верный что за сеть
«Верный»: жизнь после скандалов
«Верный»: жизнь после скандалов
Сеть «Верный» — далеко не самый крупный, но, пожалуй, самый скандальный российский ретейлер. Уже год торговая сеть будоражит рынок заявлениями о разрыве контрактов с разными крупными брендами. Алексей Ратинер, эксперт, экс-региональный директор сети «Лента», считает, что у «Верного» ровно два пути. Один из них крайне негативный.
Сеть «Верный» раз за разом мелькает в лентах новостей, отраслевых каналов и экспертов со своими скандальными заявлениями и карикатурами о выводе из ассортимента продукции крупных федеральных производителей. Очередным участником этих новостей оказался Danone.
Отраслевое и экспертное сообщество шутит, обсуждает и вздыхает от регулярно повторяющихся сценариев, но продолжает бурно обсуждать причины и, главное, последствия этих действий далеко не маленького ретейлера.
Давайте для начала вспомним с чего все начиналось и как развивался конфликт «Верного» и крупных федеральных производителей.
Как «Верный» расставался с брендами
21.09.2020 — сеть впервые заявила о выводе из ассортимента продукции компании Heineken из-за невозможности договориться о ценах. По заявлению ретейлера – условия работы были хуже на 19,5% чем у конкурентов. Новость сопровождалась карикатурой в стиле «Крокодила» 80-х годов, ставшей потом фирменным стилем таких новостей от сети.
10.11.2020 — полки покидает продукция Bonduelle. Причины те же – дискриминационные условия.
10.06.2021 — ретейлер продолжает развивать свою политику переговоров с поставщиками и разрывает контракты с Perfect Van Melle (бренды Mentos, Fruittella, Chupa Chups).
16.06.2021 — спустя всего несколько дней разорван контракт с Pernod Ricard (Jameson, «Арарат»).
27.09.2021 — происходит отказ от поставок продукции «МАЙ-Foods» (бренды «Майский», «Лисма», Curtis и Richard, Coffesso) в количестве 31 SKU.
14.10.2021 — очередное расторжение договора – теперь с производителем сгущённого молока «Алексеевское», занимающим значительную долю рынка.
01.11.2021 — заявление о выводе из ассортимента некоторых товаров мультинациональной компании Danone с едкой карикатурой, намекающей, что сеть получает цены выше на 9%, чем конкуренты.
· Несмотря на громкие расторжения договоров, продукция поставщиков все еще находится на полках магазинов. Причем, судя по наполненности, и срокам годности – это новые поставки.
· В чем причина этого: либо такие шаги позволяют «прогнуть поставщиков» и найти с ними в итоге общий язык, либо это были только громкие звуки и сеть продолжает работать на новых, выгодных поставщику условиях? Судя по ценнику – цена на уровне крупных федеральных игроков, т.е. можно говорить о нормальных условиях для ретейлера, если он может выдержать такую ценовую планку.
Конечно, оценивать эффект таких громких событий стоит с нескольких точек зрения, в долгосрочной перспектив и с учетом максимального количества факторов. Давайте попробуем выделить самые основные:
1. Традиционно все вопросы переговоров федеральных поставщиков (особенно мультинациональных) и крупного ретейла держатся в максимальном секрете, т.к. и для тех и для других – это большой кусок пирога. Но так же традиционно – основные условия так же знакомы ключевым переговорщикам конкурентов хотя бы в общих чертах – коммуникацию в сообществах никто не отменял.
2. Несомненно, закон о торговле и текущее законодательство максимально защищает поставщиков (и мультинациональных тоже) о «беспредела» торговых сетей, но так же очевидно что эта игра тоже имеет две стороны: обсуждение условий договоров с конкурентами и требования в отношении поставщика аналогичных конкурентам полочных цен незаконны. И конечно же, есть понимание того, что условия для разных игроков могут сильно отличаться в зависимости от размера сети.
4. С другой стороны, вести дела подобным образом и откровенно высмеивать своего прошлого и будущего партнера, не совсем подобает для крупного игрока с известным именем и представленностью в нескольких крупных регионах страны. Такой подход отталкивает потенциальных партнеров и сотрудников: «Если так ведут себя снаружи, где стоит соблюдать политес, то что творится внутри?», спрашивают себя они?
5. А внутри, судя по показателям продаж и убытков и состоянию магазинов все далеко от идеала: операционные стандарты крайне низкие, сотрудников не хватает, а сеть, несмотря на достаточно хороший рост продаж и продолжающиеся открытия магазинов, показывает растущие операционные убытки, как минимум, два года подряд.
6. О причинах происходящего внутри компании можно рассуждать долго, но инсайдеры говорят о подобном же резком методе общения и внутри компании. Все это напоминает управление и бизнес из 90-х, когда напор и наглость решали 99% всех вопросов, скидки выбивались из партнеров силой, а высокие наценки позволяли скрыть все ошибки управления внутри.
7. Несомненно, бизнес, построенный на жестких методах переговоров и управления, существует и даже успешно работает – вспомним сеть «Светофор». Но эта ниша тоже не пуста и требует, вероятно, даже больше дисциплины и внутренних правил и порядков, для достижения успешных результатов. В нише, которую в свою очередь, стремится занять «Верный», с конкуренцией «Пятерочкам» и «Магнитам», такой подход уже не работает, да и полученные сверхприбыли от более глубоких скидок со стороны поставщиков идут не в карман собственнику, а на развитие партнерских проектов и улучшение системы менеджмента внутри компании.
Выживет ли «Верный» в таких условиях и с таким подходом? Думаю, что в долгосрочной перспективе и без изменений в управлении или формате компании – нет.
Тут может быть два успешных пути развития:
1. Ссорясь с кем-то, иметь партнеров, которые могут закрыть эту нишу СТМ, либо поставлять самые дешевые товары no name. Постепенно уходя от брендов и крупнейших игроков, можно войти в другую нишу – жестких дискаунтеров и успешно развиваться там.
2. Второй путь – это внутренние изменения «через пот, кровь и слезы», с привлечением современных менеджеров и инструментов управления и партнерства.
В противном случае стоит ожидать скорого ухода с рынка, вслед за «Дикси» и Billa, еще одного ретейлера и консолидации розничной торговли в руках крупных федеральных игроков с хорошей финансовой и управленческой силой внутри.
Олег Высоцкий, «Верный»: «Следующую тысячу магазинов мы планируем открыть за 4–5 лет»
Торговая сеть «Верный» за 8 лет с момента основания открыла уже тысячу магазинов – немногие торговые сети в России показали столь стремительный рост. В планах – открывать магазины в два раза быстрее и занять третье место на рынке среди продуктовых сетей. О том, что помогает сети так быстро развиваться, и зачем CEO «Верного» Олег Высоцкий держит в своем кабинете вилы, – в нашем интервью.
– Как вы проходили этот путь к тысячному магазину?
– Восемь лет, которые у нас ушли на открытие тысячи магазинов, – все-таки достаточно долгий срок. Хотя для страны и сферы FMCG это рекорд. Мы начинали бизнес с нуля, раздавали поставщикам презентацию на три страницы о том, что будет такая сеть. Первые поставщики заключали контракты с сетью, которой еще не существовало. Конечно, у нас есть профессионалы с отработанными методиками по открытию и развитию торговых точек, но главная предпосылка – наша воля к работе. У меня в кабинете есть два предмета: монитор с показателями, который визуализирует ежедневные достижения и результаты, и настоящие деревенские вилы, напоминающие, что нужно постоянно «толкать процесс».
– Вы авторитарный руководитель?
– Я себя таким не считаю, но сотрудники говорят, что я иногда давлю. Но я точно далек от бирюзовой организации.
– Как много торговых точек пришлось закрыть, прежде чем вы достигли этого юбилейного показателя?
– За эти годы мы закрыли порядка 7–8% магазинов.
– Сколько времени уходит на оценку торговой точки, прежде чем вы решаете, что ее нужно закрыть?
– Самый быстрый случай – через полгода после открытия. Но это может случиться и через два года, и через три. Например, магазин был прибыльный, а потом рядом с ним построили новую трассу, ограничившую доступ покупателей, затеяли стройку и возвели забор. Такие точки мы закрываем. Бывали ситуации, когда локация нормальная, но рядом открылся другой, больший по площади и более удобный магазин. Тогда свой мы просто переносим на другую локацию вместе с персоналом. Мы оцениваем каждый наш магазин с точки зрения эффективности. В целом, после открытия нужно 12 месяцев, чтобы выйти на плановый оборот.
– Как вы сейчас определяете формат, в котором работает «Верный»?
– За 8 лет работы наш формат несколько изменился. Мы запускались как мягкий дискаунтер. В жестком дискаунтере товары выкладываются большими фейсингами, сокращено количество операций, трудозатраты на обработку одной единицы товара снижены. А мы старались сделать магазин приятным для покупателей, с низкими ценами и достаточными ассортиментом. Запустили собственное производство хлеба, установили «правильные» холодильники с прозрачными дверцами, чтобы сохранить свежесть товаров и снизить энергопотери, сделали точечный свет, чтобы выгодно представить товар. Увеличили ассортимент с 3500 SKU до 4500–5000 SKU. Добавляем достаточно много товаров категории фреш, пробуем некоторые премиальные товары. Также раньше мы были ограничены минимальной площадью торгового зала: не брали в работу помещения с торговым залом меньше 250 квадратных метров. Сейчас берем.
– Планируете ли вы идти в новые регионы?
– Мы применяем подход концентрированного развития. Мы вышли одновременно в 4 города – Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань – и стали вокруг них наращивать сеть. У нас есть 5 распределительных центров – площадью от 25 до 50 тысяч квадратных метров. От этих центров сеть распространилась еще на несколько областей, и сейчас мы работаем в 9 субъектах страны: Московской, Ленинградской, Тульской, Владимирской, Калужской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской, Свердловской областях и в Татарстане. Больше всего наших магазинов находится в Подмосковье, поскольку это самый динамично развивающийся регион, люди имеют хороший доход, а стоимость недвижимости ниже, чем в Москве. У нас в собственности порядка 10% помещений, остальные арендуем. В текущем году планируем открыть 216 магазинов, и мы откроем их в этих регионах. За их пределы пока не собираемся. У нас с большим запасом выстроена логистика, есть парк грузовиков, и нам нужно заполнить наши действующие РЦ.
– Если говорить в целом об итогах прошлого года, то каким он выдался для вас?
– Мы добились высокого значения сопоставимых продаж (Like for Like) среди сетей – плюс 7,5%. По показателям продаж мы выросли на 30,4%. Товарооборот сети по итогам 2020 года с НДС составил 89,9 млрд. руб. Количество магазинов за 2020 год увеличилось на 15,8%.
Странно, но можно сказать, что пандемия подстегнула наш формат. Сотрудники магазинов проявляли, так скажем, чудеса героизма, когда поначалу ничего не было известно об этой болезни, никто не знал, как от нее защищаться. Мы инвестировали достаточно много средств в безопасность персонала, что негативно повлияло на статью чистой прибыли. Но это – временное явление. Если магазины работают, покупатели идут, а сотрудники чувствуют себя уверенно и защищенно – это главное. Дальше будет лучше.
– Как сейчас строятся ваши отношения с поставщиками? В прошлом году вы вводили мораторий на цены, чем закончилась эта история?
– С доброй половиной поставщиков мы договорились о том, что цены или не будут повышаться совсем, или этот процесс будет происходить плавно, в несколько этапов. С некоторыми мы разговаривали в ультимативной форме, поскольку их цены мы считаем по отношению к сети «Верный» дискриминационными. Разница достигает до 8% с лидерами рынка. Получается, мы должны или продавать эти товары дороже, или зарабатывать меньше. Мы приняли решение, что играть в повышение цен с покупателями мы не будем. Так что с некоторыми поставщиками мы распрощались. Не скажу, что они плохие и дальнейшая работа с ними будет невозможна. Вероятно, нам всем нужно время, чтобы переосмыслить то, что произошло, и в будущем мы можем вернуться к сотрудничеству.
– Выпускаете ли вы СТМ, будете ли наращивать эту категорию товаров?
– Доля продаж товаров частной марки сейчас составляет 6,5%, к концу года планируем нарастить ее до 9,8%. Это направление мы считаем очень важным, поскольку это основной дифференцирующий фактор между сетями. Если посмотреть на рынок, например, Западной Германии, то там в похожих между собой магазинах доля частных марок достигает 80–90%. Наше видение – довести долю СТМ до 30%. В этом году мы запустим еще порядка 300 SKU. Это выгодно для всех: сеть зарабатывает больше, чем при продаже товаров известной федеральной марки, а покупатель может приобретать товар с теми же свойствами, что и у известного бренда, но дешевле на 25–30%.
– На какие сегменты в частной марке вы ориентируетесь?
– Мы сейчас развиваем ее в эконом и среднем сегментах. Марки «Верная цена» и «%» – товары «первой цены». В среднем сегменте у нас есть наши бренды «В», «Васильково поле», «Грин маркет», «Норд фьорд» и другие.
– Какие товары считаете наиболее интересными и перспективными по части СТМ?
– Поговорим о технологиях. Вы с самого запуска сети начали использовать электронные ценники. Как себя показал этот проект?
– Действительно, мы одними из первых в России запустили проект электронных ценников. А в масштабах сети более чем 100 магазинов, пожалуй, первые. Более того, мы не припомним вообще в истории продуктовой розницы, чтобы так масштабно внедрялись электронные ценники. Честно признаемся, что помимо масштабности проекта он отличался еще и крайней дорогивизной. Если коротко говорить про результаты этого проекта, то он себя не оправдал. Основная причина – высокая стоимость самих ценников, а также высокий процент износа, порчи, боя и потерь. Все это делает весь проект неокупаемым. Электронные ценники нравились молодым покупателям, хотя некоторые пожилые посетители жаловались, что экранчики иногда бликуют и трудно разглядеть цифры. К сожалению, на текущий момент намного эффективнее делать ценники на бумаге и обновлять их вручную. На текущий момент проекта электронных ценников в повестке развития нашей сети нет. Сейчас с электронными ценниками у нас осталось порядка 30 магазинов. В новых точках эту технологию мы не используем.
– Как обстоят дела с доставкой покупок на дом? Вы начали заниматься этим направлением?
– До пандемии у нас был проект доставки только из «Быстронома». Это несколько дарксторов в Москве. Собственную доставку из «Верного» мы запустили в конце прошлого года. Сегодня к ней подключена треть сети – около 300 магазинов. До конца года подключим еще 200. Мы работаем с «Яндекс.Еда» и Delivery Club, заказы собирают наши сотрудники прямо в магазинах. Ожидаем, что в этом году доля онлайн-торговли достигнет примерно 2% в общем обороте. Нашим приоритетом остается офлайн, но, учитывая события последнего времени, мы не можем упускать онлайн-канал и будем продолжать его развивать.
– Как вы относитесь к развитию других сервисных составляющих?
– Очень положительно. Если говорить, скажем, про кофе-автоматы, то они есть в значительной части наших магазинов. Например, сейчас пилотируем оплату по QR-коду. Наши магазины стали более современными и стильными с точки зрения дизайна и используемого оборудования. Развиваются магазины и с точки зрения цифровизации – мы запустили мобильное приложение, сайт, развиваем свою программу лояльности, где покупатель получает дополнительные скидки, рассылки с акциями и тп. Все это, безусловно, меняет облик магазина, но не меняет его основную суть – продавать качественный товар как можно ближе покупателю по минимальным ценам.
– Несколько недель назад вы снова объявили акцию для покупателей со сменой фамилии на Верный. Зачем вам это нужно?
– Цель нашей акции – сформировать вокруг бренда «Верный» сообщество лояльных покупателей, которые объединены общими ценностями, интересами. Основное условие акции – мотивированное желание участника поменять фамилию и вместе с этим изменить жизнь.
Четыре года назад мы проводили подобную акцию – результаты нас удивили. За один месяц мы получили 4000 заявок на смену фамилии от покупателей со всей страны. Мы отобрали из них только 100 участников. Все они сменили фамилию на Верный.
Мы перед запуском акции в 2021 году обзвонили участников прошлой акции – оказалось, почти все остались Верными до сих пор, среди них очень интересные люди – предприниматели, музыканты, банковские сотрудники, заводские работники, врачи. У всех какие-то позитивные изменения произошли в жизни: кто-то получил работу, кто-то повышение, кто-то женился.
В текущей акции мы уже получили почти 3000 заявок и продолжаем их получать. Так что это очень хорошая, добрая история, которая помогает реальным людям изменить жизнь к лучшему, а нам – получить лояльных покупателей.
– Какие государственные инициативы сейчас были бы полезными для ритейлеров?
– Я думаю, что государству нужно очень аккуратно регулировать цены. Не пытаться распространять этот подход в целом на розничную торговлю, потому что регулирование цен всегда приводит к дефициту. Торговые сети не заинтересованы в повышении цен, поскольку покупательский спрос в этом случае падает. Однако если у государства получится разобраться, почему так растет стоимость продукции российского производства – это будет лучшим способом сдерживать цены на полке. Еще один момент связан с технологией получения алкогольной лицензии. В ряде регионов, в том числе и в Москве, это очень тяжелый процесс, его можно было бы сделать более быстрым и эффективным. Вообще, там есть странные вещи: например, ты открыл магазин, получил алкогольную лицензию, а потом рядом появился стоматологический кабинет. Далее твоя лицензия может потерять силу, товарооборот падает на 20%. Или взять необходимое расстояние до школ – это же чудовищная формалистика. Какая разница, сколько метров нужно пройти школьнику до магазина – 90 или 130, ведь алкоголь ему все равно не продадут и в одном, и в другом случае?
И еще важно, чтобы из общества в целом ушла риторика про «торгашей» в отношении ритейлеров. Прошлый коронавирусный год показал, какую важную социальную роль играют розничные сети в России.
– Каковы ваши планы на дальнейшее развитие сети в целом?
– Я считаю, что реально хорошим результатом будет, если следующую тысячу магазинов мы откроем за 4–5 лет. Догнать крупнейших игроков рынка не является нашей целью, но хорошо бы «потолкаться» за третье место. У нас нет задачи быть первыми, но у нас есть задача быть среди лидеров, быть доходной компанией и зарабатывать деньги. А самый главный приоритет – наши покупатели, для которых крайне важно сохранить низкие цены и сделать потребительскую корзину более качественной и доступной.
Сеть магазинов «Верный». Работа в Верном
Первые магазины были открыты в конце октября 2012 г. одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. За три месяца 2012 г. было открыто 35 магазинов.
Показать полностью.
На 31 декабря 2013 г. в Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Екатеринбурге и Свердловской обл., Владимире и Владимирской обл., Великом Новгороде работало 150 магазинов «Верный».
В апреле 2014 г. был открыт 200-ый универсам «Верный». К июлю 2014 г. компания начала работу в Калуге и Калужской обл., Ярославле и Ярославской обл., и Туле.
В октябре 2014 г. сеть магазинов «Верный» открыла первые магазины в столице республики Татарстан городе Казани. В ноябре 2014 г. был запущен первый собственный Распределительный центр в Центральном филиале. Распределительный центр построен с учетом всех современных технологий и требований компании.
На данный момент насчитывается более 450
магазинов.
Первые магазины были открыты в конце октября 2012 г. одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. За три месяца 2012 г. было открыто 35 магазинов.
На 31 декабря 2013 г. в Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Екатеринбурге и Свердловской обл., Владимире и Владимирской обл., Великом Новгороде работало 150 магазинов «Верный».
В апреле 2014 г. был открыт 200-ый универсам «Верный». К июлю 2014 г. компания начала работу в Калуге и Калужской обл., Ярославле и Ярославской обл., и Туле.
В октябре 2014 г. сеть магазинов «Верный» открыла первые магазины в столице республики Татарстан городе Казани. В ноябре 2014 г. был запущен первый собственный Распределительный центр в Центральном филиале. Распределительный центр построен с учетом всех современных технологий и требований компании.
На данный момент насчитывается более 450
магазинов.
Сеть магазинов «Верный». Работа в Верном запись закреплена
Компания Верный получила звание «Привлекательный работодатель — 2021»
По итогам исследования, проведенного порталом Superjob.ru среди работающих компаний-работодателей, компания Верный получила статус «Привлекательный работодатель — 2021».
Superjob.ru отметил не только активную деятельность компании Верный по привлечению персонала и большой отклик соискателей, но и достойный уровень вознаграждения, предлагаемый компанией в своих вакансиях.
Показать полностью.
Несомненно, звание «Привлекательный работодатель — 2021», полученное компанией Верный, — это показатель доверия cоискателей и знак перспективной и открытой компании, имеющей стабильное положение на рынке.
Наша компания – это мы! «Верный» ценит своих действующих специалистов, создает сплоченные команды, выделяет и поощряет индивидуальные достижения, поддерживает карьерный и профессиональный рост сотрудников. Благодаря этому Компания интенсивно развивается увеличивая количество магазинов и территориальную представленность сети в ряде регионов России, что позволяет создавать новые рабочие места, возможности для развития и реализации профессионального потенциала новых сотрудников Компании.
Поздравляем Нашу Компанию с заслуженным признанием!
Сеть магазинов «Верный». Работа в Верном запись закреплена
Авиатехник из Выборга Виктор Верный в родном городе оставил колледж, прежнюю жизнь и даже фамилию. Начать с чистого листа решил в столице. В Москву Виктор приехал на старой легковушке — и здесь же без сожаления решил с ней попрощаться. Молодой человек стал одним из восьми победителей, выигравших иномарки и гаджеты в акции «Я — Верный».
Показать полностью.
«Моя машина — не знаю, как мы добрались в Москву, — она на последнем издыхании. Нам просто повезло, что мы доехали. Хочется избавиться от везения в жизни, взять все в свои руки. И поэтому сдам машину в утилизацию», — рассказывает Виктор Верный.
История Виктора Решетникова — такая фамилия указана в первом паспорте — теперь в прошлом. Он стал Верным своей мечте — причем официально. Решил поучаствовать в акции одноименной торговой сети, сменил фамилию — и не прогадал.
На участие в акции «Я — Верный» подали заявку более пяти тысяч россиян. 50 тысяч рублей получил каждый, кто сменил фамилию на Верный, но лишь восемь счастливчиков — еще гаджеты и иномарки. Так что Виктору повезло вдвойне.
«Акция „Я — Верный“ не про деньги. Это очень хорошая, добрая история, в которой реальные люди изменили жизнь к лучшему. А еще за счет акции мы сформировали вокруг бренда „Верный“ сообщество лояльных покупателей, которые объединены общими ценностями и интересами. Всего мы получили пять с половиной тысяч заявок, мы поговорили с каждым участником и выбрали только самые лучшие, искренние истории», — рассказала руководитель PR-службы торговой сети «Верный» Олеся Лаптева.
Виктор Верный стал обладателем белого «Фольксвагена». Автомат, двухзональный климат, 21-й год выпуска — можно смело покорять столицу.
Сейчас в планах счастливого обладателя нового авто — отдых, Виктор планирует поехать в солнечную Абхазию. Признается, что хочет взять смысловую паузу и подготовиться к более ощутимым переменам — работе в авиакомпании и переезду.