аббатства Сен-Пьер де Шартр, датированных XI столетием. В XVI веке версальские владения (замок с охотничьими угодьями) переходят в собственность приближенного Карла IX Марсиаля Ломени, от него — к фавориту королевы Катерины Медичи Альберу де Гонди, графу де Ретц.
Статус Версаля изменился при короле Людовике XIII (отце будущего «короля-солнца»). Этот несколько странный монарх не отличался громкими успехами — ни во внешней и внутренней политике, ни в своей частной жизни. Фактически от его имени управлял страной его премьер-министр, кардинал де Ришелье. Сам сюзерен, по отзывам современников, едва ли не страдал агорафобией и стремился при всякой возможности уединиться, удалиться от двора. Его угнетали открытое пространство и большие залы Лувра и Пале-Рояля, где тогда обычно пребывал его двор.
Король приобрел версальские угодья, чтобы построить себе резиденцию. Он помнил эти места с детства: дворцовые документы зафиксировали, что юный Луи впервые побывал в Версале еще в шестилетнем возрасте: отец — король Генрих IV — взял наследника с собой на охоту. Двумя годами позже Генриха убили, и королем стал Людовик.
Разумеется, восьмилетний мальчик не мог править страной, и бразды правления взяла в свои руки его мать, вдовствующая королева Мария Медичи. Ее крутой нрав и сложные отношения с ее приближенными и фаворитами стали причиной апатичного отношения нового монарха к своим обязанностям и тогда, когда он достиг совершеннолетия и воцарился не только де-юре, но и де-факто.
Вид с высоты птичьего полета на дворец и сады Версаля в XVII веке
Картина Пьера Пателя, 1668 год
Решив построить себе загородную резиденцию, Людовик XIII в 1623 году приказал выкупить участок с мельницей и домом мельника на окруженном болотами версальском плато, принадлежавшем некому Жану де Суази. Первый версальский замок был по сути крошечным (по королевским меркам, разумеется) домиком длиной около 24 и шириной около шести метров. Сейчас такие «хоромы» можно назвать разве что дачей средней руки. Впрочем, стены были, как и положено замку, возведены из камня и кирпича, а крыша покрыта сланцевыми плитками.
Королю-агорафобу были по вкусу и маленькие размеры замка, и то, что к нему не так просто подобраться: путь назойливым посетителям преграждали топи и лесные заросли. Он намеренно не устроил в замке женской половины, чтобы приезжавшие к нему время от времени королева-мать и жена, Анна Австрийская, не могли остаться на ночь или на несколько дней и тем нарушить его уединение. Примечательно, что первой интригой в стенах Версаля стали тайные переговоры короля и Ришелье об отстранении королевы-матери от власти. Кардинал одержал верх в политической борьбе, и Марию Медичи выслали из страны.
Со временем Луи XIII решил расширить свою загородную резиденцию. В 1632 году земли вокруг замка выкупили у графа де Ретц. Сама постройка стала обширней, обзавелась флигелями и павильонами. Дворец окружили сады, разбитые ландшафтными архитекторами Буасо и Менуром. Однако Луи XIII недолго наслаждался своим загородным владением: в 1643 году король умер, оставив престол наследнику — четырехлетнему Луи XIV.
От забвения к возрождению
Версальский замок пустовал около 18 лет: молодому королю, растущему среди интриг придворных его матери Анны Австрийской, королевы-регентши, было не до загородных дворцов. Принцы королевской крови (родственники наследника), фаворит его матери кардинал Мазарини (премьер-министр королевства) и другие аристократы при поддержке Парижского парламента и испанского короля устроили волнения, которые длились с 1648 по 1652 год. В истории они известны под названием «Фронда».
Стабильности в стране не способствовала и война с Испанией, которая закончилась только в 1659 году подписанием Пиренейского мира и помолвкой Людовика XIV с испанской инфантой Марией-Терезией. В 1660 году король женился на инфанте, в 1661 умер Мазарини.
Начало возрождению Версаля и его превращению в самую блистательную из западноевропейских резиденций положила все та же свадьба короля и инфанты. Вскоре после женитьбы Луи XIV посетил отцовский охотничий замок и решил его облагородить и расширить. Он пригласил Шарля Эррара (тогда он просто назывался художником, а теперь его назвали бы декоратором или дизайнером интерьеров), чтобы перестроить дворец и разделить на две половины: для самого короля, его жены и будущего наследника-дофина, и для брата короля — принца Филиппа, герцога Орлеанского.
Тогда же начинается и скрытая куртуазная история Лувра. Людовик XIV не любил свою жену: его брак с испанской инфантой был делом государственной важности, но отнюдь не романтическим союзом влюбленных. Разумеется, монарх регулярно проводил время с супругой (доказательством чему были появившиеся у королевской четы шестеро детей, три сына и три дочери), однако сердце его принадлежало любовницам: как постоянным фавориткам, так и мимолетным увлечениям.
Первой «неофициальной хозяйкой Версаля» была Луиза Франсуаза де Лавальер, фрейлина жены брата короля, герцогини Орлеанской. По воспоминаниям современников, Луиза не отличалась красотой, ее лицо было рябоватым от оспы. Однако короля это не остановило: на его собственном лице были те же «украшения». Король устраивал во дворце праздники в честь фаворитки, осыпал ее подарками и возвел в герцогское достоинство. У монарха было четверо детей от Луизы, младший из которых, названный в честь отца, получил титул графа и стал адмиралом.
Тогда архитектор разработал план дворца, напоминающего «конверт», который обрамлял бы старый замок Людовика XIII. Этот план и был реализован — но перепланировка и улучшение растянулись на долгие годы. С 1661 по 1663 год на обустройство Версаля было израсходовано полтора миллиона ливров (ранее в такую сумму обошлось обустройство и содержание дворца Фонтенбло в течение 17 лет), в 1664 году — 781 000 ливров, в 1665-м — 586 000 ливров. Министр финансов Кольбер не раз высказывал королю свое недовольство «нецелевым использованием средств». Не исключено, что эти упреки стали одной из причин отставки Кольбера.
Солнце в зените
Кроме собственно дворца, в реконструкции нуждались сады и парк, его окружающие. При Людовике XIII Версаль окружали болота, и такое соседство совсем не нравилось королевскому двору. И молодому Луи XIV, и его приближенным хотелось чего-то изысканного и прекрасного. В 1664 году король устроил для своих придворных и иностранных послов первый праздник в череде множества многодневных гуляний с фейерверками, танцами, театральными представлениями. Не в последнюю очередь благодаря Версалю взошла звезда многих поэтов, драматургов и художников XVII столетия, в частности, Мольера. Интерьеры дворца расписывал художник Шарль Лебрен, один из известнейших живописцев своего времени.
Во дворце появились комнаты, ставшие эталонами дворцовой архитектуры так называемого «Большого стиля», который связывают с именем Людовика XIV. Это, в частности, грандиозная Зеркальная галерея, связывающая Салон Мира (приемную покоев королевы) и Салон Войны (приемную покоев короля). Другие помещения дворца, включая Банный кабинет с мраморными ваннами, парадные лестницы (Лестница Послов и Лестница Королевы), до сих пор поражают своим великолепием: отделка натуральным камнем, золоченая лепнина, живописные плафоны, зеркала и уникальный наборный паркет.
Версальским парком занимался знаменитый архитектор Ленотр: королевский заказ прославил его имя. Геометрически правильные газоны, клумбы с арабесками, дорожки и аллеи дали всем садам такого рода название «французских регулярных парков» — в противовес «английским пейзажным паркам», вошедшим в моду в эпоху классицизма, более века спустя.
Версаль
Дворец и парк в Версале * | |
---|---|
Palace and Park of Versailles** | |
Всемирное наследие ЮНЕСКО | |
| |
Страна | Франция |
Тип | Культурный |
Критерии | i, ii, vi |
Ссылка | 83 |
Регион*** | Европа и Северная Америка |
Включение | 1979 (3 сессия) |
Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles ), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.
Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.
С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.
Содержание
Строительство
Охотничий замок
История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.
Людовик XIV
С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.
Людовик XV
После смерти Людовика XIV в 1715 году, пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I, во время своего визита во Францию, останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).
Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.
Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца; а также личные покои Людовика XV – малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже – на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).
Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.
Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления, Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI, и был завершён только в ХХ веке (Verlet, 1985).
Стоимость
Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра. [источник не указан 1116 дней] Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. [источник не указан 1116 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро. [источник не указан 1116 дней] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери. [источник не указан 1116 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.
Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.
Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон и т.д.
История
Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.
Эпоха Французской революции
5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.
5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось.
После революции
Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.
Провозглашение Германской империи
Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.
Предварительный мирный договор с Францией был подписан месяцем позже — 26 февраля, опять же в Зеркальной галерее. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.
Версальский договор
В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.
Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.
После Второй мировой войны
После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.
Родившиеся во дворце
В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей:
Попытки подражания
Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Версаль» в других словарях:
Версаль — Версаль. Дворец. ВЕРСАЛЬ (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв … Иллюстрированный энциклопедический словарь
версаль — я, м. Versaille. Дворец резиденция фр. королей недалеко от Парижа. Образец для подражания современных монархов Европы. Рассматривался как центр утонченности, тонкой и льстивой дипломатии и т. п. Парафразом Версаля, во всяком случае в отношении… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Версаль — (Одесса,Украина) Категория отеля: Адрес: Дворянская Улица 18, Одесса, 65000, Украина … Каталог отелей
Версаль — (Обнинск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Курчатова 41, Обнинск, Россия … Каталог отелей
Версаль — (Домбай,Россия) Категория отеля: Адрес: Пихтовый Мыс 1, Домбай, Россия, О … Каталог отелей
ВЕРСАЛЬ — (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв.: обширный дворец (длина… … Современная энциклопедия
Версаль — Версай (Versailles), город во Франции, юго западный пригород Парижа. Впервые упоминается в 1075. В 1682 1789 главная резиденция французских королей. Дворцово парковый ансамбль Версаля вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624,… … Художественная энциклопедия
версаль — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Версаль (Версальский дворец)
Версальский дворец (фр. Château de Versailles) – одна из французских королевских резиденций, которая была построена в пригороде Парижа, городе Версале, в XVII веке. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей не только во Франции, но и в мире.
Комплекс Версальского дворца, в который входят еще несколько «малых дворцов» и парк, является самым большим в Европе. Несмотря на пышность и размер, общий вид Версальского дворца целостный, он не создает ощущения нагромождения элементов и излишества, что позволило ему стать образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. Но сам Версаль стал символом неумеренных и нерациональных трат государственных денег во времена самого пика абсолютной монархии. Этим дворец и интересен, так как вряд ли в ближайший исторический период где либо появятся резиденции, способные затмить собой Версаль.
История
История строительства Версальского комплекса достаточно проста, ее можно пересказать буквально одним предложением: король Людовик XIV на пике как собственного могущества, так и силы самой Франции, захотел новую резиденцию и построил ее. Но политическая подоплека и роль Версаля в мировой истории очень обширна и интересна.
Местность до начала строительства
Версаль был небольшим селом на некотором отдалении от Парижа, примерно в 20 километрах от центра французской столицы. Первое упоминание встречается в документе 1038 года, тогда им владел некий феодал Гуго де Версаль. Поселение находилось на оживленной дороге из Парижа в Нормандию, но чума и войны фактически уничтожили это село в последующие века.
Относящаяся непосредственно к королевскому дворцу история начинается в 1575 году, когда флорентиец Альберт де Гонди, сделавший карьеру при дворе Карла IX, получил в свое владение эти земли. Затем, в начале XVII века, в Версаль, по приглашению семьи Гонди, приезжал Людовик XIII на охоту. Местность очень понравилась королю и в 1624 году тут была построена небольшая охотничья королевская резиденция. После смерти последних представителей флорентийского рода земли переходят во владение короны.
Расширение версальского шато
В 1632 году, после присоединения земель Гонди, происходит первое расширение охотничьего дома. Были достроены два вспомогательных крыла, стена, закрывающая вход, четыре башни. Вокруг вырыли ров, а территория была защищена отдельной стеной. Таким образом, небольшой охотничий домик превращен в укрепленную загородную королевскую резиденцию. Тут проживает будущий Людовик XIV, ставший королем в возрасте 5 лет, коронованный лишь в 1654 году и начавший реально править только в 1661-м. К началу правления Людовика XIV будущий главный дворец еще больше расширился, появились два больших внешних крыла, несколько вспомогательных построек, обновлены внешние стены.
Параллельно происходят политические процессы, которые и повлияли на то, что именно Версальский дворец в будущем стал местом постоянного расположения королевского двора. До 1661 году за короля правили его мать, Анна Австрийская, и министр – кардинал Мазарини. Будущий король, чудом переживший гражданскую войну – Фронду, понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но действовал предельно осторожно. Дождавшись смерти кардинала в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без помощи первого министра.
В том же 1661 году был арестован Николя Фуке, который занимал во Франции должность министра финансов, благодаря которой сделал себе огромное состояние и получил власть. Фуке как раз 1661 году завершил строительство личной резиденции, другого известного французского дворца – Во-ле-Виконт. Это поместье было арестовано, а занимавшаяся строительством тройка: Луи Лево (архитектор), Андре Ленотр (специалист по садам и паркам) и Шарль Лебрен (художник, занимавшийся также интерьерами) перешли на работу к Людовику, который был поражен красотой дворца главного финансиста.
Андре Ленотр также знаменит тем, что строил парк, позже ставший улицей Елисейские поля.
Строительство королевского дворца в Версале
Перестройка Версаля из загородного поместья в тот дворец, который мы видим сегодня, велась в три этапа, каждый из которых начинался в период между войнами, которые вел Людовик XIV. При этом полностью королевский двор переехал сюда из Лувра лишь в 1682 году, но де-факто король значительную часть своего времени проводил в Версале и до этого.
Постройка новой королевской резиденции преследовала множество политических целей. Во-первых, Людовик XIV, поддерживающий абсолютизм, опасался измен и переворотов, потому предпочитал держать аристократическую верхушку поблизости. Во-вторых, находиться в Париже было опаснее, чем в загородной резиденции, если случится восстание среди народа. В-третьих, наличие у короля дворца такого уровня роскоши укрепляло его власть не только во Франции, но и на мировой арене. При Людовике XIV Франция находилась на вершине культурного, политического и военного могущества, а Версальский дворец стал одним из доказательств этого.
Первый этап
Работы первого этапа перестройки дворца и версальского парка начались в 1664 году, а завершились в 1668-м, так как Франция начала войну с Испанией. В это время замок и парк были расширены, чтобы иметь возможность принимать большое количество гостей, до 600 человек.
Второй этап
После завершения войны за Нидерланды, в 1669-м, начали вторую строительную кампанию в Версале, которая продлилась 3 года. Основные изменения – полная перестройка центральной части, которая раньше была охотничьим домиком.
Северное крыло было переделано в апартаменты для короля, а южное – для королевы. Западная часть была превращена в террасу, которая уже позже станет знаменитой Зеркальной галереей. Была обустроена и уникальная роскошная октагональная ванна, наполнявшаяся горячей водой. Верхние этажи заняли частные комнаты, а также апартаменты для королевских детей.
Интересно и очень необычно, что покои для короля и королевы имели одинаковые размеры и практически зеркальную планировку. Учитывая отношение Людовика XIV к своей жене, Марии Терезии, скорее всего, преследовалась политическая цель – в будущем объединить два королевства на равных условиях, но эти планы не удалось реализовать.
Третий этап
После завершения очередной войны, Голландской, в 1678 году началась третья кампания строительства Версаля, протянувшаяся до 1684 года. Именно во время нее на месте террасы была построена самая известная комната – Зеркальная галерея. Она соединила покои короля и королевы и прославилась своим роскошным оформлением, которое поражает даже сейчас, хотя на самом деле значительную часть элементов роскоши продали уже в 1689-м.
Из новых зданий в Версале появились два больших крыла, в которых расположилась оранжерея, покои принцев крови, а также комнаты для представителей дворянства, проживавших во дворце. Кроме того, именно в этот период значительное внимание уделили парковой части.
Главной исторической вехой стал 1682 год, когда королевский двор официально переехал в Версальский дворец из Лувра, а дворянство фактически обязали селиться рядом с королем, что привело к росту населения и благосостояния города Версаля.
Четвертый заключительный этап строительства
Долгое время в Версале ничего не строили, так как государственный бюджет сильно просел из-за войн, а в 1689-м году был принят эдикт о борьбе с роскошью и даже некоторая часть оформления королевского дворца была продана, чтобы спонсировать Девятилетнюю войну. Но через время после ее завершения в 1699 году, началась последняя строительная кампания Людовика XIV, которая стала самой длинной и закончилась в 1710-м.
Ее основной целью стало строительство новой часовни, пятой для Версаля по счету. Кроме нее небольшие изменения вносились и в сам дворец, но они небыли значительными. В то же время здание часовни сильно повлияло на облик дворца, так как, из-за высоты и прямоугольной формы, изменило вид фасада, что вызвало критику даже в те годы. Но все же и архитектурный стиль барокко, и богатое внутреннее убранство сделало часовню Версаля одним из самых интересных элементов комплекса.
Версальский дворец после Людовика XIV
Людовик XV так же вносил изменения во дворец. Их масштаб несопоставим с работами его отца, но все же довольно значителен. Внутренние интерьеры основного здания были переделаны, в частности – ради строительства покоев для дочерей короля разрушили Лестницу Послов, единственную парадную лестницу дворца.
Из главных архитектурных новшеств этого периода обычно выделяют Малый Трианон, отдельный достаточно скромный дворец для фаворитки – мадам Помпадур, а также Королевскую Оперу. Проект постоянного театра на территории дворца появился еще при предшественнике, но именно Людовик XV нашел средства на театр, который на тот момент стал самым большим в Европе и который функционирует и сегодня.
Интересно, что Версаль посещал Петр I. Во время поездки его поселили в Большом Трианоне, отдельном замке для короля, предназначенном для отдыха от официоза. Русский император вдохновлялся дворцом при строительстве Петергофа, но не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь общую идею.
Правление Людовика XVI отразилось, в первую очередь, на версальском парке. Его значительно переделали, главным образом потому, что многие деревья за сотню лет с момента посадки засохли. Также некоторые изменения были внесены в интерьеры и оформление фасадов.
После революции
С началом революции во Франции Людовик покинул Версальский дворец и поселился в Париже в Тюильри, а старая резиденция перешла под контроль жителей города Версаля. Руководство смогло защитить его от разграбления, Людовик XVI затем пытался вывезти мебель, но это не удалось сделать.
После ареста короля Версальский дворец опечатали, а затем составили план по уменьшению роскоши и дальнейшему использованию комплекса. Значительная часть мебели распродавалась на аукционах, кроме особо ценных экспонатов, которые были отправлены в музей. Сам дворец и прилегающие территории собирались продать или сдать в аренду, но в итоге его решили оставить во владении Республики и использовать «для общественного блага». Сюда свозились различные изъятые ценности, которые потом стали основой музейного фонда. Сам дворец при этом пришел в упадок, его восстановлением занялся Андре Дюмон, но даже потом элементы декора и интерьера продавались для покрытия государственных расходов.
Наполеон изменил статус Версальского дворца обратно на резиденцию правителя, хотя сам проживал не в основном здании, а в Большом Трианоне. Но экспонаты при нем были распределены по другим музеям. Также Версаль выполнял функции филиала Дома инвалидов, получив этот статус еще до прихода к власти императора.
В XIX и XX веке дворец сыграл важную роль в истории. Тут была провозглашена Германская империя, затем подписан франко-прусский мир, а потом – известный Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне.
Глобальные изменения были внесены Луи-Филиппом I, который снова превратил Версальский дворец в музей, посвященный французскому величию. Этот статус фактически сохранен и до наших дней, хотя музей с того времени был реорганизован, а экспозиции выстроены исходя из научных, а не политических принципов. Многое для Версаля сделал его куратор Пьер де Нолхак, который не только преобразовал выставки, но и занялся восстановлением дореволюционного облика дворца.
Наше время
Сегодня Версальский дворец сохраняет статус музея и одной из главных достопримечательностей Франции, но параллельно за ним сохраняется ряд официальных государственных функций. В XX веке после Второй мировой войны пострадавший и запустевший Версаль пришлось восстанавливать на деньги, которые собирали со всей Франции. Для определенной рекламы тут проводились абсолютно все встречи между главами государств вплоть до 90-х годов.
Сейчас Версальский дворец финансово и юридически автономен, а прибыль ему приносят 5 миллионов человек, ежегодно посещающих эту французскую достопримечательность. Также от 8 до 10 миллионов посещают парк и сады Версаля.
Стоимость строительства
Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.
Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.
Несмотря на однозначно высокую сумму затрат, при строительстве Версальского дворца его превращали во «французскую витрину» и все материалы, декор, отделка и другие элементы по требованию короля должны были производиться только внутри Франции.
Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:
Версальский парково-дворцовый комплекс
Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.
Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.
Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.
Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал - центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.
Некоторая часть помещений доступна для осмотра только в составе организованных групп или экскурсий с гидом.
Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.
Большой Трианон
На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.
Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.
Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.
Малый Трианон
А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее, Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.
Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.
Ферма Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.
Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.
Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.
Для большего антуража дома искусственно состаривали, например – рисовали на стенах трещины краской.
Парк Версаля
Парковая часть дворцового комплекса привлекает почти столько же туристов, сколько и сам дворец, тем более что вход в парк зачастую (когда не работают фонтаны) бесплатен. Сама территория парка очень большая, около 5 квадратных километров, а разделен он на несколько условных зон, две основные:
Почти вся парковая зона Версаля насыщена фонтанами, бассейнами и каналами. Нет смысла перечислять их все, но есть ряд самых известных и заметных: фонтан Нептуна, Большой канал, фонтан Апполона.
Фонтаны работают не постоянно. Их включают чаще всего по выходным, в это время вход в парк становится платным.
Обойти весь парк за один раз очень сложно, многие даже не успевают дойти до Трианонов, потому на поездку в Версаль можно отвести 2 дня, тем более, что для этого продаются специальные билеты.
Мероприятия
В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.
Музыкальные фонтаны
Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.
Ночное шоу фонтанов
В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.
Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.
Другие мероприятия
Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.
Информация для туристов
Основной способ попасть в Версаль из Парижа – поезда системы RER, линия C, станция Versailles Rive Gauche. От остановки до входа в комплекс около 10 минут пешком.
Есть прямой автобус от станции метро Pont de Sevres, его номер – 171, остановка – конечная.
Также многочисленные автобусы-шаттлы организуются различными туристическими агентствами.
Для детей от 0 до 5 лет вход в Версаль бесплатный. Студенты, дети от 6 до 17 лет, люди с ограниченными возможностями получают скидки.
Весь комплекс всегда закрыт по понедельникам. Также есть три дополнительных выходных дня: 1 января, 1 мая, 25 декабря.
*Информация может быть не точной, рекомендуется уточнять на официальном сайте Версаля перед посещением. Также Версаль или его части закрывают во время официальных визитов.
На территории Версаля действует кафе с террасой и едой на вынос, а также несколько точек с картошкой в мундире и соками-фреш. Возле Большого канала находится два ресторана.
Для передвижения по парку можно арендовать сигвей, велосипед или прокатиться на туристическом поезде, который за 7,5 € перевезет вас от Шато к Трианонам.
Также можно арендовать лодку для прогулок по Большому каналу и Маленькой Венеции.