верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос

Суперсегментные единицы языка

Смотреть что такое «Суперсегментные единицы языка» в других словарях:

Сегментные и суперсегментные единицы — Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз личными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово … Википедия

Сегментация (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сегментация. Сегментация в лингвистике линейное членение речевого потока на составляющие отрезки[1], называемые сегментами. Сегменты противопоставляются накладывающимся на них нелинейным… … Википедия

Сегментация — I Сегментация в языкознании, линейное членение речевого потока (текста) на составляющие отрезки сегменты, соотносимые с определёнными единицами языка: значимыми предложениями (См. Предложение), словами (См. Слово), Морфемами… … Большая советская энциклопедия

Тон — I Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… … Большая советская энциклопедия

Сингармонизм — (от греч. sýn вместе и harmonía созвучие) единообразное оформление корня и аффиксов, состоящее в выравнивании гласных (иногда согласных) слова по какому либо признаку звука ряда (тембровый С.), огублённости (бемольный С.) или подъёма… … Большая советская энциклопедия

Тонема — в языкознании, термин, обозначающий высоту звука (звуковысотную характеристику), имеющую языковую значимость, то есть способную различать лексические или грамматические значения. Т. минимальная тоновая (см. Тон) единица суперсегментного… … Большая советская энциклопедия

Фонетика — Лингвистика … Википедия

Текстовая категория — – один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющий собой отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами. Т. к. имеет знаковую природу,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

дескриптивная лингвистика — (дескриптивная лингвистика) (от позднелат. descriptivus – описательный). Одно из направлений лингвистического структурализма, в наибольшей степени развивавшееся в американском языкознании в 30 50 е гг. ХХ в. У истоков дескриптивизма стоят… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Сегментные и суперсегментные единицы

Сегментные и суперсегментные единицы

СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз личными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза-это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным ярусам языка и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Н. В. Гоголь); Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (И.А. Гончаров).

Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено,/сыро/и скверно состоит из трех синтагм (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: *на/другой день или *на другой/день.

Таким образом, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слоговость /неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной, и суперсегментной единицей. Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в фонетические синтагмы благодаря синтагменному ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Источник

Лекция 1. Фонетика. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы

1.Общее понятие о фонетике

2.Основные сегментные фонетические единицы

3.Суперсегментные фонетические единицы

4. Акустический аспект изучения звуков речи

5.Артикуляционный аспект изучения звуков речи

6.Лингвистический аспект изучения звуков речи

Общее понятие о фонетике

Фонетика – раздел языкознания, изучающий артикуляционные и акустические свойства звуков, их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, членение звукового потока на слоги и более крупные отрезки речи.

Отличие фонетики от лексикологии и грамматики состоит в том, что она изучает языковые единицы, природа которых материальна, но эти единицы лишены значения (например, нельзя сказать, что значит звук [а]). Лексикология и грамматика изучают языковые единицы, имеющие значения (например, союз а имеет противительное значение, окончание –а в слове вода имеет значение существительного женского рода, единственного числа, именительного падежа).

Звуковая сторона языка изучается с разных точек зрения. В зависимости от задач изучения различаются фонетика частная и общая, фонетика описательная, историческая и сопоставительная.

Частная фонетика рассматривает звуковую сторону одного конкретного языка, например, русского. Общая фонетика рассматривает общие закономерности, свойственные звуковой стороне различных языков, например, принципы членения звукового потока на фонетические единицы, образование звуков речи, их классификацию. Общая фонетика разрабатывает теоретические проблемы и вырабатывает общие законы звучащей речи. Описательная фонетика рассматривает звуковую систему какого-либо конкретного языка в ее современном состоянии. Историческая фонетика изучает развитие звуковой системы какого-либо конкретного языка на протяжении длительных эпох. Она исследует, какие звуковые единицы были в языке в прошлом и какие изменения произошли к нашему времени, устанавливает причины этих изменений. Сопоставительная фонетика связана с сопоставительным изучением звуковой системы двух или нескольких языков, когда устанавливаются сходство и различие в звуковых системах сравниваемых языков. Например, изучению фонетики иностранного языка помогает сопоставление с фонетикой родного языка, такое сопоставление помогает лучше усвоить закономерности звуковой системы не только иностранного языка, но и родного. Сопоставление родственных языков может объяснить фонетические изменения, произошедшие в них.

Звуки речи характеризуются в трех аспектах: акустическом, артикуляционном и собственно лингвистическом. Звук речи, рассмотренный в собственно лингвистическом аспекте, представляет собой фонему.

Основные сегментные фонетические единицы

Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментные единицы– разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности (фраза, речевой такт или фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог, звук).

Фраза – самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединенное интонацией завершенности и отделенное паузами от других таких же отрезков речи. Фраза часто состоит из одного предложения, но ее нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Фраза и предложение – это единицы разного уровня: фраза – фонетическая, а предложение – синтаксическая.

Речевой такт– это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющих смысловую незаконченность и интонационную незавершенность. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы. Границы между речевыми тактами условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты.

Фонетические слова делятся на слоги. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог – это волна нарастания и ослабления звучности. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков.

Слоги делятся на звуки. Звук– это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, произнесенная за одну артикуляцию.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные единицы –слоговость/неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Так, например, внутри слога слоговой и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми, которые образуют вершину слога. Слог является и сегментной единицей, так как представляет собой линейную последовательность звуков и суперсегментной, так как представляет собой единство слогового и неслогового звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 10909 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

ЯЗЫК и ЖИЗНЬ

понедельник, 15 июля 2019 г.

Что такое синтагма, её виды, с примерами на русском языке

Овладев родным языком с детства, мы редко задумываемся о его структуре и механизмах, и честно говоря, в повседневной жизни не всегда эти знания нам особо нужны. Однако с популяризацией устной речи, например, тренингов и видео-блогов получить эти знания выступающим на камеру вовсе не помешало бы. А ведь искусство речи – это знание о привлечении интереса слушателей.

Синтагма — это самая мелкая единица речи, которую можно выделить из синтаксического целого (фразы), представляет собой отрезок предложения, включающий в себя от одного до несколько идущих подряд слов, связанных грамматически, интонационно, а также по значению.

Необходимыми признаками синтагмы считаются её неделимость, интонационная завершённость, а также наличие ударения на последнем слове синтагмы. В особых речевых ситуациях возможно появление в синтагме также логического ударения, которое далеко не всегда совпадает с синтагменным.

Например, фраза «Большой белый гу́сь / вышагивал по́ двору» составлена двумя синтагмами, каждая из синтагм представляет собой единое целое, которое имеет единый смысл в основе, из чего следует, что в определении синтагмы главную роль играет семантическая (смысловая) сторона.

В свою очередь в составе односинтагменной фразы может содержаться одно слово, или же целое предложение, пример: «Гори́м!», «Пошёл снéг», «О́н оста́лся до́ма из-за грозы́» и т. д. В многосинтагменной фразе, которая состоит из отдельных синтагм, синтагмы эти тоже могут иметь в своём составе либо одно слово – «Потихо́ньку / она привыка́ла / к новой жи́зни», либо словосочетание – «к новой жи́зни», либо даже целое предложение – «Когда мы спохвати́лись, / она уже уе́хала»).

Фонетическая целостность синтагмы создаётся её интонационным оформлением и синтагматическим ударением, также иногда и паузой, которая её отделяет от предшествующих или последующих за ней отрезков фразы.

Например, фраза «Этот балет я смотрел два раза» с точки зрения интонационного анализа может рассматриваться как односинтагменное предложение, произносимое без членения, и как двухсинтагменное: «Этот бале́т / я смотрел два ра́за».

Помимо этого, произносительное единство синтагмы обеспечивается за счёт непрерывности выдоха, поэтому синтагму считают также произносительной единицей.

Исходя из различных оттенков смысла, делить предложение на синтагмы можно по-разному, например: «Саша катается на роликах» можно поделить на синтагмы следующим образом:

Из этого следует, что деление того же самого предложения на всевозможные синтагмы образует некоторое количество высказываний, отличающихся друг от друга определёнными оттенками смысла, а также тем, как говорящий относится к тому, о чём он сообщает.

Помимо этого, различное членение на синтагмы способствует различению предложений, одинаковых внешне, но отличающихся по синтаксическому составу. Например, если разделить на синтагмы предложение «Тётя приехала к Оле с Витей» как:

В первом примере словосочетание «с Витей» является частью дополнения «к Оле с Витей», отвечающее на вопрос «приехала к кому?». Во втором примере словосочетание «с Витей» – это отдельное дополнение, отвечающее на вопрос «приехала с кем?». Видно, что эти два высказывания сильно отличаются по смыслу из-за различия в их синтаксисе. В речи такое различие в речи передаётся лишь синтагматическим членением, то есть различным синтагматическим ударением.

Таким образом, разбивка на синтагмы способствует правильному оформлению высказывания в плане синтаксиса и смысла, обеспечивая таким образом реализацию одной из главных функций интонации.

Внутри синтагмы не может быть пауз, и этим достигается её целостность. При этом межсинтагменная пауза часто является психологической, а фактически перерыв в звучании отсутствует. Но из-за изменения характеристик интонации слушающий получает впечатление, что подобный перерыв в звучании всё-таки есть.

Синтагматическое ударение – другое важное средство объединения слов в пределах одной синтагмы в фонетическое единство. Все слова внутри синтагмы обладают обычным словесным ударением. Это ударение может ощутимо ослабляться, иногда оно вообще исчезает (в частности, это касается служебных частей речи), ударение усиливается лишь на одном, обычно последнем слове синтагмы и такое ударение называется синтагматическим.

Синтагматическое ударение – это выделение более сильным ударением целого слова (обычно последнего) в составе синтагмы, например: «Далеко в мо́ре / плыли корабли́». Синтагматическое ударение может совпадать с фразовым, если фраза состоит из одной синтагмы. Если же фраза состоит из нескольких синтагм, то в ней несколько синтагматических ударений.

Функция синтагматического ударения – это фонетическое объединение нескольких слов в синтагму.

Логическое ударение в синтагме и его отличие от синтагменного ударения

Если говорящему в целях придания особой значимости нужно особо выделить какое-то иное, не обязательно последнее слово синтагмы, он ставит на этом слове усиленное ударение, которое называется логическим.

Например, в высказывании «Ма́ма прие́хала, / как хорошо́!» в первой синтагме логическое ударение падает на слово «мама». Таким образом говорящий подчёркивает важность для него того факта, что приехала мама, а не кто-то иной.

Логическое ударение – это намеренное подчёркивание звуковыми средствами (более медленным произнесением, повышением силы голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед выделяемым словом, либо после него) слова или группы слов в предложении или группе предложений с целью выделения особо важных для донесения мысли слов, передающих суть того, о чём говорится в тексте.

Логическое ударение в отличие от синтагматического далеко не всегда присутствует во фразе или синтагме, но связано с обозначением эмоциональной стороны высказывания, отношения говорящего, его личной оценки высказываемых фактов. Хотя логическое ударение нарушает мелодический рисунок, определяемый синтагматическим ударением, наличие логического ударения не отменяет присутствия во фразе синтагматического ударения, так как у этих типов ударения разные функции и разные средства выражения.

Синтагматическое ударение служит для определения типа интонации во всём высказывании, и оно необходимо, так как звуковая речь существовать без интонации не может. Интонационным средством синтагматического ударения служит мелодика. Синтагматическое ударение не нарушает форму словесного ударения, совпадая с ним.

Логическое ударение, выделяющее самое важное слово в высказывании, в качестве своего средства интонации имеет интенсивность и долготу звука, а в формах эмфатического (эмоционально-выразительного) логического ударения – и тембр звука. Логическое ударение способно давать дополнительное ударение в слове.

Виды синтагм

Грамматическая природа синтагмы определяется принадлежностью грамматически ключевого слова синтагмы к конкретной части речи:

В зависимости от фоностилистических качеств звучащего текста, выделяют одновершинные и многовершинные типы синтагм.

Одновершинная синтагма – это чётко централизованная синтагма, имеющая единственный акцентный центр, т. е. слово, выделенное синтагматическим ударением, к которому другие безударные и слабоударные слова этой синтагмы тяготеют интонационно.

Многовершинная синтагма – это синтагма, характеризующаяся менее чёткой централизованной интонационной организацией, имеющая два (двухвершинная синтагма), три и более сильноударных слова.

В классификации позиционных вариантов синтагм различают конечные (финальные) и неконечные (нефинальные) типы синтагм. Н. Ю. Сороколетова рассматривает также относительно финальные синтагмы.

Финальная синтагма – это синтагма, завершающая фоноабзац (состоящий из нескольких объединённых одной подтемой фраз) либо информационное сообщение целиком. то есть синтагма; финальная синтагма является полностью завершённой с точки зрения синтаксиса (связи слов) и семантики (значения).

Относительно финальная синтагма – это синтагма, заканчивающая фразу; такая синтагма является речевой единицей, завершённой в меньшей степени, чем финальная синтагма.

Нефинальная синтагма – это синтагма, являющаяся компонентом сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, начинающая фразу или находящиеся внутри неё; нефинальная синтагма является незавершённой речевой единицей.

По семантическому (смысловому) критерию выделяют завершённые и незавершённые синтагмы.

Незавершённая синтагма – это синтагма, состоящая из одного слова или словосочетания, являющаяся частью фразы, но по длине меньше предложения.

Завершённая синтагма (односинтагменная фраза) – это синтагма, совпадающая по длине с предложением.

В зависимости от типа текста, спонтанного (т.е. создаваемого непосредственно в момент речи) или репродуцированного (т. е. пересказа) выделяют простую синтагму и сложную.

Простая синтагма – это синтагма, нерасчлененная паузами.

Сложная синтагма – это синтагма, разделённая хезитационными (паузами колебания, раздумывания, нерешительности), либо поисковыми паузами (т. е. не несущими смысловой ценности словами-паразитами, служебными словами «для связки слов», повторами, употреблением избыточных слов одинаковых по значению, стереотипных выражений) на ряд неполных синтагм.

Интонационные типы синтагм

Главными интонационными характеристиками синтагм считаются характеристики, передающие значение завершённости, незавершённости, вопроса и выделения. Поскольку выражаются они через интонацию, то их обозначают как:

Один и тот же интонационный тип используется в разных синтаксических структурах, и наоборот, одна и та же синтаксическая структура может иметь разное интонационное оформление. Например, интонация завершённости будет и в таких синтагмах:
Мы знаем, что автобус едет;
Согласно расписанию, автобус едет.
Подбежала к остановке — автобус едет.

Интонация незавершённости используется в распространённых предложениях, чтобы показать, что высказывание ещё не закончено и последует продолжение, используется во всех синтагмах, кроме последней. Характеризуется довольно низким основным тоном в начале синтагмы, который немного повышается к концу, а на заударных слогах снижается постепенно и не слишком значительно, ускорением темпа произнесения к концу синтагмы, значительным уменьшением длительности ударного и заударного слогов по сравнению с другими интонационными типами, с незначительным ослаблением интенсивности произнесения (наибольшая интенсивность у слога под синтагматическим ударением), достаточно высоким тоном на заударных слогах.

Вопросительная интонация используется в вопросительных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на последнем ударном слоге, заметным сокращением длительности произнесения последнего ударного слога, ускорением темпа произнесения, незначительным уменьшением интенсивности произнесения и понижением тона на заударных слогах.

Интонация выделенности используется в восклицательных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на ударном слове с последующим падением тона, значительным увеличением длительности произнесения выделенного слова (ударный слог в этом слове очень интенсивный, самый длительный по сравнению с другими типами синтагм). Если выделенное слово в синтагме не последнее, то приходящееся на него ударение – логическое.

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Источник

Сегментные и суперсегментные фонетические единицы

верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть картинку верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Картинка про верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть картинку верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Картинка про верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть картинку верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Картинка про верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть картинку верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Картинка про верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос

верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть картинку верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Картинка про верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос

верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Смотреть картинку верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Картинка про верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос. Фото верно ли что синтагма это суперсегментная единица это обязательный вопрос

Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные(или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности. К сегментным единицам относятся разные отрезки речевого потока – звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт), фраза. Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.

Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки или слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной и суперсегментной единицей. Если сегментные единицы (например, звуки) могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно, то суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут. Так, например, давая характеристику ударению или интонации, мы можем сказать: «В данных словах ударение падает на окончание» или «Эта фраза характеризуется повествовательной интонацией».

Таким образом, объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным (или просодическим) единицам, которые как бы накладываются на сегментные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *