верно ли что право зародилось в древности

Тест по обществознанию Правоотношения и субъекты права для 9 класса

Тест по обществознанию Правоотношения и субъекты права для 9 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.

Вариант 1

А1. К правовой обязанности граждан относится

1) оплата коммунальных услуг
2) выполнение контрольной работы
3) помощь в хозяйственных домашних делах
4) переезд в другой город

А2. Полная дееспособность физических лиц наступает

1) с рождения
2) с 14 лет
3) с 16 лет
4) с 18 лет

A3. Верно ли, что?

А. Право зародилось в древности.
Б. Право не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что?

А. Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица.
Б. Чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «право». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) закон
2) дееспособность
3) нормативно-правовой акт
4) кодекс
5) социальная норма
6) этикет

Вариант 2

А1. Субъектом правоотношения является

1) гражданин, сдавший квартиру в аренду
2) арендная плата за квартиру
3) право гражданина сдать квартиру в аренду
4) сосед, живущий в квартире напротив

А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду

1) директора фирмы
2) коллектив предприятия
3) коммерческий банк
4) владельца автомобиля

A3. Верно ли, что?

А. юридическая обязанность связана с должным поведением, предписанным нормами права участника правоотношения.
Б. юридическая обязанность предписывает действовать в интересах носителя права.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что?

А. правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием.
Б. правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Что является элементами правоотношения?

1) субъект
2) объект
3) мотив
4) цель
5) содержание
6) действие

Ответы на тест по обществознанию Правоотношения и субъекты права для 9 класса
Вариант 1
А1-1
А2-4
А3-3
А4-3
В1. 6
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-3
А4-2
В1. 125

Источник

Тест по обществознанию Правовые отношения и субъекты права 9 класс

Тест по обществознанию Правовые отношения и субъекты права 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

A1. К правовой обязанности граждан относится:

1) оплата коммунальных услуг
2) выполнение контрольной работы
3) помощь в хозяйственных домашних делах
4) переезд в другой город

А2. Полная дееспособность физических лиц наступает:

1) с рождения
2) с 14 лет
3) с 16 лет
4) с 18 лет

А3. Верно ли, что: а) право зародилось в древности; б) пра­во не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что: а) субъектами правоотношений мо­гут быть физические и юридические лица; б) чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать право­способностью и дееспособностью?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «право». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) закон
2) дееспособность
3) нормативно-правовой акт
4) кодекс
5) социальная норма
6) этикет

2 вариант

A1. Субъектом правоотношения является:

1) гражданин, сдавший квартиру в аренду
2) арендная плата за квартиру
3) право гражданина сдать квартиру в аренду
4) сосед, живущий в квартире напротив

А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:

1) директора фирмы
2) коллектив предприятия
3) коммерческий банк
4) владельца автомобиля

А3. Верно ли, что: а) юридическая обязанность связана с должным поведением, предписанным нормами права участника правоотношения; б) юридическая обязанность предписывает действовать в интересах носителя права?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что: а) правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием; б) правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособ­ностью?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Что является элементами правоотношения?

1) субъект
2) объект
3) мотив
4) цель
5) содержание
6) действие

Ответы на тест по обществознанию Правовые отношения и субъекты права 9 класс
1 вариант
А1-1
А2-4
А3-3
А4-3
В1-6
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-3
А4-2
В1-125

Источник

Тест 10. Правоотношения и субъекты права

Тест 10. Правоотношения и субъекты права

Представленные контрольно-измерительные материалы для 6 класса написаны к учебнику «Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М. : Просвещение).

Тематическме КИМы составлены к каждому параграфу темы и содержат задания базового и повышенного уровня сложности. Они расположены по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа в части С.

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

Рекомендуется использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

А1. К правовой обязанности граждан относится:

1) оплата коммунальных услуг

2) выполнение контрольной работы

3) помощь в хозяйственных домашних делах

4) переезд в другой город

А2. Полная дееспособность физических лиц наступает:

1 ) с рождении 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет

а) право зародилось в древности;

б) пра­во не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

а) субъектами правоотношений мо­гут быть физические и юридические лица;

б) чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать право­способностью

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«право». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

3) нормативно-правовой акт

5) социальная норма

С 1. Что такое правоотношение? Назовите три элемента правоотношения

А1. Субъектом правоотношения является: |

1) гражданин, сдавший квартиру в аренду

2) арендная плата за квартиру

3) право гражданина сдать квартиру в аренду

4) сосед, живущий в квартире напротив

А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:

1) директора фирмы 2) коллектив предприятия

3) коммерческий банк 4) владельца автомобиля

а) юридическая обязанность связана с должным поведением, предписанным нормами

права участника правоотношения;

б) юридическая обязанность предписывает действовать в интересах носителя права?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

а) правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием;

б) правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособ­ностью?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Что является элементами правоотношения?

1) субъект 2) объект 3) мотив 4) цель 5) содержание 6)действие

С 1. Что такое дееспособность? Составьте два предложения, содержащие информацию

Вариант 1 Вариант 2

Т. Д. Шипилова, МБОУ » Повалихинская СОШ», Первомайский район, Алтайский край

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Источник

Верно ли что : А) право зародилось в древности : Б) право не безгранично оно ограниченно мерой дозволенного?

Верно ли что : А) право зародилось в древности : Б) право не безгранично оно ограниченно мерой дозволенного?

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

3 каждому праву есть свои границы.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли суждения о том, что права и свободы человека в правовом государстве : А : ограничивают волю большинства В : осуществляется только по решению суда 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения на верны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

. Верны ли суждения о законопослушном поведении : а)оно всегда связано с несовершеннолетними ; б)оно должно быть полезно обществу?

. Верны ли суждения о законопослушном поведении : а)оно всегда связано с несовершеннолетними ; б)оно должно быть полезно обществу?

1. Верно только а 2.

Верны оба суждения 4.

Оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли суждения об источниках права?

Верны ли суждения об источниках права?

А. К источникам (формам) права относится судебный прецендент.

Б. Источником национального права является международный правовой акт, ратифицированный парламентом государства.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли следующие суждения?

Верны ли следующие суждения?

А. Все субъекты РФ равноправны В.

Среди субъектов РФ больше полномочий имеют республики верно только А верно только В оба суждения верны оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верно ли, что : А) в систему законодательства РФ входит несколько отраслей права : Б) отрасли права незыблемы и не могут изменяться?

Верно ли, что : А) в систему законодательства РФ входит несколько отраслей права : Б) отрасли права незыблемы и не могут изменяться?

А)верно только : А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли следующие суждения о религии?

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли следующие суждения о нормах права?

Верны ли следующие суждения о нормах права?

A. Нормы права регулируют только чувства и идеи людей.

Б. Право создаётся обществом, а охраняется государством.

1. Верно только А 2.

Верны оба суждения 4.

Оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли следующие суждения о религии?

Верны ли следующие суждения о религии?

А. религия предписывает определенные правила поведения для верующих.

Б. религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1. верно только А 2.

Верны оба суждения 4.

Оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Ограниченность ресурсов обусловлена ограниченностью потребностей человека.

Б. Общество стремится найти пути наилучшего использования ограниченных ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

ПОЖАЙЛУСТА НАПИШИТЕ ОЧЕНЬ СРОЧНО Верны ли суждения о культуре : 1?

ПОЖАЙЛУСТА НАПИШИТЕ ОЧЕНЬ СРОЧНО Верны ли суждения о культуре : 1.

Первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом.

2. Культура создаётся природой.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны.

9. Верны ли суждения о науке : 1.

Наука зародилась одновременно с появлением религии.

2. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о религии : 1.

Религия регулирует поведение людей в обществе.

2. Религия даёт самое точное представление о мире.

В) Верны оба суждения.

Г) Оба суждения неверны.

Источник

Зарождение права

верно ли что право зародилось в древности. Смотреть фото верно ли что право зародилось в древности. Смотреть картинку верно ли что право зародилось в древности. Картинка про верно ли что право зародилось в древности. Фото верно ли что право зародилось в древности

Настоящая книга открывает серию очерков, в которых прослеживается в исторической перспективе зарождение, возникновение и развитие права как важнейшей системы регулирования межличностных и общественных отношений и одного из источников власти. В предлагаемом вниманию читателей первом очерке автор обращается к кругу проблем, связанных с зарождением права, начиная с формирования первых механизмов социального контроля – обычаев и до появления тенденций к их постепенному вычленению из общекультурного контекста в правовую сферу. Очерк опирается на анализ дошедших до нас памятников древних Месопотамии, Египта, Китая и Индии. Книга снабжена приложениями, в которых представлены переведенные на русский язык письменные свидетельства зарождения права в странах Древнего Востока. Для широкого круга читателей, интересующихся историей зарождения и формирования основ правового порядка и правовой культуры.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зарождение права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В предлагаемых очерках мы, используя результаты различных подходов, попытаемся проследить в исторической перспективе зарождение, возникновение и развитие права как важнейшей системы регулирования межличностных и общественных отношений и одного из источников власти.

В нашем понимании то, что сегодня именуется правом, представляет собой определенную систему деятельности, а также набор ее продуктов и результатов. В эту систему деятельности входят такие ее виды, как научно-правовая, законотворческая, законодательная, правоприменительная, правоохранительная, правозащитная, обучающая и просветительская деятельность. К ее продуктам относятся юридические тексты, понятийный аппарат и классификация (например, разделение права на субъективное и объективное), юридическая техника, соответствующие правовые структуры и организации (суд, полиция, уголовно-исполнительная система и т.п.), профессиональные юристы и их сообщества и т.п. Результатами являются правовой порядок в государстве и правовая культура населения, включая правосознание.

С того самого момента, когда человек начал борьбу за выживание своего сообщества, противостоя непостижимым силам природы, ему приходилось как-то фиксировать наиболее удачные приемы своей деятельности, обнаруженные случайно или выработанные целенаправленно и позволяющие ему достигать тех или иных желаемых результатов. Так появились обычаи как стереотип поведения, неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам, которые устойчиво и далеко не всегда осознанно воспроизводятся в определенном сообществе или группе людей посредством массовой привычки и общественного мнения.

Обычаи стали древнейшей формой хранения и передачи социального опыта (культуры) от поколения к поколению и от общества к индивиду. Сюда входят способы и приемы труда, общепринятые формы общественной и семейной жизни, взаимоотношений людей и т.п. Продуктами этой деятельности (культурными образцами) стали орудия труда, предметы потребления, продукты духовного назначения.

Обычаи носили как прагматический, так и сакральный характер. Первые были средством практического преобразования и использования различных объектов в утилитарных целях. Сакральные обычаи (ритуалы) являлись символическим отражением отношения людей как с природой (богами), так и между собой.

Кроме того, обычай — это простейшая форма социального контроля. В первобытном обществе еще не вычленяются отдельно субъект и объект контроля, не возникает собственно контролирующая деятельность. При этом «правила» поведения каким-либо образом не формализуются.

Так называемая неолитическая революция (VIII–III тыс. до н.э.), а именно переход от присваивающего к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, существенно изменила менталитет и психологию человека.

Если для охотников, рыбаков или собирателей время текло зигзагообразно либо вообще дискретно, резко меняясь от периода удачной охоты, рыбалки или сбора злаков к периоду, когда удача отвернулась, то для производителей время течет относительно плавно и циклично — от одного сбора урожая или периода забоя скота к другому. Такое течение времени, когда одни и те же события регулярно повторяются, способствует обнаружению причинно-следственных связей, различных закономерностей, формированию абстрактных понятий и в конечном счете созданию новой онтологической картины мира. Тотемная мифология, когда человек, стремясь обеспечить свое выживание, вновь вписаться в окружающую среду, подражал доступным ему образцам, в первую очередь большим животным, осознавая этот образец-тотем как символ единства «своего» мира, заменяется мифологией религиозной. Теперь мифы не только разделяют картину мира на «своих» и «чужих», объясняют происхождение мира и человека, но и задают ценностные ориентиры и целевые установки, создают позитивную самооценку, а главное, обнадеживают человека, объясняют, на что он может надеяться. Таким образом, наряду с источником власти, основанном на насилии и авторитете вождя, возникает новый — суггестия (убеждение).

Разделение труда на земледельческий, скотоводческий и ремесленный приводит к повышению производительности труда и к появлению «излишков». Возникают предпосылки для товарообмена и, как следствие, имущественного расслоения, преобразования родоплеменного строя, при котором все люди были равны в своей беспомощности перед силами природы, и появления коллективной и частной собственности.

Одним из важных последствий неолитической революции стало существенное повышение уровня жизни людей и, как следствие, резкое увеличение численности и плотности населения оседлых сельскохозяйственных обществ, сумевших освоить территории, непригодные для проживания охотников, рыболовов и собирателей в силу климатических особенностей и режима разлива рек. Возникают все более крупные объединения первобытных людей, построенные на межобщинных и надобщинных связях. На рубеже VI–V тыс. до н.э. появляются так называемые предгосударства (вождества), характеризующиеся усложнением внутренней организации первобытных общин. Возникают новые управленческие функции. Управление смещается на надобщинный уровень, возникает управленческая деятельность.

Если раньше власть вождя держалась прежде всего на его личностных характеристиках (сила, ум, удачливость, справедливость и т.п.), то теперь определяющее значение начинают приобретать именно его властные полномочия, прежде всего в плане распределения «избыточного продукта», произведенного всем сообществом, а не преимущественно им лично, как в донеолитические времена. Важную роль начинает играть суггестивный источник власти, основанный на системе мифологических и религиозных символов. Рядом с вождем возникают жрецы и специальный слой лиц, обладающих управленческими навыками — организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять накопленные продовольственные и иные ресурсы, организовывать набеги или, наоборот, поддерживать взаимовыгодные отношения с соседними сообществами и т.п.

Стремясь укрепить свою власть и сохранить наибольшую материальную выгоду от своего положения, управленческая верхушка постепенно консолидировалась в замкнутую группу сословно-кастового характера (аристократию или знать), куда доступ других членов сообщества был практически невозможен. Власть в предгосударстве опирается теперь прежде всего на религиозную и управленческую элиту.

Любая управленческая деятельность не может не опираться на определенные устоявшиеся правила взаимодействия как между членами сообщества, так и последних с органами управления. Эти правила, сначала представлявшие собой разного рода обычаи, запреты (табу), дозволения, мифологические и религиозные установки и ритуалы и прочие культурные нормы, должны быть общепринятыми и направлены на удовлетворение жизненно важных потребностей сообщества. Всякая инициатива и импровизация, отклонение от нормы рассматривались общиной как нечто опасное.

Однако животные инстинкты тогда, как, впрочем, и сейчас, давали о себе знать. Их основу составляли пропитание, половая жизнь и самозащита. Функцию наказания за нарушение правил еще в первобытном обществе взял на себя суд, который изначально осуществлялся органом самоуправления — общим собранием членов рода или же представителей (вождей и жрецов) нескольких родов. Если человек не желал подчиняться общим правилам жизни своего сообщества или совершал тяжкий проступок, то по решению суда он мог подвергнуться избиению, изгнанию или даже смерти. В экономическом смысле взять с него было нечего.

Разные исследователи по-разному называют эти правила — обычным правом, протоправом, догосударственными правовыми отношениями и т.п. Все зависит от концептуальных предпочтений авторов. В литературе известно несколько онтологических определений права на выбор. Кому что понравится. В данной работе мы не хотели бы вставать на защиту какой-то одной точки зрения, но рассмотреть возникновение и развитие права в рамках цивилизационного и культурного развития человечества.

Мы попытаемся проследить, как исторически происходило вычленение из общего массива культуры такой ее отрасли, как право, которая обеспечивает устойчивое функционирование общества и государства.

По мере усложнения социальной структуры человеческого сообщества происходит накопление зачастую противоречащих друг другу обычаев. Возникает проблема их «сортировки» на «нужные» и «ненужные», «полезные» и «вредные». А для этого требовались соответствующие «критерии отбора». Так возникли традиции, основанные на этических нормах, которые и определяли ценностные ориентации сообщества в дихотомии «правильное — неправильное», «хорошее — плохое».

Неолитическая революция, упорядочившая время и пространство в восприятии первобытного человека, послужила катализатором развития традиционных отношений. Традиции включили в себя способы чувственного и рационального познания мира, поведенческие нормы, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов сообщества, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

Вычленение управленческой деятельности означало, что обычаи как способ контролировать и регулировать функционирование человеческого сообщества перестали действовать «автоматически». «Селекционирование» обычаев на основе этических норм и ценностных ориентаций стало базовой задачей управленческих структур — царской власти, бюрократии и жречества.

Особенно эта проблема обострилась с возникновением древних цивилизаций. Города и племена, объединенные в едином государстве, следовали разным обычаям, поклонялись разным богам. Значительная часть населения все еще тяготела к институтам первобытной общины и испытывала ностальгию по «золотому веку» «царства равноправия и справедливости». В этих условиях возникла необходимость создания неких общих для всего населения правил на основе сформулированных правящим слоем этических норм.

Развитие социальных систем происходит отнюдь не линейно, от одних достижений к другим. Социокультурным процессам присущи прерывность и пульсация. Ни исторический процесс в целом, ни все социокультурные процессы не имеют никакой постоянной тенденции, никакого направления, которому они должны неукоснительно следовать. Наоборот, важнейшую роль в историческом процессе играют социокультурные флуктуации, которые подробно исследовал Питирим Сорокин в цитировавшейся выше книге.

Возникновение древнейших цивилизаций в IV–III тыс. до н.э. и сталорезультатом таких флуктуаций. Однако возникли они отнюдь не повсеместно. Например, в Африке, Полинезии и Австралии первобытные общества просуществовали вплоть до нашего времени. Цивилизация в эти первобытные сообщества пришла извне в результате колонизации указанных территорий, а не в результате естественного развития. Собственно изучение этих сохранившихся в своем первозданном виде доцивилизационных сообществ и послужило основным источником наших знаний о первобытных людях.

Первые цивилизации возникли в Древней Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае и Древней Индии в результате разложения общинно-родовых сообществ. Время жизни этих цивилизаций оказалось разным. Если цивилизация Древней Месопотамии (Шумер — Аккад — Вавилон — Ассирия) исчезла еще до начала нашей эры, Древнего Египта — в начале нашей эры, то многие черты древних цивилизаций Индии и Китая сохранились вплоть до Новейшего времени.

В результате относительно теплого межледникового периода — голоцена, начавшегося более 11 тыс. лет назад, африканский и евразийский континенты испытали значительные климатические изменения. В частности, началось чрезмерное иссушение земли. Вместе с тем долины рек Нила, Тигра и Евфрата оставались при условии их умелого освоения по сути оазисами для успешного ведения сельского хозяйства. Пастухам и земледельцам удалось с помощью дренажных каналов и дамб превратить эти земли в продуктивные поля. В Древней Индии существовали засушливый регион долины реки Инд, требовавший создания системы ирригации, и регион долины реки Ганг с дождевым орошением. Египетская, шумерская и в определенной степени индийская цивилизации возникли на основе создания и развития ирригационного опыта.

На территории Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, возникло несколько культур: шумерская (первая половина III тыс. до н.э.), аккадская (вторая половина III тыс. до н.э.), вавилонско-ассирийская (XX–XI вв. до н.э.), новоассирийская и нововавилонская (первая половина I тыс. до н.э.).

Во второй половине IV тыс. до н.э. в Южном Двуречье стали формироваться важнейшие институты цивилизованного общества — города. К началу III тыс. до н.э. в Шумере возникло несколько десятков городов. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы общинного управления, включавшего в себя собрания воинов, совет старейшин из числа знатных людей. Формируется аристократический политический режим, при котором руководящие должности распределялись исключительно среди знати. Регуляторами общественных отношений все еще остаются религиозные мифы, обычаи, разного рода табу и ритуалы.

В III тыс. до н.э. складывается дворцово-храмовое хозяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. Бывший племенной вождь превращается в царя. Усложняются управленческие функции, разрастается административный аппарат. На рубеже XXIV–XIII вв. до н.э. в Аккаде возникает территориальное государство и оформляется режим так называемой восточной деспотии.

Аналогичные процессы происходили и в Древнем Египте. Первые территориальные государства появились здесь в XXXII в. до н.э. Древнее царство сформировалось в результате объединения племенных групп (номов) в царство Верхнего Египта и царство Нижнего Египта. Затем Верхний Египет покорил Нижний, и весь Египет стал подчиняться одному фараону. Египтяне, как и жители Шумера, приложили немало усилий, чтобы взять под контроль регулярные наводнения в результате разлива Нила. Они также строили ирригационные сооружения. Для организации общей деятельности и для контроля над использованием земли и воды здесь в 1850–1800 гг. до н.э. также возникли деспотическая власть и централизованное государство. Фараон получил неограниченную экономическую, политическую и верховную жреческую власть.

В Китае первые очаги цивилизации городского типа возникли гораздо позже — во II тыс.до н.э., а первая централизованная империя — только в 206 г. до н.э. В отличие от древних Месопотамии и Египта древние китайцы в значительно меньшей степени были подвержены воздействию мифов. Религия в их обществе не играла такой важной роли. Им был свойствен рациональный менталитет, что не способствовало возникновению мегамашины по образцу Шумера и Египта.

В основе древнеиндийской культуры лежали четыре исторически сформировавшиеся религиозно-мифологические системы — брахманизм, джайнизм, буддизм и индуизм. Для них была характерна высокая степень отстраненности от «посюстороннего» мира. Индийская культура была в значительной степени интравертной. Она накопила большой опыт самопознания и самоосмысления, опыт иррационального освоения мира. Создание централизованной деспотии для такого общества не представляется возможным.

Возникновение цивилизаций, как и неолитическая революция, привело к значительному увеличению материальных и интеллектуальных достижений человечества. Первобытная культура подобно зерну, оказавшемуся в увлажненной плодородной почве, начала превращаться в ветвистое дерево. Ее ветвями в дополнение к религиозной и управленческой стали такие отрасли, как искусство, наука, инженерия, военное дело и право. При этом появление и развитие ростка права на древе культуры происходило под существенным влиянием управленческой, мировоззренческой, аксиологической (ценностной) и научной составляющих.

Социальный состав населения Шумерского царства включал в себя разные категории людей. Основную массу составляли лишенные средств производства свободные неполноправные работники — чужаки и несвободные рабы. За ними следовали свободные мелкие производители, а именно сельскохозяйственные общинники и ремесленники, живущие своим трудом. И наконец, существовал господствующий слой, куда входили жрецы, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и т.п. 12 Практически каждый человек был жестко встроен в структуру государства и выполнял ограниченный набор функций без какой-либо возможности изменить свое положение элемента машины.

В конце III тыс. до н.э. на трон шумерских царей восходят представители города-государства Ура, так называемой III династии Ура, правившей с 2112 gо 2003 г. до н.э. Основателем этого царства стал Ур-Намма (Ур-Намму) (ок. 2104–2095 гг. до н.э.). Он объединил города Северного и Центрального Двуречья. Период его правления называют шумерским ренессансом. Однако самой значительной стала его масштабная законодательная деятельность, имевшая отдаленные последствия как во времени, так и в пространстве и завершившаяся созданием древнейшего в мире свода законов, известного как «кодекс Ур-Наммы».

Тексты законов Ур-Наммы, составленные на шумерском языке, имеют более чем столетнюю историю обретения, состоящую из серии археологических открытий. Первые фрагменты глиняных табличек с текстом законов были обнаружены в 1899–1900 гг. при раскопках древнего города Ниппура. Они были переведены на английский язык и опубликованы в 1954 г. Следующие глиняные таблички с текстами «кодекса» были опубликованы в 1965 и 1981 гг. Совсем недавно, в 2011 г., был переведен на английский язык последний из открытых археологами экземпляр текста, хранившейся в частной коллекции. Наиболее полный перевод законов Ур-Наммы на русский язык был опубликован Е.Н. Трикоз в 2013 г. 17 Основное содержание этого «кодекса» интерпретируется следующим образом 18 :

преступления против жизни и свободы, в частности убийство и насильственное задержание, а также охрана беременных женщин — ст. 1–3; 30–36;

членовредительство и причинение телесных повреждений — ст. 18–26;

брачно-семейные нормы, в том числе правила развода, порядок наследования и сексуальные преступления, в частности прелюбодеяние (ст. 51) — ст. 4–12, 27–29, 37, 38, 46, 47, 51–54, 80–82;

нарушение обещаний, клятвопреступление, ложный донос и самовольное оставление рабом своего хозяина — статьи 13–17, 37, 38, 78, 79;

договор сельскохозяйственной аренды и ответственность арендатора (ст.39–45), договор хранения (ст.48–50), договор подряда и оплата труда наемных работников (ст.55–58, 60–64, 70, 71, 77), договоры найма услуг лекаря (ст.65–69), денежного и зернового займа (ст.72–75), продажи и найма жилья (ст.83–87).

При этом наказанием являлись в основном штрафы.

До нас дошли датированные этим периодом своды законов царя Шумера и Аккада Липит-Иштара 20 (XX в. до н.э.) — 43 статьи, старовавилонского города Эшнуна 21 (XIX в. до н.э.) — 61 статья и вавилонского царя Хаммурапи 22 (XVIII в. до н.э.) — 282 статьи, или закона. При этом если первые три свода законов дошли до нас в качестве гораздо более поздних копий на глиняных клинописных табличках, то Кодекс Хаммурапи дошел до нас в оригинале — на каменной стеле.

С точки зрения сохранности оригинала древних законодательных актов самым значительным памятником правовой мысли древневосточного общества следует признать законы царя Хаммурапи.

Большое значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности была двух видов: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой режим имели наделы земли за службу воинам — имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцев), также получали земельные наделы. Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. Законы Хаммурапи не содержат подробных указаний относительно порядка пользования землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя. Стоит сказать, что эти законы в какой-то степени защищали общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем.

Хотя названные «кодексы» заметно отличаются друг от друга по содержанию, например наличием или отсутствием принципа талиона — «око за око…», тем не менее налицо их преемственность и общие принципы построения.

Во-первых, для всех этих памятников характерен концепт божественной легитимации царя и его законодательной деятельности. Например, стелу Хаммурапи венчает изображение царя, стоящего перед богом солнца Шамашем (или Мардуком по другой версии).

Во-вторых, композиционно они выглядят одинаково и включают в себя пролог (преамбулу), в котором обосновывается легитимность царя, восходящего на престол, и суть осуществляемых им реформ, как правило, призванных обеспечить справедливость и защиту подданных. Далее следуют собственно положения вводимого законодательства. Причем, в-третьих, все они формулируются по принципу «если… то…». Наконец, эпилог содержит проклятия в адрес тех, кто нарушит закон, с указанием кары, которая их за это постигнет.

Да, понятия прав индивида, как и ценности свободы, не существовало и не могло существовать в рамках мегамашины, где каждому была отведена роль лишь функционального элемента.

Тем не менее мы с полным основанием можем утверждать, что более четырех тысячелетий назад на стволе человеческой культуры возник побег, имеющий все признаки такой ее ветви, как право. Правовая деятельность (законотворчество, законодательство, правоохранительная и правоприменительная деятельность) профессионализировалась и отделялась от управленческой деятельности. Появились правовые документы (законы). Возникла своего рода система подготовки юридических кадров. Это был тот зародыш, из которого впоследствии и выросла могучая ветвь современного права.

Совершенно иначе обстояли дела в Древнем Египте. Развитие в нем было существенно замедлено. Это было гомеостатическое государство, где трансляция накопленных знаний и навыков, сосредоточенных в руках жреческой корпорации, происходила от одного посвященного жреца к другому, а в общую деятельностную практику свободная трансляция не допускалась. Изменения культурных образов с последующим их аккумулированием происходили не в общей практике жителей Египта, а только в среде жрецов — хранителей накопленного культурного опыта, полезных для общества достижений, знаний и навыков. В итоге социокультурное развитие египетского общества существенно замедлялось. Однако в силу весьма длительного существования египетского государства искусство и наука Древнего Египта достигли достаточно высокого уровня развития. Некоторыми достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор, а технология возведения пирамид и поныне остается загадкой. Дошедшие до нас образцы свидетельствуют о том, что искусство существовало в рамах строгих канонов, знание обреталось преимущественно эмпирическим путем, а наука носила выраженный прикладной характер.

Современная наука делит историю Древнего Египта на пять периодов. Первые два периода — Раннее царство ( XXX — начало XXVIII в. до н.э.) и Древнее царство (начало XXVIII — конец XXII в. до н.э.). За ними последовал первый распад единого Египта. Следующий период — Среднее царство (середина XXI — середина XVIII в. до н.э.). В этот период возникает деспотическая монархия, после чего в результате восстания черни и нашествия внешних врагов произошел второй распад единого Египта. Далее выделяют период Нового царства (XVI–IX вв. до н.э.), в который возникает новая деспотическая монархия, и период Позднего Египета (VIII–III вв. до н.э.). После этого Египет входил в состав разных государств (Нубии, Ассирии, Вавилонии, Персии, эллинистических монархий и Римской империи). Основной этап существования древнеегипетской цивилизации (династический период) продолжался 27 веков — с XXXIII по VI в. до н.э.

Как ни странно, но определенные нормы поведения для живых мы находим в оправдательных речах умерших перед лицом богов, решающих, как поступить с душой умершего. Чтобы успешно пройти загробный суд, он должен был отрицать свою причастность к прегрешениям. Их список и составляет те нормы и запреты, которым должен был следовать древний египтянин. Вот пример такой оправдательной речи из древнеегипетской «Книги мертвых», составленной жрецами в XI в. до н.э.:

Понятно, что такая «потусторонняя» ментальность никак не способствовала широкой реализации творческих начал человека.

В итоге всего сказанного выше культура Древнего Египта в основном осталась практически нерасчлененной. О выделении права в качестве самостоятельной ветви говорить не приходится, хотя в древнеегипетской мифологии и можно выделить описание процедур и символов, которые с позиций нашего времени можно обозначить как «правовые». Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа справедливого суда. Магические действия, толкование происшедших событий, ритуалы и этические предписания, игравшие роль свода законов и детально регламентировавшие жизнь египтян, регулировались жрецами.

Символом, олицетворяющим саму справедливость, было соответствующее верховное божество: сначала бог Осирис, а потом богиня справедливости и порядка Маат. Начиная с эпохи Древнего царства роль верховного жреца — «вещателя маат» выполнял джати (верховный сановник), совмещавший административные обязанности со жреческими и собственно судейскими функциями. Джати лично контролировал всю судебную процедуру в храмовых судах.

В Древнем Египте в силу гомеостатичности и автаркичности возникшей в нем цивилизации выделение правовых сфер деятельности из суггестивной (жреческой) ветви управленческой деятельности так и не произошло. Этим объясняется скудость правовых продуктов — законов, профессиональных юристов, соответствующих правовых структур и организаций. Право в Древнем Египте так и не выделилось в отдельную отрасль культуры.

Вполне автаркичной была и цивилизация Древнего Китая. Однако, в отличие от Древнего Египта, эта автаркичность имела преимущественно внешний характер и не распространялась на развитие самого китайского общества.

Историю Древнего Китая подразделяют обычно на следующие периоды: эпоха Шан-Инь (XVIII–XII вв. до н.э.), эпоха Чжоу (XIIVIII вв. до н.э.), эпоха городов-государств, включающая эпоху Воюющих Царств (Чжаньго; VII–III вв. до н.э.), и эпоха империи (III в. до н.э. — III в. н.э.).

Особенно плодотворным в развитии философских учений в Китае стал период Воюющих Царств (V–III вв. до н.э.). Наиболее значимыми являются труды Конфуция (Кун-цзы; 551–479 гг. до н.э.), Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.) и Шан Яна (Гуньсунь Ян; 390–338 гг. до н.э.).

В VI–III вв. до н.э. Китай переживал значительный экономический подъем. Это был период широкого распространения железных орудий. Возникало много новых городов, расширялись старые. Растущие торговые связи способствовали развитию водного транспорта.

Основной социальной организацией Древнего Китая продолжительное время была патронимия. Она объединяла от нескольких сотен до тысяч больших семей, принадлежавших к одной родственной группе. Глава большой семьи являлся распорядителем имущества и пользовался огромным авторитетом у ее многочисленных членов. Сыновья и младшие браться были обязаны почитать главу, отцов и старших братьев.

В учении Конфуция большое внимание уделяется соблюдению ритуалов (процедур) как основы правил поведения. Следить за исполнением таких правил должны специально обученные люди — чиновники. При этом государство должно опираться не на безликий и равно обязательный для всех закон, а на мудрость и добродетель правителя и его талантливых и достойных чиновников. Конфуций был сторонником четких социальных разграничений. Но при этом он призывал управлять непокорными не с помощью репрессий, а посредством их воспитания. Учение Конфуция дошло до нас в виде записей его высказываний «Лунь юй» («Беседы и суждения»), сделанных его учениками и последователями.

Модель государства, предложенная Конфуцием, впоследствии была названа меритократией — властью достойных. Были все основания полагать, что такая модель имеет право на существование. Рассматриваемый период характеризовался крайней нестабильностью государственных образований, которые не случайно именовались Воюющими Царствами. Одни из этих царств претендовали на гегемонию, другие старались выжить. Нестабильным было и положение самих правителей этих царств, поскольку некоторые представители высшей аристократии сами претендовали на царский престол.

Главы государств вынуждены были решать вполне типичные проблемы. Усилить собственную власть и как можно дольше удерживать ее. Ограничить могущество родовой аристократии, передававшей высшие административные посты по наследству. Заставить чиновников преданно служить именно данному правителю, а не нескольким «господам» одновременно. Подчинить себе все вооруженные формирования царства. Успокоить народ и добиться от него послушания. Наконец, превратить свое царство в мощное государство, способное не только отражать агрессию соседей, но и захватывать чужие земли.

Сам Конфуций мыслил себя представителем слоя ши и неоднократно пытался осуществить свои идеи о «правильном» государственном устройстве на практике. Однако эти попытки каждый раз наталкивались на суровую прозу политической борьбы и изощренных интриг и не дали приемлемого результата. В итоге неудавшийся государственный деятель перешел на «преподавательскую работу», посвятив остаток дней подготовке будущих меритократов.

Основная часть его учения касалась морально-этических качеств правителей и чиновников. При этом эталоном добродетели для него служили представления, пришедшие из глубокой древности, все того же восходящего к первобытному обществу понимания справедливости. Важную роль играли структура органов управления и принципы их функционирования, прежде всего в виде ритуалов. Если бы Конфуцию задали традиционный русский вопрос: как судить, по закону или по справедливости? — он, наверное, ответил бы: по справедливости. В его понимании виновным в преступлении был не тот, кто его совершил, а тот, кто его воспитал.

Совершенно иной подход был присущ представителям наиболее конкурентной конфуцианству школы «политконсультантов» — легизму. Консервативному, если не регрессивному, подходу Конфуция легизм противопоставил модернизационную концепцию, предполагающую, по сути, организацию мегамашины с целью создания мощной империи. Адепты этой школы, появившейся в эпоху Чжаньго, предлагали создать абсолютно послушный государю централизованный аппарат, который путем жестоких наказаний обеспечивал бы неукоснительное исполнение жестких законов и повиновение подданных.

Созданная Яном система рангов строго иерархизировала всю социальную систему и превратила общество в нечто вроде гигантской казармы. В рамках этой «казармы» продвижение вверх допускалось только за заслуги, прежде всего в военном деле, причем это касалось всех — от рядовых воинов до высшей знати. Знати и чиновникам было строго запрещено преследовать корыстные цели, причем за нарушение соответствующих запретов, да и всех остальных выпущенных в большом количестве указов, воспринимавшихся в качестве некоего свода законов, следовали суровые наказания даже в случае небольших проступков. Сознательно активизировалась система взаимной слежки и доносов, причем доносчики щедро вознаграждались, а недонесшие строго наказывались.

Шан Ян впервые в истории Китая открыто провозгласил, что простой народ — это быдло, чем он глупее и слабее, тем легче им управлять. Мало того, в слабости и разобщенности людей, в разрыве веками создававшихся крепких социально-семейных связей таится сила аппарата власти. Слабых и глупых легче не только запугать, но и одурачить, заставить поверить власти и быть преданными ей, даже боготворить ее.

Другим конкурирующим конфуцианству учением был даосизм. Сам факт существования Лао-цзы, считающегося основоположником даосизма, оспаривается некоторыми авторами. Есть даже версия, что он и Конфуций — одно лицо. Даосизм — учение, существующее и в настоящее время, хотя и в сильно измененном виде. Книга «Дао дэ дзин», в которой изложены основные принципы даосизма, по наиболее распространенной версии, представляет собой изложение взглядов Лао-цзы, осуществленное его последователями. В их основе лежит воздержание и недеяние, а царь — это священный и бездеятельный вождь.

Даосизм исходит из того, что человеческое общество является частью природы, которая развивается по раз и навсегда заданным законам, которые невозможно не то что изменить, но даже замедлить или ускорить. От воли человека в этой ситуации ничего не зависит, и лучшее, что он может сделать, — это следовать путем дао, или естественного порядка вещей. Государство воспринимается как искусственное образование и потому является злом, которое наряду с культурой, знаниями, нормами, страстями, желаниями и излишествами следует преодолеть.

Приведенные выше концепции государственного устройства и правовых систем доминировали в различные исторические периоды истории Китая. После того, как в 221 г. до н.э. возникла первая китайская империя Цинь, император Цинь Шихуанди осуществил жесткие реформы на основе легизма. Он казнил конфуцианцев и сжигал их книги.

Это был период окончательного становления империи, которая достигла небывалого могущества. Император отдает распоряжение об укреплении Великой Китайской стены, которую начали строить преимущественно еще во времена Воюющих Царств с целью обозначить границы начавшей формироваться империи и оградить ее от набегов хунну. Теперь Стену надстраивают и значительно удлиняют. Для ее строительства была создана мощная трудовая машина под командованием полководца Мэн Тяня. Строительство длилось около 10 лет. Участие в работах приняли почти 2 млн человек. Из-за эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч работников. Невыносимые условия существования вызвали возмущение даже самых безгласных «винтиков» этой машины. Это привело к ряду народных восстаний, которые стали одной из причин падения династии Цинь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *