вероятно сами большевики в октябре еще не представляли что уже
Вероятно сами большевики в октябре еще не представляли что уже
Теперь опыт с Учредит. Собранием проделан. Вероятно, сами большевики в октябре еще не представляли, что уже в начале января, два месяца спустя после переворота, удастся так легко разделаться с этим собранием. Как известно, одно из обвинений, предъявленных ими Временному Правительству, заключалось в том, что Вр. Правительство затягивало выборы… А когда для них Учредит. Собрание оказалось не подходящим, они без колебаний его разогнали. Если бы Вр. Правительство чувствовало подлинную, реальную силу, оно могло сразу объявить, что созыв Учредит. Собрания произойдет по окончании войны, — и это, конечно, по существу было бы единственно правильным решением вопроса, после того как отказ Михаила Александровича сделал необходимой постановку вопроса о форме правления. Но Вр. Правительство не чувствовало реальной силы. Ибо с первых же дней его существования началась та борьба, в которой на одной стороне стояли все благоразумные и умеренные, но — увы! — робкие, неорганизованные, привыкшие лишь повиноваться, неспособные властвовать элементы общества, а на другой — организованное rascality, со своими тупыми, фанатическими, а порою бесчестными вожаками.
Центром тяжести всего положения сразу стал вопрос об армии.
Недели через три после переворота, начиная с двадцатых чисел марта, стали прибывать в Петербург депутации с фронта. Целью их приезда выставлялось, с одной стороны, — заявить Вр. Правительству о своей готовности поддержать новый строй и защищать свободу, а с другой, — уяснить себе настоящую сущность отношений между Вр. Правительством и Советом раб. депутатов. Депутации прибывали ежедневно, с разных фронтов, от разных частей, в более или менее многочисленном составе, с командирами и офицерами во главе, с красными значками и красными знаменами. Почти всегда Вр. Правительство принимало их в ротонде Мариинского дворца. Помню, как в начале меня поражала картина внутренности этого дворца и как трудно было сочетать ее со старыми воспоминаниями, относящимися к эпохе дореформенного Совета и моей службы в Государственной канцелярии. Тогда Мариинский дворец был святилищем высшей бюрократии. В нем помещались Государственный Совет с Государственной канцелярией, Комитет Министров и его канцелярия и канцелярия по принятию прошений, на Высочайшее Имя приносимых. В великолепных залах дворца, устланных бархатными коврами, обвешанных тяжелыми драпировками, уставленных золоченой мебелью, бесшумно двигались необыкновенно статные камер-лакеи в расшитых ливреях и белых чулках, разнося чай и кофе. В дни заседаний пленума (по понедельникам) царила какая-то взволнованная торжественность. Внушительные фигуры по большей части престарелых сановников, в лентах и орденах, — военные и придворные мундиры, — сдержанные разговоры — всё создавало какую-то атмосферу недоступности, оторванности от низменной будничной жизни. В эти дни человек в пиджаке показался бы какой-то неприличной и дикой аномалией, если бы он вдруг очутился в среде этих выхоленных, нарядных, осанистых людей.
Сейчас все это исчезло бесследно. Мариинский дворец подвергся радикальному «опрощению». В его роскошные залы хлынули толпы лохматых, небрежно одетых людей, в пиджаках и косоворотках самого пролетарского вида. Великолепные лакеи, сменив ливреи на серые тужурки, потеряли всю свою представительность. Прежнее торжественное священнодействие заменилось крикливой суетой. Все это произошло хотя и постепенно, но в очень короткий промежуток времени. В первые недели в Мариинском дворце собиралось только Вр. Правительство да Юридическое Совещание. Тогдашний «революционный» городской голова Ю. Н. Глебов настойчиво хлопотал о том, чтобы большой зал Государственного Совета, вместе с аванзалом, был предоставлен Городской Думе для ее заседаний. Я так же настойчиво противодействовал этой попытке, которая и провалилась. Но зато Мариинский дворец очень скоро стал центральным местом всяких комиссий, а когда начало свои работы Совещание по выработке закона о выборах в Учредит. Собрание, бывали дни, когда все залы, до ротонды включительно, были заняты комиссиями. В марте еще этого не было, ротонда почти всегда бывала свободна, и ею пользовались для приема воинских депутаций.
Вероятно сами большевики в октябре еще не представляли что уже
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1–11 является последовательность цифр или слова (словосочетания). Имена российских государей следует писать только буквами.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) аграрная реформа П. А.Столыпина
2) захват Константинополя крестоносцами
3) взятие острова Корфу русским флотом под командованием Ф. Ф. Ушакова
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) принятие плана ГОЭЛРО
Б) издание Новоторгового устава
В) убийство князя Игоря в ходе восстания древлян
Г) дарование конституции Царству Польскому
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ниже приведён список терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1945–1953 гг.
1) «холодная война»; 2) гласность; 3) космополиты; 4) демилитаризация; 5) Коминформ; 6) «антипартийная группа».
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Запишите термин, о котором идёт речь.
Особая организация профессиональных воинов, существовавшая в Древнерусском государстве при князе, имевшая деление на «старшую» и «младшую», называлась ____________________.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) | ФАКТ | |||||||||||||
Век | Событие истории зарубежных стран | |
---|---|---|
XV в. | __________________(А) | Падение Византийской |
__________________ (Б) | Бородинское сражение | __________________(В) |
XVII в. | __________________(Г) | Заключение Вестфальского мира |
__________________(Д) | Начало составления | __________________ (Е) |
1) восстание под предводительством С. Т. Разина
5) Полтавская битва
6) начало правления Василия II Тёмного
7) первый созыв Генеральных штатов во Франции
8) провозглашение «доктрины Монро» в США
9) начало Крестовых походов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК и СНК.
«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы – княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В соответствии с данным декретом Россия впервые провозглашалась республикой.
2) Данным декретом отменялась Табель о рангах.
3) Согласно положению данного декрета он должен был приводиться в исполнение земскими управами.
4) В период, когда был издан данный декрет, Председателем СНК был И. В. Сталин.
5) В период Гражданской войны на территориях, подконтрольных Белым армиям, данный декрет не действовал.
6) В период, когда был издан данный декрет, Россия участвовала в Первой мировой войне.
Укажите век, когда к Российской империи впервые была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «4». Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства города, обозначенного на схеме цифрой «6», было окончательно закреплено условиями «______________ мира» с Речью Посполитой».
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
Назовите имя короля Речи Посполитой, под командованием которого в период Смуты в России после долгой осады был взят город, обозначенный на схеме цифрой «2».
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» на схеме обозначен город, бывший одним из основных противников Москвы в борьбе за великое княжение владимирское в первой половине XIV в.
2) Цифрой «5» на схеме обозначен город, где в период Смуты было сформировано народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
3) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором до присоединения к Московскому государству существовала республиканская форма правления.
4) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «8» и «9», вошли в состав Московского государства в течение одного столетия.
5) Цифрой «7» в легенде схемы обозначены территории, присоединённые к Московскому государству в период правления князя, под командованием которого русские войска одержали победу в Куликовской битве.
6) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «9», были присоединены к Московскому государству монархом, созвавшим первый Земский собор.
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
Установите соответствие между памятниками и произведениями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
И КУЛЬТУРЫ
Б) Афанасий Никитин
1) основоположник российской военно-полевой хирургии
2) механик-изобретатель, автор проекта одноарочного моста через Неву
3) один из первых европейцев, достигших Индии, описавший своё путешествие в знаменитых путевых заметках
4) наставник детей царя Алексея Михайловича, положивший начало основам отечественного стихосложения
5) один из авторов современного гимна РФ
6) основоположник жанра критического реализма в русской литературе
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная марка была выпущена в период «оттепели».
2) Художник, картина которого изображена на марке, является автором нескольких полотен, написанных на сказочные и былинные сюжеты.
3) Современниками художника, картина которого изображена на данной марке, были И. П. Павлов и И. И. Мечников.
4) Живописец, картина которого изображена на данной марке, был членом Союза художников СССР.
5) Членами творческого объединения, к которому принадлежал художник, создавший изображённую на марке картину, были К. С. Малевич и М. З. Шагал.
Какие из представленных ниже памятников архитектуры были сооружены в том же веке, когда родился автор изображённой на данной марке картины? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.
Назовите царевича, об убийстве которого идёт речь в отрывке. Укажите десятилетие, когда был убит царевич. Назовите царя, находившегося в это время на российском престоле.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического документа
Укажите три довода, приведённых автором в подтверждение вины Бориса в смерти царевича.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического документа
Укажите любые три мероприятия, непосредственно связанных с деятельностью упоминаемого в тексте Бориса (до его вступления на престол).
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического документа
Вероятно сами большевики в октябре еще не представляли что уже
Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.
«Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: «Представьте моё положение: я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…» Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как Первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».
Прочтите отрывок из документа и напишите название собрания, о котором идёт речь.
«Вероятно, сами большевики в октябре ещё не представляли, что уже в начале января, два месяца спустя после переворота, удастся так легко разделаться с [этим] собранием. Как известно, одно из обвинений, предъявленных ими Временному правительству, заключалось в том, что Временное правительство затягивало выборы. А когда для них собрание оказалось неподходящим, они без колебаний его разогнали».
Прочтите отрывок из листовки и укажите название собрания, дважды пропущенное в тексте.
«5 января было созвано ____________ собрание, и для того, чтобы яснее обнаружился перед всей страной истинный его характер, ему ребром был поставлен вопрос: признаёт ли оно власть Советов. Гордо и самоуверенно отказалось _____________ собрание ответить на этот вопрос, отклонив обсуждение предложенной ему Декларации, и тем встало открыто против Советов, этого самого драгоценного приобретения… революции».
Прочитайте отрывок из сообщения в газете «Правда» и напишите географическое название, дважды пропущенное в тексте.
«ТАСС сообщает, что японская военщина 31 июля нарушила советскую границу на высотах, что к западу от озера _________, и японские войска, открыв неожиданный артиллерийский огонь, внезапно атаковали в ночное время войска пограничной охраны СССР, расположенные на границе. Японцы заняли советскую территорию глубиной в четыре километра. На высотах к западу от озера _________ завязался бой, продолжавшийся несколько часов. Японская военщина получает сильный отпор, и японские войска несут большие потери в людях и материальной части. Потери советских войск выясняются».
Досрочный тест ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 1
Решать досрочный вариант ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 1
Часть 1
Задание 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) аграрная реформа П.А.Столыпина
2) захват Константинополя крестоносцами
3) взятие острова Корфу русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова
Задание 2.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) принятие плана ГОЭЛРО Б) издание Новоторгового устава В) убийство князя Игоря в ходе восстания древлян Г) дарование конституции Царству Польскому | 1) 945 г. 2) 1097 г. 3) 1667 г. 4) 1815 г. 5) 1920 г. 6) 1961 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 3.
Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1945–1953 гг.
1) «холодная война»; 2) гласность; 3) космополиты; 4) демилитаризация; 5) Коминформ; 6) «антипартийная группа».
Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.
Задание 4.
Напишите пропущенное слово.
Особая организация профессиональных воинов, существовавшая в Древнерусском государстве при князе, имевшая деление на «старшую» и «младшую», называлась ____________________.
Задание 5.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) политика «разрядки»
В) Заграничные походы русской армии
Г) распад Древнерусского государства на самостоятельные княжества и земли
2) созыв Берлинского конгресса
3) подписание Поляновского мирного договора
4) подписание советско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны
5) заключение Ништадтского мира
6) «Битва народов» под Лейпцигом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 6.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) « взошла на престол насильственным и беззаконным образом. И странно, как это удалось! Два гвардейских офицера, братья Орловы, почти без всякого участия вельмож, генералов, Сената, Синода и прочих коллегий, Императрицу, гонимую мужем своим, привозят, на удачу, к командиру одного гвардейского полка, в тёмной надежде на его к ней расположение, собирают три полка гвардии, убеждают присягнуть ей, низвергают царствовавшего Императора и таким образом делают переворот, которому безмолвно покоряется всё пространнейшее в мире государство без малейшего кровопролития. Нет ни одной жертвы, кроме самого венценосца».
Б) «Всё могло бы кончиться одними насмешками, если бы не было ссылок, заточений в крепости и казематы, наказаний кнутом и прочих истязаний. Как можно унять целую нацию, которая видит, что ею управляют с жестокосердием и безрассудством? Восстановляя против себя дворянство и войско, император находился ещё в заблуждении, будто бы привязывает к себе чернь тем, что он дал свободу расколам и запретил помещикам держать крестьян на барщине более трёх дней в неделю, но вместе с тем он отдавал свободных крестьян в крепостное владение своим приверженцам и гатчинским выслуженцам и при случавшихся от того возмущениях повелевал наказывать нередко кнутом».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Императрица, о которой идёт речь в тексте, – Елизавета Петровна.
2) В отрывке речь идёт об императоре Павле I.
3) Император, о котором идёт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской.
4) Современником описываемых событий был А.Д. Меншиков.
5) В период правления императора, о котором идёт речь в отрывке, был установлен новый порядок наследования престола.
6) Описываемые в тексте события произошли в 1760-х гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 7.
Какие из перечисленных ниже событий произошли в годы правления Михаила Фёдоровича? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Гангутское сражение
2) заключение Деулинского перемирия
3) полная отмена местничества
4) отказ короля Владислава IV от претензий на российский престол
5) возвращение из польского плена Филарета (Романова)
6) создание стрелецкого войска
Задание 8.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В ходе операции советских войск «Багратион» был освобождён город _____________.
Б) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» – _____________.
В) В ходе Московской битвы произошёл бой у ______________.
Пропущенные элементы:
1) станция Прохоровка
2) О.В. Кошевой
3) разъезд Дубосеково
4) Киев
5) Минск
6) М.В. Кантария
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) сражение на реке Шелони
В) подписание Берлинского трактата
Г) заключение «Андрусовского перемирия» между Россией и Речью Посполитой
2) Д.Д. Холмский
3) А.М. Горчаков
4) Д.М. Боброк-Волынский
5) Г.В. Чичерин
6) С.Ю. Витте
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 10.
Прочтите отрывок из документа и напишите название собрания, о котором идёт речь.
«Вероятно, сами большевики в октябре ещё не представляли, что уже в начале января, два месяца спустя после переворота, удастся так легко разделаться с [этим] собранием. Как известно, одно из обвинений, предъявленных ими Временному правительству, заключалось в том, что Временное правительство затягивало выборы. А когда для них собрание оказалось неподходящим, они без колебаний его разогнали».
Пропущенные элементы:
1) восстание под предводительством С.Т. Разина
2) XIII в.
3) XI в.
4) XIX в.
5) Полтавская битва
6) начало правления Василия II Тёмного
7) первый созыв Генеральных штатов во Франции
8) провозглашение «доктрины Монро» в США
9) начало Крестовых походов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 12.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК и СНК.
«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.
Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы – княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики.
Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.
Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.
Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.
Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются.
Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В соответствии с данным декретом Россия впервые провозглашалась республикой.
2) Данным декретом отменялась Табель о рангах.
3) Согласно положению данного декрета он должен был приводиться в исполнение земскими управами.
4) В период, когда был издан данный декрет, Председателем СНК был И.В. Сталин.
5) В период Гражданской войны на территориях, подконтрольных Белым армиям, данный декрет не действовал.
6) В период, когда был издан данный декрет, Россия участвовала в Первой мировой войне.
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
Задание 13.
Укажите век, когда к Российской империи впервые была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «4». Ответ запишите словом.
Задание 14.
Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства города, обозначенного на схеме цифрой «6», было окончательно закреплено условиями «______________ мира» с Речью Посполитой».
Задание 15.
Назовите имя короля Речи Посполитой, под командованием которого в период Смуты в России после долгой осады был взят город, обозначенный на схеме цифрой «2».
Задание 16.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» на схеме обозначен город, бывший одним из основных противников Москвы в борьбе за великое княжение владимирское
в первой половине XIV в.
2) Цифрой «5» на схеме обозначен город, где в период Смуты было сформировано народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
3) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором до присоединения к Московскому государству существовала республиканская форма правления.
4) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «8» и «9», вошли в состав Московского государства в течение одного столетия.
5) Цифрой «7» в легенде схемы обозначены территории, присоединённые к Московскому государству в период правления князя, под командованием которого русские войска одержали победу в Куликовской битве.
6) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «9», были присоединены к Московскому государству монархом, созвавшим первый Земский собор.
Задание 17.
Установите соответствие между деятелями науки и культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Н.И. Пирогов Б) Афанасий Никитин В) С.В. Михалков Г) Симеон Полоцкий | 1) основоположник российской военно-полевой хирургии 2) механик-изобретатель, автор проекта одноарочного моста через Неву 3) один из первых европейцев, достигших Индии, описавший своё путешествие в знаменитых путевых заметках 4) наставник детей царя Алексея Михайловича, положивший начало основам отечественного стихосложения 5) один из авторов современного гимна РФ 6) основоположник жанра критического реализма в русской литературе |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
Задание 18.
Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная марка была выпущена в период «оттепели».
2) Художник, картина которого изображена на марке, является автором нескольких полотен, написанных на сказочные и былинные сюжеты.
3) Современниками художника, картина которого изображена на данной марке, были И.П. Павлов и И.И. Мечников.
4) Живописец, картина которого изображена на данной марке, был членом Союза художников СССР.
5) Членами творческого объединения, к которому принадлежал художник, создавший изображённую на марке картину, были К.С. Малевич
и М.З. Шагал.
Задание 19.
Какие из представленных ниже памятников архитектуры были сооружены в том же веке, когда родился автор изображённой на данной марке картины? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Задание 20.
Назовите царевича, об убийстве которого идёт речь в отрывке. Укажите десятилетие, когда был убит царевич. Назовите царя, находившегося в это время на российском престоле.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) царевич – Дмитрий;
2) десятилетие – 1590-е гг.;
3) царь – Фёдор Иоаннович
Задание 21.
Укажите три довода, приведённых автором в подтверждение вины Бориса в смерти царевича.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Могут быть указаны следующие доводы:
1) Годунов жестоко расправился с виновными в гибели убийц царевича;
2) Годунов щедро наградил родственников убийц царевича;
3) не было тщательного расследования данного убийства.
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию
Задание 22.
Укажите любые три мероприятия, непосредственно связанных с деятельностью упоминаемого в тексте Бориса (до его вступления на
престол).
Могут быть указаны следующие мероприятия:
1) учреждение патриаршества;
2) успешный отпор войску крымского хана при нападении на Москву;
3) возвращение в результате успешной русско-шведской войны Яма, Ивангорода, Копорья;
4) строительство стен Белого города в Москве;
5) введение урочных лет.
Могут быть указаны другие мероприятия; не оценивать мероприятия, проведённые в период царствования Бориса Годунова
Задание 23.
В годы «перестройки» в СССР в качестве важнейшего рычага демократизации и повышения социальной активности населения рассматривалась политика гласности. Укажите любые три формы проявления политики гласности в данный период.
Задание 24.
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Внутренняя политика Николая I не способствовала социально-экономическому развитию России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Задание 25.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547–1560 гг.; 2) сентябрь 1689 г. – январь 1725 г.; 3) октябрь 1928 г. – май 1941 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);