верно ли что скорость чтения влияет на понимание текста
В докладе представлена значимость совершенствования навыков чтения. Как влияет техника чтения на успеваемость. Что понимается под техникой чтения. Даны ориентировочные показатели скорости чтения в нач. кл. Приведены формы работы по данной теме из личного опыта. А так же приводится 10 волшебных упражнений для развития скорости чтения. Автор: Кулигина Н.В.
Чтение – вот лучшее учение
Влияет ли на успеваемость скорость чтения?
Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.
В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).
Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.
Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.
В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.
В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., с такой же скоростью читают люди, закончившие кузнецовские курсы. Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг.
Так что понимают под техникой чтения?
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
предполагает понимание читающим:
— значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
— содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.
Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Из личного опыта работы
Научившись читать и достигнув определенных успехов, учителя сталкиваются с такой проблемой: у детей после каникул, особенно летних, резко падает техника чтения. Приходится приложить немало усилий, что бы вновь «нагнать» технику чтения. На помощь привлекаю родителей детей, без семьи не обойтись. Во втором классе провожу родительское собрание: «Мама, папа, я – читающая семья». Вот еще несколько примеров таких собраний:
Почему ребенок не любит читать?
Чтобы учение было в радость. Садимся за уроки
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.
Чтение без принуждения (современные технологии обучения быстрому чтению).
В план воспитательной работы обязательно ввожу такие мероприятия:
Сказочные герои в гостях у первоклассников.
Скорочтение помешало пониманию прочитанного
Книги, которые вы сможете прочитать при помощи скорочтения за год.
Фотография: Jan David Hanrath / flickr.com
Психологи опровергли бытующее мнение, что при скорочтении возможно глубокое понимание текста и запоминание больших объемов информации в короткий период времени. Статья об этом была опубликована в Psychological Science in the Public Interest.
Скорочтение – это способность восприятия текстовой информации с увеличенной скоростью при использовании специальных техник и методов чтения. Средняя скорость чтения взрослого человека составляет примерно 200-300 слов в минуту, в то время как при скорочтении она может достигать 600 слов в минуту. Одной из характеристик методики скорочтения является также смысловое усвоение прочитанной информации. К техникам скорочтения относятся чтение по диагонали, поабзацное чтение, когда человек должен окинуть взглядом целиком абзац текста, RSVP, подразумевающее показ текста на фиксированной части экрана в виде последовательности слов, и другие.
В ходе эксперимента, представленного в работе, двум группам предложили прочесть текст, тематика которого была неявной. Группа, которая читала текст по технологии RSVP, могла определить тему текста, но понимание информации падало при увеличении скорости чтения. Группа, которая читала полный текст, хорошо пересказывала первую часть текста, и плохо справлялась со второй, которая показывалась со скоростью, близкой к скорости чтения 600 слов в минуту и выше, так как не успевала до конца дочитать абзац.
Дело в том, что техники, используемые при скорочтении, часто подразумевают сокращение или изменение функций, связанных со зрительной системой человека, которые являются практически полезными для понимания информации. Однако наши глаза имеют привычку возвращаться к предыдущим частям текста, если он был не до конца воспринят. Движения глаз на самом деле занимают лишь 10% всего времени чтения, а их устранение, ухудшает восприятие материала на высоких скоростях. Также исследование показывает, что информация, полученная благодаря периферийному зрению, когда мы фокусируемся на одном слове, остается весьма нечеткой. Это проиллюстрировано на изображении ниже:
Таким образом, ксперименты психологов доказывают, что ускоренный темп чтения текста может быть эффективным только в двух случаях: когда мы уже хорошо знакомы с темой, которой посвящен текст, или когда мы действительно имеем желание понять смысл текста и углубиться в него. При скорочтении текста незнакомой тематики пересказ содержания текста вызывают большие затруднения.
Ученые заключили, что нет никаких «волшебных» способов значительно увеличить скорость чтения, сохранив при этом понимание текста. В своей работе ученые отмечают, что ускорить процесс чтения можно вполне старомодным способом, — читать больше книг. Чем больше мозг взаимодействует с текстом, тем легче он обрабатывает слова.
Довольно часто нам необходимы лишь факты из текста, их необходимо выявить в процессе чтения и запомнить. Запомнить можно и не стараясь понять, чисто механически или используя приемы мнемотехники.
Но если книга, дает нам Знания выше тех знаний которые имеются у нас на сегодня, то такую книгу необходимо Понять, а не просто прочесть и что-то запомнить. И здесь скорость понимания имеет большее значения, чем скорость чтения.
Человек не может усвоить за раз больше определенного количества информации. Сложный текст требует более медленного чтения. Читая быстро, мы лишь вытолкнем более раннюю информацию, которая еще не усвоена. Это бывает довольно часто, прочитал до конца страницу, а то, что было вначале, уже забыл.
Mind Map и понимание прочитанного
Другой проблемой является откладывание понимания текста на потом. К этому приучают нас карты памяти или Mind Map.
Мы так увлекаемся конспектированием, что это становится самоцелью. Чтобы что-то не упустить мы стараемся записать все, даже совсем неважное.
И уже совсем перебором является составление Mind Map в электронном виде. Да это красиво и современно. Но связь между рукой, когда мы пишем и мозгом известна, и это сильно влияет на запоминание.
В последнее время просто одержимость – составлять карты памяти и предлагать их другим читателям. Но смысл этих карт — запись собственных впечатлений от прочитанного материала, а они у каждого свои.
Наши конспекты в любом виде, должны содержать итоги нашего понимания материала, а не его переписывание. Но часто мы превращаем эту работу лишь в подготовительный этап – для последующего усвоения и понимания. Как правило, этот этап не наступает, и красивая карта откладывается в ящик на хранение.
Уровни понимания книги
Решению технических проблем чтения посвящают работу многие школы скорочтения. Но только ли в техническом плане лежат проблемы. Увеличив угол зрения, устранив проговаривание и регрессии (возвраты) мы увеличим скорость чтения, но вот увеличим ли скорость понимания –вопрос.
Понимание – это не запоминание фактов с последующим выбором одного из 4-х предложенных вариантов. Но именно так построены многие тесты и система ЕГЭ, кстати тоже.
Это лишь самый первый уровень понимания, а таких уровней всего семь. Более детально рассмотрим их в следующих статьях, но второй уровень приведу сейчас.
Это способность пересказать текст. Когда из исходного текста рождается новый текст, в своей интерпретации – это уже ближе к пониманию. Есть даже шутливое «рассказал другим, и сам понял, о чем идет речь»
Пробуйте передать своими словами смысл прочитанного.
Короткий текст – длинный текст
Тренировки на коротких текстах вряд ли позволят автоматически перенести навык на длинный текст или книгу. И первое с чем сталкиваешься – а как же читать книги. Наше внимание рассеивается уже через 10 минут.
Как его сохранить при чтении это целая наука, о способах сохранения внимания я рассказываю в своей книге «Куда уходит внимание. Как сохранить внимание при чтении». И внимание во многом определяется не только интересом к изучаемой теме, но и причинами совсем не связанными с чтением, о чем в частности говорится в указанной книге.
Алгоритм чтения книги
В заключении, я приведу один из алгоритмов чтения книги (не художественной).
Если интересует чтение художественных книг, то много полезной информации содержится в книге «Мастерство читателя. Как прочесть все самое лучшее».
Итак, алгоритм (все стадии предварительного выбора книги уже прошли и вот перед вами книга, которую нужно прочесть, понять и использовать полученные знания):
1. Получить общее впечатление от книги путем быстрого просмотра текста.
С каждой страницей: читаем первое предложение в первом абзаце, в следующих абзацах – первую строку или просто пропускаем, читаем первое предложение в последнем абзаце.
Выделяем слова- триггеры, которые выделил автор, или которые отвечают на поставленные вами вопросы по тематике.
Не стоит формально подходить и на 100 % выполнять эти советы, — это лишь ориентиры чтения. Не видите ничего полезного в абзаце – пропускаете.
Важным на этом этапе является способность гибко менять скорость чтения, так называемое — гибкое чтение. И здесь важен диапазон вашей скорости чтения. У кого-то он от 100 слов/ мин до 1 000 слов/мин, а у кого-то от 100 до 200 слов/мин. Вот над этим уже можно работать.
Польза от предварительного просмотра текста состоит в и том, что подсознательно мы усваиваем то, что прочитали, пусть даже бегло. Это создает некие внутренние связи (информационное дерево), о чем говорилось в статье «Как изучать новый материал».
Бегло просмотрев книгу, вы можете принять решение отложить ее следующее прочтение, дав себе время на размышление, или приступить ко второму этапу. Теперь вы уже представляете общую структуру книг, и имеете общее представление о ее содержании.
2. Добиваемся общего понимания прочитанного.
Читаем выборочно, иногда перескакиваем через абзацы, иногда возвращаемся для уточнения.
Ставим пометки на полях наиболее трудных мест, с тем, чтобы вернуться и изучить более подробно.
Это уже более высокий уровень понимания, один слой информации (первое чтение) накладывается на второй (второе чтение).
Подготовьте краткий обзор книги. Это можно сделать в виде Mind Map или другим известным вам способом.
3. Переходим к более детальному изучению книги, обращая внимания на упущенные связи.
Наше информационное дерево обрастает новыми связями, понимание темы повышается. Добавив сюда синтоптическое чтение (чтение нескольких книг по одной тематике) и применив практику задавать вопросы, мы получим хорошее понимание и запоминание содержания книги. Детальнее вы можете прочитать в статье «Читать, чтобы понимать».
Думаю, что многие просто не знают другого варианта чтения.
Приятная новость: я временно снизил цену на книгу «Куда уходит внимание. Как сохранить внимание при чтении» на 50 %. Сниженная цена продержится всего 3 дня, спешите воспользоваться возможностью.
Скорость чтения равна скорости МЫШЛЕНИЯ
Научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка.
Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые — проглатывать, и только немногие — пережевывать и переваривать».
Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго.
Как разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.
Что мешает нам ускориться?
Чтение — одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка.
Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен.
Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение — это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?
Словом, проблема — именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения — словах в минуту.
Скорочтение — это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз.
Почему мы читаем медленно и что мешает нам ускориться?
Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть — с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.
Внутренний суфлер
Самый распространенный враг скорочтения — субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия?
Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) — одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.
Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание.
Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания.
«Фотографируйте» слова глазами.
Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется.
Хорошая новость в том, что узнавание — процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.
Смотрите шире
Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения.
Как уже было сказано, скорочтение — это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.
Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас.
Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация — одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.
Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.
Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение.
Существует множество вариантов таблиц Шульте.
Самый распространенный — квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25.
Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель — делать это с постепенным увеличением скорости.
Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.
Любопытно, что периферийное зрение развито у всех.
Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита.
Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.
Повторение — не всегда мать учения
У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой.
Перечитывание отнимает довольно много времени.
Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению — в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники.
Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.
После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться.
Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, — это отслеживание возвратных движений глаз.
Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца.
Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора.
Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.
Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове.
Помочь может визуализация вашего списка:
сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад.
Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.
Слона-то я и не приметил
Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно.
При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации.
Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз!
Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание.
Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.
Эффективное упражнение на умение концентрироваться — чтение слов наоборот.
Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами.
Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко — околом, праздник — киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме.
Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями.
В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться.
Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения).
Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.
Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению.
Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна.
Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.
Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации.
Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное.
Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».
Зрить в корень
Одна из базовых причин невысокой скорости чтения — неумение выделять главное.
Какая у вас любимая книга?
Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею?
А идею недавно просмотренного фильма?
Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное — еще одна ваша зона роста.
Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.
Подготовьте вертикальную полоску (для начала — 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения).
Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить.
Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием.
Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем.
Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.
Новичкам часто советуют метод пристрелки.
Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой.
Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились.
Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту.
Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой).
Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли.
Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения.
Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.
Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным.
Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях — для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, — хорошим подспорьем станет рабочий словарик.
Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело.
Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.
Таким образом, скорочтение — это навык, поддающийся развитию.
Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость — понимание — запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.
При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу:
Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде),
Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение),
Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости),
а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).
Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления.
Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания».
Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления».
А понимание того, что скорочтение — это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли? опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: