верно ли утверждение что обучение ведет за собой развитие
Верно ли утверждение что обучение ведет за собой развитие
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.
Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Верно ли утверждение что обучение ведет за собой развитие
2. Ведущая роль учения в психическом развитии человека не имеет четко очерченных возрастных границ. Как правило, оно выполняет свою ведущую роль в пределах младшего школьного возраста. Однако во многих случаях эта роль сохраняется вплоть до студенческого возраста. Вместе с тем иногда и у младших школьников учение не является ведущей деятельностью.
Ведущая деятельность наиболее эффективно влияет на процесс развития в период своего становления. Начальная школа как раз и является временем, когда учащиеся овладевают деятельностью учения. Следовательно, именно в младшем школьном возрасте учение наиболее интенсивно ведет за собой развитие.
Ориентировка на зону ближайшего развития. Как известно, понятие зона ближайшего развития введено Л.С.Выготским. Это понятие раскрывает внутреннюю связь обучения и развития. Учение может опираться на то в познавательной сфере учащегося, что уже сформировалось, что завершило свое развитие. Это означает, что учение опирается на зону актуального развития. В этом случае влияние обучения на развитие не значительно.
Но обучение может быть направлено на те компоненты и на те особенности познавательной деятельности, которые только начинают свое становление. Это означает, что обучение ориентируется на зону ближайшего развития. Только в этом случае обучение ведет за собой развитие, создает его завтрашний день.
Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» (СНОСКА: Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.-С. 251.).
Оценивая первый путь, Л.С. Выготский указывает, что в одном случае учителя ориентируются на то, что ребенок может сделать самостоятельно, и не учитывают «возможности его перехода от того, что он умеет, к тому, что он не умеет. Это есть система, которая плетется в хвосте детского развития, вместо того чтобы вести его за собой» (СНОСКА: Там же.).
Итак, обучение должно ориентироваться на то, что учащиеся не умеют делать, но могут научиться делать. Как же совершается этот переход? Ребенок осуществляет этот переход при помощи учителя, в сотрудничестве с ним, через подражание ему. Учитель является носителем того нового, чему может научиться ребенок, что находится в зоне его ближайшего развития. «Основное в обучении именно то, что ребенок обучается новому. Поэтому зона ближайшего развития, определяющая эту область доступных ребенку переходов, и оказывается самым определяющим моментом в отношении обучения и развития» (СНОСКА: Там же.- с.. 250).
Ответы на тест по педагогическая психология
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест Педагогическая психология
Предмет и задачи педагогической психологии
Предмет педагогической психологии – это:
факты, закономерности, механизмы психики
факты и закономерности психического развития
развитие психики под воздействием обучения и воспитания
правильного ответа нет
Основной задачей педагогической психологии является:
изучение психологических основ педагогической деятельности
раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого
определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения
правильного ответа нет
Проблемой педагогической психологии является:
проблема социальной адаптации и реабилитации
проблема обеспечения индивидуализации обучения
проблема детской одаренности
правильного ответа нет
В структуру педагогической психологии по И.А.Зимней входит следующий компонент:
психология педагогической деятельности
психология учебной деятельности
психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
правильного ответа нет
К основным специфическим категориям педагогической психологии относятся. (два варианта ответа)
Педагогическая психология изучает развитие личности.
под воздействием социума
в возрастном аспекте
под воздействием обучения и воспитания
Структура педагогической психологии включает…
психологию образовательной деятельности
психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося
К основным специфическим категориям педагогической психологии относятся. (два варианта ответа)
К представителям I этапа становления педагогической психологии относят. (два варианта ответа)
Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль произошло:
середина 17в. – конец 19в.
конец 19в. – начало 50-х годов 20в.
с начала 50-х годов 20в.
Педагогическая психология в системе педагогической науки и человекознания
использование случайных, неорганизованных результатов исследования
творческое заимствование методов исследований
использование основных идей, теоретических положений
выборочное использование предположений, домыслов
Приобретение индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков – это…
Процесс целенаправленной передачи социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях – это …
Образование как система рассматривается в трех измерениях…
общее, специальное, высшее
образование в мире, стране, обществе, регионе, организации
дошкольное, школьное, высшее, аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалистов
Течение в педагогике и психологии, возникшие на рубеже 19-20вв., изучающие ребенка как целостную систему называется…
Термин «педагогическая психология» был предложен:
Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:
Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения – это:
Методы педагогической психологии
Эксперимент в психолого-педагогическои исследовании позволяет проверить гипотезы о наличии.
связи между явлениями
причинной связи между явлениями
отсутствию какой-либо аппаратуры
доступности и отсутствию специального оборудования
доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами
отсутствию целенаправленной подготовки
Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его
доступности и отсутствию специального оборудования
отсутствию целенаправленной подготовки
отсутствию какой-либо аппаратуры
доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами
Метод исследования, который выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним или несколькими факторами и контролируя другие, называется…
Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:
Синонимами формирующего эксперимента являются:
Лонгитюдный метод исследования(по Б.Г.Ананьеву) относится к:
способам обработки данных
Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:
от позиции наблюдателя
от активности наблюдателя
Специфическим методом педагогической психологии является:
Наибольшая точность результатов исследования обеспечивается при:
Психология учебной деятельности
В структуре учебной деятельности выделяются следующие компоненты:
учебная задача и учебные действия
правильного ответа нет
Относительно законченные элементы учебной деятельности, которые направлены на достижение промежуточной цели, подчиненные общему мотиву, называются:
правильного ответа нет
Упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнение действия называется:
правильного ответа нет
Материал, который должен быть усвоен, называется.
Сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, называется:
правильного ответа нет
Усвоение рассматривается как:
механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение» общественно-исторического опыта безотносительно к тому, протекает ли он стихийно или в специальных условиях образовательных систем
сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую переработку, сохранение и воспроизведение принятого материала
результат учения, учебной деятельности
правильного ответа нет
К компонентам учебной деятельности относят. (два варианта ответа)
выполнение домашних заданий
К компонентам учебной деятельности не относят.
выполнение домашних заданий
Под влиянием учебной деятельности в познавательной сфере. (два варианта ответа)
развивается наглядно-действенное мышление
формируется непроизвольное внимание
+развивается теоретическое мышление
повышается словарный запас
Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленная на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) – это …
ни один из ответов не верен
Психологические основы обучения
Теоретической основой педагогической психологии является …
К психологическим показателям обучаемости не относится…
инициатива в выборе необязательных заданий
восприимчивость к помощи других
настойчивость в достижении цели
конформность в общении
То, что ученик может выполнить вполне самостоятельно, называется:
уровнем актуального развития
зоной ближайшего развития
правильного ответа нет
Явление, при котором ребенок не может выполнить вполне самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью, называется:
уровнем актуального развития
зоной ближайшего развития
правильного ответа нет
Основные изменения школьного возраста (по Л.С.Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением…
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является:
Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т.п. составляет сущность:
ассоциативных теорий научения
знаковых теорий обучения
операциональных теорий научения
Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами трактуется в ….психологических теориях научения:
ассоциативных теорий научения
знаковых теорий обучения
операциональных теорий научения
Автором закона эффекта является
Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках:
Психологические причины школьной неуспеваемости
Особенностью мотивации слабо успевающих школьников не является.
охотное выполнение однотипных занятий
интерес к вопросам узко прагматического характера
стремление найти самое простое решение
желание быть грамотными
формирующая умение учиться
предполагающая индивидуальный характер
непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством
направленная на усвоение знаний
Учебная деятельность младших школьников имеет следующие мотивы: (два варианта ответа)
признание и одобрение старших товарищей
уважение значимых для него сверстников
позитивная оценка родителей
получение профессиональных знаний
К приемам воздействия на личность не относится: (два варианта ответа)
По А.Н.Леонтьеву, основной единицей анализа деятельности служит…
Ведущим при переходе из начального в среднее звено становится…
развитие и коррекция произвольной регуляции поведенческой сферы
развивающая работа когнитивного содержания
формирование и коррекция социальной позиции школьника в отношении обучения, отношений со сверстниками и взрослыми
развитие и коррекция произвольной саморегуляции эмоциональной сферы
Основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте является …
завоевание определенного места в классе
стремление к положению школьника
забота о своем положении в будущем
Для младшего школьного возраста основным мотивом учения является: (два варианта ответа)
желание получить хорошую оценку
притязание на признание среди сверстников
готовность к новым обязанностям, ответственности перед другими людьми – учителем, классом; ожидание нового
осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе
Перечислите средства преодоления неуспеваемости:
Психологические концепции обучения
Теория учебной деятельности в отечественной психологии была разработана: (два варианта ответа)
Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий и понятий:
правильного ответа нет
Система обучения, направленная от общего к частному – это:
развивающие обучение в концепции В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина
поэтапное формирование умственных действий и понятий
правильного ответа нет
Психологической основой программированного обучения является.
Проблемное обучение заключается:
в создании перед учащимся проблемных ситуаций
в осознании, принятии и разрешении проблемных ситуаций в процессе совместной деятельности учителя и учащихся
в максимальной самостоятельности учащихся и общим руководством учителя;
правильного ответа нет
Укажите дидактический принцип по системе Л.В.Занкова:
обучение на низком, доступном уровне трудности
ведущая роль теоретических знаний
медленны темп изучения программного материала
правильного ответа нет
Автором теории формирования умственных действий является
Автором теории проблемного обучения является:
К характеристикам программированного обучения относится… (два варианта ответа)
знания даются мелкими дозами
создание перед учащимися проблемной ситуации
пошаговый контроль степени усвоения
осознание, принятие и разрешение проблемной ситуации в процессе совместной деятельности учителя и учащихся
К характеристикам теоретического знания по В.В.Давыдову относится… (два варианта ответа)
возникает при непосредственном наблюдении предметов и явлений
возникает при мысленном преобразовании предметов и явлений
вырабатывается при сравнении предметов и явлений, выделяются их общие свойства
возникает путем анализа роли и функции любых отношений, возникающих внутри предмета или явления как целостной системы
стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности
целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок, выраженное отношение к себе, другим людям, к труду, к обществу к миру
личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков, а также внутренних мотивов и побуждений творить добро
правильного ответа нет
Личный пример воспитателя, образцы поведения, поступки – это:
правильного ответа нет
Целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к людям и к миру, называется.
К видам наказаний относят…(два варианта ответа)
моральное исключение из общественной повседневной жизни
отстранение от важного дела
К видам наказаний относят. (два варианта ответа)
К методам воспитания относят. (два варианта ответа)
Конвенциональный уровень нравственности по Л.Колбергу протекает
Общественные структуры и организации, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность, называются …
Психологической целью воспитания является:
всесторонне развитая личность
психологическое здоровье человека
социально адаптированная личность
Психология личности учителя
Укажите педагогические способности. (два варианта ответа)
правильного ответа нет
К педагогическим способностям не относятся…
Способность учителя эмоционально и силой знаний заражать учащихся называется.
Под педагогическими способностями (по В.А Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Основным стержнем педагогических способностей является …
Постоянный процесс развития своих профессиональных потенциальностей, эффективное использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» и проживание «пик-переживаний» в выбранной профессии называется ……… самоактуализацией.
Полное использование талантов, способностей, возможностей человека определяет его:
Характеристиками самоактуализирующихся педагогов является (два варианта ответа)
принятие себя и других
боязнь быть используемым коллегами и учащимися
доминирование и контроль над другими
Мотив власти в педагогической деятельности должен быть ориентирован на …
Стиль руководства преподавателем, заключающийся в учете мнений учащихся, стремлении понять, а не приказывать называется …
Психология педагогической деятельности
Стиль сдерживающий проявления инициативы и самостоятельность, называется:
правильного ответа нет
Основными компонентами педагогической деятельности являются:
средства и способы
продукт и результат
правильного ответа нет
В группу педагогических воздействий на ученика (по А.К.Марковой) не входит.
изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического воздействия
отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала
умение работать с содержанием учебного материала
выбор и применение методов, форм, средств воздействия и их комбинаций
К педагогическим умениям, необходимым для овладения педагогической деятельностью, не относится умение…
видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогической задачи
конфликтовать с окружающим, отстаивая свое педагогическое мнение
работать с содержанием учебного материала
умение использовать психологические знания и осведомленность в современном состоянии педагогики и психологии
Большие группы основных педагогических умений были выделены.
И.А.Зимняя выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога.
активность, эмоциональность, толерантность
эмоциональную устойчивость, замкнутость, организованность
предрасположенность, личностную готовность, включаемость во взаимодействие
пассивность, эмоциональная устойчивость, педантичность
В структуру педагогической деятельности не входит.
В педагогической деятельности _______ компонент связан с такими умениями, как изучение самого себя, оценивание себя и других.
В этапы педагогической деятельности не включается.
контроль и оценка воздействий
выбор и применение методов
Вид психологического анализа урока, проводимый после занятия называется:
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
Целью педагогического общения является:
правильного ответа нет
Основной функцией взаимодействия обучающего и обучаемого является:
правильного ответа нет
При _______ стиле руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.
По мнению Э.Берна, учитель и учащийся в ситуации обучения не могут занять позицию.
Специальные действия, направленные на привлечение внимания к своей личности, поддержание педагогически целесообразной психологической атмосферы общения на занятиях с разными учениками, называются_____педагога.
В основе императивного общения лежит…
Целью педагогического общения является:
правильного ответа нет
Совместная развивающая деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности, называется …
Этапами педагогического общения являются:
анализ осуществления действий
правильного ответа нет
Субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимание текста, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния – это …
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов учебно-воспитательного взаимодействия
Психологическое сопровождение это:
процесс сотрудничества взрослого с ребенком, в результате чего происходят качественно позитивные изменения в ученике
процесс активного психологического воздействия, в результате которого происходят сдвиги в психике ребенка
процесс взаимодействия педагогов с психологом с целью диагностики развития детей
В психолого-педагогическом сопровождении выделяют две парадигмы работы:
традиционную и гуманистическую
отечественную и зарубежную
классическую и неклассическую
Основными ценностями традиционной парадигмы психолого-педагогического сопровождения являются: (два варианта ответа)
Основными ценностями гуманистической парадигмы психолого-педагогического сопровождения являются: (два варианта ответа)
Основной целью психологического сопровождения детей в школе является
гармонизировать эмоциональное состояние ученика
диагностировать состояние здоровье ученика
соблюдать режим психологического воздействия
Типичной проблемой психологического сопровождения детей в школе является:
«Ученик как объект воздействия» это принцип:
традиционной парадигмы психологического сопровождения
гуманистической парадигмы психологического сопровождения
развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослых
развитие, движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов
В структуру психологического сопровождения детей в школе не входит:
Психологическое просвещение школьников – это:
деятельность педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний
деятельность педагога и психолога, целью которой является информирование родителей о школьных проблемах ребенка
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1525439
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.