вернуть на этап работы комиссии что это по 44 фз
Основные этапы исполнения контракта по 44-ФЗ
Этап исполнения контракта — это отдельные части выполнения обязательств, начиная от заключения госконтракта и заканчивая публикацией отчета об выполнении. Этапы есть не только в госконтракте. Например, во внешнеторговой деятельности первостепенными становятся основные этапы реализации экспортного контракта. В контрактной системе в процессе внутренних закупок ситуация отличается.
Из каких стадий состоит исполнение
Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:
Где и как отображается в ЕИС
В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».
Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».
В ЕИС можно увидеть все этапы исполнения контракта по 44 ФЗ, пример взят из реестра:
Как завершить этап
Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события.
Исполнение отдельного этапа контракта по 44 ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:
Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 № 1093.
К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.
Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.
Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция
Отмена закупки по 44-ФЗ до размещения извещения
Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.
Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.
Шаг № 3. Внесение изменений в ПЗ и план-график в ЕИС. Сведения вносятся не позднее 3 рабочих дней после подписания приказа.
Отмена закупки после размещения извещения
Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.
Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.
Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.
Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.
Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.
Шаг № 5. Возврат обеспечения заявок участникам. Денежные средства должны быть возвращены участникам в течение 5 рабочих дней с даты отмены тендера. Если закупка проводилась на электронной торговой площадке, разблокировку таких средств производит оператор площадки.
Шаг № 6. Внесение изменений в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены.
В случае нарушения заказчиком сроков размещения информации в ЕИС, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП. Кроме того, статьей 7.31.1 КоАП установлена ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки. По общему правилу, заказчик не несет ответственности перед участниками за снятие лота, кроме случаев совершения недобросовестных действий, которые повлекли причинение убытков. К недобросовестным действиям можно, например, отнести нарушение сроков.
223-ФЗ: отмена закупки
Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует порядок отмены тендеров, предоставляя заказчикам самим регламентировать эту процедуру в положениях. По общему правилу организации прописывают упрощенный порядок отказа.
Если отказ происходит на стадии планирования, заказчик вносит изменения в план закупок. Информация размещается в ЕИС в течение 10 дней после принятия соответствующего решения.
Решение об отказе после размещения извещения может быть принято на любой стадии до подведения итогов тендера. При этом заказчик, как правило, не несет никакой ответственности перед участниками, если произошла такая отмена; положения о закупках по 223-ФЗ чаще всего предусматривают случаи, при которых снятие позиции допускается:
Рассмотрим порядок действий заказчика в этом случае.
Этап № 1. Принятие решения и утверждение его руководителем в установленном положением о закупках порядке. Чаще всего таким документом является приказ.
Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.
Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.
Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.
Что учесть при поэтапном исполнении контракта
Этапность исполнения контракта по № 44-ФЗ — это стадии реализации положений договора. Поэтапный способ влияет на:
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать Определение ВС РФ по делу № А40-170542/2018 от 04.07.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2019 № Ф05-2427/2019 по делу № А40-114546/2018 из КонсультантПлюс |
Что изменится в 2022 году
С 01.01.2022 Федеральным законом № 360 от 02.07.2021, изменившим № 44-ФЗ, вводится определение этапа. В п. 8.4 ч. 1 ст. 3 в новой редакции будет указано, что отдельный этап исполнения контракта по 44-ФЗ — это часть обязательств по договору, приёмку и оплату которой проводят отдельно, не дожидаясь окончания общего срока выполнения работ.
Используйте бесплатно путеводитель от экспертов КонсультантПлюс, чтобы без ошибок и нарушений составить госконтракт и правильно его отработать.
Как узнать об этапах
Когда изучаете проект договора, обратите внимание на порядок реализации обязательств. Если предусмотрена этапность выполнения обязательств по контракту в рамках № 44-ФЗ, то об этом обязательно напишут. Вот пример:
При такой поставке в контракт включается график исполнения контракта, по которому проводится приёмка. Например:
График включает перечень работ, продолжительность их выполнения и сроки сдачи. Там же содержится информация, когда начинается второй этап государственного контракта и когда заканчивается предыдущий.
Контрактное законодательство разъясняет, обязан ли заказчик устанавливать поэтапное исполнение контракта: заказчик устанавливает фазы работ, когда необходимо провести приёмку и оплату ранее истечения общего срока закрытия работ. Это не обязанность, а обязательное условие для перечисления оплаты и закрытия части сделки ранее общего срока завершения обязательств.
Как наказать за нарушения
Размер пеней при просрочке обязательств рассчитывают исходя из стоимости этапа договора, а не общей суммы сделки (ст. 34 № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017).
Есть суды, которые не взыскивают неустойку за просрочку исполнения отдельной стадии. В деле № А40-170542/2018 от 04.07.2019 суд дал разъяснения к этапу контракта по № 44-ФЗ. Он указал, что в Гражданском кодексе есть наказание за нарушение основных и промежуточных сроков реализации обязательств. А в № 44-ФЗ таких правил нет. Нормы этого закона носят специальный характер. Суд не взыскал неустойку за нарушение промежуточных сроков, если стороны не прописали в госконтракте другой порядок.
Арбитражный суд Московского округа постановлением № Ф05-2427/2019 по делу № А40-114546/2018 от 24.04.2019 взыскал неустойку за просрочку исполнения этапов по госконтракту с похожей формулировкой об ответственности за нарушение условий.
Чтобы избежать споров, рекомендуем зафиксировать последствия за нарушение сроков исполнения.
Как принять и оплатить
В ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе указано, что исполнение обязательств по договору включает реализацию отдельных частей поставки товара, исполнения работы, оказания услуги и оплату заказчиком таких товаров, работ, услуг. В ч. 13.1 ст. 34 № 44-ФЗ указано, что максимальный срок оплаты части обязательств — 30 дней от даты, когда заказчик подписал документ о приемке.
Другой срок оплаты устанавливают по основаниям:
Как уменьшить обеспечение после выполнения
В ч. 7.1 ст. 96 Закона о контрактной системе указано, что если в договоре прописали отдельные стадии его исполнения и установили требование обеспечить выполнение такого соглашения, то по ходу выполнения обязательства размер этого обеспечения уменьшают. Вот что такое этапы исполнения контракта по № 44-ФЗ — это основание для возврата денег на счет. Это делают, когда заказчик отправит сведения о выполнении части обязательств в реестр. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшится пропорционально стоимости выполненных обязательств, приемку и оплату которых провели по правилам и в сроки, которые предусмотрены соглашением.
Чтобы вернуть часть денег, поставщик пишет заказчику заявление о возврате. Деньги за выполненный этап вернут в течение 30 дней, а если закупка проходила с ограничениями для СМП и СОНКО, то за 15 дней. Это указано в ч. 27 ст. 34 № 44-ФЗ. Главное, чтобы поставщику не начислили неустойку и он выполнил объем, который соответствует выплаченному авансу.
Как зарегистрировать договор
Вот инструкция, как зарегистрировать госконтракт с поэтапным выполнением обязательств:
Шаг 1. Укажите количество стадий, установив переключатель «Один» или «Несколько».
Шаг 2. Заполните поле «Дата начала».
Шаг 3. Укажите даты завершения (если установили переключатель «Несколько стадий»).
Шаг 4. Нажмите на гиперссылку «Добавить», чтобы добавить новую стадию или «Удалить» для удаления.
Шаг 5. Сохраните и проверьте на нарушения по кнопке в нижней части.
В ч. 6 ст. 103 № 44-ФЗ указано, что порядок размещения документов при исполнении контрактов по № 44-ФЗ устанавливается правительством. Такой порядок утвержден постановлением № 1084 от 28.11.2013. Заказчик в течение 5 рабочих дней формирует и направляет в казначейство сведения о приемке и оплате отдельной фазы работ.
Внесение изменений в сроки выполнения работ или поставки товаров недопустимо.
Вот как поменять этап контракта в ЕИС после 01.01.2022, когда это будет разрешено:
Шаг 1. Подготовить соглашение об изменении договора на основании ст. 95 № 44-ФЗ.
Шаг 2. Подписать доп. соглашение к договору.
Шаг 3. Загрузить данные в ЕИС.
Инструкция, как занести сведения об исполнении этапа контракта в ЕИС:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет ЕИС.
Шаг 2. Перейти в реестр договоров.
Шаг 3. Найти нужный договор.
Шаг 4. Выбрать опцию «Исполнение контракта».
Шаг 5. Внести данные о закрытии отдельного этапа договора.
Шаг 6. Подгрузить документы о приёмке.
Шаг 7. Разместить данные в системе.
Разъяснение по теме
Если в госконтракте прописано несколько стадий, то итоговая стоимость каждой из них пересчитывается пропорционально: снижается стоимость цены этапа, которая была определена при формировании стартовой стоимости, на процент снижения на торгах.
Письмо Минфина России от 16.01.2020 № 24-03-08/1616 «О формировании заказчиком приемочной комиссии»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Согласно части 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Необходимо отметить, что в случае осуществления приемки силами заказчика положениями Закона N 44-ФЗ не установлены требования к лицам, включаемым в приемочную комиссию, а также ограничения на совмещение членами приемочной комиссии иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.
Формирование приемочной комиссии осуществляется заказчиком самостоятельно, членами ее могут быть в том числе контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок и иные лица, относящиеся или не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей конкретной приемке и экспертизе результатов исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом отмечаем, что порядок формирования приемочной комиссии и утверждения заказчиком решения о ее создании положениями Закона N 44-ФЗ не регламентирован.
Статьи
Комиссия по осуществлению закупок
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее – комиссия) (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, комиссия должна быть создана заказчиком исключительно при проведении конкурентных процедур закупок (конкурсов, аукционов и т.д.). Закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, проводимые в электронной форме, хотя и имеют признаки конкурентной закупки, но отнесены Законом № 44-ФЗ именно к закупкам у единственного поставщика. Следовательно, при осуществлении таких закупок комиссия не создается, а протокол подписывается заказчиком: уполномоченным должностным лицом заказчика.
Комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком до начала проведения закупки (до размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, а не до включения такой закупки в план-график, т.к. планирование закупок отнесено Законом № 44-ФЗ к сфере деятельности контрактной службы или контрактного управляющего)
В решении о создании комиссии по осуществлению закупок (в приказе руководителя организации) указываются:
— порядок работы комиссии;
— назначается председатель комиссии.
Виды комиссий
Закон № 44-ФЗ определяет несколько видов комиссий. Состав комиссии зависит от вида проводимой заказчиком закупки:
— единая (работает со всеми способами закупки, число членов – не менее 5 чел.);
— конкурсная (не менее 5 чел.);
— аукционная (не менее 5 чел.);
— котировочная (не менее 3 чел.);
— комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (не менее 3 чел.).
Комиссия любого вида может быть создана под конкретную процедуру закупки, серию закупок,
Требования к членам комиссии
В состав комиссии заказчиком преимущественно включаются:
–– лица, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок;
–– лица, прошедшие повышение квалификации в сфере закупок.
Иными словами, не менее 50% от общего численного состава комиссии должно пройти обучение по применению норм Закона № 44-ФЗ. Остальные члены комиссии должны обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Что это такое и как это подтверждать Закон № 44-ФЗ не уточняет.
При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии (ч. 4 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
В отличие от контрактной службы и контрактных управляющих членами комиссии могут быть как сотрудники заказчика, так и сторонние лица. При этом Законом № 44-ФЗ установлены ограничения в отношении того, кого нельзя включать в состав комиссии, а именно:
–– физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
–– физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
–– физических лиц, подавших заявки на участие в закупке или состоящих в штате организаций, подавших заявки;
–– физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физических лиц, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки);
–– физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками руководителя участника закупки;
–– должностных лиц контрольного органа в сфере закупок, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик обязан незамедлительно произвести замену на лиц, соответствующих всем требованиям. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается. Полномочия комиссии для проведения закупок каждым способом установлены соответствующими статьями Закона № 44-ФЗ.
Порядок работы комиссии
Порядок работы комиссии определяется заказчиком и закрепляется внутренним регламентирующим документом при создании комиссии. Таким документом может выступать, например, положение о комиссии. В положение о комиссии представляется целесообразным включить следующие разделы:
1) Цель создания и задачи деятельности комиссии
Целью создания комиссии является определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Задачами комиссии являются соблюдение всех принципов контрактной системы при определении поставщиков, а именно: открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
2) Состав комиссии и порядок формирования комиссии
Состав комиссии – это количество и перечень членов комиссии, включая председателя и членов комиссии с особыми функциями, например, заместителя председателя комиссии.
Порядок формирования комиссии – это требования о том, кого необходимо включить в ее состав. Кроме требований Закона № 44-ФЗ (лица, имеющие специальное образование, лица творческих профессий и т.д.), заказчик по своему усмотрению определяет дополнительные требования к квалификации, численному и персональному составу комиссии.
3) Организация деятельности комиссии
В данном разделе нужно указать, каким образом будет работать комиссия, например, кому будет подчиняться (непосредственно руководителю заказчика, его заместителю или руководителю другого структурного подразделения), должны ли другие подразделения выполнять требования членов комиссии, могут ли (обязаны ли) в деятельности комиссии участвовать приглашенные лица (например, сотрудники контрактной службы/контрактные управляющие, члены рабочих групп, сотрудники подразделений и т.д.).
Отдельно необходимо прописать порядок замены отсутствующих членов комиссии, например: в случае отсутствия председателя комиссии его функции выполняет заместитель/любой другой член комиссии из присутствующих. Порядок замены должен быть установлен для каждого члена комиссии, наделенного специальными функциями. Также необходимо описать порядок уведомления членов комиссии об очередном заседании. В соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ эту функцию выполняет председатель.
4) Функции комиссии
В данном разделе указываются функции в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
5) Права и обязанности комиссии, порядок взаимодействия со структурными подразделениями заказчика
В данном разделе указываются права и обязанности членов комиссии. Например, право при выполнении своих функций обращаться в различные структурные подразделения заказчика, привлекать к своей работе специалистов этих подразделений, в оговоренных Законом № 44-ФЗ случаях, привлекать независимых экспертов и др. К обязанностям можно отнести, например, сообщать курирующему руководителю или руководителю заказчика о возможности возникновения конфликта интересов, об отказе предоставления другими сотрудниками заказчика необходимых комиссии сведений (при наличии права у комиссии требовать этого) и др.
6) Документальное обеспечение деятельности комиссии
В данном разделе, например, могут быть представлены типовые формы документов, необходимых для деятельности комиссии, указаны сроки и место передачи документов в архив и др.
7) Ответственность членов комиссии
В такой раздел можно включить подробный перечень статей КоАП РФ с размерами штрафов, либо ограничиться общей фразой «в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Перечень указанных разделов является рекомендуемым, может быть изменен и дополнен в соответствии с пожеланием конкретного заказчика. Если Вы заинтересованы в подготовке положения о комиссии под нужны Вашей организации и боитесь допустить ошибки при его составлении, в том числе в части возложения на членов комиссии функций, которые не могут быть им переданы согласно Закону № 44-ФЗ, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» готов оказать поддержку в этом вопросе и разработать необходимые документы. Для этого нужно просто подать заявку здесь.
Положение о комиссии утверждается и вводится в действие в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика.